1872 г. Мятеж в Кавите.
Кавите мятеж | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть филиппинского восстания против Испании | |||||||
![]() Исторический памятник, установленный в 1972 году Национальной исторической комиссией в парке Самонте в память о мятеже. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Один полк, четыре пушки | Около 200 солдат и рабочих |
Мятеж в Кавите ( испанский : Motín de Cavite ; филиппинский : Cavite Rebellion ) — восстание филиппинских военнослужащих из форта Сан-Фелипе , испанского арсенала в Кавите , [2] : 107 Филиппинские острова (тогда также известные как часть Испанской Ост-Индии ), 20 января 1872 года. Около 200 набранных на месте колониальных солдат и рабочих поднялись, веря, что это перерастет в национальное восстание. Мятеж не увенчался успехом, правительственные солдаты казнили многих участников и начали подавлять растущее националистическое движение на Филиппинах . Многие ученые полагали, что мятеж Кавите был началом филиппинского национализма , который в конечном итоге привел к Филиппинской революции . [3]
Причины мятежа Кавите
[ редактировать ]Причины восстания в Кавите можно определить, изучив различные версии этого исторического события.
Испанские отчеты о мятеже
[ редактировать ]Хосе Монтеро-и-Видаль был испанским историком, который интерпретировал мятеж как попытку устранить и свергнуть испанских колонизаторов на Филиппинах. Его рассказ подтвержден рассказом генерал-губернатора Рафаэля Искьердо , генерал-губернатора Филиппин во время мятежа. Оба упомянули, что мятеж был организован группой местного духовенства.
Отчет Хосе Монтеро-и-Видаля
[ редактировать ]Восстание в Кавите было целью туземцев добиться от испанского правительства на Филиппинах из-за отмены привилегий, которыми пользовались рабочие арсенала Кавите в форте Сан-Фелипе, таких как освобождение от дани и принудительного труда ( поло и обслуживание ). Демократические и республиканские книги и брошюры, речи и проповеди апостолов этих новых идей в Испании, взрывы американских публицистов и жестокая политика бесчувственного губернатора, которого правящее правительство послало управлять страной. Коренные филиппинцы претворили в жизнь эти идеи там, где сложились условия, породившие идею достижения своей независимости. [4]
Отчет генерал-губернатора Искьердо
[ редактировать ]Генерал-губернатор Искьердо настаивал на том, что мятеж был спровоцирован и подготовлен местным духовенством, метисами и юристами как сигнал протеста против несправедливостей правительства, таких как невыплата провинциям за урожай табака, уплата дани и использование принудительного труда. Неясно, планировали ли туземцы основать монархию или республику, поскольку на их родном языке нет слова, описывающего эту другую форму правления, лидера которой на филиппинском языке называли бы «пинуно». Однако выяснилось, что они поставят во главе правительства священника, а лидером выберут Хосе Бургоса или Хасинто Самору , что и было планом руководивших ими повстанцев; и средства, которые они рассчитывали на ее реализацию. [5]
Другие версии мятежа
[ редактировать ]Счет Тринидада Пардо де Тавера
[ редактировать ]Это событие было всего лишь простым мятежом, поскольку до этого времени филиппинцы не собирались отделяться от Испании, а лишь обеспечивали получение материалов и развитие образования в стране. Однако мятеж был использован на мощном уровне. Кроме того, в это время центральное правительство лишило монахов полномочий участвовать в гражданском управлении, а также в управлении и управлении университетами. Это привело к тому, что монахи, опасаясь, что их влияние на Филиппинах останется в прошлом, воспользовались мятежом и сообщили о нем испанскому правительству как о широком заговоре, организованном по всему архипелагу с целью отмены испанского суверенитета. Правительство Мадрида, не пытаясь расследовать реальные факты или масштабы предполагаемой революции, о которой сообщили Искьердо и монахи, поверило, что схема верна. [5]
Отчет Эдмунда Плаушута
