Jump to content

Варайские люди

Варайские люди
Интервьюер
Общая численность населения
4,106,539 (2020) [1]
(3,8% населения Филиппин )
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины
( Восточные Висайи , восточные части Масбате , Карага , Сорсогон и Метро Манила )
Языки
Варай , кебуанский , тагальский , английский
Религия
Преимущественно христиане ( католики )
Родственные этнические группы
Другие висайцы и филиппинские этнические группы

Народ варай (или народ варай-варай ) — подгруппа более крупной этнолингвистической группы народа бисая , составляющая 4-ю по величине филиппинскую этнолингвистическую группу на Филиппинах. [2] Их основным языком является язык варай (также называемый Линейте-Самарнон или Бинисайя), австронезийский язык, родной для островов Самар , Лейте и Билиран , которые вместе составляют регион Восточных Висайских островов на Филиппинах . Люди варай населяют большую часть Самара, где их называют Самареньос / Самарноны , северную часть острова Лейте, где их называют Лейтеньос , и остров Билиран. На острове Лейте люди, говорящие на языке варай, отделены от говорящих на кебуано лейтеньос горным хребтом в центре острова.

В островной провинции Билиран люди, говорящие на языке варай, проживают в восточной части, обращенной к острову Самар и острову Марипипи ; их диалект Варай обычно называют Билиранон . [3] [2] На острове Тикао, принадлежащем Масбате провинции региона Бикол , на большей части острова проживают люди, говорящие на языке варай; которых обычно называют Тикаонон. [4] Хотя Тикаононы больше идентифицируют себя с говорящими на масбатеньо жителями Масбате, будучи их соседями по провинции. [4] Язык биколано имеет более общий словарный запас с языком варай, чем с другими висайскими языками (например, кебуано или илонгго ). [4]

Демография

[ редактировать ]

Варайцы составляют большинство населения в провинциях Восточный Самар , Северный Самар и Самар, в то время как они составляют значительную часть населения в Лейте , Южном Лейте , Билиране и Сорсогоне , а также в некоторых частях Минданао . По данным филиппинской переписи 2010 года, население Варая составляет 3 660 645 человек. [5] По оценкам Британской энциклопедии , в начале 21 века население варая достигло 4,2 миллиона человек. [6] Хотя обновленная перепись населения Филиппин 2020 года показывает, что вараи составляют всего около 4,1 миллиона человек. [1] примерно на 100 000 меньше оценки Британской энциклопедии.

Большинство вараев являются католиками, меньшинство исповедует протестантизм, ислам, традиционные верования вараев или не имеет никакой религии. Христианство составляет 99% вараев, 4,69% из которых — евангелисты . [ нужна ссылка ]

По словам историка и филиппинолога Уильяма Генри Скотта , свидетельства существования первых людей в регионе Восточных Висайских островов можно найти в пещерах Сохотон в Бейси , Самар , датируемые примерно 8550 годом до нашей эры. [7] [8] [2] Отщеповые орудия из камня были найдены в пещерах вдоль реки Бэсей как доказательство существования человека в те времена. [2] Эти инструменты использовались охотниками-собирателями до 13 века. [2]

Народ варай происходит от мореплавателей , говорящих на австронезийском языке , которые заселили Филиппинский архипелаг , начиная с железного века . [9] До того, как испанцы пришли в регион , варайцы уже имели сложную культурную и социально-политическую систему и вели торговлю с китайцами, борнейцами и малайцами . [2] В 1521 году вараи восточного побережья Самара , называвшие себя Ибабаонон , [10] были первыми жителями Филиппинских островов, которых увидели европейцы в составе экспедиции под руководством португальского исследователя Фернана Магеллана . [9] По словам документатора Магеллана Антонио Пигафетты , они впервые столкнулись с этой группой туземцев в море недалеко от острова Сулуан . [2]

Вараи были одними из первых коренных народов Филиппинского архипелага, принявших христианство . Парадоксально, но они также являются одними из последних филиппинских этнических групп, сохранивших местные обычаи наряду с римским католицизмом .

В связи с созданием Филиппинского государства и тагалогизацией Висайских островов. [11] Попытки «филиппинизации» вараев и других бисайских этнических групп с целью ассимиляции с филиппинским государством. Варайский язык Варай-Варай на Филиппинах не считается языком на национальном уровне, а является диалектом, за исключением островов Самар и Лейте. [12]

«Варай Варай» и Эрта Китт

[ редактировать ]

Народная песня «Waray Waray» привлекла международное внимание в 1960-х годах, когда американская артистка Эрта Китт исполнила и записала свою собственную версию песни. Китт поет песню на смеси тагальского и висийского языков с некоторыми английскими интерлюдиями. В отличие от ее песен на других языках, таких как французский и испанский, версия Китт «Waray Waray» груба с неправильным произношением, акцентом на неправильные слова и даже с несколькими вымышленными словами.

