Археология Филиппин
История Филиппин |
---|
Хронология |
Портал Филиппин |
Часть серии о |
Культура Филиппин |
---|
Общество |
Искусство и литература |
Другой |
Символы |
Портал Филиппин |
Археология Филиппин — изучение обществ прошлого на территории современной Республики Филиппины , островного государства в Юго-Восточной Азии , посредством материальной культуры .
История Филиппин сосредоточена на испанском колониализме и на том, как Филиппины стали независимыми как от Испании, так и от Соединенных Штатов. В колониальные времена на Филиппинах археология не использовалась так, как сегодня, она в основном была сосредоточена на этнографических и лингвистических исследованиях. На археологию большое влияние оказал Х. Отли Бейер , который преподавал антропологию на Филиппинах в 1914 году. Учение Бейера на Филиппинах побудило многих студентов пойти по его стопам в области археологии.
После того, как Филиппины обрели независимость от Америки в 1946 году, многие студенты Бейера занимались археологией по всей территории Филиппин. Среди учеников и коллег Бейера, работавших на Филиппинах, — Роберт Б. Фокс , Альфредо Евангелиста и Ф. Ланда Хокано . Их вклад помог археологии Филиппин стать сильнее при анализе артефактов и археологических памятников.
На Филиппинах есть много выдающихся мест, и некоторые известные открытия относятся к разным периодам времени. Несколько хорошо известных мест на Филиппинах — это археологический памятник Ризал в Калинге , пещеры Табон , пещера Лапуз-Лапуз и Сингхапала . Кроме того, на Филиппинах найдены некоторые известные артефакты: Человек Кальяо , Человек Табон , Кабаянские мумии Бенгета .
История
[ редактировать ]Колониальный период
[ редактировать ]на Филиппинах проводилось очень мало археологических работ В период испанского колониального правления , хотя испанцы интересовались жителями островов с этнографической и лингвистической точки зрения. Такие исследователи, как Федор Ягор , Джозеф Монтано и Поль Рэй, а также Хосе Ризал , время от времени сообщали о посещении мест, но единственное детальное исследование было проведено французским археологом Альфредом Марше в 1881 году. По заказу французского правительства Марке проводил систематические исследования погребальных пещер. на двух островах, накопив большую коллекцию древностей, которая сейчас хранится в Музее человека в Париже. [1]
Самой влиятельной ранней фигурой в археологии Филиппин был американский антрополог Х. Отли Бейер . Испания уступила Филиппины Соединенным Штатам в 1898 году, и американская колониальная администрация активно поощряла антропологические исследования архипелага. Поэтому в 1914 году Бейеру было предложено основать факультет антропологии Филиппинского университета .
Ранние исследования и сборы были проведены в 1920-х годах Бейером, Дином К. Вустером и Карлом Гутом . Различные частные коллекционеры и археологи-любители также накопили значительные объемы материала, но Бейер посетовал, что «ни одна из этих работ не была выполнена с научной точки зрения». [1]
Первым крупным археологическим проектом на Филиппинах стала Археологическая служба Ризал-Булакан (1926–1930), вызванная открытием находок при строительстве плотины Новаличес в провинции Ризал . Бейер начал масштабные раскопки в районе плотины, нанимая до семидесяти рабочих в день в течение шести месяцев. Он также провел пятилетнее исследование окрестностей, каталогизировав 120 мест и почти 500 000 артефактов. В 1932 году Бейер помог Ф.Г. Роту начать второй крупный проект — Археологическое исследование Батангаса, которое включало исследования и раскопки в регионе Куэнка . Он также собирал материалы из ряда мест вокруг островов на протяжении 1930-х и начала 1940-х годов. [1]
Американская колониальная археология на Филиппинах прекратилась в 1941 году, когда острова были оккупированы японцами. Бейер был интернирован оккупационными силами, хотя ему разрешили продолжить работу в университете. За это время он составил две синоптические статьи: «Обзор филиппинской археологии по островам и провинциям» (1947 г.) и «Археология Филиппин и Восточной Азии» (1948 г.), которые заложили основу для последующей филиппинской археологии. [1]
Пост-независимость
[ редактировать ]Филиппины получили независимость от США в 1946 году, но Бейер оставался на своем посту в Филиппинском университете до 1954 года. [1] В 1949 году к нему присоединился Вильгельм Сольхейм , известный на Филиппинах тем, что находил различную керамику на разных археологических объектах. В 1960-х годах Роберт Б. Фокс проводил археологические работы на Филиппинах и наиболее известен своими исследованиями в пещерах Табон . [2] В 1965 году Фокс в свое время в пещерах Табон нашел горшок периода позднего неолита под названием «Зияющий Джарлет». [3]
Альфредо Э. Евангелиста был учеником Бейера, Сольхейма и Фокса и сразу же влюбился в археологию. В 1956 году работал с Робертом Фоксом при раскопках пещер Бато в провинции Сорсогон, а позже они будут вести раскопки вдоль побережья Каграрай и Бикол.
