Северные пайуте
Нум/Нума | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Калифорния , Невада и Орегон ) | |
Языки | |
Северный Пайуте | |
Религия | |
Традиционный, Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Бэннок и Моно |
Народ северных пайуте — нумическое племя, которое традиционно проживало в районе Большого Бассейна США, на территории нынешней восточной Калифорнии , западной Невады и юго-восточного Орегона . Образ жизни северных пайютов до контакта был хорошо адаптирован к суровым условиям пустыни , в которых они жили. Каждое племя или группа занимало определенную территорию, обычно сосредоточенную на озере или водно-болотных угодьях , где добывалась рыба и водоплавающая птица. добывали В ходе коллективных охотничьих акций, в которых часто участвовали соседние племена, кроликов и вилорогов из окрестных районов. Отдельные люди и семьи, судя по всему, свободно перемещались между группами.
Северные пайуты изначально вели кочевой образ жизни, перемещаясь с места на место, следуя моделям миграции животных и сезонной пище. [1] Они жили небольшими независимыми группами, состоявшими из нескольких или около того разных семей. [1] По прибытии иностранцев в западную Неваду северные пайуты стали вести оседлый образ жизни, чтобы защитить себя и вести переговоры с новыми поселенцами. Из-за перехода от кочевого к оседлому образу жизни на женщин стали больше полагаться как при полной занятости, так и при работе на дому. [2] В некоторых современных племенах северных пайуте мужчины работают «на сезонных работах на ранчо, в шахтах и смотрителями в близлежащих мотелях», а женщины работают «в прачечной, пекарне, в домах и мотелях в качестве прислуги, а также в сельская больница». [2]
они собирали орехи Пиньон Осенью в горах как важный источник пищи зимой. Женщины также собирали семена трав и корни как важную часть своего рациона. Название каждой группы произошло от характерного источника пищи. Например, люди на озере Пирамид были известны как Куи Уи Тикутта (что означает « едоки Куи-уи » или пожиратели форели). Жители района Лавлока были известны как Куп Тикутта , что означает «пожиратели сусликов», а жители Карсон-Синка были известны как Той Тикутта, что означает « пожиратели туле ». Кукадикади — из округа Моно, Калифорния, « пожиратели морских мух ».
Отношения с другими племенами и европейскими поселенцами
[ редактировать ]Отношения между северными пайютами и их соседями- шошонами в целом были мирными. Нет резкого различия между северными пайютами и западными шошонами или сосонами . Отношения с народами васасу или уошо , которые сильно отличались в культурном и языковом отношении, не были такими мирными. Эти различия в образе жизни и языке могут быть связаны с тем, что северные пайуты, возможно, переехали из южных регионов в район Невады/Калифорнии, где они в настоящее время проживают. Они также могли свергнуть и уничтожить другие индейские племена, чтобы заселить их нынешние земли. [3] Пайуты, например, почти «постоянно находились в состоянии войны» с кламатами к югу и западу от них. [3] «Ачомави, живущие к югу от Кламата, также были врагами северных пайуте (настолько, что) самые ранние войны, упомянутые в устной традиции ачомави, были (с) северными пайуте». [3]
Устойчивые контакты между северными пайютами и евроамериканцами начались в начале 1840-х годов, хотя первый контакт мог произойти еще в 1820-х годах. Хотя пайуте переняли использование лошадей у других племен Великих равнин, в остальном их культура в то время практически не пострадала от европейского влияния. По мере прогресса евро-американского заселения региона конкуренция за скудные ресурсы возрастала. Произошло несколько ожесточенных столкновений, в том числе война на озере Пирамид 1860 года, война с индейцами в долине Оуэнс 1861–1864 годов, [4] Змеиная война 1864–1868 гг.; и Бэннокская война 1878 года. Эти инциденты обычно начинались с разногласий между поселенцами и пайуте (поодиночке или в группе) относительно собственности, ответных действий одной группы против другой и, наконец, ответных возмездий со стороны противоположной стороны, часто заканчивавшихся вооруженное вмешательство армии США . Смертность среди пайуте была намного выше из-за недавно появившихся евразийских инфекционных заболеваний , таких как оспа , которые были эндемичными среди европейцев. У туземцев не было приобретенного иммунитета . Сары Виннемукки Книга «Жизнь среди пиутов » (1883 г.) [5] дает информацию об этом периоде из первых рук.
