Jump to content

Святыни и священные земли коренных народов Филиппин

Гора Пулаг — дом духов тинмонгао и священное место упокоения душ народа ибалои и других этнических народов, проживающих в этом районе. [1]
Погребальная пещера Канканай , где гробы сложены стопкой , в Сагаде образуя небесное захоронение внутри пещеры.
Каменная стена, где петроглифы Ангоно можно найти . Это место считается дамбаной из -за присутствия древних фигур, нарисованных на каменных стенах в лечебных целях. Его вновь открыли только в 1965 году.
Майон — священный вулкан народа Биколано . Это дом их верховного божества Гугуранга.

Святыни и священные места коренных филиппинцев являются местами, которые считаются святыми в рамках коренных филиппинских народных религий . Эти места обычно служат местом общения с духовным миром, особенно с божествами и духами предков. В некоторых случаях они также служат защитой для гробов предков, а также статуй или других предметов, изображающих божественных сущностей.

Древние филиппинцы и филиппинцы, которые продолжают придерживаться коренных филиппинских народных религий, обычно не имеют так называемых «храмов» поклонения в контексте, известном иностранным культурам. [2] [3] [4] Однако у них есть священные святыни , которые также называют домами духов . [2] По размеру они могут варьироваться от небольших крытых платформ до сооружений, похожих на небольшой дом (но без стен), и святынь, похожих на пагоды, особенно на юге, где ранние мечети также моделировались таким же образом. [5] Эти святыни были известны в различных терминах коренных народов, которые зависят от принадлежности к этнической группе. [примечание 1] Их также можно использовать как места для хранения даотао и шкатулок предков. У биколанос таотао также хранились в священных пещерах, называемых муг . [2] [6] [7] [8]

Во время определенных церемоний анито почитают через временные алтари возле священных мест. их называли латанган или лантайан На висайском языке , а на тагальском — дамбана или ламбана . [примечание 2] Эти алтари из бамбука или ротанга идентичны по базовой конструкции на большей части Филиппин. Это были либо небольшие платформы без крыш, либо стоячие столбы, разделенные на кончике (похожие на факел тики ). они держали половинки скорлупы кокосовых орехов, металлические тарелки или с мартабаном кувшины В качестве сосудов для подношений Taotao . . Иногда на этих платформах также можно размещать [2] [6]

Другие типы священных мест или объектов поклонения дивата включают материальное проявление их царств. Наиболее широко почитались балете деревья (также называемые нонок , нунук , нонок и др.) и муравейники или термитники ( пунсо ). Другие примеры включают горы, водопады, рощи, рифы и пещеры. [2] [3] [9] [10] [11]

Терминология

[ редактировать ]

Каждая этническая группа на Филиппинах имеет свои собственные условия в отношении своих святынь и священных мест, число которых различно.

Озера Корон являются священным домом божества-осьминога, почитаемого Тагбанва .
400-летнее балете дерево в Лази, Сикихор . Дерево является домом-святилищем местного божества народа Бисайя .
Система пещер Лангун -Гобингоб внутри Самара является священным жилищем народа Варай .

Священные земли, созданные человеком

[ редактировать ]

Храм может представлять собой священное сооружение, построенное из разных материалов, в зависимости от местности, но обычное сооружение святилища сделано из местного дерева с нипа крышей . При его строительстве не используются металлические гвозди. Кусочки дерева имеют такую ​​форму, чтобы каждый блок плотно прилегал друг к другу. В то же время соединения древесины укрепляются полосами ротанга . Большинство этих искусственных святилищ (вместе с материалами, относящимися к святыням, такими как статуи, где обитают анито, статуи, предназначенные для погребальных практик в будущем, и документы с местными письменами и каллиграфией) [15] были, к сожалению, уничтожены [16] испанцами в 16 веке, превратив землю, на которой были построены святыни, в католические кладбища или места для римско-католических церквей. В Relacion de las Yslas Filipinas 1582 года зафиксировано существование древних священных сооружений, содержащих « сто или двести [статуй идолов]», которые испанцы сожгли и разрушили. Эти идолы представляли собой статуи ушедших близких, которые туземцы использовали для связи с духами своего умершего предка или друга и божествами. [17] Кроме того, Аморосо и Абиналес (2005) писали, что испанцы также силой приказывали местным детям «испражняться» на статуи идолов коренных жителей, пытаясь еще больше высмеивать туземцев и их коренные религии . [18] Чистка святынь и всего, что связано с коренными филиппинскими народными религиями, продолжалась испанцами до 19 века, в результате чего на территориях, подчиненных испанской короне, не осталось ни одной святыни. [19]

