Кодекс Калантио
Кодекс Раджи Калантио был предполагаемым юридическим кодексом в эпической истории Марагтас , который, как говорят, был написан в 1433 году Дату Калантио , вождём острова Негрос на Филиппинах . В настоящее время историки общепризнаны, что документы, подтверждающие существование и историю кодекса, согласно некоторым источникам, «представляют собой преднамеренные вымыслы, не имеющие исторической достоверности», написанные в 1913 году ученым по имени Хосе Марко в рамках исторического исследования. художественная литература под названием Las antiguas leyendas de la Isla de Negros (английский: Древние легенды острова Негрос ). [ 1 ] [ 2 ]
В 1990 году филиппинский историк Теодоро Агонсилло назвал кодекс «спорным документом». [ 3 ] Несмотря на сомнения в ее подлинности, некоторые учебники истории продолжают представлять ее как исторический факт. [ 4 ] В 2005 году Национальная историческая комиссия Филиппин официально признала Калантио и Кодекс Калантио мошеннической работой Хосе Марко 20-го века, не имеющей никакой исторической основы. [ 5 ]
История и спор о подлинности
[ редактировать ]Хосе Марко написал о Кодексе Калантио в своей книге 1917 года Historia Prehispana de Filipinas («Доиспанская история Филиппин»), где он перенес место происхождения Кодекса из Негроса в Панай провинцию Аклан, поскольку подозревал, что это может быть связано с Кодексом Калантиау. на фестиваль Ати-атихан . Другие авторы на протяжении всего 20 века доверяли этой истории и кодексу.
Впервые оно получило научное признание, когда Марко подарил пять рукописей фальшивых документов американскому историку Джеймсу Александру Робертсону . Робертсон представил его в Сан-Франциско в 1915 году в статье под названием « Социальная структура и идеи права среди ранних филиппинских народов» в недавно обнаруженном доиспанском уголовном кодексе Филиппинских островов . Робертсон был известным сторонником антииспанской пропаганды «черных легенд», а также намеренно искажал переводы испанских документов Филиппин в сборнике «Филиппинские острова, 1493–1898 » (1903–1907), написанном в соавторстве с Эммой Хелен Блэр . [ 6 ]
В 1965 году тогдашний Университета Санто-Томас докторант Уильям Генри Скотт начал изучение доиспанских источников для изучения истории Филиппин. В конце концов Скотт продемонстрировал, что код был подделкой, совершенной Марко. Когда Скотт представил эти выводы в своей докторской диссертации, защищенной 16 июня 1968 года перед группой выдающихся филиппинских историков, в которую входили Теодоро Агонсильо , Орасио де ла Коста , Марселино Форонда , Мерседес Грау Сантамария , Николас Сафра и Грегорио Зайде , не возникло ни одного вопроса. поднял вопрос о главе, которую он назвал «Вклад Хосе Э. Марко в филиппинскую историографию» . Однако в 1971 году была учреждена награда, известная как Орден Калантиао , которая вручалась любому гражданину Филиппин за исключительные и заслуги перед Республикой в отправлении правосудия и в области права. [ 7 ]
Позже Скотт опубликовал свои выводы, разоблачающие код, в своей книге «Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории» . [ 8 ] Позже филиппинские историки удалили этот кодекс из будущей литературы по истории Филиппин. [ 9 ] Когда Антонио М. Молина опубликовал испанскую версию своей книги «Филиппины сквозь столетия под названием Historia de Filipinas» (Мадрид, 1984), [ 10 ] он заменил Кодекс одним предложением: докторская диссертация историка Скотта опровергает само существование указанного Кодекса. («Докторская диссертация историка Скотта опровергает само существование Кодекса»). [ 11 ]
Подлинность кода ранее подвергалась сомнению другими учеными. [ 13 ] Однако, несмотря на это и несмотря на выводы Скотта, изменения в учебниках и академической программе произошли лишь спустя почти тридцать лет после выхода публикации Скотта в 1969 году. Тем временем Кодекс Калантио продолжал преподаваться как часть древнего филиппинского языка. история. [ 14 ]
