Jump to content

Уошо люди

(Перенаправлено с Уошо (племя) )

Уошо
Вашив
Племя Уошо из Невады и Калифорнии
Флаг племени Уошо
Общая численность населения
1,500 (2007) [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Соединенные Штаты
(  Калифорния и  Невада )
Языки
Английский , он сказал [ 1 ]
Человек Ну давай же
Люди Васи: шить
Язык Wá:šiw ʔítlu
Страна Ваши:šiw Ɂítdeh

Уошо Ва или Васишив («люди отсюда», или в старой литературе транслитерируется как Ше Шу ) — Большого Бассейна племя коренных американцев , живущее недалеко от озера Тахо на границе между Калифорнией и Невадой . [ 1 ] Название «Вашу» или «Вашо» (как они сами предпочитают) происходит от автонима Ваашив ( ва·Шив или ва:Шив ) на языке Васо или от Васишив ( ваши:Шив ), формы множественного числа слова Васив.

Территория

[ редактировать ]

Люди Уошо жили в Большом Бассейне и восточных горах Сьерра-Невады, по крайней мере, последние 6000 лет. [ 2 ] некоторые говорят, что до 9000 лет [ 3 ] или больше. До контакта с европейцами территория народа Уошо была сосредоточена вокруг озера Тахо ( / ˈ t ɑː h / ; Вашо : dáʔaw / daʔaw / Da ow - «озеро»; или dewʔá:gaʔa /dawʔa:gaʔa / Da ow ага – «край озера») и был примерно ограничен южным берегом Медового озера на севере, Западным Уокером. Река , озеро Топаз и перевал Сонора на юге, гребень Сьерра-Невада на западе, а также горы Пайн-Нат и хребет Вирджиния на востоке. Рядом с озером Тахо Уошо использовал верхние течения рек Карсон ( dá:bal k'iláʔam ), Траки ( dabayóduweʔ ) и Вест-Уокер на востоке, а также долину Сьерра (участок обширных пресноводных болот, заполненных рогозом, камышом и щелочные равнины, впадающие в реку Мидл-Форк-Фезер ) на севере. Уошо обычно проводили лето в Сьерра-Неваде, особенно на озере Тахо; падение хребтов на восток; а зима и весна в долинах между ними. Озеро Уошо ( c'óʔyaʔ dáʔaw ) было названо в их честь.

Уошо/вашо были свободно организованы в три (в некоторых источниках четыре) региональные группы, говорящие на несколько разных диалектах , которые, в свою очередь, были разделены на группы (сотрудничающие расширяющиеся семьи для сезонной охоты и совместное проживание в зимних лагерях) и на нуклеарные семьи. Региональная группа определялась по тому, где располагался зимний лагерь:

  • Велмелти («северяне» или «народ северного Уошо»)
  • Паувалу / Повалу («Жители Востока» или «Люди Центрального Уошо»)
  • Хунгалелти («Южане» или «Южные люди Уошо») и,
  • Таналелти («Жители Запада» или «Люди Западного Уошо») [ 4 ]

Поскольку западная часть территории Уошо находилась в горах и подвергалась сильным снегопадам, там зимовало мало людей, поэтому очень немногие были организованы в западную группу. [ 4 ]

Женщина Уошу

Люди Уошо — единственное племя Большого Бассейна, чей язык не нумический , поэтому считается, что они населяли этот регион раньше соседних племен. Комплекс Кингс-Бич, возникший около 500 г. н. э. вокруг озера Тахо и северной Сьерра-Невады, считается ранней культурой Уошу. Комплекс Мартис , возможно, перекликался с культурой Кингс-Бич, а ямные дома Мартиса уступили место домам из конических плит из коры исторической культуры Уошо. [ 5 ]

Люди Уошо, возможно, вступали в контакт с испанскими исследователями в начале 19 века, но Уошо не поддерживали контакты с людьми европейской культуры до Калифорнийской золотой лихорадки 1848 года . [ 2 ] Сопротивление уошо вторжениям на их земли оказалось тщетным, и последним вооруженным конфликтом с уошо и неиндейцами стала Картофельная война 1857 года, когда голодающие уошо были убиты за сбор картофеля на европейско-американской ферме недалеко от Хани-Лейк в Калифорнии . [ 6 ]

Потеря охотничьих угодий в долинах в пользу ферм и сосновых рощ, удовлетворяющих Вирджиния-Сити потребности в древесине и древесном угле, привела к тому, что большая часть Уошо стала зависеть от рабочих мест на белых ранчо , фермах и в городах. Районы, где они поселились, стали называться индейскими колониями .

