Красный
Общая численность населения | |
---|---|
В настоящее время нет; 10 000–15 000 (около 1900 г.) | |
Основатель | |
Бог — Торнадо | |
Регионы со значительной численностью населения | |
( Висайские острова ) | |
Религии | |
Народный католицизм | |
Священные Писания | |
Библия, тексты, относящиеся к филиппинской мифологии. | |
Языки | |
Висайские языки , испанский, тагальский |
Пулаханы (буквально «те , кто носит красное» на кебуанском языке ; испанский : pulajanes ), также известные как диос-диос , были членами религиозного возрождения филиппинских верований , которое развилось на Висайских островах до филиппинской революции . На пике своего развития она насчитывала около 10 000–15 000 приверженцев. Движение было серьезно подорвано во время Филиппинской революции после того, как филиппинская полиция взяла на себя патрулирование в Самаре , когда американские военные объявили остров «умиротворенным».
Описание
[ редактировать ]
Пулаханес практиковал синкретическое религиозное возрождение, основанное главным образом на филиппинской мифологии и народном католицизме . Отдельные верования включают антинги, а также возрождение бабайлана . [ 1 ] Местные боевые приемы, такие как эскрима, также использовались в элитном и жестоком боевом стиле. [ 2 ] Они практиковали форму местных боевых искусств под названием Деробио Эскрима и специализируются на использовании тяжелого ножа-боло в боях в форме полумесяца. Религиозные ритуалы с использованием бутылок со святым маслом , молитвенников, таких как Библия, освященных ант-антинг , в качестве благословений перед битвами.
Американцы называют пулаханцев отъявленными бойцами и экспертами в рукопашном бою. Боевые кличи также были обычным явлением среди их бойцов. Их также описывают как людей, лишенных стратегии из-за высоких потерь в таких сражениях, как резня при Долорес . Они были предметом многих законов, принятых в ранний американский колониальный период , и их часто обвиняли в бандитизме . [ 3 ] Джордж Карри , губернатор Самара , писал о пулаханах в отчете 1907 года: «...Пулаханцы почти все невежественные, суеверные люди, на них легко повлиять как во благо, так и во зло. Поэтому необходимо, чтобы за ними внимательно наблюдали и привлекали их к себе. под нашим влиянием, с той целью, чтобы через несколько лет у них больше не было желания вести дикую и беззаконную жизнь. Они не являются плохими людьми по своей природе, и я знаю, что их можно вернуть в цивилизацию, если они подвергнутся упомянутому влиянию. Этим людям крайне необходимы миссионеры. Все они по своей природе религиозны, и хороший священник мог бы оказать на них большее влияние, чем кто-либо другой».
История
[ редактировать ]В 19 веке произошел подъем диос -диос «шаманов». Диос-диос (буквально « притворщик бога » или «ложный бог», от испанского dios ) — религиозные лидеры, названные так из-за их склонности отождествлять себя с христианскими религиозными деятелями. Они возглавляли культовые религиозные движения, обещая своим последователям процветание, сверхъестественные силы или исцеление. Большинство из них были простыми шарлатанами, торгующими амулетами и магическими бумажками. Их члены были в основном из неграмотной сельской бедноты, которая мало знала о формальном католическом учении и жила в крайней нищете под колониальным правлением. [ 4 ] Движение диос-диос изначально было чисто религиозным.
Есть множество примеров лидеров диос-диос в XIX веке. Среди них Лунгао, целитель из Илокоса , который в 1811 году заявил, что он Иисус Христос; Игнасио Димас, возглавлявший «Трес Кристос» («Три Христа») Либманана , Нуэва -Касерес (современный Камаринс-Сур ), которые в 1865 году утверждали, что обладают сверхъестественной силой над болезнями; Бенедикта, старуха и целительница, которая в 1862 году называла себя «Ла Санта де Лейте» («Святая Лейте») и предсказала, что остров Лейте затонет; [ 4 ] Клара Тарроса, восьмидесятилетняя бабайлан из Тигбауана , Илоило, в конце 1880-х годов, провозгласившая себя Девой Марией и изолировавшая себя и своих последователей от испанского правления; [ 5 ] Франсиско Гонсалес (псевдоним «Франциско Сейлс» или «Фруто Сейлз») из Харо, Лейте , который в 1888 году утверждал, что он был королем, посланным спасти людей от нового великого наводнения , приведя их в город, который поднимется из волн; и многое другое. Эти движения обычно подавлялись испанцами, заключая в тюрьму их лидеров или сосылая их. [ 4 ]
Бого-Божьи восстания 19 века.
