Jump to content

Красный

Красный
Общая численность населения
В настоящее время нет;
10 000–15 000 (около 1900 г.)
Основатель
Бог — Торнадо
Регионы со значительной численностью населения
( Висайские острова )
Религии
Народный католицизм
Священные Писания
Библия, тексты, относящиеся к филиппинской мифологии.
Языки
Висайские языки , испанский, тагальский

Пулаханы (буквально «те , кто носит красное» на кебуанском языке ; испанский : pulajanes ), также известные как диос-диос , были членами религиозного возрождения филиппинских верований , которое развилось на Висайских островах до филиппинской революции . На пике своего развития она насчитывала около 10 000–15 000 приверженцев. Движение было серьезно подорвано во время Филиппинской революции после того, как филиппинская полиция взяла на себя патрулирование в Самаре , когда американские военные объявили остров «умиротворенным».

Описание

[ редактировать ]
Агимат , предназначенный для ношения с ожерельем.

Пулаханес практиковал синкретическое религиозное возрождение, основанное главным образом на филиппинской мифологии и народном католицизме . Отдельные верования включают антинги, а также возрождение бабайлана . [ 1 ] Местные боевые приемы, такие как эскрима, также использовались в элитном и жестоком боевом стиле. [ 2 ] Они практиковали форму местных боевых искусств под названием Деробио Эскрима и специализируются на использовании тяжелого ножа-боло в боях в форме полумесяца. Религиозные ритуалы с использованием бутылок со святым маслом , молитвенников, таких как Библия, освященных ант-антинг , в качестве благословений перед битвами.

Американцы называют пулаханцев отъявленными бойцами и экспертами в рукопашном бою. Боевые кличи также были обычным явлением среди их бойцов. Их также описывают как людей, лишенных стратегии из-за высоких потерь в таких сражениях, как резня при Долорес . Они были предметом многих законов, принятых в ранний американский колониальный период , и их часто обвиняли в бандитизме . [ 3 ] Джордж Карри , губернатор Самара , писал о пулаханах в отчете 1907 года: «...Пулаханцы почти все невежественные, суеверные люди, на них легко повлиять как во благо, так и во зло. Поэтому необходимо, чтобы за ними внимательно наблюдали и привлекали их к себе. под нашим влиянием, с той целью, чтобы через несколько лет у них больше не было желания вести дикую и беззаконную жизнь. Они не являются плохими людьми по своей природе, и я знаю, что их можно вернуть в цивилизацию, если они подвергнутся упомянутому влиянию. Этим людям крайне необходимы миссионеры. Все они по своей природе религиозны, и хороший священник мог бы оказать на них большее влияние, чем кто-либо другой».

В 19 веке произошел подъем диос -диос «шаманов». Диос-диос (буквально « притворщик бога » или «ложный бог», от испанского dios ) — религиозные лидеры, названные так из-за их склонности отождествлять себя с христианскими религиозными деятелями. Они возглавляли культовые религиозные движения, обещая своим последователям процветание, сверхъестественные силы или исцеление. Большинство из них были простыми шарлатанами, торгующими амулетами и магическими бумажками. Их члены были в основном из неграмотной сельской бедноты, которая мало знала о формальном католическом учении и жила в крайней нищете под колониальным правлением. [ 4 ] Движение диос-диос изначально было чисто религиозным.

Есть множество примеров лидеров диос-диос в XIX веке. Среди них Лунгао, целитель из Илокоса , который в 1811 году заявил, что он Иисус Христос; Игнасио Димас, возглавлявший «Трес Кристос» («Три Христа») Либманана , Нуэва -Касерес (современный Камаринс-Сур ), которые в 1865 году утверждали, что обладают сверхъестественной силой над болезнями; Бенедикта, старуха и целительница, которая в 1862 году называла себя «Ла Санта де Лейте» («Святая Лейте») и предсказала, что остров Лейте затонет; [ 4 ] Клара Тарроса, восьмидесятилетняя бабайлан из Тигбауана , Илоило, в конце 1880-х годов, провозгласившая себя Девой Марией и изолировавшая себя и своих последователей от испанского правления; [ 5 ] Франсиско Гонсалес (псевдоним «Франциско Сейлс» или «Фруто Сейлз») из Харо, Лейте , который в 1888 году утверждал, что он был королем, посланным спасти людей от нового великого наводнения , приведя их в город, который поднимется из волн; и многое другое. Эти движения обычно подавлялись испанцами, заключая в тюрьму их лидеров или сосылая их. [ 4 ]

Бого-Божьи восстания 19 века.

