Jump to content

Кедорлаомер

Битва Авраама против Кедорлаомера, автор Корнелис Массис, 1545 г.

Кедорлаомер , также пишется Кедорлаомер ( / ˌ k ɛ d ər ˈ l ə m ər / ; иврит : כְּדָרְלָעֹמֶר ‎, современный :   Кəдорла'Омер , тиберийский :   Кёдорла ' Омер ; Греческий : Χοδολλογομόρ Ходологомор ), царь Элама, упомянутый в Бытие 14. [ 1 ] Бытие изображает его союзником трех других царей: [ 2 ] кампания против пяти ханаанских городов-государств в ответ на восстание во дни Авраама .

Этимология

[ редактировать ]

Имя Кедорлаомер связано со знакомыми эламскими компонентами, такими как кудур «слуга» и Лагамаль , важная богиня в эламском пантеоне. [ 3 ] [ 4 ] В «Еврейской энциклопедии» говорится, что, помимо того факта, что кедорлаомер можно идентифицировать как собственно эламское соединение, все остальное является предметом споров, и «записи дают лишь довольно отрицательный результат, что из вавилонских и эламских документов о кедорлаомере не удалось узнать ничего определенного». ". [ 4 ]

Царствование Кедорлаомера

[ редактировать ]

После двенадцати лет правления эламитов, на тринадцатом году, города равнины (Содом, Гоморра, Адма , Зевоим и Зоара ) восстали против Кедорлаомера. Чтобы подавить восстание, он призвал трех других союзников из регионов «наций» Шинар, Элласар и Приливов. (Бытие 14:9) [ 5 ]

Кампании Кедорлаомера

[ редактировать ]

Следующие союзники сражались как союзники Кедорлаомера на четырнадцатом году его правления. [ 6 ]

Кампании Кедорлаомера были направлены на то, чтобы продемонстрировать мощь Элама на всех территориях, находящихся под властью эламитов. Его армии и союзники грабили племена и города в поисках продовольствия, направлявшиеся в восставшие города Иорданской равнины.

Согласно Бытию 14:8–10 , это города, разграбленные Эламом:

Поражение Кедорлаомера

[ редактировать ]

После войны с городами равнины в битве при Сиддиме Кедорлаомер отправился в Содом и Гоморру, чтобы получить награду. В Содоме среди военной добычи он взял в плен Лота и весь его дом. Когда дядя Лота Аврам получил известие о случившемся, он собрал боевой отряд из 318 человек, которые преследовали силы эламитов к северу от Дамаска до Ховы . Затем Аврам и одно из его подразделений приступили к разгрому Кедорлаомера. ( Бытие 14:11–17 )

В то время как в стихе 17 версии короля Иакова рассматриваемое еврейское слово переведено как וַיַּכֵּם как « зарезанный» ( Бытие 14:17 ), в буквальном переводе Янга используется термин «поражение». ( Бытие 14:17 )

Историческая идентификация

[ редактировать ]

В Бытии 14:1 перечислены четыре имени: «Это было во времена Амрафила, царя Сеннаара, Ариоха, царя Элласара, Кедор-Лаомера, царя Элама, и Тидала, царя Гоимов».

После открытия документов, написанных на эламском языке и вавилонском языке , возникло мнение, что Кедорлаомер — это транслитерация эламского имени Кудур-Лагамар . Однако никаких упоминаний о царе по имени Кудур-Лагамар до сих пор не обнаружено; надписи, которые, как считалось, содержали это имя, теперь известны под разными названиями (путаница возникла из-за схожих букв). [ 4 ] [ 7 ] По мнению Стефани Далли , отсутствие внебиблейских подтверждений имени царя объясняется тем фактом, что в 18 веке до нашей эры было несколько эламских правителей одновременно , и что их обычно называют по титулам, а не по именам. [ 8 ]

Одна из современных интерпретаций 14-й главы Бытия резюмирована Майклом Астуром в «Якорном библейском словаре» (св. «Амрафил», «Ариох» и «Кедорлаомер»), который объясняет эту историю как продукт антивавилонской пропаганды во время вавилонского плена в VI веке. из евреев:

После широко принятого, но ошибочного определения Беля м Ту-уд-хул-а с одним из хеттских царей по имени Тудхалия , Тадмор нашел правильное решение, приравняв его к ассирийскому царю Сеннахириму (см. Тидал). Астур (1966) отождествил двух оставшихся царей текстов Кедорлаомера с Тукульти-Нинуртой I Ассирии (см. Ариох ) и с халдейским Меродах-баладаном (см. Амрафель ). Общим знаменателем между этими четырьмя правителями является то, что каждый из них независимо занял Вавилон, угнетал его в большей или меньшей степени и отнял у него священные божественные изображения, в том числе статую его главного бога Мардука; более того, все они пришли к трагическому концу... Все попытки реконструировать связь между текстами Кедорлаомера и 14-й главой Бытия остаются спекулятивными. Однако имеющиеся доказательства, похоже, согласуются со следующей гипотезой: еврей в Вавилоне, знавший аккадский язык и клинопись, нашел в ранней версии текстов Кедорлаомера определенные вещи, соответствующие его антивавилонским чувствам. [ 9 ]

Сейчас считается, что «таблички Кедорлаомера» относятся к VII или VI веку до нашей эры, через тысячелетие после времен Хаммурапи , но примерно в то время, когда, как полагают, были записаны основные элементы Книги Бытия. Другой выдающийся ученый считает связь между табличкой и книгой Бытия спекулятивной, но идентифицирует Тудхулу как завуалированную ссылку на Сеннахирима Ассирии, а Кедорлаомера - как «воспоминание о царе Элама XII века до нашей эры, который недолго правил Вавилоном». [ 10 ]

Некоторые современные ученые предполагают, что Чедорломер на табличках Чедорлаомера может относиться к эламскому узурпатору Кутир-Нахунте, жившему в VII веке до нашей эры . [ 11 ] Он убил Халлушу, который убил Шутрука-Надунте II, а в 694 г. до н.э. сумел ненадолго захватить Вавилон и неоассирийского правителя Вавилонии Ашшур-Надин-Шуми , что привело к ассирийскому завоеванию Элама .

Перевод « Таблеток Кедорлаомера » из собрания Спартоли : [ 12 ]