[ редактировать ]Плаушут связал непосредственную причину с безапелляционным приказом генерал-губернатора Искьердо, взимающего личные налоги с филиппинских рабочих инженерного и артиллерийского корпуса арсенала Кавите и требующего от них выполнять принудительный труд, как обычных подданных. До этого эти рабочие арсенала пользовались освобождением как от налогов, так и от принудительного труда. 20 января, день восстания, был день зарплаты, и рабочие обнаружили сумму налогов, а также соответствующую плату вместо принудительного труда, вычтенную из их зарплатных конвертов. Это была последняя капля. В ту ночь они взбунтовались. Сорок пехотинцев и двадцать артиллеристов взяли на себя командование фортом Сан-Фелипе и открыли огонь карронадами, чтобы объявить о моменте своего триумфа. Это была недолгая победа. Судя по всему, к мятежникам присоединились их товарищи из 7-й пехотной роты, которой было поручено патрулировать площадь Кавите. Однако их охватил ужас, когда они поманили солдат 7-го пехотного полка с валов форта, и их товарищи не предприняли никаких попыток присоединиться к ним. Вместо этого компания начала на них нападать. Повстанцы решили запереть ворота и дождаться утра, когда должна была прийти поддержка из Манилы. Он дал беспристрастный отчет об этом и его причинах в статье, опубликованной в журнале Revue des Deux Mondes в 1877 году. Он установил, что основной причиной мятежа считается «приказ генерал-губернатора Карлоса де ла Торре (предшественника Искьердо) обложить солдат инженерного и артиллерийского корпуса личными налогами, от . реализовали также налоги Мятеж вспыхнул 20 января 1872 года, когда рабочие получили зарплату и поскольку фалла , штраф, который платили за освобождение от принудительного труда, был вычтен из их зарплаты.
Различные отчеты о мятеже в Кавите также подчеркивают другие вероятные причины «революции», в том числе испанскую революцию, свергнувшую светский трон, грязную пропаганду, распространяемую безудержной прессой, демократические, либеральные и республиканские книги и брошюры, достигающие Филиппин, и, что наиболее важно, присутствие местного духовенства, которое из враждебности против испанских монахов «составляло заговор и поддерживало» повстанцев и врагов Испании.
Кроме того, сообщения о мятеже позволяют предположить, что Славная революция в Испании того времени придала коренным жителям больше решимости свергнуть нынешнее колониальное испанское правительство.
Боевой
[ редактировать ]Их лидером был Фернандо Ла Мадрид, сержант- метис , и его заместитель Джаерел Брент-старший, морено . Они захватили форт Сан-Фелипе и убили одиннадцать испанских офицеров. Мятежники думали, что местные филиппинские солдаты в Маниле присоединятся к ним в согласованном восстании, сигналом которого стал ракетный обстрел городских стен в ту ночь. [2] : 107 К сожалению, то, что они приняли за сигнал, на самом деле оказалось фейерверком в честь праздника Богоматери Лорето , покровительницы Сампалока . План состоял в том, чтобы устроить поджоги в Тондо, чтобы отвлечь власти, в то время как артиллерийский полк и пехота в Маниле могли взять под контроль форт Сантьяго и использовать пушечные выстрелы в качестве сигналов Кавите. Все испанцы должны были быть убиты, кроме женщин. [6] Новости о мятеже достигли Манилы предположительно через любовницу испанского сержанта, которая затем сообщила об этом своему начальству, и испанские власти опасались масштабного филиппинского восстания. На следующий день полк под командованием генерала Фелипе Джиновеса осаждал форт, пока мятежники не сдались. Затем Гиновес приказал своим войскам стрелять по сдавшимся, включая Ла-Мадрид. Повстанцы выстроились в линию, когда полковник Сабас спросил, кто не будет кричать « Вива Испания! », и застрелил одного человека, вышедшего вперед. [2] : 107 Остальные были заключены в тюрьму. [2] : 107
Последствия
[ редактировать ]Сразу после этого несколько филиппинских солдат были разоружены и позже отправлены в изгнание на южный остров Минданао . Подозреваемые в непосредственной поддержке мятежников были арестованы и казнены. Мятеж был использован колониальным правительством и испанскими монахами , чтобы обвинить трех светских священников, Мариано Гомеса , Хосе Бургоса и Хасинто Самору , известных под общим именем Гомбурса . Они были казнены через гарроту в Лунете , также известной на тагальском языке как Багумбаян , 17 февраля 1872 года. [2] : 107 Эти казни, особенно казни Гомбурзы, должны были оказать значительное влияние на людей из-за теневого характера судебных процессов. Хосе Ризал , чей брат Пачиано был близким другом Бургоса, посвятил свою работу «El filibusterismo » этим трем священникам.