Культура

[ редактировать ]
Луиза Кейзер ( Дат Со Ла Ли ), ткачиха корзин Уошу

Кедровые орехи пиньон , собранные осенью, составляли большую часть еды, которую употребляли зимой. Корни, семена, ягоды и дичь составляли большую часть пищи, которую употребляли в остальное время года. Люди Уошо также были глубоко осведомлены о своей земле и о ее богатстве ресурсами. Это включало понимание сезонных циклов как растений, так и животных. Люди васивы также зависели от рыбалки на озере Тахо и окружающих ручьях. Рыбалка была огромной частью жизни васивов; и каждая семья имела свои собственные рыболовные угодья, пока контакт с западной цивилизацией не привел к коммерческому рыболовству в этом районе, уничтожив еще один важный ресурс для васивов. [ 7 ]

Танец кедровых орехов и обряды полового созревания девочек остаются очень важными церемониями. [ 8 ] Когда-то народ васивов полагался на знахарей и их знание лекарственных растений и церемоний. Большая часть этих знаний и деятельности была утеряна из-за контактов с западным миром.

Культура Уошу основывалась в основном на легендах, объясняющих различные сферы жизни. Легенды передавались из поколения в поколение посредством рассказывания историй и рассказывались молодым поколениям, чтобы научить их основным вещам об образе жизни Уошо. Дети могли узнать о методах собирательства, приготовлении лекарств, а легенды должны были научить их ценить землю, на которой они жили, и дать им лучшее понимание образа жизни Уошо. [ 9 ] Дети воспитывались в среде, в которой семья считалась самой ценной вещью. Вся жизнь Уошо была сосредоточена на сотрудничестве и единстве, и старшим членам племени необходимо было передать свои знания младшим, чтобы культура племени сохранилась. У каждого в семье была своя роль в повседневных делах, таких как рыбалка, собирательство или охота, что помогало людям Уошо более эффективно выполнять повседневные жизненные задачи. [ 9 ]

Жизненный цикл

[ редактировать ]

Район проживания народа Уошо позволял им добывать пищу тремя разными способами: рыбной ловлей, собирательством и охотой. Поскольку каждый из способов требовал наличия специальных навыков и знаний, люди обычно обучались в одной области, чтобы снизить вероятность провала задач, за которые они отвечали. Таким образом, жизнь племени Уошо зависела от реальных возможностей окружающей среды. Кроме того, нехватка источников не позволяла племени действовать во всех отношениях одновременно, поэтому образ жизни Уошо был разделен на три периода: «год рыбалки», «год сбора» и «год охоты».

  • «Рыбный год», наступивший после периода голода, начался ранней весной, когда в горах начал таять снег. В это время некоторые члены племени (в основном молодые мужчины, мальчики, а иногда и незамужние женщины) покинули зимние стоянки и двинулись к озеру Тахо, чтобы начать рыболовный сезон. Тем самым они могли сохранить остатки продуктовых запасов для людей, оставшихся в зимних лагерях. Они использовали пещеры и естественные укрытия в качестве защиты от холода, а также набедренную одежду и одеяла из кроличьей шкуры, чтобы согреться. Они ловили сига, часть которого съедали, а часть относили обратно в зимние лагеря, чтобы их люди могли поесть и набраться сил для обратного пути к озеру, что произошло, когда потеплело. Решение о том, когда покинуть зимние лагеря и отправиться на озеро Тахо, принималось семьей, и это зависело от состояния и возраста членов семьи (семьи с младенцами или пожилые люди, как правило, покидают лагеря позже, чем более подготовленные члены племени. Весь Уошо Племя должно было быть возвращено на берега озера Тахо к началу июня. Когда наступил сезон, почти каждый член племени занимался рыбной ловлей и использовал ресурсы озера в полной мере и ловил как можно больше рыбы. сохранить рыба сушила ее на солнце и делала запасы еды на будущее.
  • «Год сбора» – мог проводиться круглый год, но использовались разные способы добывания и предоставлялись разные виды и количества продуктов питания. Зимой Уошо ели в основном пищу, которую они собрали до начала зимнего сезона, потому что овощей было очень мало. С наступлением весны еды стало доступно все больше и больше. Однако в том месте, где она была найдена, еда была ограничена и ею можно было накормить лишь определенное количество людей, поэтому племя разделилось на более мелкие группы и отправилось искать еду разными способами. Сбор обычно проводили женщины, а мужчины занимались рыбной ловлей на озере или охотой.
  • «Год охоты» – начался с появлением первых животных в начале весны. Это было только мужское занятие, поэтому мальчиков обучали с самого раннего возраста. Племя Уошо охотится как на более крупных животных, таких как олени, медведи или антилопы, так и на более мелких: кроликов, птиц, белок. Для разных видов животных были адаптированы разные методы и время охоты.

Осень была самым богатым на продовольствие сезоном года, поскольку можно было использовать все способы добычи пищи. Зимний период был временем голода, так как запасы продовольствия быстро иссякали, и в самые холодные месяцы года почти ничего добыть было невозможно. Однако жители Уошо научились выживать в самое тяжелое время года, научившись использовать ресурсы, которые дала им земля. Они знали, что им необходимо сохранять баланс, поскольку каждый способ добычи пищи одинаково важен для выживания этих людей. [ 10 ]

Антрополог Эрнестина Фридл отметила, что сотрудничество мужчин и женщин в сборе еды приводит к «отсутствию индивидуального распределения еды и относительно небольшим различиям в правах мужчин и женщин», что способствует гендерному равенству среди доколониальных Уошо. [ 11 ]

