Геомифология
Геомифология (также называемая «легендами земли», «ландшафтной мифологией», «мифами наблюдения», «естественными знаниями») — это изучение устных и письменных традиций, созданныхдонаучными культурами для объяснения, часто в поэтических или мифологических образах, геологических событий и явлений, таких как землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, образование земель, окаменелости и природные особенности ландшафта. [1] Дороти Виталиано , геолог из Университета Индианы , придумала этот термин в 1968 году. [2]
- «Геомифология указывает на каждый случай, когда можно доказать, что происхождение мифов и легенд содержит ссылки на геологические явления и аспекты, в широком смысле, включая астрономические (кометы, затмения, удары метеоритов и т. д.). Как указано Виталиано (1973) «Прежде всего, существует два вида геологического фольклора : тот, в котором какая-то геологическая особенность или возникновение какого-либо геологического явления вдохновили фольклорное объяснение, и тот, который представляет собой искаженное объяснение какого-то реального геологического события, обычно природной катастрофы». " [2] [3]
Устные традиции о природе часто выражаются мифологическим языком и могут содержать подлинные и проницательные знания о природе, основанные на тщательном наблюдении физических свидетельств на протяжении поколений. В некоторых случаях геомифы могут предоставить ценную информацию о прошлых землетрясениях , цунами , наводнениях , столкновениях , открытиях окаменелостей и других событиях. [4]
Геомифы включают народные объяснения заметных геологических особенностей, а иногда и искаженные или метафорические описания катастрофических геологических событий, свидетелями которых были в древности. В случае масштабных геоморфических событий в дочеловеческом прошлом, таких как образование гор, наблюдения и воображение объединялись в мифические объяснения, которые передавались устно на протяжении тысячелетий. В случае природных катастроф на памяти живущего человека их описания передавались из поколения в поколение. Оба типа геомифа часто включают сверхъестественные детали. Поскольку описательные повествования были выражены мифологическим языком, ученые и историки не знали о реальных событиях и рациональных концепциях, заложенных в геомифологических рассказах. Один тип геомифа включает сказки, возникающие из воображения или популярных заблуждений, например, о существах, волшебным образом превращенных в камень для объяснения форм рельефа. Однако по мере того, как проводится все больше исследований в области геомифологии, ученые и историки находят точные представления о геологических процессах. Было обнаружено, что такие датируемые события, как цунами, землетрясения и извержения вулканов, зафиксированы свидетельствами очевидцев, некоторые из которых произошли тысячи лет назад. [1]
Некоторые мифы передавали реальную информацию о реальных событиях и наблюдениях, сохраняя геологические данные на протяжении тысячелетий в бесписьменных культурах. Хорошо задокументированным примером геологического события, которое можно датировать, записанного в мифах, является образование Кратерного озера в Орегоне, когда обрушилась гора Мазама. Научная интерпретация геологами того, как вулканический катаклизм давным-давно привел к образованию Кратерного озера, полностью повторяется в местном мифе о его происхождении, рассказанном членами индейского племени Кламат, которые видели, как это произошло почти 8000 лет назад. [5]
В августе 2004 г. на 32-м Международном геологическом конгрессе прошла сессия «Миф и геология». [6] результатом чего стал первый рецензируемый сборник статей по этой теме (2007 г.). [7]
Примеры
[ редактировать ]Фимбулвинтер
[ редактировать ]Скандинавская мифологическая сказка о бесконечной зиме — Фимбулвинтере — считается примером геомифологии. [8] Здесь Фимбулвинтер рассматривается как народное воспоминание викингов о гораздо более раннем времени, когда извержение озера Илопанго в Южной Америке вызвало долгую зиму по всему миру. Извержение выбросило в атмосферу восемьдесят семь кубических километров выбросов, загородив солнечный свет. Деревья засохли из-за нехватки солнца, и урожай не удался. В Скандинавии, регионе, где уже мало сельскохозяйственных земель, многие люди умерли от голода: по одной из оценок, во время долгой зимы умерло до половины населения Скандинавии, и последствия продолжались как минимум три года. [9] Археолог Нил Прайс утверждал, что миф о Фимбулвинтере, вероятно, является народной памятью того времени, хотя он осторожно указывает, что «геомифология по своей природе является неточной концепцией: по своей сути недоказуемой, склонной к предвзятости подтверждения и затрудненной отсутствием точной датировки как в текстовых, так и в археологических источниках». [8] Прайс приводит несколько примеров того, почему миф о Фимбулвинтере является примером геомифологии. Одним из примеров является стихотворение Снорри « Поэтическая Эдда» :
Прежде всего, наступит зима под названием Фимбулвинтер.
Тогда снег понесет со всех сторон.
Тогда будут сильные морозы и сильный ветер.
Солнце не принесет пользы.
Этих зим будет три вместе
и никакого лета между ними.
«Описание этого ужасного искажения времен года, — пишет Прайс, — удивительно похоже на цикличность, которую ученые постулируют для непосредственных последствий извержений». [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Мэр А. (2004 г.). «Геомифология». В Селли, Р.; Кокс, Р.; Палмер, И. (ред.). Энциклопедия геологии . Эльзевир.
- ^ Jump up to: а б Пиккарди, Луиджи (2007). "Предисловие". В Пиккарди, Луиджи; Масс, В. Брюс (ред.). Миф и геология . Специальное издание – Лондонское геологическое общество. Том. 273. Лондон: Лондонское геологическое общество . п. VII. ISBN 9781862392168 . Проверено 10 октября 2017 г.