Одним из знаменитых открытий Евангелисты на Филиппинах стали раскопки в 1957 году неолитического захоронения кувшинов в Нуэва-Эсиха на Лусоне. В 1960 году он начал работать с Робертом Фоксом и Рэем Сантьяго для Национального музея Филиппин . [4] С 1970-х по начало 1990-х годов Евангелиста затем начал работать в Филиппинском университете в Кесон-Сити, а затем снова в Национальном музее Филиппин в Маниле. [2]
В 1960 году Альфредо Евангелиста и Ф. Ланда Хокано работали вместе и обнаружили посмертную маску Отона в Сан-Антонио, Отон, Илоило. Как и Евангелиста, Хокано работал в Национальном музее Филиппин, а также в Университете Филиппин. Вдохновленный Фоксом и Бейером, Джокано привнес терминологию Нового Света, используя предыдущие данные о предыстории Филиппин.
После того, как Евангелиста ушел из Национального музея Филиппин в 1992 году, Хесус Т. Перальта директором III стал . До того, как стать директором III, он работал в отделе археологии Национального музея Филиппин в 1988 году. [2]
Карл Л. Хаттерер, который учился у Сольхейма, оказал влияние на филиппинскую археологию. Хаттерер объяснил студентам социально-экономические и политические сложности проведения исследований в области археологии. [2] Показывая студентам социально-экономические процессы, он сосредоточил внимание на разнообразии различных культур в разных регионах. Артефакт, который Хаттерер исследовал в виде геометрических каменных инструментов. [5]
В конце 1970-х годов Уильям А. Лонгакр отправился на северный Лусон, чтобы провести исследование в области энтоархеологии в регионе Каллинга. Позже он продолжил свои исследования на юге Лусона, изучая, как изготавливалась глиняная посуда. Артефактом, который Лонгакр помог обнаружить и датировать, был Калатаганский горшок с надписью. [2] В 1992 году он помог датировать горшок с помощью ускоренной масс-спектроскопии, но не смог собрать достаточных данных. [6] Позже он предложил использовать другую технику датировки C-14, чтобы получить точную дату надписи. [2]
До 1980-х годов археология на Филиппинах больше фокусировалась на культуре и истории. Основным способом изучения археологии археологами был индуктивный подход. При поиске артефактов Национальный музей сосредоточил свое внимание на сборе доисторических останков. [2]
Известные места и открытия
[ редактировать ]каменный век
[ редактировать ]Палеолит
[ редактировать ]- Самым ранним свидетельством проживания гомининов на Филиппинах являются останки забитого носорога возрастом 700 000 лет в провинции Калинга на Лусоне. Забитый носорог и каменные орудия вокруг него появились, по крайней мере, на 400 000 лет раньше, чем появление Homo sapiens , что указывает на возможную колонизацию Homo erectus или другого возможного Homo денисовцев , . [7]
- которому 67 000 лет Человек Кальяо, . [8] [9] был найден в пещере Кальяо и до того, как были найдены останки носорога возрастом 700 000 лет, был старейшим ископаемым человека в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- В пещерах Табон был сделан ряд археологических находок, указывающих на то, что они были заселены почти постоянно между 50 000 и 9 000 лет назад. Примечательно, что коллекция анатомически современных человеческих останков, известная как « Человек Табон», долгое время была самым старым известным свидетельством присутствия человека на Филиппинах. [10]