В 2004 году резолюция № 12 Национального исторического института (NHI) «[заявляющая, что Кодекс Калантиао/Калантио не имеет действительной исторической основы» требовала: (1) официального подтверждения того, что Кодекс Калантио является мошеннической работой Хосе двадцатого века. Марко, (2) президент Филиппин прекратил награждать уходящих в отставку Верховных судей и других международных высокопоставленных лиц «Орденом Калантио» и (3) отменил Исполнительный указ № 234, в котором Дату Бондахара Калантио был признан «первым филиппинским законодателем». и объявил Зал славы и библиотеку в его честь в Батане, Аклан, национальной святыней. [ 15 ] Данное постановление НХИ было одобрено Администрацией Президента в 2005 году. [ 5 ]
Законы Кодекса Калантио
[ редактировать ]В своей книге « Борьба за свободу» (2008) Сесилио Дука полностью воспроизводит код для «критического изучения… с целью принятия решения о его правдивости и точности». [ 16 ]
Статья I
Не убивайте, не воровать и не причиняйте вреда старикам, чтобы не навлечь на себя опасность смерти. Всех, кто нарушит этот приказ, следует привязать к камню и утопить в реке или в кипящей воде.
Статья II
Вы должны своевременно выплатить свой долг своему старосте. Кто не выполнит, того в первый раз ударят стократно, а если обязательство велико, то руку его окунут в три раза в кипящую воду. По приговору он будет засечен до смерти.
Статья III
Повинуйтесь вам: ни у кого не должно быть слишком молодых жен, и они не должны превышать того, о чем он может позаботиться, и не должен тратить слишком много роскоши. Тот, кто не выполняет, не подчиняется, будет приговорен к трехчасовому плаванию и во второй раз будет забит шипами до смерти.
Статья IV
Наблюдайте и повинуйтесь: да не нарушится покой могил; К ним следует относиться с должным уважением, проходя мимо пещер и деревьев там, где они находятся. Кто не соблюдает, тот умрет от укусов муравьев или будет избит шипами до смерти.
Article V
Повинуйтесь: обмен пищей должен осуществляться добросовестно. Того, кто не подчинится, будут бить в течение часа. Тот, кто повторит это действие, в течение дня подвергнется воздействию муравьев.
Статья VI
Вы должны уважать респектабельные места, деревья известной ценности и другие места. Тот, кто не выполнит этого, должен заплатить за месяц работы золотом или деньгами; а если оно совершено дважды, он должен быть объявлен рабом.
Статья VII
Умрут те, кто убивает деревья почтенного вида; которые по ночам расстреливают из луков стариков и женщин; тот, кто входит в дом старосты без разрешения; тот, кто убивает рыбу, акулу или полосатого крокодила.
Статья VIII
Те, кто похищает женщин у вождей, на определенное время будут рабами; тот, у кого есть собаки, кусающие вождей; тот, кто сжигает чужое засеянное поле.
Статья IX
На определенное время будут рабами те, кто поет на своих ночных поручениях, убивает ручных птиц, рвет документы, принадлежащие старостам; кто злонамеренные лжецы; которые играют с мертвецами.
Статья Х
Обязанностью каждой матери является тайно показывать своей дочери похотливые вещи и готовить ее к женственности; мужчины не должны быть жестокими по отношению к своим женам и не должны наказывать их, когда поймают их за прелюбодеянием. Тот, кто не подчинится, будет растерзан и брошен на Кайманы.
Статья XI
Сожгут тех, кто силой или хитростью посмеялся над ними и уклонился от наказания, или кто убил двух молодых мальчиков, или попытается украсть женщин стариков (агурангов).
Статья XII
Они будут утоплены, все рабы, которые нападают на своих начальников или своих господ и хозяев; все те, кто злоупотребляет своей роскошью; те, кто убивают свои анито, ломая их или выбрасывая.
Статья XIII
Полдня они должны подвергаться воздействию муравьев, которые в новолуние убивают черную кошку или крадут вещи, принадлежащие старостам.
