Тикбаланг
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2016 г. ) |
Группировка | Легендарное существо |
---|---|
Подгруппа | Гибридный зверь |
Фольклор | Филиппинский фольклор |
Страна | Филиппины |
среда обитания | Леса |
Портал Филиппин |
Тикбаланг Тигбаланг (/ˈtikbaˌlaŋ/) (также которое , Тигбалан , Тикбалан , Тигболан или Лошадь-оборотень ) — существо из филиппинского фольклора, , как говорят, скрывается в горах и тропических лесах Филиппин . Это высокое, костлявое гуманоидное (получеловек-полулошадь) существо с головой и копытами лошади и непропорционально длинными конечностями, до такой степени, что его колени достигают над головой, когда оно приседает. [ 1 ] В некоторых версиях это трансформация абортированного плода, отправленного на Землю из подвешенного состояния . [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]лошади не были родными для Филиппин Поскольку в доиспанскую эпоху , самые ранние письменные упоминания о тикбаланге не уточняли морфологию лошадей или животных.
Документы испанских монахов, такие как Хуана де Пласенсиа » «Обычаи тагалогов (1589 г.), описывают тикбаланг как призраков и духов лесов, связанных с терминами мульто и бибит .
В ранних испанско-тагальских словарях тигбаланг определялся как « фантазма де Монтес ». [ 3 ] (призраки гор/дикой природы), прочно связывая их как духов природы.
Оскорбительное выражение « tigbalang ca mandin! (Ты дикий зверь!)» использовалось ранними тагалогами для обозначения неотесанного и нецивилизованного человека.
Были также призраки, которых называли вибитами ; и призраки, которых они называли «Тигбалаанг».
- Обычаи тагалогов (1589 г.), Джон Пласенсия
Тигбаланг – еще один объект , перед которым они испытывают большой трепет. Его описывают как призрак, который принимает различные неотесанные и чудовищные формы и вмешивается в свою власть, чтобы помешать им выполнять обязанности, предписанные нашей религией .
— Государственная мудрость , [ 4 ] (1803), Мартинес де Сунига
Сан-Буэнавентуры 1613 года В исторических словарях ( Vocabulario пишется как «тигбаланг») их сравнивали с тиянаками , тогда как в некоторых статьях им давалось определение как «сатиры» ( satiro ), «гномы» ( duendes ) или «гоблины» ( черта ).
Лошадиный внешний вид
[ редактировать ]Позже, когда лошади были привезены из Китая и Японии через испанское колониальное правительство, сообщения о том, что тикбаланг выглядел как лошадь, постепенно стали нормой.
Хуана Франсиско де Сан-Антонио В «Хрониках» (1738-1744) тикбаланг описывается как злобное существо, живущее в горах и способное принимать различные формы, включая лошадей.
450. Они очень боятся и почитают тигбаланг или бибит. Это привидение, леший или черт; и поскольку он знает трусость этих индейцев, он имел обыкновение являться им в горах - теперь в облике старика, говоря им, что он их ноно; теперь как лошадь; а теперь как монстр. Следовательно, индейцы в своем ужасе заключают с ним различные договоры и обменивают свои четки на различные предметы суеверной ценности, такие как волосы, трава, камни и другие вещи, чтобы достичь всех своих намерений и освободиться от всех опасностей. . Так они живут в заблуждении до тех пор, пока Бог не пожелает, чтобы евангельские служители развратили их, а это стоит немалых [усилий] из-за очень великого страха, которым они наполнены.
- Хроники (1738–1744 гг.), Хуан Франсиско де Сан-Антонио.
Однако самым первым документом, в котором тикбаланг действительно описывается как имеющий внешний вид более широко известного коня-оборотня, является «Библиотека истории Филиппин » Хуана Хосе Дельгадо (оригинал около 1750 г.).