Правительство США первым создало резервацию Малёр для северных пайютов в восточном Орегоне. Он намеревался сосредоточить там северные пайуте, но его стратегия не сработала. Из-за удаленности резервации от традиционных мест проживания большинства племен, а также из-за плохих экологических условий многие северные пайуте отказались туда ехать. Те, кто это сделал, вскоре ушли. Они придерживались своего традиционного образа жизни как можно дольше. Когда экологическая деградация их земель сделала это невозможным, они стали искать работу на белых фермах, ранчо или в городах. Они основали небольшие индейские колонии , где к ним присоединились многие шошоны, а в районе Рино - народ Уошо.
Позже правительство создало более крупные резервации в Пирамид-Лейк и Дак-Вэлли , штат Невада . структура небольших де-факто К тому времени сложилась резерваций вблизи городов или фермерских районов, часто со смешанным населением северных пайютов и шошонов. Начиная с начала 20 века, федеральное правительство начало предоставлять землю этим колониям. В соответствии с Законом о реорганизации Индии 1934 года несколько отдельных колоний получили федеральное признание в качестве независимых племен .
Мифология
[ редактировать ]Люди населяли территорию между западом и северо-западом Соединенных Штатов более 11 000 лет. [6]
Одна из версий происхождения народа северных пайуте заключается в том, что птица Сагехен (также известная как центроцерк ) была единственной птицей, пережившей сильное наводнение. Сагеен развел огонь и заботился о нем, пока огонь не становился все больше и больше. Вода из паводка высохла, и человек «случился». [7] Этого человека звали Нумузохо. [8] который был каннибалом. Каннибалы (так называли его и ему подобных) убили всех коренных жителей, кроме женщины, которая смогла сбежать. Эта женщина поддерживала себе жизнь, путешествуя с места на место по региону, встречаясь и останавливаясь с разными персонажами. Затем она нашла мужчину, живущего в горах, за которого вышла замуж. У них родилось четверо детей: два Пайуте (один брат, одна сестра) и два Пит-Ривера (один брат, одна сестра). Две группы детей часто ссорились, потому что они были из разных племен. Их отец (некоторые думают, что он был Волком) бросил их в разные воды. [9] Это заставило их разойтись, продолжая ссориться и ссориться всякий раз, когда они снова вступали в контакт друг с другом. Так были созданы пайуты, а их дома обосновались в Неваде, Калифорнии и Орегоне. [7]
Другая версия истории творения рассказывает о мужчине и женщине, которые услышали голос из бутылки. Они вылили содержимое бутылки, и выпало четыре существа: два мальчика и две девочки. Четверо человек были разделены на добро и зло. Два хороших человека (пайутес) должны были защищаться и заботиться о женщине, в то время как два плохих человека подчинялись мужчине. Из двух пар (хороших и плохих) остались мужчина и женщина. Каждая пара создала огонь: два хороших человека развели огонь с минимальным дымом, два плохих человека развели огонь с густым дымом. Это сделало их врагами еще до того, как иностранцы позже настроили их друг против друга. [7] С тех пор войны и раздоры существуют.
