Jump to content

Археология Филиппин

Археология Филиппин — изучение обществ прошлого на территории современной Республики Филиппины , островного государства в Юго-Восточной Азии , посредством материальной культуры .

История Филиппин сосредоточена на испанском колониализме и на том, как Филиппины стали независимыми как от Испании, так и от Соединенных Штатов. В колониальные времена на Филиппинах археология не использовалась так, как сегодня, она в основном была сосредоточена на этнографических и лингвистических исследованиях. На археологию большое влияние оказал Х. Отли Бейер , который преподавал антропологию на Филиппинах в 1914 году. Учение Бейера на Филиппинах побудило многих студентов пойти по его стопам в области археологии.

После того, как Филиппины обрели независимость от Америки в 1946 году, многие студенты Бейера занимались археологией по всей территории Филиппин. Среди учеников и коллег Бейера, работавших на Филиппинах, — Роберт Б. Фокс , Альфредо Евангелиста и Ф. Ланда Хокано . Их вклад помог археологии Филиппин стать сильнее при анализе артефактов и археологических памятников.

На Филиппинах есть много выдающихся мест, и некоторые известные открытия относятся к разным периодам времени. Несколько хорошо известных мест на Филиппинах — это археологический памятник Ризал в Калинге , пещеры Табон , пещера Лапуз-Лапуз и Сингхапала . Кроме того, на Филиппинах найдены некоторые известные артефакты: Человек Кальяо , Человек Табон , Кабаянские мумии Бенгета .

Колониальный период

[ редактировать ]

на Филиппинах проводилось очень мало археологических работ В период испанского колониального правления , хотя испанцы интересовались жителями островов с этнографической и лингвистической точки зрения. Такие исследователи, как Федор Ягор , Джозеф Монтано и Поль Рэй, а также Хосе Ризал , время от времени сообщали о посещении мест, но единственное детальное исследование было проведено французским археологом Альфредом Марше в 1881 году. По заказу французского правительства Марке проводил систематические исследования погребальных пещер. на двух островах, накопив большую коллекцию древностей, которая сейчас хранится в Музее человека в Париже. [1]

Самой влиятельной ранней фигурой в археологии Филиппин был американский антрополог Х. Отли Бейер . Испания уступила Филиппины Соединенным Штатам в 1898 году, и американская колониальная администрация активно поощряла антропологические исследования архипелага. Поэтому в 1914 году Бейеру было предложено основать факультет антропологии Филиппинского университета .

Ранние исследования и сборы были проведены в 1920-х годах Бейером, Дином К. Вустером и Карлом Гутом . Различные частные коллекционеры и археологи-любители также накопили значительные объемы материала, но Бейер посетовал, что «ни одна из этих работ не была выполнена с научной точки зрения». [1]

Первым крупным археологическим проектом на Филиппинах стала Археологическая служба Ризал-Булакан (1926–1930), вызванная открытием находок при строительстве плотины Новаличес в провинции Ризал . Бейер начал масштабные раскопки в районе плотины, нанимая до семидесяти рабочих в день в течение шести месяцев. Он также провел пятилетнее исследование окрестностей, каталогизировав 120 мест и почти 500 000 артефактов. В 1932 году Бейер помог Ф.Г. Роту начать второй крупный проект — Археологическое исследование Батангаса, которое включало исследования и раскопки в регионе Куэнка . Он также собирал материалы из ряда мест вокруг островов на протяжении 1930-х и начала 1940-х годов. [1]

Американская колониальная археология на Филиппинах прекратилась в 1941 году, когда острова были оккупированы японцами. Бейер был интернирован оккупационными силами, хотя ему разрешили продолжить работу в университете. За это время он составил две синоптические статьи: «Обзор филиппинской археологии по островам и провинциям» (1947 г.) и «Археология Филиппин и Восточной Азии» (1948 г.), которые заложили основу для последующей филиппинской археологии. [1]

Пост-независимость

[ редактировать ]

Филиппины получили независимость от США в 1946 году, но Бейер оставался на своем посту в Филиппинском университете до 1954 года. [1] В 1949 году к нему присоединился Вильгельм Сольхейм , известный на Филиппинах тем, что находил различную керамику на разных археологических объектах. В 1960-х годах Роберт Б. Фокс проводил археологические работы на Филиппинах и наиболее известен своими исследованиями в пещерах Табон . [2] В 1965 году Фокс в свое время в пещерах Табон нашел горшок периода позднего неолита под названием «Зияющий Джарлет». [3]

Альфредо Э. Евангелиста был учеником Бейера, Сольхейма и Фокса и сразу же влюбился в археологию. В 1956 году работал с Робертом Фоксом при раскопках пещер Бато в провинции Сорсогон, а позже они будут вести раскопки вдоль побережья Каграрай и Бикол.

