Гигант
Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( август 2019 г. ) |
В фольклоре древнегреческого гиганты (от внешности, но иногда огромные по размеру : gigas , родственный гига- ) — существа гуманоидной . и силе или имеют примечательную внешность Слово «гигант» впервые упоминается в 1297 году в Роберта Глостера . хронике [1] Оно происходит от слова Gigantes ( греч . Γίγαντες) . [2] ) греческой мифологии .
Сказки, такие как Джек-убийца великанов, сформировали современное восприятие гигантов как тупых и жестоких людоедов , о которых иногда говорят, что они едят людей, в то время как другие гиганты склонны есть домашний скот. В более поздних изображениях, таких как Джонатан Свифт и Роальд Даль , некоторые гиганты одновременно умны и дружелюбны.
Литературно-культурный анализ
[ редактировать ]Гиганты много раз появляются в фольклоре и мифах. Представляя человеческое тело, увеличенное до чудовищных размеров, гиганты вызывают ужас и напоминают людям о хрупкости и смертности их тел. Их часто изображают монстрами и антагонистами, но есть исключения. Некоторые гиганты дружелюбно общаются с людьми и даже могут быть частью человеческих семей, а их потомки изображаются как обычные люди, а их часто называют полугигантами . [3]
Фольклористы и историки изучают роль гигантов в региональной геомифологии . Например, говорят, что Фионн мак Камхейл построил Дорогу гигантов на острове Ирландия . [4] Согласно исследованию 1965 года, опубликованному в журнале американских исследований : «Сегодня общепризнано, что Пол Баньян был синтетической фигурой, придуманной рекламщиками, а не спонтанным продуктом народного сознания, однако американский народ принял его с энтузиазмом. Предполагается, что Пол и его синий бык Бэйб изменили внешний вид американского континента; отпечатки копыт животного превратились в русла озер Северо-Запада, и из его поилки вылилась река Миссисипи ». [5] Ископаемые останки древних млекопитающих и рептилий, обитающих на холмах Сивалик в Индии, возможно, повлияли на аспекты Махабхараты сотни могучих, а иногда и гигантских героев, лошадей и боевых слонов ». , в которых рассказывается о битвах, в которых, как говорят, «умерли [6]
Археология и палеонтология
[ редактировать ]Клодин Коэн в своей книге «Судьба мамонта » 2002 года утверждала, что история взаимодействия человека с ископаемыми костями доисторической мегафауны находилась под сильным влиянием знаний о гигантах. [7] По мнению Коэна, протонаучное изучение гигантов появляется на нескольких этапах человеческой истории: Геротод сообщил, что останки Ореста были найдены в Тегее ; Плиний описал скелет гиганта, найденный на Крите после землетрясения, и, похоже, относился к эволюции как к процессу, посредством которого гиганты со временем становятся размером с человека; а святой Августин упоминает то, что, как полагают, было окаменелым коренным зубом древнего слона в своем Городе Бога , в отрывке, размышляющем о природе и значении Ноахского потопа. [7] Академическое рассмотрение гигантов продолжалось в Средние века, эпоху Возрождения и даже в период раннего Нового времени. Боккаччо посвятил отрывок из своей «Генеалогии языческих богов» предполагаемым археологическим открытиям на Сицилии, которые, по его мнению, могли быть свидетельством историчности из «Одиссеи » Полифема . [7] Рабле создал полностью «сфабрикованную гигантологию» для своих «Гаргантюа и Пантагрюэля» XVI века . [8] Массивные кости, найденные в 1613 году во Франции, первоначально были отнесены к Тевтобоху , но их исследования различными врачами и публикация ими различных заключений о костях положили начало «войне брошюр» между анатомами и хирургами того времени. [7] Открытие так называемого гиганта Клаверака в колониальном Нью-Йорке послужило толчком к гигантским исследованиям, проведенным двумя важными ранними американскими интеллектуалами, Коттоном Мэзером и Эдвардом Тейлором . [9]
Религия и мифология
[ редактировать ]авраамический
[ редактировать ]Бытие рассказывает о нефилимах до и после Ноева потопа . Слово «Нефилим» переводится как гиганты в некоторых переводах еврейской Библии , но в других остается непереведенным. Согласно Бытию 7:23 , нефилимы были уничтожены во время Потопа, но сообщается о нефилимах после Потопа, в том числе:
Книга чисел [10] включает обескураживающий отчет шпионов, посланных Моисеем в Ханаан : «Мы не можем нападать на этих людей; они сильнее нас. (...) Все люди, которых мы там видели, имеют большие размеры. Мы видели там нефилимов. (потомки Анака происходят от нефилимов). мы казались кузнечиками В собственных глазах , и для них мы выглядели такими же». Книга Иисуса Навина , описывающая фактическое завоевание Ханаана в более позднем поколении, упоминает таких людей, живших там (Иисус Навин 14:12–15 и Иисус Навин 15:13–14).