Хотя рассказывается и несколько других вариантов этих историй, все они имеют схожие события и персонажей. А именно Нумузохо-каннибал, который убивает почти всех индейцев, но не женщину; [9] Койот — «тот, кто все чинит». [8] кратко упоминается во многих историях происхождения; мужчина и женщина встречаются и рожают четверых детей; четверо детей, которые разделены на разные племена и ссорятся с другой парой. [7]
Креативность, с которой были рассказаны эти истории, является одной из причин такого множества версий. Эти эпические истории впервые были рассказаны давным-давно большим группам людей, собравшимся у костра. Сезон рассказывания историй на американском Западе приходился на зимние месяцы. [10] Пожилые члены племени оживленно и с юмором рассказывали историю по памяти, рассказанную им предыдущими старейшинами и членами семьи. [10] Им рассказывали «как способ передать племенные представления о людях-животных и людях, их происхождении и ценностях, их духовной и природной среде, их культуре и повседневной жизни». [10]
Рассказы часто представляли собой стихи, исполненные музыкально, называемые «песнями-стихами». Члены племени пели и разыгрывали истории под барабанный бой, а люди танцевали. [9] История происхождения северных пайуте, среди многих других важных и формирующих легенд, передавалась устно от старейшин племени младшим членам племени, а также от бабушек и дедушек внукам. [10] Многие из их историй и большая часть их истории передаются устно даже сегодня.
Гендерные роли
[ редактировать ]Гендерные роли среди северных пайуте не выделялись в обществе. Мужчины и женщины делили работу между собой самым традиционным образом: женщины изготавливали домашние инструменты, собирали фрукты и семена, готовили, убирали, ухаживали за детьми и шили одежду, а мужчины охотились и защищали свои семьи. Мужчины также учили своих сыновей охотиться и ловить рыбу, чтобы передать им навыки выживания. [11] Оба пола принимали участие в рассказывании историй, искусстве, медицине и традиционной медицине. Когда северные пайуте вступили в 20 век, гендерные роли начали меняться. Мужчины работали на сезонных работах , а женщины в основном работали в прачечной и медицине. Сдвиг произошел потому, что мужчины, работавшие на сезонных работах, не имели работы в конце сезона, в то время как женщины имели постоянную работу. Это сделало женщину основным кормильцем в семье. [12] Еще один сдвиг произошел в политике. В то время как некоторые женщины срывали собрания племени, Сара Виннемукка стала фигурой в глазах общественности, заявив, что она принцесса, и использовала это внимание для защиты своего народа. [13]
Медицинская культура и верования
[ редактировать ]Шаманизм популярен среди большинства индейских племен, включая народ северных пайуте. Шаман – это знахарь, которого жители северных пайютов называют пухагим. [14] Северные пайуты верят в силу, называемую пуха, которая дает жизнь физическому миру. Это сила, которая движет элементами, растениями и животными, которые являются частью этого физического мира. Люди рассматриваются как часть этого мира, не высшая и не низшая, а просто еще один компонент. [15] Народ северных пайуте верит, что «материя и места несут в себе форму, значение и связь с природными и человеческими явлениями». [15] Эта вера придавала шаманам авторитет и делала их необходимыми, как это происходит и сегодня.
Чтобы использовать силы природы и Вселенной, шаманы часто посещали священные места. Эти места можно найти по всему Большому Бассейну и на американском Западе. В их число входят «горы, пещеры, водные пути и уникальные геологические образования». [15] Одно из таких мест называется Ущелье Парован и является священным местом пайутов (см. изображение). В этих священных местах шаманы выполняли многие из своих обязанностей, включая лечение, вызов дождя , войну, сражения или колдовство ». [15] Шаманы были и остаются неотъемлемой частью общины северных пайютов.
Северные пайуты верят, что врачи/шаманы возвращают души тех, кто совершил проступки, и восстанавливают их в индейском обществе. Они являются посредниками между злыми поступками больных и добротой здорового племени. По этой причине северные пайуты не считают белых врачей способными полностью исцелить нуждающихся, потому что, хотя они и могут вылечить внешнюю оболочку, внутренняя оболочка разложится и потеряется, оставив человека мертвым в реальности. [14] Однако шаман брал больного человека (физически или духовно больного) и использовал силу Вселенной, чтобы исцелить его. Во многих случаях шаман использует различные средства, такие как погремушки, дым и песни, чтобы пробудить силу Вселенной. [14]
Исторические группы Северного Пайуте и Моно
[ редактировать ]- Хунипуитока или Хунипуи : «Хунипуи-Корнееды» или Валпапи ( Кламат : « Горные люди »), часто называемые змеиными индейцами , они жили вдоль рек Дешутес , Кривой реки и реки Джон Дэй в Центральном Орегоне, с первоначальной территорией группы около 7000 кв. ми , и с трех сторон имел народы, говорящие на языке сахаптов в качестве соседей , — тинаину (Даллес Тенино) на западе, Док-Спу (Джон Дей) , Уматилла и Кайюсе на севере и не-персе на востоке, на на юге находились банды Гоятока (Яхускин) и Вададокадо Пайуте. На федеральном уровне они признаны частью племени Бернс Пайуте (племя получило федеральное признание в 1968 году).