- Более поздние находки пролили свет на повседневную жизнь охотников-собирателей, населявших каменное убежище в пещерах Иль , Палаван, Филиппины. Каменное убежище Иль-Пещеры, расположенное недалеко от пещер Табон, было заселено много раз, но самый старый стратиграфический слой указывает на то, что первое заселение этого каменного убежища датируется ок. 14 000 кал б.п. (калибровано за несколько лет до настоящего времени). Эта оценка была сделана на основе присутствия древесного угля, что указывает на то, что это место относится к плейстоцену. [11]
неолит
[ редактировать ]- Петроглифы Ангоно — старейшее известное произведение искусства на Филиппинах, расположенное в провинции Ризал . На каменной стене выгравированы 127 фигурок людей и животных, вероятно, вырезанных в эпоху позднего неолита. [12] Эти надписи ясно показывают стилизованные человеческие фигуры, лягушек и ящериц , а также другие рисунки, которые, возможно, изображали другие интересные фигуры, но эрозия могла привести к тому, что они стали неразличимы. Гравюры представляют собой в основном символические изображения, связанные с целительством и сочувствующей магией. [12] В 1973 году это место было объявлено Национальным музеем Филиппин национальным культурным достоянием.
- Алабские петроглифы Горной провинции
- Петрографы Пенабланки провинции Кагаян
- Пещеры Сингнапан Петрографии южного Палавана
- Петрографии вашего полуострова Восточного Бохола
- Пещера Лапуз Лапуз
- Ракушечные кучи Лал-ло и Гаттаран . Ракушечные кучи Лал-ло и Гаттаран расположены вдоль берегов реки Кагаян в провинции Кагаян , Филиппины. В настоящее время он рассматривается как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО .
- Зияющий Джарлет - период позднего неолита на Филиппинах. Свидетельства показывают Зияющий Джарлет на месте захоронения Роберта Фокса в пещерах Лета-лета на Палаване, которое позже стало национальным достоянием на Филиппинах. [13] Это самый ранний горшок, обнаруженный в стране. [14]
- Выбивалка для ткани из коры — это каменный инструмент, используемый для приготовления ткани из коры . Ранние Палавенио изготавливали венчики из цилиндрических камней и использовали каменные молотки для измельчения коры, чтобы отделить мякоть от волокон. Ткань из коры готова, когда вся мякоть удалена, оставив сеть волокон. Каменный инструмент, найденный в пещере Арку, Пенабланка, Кагаян, датируется 1255-605 гг. до н.э. Еще одна колотушка из коры была найдена в пещере Сагунг на юге Палавана . [15]
- Нефритовые артефакты - или нефритовая культура, изготовленная из белого и зеленого нефрита и датируемая 2000–1500 годами до нашей эры, была обнаружена во время ряда археологических раскопок на Филиппинах с 1930-х годов. Артефакты представляли собой как инструменты, такие как долота , так и украшения, такие как серьги с подвесками, браслеты и бусы. Говорят, что « нефритовая культура» существовала, о чем свидетельствуют десятки тысяч искусно изготовленных нефритовых артефактов, найденных на территории провинции Батангас . [16] [17]
Металлический век
[ редактировать ]- Манунггул Джар (890–710 до н. э.) — вторичный погребальный сосуд, раскопанный на месте захоронения в пещере Манунггул пещер Табон на мысе Липуун на Палаване . Датируется от 890 до 710 г. до н.э. [18] а две выдающиеся фигуры на верхней ручке обложки символизируют путешествие души в загробную жизнь .