[ редактировать ]Движение началось в 1887 году, когда Пончано Элофре, Кабеса де Барангай из Замбоангиты , Восточный Негрос , не смог собрать все налоги со своих избирателей. В ответ испанские солдаты до смерти избили его отца Криса Элофре, чтобы преподать ему урок. После этого он сплотил людей против принудительной уплаты налогов испанскому правительству. [ 6 ] Его движение вскоре включило в себя религиозную свободу , а также празднование древних обрядов бабайлана ( шамана ) с намерением возродить аспекты филиппинской мифологии . Он переименовал себя в Диоса Бухави (буквально «Бог Вихря») и провозгласил себя спасителем людей. Подражая древним шаманам асог , он одевался в женскую одежду и вел себя женственно, хотя был женат на женщине. Он претендовал на сверхъестественные способности, подобные древнему далагангану . Он называл своих последователей «пулаанесами», которых насчитывалось около 2000 (которых испанские власти называли бабайланами ) и которые регулярно нападали на города, контролируемые испанцами. [ 6 ] Несмотря на свою динамику, движение не смогло достичь своих целей. Действия Элофре настолько встревожили испанское колониальное правительство, что генерал-губернатор Валериано Вейлер послал 500 человек Гражданской гвардии и линкор в Негрос, чтобы справиться с угрозой. [ 7 ] 22 августа 1887 года Элофре совершил набег на Сиатон , город, примыкающий к Замбоангите, и был убит в столкновении с колониальными войсками. Его жена Флавиана Тубиган и родственники пытались продолжить движение, но в конечном итоге были схвачены и сосланы испанскими властями. Их сменил Ка Мартин де ла Круз из Толонга на юге Восточного Негроса , лейтенант Элофра. Командование де ла Круса бабайланами переросло в бандитизм. Когда испанским властям не удалось его поймать, 11 сентября 1893 года де ла Крус был убит в ловушке, устроенной его собственной любовницей Альфонсой Алайдан. Остальные последователи Бухави были позже завербованы Папой Исио , когда он начал организовывать свою собственную группу бабайланов для нового восстания против Испании. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 4 ]

Последнее значительное восстание диос-диос в 19 веке возглавил Дионисио Магбуэлас , более известный как Папа Исио , что означает «Папа Исио». Папа Исио был сыном переселенцев из Панай . К 1880 году в возрасте 34 лет он был вовлечен в драку с испанцем . Опасаясь репрессий со стороны колониального правительства, он бежал в горы, где встретил Диоса Бухави , вождя пулаханцев. Он присоединился к группе Диоса Бухави. В 1896 году Папа Исио организовал свою собственную группу бабайланцев из остатков последователей Бухави в Химамайлане , Западный Негрос . [ 11 ] Под его руководством движение стало более организованным, и он возглавил новое восстание, начавшееся в Гимамаилане . [ 11 ] [ 6 ] Движение продолжалось до Филиппинской революции в августе 1898 года. В это время движение быстро приобрело сторонников и начало разбивать базовый лагерь на склонах горы Канлаон . Вскоре они начали испытывать симпатии к Катипунану и заключили договор с Анисето Лаксоном и Хуаном Аранетой , лидерами связанной с Катипунаном Негритянской революции . После образования Республики Негров в ноябре 1898 года стала возникать напряженность в отношениях с их новыми союзниками. Это привело к точке кипения, когда лидеры этой республики подписали договор с США. Папа Исио немедленно отказался от верности этому правительству и начал новое наступление. [ 12 ] После того, как Филиппины были переданы Соединенным Штатам после испано-американской войны , Папа Исио первоначально был назначен «военным начальником» Ла-Кастелланы, Западный Негрос, при американском правительстве . Однако он снова оказал вооруженное сопротивление в 1899 году во время филиппино-американской войны . Его движение закончилось 6 августа 1907 года, когда Папа Исио сдался американским властям и был приговорен к смертной казни. Позже это наказание было заменено пожизненным заключением, и он умер в тюрьме Манилы Билибид в 1911 году. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Другое восстание Диос-Диос возглавил шаман по имени Грегорио Лампинио (более известный как «Грегорио Диос», а также известный как «Иларио Пабло» или «Папа») в Античности в 1888 году. Восстание было организовано возле горы Балабаго , священного места. место паломничества шаманов. Лампинио возглавил отряд численностью около 400 человек. Они собирали contribuciones babaylanes ( революционный налог ), распространяли антиколониальные идеи и совершали нападения на города в Антике и Илоило. В конечном итоге к 1890 году группа была подавлена Гражданской гвардией . [ 4 ]