27 января 1872 года генерал-губернатор Искьердо утвердил смертный приговор 41 мятежнику. 6 февраля еще одиннадцать человек были приговорены к смертной казни, но позже ее заменили пожизненным заключением . Другие были сосланы на другие острова колониальной испанской Ост-Индии , такие как Гуам , Марианские острова , в том числе Хоакин Пардо де Тавера, Антонио М. Рехидор-и-Хурадо, Пио Баса и Хосе Мария Баса. [2] : 107–108 Самая важная группа создала колонию филиппинских экспатриантов в Европе , особенно в испанской столице Мадриде и Барселоне , где они смогли создать небольшие повстанческие ассоциации и печатные издания, которые должны были продвигать требования зарождающейся филиппинской революции .
не будет . Наконец, был издан указ, в котором говорилось, что дальнейших рукоположений/назначений филиппинцев в качестве католических приходских священников [2] : 107 Несмотря на мятеж, испанские власти продолжали использовать большое количество местных филиппинских войск, карабинеров и гражданской гвардии в своих колониальных силах на протяжении 1870–1890-х годов до испано-американской войны 1898 года. [7]
За историей мятежа в Кавите
[ редактировать ]В ходе короткого суда пленные мятежники дали показания против отца Бургоса. Государственный свидетель Франсиско Салдуа заявил, что один из братьев Баса сказал ему, что «правительство отца Бургоса» привлечет военно-морской флот Соединенных Штатов, чтобы помочь революции, которую совершил Рамон Мауренте, предполагаемый фельдмаршал, финансировал 50 000 песо. Главы монашеских орденов собрались на совещание и решили избавиться от Бургоса, вовлекая его в заговор. Один монах-францисканец, замаскированный под Бургоса, предложил мятежникам поднять мятеж. Старшие монахи использовали una fuerte suma de dinero или банкет, чтобы убедить генерал-губернатора Искьердо, что Бургос был вдохновителем переворота. Гомес и Самора были близкими соратниками Бургоса, поэтому они тоже были включены в обвинения. Кроме того, Залдуа был главным информатором против трех священников. Его заявление послужило основным основанием для вынесения обвинительного приговора, и ему было обещано помилование в обмен на его показания, однако он был осужден вместе с троими. Он был первым из них, кого казнили 17 февраля 1872 года.
Центральное правительство в Мадриде заявило, что оно хочет лишить монахов всякого права вмешиваться в вопросы гражданского управления, а также руководства и управления учебными заведениями. Монахи опасались, что их господство в стране уйдет в прошлое и что им нужно что-то, чтобы оправдать свое существование, а мятеж предоставит такую возможность. Однако Филиппинский институт был учрежден испанским правительством в качестве образовательного указа, объединяющего сектантские школы, которыми когда-то управляли монахи. Этот указ был направлен на повышение уровня образования на Филиппинах, требуя, чтобы преподавательские должности в этих школах заполнялись по конкурсным экзаменам, что является важным шагом, который приветствуется большинством филиппинцев.
Казнь Гомбурзы
[ редактировать ]15 февраля 1872 года испанские колониальные власти обвинили отцов Бургоса, Гомеса и Самору в измене, подстрекательстве к мятежу и подрывной деятельности; и были приговорены к смертной казни через удавку в Багумбаяне, Филиппины. Их казнили через два дня после вынесения приговора. Обвинение против этих троих заключалось в их предполагаемом соучастии в восстании рабочих на военно-морской верфи Кавите. Генерал-губернатор Искьердо считал, что филиппинцы создадут свое собственное правительство, и якобы три священника были назначены лидерами планируемого правительства, чтобы освободиться от испанского правительства.