Одним из знаменитых открытий Евангелисты на Филиппинах стали раскопки в 1957 году неолитического захоронения кувшинов в Нуэва-Эсиха на Лусоне. В 1960 году он начал работать с Робертом Фоксом и Рэем Сантьяго для Национального музея Филиппин . [4] С 1970-х по начало 1990-х годов Евангелиста затем начал работать в Филиппинском университете в Кесон-Сити, а затем снова в Национальном музее Филиппин в Маниле. [2]

В 1960 году Альфредо Евангелиста и Ф. Ланда Хокано работали вместе и обнаружили посмертную маску Отона в Сан-Антонио, Отон, Илоило. Как и Евангелиста, Хокано работал в Национальном музее Филиппин, а также в Университете Филиппин. Вдохновленный Фоксом и Бейером, Джокано привнес терминологию Нового Света, используя предыдущие данные о предыстории Филиппин.

После того, как Евангелиста ушел из Национального музея Филиппин в 1992 году, Хесус Т. Перальта директором III стал . До того, как стать директором III, он работал в отделе археологии Национального музея Филиппин в 1988 году. [2]

Карл Л. Хаттерер, который учился у Сольхейма, оказал влияние на филиппинскую археологию. Хаттерер объяснил студентам социально-экономические и политические сложности проведения исследований в области археологии. [2] Показывая студентам социально-экономические процессы, он сосредоточил внимание на разнообразии различных культур в разных регионах. Артефакт, который Хаттерер исследовал в виде геометрических каменных инструментов. [5]

В конце 1970-х годов Уильям А. Лонгакр отправился на северный Лусон, чтобы провести исследование в области энтоархеологии в регионе Каллинга. Позже он продолжил свои исследования на юге Лусона, изучая, как изготавливалась глиняная посуда. Артефактом, который Лонгакр помог обнаружить и датировать, был Калатаганский горшок с надписью. [2] В 1992 году он помог датировать горшок с помощью ускоренной масс-спектроскопии, но не смог собрать достаточных данных. [6] Позже он предложил использовать другую технику датировки C-14, чтобы получить точную дату надписи. [2]

До 1980-х годов археология на Филиппинах больше фокусировалась на культуре и истории. Основным способом изучения археологии археологами был индуктивный подход. При поиске артефактов Национальный музей сосредоточил свое внимание на сборе доисторических останков. [2]

Известные места и открытия

[ редактировать ]

каменный век

[ редактировать ]

Палеолит

[ редактировать ]
  • Самым ранним свидетельством проживания гомининов на Филиппинах являются останки забитого носорога возрастом 700 000 лет в провинции Калинга на Лусоне. Забитый носорог и каменные орудия вокруг него появились, по крайней мере, на 400 000 лет раньше, чем появление Homo sapiens , что указывает на возможную колонизацию Homo erectus или другого возможного Homo денисовцев , . [7]
  • которому 67 000 лет Человек Кальяо, . [8] [9] был найден в пещере Кальяо и до того, как были найдены останки носорога возрастом 700 000 лет, был старейшим ископаемым человека в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • В пещерах Табон был сделан ряд археологических находок, указывающих на то, что они были заселены почти постоянно между 50 000 и 9 000 лет назад. Примечательно, что коллекция анатомически современных человеческих останков, известная как « Человек Табон», долгое время была самым старым известным свидетельством присутствия человека на Филиппинах. [10]
  • Более поздние находки пролили свет на повседневную жизнь охотников-собирателей, населявших каменное убежище в пещерах Иль , Палаван, Филиппины. Каменное убежище Иль-Пещеры, расположенное недалеко от пещер Табон, было заселено много раз, но самый старый стратиграфический слой указывает на то, что первое заселение этого каменного убежища датируется ок. 14 000 кал б.п. (калибровано за несколько лет до настоящего времени). Эта оценка была сделана на основе присутствия древесного угля, что указывает на то, что это место относится к плейстоцену. [11]