Кампания Пулахана
[ редактировать ]Одновременно с восстанием Папы Исио в Западном Негросе против американского правления движение диос-диос в восточных Висайских островах обратило свое внимание на новое американское колониальное правительство . Называя себя Пуладжанами («те, кто носит красное»). Как и их предшественники, они претендовали на сверхъестественные способности и использовали в бою фетишистские амулеты, святые масла и магические заклинания. Они атаковали как американские войска, так и местных филиппинцев, сотрудничающих с американским колониальным правительством. Джеймс Фрэнсис Смит , генерал-губернатор Филиппин , писал о пулахане в отчете 1906 года: «Для многих слово «пулахан» является синонимом слова «бандит» или «грабитель». Это обозначение... едва ли уместно. Пулаханы Лейте и Самара вряд ли можно назвать грабителями или ворами. Действительно, как правило, пулаханы трудолюбивы, трудолюбивы и совсем не склонны к насилию, если только их не побуждают к этому длительные обиды или мощное влияние религиозного фанатизма. в Лейте и Самаре во многом произошло из-за несправедливости, совершенной по отношению к людям... Образование и справедливое обращение сделают из пулахана хорошим гражданином» [ 4 ] [ 13 ]
Лейте
[ редактировать ]
С 1902 по 1907 год пулаханы бросили вызов американским властям в Лейте во главе с Фаустино Абленом («Папа Фаустино»), неграмотным крестьянином, принявшим титул папы. Аблен утверждал, что обладает сверхъестественными способностями, и продавал ант-антинг , делающий человека невидимым для врага, и святое масло, способное вылечить любую болезнь. Аблен пообещал своим последователям, что после победы он приведет их на вершину горы, на которой стояли семь золотых церквей, и они воссоединятся с умершими родственниками и потерянными карабаосами. Войска Аблена атаковали американские войска и захватили оружие, где только могли, однако их основным оружием оставалось боло . Они также нападут на филиппинцев, которые сотрудничали с американцами. Например, во время рейда на Каригару они обезглавили местного президента, убили его жену и похитили детей. Они не причиняли вреда ни в чем не повинным местным жителям, их единственной целью было добыть оружие и отомстить городской полиции. Несмотря на решительные кампании полиции, восстание продолжало расти. В некоторых боях движению удавалось задействовать от пятисот до тысячи человек. Правительство было настолько встревожено, что предложило награду в размере 2000 песо за живого или мертвого папу Фаустино. Генерал-майор США Леонард Вуд направил в Лейте четыре батальона армии США, чтобы подавить восстание. Это окончательно разбило восстание на чрезвычайно меньшие группы, которые были вынуждены применить партизанскую тактику. 25 мая 1907 года жена и семья папы Фаустино были взяты в плен. [ 16 ] 11 июня 1907 года отряд филиппинских скаутов случайно наткнулся на четыре истребителя «Пулахан» и открыл огонь. Трое мужчин скрылись, но один был схвачен. Это был Папа Фаустино. С его пленением восстание в Лейте подошло к концу. [ 17 ]
Производство
[ редактировать ]После капитуляции Эмилио Агинальдо американцам во время филиппинско-американской войны в 1901 году сопротивление продолжалось в Самаре, возглавляемое генералом Висенте Лукбаном . Тяготы, которые пережило местное население от рук армии США, такие как геноцидный марш через Самар , посеяли среди самареньо глубокую ненависть к американцам. Таким образом, после того, как секретный штаб Лукбана на реке Кадак-ан был захвачен, американцами 17 ноября 1901 года несколько лидеров повстанцев отказались сдаться и отступили во внутреннюю часть острова, включая сбежавшего Лукбана. Среди лидеров повстанцев были Пабло Булан («Папа Пабло»), Антонио Анугар и Педро де ла Крус. Все они были членами Диос-Диос. После захвата Лукбана 18 февраля 1902 года Папа Пабло стал лидером сопротивления. С 1902 по 1904 год Папа Пабло наращивал свои силы в горах, которые к 1903 году оценивались в 7000 человек. [ 18 ] После того, как американцы принесли им тех же коррумпированных чиновников, новые налоги и законы, местное население начало присоединяться к пулаханцам и совершать нападки на правительство.