Дельгадо вспоминает предполагаемый инцидент, когда мальчик из города Сан-Матео , избежавший попытки похищения тикбалангами, описал существо следующим образом:
« Очень высокий и худой чернокожий мужчина, с длинным лицом, как у лошади, голени его ног поднимались над головой, когда он сидел на корточках... (у него были) очень длинные уши и нос и несколько короткие рога на лбу, очень большие и устрашающие глаза и пасть лошади » . [ 5 ]
Дельгадо также упоминает имя « унгло использовали », которое висайцы для обозначения того же существа, что и тикбаланг. [ 6 ]
Суеверия
[ редактировать ]Тикбаланги или Тигболаны пугают путешественников, сбивают их с пути и подшучивают над ними, например, заставляя их возвращаться на произвольный путь, независимо от того, как далеко они идут или поворачивают. Этому можно противодействовать, если носить рубашку наизнанку. Еще одна мера противодействия — громко спросить разрешения пройти мимо или не производить слишком много шума в лесу, чтобы не обидеть и не потревожить тикбаланга. «Тигболан» — это призрак, который принимает различные формы и иногда дарует аналогичный дар определенному избранному человеку. Суеверие, популярное среди тагалогов провинции Ризал, гласит, что тикбаланги — доброжелательные хранители царств стихий. Обычно их можно найти стоящими у подножия больших деревьев и высматривающими тех, кто осмелится посеять зло на территории их королевства.
Распространенная поговорка гласит, что дождь с ясного неба означает « май кинакасал на тикбаланг ». ( Филиппинский , «тикбаланг выходит замуж»). Это потенциально было связано с аналогичной испанской пословицей, в которой утверждалось, что ведьма выходит замуж, когда дождь в солнечный день, [ 7 ] [ нужна ссылка ] хотя во многих культурах есть такие поговорки, в которых персонаж-обманщик женится (ср. свадьба лисы, свадьба медведя, день рождения/свадьба обезьяны).
В некоторых версиях тикбаланг также может трансформироваться в человеческий облик или становиться невидимым для людей. Они любят сбивать путешественников с пути. [ 1 ]
Отдельные тикбаланги, даже сегодня среди суеверных филиппинцев, считаются обитателями деревьев в качестве стражей (иногда изображаемых как будто сама душа этих деревьев). Определенные деревья (и природа в целом) на доколониальных Филиппинах считались священными (часто использовались в качестве святынь), особенно. большие фикусы (известные как балете ).
Тикбаланг обычно ассоциируется с темными, малонаселенными, заросшими листвой территориями, а легенды по-разному определяют их местопребывание как под мостами, в бамбуковых зарослях или банановых рощах, а также на вершине Калумпанга ( Sterculia foetida ). [ 8 ] Балита ( Ficus indica или деревья ).
Отчет Илюминадо Кататая (1959 г.) из Барангая Сумиланга, провинция Кесон, Филиппины, дает точную информацию, поскольку он был свидетелем с четырехлетнего возраста до своей смерти в 1969 году.
Приручение тикбаланга
[ редактировать ]По одним сведениям, тикбаланг имеет гриву из острых шипов, причем три самых толстых из них имеют особое значение. Человек, получивший один из этих шипов, может использовать их как ант-антинг ( талисман ), чтобы сохранить тикбаланга в качестве своего слуги. Однако сначала необходимо подчинить тикбаланга, запрыгнув на него и привязав специально приготовленным шнуром. Затем потенциальный укротитель должен держаться, пока существо летит по воздуху, безумно сражаясь, чтобы сбросить нежеланного наездника, пока оно не утомится и не признает свое поражение. [ 2 ] Или вы можете посмотреть на его гриву и увидеть 3 золотых волоса, и если вы вырвете 3 из них, прежде чем он/она вас съест, они будут служить вам, пока вы не умрете.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Тикбаланг: Лошадь-Демон был первым эпизодом документального веб-сериала «Существа филиппинской мифологии» 2015 года, созданного The Aswang Project и High Banks Entertainment Ltd. Он прослеживает происхождение образа Тикбаланга в Индии, примерно в 2000 году до нашей эры, и прослеживает его эволюцию до современный день. [ 9 ]
- Тикбаланг по имени Лусё занимает видное место в графическом романе «Класс мифологии» , написанном и проиллюстрированном филиппинским создателем комиксов Арнольдом Арре . [ 10 ]
- «Мифологические существа Луны» это детский рассказ о — мифологических существах Филиппин. По сюжету, тикбаланг становится одиноким из-за отсутствия товарища по играм в полнолуние, время, когда филиппинские дети прошлых поколений традиционно выходили играть при лунном свете. В поисках товарища по играм Тикбаланг покидает свой дом на дереве Калумпанг и встречает сначала Капре , затем Нуно , Призрака и Тиянака , прежде чем он, наконец, встречает другого Тикбаланга как подходящего товарища по играм. [ 8 ]
- Тикбаланг появляется в роли фейри в 3-м эпизоде 10-й серии («Правонарушители») сверхъестественной драмы SyFy « Пропавшая девушка » .