Природные священные земли

[ редактировать ]

Кроме того, не все святыни являются домашними постройками. Некоторыми святынями могут быть традиционные незападные кладбища ( либинган ), древние руины или старые места ( синаунан пук ), реки ( илог ), горы ( бундок ), курганы ( бурол ), моря ( карагатан ), пещеры ( юнгиб ), озера ( лава ), леса ( губат ), гигантские деревья ( малалакинг пуно ), такие как балете (одно из трех самых священных деревьев для тагалогов, два других — каваян , или бамбук, и буко , или кокосовая пальма), и другие места, известные природной и духовный мир, кроме болот, которые называются бухай на тюбиг (живые воды) [20] и считались священными, но опасными для тагальского народа в доколониальные времена из-за присутствия опасных для жизни сверхъестественных существ. Наличие этих природных святынь является одной из основных причин, почему системы верований коренных народов продолжали существовать, несмотря на полное разрушение святынь, навязанное Испанией. Из-за колонизации большинство местных святилищных практик были утрачены, сильно фрагментированы или поглощены христианскими практиками, как, например, в случае с практиками паломничества на горе Макилинг , в которых задействованы католические и местные практики. Неизменная святынная практика филиппинских этнических групп аналогична святынной практике в Азии, например, храмовой практике в Японии , Бали и Индии . [19]

Известные священные места

[ редактировать ]
Гора Калатунган является домом для священного леса Игмаленгэн, который высоко ценится местными жителями, особенно Талаандигами. [21]
защищена Зачарованная река Хинатуан Согласно верованиям народа Суригаонон, сверхъестественными существами, которые накладывают зачарованную защиту на определенных рыб .
Гора Апо является священной горой для различных этнических групп, таких как багобо, манобо и калаган , а также других групп, окружающих святые земли.
Бад Бонгао — священная гора, охраняемая духами местной религии Сама -Баджау .

Большинство оставшихся священных мест являются естественными, а не рукотворными, поскольку большинство рукотворных святынь были полностью разрушены испанцами в течение 300-летнего католически-колониального периода с 16 по 19 века. Однако остатки искусственных святынь были вновь открыты с середины 20-го века, например, петроглифы Ангоно в Ризале , которые были заново открыты в 1965 году, и известняковые гробницы Камхантик в провинции Кесон , которые были заново открыты в 2011 году. Выдающиеся природные святыни или Священные земли различаются, но наиболее примечательными являются горы и вулканы. Кроме того, мифологические святыни и священные места также изобилуют разнообразными концепциями, известными в коренных филиппинских народных религиях . [22]

Вот некоторые примеры многих традиционных священных мест сегодня:

  • Гора Канатуан – священная гора в Сиоконе , Замбоанга-дель-Норте , для народа субанен , который верит, что гора является домом множества уважаемых духов природы; [23] божественная гора была разрушена горнодобывающей компанией, и огромная ее масса превратилась в шахту Канатуан , [24] несмотря на протесты коренных народов [25] [26]
  • Река Пуланги – священная река в центральном Минданао с древних времен; С рекой связаны различные мифы, такие как появление Патакоды, [27] и маршруты, пройденные героями эпоса Магинданаон Индарапатрой и Сулейманом. [28]
  • Вулкан Майон – дом верховного божества народа Биколано Гугуранга; хранилище священного огня Ибалона; Говорят, что он извергается, грохотает или извергает лаву или пепел всякий раз, когда люди совершают ужасные преступления, сигнализируя людям о необходимости покаяться и исправить злые дела. [29]
  • Петроглифы Ангоно - известняковая стена, традиционно используемая в лечебных целях тагальцами , которые рисовали на стене фигурки младенцев, чтобы «передать» на нее детскую болезнь. [30] [31] [ нужен лучший источник ]
  • Гора Пинатубо – дом могущественного лунного бога Капампангана Апунга Маляри, который также управляет восемью священными реками; [32] Напротив, соседняя гора Араят является домом могущественного бога Солнца, войны и смерти, Аринга Синукуана , который научил первых капампанганцев металлургии, резьбе по дереву, выращиванию риса и ведению войн. [33]
  • Гора Пулаг – самая высокая гора на острове Лусон, где обитают духи тинмонгао ; считается священным местом упокоения душ народа ибалои и других этнических народов. [34]
  • Бад Бонгао – священная гора народов сама-баджау и таусуг ; охраняемый духами и обезьянами в Тави-Тави [35]
  • Гора Апо – самая высокая и большая гора на Филиппинах и обширная священная гора для народов манобо, багобо, убос, атас, калаган и тагакаоло; гору часто называют «дедушкой» или «старшей»; [36] некоторые этнические народы приносят жертвы божеству Мандарангану за хорошее здоровье и победы в войне; [37] В верованиях Багобо говорится, что два гигантских угря раньше жили в горных реках: один пошел на восток, жил и стал предком морских угрей, а другой ушел на запад вглубь страны, в конечном итоге умер и стал западным подножием. хребты горы Апо; Багабо также верят, что Апо Сандава, бог кузнецов, живет на горе Апо вместе с божеством кузницы Толусом Ка Гомананом, которого почитают в ритуале под названием Гомек-гоманан. [37]
  • Гора Мадиа-ас – дом Хилигайнона и Карая – бога смерти Сидапы, измеряющего жизни смертных посредством древнего дерева; [17] более поздние истории говорят, что симпатичный бог луны Булан в конце концов жил с сильным и красивым Сидапой в его горном доме после сложной истории ухаживания и спасения, которая привела к их божественному браку. [17]
  • Зачарованная река Хинатуан – священная река, которая, как полагают, находится под защитой сверхъестественных существ; Народ Суригаонон верит, что некоторых рыб в реке невозможно поймать из-за заколдованной защиты. [38] [39]
  • Канлаон – священный вулкан на острове Негрос, окруженный множеством мифов; История гласит, что его окрестности были домом для народа, которым правил Лаон; раньше здесь обитало драконоподобное чудовище, которого убили влюбленные: Кан, юный герой, и Лаон, король или дату в Негросе; в более поздних историях говорится, что верховная богиня народа Хилигайнон , Канлаон, сейчас живет в вулкане. [40]
  • Агусанское болото – обширное священное болото, которое считается домом многочисленных небесных духов; Лумады проводят ритуалы панагтаваг , чтобы посетитель не пострадал в болоте. [41]
  • Бири – священный остров с поразительными скальными образованиями; народ Варай верит, что Бири является домом богини Бербиноты, которая изначально была красивой смертной женщиной, управлявшей окрестностями; истории говорят, что зачарованные существа похитили смертную Бербиноту, пытаясь сделать ее своей правительницей, что в конечном итоге привело к ее возведению на трон как богиня. [42]
  • Гора Каймана – священная гора для народа Куюнон , которая считается домом их верховного божества Дивата нг Кагубатана; Куюнон раньше проводила сложный ритуал для божества на вершине горы во время своего праздника до испанской колонизации. [43]
  • Гора Ирайя – священная гора для народа Иватан ; есть две противоположные истории о горе: в первой истории говорится, что гора - это богиня-мать (хотя до колонизации Ирайя изначально изображалась как андрогинное божество), наблюдающая за своими детьми (иватанами) для их защиты. [44] в то время как во второй истории говорится, что если на вершине горы появляется кольцо облаков, Ирая уведомляет людей о подготовке из-за неизбежной смерти старейшины, обычно по естественным причинам. [45] [ нужен лучший источник ]