Металлический век

[ редактировать ]
Культура Са Хуюн — это культура современного центрального и южного Вьетнама , которая процветала между 1000 г. до н.э. и 200 г. н.э. [21] [22] Археологические памятники этой культуры были обнаружены от дельты Меконга до провинции Куангбинь в центральном Вьетнаме. Народ Са Хуинь, скорее всего, был предшественником народа Чам , австронезийскоязычного народа и основателем королевства Чампа . [23] : 211–217 
  • Антропоморфная керамика Майтум (190 г. до н.э. - 500 г. н.э.). В 1991 году археологическая группа Национального музея обнаружила антропоморфные вторичные погребальные кувшины в пещере Аюб, Барангай-Пинол, Майтум, провинция Сарангани, Минданао, Филиппины, датируя их периодом между 190 г. до н.э. и 500 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Сегодня эти кувшины широко известны как кувшины Майтум. Они изготовлены из глины и характеризуются своим дизайном, напоминающим человеческие фигуры с полными или частичными чертами лица первых жителей Минданао. Кроме того, они подчеркивают распространенное среди филиппинцев убеждение о жизни после смерти. [24]
  • Антропоморфная керамика Султана Кударата (еще не датированная радиоуглеродом). В 2008 году официальные лица обнаружили трехколесный велосипед (обычное филиппинское транспортное средство), перевозивший артефакты, по форме похожие на антропоморфную керамику Майтума, но окрашенные и имеющие более четкие выражения. Осколки были изготовлены более искусно, чем те, что были найдены в Сарангани в 1991 году. Впоследствии грабитель представил на осколки поддельные документы, подтверждающие его право собственности. Впоследствии он был арестован. Национальный музей Филиппин подтвердил, что способ изготовления осколков кувшинов является новым для филиппинской археологии, поскольку ни одна известная этническая группа во всей стране не занимается изготовлением таких точных частей погребальных кувшинов. В музее подтвердили, что кувшины могут быть остатками затерянного племени на Филиппинах, которое, возможно, вымерло до колонизации. Согласно сообщениям, кувшины были найдены «где-то в провинции Султан Кударат », но истинное местонахождение не установлено, поскольку пойманный грабитель является лишь частью цепочки, которая украла артефакты с их первоначального места. Другие ученые предполагают, что кувшины произошли из Магинданао . В любом случае поиск первоначального места археологических раскопок кувшинов считался сложной задачей, поскольку и Султан Кударат, и Магинданао являются домом для мусульманских повстанцев, сражающихся с правительственными силами, что затрудняет доступ ученых в этот район и проведение экспедиции. Финансирование возможной экспедиции также считалось крайне ограниченным. Никакой экспедиции по обнаружению первоначального места археологических раскопок кувшинов до сих пор не проводилось. По данным Национального музея, исследование банок также затруднено, поскольку экспертные заключения могут быть сделаны только после тщательного исследования места. [25]

Ранний исторический период (900–1521 гг.)

[ редактировать ]

Архитектура

[ редактировать ]
Коренная архитектура
[ редактировать ]
Исламская архитектура
[ редактировать ]

Захоронения и могильные артефакты

[ редактировать ]
  • Посмертная маска Отона . Обнаруженная в 1960-х годах Альфредо Евангелистой и Ф. Ландой Хоканом, она состоит из золотого диска для носа и маски для глаз, найденных в древней могиле в Отоне, Илоило . [13] Посмертная маска использовалась для закрытия лиц умерших, чтобы не допустить проникновения злых духов в тело умершего. Эта практика была перенесена из Китая на Филиппины в период с конца 14 по 15 век. [31]
  • Кабаянские мумии Бенгета, также известные как Кабаянские мумии, Бенгетские мумии или Ибалойские мумии, представляют собой группу мумий, найденных вдоль горных склонов Кабаяна, города в северной части Филиппин. Их изготавливали еще с 2000 года до нашей эры до 16 века, когда Испания колонизировала Филиппины. Сегодня они остаются в природных пещерах и музее в Кабаяне. [32]

Одежда или украшения

[ редактировать ]
  • Banton Colth - Ткань Banton - самая ранняя известная ткань основы икат (стойкое крашение) в Юго-Восточной Азии. Погребальная ткань, возраст которой оценивается в 400 лет, была найдена в деревянном гробу, который также содержал бело-голубую керамику, на острове Бантон, Ромблон. Плащаница была сплетена из красных, черных и белых нитей абаки. В настоящее время жители Бонтока, провинция Горы, используют красочную погребальную ткань, чтобы обернуть умерших. [33]
  • Линглинг-о - Линглинг-о имеют форму омеги. [34] тип кулона или амулета, который был связан с различными культурами коренных народов Филиппин начиная с эпохи раннего металла. [35] Самые ранние сохранившиеся образцы линглинг-о, относящиеся к эпохе металла, были сделаны из нефритового нефрита, но многие более поздние образцы были сделаны из ракушек, золота, меди и дерева; [35] вид материала предполагает различия в социальном положении его владельца. [35] Недавние находки в северной филиппинской провинции Батанес , проведенные антропологом Питером Беллвудом в начале 2000-х годов, привели к открытию древней ювелирной мастерской, в которой изготавливали линглинг-о 20-вековой давности, что свидетельствует о том, что коренные филиппинцы изготавливали линглинг-о. такие артефакты появились еще 2500 лет назад. [34]
  • Археологические находки Филиппин включают множество древних золотых артефактов. [36] [37]

