Рефаит

В еврейской Библии , а также в нееврейских древних текстах из этого региона, северо-западный семитский термин Рефаит или Рефаим (ср. слово во множественном числе на иврите : רְפָאִים , латинизированное : rəfāʾīm ; угаритское : rpʾum , [1] Финикийский : 𐤓𐤐𐤀𐤌 , латинизированный: rpʾm ) [2] относится либо к людям ростом и ростом выше среднего во Второзаконии 2 :10-11, либо к духам, ушедшим в загробную жизнь, Шеол, как написано в следующих Священных Писаниях: Исаия 26:14 ; Псалмы 88:10 и Притчи 9:18 , а также Исаия 14 :9. [3]
Этимология
[ редактировать ]Термин Рефаим впервые появляется в Угарите .
Единого мнения относительно точной озвучки имени «Рпум» на угаритском языке нет, поскольку это слово не встречается в слоговых текстах. Первый слог /ра/ в основном основан на семитских именах из Угарита, Ханаана, Мари и других мест, написанных слоговым текстом, содержащим элемент Rpʾ. Примеры: Ра-пи-у-ум; А-би-ра-пи; Я-ку-ун-ра-пи; Ам-му-ра-пи; Ра-па-Я-ма; Ра-пи-ДИНГИР иболее. Однако неясно, относится ли элемент Rpʾ в этих именах исключительно к рефаимам. [.] Для именительного падежа в различных исследованиях было предложено несколько прочтений, таких как Rapaʾūma, Rāpaʾūma, Rāpiʾūma, Rapiʾūma и так далее. [1]
Существуют две основные группы этимологических гипотез, объясняющих происхождение библейского термина Рефаим . Первая группа предполагает, что это родной термин иврита , который может быть получен либо от корня רפא , либо от רפה . Первый корень передает значение исцеления, как и в исцелении душ, живущих в еврейской загробной жизни, Шеоле , где они ожидают окончательного суда Божьего . Второй корень обозначает слабость или бессилие; души в Шеоле слабы в том смысле, что они не обладают физической силой или статусом, как в живом мире. Поскольку все, что дает живую силу, не имеет значения в стране мертвых, ее жители бессильны и слабы и должны быть покорны Элохиму. [4] [5] [6]
Вторая группа этимологических гипотез трактует рефаим как заимствование из другого древнего семитского языка . Среди предложений есть аккадское рабу « принц », но это объяснение пользуется довольно ограниченной популярностью. Гораздо большую поддержку получила гипотеза, согласно которой еврейское рефаим происходит от угаритского rpum , обозначающего полуобожествленных умерших предков , упомянутых в таких источниках, как так называемый Текст Рефаимов ( КТУ 1:20–22). [7] [8] Несмотря на несоответствие между этими возможными значениями и тем, что современные переводы четко различают рефаимов как одно из колен (например, Книга Бытия 14:5; 15:18–21; Книга Второзакония 2:11–20) и рефаимов как жителей подземный мир (например, Книга Исайи 14:9–11; 26:13–15), то же самое слово используется в оригинальном тексте. [9]
Группа ханаанейских людей
[ редактировать ]В еврейской Библии «Рефаиты» или «Рефаимы» описывают древнюю расу гигантов в Ханаане, существовавшую от бронзового века до железного века . Многие места также были названы в их честь. Согласно Бытию 14:5 , царь Кедорлаомер и его союзники напали на рефаитов и разгромили их при Аштероф-Карнаиме . Рефаиты также упоминаются в Бытие 15:20 ; Второзаконие 2:10–21 , 3:11 ; Книга Иисуса Навина ( Иисус Навин 12:4 , 13:12 , 15:8 , 17:15 , 18:16 ); Книги Самуила ( 2 Царств 5:18–22 , 23:13 ); и Книги Паралипоменон ( 1 Паралипоменон 11:15 , 14:9 и 20:4 ).
В библейском повествовании израильтянам было приказано истребить предыдущих жителей « Земли Обетованной », то есть Ханаана , в число которых входят различные названные народы, в том числе некоторые необычно высокие/крупные люди. Несколько отрывков в Книге Иисуса Навина , а также Второзаконие 3:11 предполагают, что Ог , царь Васанский, был одним из последних выживших рефаимов, и что его кровать имела длину 9 локтей . (Обычный локоть — это длина предплечья человека согласно Новой американской стандартной Библии , или примерно 18 дюймов (460 мм). Таким образом, длина кровати превышает 13 футов.) Анак , согласно Второзаконию 2:11 , также был Рефаит.
Моавитяне называли рефаитов «Эмим» во Второзаконии 2:11, тогда как аммонитяне называли их «Замзуммим» во Второзаконии 2:18–21 .