[ редактировать ]

Движение началось в 1887 году, когда Пончано Элофре, Кабеса де Барангай из Замбоангиты , Восточный Негрос , не смог собрать все налоги со своих избирателей. В ответ испанские солдаты до смерти избили его отца Криса Элофре, чтобы преподать ему урок. После этого он сплотил людей против принудительной уплаты налогов испанскому правительству. [ 6 ] Его движение вскоре включило в себя религиозную свободу , а также празднование древних обрядов бабайлана ( шамана ) с намерением возродить аспекты филиппинской мифологии . Он переименовал себя в Диоса Бухави (буквально «Бог Вихря») и провозгласил себя спасителем людей. Подражая древним шаманам асог , он одевался в женскую одежду и вел себя женственно, хотя был женат на женщине. Он претендовал на сверхъестественные способности, подобные древнему далагангану . Он называл своих последователей «пулаанесами», которых насчитывалось около 2000 (которых испанские власти называли бабайланами ) и которые регулярно нападали на города, контролируемые испанцами. [ 6 ] Несмотря на свою динамику, движение не смогло достичь своих целей. Действия Элофре настолько встревожили испанское колониальное правительство, что генерал-губернатор Валериано Вейлер послал 500 человек Гражданской гвардии и линкор в Негрос, чтобы справиться с угрозой. [ 7 ] 22 августа 1887 года Элофре совершил набег на Сиатон , город, примыкающий к Замбоангите, и был убит в столкновении с колониальными войсками. Его жена Флавиана Тубиган и родственники пытались продолжить движение, но в конечном итоге были схвачены и сосланы испанскими властями. Их сменил Ка Мартин де ла Круз из Толонга на юге Восточного Негроса , лейтенант Элофра. Командование де ла Круса бабайланами переросло в бандитизм. Когда испанским властям не удалось его поймать, 11 сентября 1893 года де ла Крус был убит в ловушке, устроенной его собственной любовницей Альфонсой Алайдан. Остальные последователи Бухави были позже завербованы Папой Исио , когда он начал организовывать свою собственную группу бабайланов для нового восстания против Испании. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 4 ]

Папа Исио с двумя последователями бабайланов в тюрьме в Баколоде после его сдачи американским властям в 1907 году. Обратите внимание на его « папские облачения » и женское платье, которое носит мужчина слева от него.

Последнее значительное восстание диос-диос в 19 веке возглавил Дионисио Магбуэлас , более известный как Папа Исио , что означает «Папа Исио». Папа Исио был сыном переселенцев из Панай . К 1880 году в возрасте 34 лет он был вовлечен в драку с испанцем . Опасаясь репрессий со стороны колониального правительства, он бежал в горы, где встретил Диоса Бухави , вождя пулаханцев. Он присоединился к группе Диоса Бухави. В 1896 году Папа Исио организовал свою собственную группу бабайланцев из остатков последователей Бухави в Химамайлане , Западный Негрос . [ 11 ] Под его руководством движение стало более организованным, и он возглавил новое восстание, начавшееся в Гимамаилане . [ 11 ] [ 6 ] Движение продолжалось до Филиппинской революции в августе 1898 года. В это время движение быстро приобрело сторонников и начало разбивать базовый лагерь на склонах горы Канлаон . Вскоре они начали испытывать симпатии к Катипунану и заключили договор с Анисето Лаксоном и Хуаном Аранетой , лидерами связанной с Катипунаном Негритянской революции . После образования Республики Негров в ноябре 1898 года стала возникать напряженность в отношениях с их новыми союзниками. Это привело к точке кипения, когда лидеры этой республики подписали договор с США. Папа Исио немедленно отказался от верности этому правительству и начал новое наступление. [ 12 ] После того, как Филиппины были переданы Соединенным Штатам после испано-американской войны , Папа Исио первоначально был назначен «военным начальником» Ла-Кастелланы, Западный Негрос, при американском правительстве . Однако он снова оказал вооруженное сопротивление в 1899 году во время филиппино-американской войны . Его движение закончилось 6 августа 1907 года, когда Папа Исио сдался американским властям и был приговорен к смертной казни. Позже это наказание было заменено пожизненным заключением, и он умер в тюрьме Манилы Билибид в 1911 году. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Другое восстание Диос-Диос возглавил шаман по имени Грегорио Лампинио (более известный как «Грегорио Диос», а также известный как «Иларио Пабло» или «Папа») в Античности в 1888 году. Восстание было организовано возле горы Балабаго , священного места. место паломничества шаманов. Лампинио возглавил отряд численностью около 400 человек. Они собирали contribuciones babaylanes ( революционный налог ), распространяли антиколониальные идеи и совершали нападения на города в Антике и Илоило. В конечном итоге к 1890 году группа была подавлена ​​Гражданской гвардией . [ 4 ]