В Библии также рассказывается о Гоге и Магоге , которые позже вошли в европейский фольклор, и о знаменитой битве Давида с филистимлянским Голиафом . Хотя в пересказах библейского повествования Голиафа часто изображают гигантом, он кажется значительно меньшим, чем другие гиганты, библейские или иные. В масоретской текстовой версии Книги Самуила его рост составляет шесть локтей и одна пядь (возможно, 313–372 сантиметра (10 футов 3 дюйма – 12 футов 2 дюйма)), [15] в то время как в Септуагинте , еврейском историке I века Флавии Иосифе Флавии II–I веков до нашей эры и свитках Мертвого моря рост Голиафа указан как четыре локтя и одна пядь (возможно, 216–258 сантиметров (7 футов 1 дюйм – 8 футов 6 дюймов)) . [16] Для сравнения, анакитяне описываются как люди, которые сравнивают израильтян с кузнечиками. [17] См. также Гибборим .
Иосиф Флавий также описал амореев как гигантов в своих «Иудейских древностях» около 93 г. н. э., указывая на то, что в то время могли быть выставлены какие-то окаменелости: [18] «По этой причине они перенесли свой лагерь в Хеврон; и когда они взяли его, они убили всех жителей. До тех пор оставалась раса гигантов, у которых были такие большие тела и лица, настолько отличающиеся от других людей, что они были удивительны для зрения и ужасны для слуха. Кости этих людей все еще видны и по сей день, в отличие от каких-либо заслуживающих доверия родственников других людей». [19]
Книга Еноха описывает гигантов как потомков Стражей и женщин в 7:2. [20]
Армянский
[ редактировать ]Айк был известен как основатель армянского государства. Айк был представителем расы гигантов, которые помогли построить Вавилонскую башню . Древний историк Мовсес Хоренаци писал: «Айк был красив и представительен, с вьющимися волосами, сверкающими глазами и сильными руками. Среди гигантов он был самым храбрым и самым известным, противником всех, кто поднял руку, чтобы стать абсолютным правителем гигантов и героев. ." [21]
Гора Немрут , как известно, получила свое название от армянской традиции, согласно которой Нимрод был убит стрелой, выпущенной Айком во время масштабной битвы между двумя соперничающими армиями гигантов к юго-востоку от озера Ван . [22]
ацтекский
[ редактировать ]В ацтекской мифологии фигурирует Кинамецин , раса людей-гигантов, созданная в одну из предыдущих солнечных эр . Им приписывают строительство Теотиуакана .
Баскский
[ редактировать ]Гиганты — грубые, но в целом праведные персонажи огромной силы, живущие на холмах Страны Басков . Гиганты олицетворяют басков, не желающих принимать христианство и решающих придерживаться старого образа жизни и обычаев в лесу. Иногда они хранят секрет древних техник и мудрости, неизвестных христианам, как в легенде о Сан-Мартин-Чики , а их самой выдающейся особенностью является их сила. Отсюда следует, что во многих легендах по всей территории Басков гиганты возлагают ответственность за создание множества каменных образований, холмов и вековых мегалитических сооружений ( дольменов и т. д.), причем аналогичные объяснения даются в разных местах.