- Гоятока (Кламат-Пайуте: « Пожиратели раков », от Гойа «Раки» (Кламат) и Тёка «Пожиратель» (Пайуте)), [16] более известные под своим Кламат именем как Яхускин (Яхускин) (либо Яху-кни - «Люди издалека внизу» [а] или Y'ayn'a-kni — «Горные люди»), часто называемые змеиными индейцами , также известные как Змеи Верхней Спраг-Ривер или даже Верхний Спраг-Ривер-Кламат , они занимали около 5000 квадратных миль Высокой пустыни Орегона вдоль берегов Гуся , Озер Сильвер, Харни и Уорнер , а также вдоль реки Спраг на территории, которая сейчас включает округа Лейк и Харни штата Орегон, и на которых охотились в бассейне Кламат , вместе со своими близкими соратниками Хунипуитока (Валпапи) они считались самыми могущественными и воинственными из банды пайуте в Орегоне. Кламат пайуте — на жили на западе, модок — на юге, хунипуитока (валпапи) севере, группы вададокадо и кидутокадо пайуте — на востоке. На федеральном уровне они признаны частью племен Кламат .
- Духутайохикаду : «Пожиратели оленей», вероятно, местная группа Яхускина, живущая возле Серебряное и озер Летнее .
- Паавитувивараи : «Обитатели Белого Кремня», вероятно, еще одна местная группа Яхускина, живущая в районе древнего озера Чевокан (сегодня охватывающего бассейны озер Аберт и Летнего озера). [17]
- Вададокадо , Вадатика или Ваададикади : «Пожиратели корней и семян трав». [б] также известные как Харни-Вэлли- Пайуте , они контролировали около 52 500 квадратных миль (136 000 км2). 2 ) по берегам озера Малёр , между Каскадным хребтом в центральном Орегоне и долиной Пайетт к северу от Бойсе, штат Айдахо , а также в южных частях Голубых гор в районе истоков реки Паудер , к северу от Река Джон Дей , южнее пустыни, похожая на окрестности горы Стинс . На федеральном уровне они признаны частью племени Бернс-Пайуте и частью Конфедеративных племен Уорм-Спрингс .
- Tsösö'ödö tuviwarai : «Те, кто живут в холоде» или Цициади , они жили на территории около 2600 квадратных миль пустыни вокруг горы Стинс в Орегоне, Таготока жили на востоке, Ацакудоква тувивараи и Моадокадо (Агайпанинадокадо) на юге, Кидутокадо на западе и полосы Вададокадо Пайуте на севере. На федеральном уровне они признаны частью племен форт Макдермитт-пайуте и шошонов.
- Коаага'итока : « лосось, пойманный в ловушки-едоки», они населяли около 7500 квадратных миль вдоль реки Снейк до каньона реки Снейк на равнине реки Снейк , на севере жили не-персе, на востоке северные шошоны , на юге Таготока Пайуте, на западе Таготока и Полосы Вададокадо Пайуте. На федеральном уровне они признаны частью племен шошонов-баннок индейской резервации Форт-Холл .