Документы, надписи или печати

[ редактировать ]

Иконография

[ редактировать ]
Индуистско-буддийский
[ редактировать ]

Хотя некоторые историки 20-го века считали, что различные культуры Филиппинского архипелага впервые столкнулись с индуистскими и/или буддийскими верованиями еще во 2-м и 3-м веках до нашей эры. [48] более поздние исследования показывают, что эти культурные влияния в основном проявлялись в период с 10 по начало 14 веков. Современные ученые полагают, что эти религиозные и культурные влияния в основном пришли через торговлю с тассалократическими империями Юго-Восточной Азии, такими как Шривиджая и Маджапахит , которые, в свою очередь, имели торговые отношения с Индией. [48] [49] [50] [51]

Такие ученые, как Милтон Осборн, подчеркивают, что, несмотря на то, что эти верования родом из Индии, они достигли Филиппин через культуры Юго-Восточной Азии с австронезийскими корнями. [52]

Артефакты [ нужна проверка ] отражают иконографию буддизма Ваджраяны и его влияние на ранние государства Филиппин. [53]

Надпись на медной пластине Лагуны (вверху), найденная в 1989 году, предполагает индийское культурное влияние на Филиппинах к 9 веку нашей эры, вероятно, через индуизм в Индонезии, до прихода европейских колониальных империй в 16 веке.
The Laguna Copperplate Inscription (above) found in 1989 suggests Indian cultural influence in the Philippines by the 9th century AD, likely through Hinduism in Indonesia, prior to the arrival of European colonial empires in the 16th century.
Реплика балангая пришвартована в гавани CCP в Маниле после экспедиции в Юго-Восточную Азию.

Артефакты местной утвари

[ редактировать ]
  • Ритуальный горшок Калатаган - глиняный горшок с надписями, освещенными плохой подсветкой . Горшок, вероятно, также использовался для церемоний по поиску жертв букута, исчезнувших людей, которые, как полагают, были похищены обитателями духовного мира. В статье представлен глоссарий из 26 бисайских слов, которые могут быть заимствованы из надписи на Калатаганском горшке. [65]

Артефакты торгового ПО

[ редактировать ]
Фарфоровая посуда
[ редактировать ]

Фарфоровая торговая посуда из Вьетнама, Тайваня и Китая была настолько распространена в «веке позднего металла» на Филиппинах, что первые исследователи филиппинской антропологии стали называть этот период «веком фарфора» на Филиппинах. До открытия медной надписи Лагуны в начале 1990-х годов антропологами богатство исторических подсказок, которые можно было получить из этих фарфоровых артефактов, побудило ученых использовать термин «протоистория». [48] Железный век состоял из фазы, называемой «фарфоровым веком», и фарфор этой фазы попал на Филиппины примерно в девятнадцатом веке нашей эры вместе с «глазурованным керамогранитом» из Юго-Восточной Азии. [66]

  • Тарелка «Летающий слон с отмели Ленны» считается замечательным примером китайской торговой посуды, и сегодня в мире известны только два экземпляра. [13]

Колониальный (1521–1946)

[ редактировать ]

Испанский колониальный период

[ редактировать ]
Санто -Ниньо-де-Себу , одна из старейших христианских реликвий на Филиппинах .
Одежда тагальской знати Махарлика изображена в Боксерском кодексе .
Руины церкви Кагсава.
Калле Крисолого в Вигане ночью.