Однако гиганты демонстрируют разные варианты и формы, их чаще всего называют джентилак и майруак , а в индивидуальном виде их можно представить как Басаджауна («повелителя лесов»), Сансона (вариант библейского Самсона ), Эрролана ( по мотивам генерала франкской армии Роланда , павшего замертво в битве при перевале Ронсево ) или даже Тартало (одноглазого великана, родственного греческому циклопу Полифему ).
болгарский
[ редактировать ]В болгарской мифологии гиганты, называемые исполинами, населяли Землю раньше современных людей. Они жили в горах, питались сырым мясом и часто сражались с драконами . Исполини боялись ежевики , которая представляла опасность заставить гигантов споткнуться и умереть, поэтому они принесли жертвы этому растению. [23]
Чилийский
[ редактировать ]на севере Чили ходят истории о В портовом городе Кальдера гигантах, которые играют с кораблями, перевозящими их из одного порта в другой. [24] В рассказах той же местности рассказывается также о великанах, которые способны сокрушать людей ногами и, ложась спать, достигают такой длины, что достигают от гор до моря. [24] В некоторых историях великаны — черные гуманоиды или черные быки. [24] На юге Чили есть истории о гигантах, которые, как говорят, принадлежали некоторым вулканам, таким как Кальбуко и Осорно . [24]
Говорят, что мифический город Тололо Пампа на севере Чили охраняется гигантом, известным под разными именами, в том числе; Пата Ларга , Гиганте Минеро и Минеро Гиганте . [25] Великан уходит в горы, чтобы добыть богатство для принцессы Тололо Пампа. [25] Если человеку удастся наблюдать за великаном, пока он работает, фольклор гласит, что его ждет удача на всю оставшуюся жизнь. [25]
Греческий
[ редактировать ]В греческой мифологии гиганты ( γίγαντες ) были (согласно поэту Гесиоду ) детьми Урана (Ουρανός) и Геи (Γαία) (духи неба и земли), где на некоторых изображениях они были со змееподобными ногами. Они были вовлечены в конфликт с олимпийскими богами, названный Гигантомахией (Γιγαντομαχία), когда Гея заставила их атаковать гору Олимп . Эта битва в конечном итоге была решена, когда герой Геракл решил помочь олимпийцам. Греки считали, что некоторые из них, такие как Энцелад , с тех пор лежат погребённые под землёй, и что их мучительные колчаны приводили к землетрясениям и извержениям вулканов .
Геродот в книге 1, главе 68 описывает, как спартанцы обнаружили в Тегее тело Ореста длиной семь локтей — примерно 3,73 м, или около 12 футов 3 дюйма. В своей книге «Сравнение Ромула с Тесеем » Плутарх описывает, как афиняне обнаружили тело Тесея , которое было «больше обычного размера». Коленные чашечки Аякса были точно размером с диск для мальчишеского пятиборья , писал Павсаний . Диск мальчика имел диаметр около 12 см (4,7 дюйма), а надколенник нормального взрослого человека - около 5 см (2,0 дюйма), что позволяет предположить, что рост Аякса мог быть почти 14 футов (более 4 м).
Циклопов Гомера также сравнивают с гигантами из-за их огромных размеров (например , Полифем , сын Посейдона и Тооса и враг Одиссея в ) « Одиссее» . Старшие Циклопы были детьми Геи и Урана, а позже они сделали Зевса «главным громовержцем», трезубцем Посейдона и Аида «шлемом тьмы» во время Титаномахии .
Гекатонхейры — гиганты со 100 руками и 50 головами, которые также были детьми Геи и Урана.
Другие известные расы гигантов в греческой мифологии включают шестируких гегеев , северных гиперборейцев и людоедов- лестригонцев .