- Кидутокадо , Гиду Тикутта : « Желтобрюхие пожиратели сурков» или Гиди'тикадии : «Пожиратели сурков», также называемые Пайуте Северной Калифорнии или Пайуте Долины Сюрпризов , они жили вокруг Гусиного озера, в Долине Сюрпризов на севере Калифорнии и в долине Уорнер в Орегоне. а в долине вдоль восточных гор хребта Уорнер вдоль границы Орегона и Невады на юге до Лонг-Вэлли и Нижнего озера их территория площадью около 5000 квадратных миль граничила на западе с Ачомави , на северо-западе с Гоятокой. (Яхускин) , на северо-востоке - Вададокадо , на востоке - Цосё'одо тувивараи и Моадокадо (Агайпанинадокадо) , а на юге - полосы Камодекадо Пайуте. На федеральном уровне они признаны как индейская община Форт-Бидуэлл .
- Камодокадо или Каму Тикутта : «Едоки зайцев», они жили к северу от озера Пирамид в пустынях Смоук-Крик и Гранит-Крик. На федеральном уровне они признаны как племя Йерингтон Пайуте из колонии Йерингтон и ранчо Кэмпбелл .
- Моадокадё : « Едоки дикого лука », также известные как Агаипанинадокадо или Агаи Панина Тикутта («Едоки озёрной рыбы», буквально «Едоки рыбы на вершинном озере» или «Едоки рыбы из форелевого озера»), они жили вокруг озера Саммит (называемого Агайпанинади ) в Невада и вдоль южной границы Айдахо к востоку от Кидутокадо . Они признаны на федеральном уровне как племя Саммит-Лейк-Пайуте в Неваде . [18]
- Atsakudökwa tuviwarai , Atsakudokwa Tuviwa ga yu или Atsa-Kudok-Wa : «Те, кто живут в Красных горах», они жили на северо-западе Невады вдоль границы Орегона и Невады в хребте Санта-Роза , к северу от Дремлющих холмов, на западе до гор Джексон, на северо-восток до пика Дискастер и на восток до гор Санта-Роза, река Куинн была самым важным водным ресурсом. Они признаны на федеральном уровне частью племени форт Макдермитт Пайуте и шошонов . [19]
- Сававактодо : « Пожиратели полыни » или Савакудоква тувивараи : «Пожиратели полыни, живущие в горах», они жили в районе Виннемукка от гор Осгуд и гор Сонома на востоке до гор Джексон на западе, от Дремлющих холмов и От хребта Санта-Роза на севере до дикой природы Столовой горы на юге. Они признаны на федеральном уровне как часть племен форта Макдермитт-пайуте и шошонов, а также индейской колонии Виннемукка в Неваде .
- Yamosöpö tuviwarai или Yamosopu Tuviwa ga yu : «Те, кто живут в Долине Полумесяца», они жили в Райской Долине, Невада , которую они называли Долиной Полумесяца, а также в хребте Санта-Роза и вдоль реки Литл-Гумбольдт , на юг вдоль Орегона. - Граница штата Невада в горах Осгудс. На федеральном уровне они признаны частью племен форт Макдермитт-пайуте и шошонов .
- Макухадокадо или Пауида тувивараи : они жили вокруг Баттл-Маунтин и Юнионвилля в Неваде, в некоторых частях долины Гумбольдта, в пустынных долинах долины Буэна-Виста , Плезант-Вэлли , долины Буффало, а также в Сономе и Восточных горах. На федеральном уровне они признаны индейской колонией Рино-Спаркс .
- Табусси Дукаду , Тёвусидокадо , Табуссе Дукаду , Тобуси Тикутта или Табуз-ддукака : « Едоки кедровых орехов » или «Пожиратели съедобных семян, осоки», они жили в горных предгорьях Невады. На федеральном уровне они признаны как племя Йерингтон Пайуте из колонии Йерингтон и ранчо Кэмпбелл .
- Погай Дукаду , Погидукаду , Поги Дукаду , Пу-зи Тикутта или Падуце-ддукака : « [Дикие] Пожиратели лука» или «Пожиратели семян травы», они признаны на федеральном уровне как племя Йерингтон Пайуте из колонии Йерингтон, ранчо Кэмпбелл и Бриджпорт Пайуте. Индийская колония Калифорния .