- Артефакты из гончарного комплекса «Са Хуюн-Каланай» в Масбате (400 г. до н.э.-1500 г. н. э.). [19] [20]
- Культура Са Хуюн — это культура современного центрального и южного Вьетнама , которая процветала между 1000 г. до н.э. и 200 г. н.э. [21] [22] Археологические памятники этой культуры были обнаружены от дельты Меконга до провинции Куангбинь в центральном Вьетнаме. Народ Са Хуинь, скорее всего, был предшественником народа Чам , австронезийскоязычного народа и основателем королевства Чампа . [23] : 211–217
- Антропоморфная керамика Майтум (190 г. до н.э. - 500 г. н.э.). В 1991 году археологическая группа Национального музея обнаружила антропоморфные вторичные погребальные кувшины в пещере Аюб, Барангай-Пинол, Майтум, провинция Сарангани, Минданао, Филиппины, датируя их периодом между 190 г. до н.э. и 500 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Сегодня эти кувшины широко известны как кувшины Майтум. Они изготовлены из глины и характеризуются своим дизайном, напоминающим человеческие фигуры с полными или частичными чертами лица первых жителей Минданао. Кроме того, они подчеркивают распространенное среди филиппинцев убеждение о жизни после смерти. [24]
- Антропоморфная керамика Султана Кударата (еще не датированная радиоуглеродом). В 2008 году официальные лица обнаружили трехколесный велосипед (обычное филиппинское транспортное средство), перевозивший артефакты, по форме похожие на антропоморфную керамику Майтума, но окрашенные и имеющие более четкие выражения. Осколки были изготовлены более искусно, чем те, что были найдены в Сарангани в 1991 году. Впоследствии грабитель представил на осколки поддельные документы, подтверждающие его право собственности. Впоследствии он был арестован. Национальный музей Филиппин подтвердил, что способ изготовления осколков кувшинов является новым для филиппинской археологии, поскольку ни одна известная этническая группа во всей стране не занимается изготовлением таких точных частей погребальных кувшинов. В музее подтвердили, что кувшины могут быть остатками затерянного племени на Филиппинах, которое, возможно, вымерло до колонизации. Согласно сообщениям, кувшины были найдены «где-то в провинции Султан Кударат », но истинное местонахождение не установлено, поскольку пойманный грабитель является лишь частью цепочки, которая украла артефакты с их первоначального места. Другие ученые предполагают, что кувшины произошли из Магинданао . В любом случае поиск первоначального места археологических раскопок кувшинов считался сложной задачей, поскольку и Султан Кударат, и Магинданао являются домом для мусульманских повстанцев, сражающихся с правительственными силами, что затрудняет доступ ученых в этот район и проведение экспедиции. Финансирование возможной экспедиции также считалось крайне ограниченным. Никакой экспедиции по обнаружению первоначального места археологических раскопок кувшинов до сих пор не проводилось. По данным Национального музея, исследование банок также затруднено, поскольку экспертные заключения могут быть сделаны только после тщательного исследования места. [25]
Ранний исторический период (900–1521 гг.)
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]Коренная архитектура
[ редактировать ]- Иджанг треугольной формы, — цитадель построенная на островах Батанес на Филиппинах, построенная из известняка и дерева.
