Самбал люди
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
![]() | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Замбалес , Болинао , Анда , Инфанта , Метро Манила , Кесон | |
Языки | |
Самбал , Болинао , Ботолан , Илокано , Пангасинан , Капампанган , Тагальский , Английский | |
Религия | |
Преимущественно католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие филиппинские этнические группы |
Народ самбал — филиппинская этнолингвистическая группа, в провинции Замбалес проживающая и Пангасиненсе муниципалитетах Болинао преимущественно , Анда и Инфанта . Этот термин может также относиться к обычным жителям Замбалеса. Их также называли Замбалес (единственное число Замбал ).в испанскую колониальную эпоху .
В 1950-х годах сотни самбалов из северных муниципалитетов Замбалеса мигрировали и основали поселение в Кесоне, Палаван ; это поселение получило название Панитиан . Жители называют себя Палавеньонг Самбал ( испанский : zambales palaweños ) или просто Самбал .
История
[ редактировать ]Самбалы — коренные австронезийские жители провинции Замбалес на Филиппинах . Они говорят в основном на самбале и ботолане , а также на капампанганском , тагальском , илокано , болинао и пангасиненсе . Самбалические языки наиболее тесно связаны с языком капампанган и синауной, а также с архаичной формой тагальского языка, на котором до сих пор говорят в Танае в провинции Ризал . Это было интерпретировано как означающее, что самбалы когда-то жили в этом районе, а затем были вытеснены мигрирующими тагальскими поселенцами , вытеснившими коренных жителей на север, в современную провинцию Замбалес. [1] в свою очередь, вытесняя Aetas .
Самбалы были известны как воинственные и жестокие бойцы. [2] [3] печально известные своими кровавыми набегами на христианские поселения. [4] Европейские писатели описывали их как превосходных лучников, использовавших отравленные стрелы . Они также были вооружены короткими копьями , короткими клинками или кинжалами и несли большие прямоугольные каласаг щиты . о. Мануэль Бузета в Diccionario Geográfico, Estadístico, Histórico de las Islas Filipinas (1850 г.) описывает регион Замбалес в ранний испанский период как малонаселенный, с небольшим количеством деревень Самбал с огромными расстояниями между ними. В каждой деревне проживало от десяти до тридцати семей, и они часто воевали с другими деревнями. Самбалы были охотниками за головами и имели такие же традиции охоты за головами, как и кордильерцы . Статус воина зависел от количества убитых им врагов. Чтобы указать на это, они хранили коллекцию голов или черепов, что также представлено определенными украшениями, которые носят на теле. [5] Когда человек умирает насильственной или естественной смертью, ближайшие родственники мужского пола носят полоску черной ткани в знак траура. Им будет запрещено петь, танцевать или участвовать в праздниках, пока они не убьют врага. Убийцы внутри общины также наказываются смертью, если только семья умершего не принимает оплату определенного количества золота, серебра или рабов. [5]
В Боксерском кодексе говорится, что они немедленно отрубали головы людям, которых убивали, кинжалом барарао . Затем они делают на голове надрез в форме короны и удаляют мозги. Голова хранится как трофей. едят В Боксерском кодексе также упоминаются другие обычаи, достоверность которых сомнительна, в том числе утверждения о том, что кишки карабао сырыми или что только первый и второй сыновья наследуют имущество своего отца, в то время как остальные порабощаются или приносятся в жертву в ритуале манганито . [6]
Самбалов время от времени вербовали индейские командиры ( «индио» термин , используемый для обозначения австронезийских туземцев) в кампаниях против испанцев , которые тогда управляли островами. Известно также, что самбалы когда-то захватили и поработили Диего Силанга в детстве, и в конечном итоге их выкупил миссионер «Вспомнить» в Замбалесе. [7] [8]
В течение первых ста лет испанского правления самбал, как и большинство других неиспанских групп на Филиппинах в колониальную эпоху, реорганизовал свои деревенские структуры и был вынужден превратиться в редукционе, чтобы ассимилировать их с испанскими культурными нормами. [9] Постепенно они были обращены в христианство испанскими миссионерами, особенно после основания форта Пайнауэн (Пайнавен) на территории нынешнего Ботолана . [5]
В колониальный период самбалы в основном продавали ценную древесину, которую отправляли на местных лодках в Манилу . Эта торговля часто становилась объектом нападения пиратов моро , что способствовало относительной бедности провинции в 18 и 19 веках. Малонаселенная долина региона Замбалес также была позже заселена мигрантами, в основном из Илокос и регионов Тагаль , что привело к современному упадку идентичности и языка самбалов. [5] [10] [11]
В течение 1950-х годов сотни самбалов, прибывших из Канделарии , Санта-Крус и Масинлока в Замбалесе, мигрировали в неосвоенные и лесные районы на юге Палавана. Они основали поселение, которое позже было названо Панитиан . Как и в Масинлоке, фамилии многих жителей Панитиана начинаются с буквы Е. Наиболее распространенные фамилии - Экларино, Элефан, Эчалус, Эчаг, Эспаньол, Эбуэн, Эбилан, Эдкид, Эскала, Эдкилан, Эбуенг, Эбуэнга, Эбало, Эханда. , Эласио, Эльфа, Элиасо, Эльгинколин, Эдкибал, Эдналино, Эдора, Эспиноза, Экальдре, Эуфеминиано, Эдиллоран, Эрмита и Экле. Фамилии тех, кто приехал из Санта-Крус, обычно начинаются с буквы М, в первую очередь это Миса, Мора, Моранья, Моральде и Мередор. Другие распространенные фамилии самбали: Анхелес, Атреро, Агагас, Хеврон, Хитчон, Эрмосо, Эрмоса, Хермана и Эрмогино. Сейчас на Палаване проживает около 6000 самбалов. Многие из самбалов Палавана с тех пор переехали в столицу провинции. Пуэрто-Принсеса , в частности, поселилась в Мандарагате и Нью-Бункаге, хотя большинство по-прежнему проживает в Панитиане.