Язык Washoe/Wasiw или Wá:šiw ʔítlu (сегодня: Wasiw Wagayay ) считался изолированным языком . [ 1 ] [ 12 ] Однако иногда его предположительно рассматривают как часть спорной языковой семьи хокан . [ 13 ] Язык написан латинской графикой . [ 1 ]

Язык васив в настоящее время считается умирающим языком, поскольку на нем говорят лишь немногие люди старшего поколения, свободно говорящие на нем. В последнее время произошло возрождение языка и культуры внутри Племени. «Вашив Вагайай Маал» («дом, где говорят на васиве») был первой попыткой народа васив обновить свой язык для будущих поколений. В настоящее время племя полагается на Департамент культурных ресурсов племени, который проводит языковые курсы для сообщества. Однако в последнее время внутри племени произошел педагогический сдвиг, и молодежь стала центром языковых и культурных программ.

Племя Уошо и озеро Тахо

[ редактировать ]

Народ Уошо считается коренным населением района озера Тахо, населяющим озеро и окружающие земли на протяжении тысячелетий. [ 14 ] Как коренные жители, они считают, что лучше всех знают, как следует содержать землю, и считают себя надлежащими смотрителями района озера Тахо , который был центром ежегодных культурных собраний племен Уошо, где проходило большинство традиционных мероприятий. имело место. [ 15 ] В 2002 году Комитет по энергетике и природным ресурсам официально предоставил племени Уошу из Невады и Калифорнии под опеку земли вокруг озера Тахо для культурных целей. [ 16 ]

Племена уошо

[ редактировать ]

В соответствии с Законом о реорганизации индейцев 1934 года колонии в районе Карсон-Вэлли в Неваде и Калифорнии получили федеральное признание как племя Уошо в Неваде и Калифорнии. Колония в Рино, штат Невада , в которой также проживает значительная часть населения пайуте, уошо и шошони , получила отдельное признание как индейская колония Рино-Спаркс. Есть сведения, что некие Уошо поселились в юго-западном районе Монтаны . В состав ранчо Сьюзанвилля входят члены Уошо, а также Северного Пайуте , Северо-восточного Майду , Ачомави и Ацугеви . члены [ 18 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и «Вашо». Этнолог. По состоянию на 9 мая 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б Прицкер 246
  3. ^ Макли, Мэтью (2018). Малый будет сильным . Амхерст: Издательство Массачусетского университета. п. 19. ISBN  9781625343475 .
  4. ^ Jump up to: а б Даунс, Джеймс (1966). Два мира васо: индейское племя Калифорнии и Невады . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. п. 49 . ISBN  9780030566103 .
  5. ^ Д'Азеведо 466
  6. ^ Д'Азеведо 494
  7. ^ Дангберг 1968, д'Азеведо 1986, Невер 1976
  8. ^ Притцкер, 246, 248.
  9. ^ Jump up to: а б Межплеменной совет Невады (ок. 1988 г.) [1976 г.]. Ва ше шу, история племени Васо . Межплеменной совет Невады. стр. 21–23. OCLC   21328894 .
  10. ^ Даунс, Джеймс Ф. (2001). Два мира Уошо: индейское племя Калифорнии и Невады . Уодсворт/Томсон Обучение. стр. глава 4. OCLC   55589767 .
  11. ^ Фридл, Эрнестина (1987). «Статья 25: Общество и половые роли». В Анджелони, Э. (ред.). Антропология 87/88 . Гулифорд, Коннектикут: Душкин. стр. 150–155.
  12. ^ "История индейского племени Уошу". Доступ к генеалогии. Проверено 11 мая 2010 г.
  13. ^ Притцкер 220
  14. ^ Племя Уошо в Неваде и Калифорнии. «ВА ШЕ ШУ: «Люди Уошо» в прошлом и настоящем» (PDF) .
  15. ^ «Уошу «Небесное озеро» » (PDF) .
  16. ^ Соединенные Штаты. Конгресс. Сенат. Комитет по энергетике и природным ресурсам. (2002). Наземный транспорт индейского племени Уошо: отчет (прилагается к S. 691) . [USGPO] OCLC   50880144 .
  17. ^ Притцкер 248
  18. ^ «Калифорнийские индейцы и их резервации». Доступ к библиотеке и информации SDSU. (получено 11 мая 2010 г.)
  • Дангберг, Грейс (1968). Сказки васо: три оригинальные легенды индейцев васо . Государственный музей Невады. Периодическая газета номер 1. Карсон-Сити, Невада.
  • д'Азеведо, Уоррен Л. (1986). «Уошу» в Грейт-Бейсине , Уоррен Л. д'Азеведо, изд. стр. 466–498. Том 11 «Справочника североамериканских индейцев» , Уильям К. Стертевант, главный редактор. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. ISBN   0-16-004578-9 , 0160045754 .
  • Неверс, Джо Энн (1976). Ва Ше Шу: история племени Васо . Межплеменной совет Невады: Полиграфическая служба Университета Юты.
  • Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-513877-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 89175194f00c07b87b851496166b0b53__1712279760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/53/89175194f00c07b87b851496166b0b53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Washoe people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)