Кампания Пулахана

[ редактировать ]

Одновременно с восстанием Папы Исио в Западном Негросе против американского правления движение диос-диос в восточных Висайских островах обратило свое внимание на новое американское колониальное правительство . Называя себя Пуладжанами («те, кто носит красное»). Как и их предшественники, они претендовали на сверхъестественные способности и использовали в бою фетишистские амулеты, святые масла и магические заклинания. Они атаковали как американские войска, так и местных филиппинцев, сотрудничающих с американским колониальным правительством. Джеймс Фрэнсис Смит , генерал-губернатор Филиппин , писал о пулахане в отчете 1906 года: «Для многих слово «пулахан» является синонимом слова «бандит» или «грабитель». Это обозначение... едва ли уместно. Пулаханы Лейте и Самара вряд ли можно назвать грабителями или ворами. Действительно, как правило, пулаханы трудолюбивы, трудолюбивы и совсем не склонны к насилию, если только их не побуждают к этому длительные обиды или мощное влияние религиозного фанатизма. в Лейте и Самаре во многом произошло из-за несправедливости, совершенной по отношению к людям... Образование и справедливое обращение сделают из пулахана хорошим гражданином» [ 4 ] [ 13 ]

Лидер пулаханов Фаустино Аблен после того, как он был схвачен филиппинской полицией в своем горном убежище в Дагами 11 июня 1907 года.

С 1902 по 1907 год пулаханы бросили вызов американским властям в Лейте во главе с Фаустино Абленом («Папа Фаустино»), неграмотным крестьянином, принявшим титул папы. Аблен утверждал, что обладает сверхъестественными способностями, и продавал ант-антинг , делающий человека невидимым для врага, и святое масло, способное вылечить любую болезнь. Аблен пообещал своим последователям, что после победы он приведет их на вершину горы, на которой стояли семь золотых церквей, и они воссоединятся с умершими родственниками и потерянными карабаосами. Войска Аблена атаковали американские войска и захватили оружие, где только могли, однако их основным оружием оставалось боло . Они также нападут на филиппинцев, которые сотрудничали с американцами. Например, во время рейда на Каригару они обезглавили местного президента, убили его жену и похитили детей. Они не причиняли вреда ни в чем не повинным местным жителям, их единственной целью было добыть оружие и отомстить городской полиции. Несмотря на решительные кампании полиции, восстание продолжало расти. В некоторых боях движению удавалось задействовать от пятисот до тысячи человек. Правительство было настолько встревожено, что предложило награду в размере 2000 песо за живого или мертвого папу Фаустино. Генерал-майор США Леонард Вуд направил в Лейте четыре батальона армии США, чтобы подавить восстание. Это окончательно разбило восстание на чрезвычайно меньшие группы, которые были вынуждены применить партизанскую тактику. 25 мая 1907 года жена и семья папы Фаустино были взяты в плен. [ 16 ] 11 июня 1907 года отряд филиппинских скаутов случайно наткнулся на четыре истребителя «Пулахан» и открыл огонь. Трое мужчин скрылись, но один был схвачен. Это был Папа Фаустино. С его пленением восстание в Лейте подошло к концу. [ 17 ]

Производство

[ редактировать ]