Смерть Гомбурзы пробудила сильный дух гнева и негодования среди филиппинцев. Они критиковали испанские власти и требовали реформ из-за предвзятого управления властями. По иронии судьбы, мученическая смерть трех священников способствовала созданию Пропагандистского движения , целью которого было добиваться реформ и информировать испанский народ о злоупотреблениях его колониальных властей на Филиппинских островах. [8]
Помимо казни Гомбурзы 28 января 1872 года, военный суд также приговорил к смертной казни 41 мятежника. Однако на следующий день Искьердо помиловал 28 мятежников, а приговоры остальных были подтверждены. 6 февраля 1872 года 11 мятежников были приговорены к смертной казни, но Искьердо заменил их смертные приговоры пожизненным заключением. Вместе с казнью трех мучеников Энрике Параисо, Максимо Инносенсио и Крисанто де лос Рейес были приговорены к десяти годам тюремного заключения. [9]
Кроме того, были люди, приговоренные военным судом Испании к изгнанию на Марианские острова (ныне Гуам): отец Педро Дандан, отец Мариано Севилья, Торибио Х. дель Пилар (брат Марсело Х. дель Пилар ), Агустин. Мендоса, Хосе Гевара, Мигель Ласа, Хусто Гуасон, Бр. Анисето Дезидерио, Бр. Висенте дель Росарио, Хоакин Пардо де Тавера, Антонио Ма Рехидор, Хосе Баса и Энрикес, Маурисио де Леон, Педро Карильо, Хервасио Санчес, Хосе Ма. Баса, Пио Баса, Бальвино Маурисио, Максимо Патерно (отец Педро Патерно ) и Валентин Тоска. [8] [9]
По приказу генерал-губернатора Искьердо в результате восстания в Кавите было задержано несколько священников и мирян. Среди священников, задержанных в последующие дни, были отцы Хосе Бургос, Хасинто Самора, Мариано Гомес, а также несколько филиппинских юристов и торговцев. На Гуаме были наказаны и другие филиппинцы. Однако трое священников были приговорены к смертной казни через удавку.
Трое священников были признаны виновными в государственной измене как руководители мятежа испанским судом вечером 15 февраля 1872 года. Рано утром следующего дня приговор был оглашен в форте Сантьяго.
Около 40 000 филиппинцев собрались вокруг платформ казни 17 февраля 1872 года. Отец Бургос принял свою судьбу, у отца Заморы были пустые глаза, а отец Гомес высоко держал голову во время казни. Вместе с ними был казнен артиллерист Салдуа.
Общественное возмущение по поводу их казней в конечном итоге привело к возникновению Пропагандистского движения, движения за политические реформы конца XIX века на Филиппинах, целью которого было решение таких проблем, как представительство в испанских кортесах и секуляризация духовенства. В испанском колониальном правительстве движение было направлено на обеспечение большей автономии и представительства филиппинцев. [10] [ нужен лучший источник ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чендлер, Дэвид П. В поисках Юго-Восточной Азии: современная история . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1110-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Форман Дж., 1906 г. Установленный курс для района патрулирования у северо-восточного побережья главного японского острова Хонсю . Она прибыла, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера.
- ^ Чендлер, Дэвид П. В поисках Юго-Восточной Азии: современная история . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-1110-0 .
- ^ «Два лица мятежа в Кавите 1872 года» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2021 года . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Пайети-Пейдж, Крис Антонетт (10 апреля 2013 г.). «ДВА ЛИЦА Мятежа в Кавите 1872 года» . Национальная историческая комиссия Филиппин. Архивировано из оригинала 10 октября . Получено 12 , октября
- ^ Шумахер, Джон (март 2011 г.). «Мятеж Кавите к окончательной истории». Филиппинские исследования . 59:58 – через JSTOR.
- ^ Филд, Рон (1998). Испано-американская война 1898 года . Брасси. стр. 98–99. ISBN 1-85753-272-4 .
- ^ Jump up to: а б «Гомбурза и пропагандистское движение» . www.philippine-history.org . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Окампо, Амбет Р. (18 февраля 2015 г.). «Не только Гомбурза » Мнение.inquirer.net . Получено 13 ноября ,
- ^ «Жизнь и творчество Ризала Вани-Обиаса, Маллари, Эстеллы PDF | PDF» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]