Давно умершие предки
[ редактировать ]В более поздних исследованиях рефаимов также считали жителями преисподней ( шеола в еврейской Библии). Возможные примеры этого использования появляются как « тени », «духи» или «мертвые» в различных переводах Библии. См.: Исаия 14:9 , 26:14 , 26:19 ; Пс 88:10 ; Притчи 2:18 , 9:18 , 21:16 ; Иов 26:5 и, возможно, 2 Пар. 16:12 , где Рефаимов можно читать как «мертвых предков» или «ослабителей», в отличие от Рофеимов , «врачей». Евр. корень רפא означает «исцеление», и, таким образом, номинальная форма множественного числа мужского рода этого корня может указывать на то, что этих «умерших предков» можно было призывать в ритуальных целях, которые принесли бы пользу живым. [10] [11] [12]
Различные древние северо-западно-семитские тексты также изобилуют ссылками на термины, очевидно родственные Рефаимам, как мертвые или мертвые цари. [13] Льюис (1989) [14] предпринимает детальное исследование нескольких загадочных погребальных ритуальных текстов из древнего прибрежного города Угарит . Льюис заключает, что «Угаритский погребальный текст» [15] Угарита предоставляет важные доказательства для понимания культа мертвых , в котором существа, называемые рапиума , давно умершие, и малакума , недавно умершие короли, вызывались на погребальной литургии, им преподносились подношения в виде еды и питья, и их просили дать благословения для умерших. правления нынешнего короля. Многочисленные упоминания рефаимов в еврейской Библии в контексте Шеола и духов мертвых убедительно свидетельствуют о том, что многие древние израильтяне представляли, что духи мертвых играют активную и важную роль в получении благословений, исцеления или других благ в жизни людей. живое. [16] В 2021 году Дж. Йогев опубликовал новую теорию личности рефаимов, которая предполагает, что рефаимы систематически искоренялись из библейских текстов в целях уничтожения их памяти в соответствии с монотеистическими системами верований в библейские времена. [17]
Божественный статус рефаимов очевиден из «Рефаимов», где их называют «богами» и «божественными существами», а также из конца «Ваала» в « Истории Древнего Ханаана» :
Солнце правит Рефаимами,Солнце управляет божественными:Ваша компания - боги,видишь, мертвецы - твоя компания. [18]
См. также
[ редактировать ]- Лейбористский Рефаим
- Нефилим
- Руджм эль-Хири , также известный как «Гилгал Рефаим».
- Книга гигантов
- Долина Рефаимов
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Йогев, Дж. (2021). Рефаимы: Сыны богов . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Брилл. п. 6. ISBN 978-90-04-46086-7 .
- ^ Бут, Скотт В. «Использование корпусной лингвистики для решения некоторых вопросов финикийской грамматики и синтаксиса, обнаруженных в надписи Куламува» (PDF) . Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ) . 2007. с. 197. - ^ «Рефаим» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Фрэнсис Браун, Сэмюэл Роллес Драйвер и Чарльз А. Бриггс, Калифорния, Еврейский и английский лексикон Ветхого Завета (Оксфорд, 1907/2013) [BDB], (CD-ROM), 9242.
- ^ Колер, Людвиг и Вальтер Баумгартнер. 2002. Еврейский и арамейский лексикон Ветхого Завета . Лейден: Брилл [ХАЛОТ]. (CD-ROM), 8014.
- ^ Харрис, Р. Лэрд, Глисон Л. Арчер и Брюс К. Уолтке. 2003. Богословский словарь Ветхого Завета . Чикаго: Moody Press [ДВА]. (CD-ROM), 2198d.
- ^ Льюис, Теодор Дж. 1999. «Мертв». В Словаре божеств и демонов, стр. 223–231.
- ^ Руйяр-Бонрэзен, Хедвиг. 1999. «Рефаим». В Словаре божеств и демонов, стр. 692–700.
- ^ Косиор, Войцех (22 мая 2018 г.), «Падшие (или) гиганты? Гигантские качества нефилимов в еврейской Библии» , Еврейский перевод – перевод еврейства , Де Грюйтер, стр. 17–38, doi : 10.1515/ 9783110550788-002 , ISBN 9783110550788 , получено 4 августа 2018 г.
- ^ Р. Марк Шипп. О мертвых королях и погребениях: миф и значение в Исаии 14:4b-21. 2002 с. 121: «Возможно также, что здесь различие проводится не между рефаимскими и нерефаимскими мертвыми царями, а скорее между rpim qdmym (Ulkn, Tr 'limn, Sdn w Rdn, Trmn; «древние рефаимы») и более поздние Рефаимы (Амиштамру, ..."
- ^ Мэтью Дж. Суриано Политика мертвых королей: династические предки в Книге ... 2010, стр. 160 «Однако, в отличие от текстов Рас-Шамры, израильская литература отрицательно изображала рефаимов, чтобы подорвать политически мощный элемент, который в противном случае был принят. в угаритской традиции Приравнивание рефаимов к мертвым...»
- ^ Брайан Б. Шмидт Благотворные мертвецы Израиля: культ предков и некромантия в древности ... 1994, стр. 267 «Угаритские rp 'um неоднократно используются как подтверждение существования как живых, так и мертвых библейских Рефаимов. Теория Де Мура представляет собой наиболее убедительную теорию. и основательное предложение на сегодняшний день. По мнению этого автора».
- ^ КАИ 13.7-8, 14.8, 177.1; ЦТА 6.6.46-52, ЦТА 20-22 = КТУ 1.161. См. статью М.С. Смита «Рефаим» в Anchor Bible Dictionary .
- ^ Ти Джей Льюис (профессор еврейской Библии в Университете Джона Хопкинса), Культы мертвых в древнем Израиле и Угарите (Scholars Press, 1989)
- ^ КТУ 1.161 = Рас Шамра 34.126
- ^ О роли умерших и обычаях погребения в древнем израильском обществе и культурах древнего Леванта в целом см. Л. Блох-Смита «Иудейские погребальные практики и представления о мертвых» (Continuum, 1992).
- ^ см. Дж. Йогева «Рефаимы: Сыны богов» (Брилл, 2021).
- ^ Куган, Майкл Д.; Смит, Марк С. (15 марта 2012 г.). Истории Древнего Ханаана, второе издание . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 0-664-23242-6 .