  • Калипунг-аван - священное рыболовное место для жителей Катандуанеса и северо-востока Камаринс-Сур с древних времен; местное название означает «одиночество в изолированном месте», имея в виду чувство рыбаков, которые целыми днями ловят морских обитателей в этом районе без своих семей; в национальной культуре это место называется Бенхэмом или Филиппинским возвышением. [46] [47]
  • Пещеры Лангун-Гобингоб – священная система пещер в Самаре, которая считается домом древних духов и местом упокоения душ народа Варай ; это вторая по величине пещерная система в Азии. [48]
  • Сикихор – вся островная провинция Сикихор с древних времен была священной территорией из-за связанных с ней мистических традиций и мест; легенда гласит, что остров поднялся из моря после сильного землетрясения [49]
  • Гора Кечангон – священная гора в Лубуагане, Калинга , которая является обителью тинакчи, расы загадочных и весьма уважаемых горных природных существ, известных как «люди, которых нельзя увидеть»; в некоторых источниках говорится, что тинакчи могут использовать телепортацию и невидимость, обычно для защиты природы и ее дикой природы. [50]
  • Гора Пандадагсаан – священная гора для многих этнических групп, таких как народ мандая в Нью-Батаане, долина Компостела ; охраняемый множеством божеств природы; Говорят, что люди, которые тревожат эту местность или идут туда без божественного разрешения, сбиваются с пути и попадают в горы. [ нужна ссылка ]
  • Ромблон – на островах Ромблон находится множество священных пещер, используемых предками этнических Аси , Онхан и Ромбломанон народов ; наиболее примечательной из которых является пещера Ипот на острове Бантон, где . была найдена самая старая ткань основы икат в Юго-Восточной Азии [51] [52]
  • Камхантик – священное место в провинции Кесон, наполненное уникальными известняковыми гробами, изготовленными между 890–1030 годами нашей эры; местные жители верят, что известняковые гробницы и связанные с ними предметы были изготовлены лесными божествами; это место было разграблено американцами до того, как были проведены надлежащие археологические исследования. [53] [54]
  • Сабулуаг – острова к востоку от Илоило, известные своими священными пещерами, останками древних предков и заколдованными и невидимыми существами, скрывающимися на островах; созданный первобытными гигантами Илохайло и Некросамо в мифологии Хилигайнона; [55] во время испанской колонизации в пещере Баквитан были найдены огромные человеческие кости, что привело к изменению названия группы островов на «Ислас-де-Гигантес». [56] [ нужен лучший источник ]
  • Гора Макилинг – священная гора на юге Лусона, которая считается обителью Макилинг , богини, посланной верховным божеством Тагалья Баталой для помощи человечеству в этом районе; гора тесно связана с дарами природы; из-за своей важности различные религиозные секты сделали гору местом ежегодного паломничества. [57]
  • Гора Манталингаджан – священная гора, почитаемая местными этническими группами как «гора богов» на юге Палавана ; Считается, что древняя раса, известная как Таут Дарам (Люди Ночи), жила в лесных пологах гор, о чем свидетельствуют народные песнопения, в которых эта раса называется «тенями». [58]
  • Гора Лантой – священная гора на юге Себу , которая считается обителью богини Какао , которая живет в пещере и содержит своего рода плантацию внутри горы; Говорят, что богиня продает свою продукцию, отправляя свой золотой корабль из близлежащей реки в море. [57]
  • Тикао – остров на востоке Масбате , на котором хранятся тысячи артефактов, в том числе древние человеческие зубы, погребальные кувшины, керамика, аксессуары, древние каменные надписи, пещерные петрографы и пещерные петроглифы; Культурные ландшафты острова, особенно его пещеры, считаются домом для множества духов природы, а его воды наполнены скатами манты и морскими духами. [59]
  • Пунта Флечас – священный массив в конце Замбоанга-дель-Сур ; жители Ирануна верили, что это место является домом духов, которые бьют волны, что затрудняет плавание; стрелы выстреливают в скалы местности в качестве подношения духам; в эпоху колонизации испанцы собрали на этом месте около 4000 стрел и переименовали этот район в мыс Сан-Агустина, что вызвало возмущение со стороны Иранунов. [60]

