Кадеш (библейский)
Кадеш или Кадеш или Кадес (на классическом иврите : קָדֵשׁ , от корня " "святой [ 1 ] ) — это топоним, который несколько раз встречается в еврейской Библии и описывает место или места, расположенные к югу или на южной границе Ханаана и Иудейского царства в Израильском царстве. Многие современные ученые считают, что это было одно место, расположенное в современном Тель-эль-Кудейрате , в то время как некоторые ученые и раввинские авторитеты считают, что существовало два места под названием Кадеш. Родственный термин, либо синоним Кадеша, либо относящийся к одному из двух мест, — Кадеш (или Кадеш ) Барнеа . Были предложены различные этимологии Барнеи , в том числе «пустыня странствий», но ни одна из них не вызвала широкого согласия. [ 2 ] [ 3 ]
Библия упоминает Кадес и/или Кадес-Варни в ряде эпизодов, что делает его важным местом (или местами) в повествованиях о происхождении израильтян . Кадес был главным местом стоянки израильтян во время их странствий по пустыне Цин ( Второзаконие 1:46), а также местом, откуда израильские соглядатаи были отправлены в Ханаан ( Числа 13:1–26). Первая неудачная попытка захватить Ханаан была предпринята из Кадеша ( Числа 14:40–45 ). Моисей ударил по камню (вместо того, чтобы говорить с ним, как повелел Господь), из которого дала вода в Кадесе ( Числа 20:11 ). Мириам ( Числа 20:1 ) и Аарон ( Числа 20:22–29 ) умерли и были похоронены недалеко от места под названием Кадес. Моисей отправил послов к царю Эдома из Кадеса ( Числа 20:14 ) с просьбой разрешить израильтянам использовать царскую дорогу, проходящую через его территорию, в чем царь Эдома отказал.
Кадеш-Варни — ключевая особенность общей библейской формулы, очерчивающей южную границу Земли Израиля (ср. Числа 34:4 , Иисус Навин 15:3 , Иезекииль 47:19 и т. д.). [ 4 ] и, таким образом, его идентификация является ключом к пониманию как идеальных, так и геополитически реализованных границ древнего Израиля.
Библейские ссылки
[ редактировать ]- Бытие 14:7 «И возвратились, и пришли в Эн-Мишпат, он же Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, а также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре».
- Бытие 16:14 «Поэтому колодец и был назван Беэр-лахаи-рои; вот, он между Кадешем и Бередом».
- Бытие 20:1 «И пошел Авраам оттуда в землю южную, и жил между Кадесом и Суром, и жил в Гераре».
- Числа 13:26 «И пошли и пришли к Моисею и Аарону и всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли известие им и всему обществу, и показал им плоды земли».
- Числа 20:1 «И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Цин в первый месяц, и остался народ в Кадесе, и Мирьям умерла там и была погребена там».
- Числа 20:14–16 «И послал Моисей послов из Кадеса к царю Эдома: так говорит брат твой Израиль: ты знаешь все страдания, которые выпали на нашу долю; как отцы наши сошли в Египет, и мы жили в Египте долгое время, и египтяне поступали плохо с нами и с отцами нашими, и когда мы воззвали к Господу, Он услышал голос наш, и послал посланника, и вывел нас из Египта, и вот, мы в Кадесе; город на краю твоего предела».
- Числа 20:22 «И отправились из Кадеша, и пришли сыны Израилевы, все общество, к горе Ор».
- Числа 27:13–14 «И когда ты увидишь это, то и ты приобщишься к народу твоему, как был собран Аарон, брат твой, потому что вы воспротивились повелению Моему в пустыне Син, во время раздора общества, чтобы освяти Меня у вод пред глазами их». Это воды Мериват-Кадеса в пустыне Цин».
- Числа 33:36–37 «И отправились из Ецион-Гевера и расположились в пустыне Цин, он же Кадес. И отправились из Кадеса, и расположились у горы Ор, на краю земли Эдом. "
- Второзаконие 1:46 «И пробыли вы в Кадесе много дней, столько дней, сколько вы там пробыли».
- Второзаконие 32:51 «За то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых у вод Мериват-Кадеса, в пустыне Син, за то, что вы не освятили Меня среди сынов Израилевых».
- Книга Судей 11:16–17 «Но когда они вышли из Египта, и Израиль прошел через пустыню к Красному морю и пришел в Кадеш, тогда Израиль послал послов к царю Эдомскому сказать: позволь мне, прошу тебя, пройди через землю твою, но царь Эдома не послушался, и послал он к царю Моава, но тот не захотел; и Израиль остался в Кадесе.
- Псалом 29:8 «Глас Господень потрясает пустыню, Господь потрясает пустыню Кадеш».
- Иезекииль 47:19 «А южная сторона к югу будет от Фамари до вод Меривоф-Кадеша, до потока, до Великого моря. Это южная сторона к югу».
- Иезекииль 48:28 «А у границы Гада, с южной стороны к югу, будет граница от Фамари до вод Мериват-Кадеша, до потока, до Великого моря».