- Тасигет тувивараи : «Те, кто живут среди гор», они жили в долине Виннемукка. Они признаны на федеральном уровне частью индейской резервации Пирамид-Лейк .
- Куюи Дукаду , Куюидокадо , Коооэ Дукаду , Коооо Дука'а , Цуи Юи Тикутта или Куи-уи Дикутта : « Куи-уи -Рыбоеды», они жили по берегам Пирамидного озера и нижнего течения реки Траки , части Пирамиды. Озерная индейская резервация .
- Купадокадо или Куп Тикутта : « Пожиратели сусликов », они жили по берегам озера Гумбольдта , их территория на востоке ограничивалась народом шошонов , включая горы Пасупп, горы Камма и горы Маджуба , а также реки Гумбольдт и Синк-Ривер. На федеральном уровне они признаны как племя Лавлок Пайуте из индейской колонии Лавлок .
- Той Дукаду , Тоедокадо , Тое Дукаду , Тое Тукаду или Той Дикутта : « Пожиратели Туле » или « Пожиратели Рогоза », они жили в Карсонской Раковине . На федеральном уровне они признаны частью племени пайуте-шошонов резервации и колонии Фаллон .
- Агаидокадо , Агаи Дикутта или Агаи Тикутта : « Беспощадные пожиратели форели », в настоящее время проживающие в индейской резервации Уокер-Ривер .
- Кудза Дукаа , Кутсавидокадо , Кудзабе Дукаа или Кукадикади : « Пожиратели личинок Ephydidae (Рассольные мухи) » или «Пожиратели куколок щелочных мух», также известные как Пиаггю Дукаду , Пиаги Дукаа или Пиуга Дика « Пожиратели личинок Пандоры Сосновой мухи » , также называемое озером Моно Пайуте . Название «Моно» происходит от Monoache или Monache («Пожиратели личинок мух»), обозначения, используемого йокутами для кукадикади, хотя кукадикади говорили на северном пайуте, а не на моно.
- Паквидокадо или Пугви Тикутта : « Пожиратели голавля карпа », в настоящее время проживающие в индейской резервации Уокер-Ривер .
- Она Дукаду , Онабедукаду , Онабе Дукаду , Она Дукаду или Озав Дика : «Пожиратели соли» или «Пожиратели щелочи», также известные как Пайуте из долины Сода-Спрингс или Коулвилл Пайуте , они жили в регионе Калифорния-Невада из Кольвилля, Калифорния. от Долины Антилоп до хребта Монте-Кристо и гор Эксельсиор , сегодня это часть индейской колонии Бриджпорт-Пайуте в Калифорнии .
- Таготока или Тага Тикутта : « Lomatium dissectum — пожиратели корневых клубней», их первоначальная территория площадью около 6000 квадратных миль располагалась вдоль рек Джордан и Оуихи в Орегоне и Айдахо. Lomatium dissectum известен как «корень папоротникового печенья» из-за его использования в выпечке печенья и как «пустынная петрушка»; сегодня часть племен шошоне-пайуте резервации Утиная долина.
- Куи на тауэ Фа Нума : «Люди Большой Дымной долины », жили между хребтами Тойябе и хребтами Токима в Неваде. [с] сегодня часть племен Форт-Макдермитт-пайуте и шошонов индейской резервации Форт-Макдермитт.
- А'ваггу Дукаду или А'ваггу Дукаду : «Пожиратели рыбы-присоски ( Catostomus tahoensis )», они жили в долине Бриджпорт , Калифорния, поэтому также известной как Бриджпорт Пайуте , сегодня являющейся частью индейской колонии Бриджпорт Пайуте в Калифорнии .
- Мы, Дукаду или Уэй Дукаду : «Едоки ржаной травы», они жили в долине Бриджпорт , Калифорния, поэтому также известной как Бриджпорт Пайуте , сегодня являющейся частью индейской колонии Бриджпорт Пайуте в Калифорнии .