Восстановление коренных святынь и священных мест

[ редактировать ]

Крайне правые христианские группы выступают против возрождения коренных филиппинских народных религий с 16 века. [ нужна ссылка ] [ нейтралитет оспаривается ] Сегодняшние практики находятся под заметным влиянием современности из-за множества неизбежных религиозных динамизмов. [61] Хотя никаких обширных святилищ еще не построено, природные святыни, такие как гора Макилинг, вулкан Майон, вулкан Пинатубо, гора Пулаг, вулкан Канлаон, гора Маджа-ас, гора Апо и многие другие, тщательно используются для сохранения древних религий. [62] [63] Домашние алтари продолжают оставаться одним из обителей конкретных священных предметов, изображающих божеств и духов предков или приписываемых им. [64] [65] [2] [66]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Известен как магдантанг на висайском языке и уланго или симбахан на тагальском языке. У итнегов известны святилища тангпап , пангкеу или алалот (различные небольшие крытые алтари); и балауа или каланган (для более крупных построек). На Минданао святыни известны среди субанен как малигай ; у тедураев как тенин (входят только шаманы); а у багобо - как буи (для тех, что построены возле дорог и деревень) и парабанниан (для тех, что построены возле рисовых полей) (Kroeber, 1918).
  2. ^ Также нож или нож ( Итнег ); внутри ( Бонток ); соль (биколано); уничтожить ( Построить ); ранг (Тедурай); и тамбара , тигьяма или балекат ( Багобо )
  1. ^ Пиканья, Том Х. (10 февраля 2018 г.). «Люди Бенгета умилостивляют духов горы Пулаг » Манила Таймс Получено 2 , мая
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN  971-550-135-4 .
  3. ^ Jump up to: а б Хислоп, Стивен К. (1971). «Анитизм: обзор религиозных верований коренных жителей Филиппин» (PDF) . Азиатские исследования . 9 (2): 144–156.
  4. ^ Блюментритт, Фердинанд (1894). «Алфавитный список имен собственных, распространенных среди коренных жителей Филиппин, которые относятся к религии, жертвоприношениям, священническим титулам и официальным функциям. (Продолжение)». Венский журнал для познания Востока (на немецком языке). 8 : 147. JSTOR   23854965 .
  5. ^ Мадале, Нагасура Т. (6 октября 2003 г.). «В фокусе: взгляд на филиппинские мечети» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Кребер, А.Л. (1918). История филиппинской цивилизации, отраженная в религиозной номенклатуре . Антропологические документы Американского музея естественной истории, Vol. 19, Часть 2. Нью-Йорк: По распоряжению попечителей. стр. 35–37. HDL : 2246/286 .
  7. ^ Коул, Фэй-Купер (1922). «Тингуанцы; социальная, религиозная и экономическая жизнь филиппинского племени». Издания Полевого музея естественной истории. Антропологический сериал . Антропологическая серия, Vol. 14, № 2. 14 (2). С главой о музыке Альберта Гейла. Чикаго: Полевой музей естественной истории: 235–493. JSTOR   29782148 .
  8. ^ Зайде, Грегорио Ф. (2017). «Филипинцы до испанского завоевания имели хорошо организованную и продуманную религию». В Сторче, Таня (ред.). Религии и миссионеры Тихого океана, 1500–1900 гг . Тихоокеанский мир, Том. 17. Рутледж. ISBN  978-1-351-90478-0 .
  9. ^ Поте, Жан-Поль Г. (2017). Древние верования и обычаи тагалогов . Моррисвилл, Северная Каролина: Лулу Пресс. п. 235.
  10. ^ Агонсильо, Теодор А.; Альфонсо, Оскар М. (1969). История филиппинского народа (пересмотренная ред.). Кесон-Сити: малайские книги. п. 42.
  11. ^ Деметрио, Франциско Р. (1973). «Филиппинский шаманизм и параллели в Юго-Восточной Азии» (PDF) . Азиатские исследования . 11 (2): 128–154.
  12. ^ Блюментритт, Фердинанд (1894). «Алфавитный список имен собственных, распространенных среди туземцев Филиппин, которые относятся к религии, жертвоприношениям, священническим титулам и официальным функциям. (Продолжение.)» . Венский журнал для познания Востока (на немецком языке). 8 : 147. JSTOR   23854965 .
  13. ^ «Религиозные верования коренных народов и космология филиппинцев» . seasite.niu.edu . Проверено 2 мая 2022 г.