После капитуляции Эмилио Агинальдо американцам во время филиппинско-американской войны в 1901 году сопротивление продолжалось в Самаре, возглавляемое генералом Висенте Лукбаном . Тяготы, которые пережило местное население от рук армии США, такие как геноцидный марш через Самар , посеяли среди самареньо глубокую ненависть к американцам. Таким образом, после того, как секретный штаб Лукбана на реке Кадак-ан был захвачен, американцами 17 ноября 1901 года несколько лидеров повстанцев отказались сдаться и отступили во внутреннюю часть острова, включая сбежавшего Лукбана. Среди лидеров повстанцев были Пабло Булан («Папа Пабло»), Антонио Анугар и Педро де ла Крус. Все они были членами Диос-Диос. После захвата Лукбана 18 февраля 1902 года Папа Пабло стал лидером сопротивления. С 1902 по 1904 год Папа Пабло наращивал свои силы в горах, которые к 1903 году оценивались в 7000 человек. [ 18 ] После того, как американцы принесли им тех же коррумпированных чиновников, новые налоги и законы, местное население начало присоединяться к пулаханцам и совершать нападки на правительство.

Полковник Энрике Вильяреал Дагохоб (или Дагухоб) был уроженцем Бикола с высшим образованием, участвовавшим в осаде Катубига в апреле 1900 года. [ 19 ] : 233  Он находился в тюрьме в своем родном Масбате с 1902 года под именем Андрес Вилласис (что, по данным Филиппинской комиссии, вероятно, было его настоящим именем) до 24 февраля 1903 года. В этот день он сбежал вместе с пятью другими сообщниками. После побега из тюрьмы он отправился в Лейте и стал видным военачальником, где был известен как Энрике Вильяреал. Весной 1904 года он отправился в Самар под новым псевдонимом Дагохоб, что на висайском языке означает «сильный ветер» или «гром». [ 20 ] Он уехал из Лейте в Самар из-за более благоприятных условий войны и натянутых отношений с другими пулаханцами. [ 21 ] После своего прибытия Дагохоб основал базу в Катубиге в Восточном Самаре. Получив значительную свободу от лидеров Пулахана, возможно, из-за его превосходного образования, Дагохоб быстро взял на себя руководство северо-восточным Самаром и поддержал движение Пулахана на острове. [ 22 ] Дагохоб планировал загнать местное население в гористую часть острова путем разрушения городов и деревень, после чего они могли бы склониться к сопротивлению. В ответ правительство разместило войска и предупредило местных жителей не покидать свои поселения. Поскольку пулаханы стали слишком сильными, чтобы полиция и филиппинские скауты могли с ними справиться, армия США сменила силы полиции в декабре 1904 года. Однако атаки продолжались, и было захвачено больше оружия. Затем силы полиции были отправлены в самое сердце территории Пулахана. Один отряд основал форт в Сан-Рамоне, который вскоре атаковали пулаханы. Было дано следующее описание нападения:

Первый штурмовой отряд состоял из шестидесяти боломенов, у каждого из которых к запястьям было привязано по два боло. Другие несли длинные шесты с горящими факелами, чтобы сжечь травяные крыши и вынудить жителей выйти на открытое пространство, где их могли срубить фанатичные боломены... Основная атака развернулась, когда 700 пуладжанцев в красно-белой форме кричали: «Тад! Тад!», когда они штурмовали крепость. Боломены подверглись поддерживающему ружейному огню из близлежащих кустов, но это было неэффективно, поскольку пуладжане были заведомо плохими стрелками. Всю ночь бушевала битва, и тела пуладжанов постепенно накапливались возле форта. Сотни пуладжанцев были ранены, а 100 были убиты на месте, прежде чем Анугар (лидер) объявил о прекращении нападения.