- Известняковые гробницы Камхантика — это раскопанные останки тысячелетней деревни, найденные в джунглях горы Маклаяо в Ситио Камхантик на территории охраняемого ландшафта Буэнависта в Муланай , Кесон , Филиппины . Он состоит из пятнадцати известняковых гробов, которые можно датировать периодом с 10 по 14 века, по словам одного из ведущих археологов Национального музея , «сложный археологический памятник с остатками жилья и захоронений периода примерно с 10 по 14 века». века... первый в своем роде на Филиппинах, имеющий резные известняковые гробницы». [26]
Исламская архитектура
[ редактировать ]- Мечеть шейха Каримола Махдума – расположена в Барангае Тубиг Инданган, Симунул , Тави-Тави , Филиппины . [27] Это старейшая мечеть на Филиппинах, построенная арабским торговцем шейхом Махдумом Каримом в 1380 году. Внутри нового здания до сих пор можно найти оригинальные колонны старой мечети. [28] Он также объявлен Национальной исторической достопримечательностью Национальной исторической комиссией . [29] [30]
Захоронения и могильные артефакты
[ редактировать ]- Посмертная маска Отона . Обнаруженная в 1960-х годах Альфредо Евангелистой и Ф. Ландой Хоканом, она состоит из золотого диска для носа и маски для глаз, найденных в древней могиле в Отоне, Илоило . [13] Посмертная маска использовалась для закрытия лиц умерших, чтобы не допустить проникновения злых духов в тело умершего. Эта практика была перенесена из Китая на Филиппины в период с конца 14 по 15 век. [31]
- Кабаянские мумии Бенгета, также известные как Кабаянские мумии, Бенгетские мумии или Ибалойские мумии, представляют собой группу мумий, найденных вдоль горных склонов Кабаяна, города в северной части Филиппин. Их изготавливали еще с 2000 года до нашей эры до 16 века, когда Испания колонизировала Филиппины. Сегодня они остаются в природных пещерах и музее в Кабаяне. [32]
Одежда или украшения
[ редактировать ]- Banton Colth - Ткань Banton - самая ранняя известная ткань основы икат (стойкое крашение) в Юго-Восточной Азии. Погребальная ткань, возраст которой оценивается в 400 лет, была найдена в деревянном гробу, который также содержал бело-голубую керамику, на острове Бантон, Ромблон. Плащаница была сплетена из красных, черных и белых нитей абаки. В настоящее время жители Бонтока, провинция Горы, используют красочную погребальную ткань, чтобы обернуть умерших. [33]
- Линглинг-о - Линглинг-о имеют форму омеги. [34] тип кулона или амулета, который был связан с различными культурами коренных народов Филиппин начиная с эпохи раннего металла. [35] Самые ранние сохранившиеся образцы линглинг-о, относящиеся к эпохе металла, были сделаны из нефритового нефрита, но многие более поздние образцы были сделаны из ракушек, золота, меди и дерева; [35] вид материала предполагает различия в социальном положении его владельца. [35] Недавние находки в северной филиппинской провинции Батанес , проведенные антропологом Питером Беллвудом в начале 2000-х годов, привели к открытию древней ювелирной мастерской, в которой изготавливали линглинг-о 20-вековой давности, что свидетельствует о том, что коренные филиппинцы изготавливали линглинг-о. такие артефакты появились еще 2500 лет назад. [34]
- Археологические находки Филиппин включают множество древних золотых артефактов. [36] [37]
Валюта
[ редактировать ]- Пилонцитос - самая ранняя форма валюты Филиппин на основе драгоценных металлов. [38] Вероятно, он сделан из чистого золота, его вес варьируется от 0,5 до более или менее 3 граммов (размер кукурузного зерна) и весит от 0,09 до 2,65 грамма чистого золота. Крупные пилонциты весом 2,65 грамма приближаются к весу одной массы. Пилонцитос были раскопаны в Мандалуйонге , Батаане , на берегах реки Пасиг , в Батангасе , Мариндуке , Самаре , Лейте и в некоторых районах Минданао . [39]
- Валюта золотых колец . Первые филиппинцы торговали пилонцитосом вместе с золотыми кольцами, которые представляли собой слитки , похожие на золотые кольца . Эти бартерные кольца размером больше пончиков и сделаны почти из чистого золота. [40]
Документы, надписи или печати
[ редактировать ]- Надпись на медной пластине Лагуны - самый старый письменный документ на Филиппинах, найденный в реке Лумбан, датированный 900 годом нашей эры и написанный на языке Кави .