индуистский
[ редактировать ]Есть сообщения о том, что люди выросли до размеров гигантов во время Сатья-юги , первой из четырех циклических эпох (юг) в индуистском исчислении времени. [26]
Джайн
[ редактировать ]Согласно джайнизму , было время, когда по этой земле ходили гиганты. [27] [28] Джайнская космология делит мирской цикл времени на две части или полуцикла: авасарпани (эпоху нисходящей чистоты) и восходящую ( утсарпани ). [29]
Согласно джайнским текстам , высота Ришабханатхи , первой тиртханкары нынешнего полупериода времени ( авасарпани ), составляла 500 дхануса (длинный лук). [30] В авасарпани по мере продвижения цикла рост всех людей и животных уменьшается. следующей таблице изображены шесть ара авасарпини : В
Имя Ара | Степень счастья | Продолжительность Ара | Средний рост людей | Средняя продолжительность жизни людей |
Сукхама-сукхама | Максимум счастья и никакой печали | 400 триллионов сагаропам | Шесть миль высотой | Три года палеопамы |
Сукхама | Умеренное счастье и отсутствие печали | 300 триллионов сагаропам | Четыре мили высотой | Два года палеопамы |
Сукхама-дукхама | Счастье с очень маленькой печалью | 200 триллионов сагаропам | Две мили высотой | Один палёпама лет |
Духхама-сукхама | Счастье с маленькой печалью | 100 триллионов сагаропам | 1500 метров | 705,6 квинтиллиона лет |
в Духаме | Печаль с очень маленьким счастьем | 21000 лет | 6 футов | 130 лет максимум |
Dukhama- dukhamā | Крайняя печаль и несчастье | 21000 лет | 2 фута | 16–20 лет |
норвежский
[ редактировать ]В скандинавской мифологии йотнары ettin (родственные древнеанглийскому : eotenas и английскому: ) часто противостоят богам. Хотя их часто переводят как «гиганты», большинство из них описываются как люди размером примерно с человека. Некоторые изображаются огромными, например, некоторые морозные гиганты ( хримдурсар ), огненные гиганты ( эльджотнар ) и горные гиганты ( бергрисар ). Йотнары и сражаются с являются источником большинства различных монстров в скандинавской мифологии (например, Фенрисульфра ), и в возможной битве при Рагнарёке гиганты штурмуют Асгард богами, пока мир не будет разрушен. Несмотря на это, сами боги были связаны с йотнарами многими браками и происхождением; есть также йотнары, такие как Эгир , которые имеют хорошие отношения с богами и мало чем отличаются от них по статусу. Один , которого часто считают главным богом, является правнуком ётуна Имира . Скандинавская мифология также утверждает, что весь мир людей был создан из плоти Имира, гиганта космических размеров, чье имя, по мнению некоторых ученых, имеет общее имя. корень с Ямой из индоиранской мифологии.
Тролли — существа, которые иногда бывают очень большими. Имя тролль применяется к йотнару .
Старая исландская легенда гласит, что два бродящих по ночам великана, мужчина и женщина, пересекали фьорд возле острова Дрэнджи со своей коровой, когда их застали врасплох яркие лучи рассвета. В результате воздействия дневного света все трое превратились в камень. Дрэнджи представляет корову, а Керлинг (предположительно женщина-великан, имя означает «старая ведьма») находится к югу от нее. Карл (гигант-мужчина) находился на севере острова, но давно исчез.
Бергризи сторонника – традиционный защитник юго-западной Исландии – появляется в качестве на гербе Исландии .