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. Альфред Л. Кребер считал, что в 1770 году население Северных Пайютов в Калифорнии составляло 500 человек. Он оценил их население в 1910 году в 300 человек. [20] Другие [21] по оценкам, общая численность населения северных пайуте в 1859 году составляла около 6000 человек.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Да (вниз, внизу); ху (далеко, вдали, либо видимо, либо настолько, что быть невидимым); -kni (люди), англизированный как -kin вместо Klamath -kni . Согласно этой этимологии, «Яхускин» будет означать «Люди издалека внизу», подходящее имя с точки зрения Кламата.
- ↑ Они собрали крошечные черные семена ваада (Sueda depressa), растения, которое растет вдоль берегов озер бассейна Харни.
- ↑ Возможно, это была не группа северных пайютов, а Wiyimpihtikka (Пожиратели ягод буйволов) западных шошонов .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «История: Пайуты» . Цифровой архив американских индейцев штата Юта . Департамент наследия и искусств штата Юта.
- ^ Jump up to: а б Линч, Роберт Н. (1986). «Женщины в политике Северного Пайуте». Знаки . 11 (2): 352–366. дои : 10.1086/494228 . JSTOR 3174057 . S2CID 143625747 .
- ^ Jump up to: а б с Саттон, Марк К. (1986). «Война и экспансия: этноисторический взгляд на нумические». Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 8 (1): 65–82. JSTOR 27825257 .
- ^ Калифорния и индейские войны, Индийская война в долине Оуэнс, 1861-1865 гг. , Калифорнийский военный музей
- ^ Хопкинс 1883 .
- ^ Сиглер, Уильям Ф.; Вигг, Стивен; Брес, Мими (31 октября 1985 г.). «История жизни куи-уи, Chasmistes cujus Cope, в Пирамид-Лейк, Невада: обзор» . Натуралист Великого Бассейна . 45 (4). Университет Бригама Янга. Статья 1 – из Архива ученых.
- ^ Jump up to: а б с д Келли, Изабель Т. (1938). «Сказки северных пайютов». Журнал американского фольклора . 51 (202): 363–438. дои : 10.2307/535655 . JSTOR 535655 .
- ^ Jump up to: а б Даймонд, Стэнли (2017). В поисках примитива: критика цивилизации . Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с Линкольн, Кеннет (2009). Пойте сердцем медведя: сочетание местной и американской поэзии, 1890–1999 гг . Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Вева, Уилсон; Гарднер, Джеймс А. (2017). Легенды Северного Пайуте . Издательство Университета штата Орегон. ISBN 978-0-87071-900-4 .
- ^ «Коренные американцы: история и культура индейцев пайуте» . www.native-languages.org . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Линч, Роберт Н. (1986). «Женщины в политике Северного Пайуте». Знаки . 11 (2): 352–366. дои : 10.1086/494228 . ISSN 0097-9740 . JSTOR 3174057 . S2CID 143625747 .
- ^ Шерер, Джоанна Кохан (1988). «Публичные лица Сары Виннемукки». Культурная антропология . 3 (2): 178–204. дои : 10.1525/can.1988.3.2.02a00040 . ISSN 0886-7356 . JSTOR 656350 .
- ^ Jump up to: а б с Олофсон, Гарольд (1979). «Возвращение к шаманизму Северного Пайуте». Антропос . 74 (12): 11–24. JSTOR 40459950 .
- ^ Jump up to: а б с д Вензор, Кэтрин Р.; Уокер, Уильям Х. (2011). Современные археологии Юго-Запада . Университетское издательство Колорадо.
- ^ Языковой проект племен Кламат - Словарь
- ^ Омер К. Стюарт: Группы северных пайютов, University of California Press, Беркли, Калифорния, 1939, стр. 135
- ↑ Саммит племени пайуте на озере. Архивировано 1 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Пайуты и шошоны из Форта Макдермитт, Невада
- ^ Кребер 1925 , с. 883.
- ^ Liljeblad & Fowler 1978 , стр. 457.