По своему твердому совету они установили Кудур-КУКУмала, царя Элама. Теперь тот, кто угоден им [-] будет царствовать в Вавилоне, городе Вавилонии (...) Какой есть царь Элама, который обеспечил Эсагилу и... ? Вавилоняне... и [-] их послание: «(Что касается) [слов, которые вы написали: «Я царь, сын царя, из [царского семени]вечного, [воистину] сын дочь короля, сидевшая на царском троне. [Что касается] Дур-шил-илани, сына Эрие[А]ку , который [унес] добычу [-], он воссел на царском троне... [-] [Что касается] нас, то пусть придет король чье [родословие] прочно укоренено] с древних времен, его следует называть владыкой Вавилона (...) Когда плачет хранитель благополучия [-] Защитный дух Эшарры [-] был спугнут. Эламитяне поспешили на злые дела, ибо Господь замыслил зло Вавилону. Когда гений-защитник справедливости отступил в сторону, дух-защитник Эшарры, храма всех богов, был испуган. Эламский враг отобрал его имущество, Энлиль, живший там, пришел в ярость. Когда небеса (?) изменили свой облик, огненный свет и злой ветер стерли их лица. Их боги испугались, они спустились на глубину. Вихри, злые ветры охватили небеса. Создатель Ану (богов) пришел в ярость. Он уменьшил их (небесные) проявления, он опустошил (?) свое (собственное небесное) положение, сожжением святилища Э-ана он уничтожил его замыслы. [-] Эшарра, преисподняя задрожала. [Энлиль?] приказал тотально уничтожить. [Бог] пришел в ярость: он приказал Шумеру сокрушить землю Эн[лила]. Кто из них Кудур-КУКУмал, злодей? Поэтому он призвал Умман-человека (да он выровнял), возглавлявшего землю Энлиля, он опустошил (?) [-] на их стороне. Когда [-] К-зида, и Набу, попечитель всех [-] поспешил к [-] Он отправился [выйти] вниз по течению, к океану, Ибби-Туту, который был на море, поспешил на Восток, Он (Набу) пересек море и поселился в чужом жилище. Ритуалы Э-зиды, надежного дома, были мертвенно неподвижны. Эламитянин [враг] выслал свою колесницу и направился вниз по течению к Борсиппе. Он спустился темной дорогой и вошел в Борсиппу. Подлый эламит разрушил его святилище, убил вельмож... оружием, разграбил все храмы. Он взял их имущество и унес в Елам. Он разрушил его стену, он наполнил землю [плачем...] (...) непредусмотрительного государя [-] он сразил оружием Дур-шил-илани, сына Эри-[э]Аку , он разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, он зарезал ее [-] своим оружием, как овец, [-] сжег огнем старых и молодых, [-] оружием, [ -] он истреблял молодых и старых. Туддула, сын Газзы[-], разграбил [-] воду над Вавилоном и Эсагилой, [-] его сын разбил себе голову собственным оружием. [-]его светлость на [обряды] Аннунит[ум] [царь] Элама [-] разграбил великого..., [-] он послал, как потоп, все культовые центры Аккада и их святилища он сжег [огнём]ре Кудур-КУ[КУ]мал его сын рас[ут?] середину свою и сердце железным кинжалом, [-] врага своего он взял и отыскал (?). Злые цари, преступники, [-] взяты в плен. Царь богов Мардук разгневался на них (...) [Совершивший] зло ему [-] его сердце [-] делатель греха не должен [-]

  1. ^ Бытие 14:1
  2. ^ Кнанишу, Джозеф (1899), О Персии и ее народе , Лютеранский книжный концерн Augustana, типография, стр. 228 , получено 21 декабря 2012 г.
  3. ^ Кухня, Кеннет (1966), Древний Восток и Ветхий Завет , Tyndale Press, стр. 44 , получено 21 декабря 2012 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Общественное достояние Моррис Джастроу-младший, Роберт В. Роджерс (1901–1906). «Кедорлаомер» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  5. ^ Перейти обратно: а б Нельсон, Рассел (ноябрь 2000 г.), «Кедорлаомер» , в Фридмане, Дэвиде; Мейерс, Аллен; Бек, Астрид (ред.), Библейский словарь Эрдмана , Гранд-Рапидс: Wm B Eerdmans Publishing Company, стр. 232, ISBN  9780802824004 , получено 21 декабря 2012 г.
  6. ^ Бытие 14: 1–4.
  7. ^ Масперо, Гастон (2003). История Египта . Издательство Кессинджер. п. 66. ИСБН  978-0-7661-3506-2 .
  8. ^ Далли, Стефани (2021). Город Вавилон: История, ок. 2000 г. до н. э. – 116 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. стр. 319–320. ISBN  9781107136274 .
  9. ^ Библейский словарь Anchor , св. "Кедорлаомер"
  10. ^ Хендель, Рональд (1994). «В поисках исторических воспоминаний в патриархальных повествованиях». Обзор библейской археологии . 21 (4): 52–59, 70–72.
  11. Гард Гранерёд (26 марта 2010 г.). Авраам и Мелхиседек: Деятельность переписчиков времен Второго Храма в Бытие 14 и Псалме 110. Вальтер де Грюйтер. стр. 118-121. ISBN 978-3-11-022346-0.
  12. ^ Фостер, Бенджамин Рид (2005). Перед музами: Антология аккадской литературы (3-е изд.). Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 369–375. ISBN  978-1-883053-76-5 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81487804e7abcdfb69132d993ebd2842__1721562720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/42/81487804e7abcdfb69132d993ebd2842.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chedorlaomer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)