Пайуте
[ редактировать ]Согласно северных пайуте устной истории , Си-Те-Ка или Саи — легендарное племя рыжеволосых гигантов -каннибалов , останки которых предположительно были найдены в 1911 году добытчиками гуано в Неваде в пещере Лавлок . [31] Кроме того, история создания пайуте рассказывает о «прекрасных великанах», которые когда-то жили между Сьерра-Невадой и Скалистыми горами . После рождения изуродованного ребенка гиганты обращались с ним так плохо, что Великий Дух в ответ сделал землю жаркой и пустынной и позволил врагам победить гигантов. Выжили только два гиганта: Пайуте и его жена, кожа обоих стала коричневой от вечной жизни в жаркой пустыне. [32]
Роман
[ редактировать ]Несколько колонн-гигантов Юпитера были найдены в Верхней Германии . Их увенчивала статуя Юпитера, обычно верхом на лошади, побеждающего или топчущего гиганта, часто изображаемого в виде змеи. Они ограничены территорией юго-западной Германии, западной Швейцарии, французской Юры и Эльзаса.
Другие европейские
[ редактировать ]В фольклоре всей Европы считалось, что гиганты построили остатки предыдущих цивилизаций. Датский историк Саксон Грамматик считал, что к созданию мегалитических памятников приложили руку гиганты. Точно так же в древнеанглийской поэме «Моряк» говорится о высоких каменных стенах, созданных великанами. Природные геологические особенности, такие как массивные базальтовые колонны Дороги гигантов на побережье Северной Ирландии, были приписаны строительству гигантов.
В Нидерландах гиганты часто ассоциируются с созданием или формированием ландшафта. Например, говорят, что два великана вырыли канал, пока не достигли деревни Аккрум , где они поссорились, и каждый пошел своей дорогой, разделив таким образом канал на два отдельных водных пути. Другие подняли холмы или сами стали холмами, умерев на месте. В нескольких легендах великаны были злыми существами, которые угрожали, грабили и убивали путешественников или местных жителей; такие как Эллерт и Браммерт в провинции Дренте .
В средневековых рыцарских романах , таких как испанский «Амадис де Гаула», гиганты фигурируют как антагонисты или, реже, как союзники. Это прекрасно пародируется в « Дон Кихоте » Сервантеса , когда главный герой нападает на ветряную мельницу, полагая, что это гигант. Отсюда и пошла фраза « набрасываться на ветряные мельницы» .
Сказки о сражениях с великанами были обычным явлением в фольклоре Британских островов . Кельтские великаны также фигурируют в бретонских и артуровских романах . В Кинлох-Раннохе местный миф рассказывает о местном холме, напоминающем великана, по имени Спящий великан . Фольклор гласит, что великан проснется, только если возле холма сыграют на определенном музыкальном инструменте. Гиганты также занимают видное место в валлийском фольклоре .
Многие великаны в английском фольклоре славились своей глупостью. [33] Великан, поссорившийся с мэром Шрусбери, отправился засыпать город землей; однако он встретил сапожника, несущего обувь в ремонт, и сапожник убедил великана, что он изношен всю обувь, поступающую из Шрусбери , и поэтому ехать слишком далеко. [34] В других английских историях рассказывается о том, как гиганты бросали друг в друга камни, что послужило объяснением множества огромных камней на ландшафте. [35]
Гиганты фигурируют в фольклоре и сказках, таких как «Джек-убийца великанов» , «Гигант, у которого не было сердца в теле» , «Никс-Ничто-Ничто» , «Робин Гуд и принц Арагона» , «Молодой Рональд » и Пол Баньян . Огры — гуманоидные существа, иногда гигантского роста, встречающиеся в различных видах европейского фольклора.
Рюбезаль — добрый великан из немецкого фольклора , живший в Крконоше вместе с Бергменхом , гигантским горным духом. [36]
Антеро Випунен — гигантский шаман, который появляется в « Калевале» и встречает эпического героя Вяйнямёйнена, чтобы научить его заклинаниям созидания. [37]
Имена
[ редактировать ]- Амореи - Еврейская Библия
- Анаким - Еврейская Библия
- Асура - индийские религии
- Бегемот - еврейский фольклор
- Дрюон Антигун - голландский фольклор
- Бран Благословенный - валлийская мифология
- Гиганты - валлийская мифология
- Корморан - корнуоллская мифология
- Циклопы - греческая мифология
- Дайдарабочи - японская мифология
- Даитья - индуизм
- Фоморы - ирландская мифология
- Гигантес - греческая мифология
- Гог - Еврейская Библия
- Гогмагог - Дело Британии
- Голиаф - Книга Самуила
- Хумбаба — шумерская религия.