Американский колониальный период

[ редактировать ]
  • Остров Эль-Фрайле (первоначально известный как Форт-Драм), прозванный «бетонным линкором», представляет собой сильно укрепленный остров, расположенный в устье Манильского залива на Филиппинах , к югу от Коррегидор острова . Железобетонная американского крепость в форме линкора была построена Соединенными Штатами в 1909 году как одна из защитных гаваней у более широкого входа в залив через Южный канал во время колониального периода . Он был захвачен и оккупирован японцами во время Второй мировой войны и снова захвачен США после поджога нефти и бензина в форте, в результате чего он навсегда вышел из строя. [91]
  • Туннель Малинта — туннельный комплекс, построенный Инженерным корпусом армии США на острове Коррегидор на Филиппинах . Первоначально он использовался как взрывобезопасное хранилище и бункер для персонала, но позже был оборудован как госпиталь на 1000 коек. [92] Главный туннель, идущий с востока на запад, имеет длину 831 фут (253 м), ширину 24 фута (7,3 м) и высоту 18 футов (5,5 м). [93] От этой главной шахты ответвляются 13 боковых туннелей на северной стороне и 11 боковых туннелей на южной стороне. Каждая боковая часть имела в среднем 160 футов (49 м) в длину и 15 футов (4,6 м) в ширину.
  • Жемчужина Лао-Цзы (также называемая ранее Жемчужиной Аллаха ) раньше была самой крупной известной жемчужиной . Жемчужина была найдена в море Палаван, которое окружает остров Палаван на Филиппинах , и ее нашел филиппинский дайвер. [94] Она не считается драгоценной жемчужиной, а вместо этого известна как «жемчужина моллюска» или « жемчужина тридакны » гигантского моллюска . Его диаметр составляет 24 сантиметра (9,45 дюйма), а вес - 6,4 килограмма (14,2 фунта). [94]

Современные артефакты (с 1947 г.)