Религия коренного народа самбал
[ редактировать ]
Народ самбал имеет сложную коренную религию еще до испанской колонизации. высшего ранга Шамана называли байоком , который посвящал других шаманов и проводил ритуалы с духами. Только байок мог проводить ритуалы и приносить жертвы малаяри или маляри, верховному существу и божеству-создателю самбалов. Поклонялись и другим доброжелательным духам, выполнявшим различные функции, в основном сельскохозяйственные. [5]
Бессмертные
[ редактировать ]- Малаяри: также называемый Апо Намаляри, верховное божество и создатель. [12]
- Акаси: бог здоровья и болезней; иногда рассматривается на том же уровне власти, что и малаяри [12]
- Каяманан: богиня богатства в мифологии Самбала ; вместе с Кайномаяном она помогла фермеру, принеся ему удачу, однако фермер стал жадным; в наказание она превратила фермера в рой саранчи. [13] [14]
- Кайномаян: богиня изобилия [15] [16]
- Божества, отвечающие за сбор риса
- Манглубар: бог мирной жизни [12]
- Мангалагар: богиня доброй благодати [12]
- Аниюн Тауо: богиня победы и дождя, которую малаяри понизил в ранге за тщеславие. [12]
- Аполаки: личное божество жрицы [17]
Язык
[ редактировать ]трех самбальских языках Самбал говорит на : самбали , болинао и ботолан , на которых говорят примерно 200 000, 105 000 и 72 000 человек соответственно, согласно данным Национального статистического координационного совета (NSCB) за 2007 год. [18] Носителями самбали являются жители муниципалитетов Санта-Крус , Канделария , Масинлок , Палауиг , столицы Иба провинций Замбалес и Инфанта, а также некоторых городов Пангасинана. Подгруппа Болинао расположена в муниципалитетах Анда и Болинао в Пангасинане, а подгруппа Ботолан находится в Ботолан и Кабанган муниципалитетах в Замбалесе. Приблизительно 6000 человек, говорящих на самбали, также можно найти на панитианском языке в Кесоне, Палаване и в Пуэрто-Принсесе. [ нужна ссылка ] Самбалы также говорят на капампанге, тагальском, илокано и пангасинане; На этих языках говорят в Замбалесе, а на Пангасинане говорят на илокано, пангасиненсе и тагальском.
См. также
[ редактировать ]- Капампанган люди
- Пангасинанский народ
- Тагальский народ
- Илокано люди
- Иватан люди
- Игорот люди
- Биколано люди
- Смелый
- Висайские люди
- родной
- Люди моро
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Самбал» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 21 января 2008 г.
- ^ «Акласан Нг Харизматический Пинойс: Андрес Малонг» . elaput.org (на филиппинском языке).
- ^ «Харизматичные Пиной: Гумапос и Алмазан » elaput.com (на филиппинском языке).
- ^ «Замбалес» . geocities.com/lppsec/pp . Архивировано из оригинала 20 ноября 2002 г. Проверено 2 марта 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Рид, Уильям Аллан (1904). Негритос из Замбалеса . Бюро общественной печати, Типография правительства США. стр. 24–29.
- ^ Терли, Джеффри Скотт (2015). Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри Скотт (ред.). Транскрипция и перевод Боксерского кодекса иллюстрированной испанской рукописи конца шестнадцатого века, посвященной географии, истории и этнографии Тихого океана, Юго-Восточной и Восточной Азии . Брилл. стр. 328–329. ISBN 9789004301542 .
- ^ «Акласан Нг Харизматический Пинойс: Диего Силанг» . elaput.org (на филиппинском языке).
- ^ «Диего Силанг» . Культурное наследие . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 2 марта 2007 г.
- ^ «Нинуно Мо, Нинуно Ко: Мигель де Лоарка 6» . elaput.org (на филиппинском языке).
- ^ Исторический Индунг Капампанган: свидетельства истории и географических названий
- ^ Провинция Замбалес, основная провинция Субик-Бей и гора Пинатубо
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Джокано, Флорида (1969). Филиппинская мифология . Кесон-Сити: Издательство Capitol.
- ^ Фанслер, Филиппинские популярные сказки, стр. 400–401.
- ↑ Переписано в «Филиппинской народной литературе: антология» Дамианы Л. Эухенио.
- ^ Фанслер, Филиппинские популярные сказки, стр. 400–401.
- ↑ Переписано в «Филиппинской народной литературе: антология» Дамианы Л. Эухенио.
- ^ Рукопись Болинао: 1684 г.
- ^ «PSGC Interactive — Провинция: Замбалес» . Национальный статистический координационный совет . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 г. Проверено 11 мая 2011 г.