Полковник Энрике Вильяреал Дагохоб (или Дагухоб) был уроженцем Бикола с высшим образованием, участвовавшим в осаде Катубига в апреле 1900 года. [ 19 ] : 233 Он находился в тюрьме в своем родном Масбате с 1902 года под именем Андрес Вилласис (что, по данным Филиппинской комиссии, вероятно, было его настоящим именем) до 24 февраля 1903 года. В этот день он сбежал вместе с пятью другими сообщниками. После побега из тюрьмы он отправился в Лейте и стал видным военачальником, где был известен как Энрике Вильяреал. Весной 1904 года он отправился в Самар под новым псевдонимом Дагохоб, что на висайском языке означает «сильный ветер» или «гром». [ 20 ] Он уехал из Лейте в Самар из-за более благоприятных условий войны и натянутых отношений с другими пулаханцами. [ 21 ] После своего прибытия Дагохоб основал базу в Катубиге в Восточном Самаре. Получив значительную свободу от лидеров Пулахана, возможно, из-за его превосходного образования, Дагохоб быстро взял на себя руководство северо-восточным Самаром и поддержал движение Пулахана на острове. [ 22 ] Дагохоб планировал загнать местное население в гористую часть острова путем разрушения городов и деревень, после чего они могли бы склониться к сопротивлению. В ответ правительство разместило войска и предупредило местных жителей не покидать свои поселения. Поскольку пулаханы стали слишком сильными, чтобы полиция и филиппинские скауты могли с ними справиться, армия США сменила силы полиции в декабре 1904 года. Однако атаки продолжались, и было захвачено больше оружия. Затем силы полиции были отправлены в самое сердце территории Пулахана. Один отряд основал форт в Сан-Рамоне, который вскоре атаковали пулаханы. Было дано следующее описание нападения:
Первый штурмовой отряд состоял из шестидесяти боломенов, у каждого из которых к запястьям было привязано по два боло. Другие несли длинные шесты с горящими факелами, чтобы сжечь травяные крыши и вынудить жителей выйти на открытое пространство, где их могли срубить фанатичные боломены... Основная атака развернулась, когда 700 пуладжанцев в красно-белой форме кричали: «Тад! Тад!», когда они штурмовали крепость. Боломены подверглись поддерживающему ружейному огню из близлежащих кустов, но это было неэффективно, поскольку пуладжане были заведомо плохими стрелками. Всю ночь бушевала битва, и тела пуладжанов постепенно накапливались возле форта. Сотни пуладжанцев были ранены, а 100 были убиты на месте, прежде чем Анугар (лидер) объявил о прекращении нападения.
Разрушительной битвой для движения стала битва на реке Долорес 12 декабря 1904 года в Самаре под руководством США , когда более 1000 пулаханцев во главе с Педро де ла Крусом были убиты отрядом из 38 человек филиппинской полиции . По пути 38-й полк попал в засаду, устроенную более чем 1000 пулаханцев . Когда пулаханы бросились, размахивая яркими знаменами и крича «Тад-тад!» ( Тадтад , «Разрезанный на куски!») Их встретил залп ружейного огня, который остановил их продвижение. Констебли удерживали позиции и отбивали атаки, нанося тяжелые потери точным и устойчивым ружейным огнем. Однако пулаханцев было гораздо больше, и в конечном итоге они уничтожили все разведывательные силы. Из контингента в 43 человека погиб офицер и 37 его людей. Пуладжанцы, с другой стороны, понесли гораздо более тяжелые потери. По оценкам, до падения полиции погибло около 300 человек. Бойцам-пулаханам удалось захватить 38 винтовок «Крагс» и большое количество боеприпасов. [ 23 ] : 551