Расположение
[ редактировать ]Наиболее распространенная идентификация Кадеша или Кадеш-Барнеа в современной науке - это современный Телль-эль-Кудейрат , при этом большинство современных ученых считают, что библейские ссылки на Кадеш относятся к одному месту. [ 5 ] [ 6 ]
Библия называет Кадеш, или Кадеш-Варни, оазисом к югу от Ханаана, к западу от Аравы и к востоку от Египетского потока . [ 7 ] 11 дней пути до горы Сеир От Хорива (Второзаконие 1:2).
К концу девятнадцатого века было предложено восемнадцать мест для библейского Кадеша. [ 8 ] Одним из источников путаницы был тот факт, что Кадеш иногда упоминается в связи с пустыней Фаран ( Числа 13:26 ), а иногда – с пустыней Цин ( Числа 20:1 ). [ 5 ] Это несоответствие было отмечено комментаторами еще в средние века . Некоторые ( например , Езекия бен Маной ) искали примирительную модель, в то время как другие ( Абрахам ибн Эзра и Нахманид ) предлагали два отдельных места под названием Кадеш.
Меньшая часть современных ученых продолжает придерживаться теории двух мест: западного Кадеша в пустыне Зин и восточного Кадеша в пустыне Фаран, последний часто ассоциируется с Петрой, Иордания . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Теорию двух участков, по-видимому, также придерживался Иосиф Флавий. [ 13 ] и Евсевий Кесарийский . [ 14 ] Иосиф Флавий отождествляет место захоронения Мириам (которое Библия называет Кадес) с Петрой, которую он назвал Рекем . [ 15 ]
После периода, когда исследователи отождествляли Кадеш с одноименным Эйн-Кедейсом , с 1905 года современный Айн-эль-Кудейрат в Вади-эль-Айне на севере Синая был широко признан местом расположения Кадеш-Барнеа. [ 6 ] несколько крепостей железного века Здесь было раскопано . Самая старая, небольшая эллиптическая постройка, датируется десятым веком до нашей эры и была заброшена на некоторое время после первого разрушения. Второй форт, построенный в восьмом веке до нашей эры (вероятно, во время правления Озии ), был разрушен в седьмом веке до нашей эры, скорее всего, во время правления Манассии Иудейского . Здесь были обнаружены две остраки , выгравированные на иврите, датированные 8-м или 7-м веком до нашей эры, что предполагает израильскую оккупацию. [ 16 ] [ 17 ]
Археологические раскопки
[ редактировать ]Раскопки в Айн-эль-Кудейрате, проведенные доктором Рудольфом Коэном, бывшим главой Израильского управления древностей во время израильской оккупации Синая после войны 1967 года, обнаружили обильные останки периода I средней бронзы (MBA I или MBI, называемые иногда Средний бронзовый век, IBA), которые также были найдены во многих других памятниках Негева. С другой стороны, поздний бронзовый век, условное время Исхода, не был засвидетельствован в Негеве, хотя более поздняя переоценка археологических находок показывает, что это место, вероятно, было заселено, по крайней мере, с 12 века до нашей эры. [ 18 ] [ 19 ] В статье в «Обзоре библейской археологии» за июль 1983 года Коэн выдвинул предположение, что Исход произошел в начале MBI и что люди MBI на самом деле были израильтянами. Идея не получила широкого распространения.
Доктор Рудольф Коэн, бывший глава Израильского управления древностей во время второй израильской оккупации Синайского полуострова , обнаружил в Айн-эль-Кудейрате многочисленные останки, датируемые I средним бронзовым веком (MBAI, MBI или промежуточным бронзовым веком, IBA). . Останки на этом месте были более многочисленными, чем останки, найденные в других местах Негева. Напротив, в эпоху поздней бронзы, которая была общепринятой датой Исхода, таких останков не существовало. Однако более поздняя переоценка находок Коэна показывает, что это место, вероятно, было заселено, по крайней мере, с 12 века до нашей эры. [ 18 ] [ 19 ] В 1983 году Коэн предложил идентифицировать людей MBI как «протоизраильтян» на основании миграционных моделей и культурной неоднородности, хотя есть свидетельства того, что они сохранили более ранние культурные обычаи южного Леванта. Другие археологи предполагают, что это были амореи и курганцы , пришедшие с севера и востока. [ 20 ]
См. также
[ редактировать ]- Ницаней-Синай , также известный как Кадеш-Барнеа, общинное поселение в пустыне Негев на территории современного Израиля.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Браун, Фрэнсис, SR Driver и Чарльз А. Бриггс, ред. (1907). Еврейский и английский лексикон Ветхого Завета . Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. стр. 871–874; Келер-Баумгартнер 3: 1072–1078; ТДОТ 12:521–545.