[ редактировать ]
  • . В Кордильерском музее Университета Филиппин в Багио сохранилась дверь Калинга дома лидера протеста Маклиинга Дулага , до сих пор изрешеченного пулевыми Дверь Маклиинга Дулага отверстиями, в результате которых Маклиинг Дулаг был убит и ранен его товарищ. [95]
  • В главе 3 книги «Археология Центральных Филиппин» «Пещера Каланай, Масбате, Филиппины» описываются это место и раскопки Сольхейма в 1951 и 1953 годах. В ней описывается небольшая погребальная пещера, в которой содержалось большое количество керамики, несколько камней и железа. инструменты, несколько других артефактов и фрагментарные останки скелетов. [96]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Евангелиста, Альфредо Э. (1969). «Филиппины: Археология на Филиппинах до 1950 года». Азиатские перспективы . 12 : 97–104. JSTOR   42929065 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дизон, Эусебио З. (1994). «Десятилетие археологических исследований на Филиппинах, 1982–1992 годы» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 22 (3): 197–222. ISSN   0115-0243 . JSTOR   29792159 .
  3. ^ «Археологические сокровища Филиппин, часть 1» . www.filipino-association.org . Проверено 5 ноября 2020 г.
  4. ^ II, Вильгельм Г. Сольхейм (2009). «Альфредо Э. Евангелиста: 1926–2008» . Яма . 14 . ISSN   0119-173X .
  5. ^ Хаттерер, Карл Л.; Аллен, Джим; Арутюнов С.А.; Баярд, DT; Бхаттачарья, Дания; Бронсон, Беннет; Членов, М.А.; Донкин, РА; Эллен, Рой Ф.; Харрис, Дэвид Р.; Хайден, Брайан (1976). «Эволюционный подход к культурной последовательности Юго-Восточной Азии [а также комментарии и ответы]» . Современная антропология . 17 (2): 221–242. дои : 10.1086/201711 . ISSN   0011-3204 . JSTOR   2741534 . S2CID   145732661 .
  6. ^ БАРРЕТТО-ТЕСОРО, ГРЕЙС (2013). «Значения предметов Калатагана и археологические исследования на Филиппинах» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 61 (3): 263–296. дои : 10.1353/phs.2013.0016 . ISSN   2244-1093 . JSTOR   42634764 . S2CID   54620533 .
  7. ^ «Каменные орудия возрастом 700 000 лет указывают на загадочного родственника человека» . 2018-05-02. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года.
  8. ^ Валмеро, Анна (5 августа 2010 г.). «Человек Кальяо может быть «старейшим» человеком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — говорит филиппинский археолог» . Yahoo! Юго-Восточная Азия, loqal.ph . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 5 августа 2010 г.
  9. Северино, Хоуи Г. (1 августа 2010 г.). Исследователи обнаружили окаменелость человека старше Табонского человека. Архивировано 4 августа 2010 г. в Wayback Machine.
  10. ^ «Пещерный комплекс Табон и весь Липуун» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 16 мая 2006 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
  11. ^ Льюис, Хелен; Пас, Виктор; Лара, Майра; Бартон, Хью; Пайпер, Филип; Очоа, Джанин; Виталес, Тимоти; Карлос, А. Джейн; Хайэм, Том (июнь 2008 г.). «Заселение от конечного плейстоцена до середины голоцена и раннее кремационное захоронение в пещере Иль, Палаван, Филиппины». Античность . 82 (316): 318–335. дои : 10.1017/S0003598X00096836 . ISSN   0003-598X . S2CID   160852666 .
  12. ^ Перейти обратно: а б «Петроглифы Ангоно» . ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2014 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с «15 самых значимых археологических открытий в истории Филиппин» . 03.07.2018.
  14. ^ «15 самых значимых археологических открытий в истории Филиппин» . Филипикноу . 03.07.2018.
  15. ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph . Проверено 24 февраля 2020 г.
  16. ^ Скотт, Уильям (1984). Доиспанский исходный материал . п. 17.
  17. ^ Беллвуд, Питер (2011). Пафос происхождения . стр. 31–41.
  18. ^ «Музей филиппинского народа – археологические сокровища (Кабан нг Лахи)» . Национальный музей Филиппин . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 21 августа 2010 г.
  19. ^ Сольхейм, Уильям (1969). «Доисторическая археология в восточной части Юго-Восточной Азии и на Филиппинах». Азиатские перспективы . 3 : 97–108.
  20. ^ Микшич, Джон Н. (2003). Глиняная посуда в Юго-Восточной Азии: материалы Сингапурского симпозиума по досовременной глиняной посуде Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Сингапурского университета, Национальный университет Сингапура.
  21. ^ Джон Н. Микшич, Геок Ян Го, Сью О Коннор - Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии , 2011 г. Страница 251 «Это место датируется пятым-первым веками до нашей эры и является одним из самых ранних памятников культуры Са Хуун в Ту. Долина Бон (Reinecke et al. 2002, 153–216); 2) Лай Нги — это доисторическое кладбище, богато оснащенное железными инструментами и оружием...»
  22. Национальный музей изящных искусств Вьетнама ( Bảo tàng mỹ thuật Việt Nam ) 2000 «Начиная с ранней истории – до и после христианской эпохи – более двадцати веков спустя произошел культурный обмен между тремя крупными центрами культуры Зонг Сан в Север, культура Са Хун в Центральном и юго-восточном Нам Бо ..."
  23. ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN   9786167339443