После нескольких захватов пулаханцами орудий их силы стали сильнее как по огневой мощи, так и по смелости бойцов. [ 24 ] К февралю 1905 года пулаханы доминировали во многих районах острова. Правительство практически не контролировало Самар, ограничиваясь военными постами. Чтобы добиться прогресса, восточный Самар был передан под полный контроль регулярной армии, в то время как полиция сохранила контроль над более мирной западной стороной. В результате внезапного нападения в июле 1905 года американские войска убили Дагохоба, после чего многие его последователи сдались, а сопротивление на контролируемой им территории прекратилось. В августе был убит и Антонио Анугар. В начале 1906 года Назарио Агияр и 130 его людей согласились сдаться, однако это была всего лишь уловка, поскольку во время церемонии капитуляции они внезапно напали, вместо того чтобы сдать оружие. Это была попытка самоубийства: 43 пулахана были убиты, но они убили 22 констебля. [ 18 ] В ноябре 1906 года де ла Крус погиб в бою, а несколько его офицеров попали в плен. Несколько дней спустя констебли напали на лагерь Папы Пабло и убили его. Остался только один важный лидер, Исидро Помпак, также известный как Отой, который принял на себя управление и титул Папы. К этому времени пулаханы были сильно ослаблены, и Отой бродил с места на место, чтобы избежать плена. Джордж Карри , губернатор Самара , писал о пулаханах в отчете 1907 года: «Пулаханизм» почти прекратил свое существование в этой провинции (Самар). Отой, которому помогают Анхелес и еще несколько человек, находится в горах между Боронганом и Бэйси с примерно пятьюдесятью или шестьюдесятью последователями. Они находились под таким сильным давлением со стороны армии, полиции и добровольцев, что с ноября 1906 года они не совершали нападений ни на один из городов или сил. Круз, боевой лидер, Люсенте Пикардель и несколько других лидеров были убиты». Майор Дж. Б. Мерфи был старшим инспектором и лидером Самара. Полиции Филиппин , которой поручено захватить руководство Пулахана. [ 17 ]
Карри назначил бывших филиппинской революционной офицеров армии, конгрессменов Эухенио Дасу и Нарцисо Абуке, которые служили капитанами под непосредственным командованием Мерфи. Даза курировал Восточный-Самар и Абуке Западный-Самар. В качестве капитанов они назначали подчиненных офицеров и вербовали солдат. Многие из завербованных Дасой людей служили под его началом во время филиппинской революции и филиппино-американской войны. Даза и Абуке возглавляли роты по 100 вооруженных людей в каждой. Даса провел переговоры и арестовал Сиприано «Тедукдук» Аманго, лидера юго-восточного Самара Пулахана и лидера Атаки Магтаона . Тедукдук ранее был революционером при Дасе во время филиппино-американской войны. [ 25 ] В районе Напта-ан Даза и его люди столкнулись с большой группой пулаханцев. Победа Дазы здесь считается победой, которая привела к окончательному поражению пулаханов в Самаре. [ 26 ] Мерфи приписывают убийство религиозного главы Папы Пабло. Абуке и его людям приписывают убийство их боевого лидера Педро де ла Круса и 20 его людей. Четыре года спустя, 1 октября 1911 года, полицейским силам удалось обнаружить небольшой отряд Отоя и убить их. Это положило конец сопротивлению Пулахана. Только в Самаре погибло 7000 пулаханцев. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Северино: Синко де Новиембре: революция или асьенда?» . Солнце.Стар Баколод. 4 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2008 г. Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ «Олаа-Нало Фехтование » Олаа-С Фехтованием. Архивировано из оригинала 5 сентября. 2 июля 1992 года. Получено 6 марта.
- ^ «История филиппинских баптистских пасторов 1898–2002 гг.» . Bwa-baptist-heritage.org. 2 августа 1983 года. Архивировано из оригинала 14 сентября 2009 года . Проверено 6 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Марко, София (2001). «Диос-Диос в Висайях» (PDF) . Филиппинские исследования . 49 (1): 42–77.
- ^ Дэвис, Майк (2002). Поздние викторианские холокосты: голод Эль-Ниньо и создание третьего мира . Книги Версо. стр. 96–97. ISBN 9781859843826 .
- ^ Jump up to: а б с Модесто П. Са-оной (1992). Западная история Негроса . Сегодня принтеры и издательства. стр. 110–118.
- ^ Грег Банкофф (1998). «Бандиты, бандитизм и преступность на Филиппинах девятнадцатого века». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 29 (2): 319–339. дои : 10.1017/S0022463400007475 . JSTOR 20072049 . S2CID 159782759 .