Разрушительной битвой для движения стала битва на реке Долорес 12 декабря 1904 года в Самаре под руководством США , когда более 1000 пулаханцев во главе с Педро де ла Крусом были убиты отрядом из 38 человек филиппинской полиции . По пути 38-й полк попал в засаду, устроенную более чем 1000 пулаханцев . Когда пулаханы бросились, размахивая яркими знаменами и крича «Тад-тад!» ( Тадтад , «Разрезанный на куски!») Их встретил залп ружейного огня, который остановил их продвижение. Констебли удерживали позиции и отбивали атаки, нанося тяжелые потери точным и устойчивым ружейным огнем. Однако пулаханцев было гораздо больше, и в конечном итоге они уничтожили все разведывательные силы. Из контингента в 43 человека погиб офицер и 37 его людей. Пуладжанцы, с другой стороны, понесли гораздо более тяжелые потери. По оценкам, до падения полиции погибло около 300 человек. Бойцам-пулаханам удалось захватить 38 винтовок «Крагс» и большое количество боеприпасов. [ 23 ] : 551 

После нескольких захватов пулаханцами орудий их силы стали сильнее как по огневой мощи, так и по смелости бойцов. [ 24 ] К февралю 1905 года пулаханы доминировали во многих районах острова. Правительство практически не контролировало Самар, ограничиваясь военными постами. Чтобы добиться прогресса, восточный Самар был передан под полный контроль регулярной армии, в то время как полиция сохранила контроль над более мирной западной стороной. В результате внезапного нападения в июле 1905 года американские войска убили Дагохоба, после чего многие его последователи сдались, а сопротивление на контролируемой им территории прекратилось. В августе был убит и Антонио Анугар. В начале 1906 года Назарио Агияр и 130 его людей согласились сдаться, однако это была всего лишь уловка, поскольку во время церемонии капитуляции они внезапно напали, вместо того чтобы сдать оружие. Это была попытка самоубийства: 43 пулахана были убиты, но они убили 22 констебля. [ 18 ] В ноябре 1906 года де ла Крус погиб в бою, а несколько его офицеров попали в плен. Несколько дней спустя констебли напали на лагерь Папы Пабло и убили его. Остался только один важный лидер, Исидро Помпак, также известный как Отой, который принял на себя управление и титул Папы. К этому времени пулаханы были сильно ослаблены, и Отой бродил с места на место, чтобы избежать плена. Джордж Карри , губернатор Самара , писал о пулаханах в отчете 1907 года: «Пулаханизм» почти прекратил свое существование в этой провинции (Самар). Отой, которому помогают Анхелес и еще несколько человек, находится в горах между Боронганом и Бэйси с примерно пятьюдесятью или шестьюдесятью последователями. Они находились под таким сильным давлением со стороны армии, полиции и добровольцев, что с ноября 1906 года они не совершали нападений ни на один из городов или сил. Круз, боевой лидер, Люсенте Пикардель и несколько других лидеров были убиты». Майор Дж. Б. Мерфи был старшим инспектором и лидером Самара. Полиции Филиппин , которой поручено захватить руководство Пулахана. [ 17 ]