- Тикбаланг был показан как само божество, другой как гонщик и, более того, как бойцы на сцене боя в сингапурском потоковом телесериале Netflix, вдохновленном аниме, основанном на филиппинском комиксе Trese , который был выпущен за день до День независимости Филиппин .
- Тикбаланг — название отряда в варгейме Infinity , где многим боевым машинам даны мифологические имена.
- Тикбаланг вместе с другими существами также появился в анимационном фильме 1978 года «Тадхана» («Судьба»). [ 11 ]
- Мобильный костюм Gundam: The Witch from Mercury имеет систему полета под названием «Тикбаланг», которую механизмы сериала используют для воздушного транспорта. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Эмма Хелен ; Эдвард Гейлорд Борн, Джеймс Александр Робертсон, Джон Бойд Тэчер (1905). Филиппинские острова, 1493–1803 гг . Компания AH Clark. стр. 269–270. АСИН B000858BO4.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) [ 13 ] - Берганьо, Диего (1860). Лексика пампанганского языка на романском языке (на испанском языке). Рамирес и Жируадье. п. 254 . [ 14 ]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Круз, Нил (31 октября 2008 г.). «Как я это вижу: Филиппинские мифологические монстры» . Филиппинский Daily Inquirer .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Юджин, Дамиана Л. (2008). Антология филиппинской народной литературы . Издательство Филиппинского университета. п. 247. ИСБН 978-971-542-536-0 . Проверено 8 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б де лос Рейес, Изабело (1890). Эль-фольклор филиппинского языка (на испанском языке). Отпечаток Санта-Крус. стр. 66–69. ISBN 978-971-542-038-9 .
- ^ Носеда, Хуан (1754). Лексика тагальского языка . Типография компании Iesus. п. 578.
- ^ Сунига, Мартинес (1814). Исторический вид Филиппинских островов . Т. Дэвисон. п. 41.
- ^ Дельгадо, Хуан Хосе (1892). Филиппинская историческая библиотека: Общая священно-светская, политическая и естественная история западных островов, называемых Филиппинами . Дж. Атайде. п. 370.
- ^ Дельгадо, Хуан Хосе (1892). Филиппинская историческая библиотека: Общая священно-светская, политическая и естественная история западных островов, называемых Филиппинами . Дж. Атайде. п. 369.
- ^ «Неизведанные Филиппины | Три устрашающих существа из филиппинской легенды» . www.unchartedphilippines.com . 9 декабря 2017 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Аньуэво, Виктория; Дандан-Альбано, Кора (2004). Мой шаг в полнолуние . Кесон-Сити: Adarna House, Inc. ISBN 978-971-508-250-1 .
- ^ Кларк, Джордан «Тикбаланг: Демон-лошадь», Эпизод 01, Существа филиппинской мифологии (2015) https://www.youtube.com/watch?v=gRUSBSJ39KY. Архивировано 5 июня 2022 г., в Wayback Machine.
- ^ Лурд де Вейра (1999). «Поколение X встречает Тикбаланг» . Журнал ФЛАЙ . Проверено 12 января 2006 г.
- ^ Ортуосте, Дженни (6 июля 2022 г.). «Тадхана» Ноноя Марсело сейчас демонстрируется в Национальной галерее Сингапура» . Манильский стандарт .
- ^ «HG 1/144 Tickbalang — информация о выпуске, обложка коробки и официальные изображения» . Новости и обзоры коллекции Gundam Kits Collection . 20 января 2023 г. . Проверено 2 апреля 2023 г.
- ^ Блэр, Эмма Хелен; Робертсон, Джеймс Александр (1905). Филиппинские острова 1493–1898 гг . п. 269.
- ^ Берганьо, Диего (1860). Лексика языка пампанга .