Статья XIV
Те, кто, имея прекрасных дочерей, откажутся от них сыновьям вождя или будут недобросовестно скрывать их, будут пожизненными рабами.
Статья XV
Что касается их верований и суеверий: будут бичеваться те, кто ест плохое мясо уважаемых насекомых или травы, которые считаются полезными; кто ранил или убил молодую ручную птицу и белую обезьяну.
Статья XVI
Отсечены будут пальцы у тех, кто разбивает деревянных или глиняных идолов в своих олангангах и местах жертвоприношений; тот, кто ломает кинжалы Тагалана за убийство свиней или разбивает вазы для питья.
Статья XVII
священные предметы их диватов Должны быть убиты те, кто оскверняет места, где захоронены или вождей. Тот, кто уступит зову природы в таких местах, будет сожжен.
Статья XVIII
Тех, кто не следит за соблюдением этих правил, если они являются старостами, следует побить камнями и раздавить до смерти, а если это старики, их поместят в реки на съедение акулам и крокодилам.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Юстиниан 2011 .
- ^ «Калантио: Мистификация» . paulmorrow.ca . Проверено 26 августа 2022 г.
- ^ Агонсильо 1990 , с. 26.
- ^ Зулуэта и Небрес 2003 , стр. 107-1. 28–33.
- ^ Jump up to: а б Юстиниано 2011 , с. 26.
- ^ Кано, Глория (2008). «Доказательства преднамеренного искажения испанско-филиппинских колониальных исторических записей в «Филиппинских островах 1493–1898 гг.» » . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (1): 1–30. дои : 10.1017/S0022463408000015 . ISSN 0022-4634 . JSTOR 20071868 . S2CID 159759508 .
- ^ «Указ № 294 с.1971: Создание награды, известной как Орден Калантиао» . Правительство Филиппин. 1 марта 1971 г. - через Официальный вестник.
- ^ Скотт 1992 , стр. 159–170.
- ^ Скотт 1984 , стр. 132–133.
- ^ Молина, Антонио М. (1984). История Филиппин [ История Филиппин ] (на испанском языке). Мадрид: Издания латиноамериканской культуры Института иберо-американского сотрудничества. ISBN 8472323226 .
- ^ Скотт 1992 , с. 168
- ^ Юстиниано 2011 , стр. 20–21.
- ^ например, в 1950-х и 1968 годах Мауро Гарсия, библиограф и выдающийся филиппинский исследователь древней филиппинской истории, и другие. [ 12 ]
- ^ Юстиниано 2011 , с. 21.
- ^ «Указ № 234 с.1957 г.» (PDF) . Правительство Филиппин. 28 февраля 1957 г. - через Официальный вестник.
- ^ Дука 2008 , стр. 25–27 , со ссылкой на Agoncillo 1990 .
Ссылки
[ редактировать ]- Агонсильо, Теодор К. (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Garotech. ISBN 971-8711-06-6 .
- Дука, К. (2008). Борьба за свободу . Манила: Книжный магазин Рекс. ISBN 978-971-23-5045-0 .
- Юстиниано, Морин Кристин С. (2011). «Кодекс Калантио Хосе Э. Марко: значение для филиппинской историографии и исторического сознания филиппинцев» . Исследования . 11 (1): 19–30. HDL : 10125/20312 .
- Скотт, Уильям Генри (1984) [впервые опубликовано в 1968 году]. Доиспанские исходные материалы для изучения истории Филиппин (переработанная редакция). Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 971-10-0226-4 .
- Скотт, Уильям Генри (1992). «Калантио: Кодекс, которого никогда не было». В поисках доиспанских филиппинцев и другие очерки по истории Филиппин: и другие очерки по истории Филиппин . Кесон-Сити: Издательство New Day. ISBN 978-971-10-0524-5 .
- Зулуэта, Франциско М.; Небрес, Абриэль М. (2003). Филиппинская история и правительство на протяжении многих лет . Город Мандалуйонг: Национальный книжный магазин. ISBN 971-08-6344-4 .