  14. ^ Куилинг Аркиса, Муха-Шим (2006). «Филиппинские этнические и мусульманские меньшинства: традиционное обучение детей» . Горные исследования и разработки . 26 (1): 24–27. doi : 10.1659/0276-4741(2006)026[0024:PEAMME]2.0.CO;2 .
  15. ^ Бирн, Денис (2014). Контрнаследие: критические перспективы сохранения наследия в Азии . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-315-81318-9 .
  16. ^ Ордоньес, Миньонг (18 августа 2012 г.). «Любовь и власть среди «конкистадоров» » . Образ жизни исследователя . Проверено 2 мая 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Кларк, Джордан (13 февраля 2016 г.). «Мифы о происхождении тагалогов: Батала-творец» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  18. ^ Лимузины, Марио Альваро (18 марта 2019 г.). «Падение Бабайлана » Эсквайр Получено 2 , мая
  19. ^ Jump up to: а б «дамбана» . Тагальский словарь.com . Проверено 2 мая 2022 г.
  20. ^ Гокуйо, Ракель К. (nd). «Опыт лечебных ритуалов Филиппин» . ICH Курьер Онлайн . Архивировано из оригинала 25 апреля 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
  21. ^ Де Вера, Дэйв; Гуина, Дату Джонни (июль 2008 г.). Священные леса Игмале'нг'ен в Портулине - часть исконных владений, охраняемых народами талаандиг на Минданао, Филиппины (PDF) (Отчет). Племенное объединение портулинов.
  22. ^ Дэйр, Фе Б.; Ллагуно, Дженни Р., ред. (2006). Пересечение столетия: Чтения о бабайланском феминизме на Филиппинах . Предисловие Летисии Рамос Шахани. Кесон-Сити: Издательство C&E. стр. 27, 28, 30.
  23. ^ Элизага, Элсон Т. (2 апреля 2009 г.). «Как группа археологов продала священную гору» . elson.elizaga.net . Проверено 2 мая 2022 г.
  24. ^ «Золотой рудник на горе Канатуан на землях предков Субанон, Западный Минданао, Филиппины» . Атлас экологической справедливости . Проверено 2 мая 2022 г.
  25. ^ «Срочный призыв спасти гору Канатуан и народ субанен» . Пиплинки . 11 сентября 2007 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  26. ^ «Срочный призыв спасти гору Канатуан и народ Субанона» . MAC/20: Шахты и сообщества . 26 октября 2004 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  27. ^ Эстебан, Роландо К.; Казанова, Артур П.; Эстебан, Иви К. (2011). Народные сказки Южных Филиппин . Мандалуйонг Сити: Издательство Anvil. стр. 46–47.
  28. ^ Эстебан, Роландо К.; Казанова, Артур П.; Эстебан, Иви К. (2011). Народные сказки Южных Филиппин . Мандалуйонг Сити: Издательство Anvil. стр. 48–49, 52–54.
  29. ^ Кларк, Джордан (8 февраля 2016 г.). «Пантеон божеств и существ Биколано: филиппинская мифология» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  30. ^ «Петроглифы, построенные в Ангоно: филиппинское искусство, культура и древности » Искусство Филиппин . Получено 2 , мая
  31. ^ «Ризал: Мой путеводитель по петроглифам, построенным ангоно » 16 января 2017 г. Получено 2 , мая
  32. ^ Рост, Джин; Инсаурига, Шейла; Рингор, Энн; Бело, Мел. «Реакция людей на предупреждение о извержении: опыт Пинатубо, 1991–92» . Огонь и грязь: извержения и лахары горы Пинатубо, Филиппины Получено 2 , мая
  33. ^ Кларк, Джордан (12 сентября 2017 г.). «Формирование мира: мифология Капампангана» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  34. ^ Пиканья, Том Х. (10 февраля 2018 г.). «Люди Бенгета умилостивляют духов горы Пулаг » Манила Таймс Получено 2 , мая
  35. ^ Ян, Грегг (28 апреля 2014 г.). «Бад Бонгао: Священная гора Тави-Тави » Рэплер Получено 2 , мая
  36. ^ Описание: Природный парк горы Апо . Архивировано из оригинала 24 августа 2011 года . Получено 3 апреля 2019 г. - через pawb.gov.ph.
  37. ^ Jump up to: а б Де Гузман, Дэниел (9 апреля 2019 г.). «Филиппинская мифология: сходства и параллели с мировыми мифологиями» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  38. ^ Деценелла, Джей (4 июля 2014 г.). «Чарующий визит в Суригао-дель-Сур» . Филстар Глобал . Проверено 2 мая 2022 г.
  39. ^ Баконгко, Кейт (28 февраля 2011 г.). «Утерянные чары заколдованной реки Хинатуана » МиндаНьюс Получено 2 , мая