[...] изучение геологических основ человеческих мифов, новая дисциплина в науках о Земле, вызывающая раздражение «геомифологии». Этот термин был придуман Дороти Виталиано в ее новаторской книге «Легенды Земли: их геологическое происхождение» (1973) как «исследование действительного геологического происхождения природных явлений, которые долгое время объяснялись с точки зрения мифов и фольклора».
- ^ Виталиано, Дороти (1973). «текст в суперобложке». Легенды Земли: их геологическое происхождение .
- ^ Бербери, Т. (2021). Геомифология: как обычные истории отражают земные события . Рутледж .
- ^ Барбер, EW; Барбер, П. (2005). Когда они отделили Землю от Неба: Как человеческий разум формирует миф . Издательство Принстонского университета .
- ^ Пиккарди, Л. (2004). Легендарная сессия: миф и геология (PDF) . 32-я сессия МПК информирует. Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2016 г. )
- ^ Пиккарди, Луиджи (2007). "Предисловие". В Пиккарди, Луиджи; Масс, В. Брюс (ред.). Миф и геология . Специальное издание – Лондонское геологическое общество. Том. 273. Лондон: Лондонское геологическое общество . ISBN 9781862392168 .
- ^ Jump up to: а б Цена 2022 г. , с. 77.
- ^ Прайс 2022 , стр. 75–77.
- ^ Цена 2022 , с. 78.
Библиография
[ редактировать ]- Прайс, Нил (2022). Дети Ясеня и Вяза: История викингов . Лондон: Пингвин .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бербери Т. (2021). Геомифология: как обычные истории отражают земные события . Рутледж.
- Хамахер, Д.В. (2014). Геомифология и космические воздействия в Австралии . Западно-австралийский геолог , № 505, стр. 11–14.
- Хамахер Д.В. и Голдсмит Дж. (2013). Устные традиции аборигенов австралийских ударных кратеров. Архивировано 20 августа 2018 г. в Wayback Machine . Журнал астрономической истории и наследия , Vol. 16(3), стр. 295–311.
- Хамахер, Д.В. и Норрис, Р.П. (2009). Геомифология австралийских аборигенов: свидетельства очевидцев космических воздействий? Археоастрономия , Том. 22, стр. 60–93.
- Мэр А. (2011). Первые охотники за ископаемыми: динозавры, мамонты и мифы греческих и римских времен. Издательство Принстонского университета.
- Мэр А. (2005). Ископаемые легенды первых американцев. Издательство Принстонского университета.
- Пиккарди, Л. (2000). Активный разлом в Дельфах: сейсмотектонические замечания и гипотеза геологической среды мифа . Геология , Том. 28 (7), стр. 651–654. doi:10.1130/0091-7613(2000)28<651:AFADGS>2.0.CO;2
- Пиккарди, Л. (2001). Святилища, связанные с разломами . EOS Transactions , Американский геофизический союз, 52 (47), U52B-03. https://www.researchgate.net/publication/234424583_Fault-Related_Sanctuaries
- Пиккарди, Л. (2005). Палеосейсмические свидетельства легендарных землетрясений: явление архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело (Италия) . Тектонофизика , Том. 408, стр. 113–128. doi:10.1016/j.tecto.2005.05.041
- Пиккарди, Л. (2005). Голова гидры Лерны (Греция) . Archaeopress, Британские археологические отчеты, Международная серия , Vol. 1337/2005, стр. 179–186.
- Пиккарди, Л. (2007). Землетрясение в бассейне Денизли в 60 году нашей эры и явление архангела Михаила в Колоссах (Эгейская Турция) . в Пиккарди, Л. и Массе, ВБ (ред.) (2007). Миф и геология . Геологическое общество, Лондон, Специальные публикации № 273, стр. 95–105. doi:10.1144/GSL.SP.2007.273.01.08
- Пиккарди Л., Монти К., Васелли О., Тасси Ф., Гаки-Папанастасиу К., Папанастассиу Д. (2008). Запах мифа: тектоника, геохимия и геомифология в Дельфах (Греция) . Журнал Геологического общества, Лондон , Vol. 165, стр. 5–18. doi:10.1144/0016-76492007-055
- Пиккарди, Л. (2014). Послеледниковая деятельность и землетрясения разлома Грейт-Глен (Шотландия) . Memorie Descrittive della Carta Geologica d'Italia , vol. XCVI, стр. 432–446. https://www.isprambiente.gov.it/it/pubblicazioni/ periodici-tecnici/memorie-descrittive-della-carta-geologica-ditalia/memdes_96_piccardi2.pdf
- Стюарт, И.С., Пиккарди, Л. (2017). Сейсмические разломы и священные святилища в Эгейской древности . Известия Ассоциации геологов , вып. 128, стр. 711–721. https://core.ac.uk/download/pdf/151192491.pdf
- Виталиано, Д.Б. (1968). Геомифология. Журнал Института фольклора , Том. 5, № 1 (июнь 1968 г.), с. 11.
- Виталиано, Д.Б. (2007). «Геомифология: геологические истоки мифов и легенд». В: Миф и геология . Пиккарди Л., Масс В. Б. (ред.). GSL, Специальные публикации. 273: 1–7.