Сама народная песня изначально была написана Хуаном Силосом-младшим на слова Леви Селерио. Песня о женщинах Варай и отражает окружающие их стереотипы. С такими строками, как «Женщины Варая никогда не побегут, даже перед лицом смерти». и «Но женщины Варай другие. Мы никого не боимся». Народная песня увековечила стереотипное представление о вараях как о сильных и свирепых людях, готовых сражаться. В песне женщины Варай изображены как бандиты, жесткие и сварливые. В конечном итоге Китт будет исполнять «Waray Waray» по всему миру, в том числе на Филиппинах. «Варай Варай» сам по себе станет частью более широкого дискурса о том, что значит быть филиппинцем. [13]

Стереотипы

[ редактировать ]

Боевая культура

[ редактировать ]

Варай-Варай часто стереотипно представляют как храбрых воинов, как в популярной фразе Basta ang Waray, Hindi uurong sa away , что означает «Варай никогда не отступят от битвы». Однако большая часть негативного значения этого стереотипа, изображавшего вараев жестокими и бессердечными, была вызвана пресловутыми бандами варай-варай . [14] [15]

Главный оплот продолжающегося восстания Новой народной армии находится в Северном Самаре из-за истории сопротивления региона колониализму и его сильных культурных связей с их бывшей воинской культурой в доколониальные времена, поскольку многие бойцы ННА имеют преимущественно варайское и кебуанское происхождение. . [16] [17]

Культура удовлетворенности

[ редактировать ]

Они также известны как довольные люди, настолько, что в испанскую эпоху их часто называли ленивыми за то, что они были довольны простой жизнью фермеров и делали туба вино из пальмы из кокосового нектара. Вараи также известны своей любовью к музыке, в частности к Куратсе , брачному танцу. Местные артисты часто создают варайские версии популярных песен, например «An Bahal nga Tuba», основанную на мексиканской песне. [ нужна ссылка ]

Культура и традиции

[ редактировать ]

Люди Варай говорят на Варае , основном висайском языке. Многие также говорят на английском , тагальском , биколано и/или кебуанском языке в качестве второго языка. Некоторые люди по происхождению варай говорят на варай как на своем втором или третьем языке, особенно среди эмигрантов в Метро Маниле, других частях Филиппин и в других частях мира.

Термин «Варай» относится как к народу, так и к языку Самара и Лейте . [18] и означает «ничего» на языке варай. Неясно, как оно стало названием языка. [2] Согласно «Сангхиран санг Бинисайя» (Совет по висайскому языку), официальное название языка — Линейте-Самарнон или Бинисайя . [2] Хотя разговорный термин «Варай» со временем стал официальным термином. [2]

На языке варай преимущественно говорят на острове Самар, а в некоторых районах острова говорят на кебуанском языке. [2] В каждой провинции острова Самар есть свой вариант варая, который можно отличить по словарному запасу, тону и вариациям акцента. [2] Каждый вариант имеет свое название; Эстеханон относится к Восточному Самар- Вараю, нортеханон относится к Северному Самар -Вараю, а вестеханон (также называемый Киналбайог / Калбайоньон ) относится к (западному) Самар- Вараю. [2] [19] Вараев, живущих в этих провинциях, также можно идентифицировать по этим именам. [2]

Традиции

[ редактировать ]

Многие традиции Варая восходят к доколониальным временам. Например, Варай-Варай Ча-Ча из древнеиспанского Кабесера , Танец Куратса или Куратса де Майор — очень популярный традиционный танец Варай-Варай на многих общественных мероприятиях, особенно на свадьбах. Это очень распространено по всему Самару. Первоначально считалось, что этот танец произошел от ла-кукарача (танца тараканов) Мексики , но позже Национальная комиссия по культуре и искусствам подтвердила , что этот танец действительно был коренным варайским, а не мексиканским происхождением. Танец изображает брачный танец, который иллюстрирует движения петуха и курицы, которые были ценным товаром для коренного народа Варай. Традиционно танец исполняется вместе с рондаллой или живым струнным оркестром. Музыка, используемая в танце, сложна и имеет большое разнообразие в зависимости от пожеланий музыкантов. В некоторых случаях рондалла также поет, пока исполнители танцуют под музыку.