- ^ Трамбалл, Генри Клей (1884). Кадес-Варни: его значение и вероятное местонахождение . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . стр. 24–25 . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Кадеш Барнеа ( קדש ברנע ), откуда шпионы были отправлены на поиски Земли Ханаанской, недалеко от южной границы Ханаана, идентифицирован Евсевием ( Ономастикон ) и Иаковом Суссманном как Петра в Аравии, самая южная граница границы Ханаана. Израиль в IV веке до нашей эры (см.: Якоб Суссманн, «Границы Эрец-Исраэль», Tarbiẕ (Академический журнал), издано: Институт иудаики Манделя, Иерусалим, 1976, стр. 239). См. Иосиф Флавий , «Иудейские древности» (iv.vii.§1), который называет пять мадианитянских царей, которые раньше управляли этим регионом, но к I веку нашей эры это место уже перешло во владение арабов: «Из них было пять: Охус и Сурес, Робеес и Урес, а пятый — Рекем; город, носящий его имя, занимает самое высокое место в земле арабов и по сей день называется всем арабским народом по имени его царственного основателя Рекеме. : это Петра греков» ( Классическая библиотека Леба ). Другие отождествляли Кадес-Варни не с Петрой, а с Эйн эль-Кудейрат , или то, что также называют Телль-Кудейрат возле Кусеймы в районе центрального Негева , ныне принадлежащего Египту (Бен-Давид Бен-Гад Хакоэн, 1998, стр. 28–29), утверждая, что Рекам (Петра) в Мишна Гиттин не считалась Землей Израиля, а Рехам из Гайи указан как пограничный город Земли Израиля. (См. также И. Ахарони, «Кадес-Варни», Библейская энциклопедия , 7:39–42; Р. Коэн, «Кадес-Варни», Новая энциклопедия археологических раскопок 3:843–847).
- ^ Захария Каллай, «Южная граница Земли Израиля — образец и применение», Vetus Testumum XXXVII 4 1987, 438–445.
- ^ Перейти обратно: а б Игаль Левин, Числа 34:2–12, « Границы земли Ханаанской и империи Нехо », Журнал Древнего Ближневосточного общества 30, 2006, 65.
- ^ Перейти обратно: а б CHJ де Геус (1977). «Кадеш Барнеа: некоторые географические и исторические замечания» . В Хендрике Антони Бронгерсе (ред.). Обучение и интерпретация: исследования иврита, палестинской археологии и библейской экзегезы: доклады, прочитанные на совместной британско-голландской конференции по Ветхому Завету, состоявшейся в Лувене, 1976 г., с 30 августа по 2 сентября . Архив Брилла. п. 58. ИСБН 90-04-05433-2 .
Любой, кто знаком с литературой Исхода, знает, что Кадеш-Барнеа практически всегда отождествляется с Айн эль-Кудейрат , а не с Айн-Кдейсом , несмотря на то, что в древних пограничных надписях всегда первым упоминается Кадеш-Барнеа.
- ^ Хаутман, Корнелис (3 августа 1995 г.). Исторический комментарий к Ветхому Завету: Исход. ... Кок. ISBN 9789024262137 – через Google Книги.
- ^ Трамбалл (1884), с. 303.
- ^ «Очень немногие современные ученые утверждают, что действительно существовало два места под названием Кадеш». Игаль Левин, Числа 34:2–12 , « Границы земли Ханаанской и империи Нехо », Журнал Древнего Ближневосточного общества, 30, 2006, 65.
- ^ Айзекс, Самуэль Гилель. (1917). Истинные границы Святой Земли .
- ^ Хакоэн, Д. (2002) «Кадеш и Рекем, Кадес-Варни и Рекем-Геа». В книге Ю. Эшель, редактор, Исследования Иудеи и Самарии 11 (Ариэль). п. 25-40. Иврит с английским Аннотация.
- ^ Уэнам, Гордон Дж. (2008). Числа. п. 152.
- ^ Еврейские древности IV 82 ср. Числа 20:1, 22–29
- ^ Э. Клостерманн (1966), Евсевий - Омностикон библейских топонимов (на немецком языке), Хильдесхайм, стр. 113.
- ^ Флавий, Иосиф Флавий (1930). Древности евреев (iv.vii.§1) . Перевод Х.Ст.Дж. Теккерея; Ральф Маркус. Лондон: Классическая библиотека Леба. doi : 10.4159/DLCL.josephus-jewish_antiquities.1930 . ISBN 9780674995390 . – через цифровую классическую библиотеку Леба (требуется подписка)
- ^ "Кадеш Барнеа" с. 214 в Библии археологических исследований NIV , Гранд-Рапидс: Зондерван, 2005 г.
- ^ Дэвис, Грэм И. и др., «Древние еврейские надписи: корпус и согласование, том 2», Cambridge University Press, 1991, стр. 82-85.
- ^ Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль (2010). «Кадеш Барнеа: переоценка его археологии и истории» . Тель-Авив . 37 (1): 111–125. дои : 10.1179/033443510x12632070179504 . S2CID 129050818 .
- ^ Перейти обратно: а б Усишкин, Дэвид; Сингер-Авитц, Лили; Шанкс, Гершель (сентябрь – октябрь 2015 г.). «Кадес-Варни — в Библии и на земле» . Обзор библейской археологии . 41 (5).
- ^ Коэн, Рудольф (1983). «Таинственные люди MBI» . Общество библейской археологии . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года.