Карри назначил бывших филиппинской революционной офицеров армии, конгрессменов Эухенио Дасу и Нарцисо Абуке, которые служили капитанами под непосредственным командованием Мерфи. Даза курировал Восточный-Самар и Абуке Западный-Самар. В качестве капитанов они назначали подчиненных офицеров и вербовали солдат. Многие из завербованных Дасой людей служили под его началом во время филиппинской революции и филиппино-американской войны. Даза и Абуке возглавляли роты по 100 вооруженных людей в каждой. Даса провел переговоры и арестовал Сиприано «Тедукдук» Аманго, лидера юго-восточного Самара Пулахана и лидера Атаки Магтаона . Тедукдук ранее был революционером при Дасе во время филиппино-американской войны. [ 25 ] В районе Напта-ан Даза и его люди столкнулись с большой группой пулаханцев. Победа Дазы здесь считается победой, которая привела к окончательному поражению пулаханов в Самаре. [ 26 ] Мерфи приписывают убийство религиозного главы Папы Пабло. Абуке и его людям приписывают убийство их боевого лидера Педро де ла Круса и 20 его людей. Четыре года спустя, 1 октября 1911 года, полицейским силам удалось обнаружить небольшой отряд Отоя и убить их. Это положило конец сопротивлению Пулахана. Только в Самаре погибло 7000 пулаханцев. [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Северино: Синко де Новиембре: революция или асьенда?» . Солнце.Стар Баколод. 4 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 6 марта 2010 г.
  2. ^ «Олаа-Нало Фехтование » Олаа-С Фехтованием. Архивировано из оригинала 5 сентября. 2 июля 1992 года. Получено 6 марта.
  3. ^ «История филиппинских баптистских пасторов 1898–2002 гг.» . Bwa-baptist-heritage.org. 2 августа 1983 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Марко, София (2001). «Диос-Диос в Висайях» (PDF) . Филиппинские исследования . 49 (1): 42–77.
  5. ^ Дэвис, Майк (2002). Поздние викторианские холокосты: голод Эль-Ниньо и создание третьего мира . Книги Версо. стр. 96–97. ISBN  9781859843826 .
  6. ^ Jump up to: а б с Модесто П. Са-оной (1992). Западная история Негроса . Сегодня принтеры и издательства. стр. 110–118.
  7. ^ Грег Банкофф (1998). «Бандиты, бандитизм и преступность на Филиппинах девятнадцатого века». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 29 (2): 319–339. дои : 10.1017/S0022463400007475 . JSTOR   20072049 . S2CID   159782759 .
  8. ^ Спокойно, ма. Сесилия К. и Консепсьон, Диана Р.: Революция в Негросе. , Raison D'Etre, Университета Западного Негроса-Реколетос , Баколод-Сити, 1998 г. Отдел планирования исследований и развития
  9. ^ Маккой, Альфред (1982). «Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (3): 141–194.
  10. ^ Агилар, Филомено В. младший (1998). Столкновение духов: история власти и гегемонии сахарных плантаторов на острове Висаян . Издательство Гавайского университета. стр. 27–46 . ISBN  9780824820824 .
  11. ^ Jump up to: а б Куэста, Анхель Мартинес, ОАР: История негров. , Общество охраны исторического наследия, Манила, 1980 г.
  12. ^ «Негритянская революция на Филиппинских островах» . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 25 мая 2020 г.
  13. ^ Jump up to: а б Константино, Ренато; Константино, Летиция Р. (1975). История Филиппин: от испанской колонизации до Второй мировой войны . Ежемесячный обзор прессы. ISBN  9780853453949 .
  14. ^ Са-оной, Модесто П. (1992). Западная история Негроса . Сегодня принтеры и издательства. стр. 110–118.
  15. ^ «Открытие маркера Papa Isio» . Visayan Daily Star. 10 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 г. . Проверено 10 июля 2018 г.
  16. ^ «Звонок в Сан-Франциско, том 102, номер 12, 12 июня 1907 года» . 12 июня 1907 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Константино, Ренато (1975). Филиппины: возвращение к прошлому (PDF) .
  18. ^ Jump up to: а б Димаюга, Пол. «Мессианские лидеры революции» . Проверено 26 мая 2020 г.
  19. ^ Линн, Б.М., Филиппинская война, 1899–1902 , Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, ISBN   0700612254
  20. ^ Форбс (1905). Соединенные Штаты. Филиппинская комиссия (1900–1916): Отчет Филиппинской комиссии военному министру, Часть 1 . Типография правительства США, 1903 год.
  21. ^ Пелорина, Ренато Н. (2 апреля 2015 г.). РАЗРАБОТКА РАЯ: ИСТОРИЯ ОБНАЖЕНИЯ ЛЕСОВ ОСТРОВА МАСБАТЕ, ФИЛИППИНЫ, 1870–1946 гг. (PDF) .
  22. ^ Херли, Вик (14 июня 2011 г.). Патруль джунглей, история филиппинской полиции (1901–1936) . п. 233.
  23. ^ Форман, Дж., 1906, Филиппинские острова, Политическая, географическая, этнографическая, социальная и коммерческая история Филиппинского архипелага , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера
  24. ^ Форбс (1906). Доклад Филиппинской комиссии военному министру . Соединенные Штаты. Филиппинская комиссия (1899–1900). п. 29.
  25. ^ Линн, Брайан (январь 1999 г.). «Кампания Пулахана: исследование умиротворения США». Война в истории . 6 (1): 60–63. дои : 10.1177/096834459900600102 . JSTOR   26014110 .
  26. ^ «Некоторые документы филиппино-американской войны в Самаре». Лейте-Самарские исследования . XVII : 165–187. 1983.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94dfbc7803942324e0601ebe0e892b16__1699500360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/16/94dfbc7803942324e0601ebe0e892b16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pulahan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)