  40. ^ Кларк, Джордан (12 сентября 2017 г.). «Легенды горы Канлаон, остров Негрос: негренсская мифология» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  41. ^ Супетран, Бернар (5 июля 2016 г.). «7 причин исследовать Агусан-дель-Сур после «Лолонга» » . Выбирайте Филиппины . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 3 апреля 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  42. ^ Арнаис, Вики К. (5 апреля 2014 г.). «Жемчужина веков: 7 островных скальных образований в Северном Самаре» . Образ жизни исследователя . Проверено 2 мая 2022 г.
  43. ^ [Название не указано] (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 г. Получено 8 апреля 2019 г. - через nlpdl.nlp.gov.ph.
  44. ^ «Специальное предложение ко дню рождения: дань уважения горе Ирая» . Места для прогулок . 6 января 2015 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  45. ^ Песиган, Ямайка (24 октября 2016 г.). «Гора Ирая: Мать-гора Батанес » Лаквацерос Получено 2 , мая
  46. ^ «Защита биологического богатства Филиппин» . Ламуди . 13 июня 2018 г. Проверено 2 мая 2022 г.
  47. ^ Чинг, Марриан Пио Рода (22 августа 2017 г.). «О непереводимых словах филиппинских языков» . CNN Филиппины Жизнь . Архивировано из оригинала 18 декабря 2020 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  48. ^ «Воспоминания о Калбиге: пещеры Лангун-Гобингоб » среда 21 февраля 2017 года . Получено 2 , мая
  49. ^ «История Сикихора» . ДумагетеИнформация . Архивировано из оригинала 5 июня 2019 года . Проверено 29 апреля 2019 г.
  50. ^ Де Гузман, Дэниел (11 марта 2019 г.). «Тинакчи: Легенды о невидимом на горе Кечангон» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  51. ^ «Ромблон» . Филиппинское информационное агентство . Архивировано из оригинала 6 июля 2019 года . Проверено 20 июля 2019 г.
  52. ^ «Пещеры» . Бэнтон . Архивировано из оригинала 6 июля 2019 года . Проверено 6 июля 2019 г.
  53. ^ «Остатки 1000-летней деревни, раскопанные на Филиппинах» . Нью-Йорк Дейли Ньюс . Ассошиэйтед Пресс. 20 сентября 2012 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  54. ^ Казновская, Елена (20 сентября 2012 г.). «На Филиппинах найдена 1000-летняя деревня» . Телеграф . Архивировано из оригинала 21 сентября 2012 года . Проверено 2 мая 2022 г.
  55. ^ Гаверза, Жан Карл М. (2014). Мифы Филиппин (дипломная работа). Филиппинский университет Дилиман.
  56. ^ Легарда, Мелисса (н. д.). «Филиппины: рай на островах Гигантес» . освещение . Проверено 2 мая 2022 г.
  57. ^ Jump up to: а б Кларк, Джордан (3 марта 2016 г.). «Дивата филиппинской мифологии: предки, духи и божества» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  58. ^ Ласко, Гидеон (10 марта 2008 г.). «Гора Манталингаджан (2086+) » Пиной Альпинист Получено 2 , мая
  59. ^ Борринага, Орландо (2011). Роман о камнях Тикао: предварительная транскрипция, расшифровка, перевод и некоторые примечания (PDF) . Доклад для презентации на 1-й Филиппинской конференции по камням «Байбайин» в Тикао, Масбате, 5–6 августа 2011 г., Монреаль, провинция Масбате – через Heritage.elizaga.net.
  60. ^ Эстебан, Роландо К.; Казанова, Артур П.; Эстебан, Иви К. (2011). Народные сказки Южных Филиппин . Мандалуйонг Сити: Издательство Anvil.
  61. ^ Кларк, Джордан (18 июня 2016 г.). «Плач Аполаки: кто убил древних филиппинских богов?» . Проект Асванг . Проверено 2 мая 2022 г.
  62. ^ Поте, Жан-Поль Г. (2017). Древние верования и обычаи тагалогов . Моррисвилл, Северная Каролина: Лулу Пресс. ISBN  978-0-244-34873-1 .
  63. ^ Халили, Мария Кристина Н. (2004). Филиппинская история . Манила: Книжный магазин Rex. ISBN  978-971-23-3934-9 .
  64. ^ Гороспе, Виталиан Р. (1966). Христианское обновление филиппинских ценностей Манила: Издательство Афинского университета. п. 37.
  65. ^ Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Манила: Исследовательский дом Пунлад. ISBN  971-622-006-5 .
  66. ^ Маггей, Мельба Падилья (1999). Филиппинское религиозное сознание . Кесон-Сити: Институт исследований азиатской церкви и культуры.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6ad40effe76bac83573b3dd8b5c2c97__1715146260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/97/a6ad40effe76bac83573b3dd8b5c2c97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Indigenous Philippine shrines and sacred grounds - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)