В традиции варай сараяв или светское танцевальное мероприятие никогда не обходится без курацы . Танец настолько важен для культуры Варай, что его также демонстрируют на днях рождения, свадьбах, крещениях и даже политических и спортивных мероприятиях. Традиционно танцевальная площадка для танцоров выравнивается, а не возвышается, чтобы зрители могли их окружать, независимо от того, находится ли это место в помещении или на открытом воздухе. Чтобы начать танец, параг-аду (человек, составляющий пары танцоров) первым вызывает танцоров. Затем пары отправляются на пасео . Первое танцевальное движение начинается с сики-сики (шагов ног) или тиникуд-тикуда (шагов пяток). Оба эти шага представляют собой чрезвычайно быстрые шаги, при которых обе ноги находятся рядом друг с другом. Пару, танцующую Куратсу, окружающие осыпают деньгами. После этого оба танцора машут руками в стороны или немного над головой, вместе или попеременно. После этого мужчины исполнят шаг саракики , быстрый вибрирующий шаг, изображающий ловкость петуха.

Он включает в себя комбинации измельчения, прыжков, прыжков и прыжков. Несмотря на то, что мужчины проворны и быстры, ожидается, что они будут выполнять эти шаги изящно, создавая впечатление, что они скользят в пространстве. Ожидается, что женщины будут выполнять эти томные и волнистые шаги мабалуд-балуд . Базовый формат женских шагов основан на подэтапе, известном как дуон , что означает «набирать вес». Использование дуона заставляет танцоров мабалуд -балуд изящно подпрыгивать, если все сделано правильно. Лучшие танцоры мабалу -балуд должны быть легкими, плавными и прекрасными в исполнении. В качестве партнеров пары должны синхронизироваться с ходами, которые обозначены как двойственные по своей природе. Пара драматизирует романтический паланат — преследующий парный шаг. Паланат изображает мужчину , преследующего женщин в погоне за любовью. Видно, что женщины сначала отвергают мужчину, чтобы проверить, серьезен ли мужчина в своих поисках. Как только мужчину отвергают, ожидается, что мужчина в горе вернется, в то время как женщины будут следовать за мужчиной, как будто высматривая, действительно ли мужчина в горе, и все это время выполняя паланат . Как только горе оказывается доказанным, танец переходит к дагит (шаги прыжка вниз) и вали (шаги подъема). После этого мужчина встает на колени и катается, в то время как женщина с уравновешенностью демонстрирует свой престиж, покачиваясь и кружась по направлению к своему партнеру. Чтобы сделать его более сложным, существует также гапус -гапусай или связывающие шаги.

В гапус-гапусай танцоры в разное время повязываются платком. Связанный партнер освобождается только после того, как свободный партнер обездвижит сабваг или уронит деньги на шарф, положенный в центре земли. особенно На сабваге изображено приданое. После этого оба партнера добиваются друг друга, используя шаги, которые отличают мужчину и женщину. Мужчина использует параяу (показные шаги), а женщина - кокетливый лубай-лубай (шаги покачивания бедрами). Танец традиционно заканчивается тем, что все танцоры должны продемонстрировать мастерство в этом виде искусства. Кураца как особенно используется в свадебном ритуале Варай, известном бакаяу . Ожидается, что жених и невеста будут танцевать куратсу , а затем нинан и нинонг (главные спонсоры свадьбы). Во время бакая по традиции люди обязаны бросать деньги танцующим жениху и невесте. Выброшенные деньги известны как гала , жених собирает их и предлагает невесте как предвестник супружеской жизни. Друзья и семья пары обычно жертвуют много денег паре, поскольку Вараи верят, что чем больше денег прольется на них, тем больше благословений придет к паре. В 2011 году исполнительское искусство было отмечено Национальная комиссия по культуре и искусству как одно из нематериальных культурных наследий Филиппин в категории исполнительских искусств, которое правительство может номинировать в списках нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [20]

Образование

[ редактировать ]

В городе Таклобан в Лейте расположены кампус Таклобанского колледжа Филиппинского университета Висайских островов , колледжей Лейте и Педагогического университета Лейте . Регион обслуживает множество государственных университетов, в том числе Государственный университет Восточного Самара , Государственный университет Восточных Висайских островов , Самарский государственный университет , а также крупнейший во всем регионе как по площади, так и по количеству учебных программ Университет Восточных Филиппин , расположенный в Катармане, Северный регион. Самар. В (западном) Самаре есть и другие колледжи, такие как Колледж Святой Марии в Катбалогане, бывший колледж Святого Сердца и Самарский колледж. Северо-Западный Самарский государственный университет , бывший Мемориальный институт науки и технологий Тибурсио Танчинко и Самарский государственный колледж сельского и лесного хозяйства, предлагают курсы, необходимые технологическим и бизнес-сообществам.