  24. ^ Дизон, Э. (1996). Лица из Майтума: археологические раскопки пещеры Аюб. Манила: Национальный музей Филиппин. стр. xi–xii, 51–53, 56–59, 73, 78–82.
  25. ^ «Украденные артефакты указывают на потерянное филиппинское племя» . 24 октября 2008 г.
  26. ^ Казновская, Елена (20 сентября 2012 г.). «На Филиппинах найдена 1000-летняя деревня» . Телеграф.co.uk . Проверено 20 мая 2015 г.
  27. ^ Мадале, Нагасура (6 октября 2003 г.). «Взгляд на филиппинские мечети» . Национальная комиссия по культуре и искусству. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
  28. ^ МИНДАНАВ: Самая старая мечеть нуждается в ремонте. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine.
  29. ^ «Постановление № 4, ст. 1998 г. об объявлении мечети шейха Каримола Махдума в Тубиг-Индангане, Симунул, Тау-Тави национальным историческим памятником» (PDF) . Национальная историческая комиссия Филиппин. Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2014 года . Проверено 15 октября 2014 г.
  30. ^ «Постановление № 4, с. 1998 г. Об объявлении мечети шейха Каримола Махдума в Тубиг-Индангане, Симунул, Тау-Тави национальной исторической достопримечательностью» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Проверено 15 августа 2017 г.
  31. ^ «Золотая посмертная маска» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2011 г.
  32. ^ Анг, Уолтер. «Мумия – которую Брендан Фрейзер не видел» . Филиппинский Daily Inquirer . стр. Е4.
  33. ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph . Проверено 24 февраля 2020 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б Сафра, Джессика (26 апреля 2008 г.). «Художественная выставка: «Золото предков» Филиппин » . Newsweek . Проверено 27 декабря 2017 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с «Коллекции Национального музея: Лин-лин О» . Официальный сайт Национального музея Филиппин (бета-сайт) . Архивировано из оригинала 11 ноября 2011 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
  36. ^ Хесус Т. Перальта, «Доисторические золотые украшения CB Филиппины», Искусство Азии, 1981, 4:54–60.
  37. ^ Художественная выставка: «Золото предков» Филиппин в Newsweek .
  38. ^ «ПИЛОНЦИТОС: Сокровище филиппинской нумизматики» .
  39. ^ « Пилонцитос и «золотой век Филиппин» | Мнение исследователя» . 30 августа 2011 г.
  40. ^ «Классическое золото и керамика доколониального периода» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г. Проверено 25 августа 2017 г.
  41. ^ «Серебряная полоса Бутуана» . 24 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г.
  42. ^ «На грязных камнях открываются древние письмена | Inquirer News» . 3 июля 2014 г.
  43. ^ «Камни Тикао» (PDF) . Heritage.elizaga.net . Проверено 24 февраля 2020 г.
  44. ^ Архивы , Университет Санто-Томас, заархивировано из оригинала 24 мая 2013 г. , получено 17 июня 2012 г.
  45. ^ «Коллекция древних письмен на слоговом письме «байбайн» UST, показанная публике» , Inquirer , 15 января 2012 г. , получено 17 июня 2012 г.
  46. ^ Коллекция UST Baybayin показана публике , Baybayin , получено 18 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  47. ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 г. Проверено 24 февраля 2020 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б с Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN  971-622-006-5 .
  49. ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN  971-550-135-4 .
  50. ^ Хокано, Фелипе младший (7 августа 2012 г.). Уайли, Марк (ред.). Вопрос происхождения . Издательство Таттл. ISBN  978-1-4629-0742-7 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  51. ^ Черчилль, Малкольм Х. (1977). «Проникновение индейцев на доиспанские Филиппины» (PDF) . Азиатские исследования . 15 . Дилиман, Кесон-Сити, Филиппины: Азиатский центр Университета Филиппин.
  52. ^ Осборн, Милтон (2004). Юго-Восточная Азия: Вводная история (Девятое изд.). Австралия: Аллен и Анвин. ISBN  1-74114-448-5 .
  53. ^ Ласло Легеза, «Тантрические элементы в доиспанском золотом искусстве Филиппин», Arts of Asia, 1988, 4:129–136.
  54. ^ Перейти обратно: а б с «Преиспанские Филиппины» (PDF) . www.asj.upd.edu.ph. ​Проверено 24 февраля 2020 г.
  55. ^ «трибханга» . Архивировано из оригинала 15 января 2009 г. Проверено 25 августа 2017 г.
  56. ^ «Франциско буддист» (PDF) . www.asj.upd.edu.ph. ​Проверено 24 февраля 2020 г.
  57. Изображение Agusan Gold только на Филиппинах. Архивировано 27 июня 2012 г. в Wayback Machine.
  58. ^ Документы изображений Агусана, Исторические архивы Агусан-Суригао.
  59. ^ Анна Т. Н. Беннетт (2009), Золото в ранней Юго-Восточной Азии , ArcheoSciences, Том 33, стр. 99–107.
  60. ^ Данг В.Т. и Ву, QH, 1977. Раскопки на месте Гионг Ка Во. Журнал археологии Юго-Восточной Азии 17: 30–37.
  61. ^ «Philippinefiestas.com» . www.philippinefiestas.com .
  62. ^ Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. стр. 74, 130. ISBN.  971-550-347-0 .
  63. ^ Сакума, С. (1989) «Запрет на зарубежную торговлю и ее влияние на международные отношения в начале правления династии Мин» Журнал морских отношений Востока и Запада , том. 1, стр. 31–46.
  64. ^ Кайрон, Дж. (2006) «Нанизывая прошлое: археологическое понимание ранней торговли стеклянными бусинами в Юго-Восточной Азии» The University of Philippines Press.