- Ispolin - Slavic paganism
- Джентиль - баскская мифология
- Ётунн - германская мифология
- Калевипоэг - эстонская мифология
- Маджиту - народ суахили
- Нефилимы - Еврейская Библия
- Ог - Книга чисел
- Огр - европейский фольклор
- Пол Баньян - американский фольклор
- Кинамецин — мифология ацтеков.
- Ракшаса – индийские религии
- Рефаит - Еврейская Библия
- Рюбезаль - немецкий фольклор / чешский фольклор
- Си-Те-Ка - мифология пайуте
- Тупик - саамский шаманизм
- Тепегез - тюркская мифология
- Тевтобох - германская мифология
- Титаны - греческая мифология
- Тоэлль Великий - эстонская мифология
- Тролли - скандинавский фольклор
- Гигант - румынский фольклор
- Исбаддаден - валлийская мифология
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роберт из Глостера; Райт, Уильям Алдис (1887). Метрическая хроника Роберта Глостера . Библиотеки Калифорнийского университета. Лондон: Отпечатано для HM Stationery off. Эйром и Споттисвудом. п. 25.
- ^ γίγαντες , Георг Аутенрит, Словарь Гомера , в цифровой библиотеке Персея
- ^ Джеффри Эндрю Вайнсток (1 апреля 2016 г.). Эшгейтская энциклопедия литературных и кинематографических монстров . Рутледж. п. 494. ИСБН 978-1-317-04425-3 .
- ^ «Геомифология. Дорога гигантов – мифический каменный путь» . Тектоника и структурная геология . Проверено 17 мая 2023 г.
- ^ Фланаган, Джон Т. (1962). «Влияние фольклора на американскую литературу» . Ежегодник американских исследований . 7 :67–76. ISSN 0075-2533 . JSTOR 41155003 .
- ^ Ван дер Гир, Александра; Дермицакис, Майкл; Де Вос, Джон (апрель 2008 г.). «Ископаемый фольклор из Индии: холмы Сивалик и Махабхарата: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТАТЬЯ» . Фольклор . 119 (1): 71–92. дои : 10.1080/00155870701806225 . ISSN 0015-587X .
- ^ Jump up to: а б с д Коэн, Клодин (2002). Судьба мамонта . Издательство Чикагского университета. стр. xiv (донаучный анализ окаменелостей мегафауны), 23–26 (историография знаний о гигантах), 27 (Боккаччо), 31 (1613 г., Франция). ISBN 9780226112923 .
- ^ Смит, П.Дж. (2019). Пародия и присвоение прошлого в «Больших хрониках гаргантюин» и в «Пантагрюэле» Рабле (1532). В К.А.Э. Эненкеле и К.А. Оттенхейме (ред.), В поисках подходящего прошлого в литературе, искусстве и архитектуре (том 60, стр. 167–186). Брилл. http://www.jstor.org/stable/10.1163/j.ctvbqs5nk.14
- ^ Эми Моррис (2013). «Геомифология на колониальной границе: Эдвард Тейлор, Коттон Мэзер и гигант Клаверак» . Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 70 (4): 701–724. дои : 10.5309/willmaryquar.70.4.0701 . JSTOR 10.5309/willmaryquar.70.4.0701 .
- ^ Jump up to: а б Числа 13:28–33
- ^ Амос 2:9
- ↑ Тематическая Библия Нейва: амореи , Нейв, Орвилл Дж., Проверено: 14 марта 2013 г.
- ^ Иисус Навин 12:4
- ^ Второзаконие 2:10
- ^ 1 Царств 17:4
- ^ «Варианты библейских рукописей» . uop.edu . Архивировано из оригинала 27 декабря 2008 г.
- ^ Числа 13:33
- ^ Фридман, Дэвид Ноэль, изд., The Anchor Bible Dictionary (Нью-Йорк: Doubleday, 1997, 1992).