- ^ Спокойно, ма. Сесилия К. и Консепсьон, Диана Р.: Революция в Негросе. , Raison D'Etre, Университета Западного Негроса-Реколетос , Баколод-Сити, 1998 г. Отдел планирования исследований и развития
- ^ Маккой, Альфред (1982). «Байлан: анимистическая религия и филиппинская крестьянская идеология» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (3): 141–194.
- ^ Агилар, Филомено В. младший (1998). Столкновение духов: история власти и гегемонии сахарных плантаторов на острове Висаян . Издательство Гавайского университета. стр. 27–46 . ISBN 9780824820824 .
- ^ Jump up to: а б Куэста, Анхель Мартинес, ОАР: История негров. , Общество охраны исторического наследия, Манила, 1980 г.
- ^ «Негритянская революция на Филиппинских островах» . Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Константино, Ренато; Константино, Летиция Р. (1975). История Филиппин: от испанской колонизации до Второй мировой войны . Ежемесячный обзор прессы. ISBN 9780853453949 .
- ^ Са-оной, Модесто П. (1992). Западная история Негроса . Сегодня принтеры и издательства. стр. 110–118.
- ^ «Открытие маркера Papa Isio» . Visayan Daily Star. 10 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 г. . Проверено 10 июля 2018 г.
- ^ «Звонок в Сан-Франциско, том 102, номер 12, 12 июня 1907 года» . 12 июня 1907 г.
- ^ Jump up to: а б с Константино, Ренато (1975). Филиппины: возвращение к прошлому (PDF) .
- ^ Jump up to: а б Димаюга, Пол. «Мессианские лидеры революции» . Проверено 26 мая 2020 г.
- ^ Линн, Б.М., Филиппинская война, 1899–1902 , Лоуренс: Университетское издательство Канзаса, ISBN 0700612254
- ^ Форбс (1905). Соединенные Штаты. Филиппинская комиссия (1900–1916): Отчет Филиппинской комиссии военному министру, Часть 1 . Типография правительства США, 1903 год.
- ^ Пелорина, Ренато Н. (2 апреля 2015 г.). РАЗРАБОТКА РАЯ: ИСТОРИЯ ОБНАЖЕНИЯ ЛЕСОВ ОСТРОВА МАСБАТЕ, ФИЛИППИНЫ, 1870–1946 гг. (PDF) .
- ^ Херли, Вик (14 июня 2011 г.). Патруль джунглей, история филиппинской полиции (1901–1936) . п. 233.
- ^ Форман, Дж., 1906, Филиппинские острова, Политическая, географическая, этнографическая, социальная и коммерческая история Филиппинского архипелага , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера
- ^ Форбс (1906). Доклад Филиппинской комиссии военному министру . Соединенные Штаты. Филиппинская комиссия (1899–1900). п. 29.
- ^ Линн, Брайан (январь 1999 г.). «Кампания Пулахана: исследование умиротворения США». Война в истории . 6 (1): 60–63. дои : 10.1177/096834459900600102 . JSTOR 26014110 .
- ^ «Некоторые документы филиппино-американской войны в Самаре». Лейте-Самарские исследования . XVII : 165–187. 1983.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алехандрино, Хосе М. (1949). Цена свободы .
- Константино, Ренато (1972). Филиппины: возвращение к прошлому . Манила.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Илето, Рейнальдо (1979). Страсти и революция: народные движения на Филиппинах, 1840–1910 гг . Кесон Сити. ISBN 9789711130855 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Линн, Брайан Макаллистер (1999). «Кампания Пулахана: исследование умиротворения США». Война в истории . 6 (1): 45–71. дои : 10.1177/096834459900600102 .
- Мэй, Гленн Энтони (1981). Битва за Батангас, филиппинскую провинцию, находящуюся в состоянии войны . Нью-Хейвен.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Очоса, Орлино А (1989). Бригада Тинио: антиамериканское сопротивление в провинциях Илокос 1899–1891 гг. Кесон Сити.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Рот, Рассел (1981). Мадди Слава: «Индейские войны» Америки на Филиппинах 1899–1935 гг . Бостон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Стертевант, Дэвид Р. (1976). Народные восстания на Филиппинах 1840–1940 гг . Итака. ISBN 9780801408779 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )