Движение секуляризации на Филиппинах

Движение секуляризации на Филиппинах под управлением испанской колониальной администрации с 18 по конец 19 века выступало за расширение прав коренных филиппинских католических священнослужителей. Это движение имело значительные последствия для филиппинского национализма и филиппинской революции .
Фон
[ редактировать ]Во время испанской колониальной эпохи на Филиппинах католическая церковь имела сильное культурное, политическое и экономическое влияние на Филиппинском архипелаге. В феодальном обществе институты в основном отдавали предпочтение землевладельцам испанских полуостровов (происходившим с Пиренейского полуострова ) и католическим монахам . Священнослужители, принадлежащие к религиозным орденам, таким как иезуиты и доминиканцы, имели значительное влияние на дела островов. [1]
Это две ключевые группы католического духовенства на Филиппинах по отношению к движению секуляризации. [1]
- Светские лица ( seculares ) — священнослужители , не принадлежащие к религиозному ордену . В основном это коренные филиппинцы. В то время их называли индио , а термин «филиппинцы» применялся исключительно к испанцам, родившимся на Филиппинах ( insulares ). [2] Приходские работы обычно предназначены для светских лиц, но испанскому колониальному правительству на Филиппинах пришлось столкнуться с проблемой, заключающейся в том, что испанцев-светских людей практически нет из-за низкого уровня иммиграции испанцев на Филиппины из-за их удаленности от Испании и слабой экономики. [3]
- Регуляры ( regulares ) — священнослужители, входящие в состав установленного порядка. В основном это испанцы.
Движение за секуляризацию поощряло назначение местных филиппинских священников во главе приходов . Движение встретило сопротивление со стороны испанских монахов, которые являются постоянными посетителями, из-за негативного воздействия на их политический авторитет и влияние на Филиппинских островах. [4] Некоторые религиозные деятели оправдывали свое несогласие с тем, чтобы дать местным священникам больше ответственности, расистскими соображениями и тем, что туземцы якобы изначально не подходят для священства. Они также были обеспокоены тем, что процесс секуляризации может привести к отделению островной колонии от Испании. Местные священники ранее принимали участие в восстаниях в Мексике и Перу . [5]
История
[ редактировать ]Санкционированная Испанией секуляризация
[ редактировать ]Карл III Испанский в 1759 году ввел политику, направленную на подчинение католической церкви испанской монархии. Религиозные ордена сопротивлялись таким шагам, в отличие от светских орденов, которые подчинялись епископам, назначенным монархией. [5]
Движение секуляризации началось в 1770-х годах. После изгнания иезуитов в 1768 году из всех колоний Испанской империи , включая Филиппины, испанская монархия издала в 1774 году королевский указ о заполнении вакантных должностей духовенства в приходах светскими людьми. [4] Указ был реализован на Филиппинах генерал-губернатором Симоном де Анда . [5] На Филиппинах это означало, что вакансии будут заполнять местные священники, что встретило сопротивление со стороны испанских регулярных священнослужителей по различным причинам. [4] Большинство местных светских священников также оказались плохо подготовленными к управлению приходами. Захват светских приходов в Пампанге у августинцев под надзором самого генерал-губернатора Анды принял насильственный характер. [6]
В 1787 году колониальное правительство Филиппин обратилось к Карлу III с просьбой положить конец политике секуляризации. [6] Испанское правительство отменило свою политику секуляризации в 1826 году, несмотря на позицию Святого Престола , выступающую против постоянства религиозного порядка в управлении приходом. Однако Рим (современный Ватикан) или Папа не имели абсолютной власти над католическим духовенством на Филиппинах. Решение Папы, касающееся Филиппин, должно было быть одобрено испанским правительством, и религиозные ордена на Филиппинах по-прежнему имели влияние на колониальное правительство и могли иметь преимущественную силу над Римом (современный Ватикан). [5]
Движение за секуляризацию, возглавляемое местными жителями
[ редактировать ]
Движение секуляризации продолжало расти вплоть до начала 19 века. Одним из местных священников, возглавлявших движение в тот период, был Педро Пелаес из Лагуны . Вместе с Мариано Гомесом Пелаес начал организовывать мероприятия, призывающие вернуть контроль над филиппинскими приходами филиппинским светским людям. [5] Пелаес, также ученый, собрал средства для отправки представителя в Мадрид, написал брошюры и обратился к королеве Испании с просьбой о поддержке его защиты. [6] Динамика движения была нарушена из-за землетрясения в Маниле 1863 года , которое стало причиной смерти Пелаеса. В движение включился Хосе Бургос , протеже Пелаеса. Как и Пелаес, Бургос решительно выступал за права светского духовенства, которому не разрешалось управлять приходом из-за его расы. [5]
Однако после подавления иезуитов Орден вспоминания , переехавший в приходы, когда-то принадлежавшие иезуитам, передал свои приходы местным филиппинским епархиям или светскому духовенству, временно успокоив тоску филиппинцев. [7]
Иезуиты вернулись на Филиппины в 1859 году, вытеснив многих светских священников . [4] Они вернули себе контроль над приходами на Минданао от Воспоминаний в 1861 году. Светские священники в Кавите потеряли юрисдикцию над своими приходами в пользу Воспоминаний и доминиканцев . В декабре 1870 года испанский архиепископ Манилы Грегорио Мелитон Мартинес написал испанскому регенту, выступая за секуляризацию и предупреждая, что дискриминация филиппинских священников будет способствовать развитию антииспанских настроений. [6]
Казнь Гомбурзы и последствия
[ редактировать ]Движение завершилось в 1872 году казнью Гомбурзы , состоявшей из трёх местных священников, а именно самого Бургоса, Мариано Гомеса и Хасинто Саморы . Будучи видными деятелями движения секуляризации, они были обвинены в участии в мятеже Кавите 1872 года .
Кроме того, генерал-губернатор, который был масоном , Рафаэль Искьердо-и-Гутьеррес , после обнаружения мятежа в Кавите, возглавился другими масонами: Максимо Иносенсио , Крисанто де лос Рейес и Энрике Параисо; Генерал-губернатор, согласно своей масонской клятве защищать собратьев по ремеслу, переложил вину на Гомбурзу, поскольку они вызвали этническую гордость среди филиппинцев своей кампанией за реформы. [7] Генерал-губернатор обратился к католической иерархии в лице архиепископа Манилы Грегорио Мелитона Мартинеса с просьбой объявить их еретиками и лишить сана, но он отказался, так как верил в невиновность Гомбурзы. Когда имперское правительство казнило Гомбурзу, в церквях по всей территории был объявлен траур. [7] Это вдохновило получившего образование иезуита и будущего национального героя Хосе Рисаля сформировать Ла Лигу Филиппин , чтобы потребовать от Испании реформ и признания местного духовенства.
считали гомбурзу мучениками Позднее либеральные реформисты и филиппинские националисты . Это трио упоминается в книге Хосе Ризаля « Эль флибустеризм» , а их смерть часто упоминается Катипунаном ( тайным обществом, принимающим масонские обряды) как фигурами, вдохновившими Филиппинскую революцию . [4] [1]
На пике филиппинской революции более 800 из 967 приходов и миссий находились под контролем религиозных орденов. Более 400 завсегдатаев были взяты в плен, многие другие были убиты во время революции. [6]
Начало американской колониальной администрации ознаменовало собой первый случай, когда Ватикан не имел прямого вмешательства в дела католической церкви на Филиппинах. Однако между масонами в Америке (поскольку Америка была республикой, основанной на масонстве ) произошел конфликт, поскольку они выступили против своих собратьев-масонов, катипунеро, которые сражались против американцев, вторгшихся на Филиппины во время филиппино-американской войны . Американские епископы и апостольские делегаты Святого Престола поддержали коренное филиппинское духовенство. Папа Лев XIII призвал филиппинских священников уделить большую роль посредством апостольской конституции Quae mari Sinico в 1902 году. [6] Хорхе Барлин в 1905 году стал первым филиппинцем по национальности, получившим сан епископа. Он был назначен епископом Касереса .
Движение секуляризации также привело к созданию Iglesia Filipina Independentiente Изабело де лос Рейес и о. Грегорио Аглипай . Церковь провозгласила независимость от власти Святого Престола в 1902 году, став первой христианской деноминацией на Филиппинах, полностью возглавляемой филиппинцами. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Умали, Джастин (17 февраля 2020 г.). «Как смерть Гомбурзы привела к созданию полностью филиппинской церкви» . Эсквайрмаг . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Даудбхой, Захара (24 февраля 2016 г.). «Политика религии на Филиппинах» . Фонд Азии . Фонд Азии . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ ЭСКОТО, САЛЬВАДОР П. (1976). «Церковный спор 1767–1776 годов: катализатор филиппинского национализма» . Журнал истории Азии . 10 (2): 97–133. ISSN 0021-910X .
- ^ Jump up to: а б с д и Пасион, Фрэнсис Кристоффер (16 февраля 2021 г.). «Вспоминая ГОМБУРЗЫ: В преддверии 150-летия их мученической кончины в 2022 году» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Укунг, Питер Джейнул (6 сентября 2012 г.). «Проблема секуляризации была международной проблемой» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «IV. Появляется филиппинское духовенство» . 500 лет христианства на Филиппинах . Проверено 9 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Эскаланте, Рене (12 мая 2020 г.). «СМОТРЕТЬ: ГОМБУРЗА и документальный фильм NHCP» (видео) . youtube.com . Национальная историческая комиссия Филиппин .