- ↑ Иосиф Флавий, Иудейские древности , Книга 5, Глава 2, номер 3, Иудейские древности: Книга 5 , Дата обращения: 15 марта 2013 г.
- ^ «Книга Еноха: Книга Еноха: Глава VII» . Sacred-texts.com .
- ^ Хачадурян, Арпине. Давид Сасунский: Введение в изучение армянского эпоса . п. 18.
- ^ Коллинз, Эндрю (сентябрь 2001 г.). Из пепла ангелов: Запретное наследие падшей расы . Саймон и Шустер. ISBN 9781591439042 .
- ^ Стойнев, Анани; Димитар Попов; Маргарита Васильева; Рачко Попов (2006). «Гиганты». Болгарская мифология. Энциклопедический словарь (на болгарском языке). ред. Захари Стоянов. стр. 147–148. ISBN 954-739-682-Х .
- ^ Jump up to: а б с д Монтесино Агирре, Соня (2015). "Гигант". Мифы Чили: Энциклопедия существ, призраков и чар (на испанском языке). Каталония . стр. 307–308. ISBN 978-956-324-375-8 .
- ^ Jump up to: а б с Плат, Орест (1979). Чилийский фольклор (на испанском языке). Сантьяго, Чили: Редакция Nascimiento. п. 116.
- ^ Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах . п. 211. ИСБН 9780143414216 .
- ^ Циммер 1953 , с. 226.
- ^ «Тиртханкара» . Британская энциклопедия .
- ^ Джайн 2015 , с. 175.
- ^ Джайн 2015 , с. 181.
- ^ Громкий, Ллевеллин Л.; М-р Харрингтон (15 февраля 1929 г.). «Пещера Лавлока». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии (Калифорнийский университет в Беркли) 25 (1): 1–183.
- ^ Грин, Майкл С. (2005). Невада: путешествие открытий . Юта: Гиббс Смит. п. 39. ИСБН 1-58685-139-Х .
- ^ Бриггс 1967 , с. 63.
- ^ Бриггс 1967 , с. 64.
- ^ Бриггс 1967 , с. 65.
- ^ Вильгельм Гримм, Якоб Гримм: Немецкие легенды . Гамбург 2014, с. 34.
- ^ «Вяйнямёйнен и Антеро Випунен» . parkkinen.org .
Источники
[ редактировать ]- Бриггс, Кэтрин Мэри (1967). Феи в английской традиции и литературе . Издательство Чикагского университета, Лондон. ISBN 0415286018 .
- Чилдресс, Дэвид Хэтчер (1992). Затерянные города Северной и Центральной Америки . Стелле, Иллинойс: Безграничные приключения. ISBN 9780932813091
- Дхаллапиккола, Анна (2002). Словарь индуистских преданий и легенд , Темза и Гудзон ( ISBN 0-500-51088-1 )
- Джайн, Виджай К. (2015), Сваямбхустотра Ачарьи Самантабхадры: Поклонение двадцати четырех тиртханкаров , Vikalp Printers, ISBN 9788190363976 ,
не защищенный авторскими правами
Альтернативный URL, - Лайман, Роберт Р. старший (1971). Запретная земля: Странные события в Шварцвальде . Том. 1. Кудерспорт, Пенсильвания: Potter Enterprise.* Дебаты Дахлула и Факиха, HHUMC (2013). Гиганты — всего лишь обман? . Саида, Ливан: Архив
- Шефке, Вернер (2015). ″Гномы, тролли, огры и гиганты″. В Альбрехте Классене (ред.): Справочник по средневековой культуре. Фундаментальные аспекты и условия европейского средневековья , т. 1, с. 1. Берлин: де Грюйтер, стр. 347–383.
- Циммер, Генрих (1953), Джозеф Кэмпбелл (редактор), Philosophies Of India , Лондон: Routledge & Kegan Paul Ltd, ISBN 978-8120807396