  65. ^ «Калатаганский горшок: национальное достояние с бисайской надписью» . Журнал истории . 57 (1): 1. 24 февраля 2011 г. – через ejournals.ph.
  66. ^ Сольхейм, Вильгельм Г. (1953). «Филиппинская археология». Археология . 6 (3): 154–158. JSTOR   41663156 .
  67. ^ «Крест Магеллана в центре города Себу | Жизнь Себу» . Архивировано из оригинала 21 июня 2006 г. Проверено 25 августа 2017 г.
  68. ^ «Магелланс Кросс Себу, Магеллан Кросс Себу Филиппины» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 г. Проверено 25 августа 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  69. ^ Баллестерос, Ник. «Крест Магеллана в Себу» .
  70. ^ Баутиста, Юлиус (2006). «Восстание и икона: Священные революции на Филиппинах». Азиатский журнал социальных наук . 34 (2). Издательство Brill Academic: 291–310. дои : 10.1163/156853106777371166 .
  71. ^ Салли Энн Несс (2016). Тело, движение и культура: кинестетический и визуальный символизм в филиппинском сообществе . Издательство Пенсильванского университета. стр. 71–73. ISBN  978-1-5128-1822-2 .
  72. ^ Дамиана Л. Эухенио (2007). Филиппинская народная литература: Антология . Издательство Филиппинского университета. стр. xxvii, 226–228. ISBN  978-971-542-536-0 .
  73. ^ Ян ван Харсель; Ричард Х. Джексон; Ллойд Э. Хадман (2014). Визуальная география путешествий и туризма National Geographic Learning . Сенгаге. п. 504. ИСБН  978-1-133-95126-1 .
  74. ^ Джонатан Х.С. Ли; Кэтлин М. Надо (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. стр. 405–406. ISBN  978-0-313-35066-5 .
  75. ^ Сисон, Антонио Д. (2015). «Мрачные явления: народное католическое воображение в филиппинском кино». Материальная религия . 11 (4). Рутледж: 421–442. дои : 10.1080/17432200.2015.1103474 . S2CID   192961308 .
  76. ^ Перейти обратно: а б Джон Лайден (2009). Routledge Companion по религии и кино . Рутледж. п. 184. ИСБН  978-1-135-22065-5 .
  77. ^ Перейти обратно: а б с Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 118–119. ISBN  978-1-59884-206-7 .
  78. ^ «Библиотека Лилли, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана (США), Запись каталога Боксерского кодекса» . [ постоянная мертвая ссылка ]
  79. ^ Росес 1977 , с. 1003.
  80. ^ Лессинг Дж. Розенвальд (1593 г.). «Коллекция Лессинга Дж. Розенвальда» . Библиотека Конгресса . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 28 ноября 2010 г.
  81. ^ «У нас есть загадочная карта, которая доказывает, что Западно-Филиппинское море принадлежит нам» . Esquiremag.ph .
  82. ^ Лабро, Висенте С. (19 августа 2011 г.). «Древняя крепость-церковь Капула, Северный Самар» . newsinfo.inquirer.net .
  83. ^ Харгроув, Томас Р. (1991). Тайны Таала: филиппинский вулкан и озеро, ее морская жизнь и затерянные города. Манила: Издательство Bookmark Publishing. ISBN   971-5690-46-7 .
  84. ^ «Отчет об археологических раскопках колониальных руин испанского периода в клубе Балай Изабель, Талисай, Батангас» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 8 сентября 2017 г.
  85. ^ КП Давид (17 сентября 2014 г.). «Каких извержений вулканов нам следует опасаться?» . Новости ГМА . Проверено 25 сентября 2014 г.
  86. ^ Джон Марк Эскандор (3 июля 2014 г.). «Извержение вулкана Майон в 1814 году преподает урок, как справиться с проблемой разрушения» . Новости . Проверено 25 сентября 2014 г.
  87. ^ «ИТБ Берлин» . Мессе Берлин . Проверено 3 мая 2014 г.
  88. ^ Техада, Ариэль Паоло (9 мая 2015 г.). «Виган объявил «Городом чудес» » . Филиппинская звезда . Манила. Архивировано из оригинала 28 января 2016 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
  89. ^ «Виган назван одним из семи новых чудес | РЕДАКЦИОННЫЙ ИНСАЙДЕР» . www.editorialinsider.com .
  90. ^ Ранада, Пиа. «Рисовые террасы Ифугао могут быть моложе, чем мы думаем» . Рэплер . Проверено 27 декабря 2017 г.
  91. ^ Армия США (1916). «Военные резервации, национальные кладбища и военные парки США» , стр. 344. Правительственная типография, Вашингтон.
  92. ^ «Коррехидор: Туннель Малинта» . Проверено 14 августа 2007 г.
  93. ^ Уитмен, Пол. «Коррегидор тогда и сейчас: новое поле битвы» . Проверено 14 августа 2007 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б Уилберн Доуэлл Кобб (ноябрь 1939 г.). «Жемчужина Аллаха» . Естественная история .
  95. ^ Дойо, Ма. Церера П. Макли-инг Дулаг: вождь Калинга, защитник Кордильер Кесон-Сити: University of the Philippines Press, 201
  96. ^ Тиль, Барбара (21 ноября 2005 г.). «Археология Центральных Филиппин, исследование главным образом железного века и его взаимосвязей (обзор)». Азиатские перспективы . 44 (2): 392–395. дои : 10.1353/asi.2005.0033 . ISSN   1535-8283 . S2CID   161963233 .

Источники

[ редактировать ]
  • Росес, Альфред Р., изд. (1977), «Кодекс боксера», Филиппинское наследие: создание нации , том. IV, Филиппины: Philippine Arts Publishing, Inc.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f47cdefff090fb230ef766d190fd0fc7__1720683060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f4/c7/f47cdefff090fb230ef766d190fd0fc7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeology of the Philippines - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)