Средства к существованию

[ редактировать ]

Культуры

[ редактировать ]

Самой важной сельскохозяйственной культурой и основным источником дохода для многих является кокос. Другие основные сельскохозяйственные продукты включают рис и кукурузу, а сахарный тростник, абака также выращиваются и табак. Маниока и камот (сладкий картофель) выращиваются как дополнительные основные культуры. Ананасы, бананы, манго и другие фрукты выращиваются круглый год, как и многие овощи и арахис. Корнеплод, известный как палаван, также широко известен в Самаре и Лейте. Лейте — крупный производитель бананов.

Сельское хозяйство и рыбалка

[ редактировать ]

Сельское хозяйство и рыболовство обеспечивают большую часть средств к существованию варай-варая. Здесь представлено впечатляющее разнообразие морепродуктов.

В этом районе, как и во многих местах на Филиппинах, производятся местные вина. Наиболее распространенными из этих вин являются туба, добываемая из кокосовой пальмы, «маньянг», добываемая из пальмы (распространена в провинции Северный Самар) и пангаси , изготовленный из ферментированного риса.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Алегре, Джойси. «Варайская культура Филиппин» . Академия.edu .
  3. ^ «Варай | Этнические группы Филиппин» . www.ethnicgroupsphilippines.com . Проверено 17 мая 2023 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Профиль языковой молитвы: Варай» . globalrecordings.net . Проверено 17 мая 2023 г.
  5. ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, отчет № 2A: Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные) - Филиппины» (PDF) . Статистическое управление Филиппин . Проверено 19 мая 2020 г.
  6. ^ «Варай-Варай | люди | Британника» . www.britanica.com . Проверено 17 мая 2023 г.
  7. ^ Скотт, Уильям Генри (1984). Доиспанские исходные материалы для изучения филиппинской истории . Издательство «Новый день». п. 10. ISBN  978-971-10-0227-5 .
  8. ^ Денслоу, Джули Слоан; Падох, Кристина (1 января 1988 г.). Жители тропического леса . Издательство Калифорнийского университета. п. 67. ИСБН  978-0-520-06351-8 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Кларк, Джордан (6 февраля 2016 г.). «Висайские божества в филиппинской мифологии • ПРОЕКТ АСУАНГ» . ПРОЕКТ АСУАНГ . Проверено 13 июля 2023 г.
  10. ^ КИРАНТЕ, МЕДОРА НБ (14 марта 2012 г.). «Лагерь ННА, захваченный правительственными войсками в Северном Самаре» . samarnews.com . Проверено 6 июля 2023 г.
  11. ^ Мартинес, Дэвид К. (2004). Наша собственная страна: раздел Филиппин . Лос-Анджелес, Калифорния: Bisayâ Books (опубликовано 1 января 2004 г.). стр. 74–75. ISBN  0976061309 .
  12. ^ Университет, © Стэнфорд; Стэнфорд; Калифорния 94305 (13 апреля 2006 г.). «Раздел Филиппин – желательно ли это? Реально ли это? А» . aparc.fsi.stanford.edu . Проверено 3 мая 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Бернс, Люси (31 декабря 2016 г.), «14. «Варай Варай» Эрты Китт: Филиппинка в воображаемом представлении черных феминисток» , Filipino Studies , New York University Press, стр. 313–330, doi : 10.18574/nyu/9781479838516.003 .0018 , ISBN  978-1-4798-3851-6 , получено 30 апреля 2024 г.
  14. ^ Де Кадис, Джерри Б. «Ошибочная личность Варая» . Исследовательские ворота . 25–31 июля 2011 г.
  15. Законопроект подал заявку на прекращение называть банды грабителей в честь родных городов.
  16. ^ «Война в Самаре · Филиппины и Мичиганский университет, 1870-1935 гг. · Филиппины» . Филиппины.michiganintheworld.history.lsa.umich.edu . Проверено 3 мая 2024 г.
  17. ^ Холден, Уильям (11 ноября 2013 г.). «Бесконечная война на израненной земле: Новая народная армия на Самаре» . Журнал географии и геологии . 5 (4): 29. дои : 10.5539/jgg.v5n4p29 . ISSN   1916-9779 .
  18. ^ «Варай Самара и Лейте: история, культура и искусство, обычаи и традиции [Коренные племена | Этническая группа Филиппин]» . yodisphere.com . Проверено 16 мая 2023 г.
  19. ^ Алунан, Мерли (26 сентября 2018 г.). «Краткий обзор состояния творческого письма на Восточных Висайских островах» . Скрибд . Проверено 17 мая 2023 г.
  20. ^ «Танец Кураца» (PDF) . www.ichcap.org . Проверено 2 октября 2019 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 67754230ad9e1eb4f856f0538977117b__1721851680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/67/7b/67754230ad9e1eb4f856f0538977117b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Waray people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)