- Серебряный палеограф Бутуана, также известный как «Серебряная полоса Бутуана», представляет собой кусок металла с надписями Кави, найденный в провинции Бутуан в середине 1970-х годов группой археологов из Национального музея Филиппин. [41]
- Надпись на камне Тикао, также известная как камень Монреаль или камень Ризал. Известняк содержит древнюю письменность Байбайн . Найдены учениками начальной школы Ризал на острове Тикао в городе Монреаль, провинция Масбате соскребли грязь со своей обуви и тапочек о две известняковые , которые перед тем, как войти в класс, плиты неправильной формы. сейчас размещены в секции Национального музея , которая весит 30 килограммов, имеет толщину 11 сантиметров, длину 54 см и ширину 44 см, а толщина другой - 6 см, длину 20 см и ширину 18 см. [42] [43]
- Архив Байбайна Университета Санто-Томас в Маниле, один из крупнейших архивов на Филиппинах, в настоящее время обладает самой большой коллекцией сохранившихся древних алфавитов Байбайна в мире. [44] [45] [46]
- Печать Бутуан из слоновой кости - печать из слоновой кости, печать или частная печать, связанная с бивнем из слоновой кости носорога, датированная 9–12 веками, была найдена в Либертаде, Бутуан , в Агусан-дель-Норте на юге Филиппин . На печати начертано слово Бутбан , стилизованное под Кави . Сценарий имеет сходство с тагальским сценарием . Предполагалось, что Бутбан означает Бутван или Бутуан, поскольку буквы «b» и «w» часто менялись местами. Печать из слоновой кости сейчас хранится в Национальном музее Филиппин . [47]
Иконография
[ редактировать ]Индуистско-буддийский
[ редактировать ]Хотя некоторые историки 20-го века считали, что различные культуры Филиппинского архипелага впервые столкнулись с индуистскими и/или буддийскими верованиями еще во 2-м и 3-м веках до нашей эры. [48] более поздние исследования показывают, что эти культурные влияния в основном проявлялись в период с 10 по начало 14 веков. Современные ученые полагают, что эти религиозные и культурные влияния в основном пришли через торговлю с тассалократическими империями Юго-Восточной Азии, такими как Шривиджая и Маджапахит , которые, в свою очередь, имели торговые отношения с Индией. [48] [49] [50] [51]
Такие ученые, как Милтон Осборн, подчеркивают, что, несмотря на то, что эти верования родом из Индии, они достигли Филиппин через культуры Юго-Восточной Азии с австронезийскими корнями. [52]
Артефакты [ нужна проверка ] отражают иконографию буддизма Ваджраяны и его влияние на ранние государства Филиппин. [53]
- Бронзовая Локешвара . Это бронзовая статуя Локешвары, найденная на острове Путинг Бато в Тондо, Манила . [54]
- Басовый рельеф Будды Амитаба Древние батангеньо находились под влиянием Индии , о чем свидетельствует происхождение большинства языков от санскрита и некоторых древних керамических изделий. Буддийский образ был воспроизведен в слепке на глиняном медальоне-барельефе из муниципалитета Калатаган. По мнению экспертов, изображение в горшке сильно напоминает иконографические изображения Будды в Сиаме , Индии и Непале . На горшке изображен Будда Амитаба в трибханге. [55] поза внутри овального нимба. присутствует сильная махаянская Ученые также отметили, что в изображении направленность, поскольку был изображен и Бодхисаттва Авалокитешвара . [56]
- Золотая Гаруда Палавана. Другие находки — это Гаруда , мифическая птица, которая является общей для буддизма и индуизма. Еще один золотой артефакт из пещер Табон на острове Палаван — это изображение Гаруды , птицы, которая является ездовым животным Вишну . Обнаружение сложных индуистских изображений и золотых артефактов в пещерах Табон было связано с найденными в Ок Эо в дельте Меконга на юге Вьетнама .
- Бронзовые статуи Ганеши . Грубая бронзовая статуя индуистского божества Ганеши была найдена Генри Отли Бейером в 1921 году в древнем месте в Пуэрто-Принсесе , Палаване и на Мактане . Себу, грубая бронзовая статуя, указывает на ее местную репродукцию. [54]
- Мактан Алокитешвара , раскопанная в 1921 году в Мактане , Себу может быть скорее смесью шива-буддизма, чем «чистым буддистом». , Хобейером, - бронзовая статуя [54]
- Золотая Тара была обнаружена в 1918 году в Эсперансе, Агусан, Билай Кампос, женщиной из племени манобо . [57] Золотая Тара в конечном итоге была доставлена в Полевой музей естественной истории в Чикаго, штат Иллинойс, в 1922 году. Генри Отли Бейер и некоторые эксперты пришли к единому мнению о ее идентичности и датировали ее 900–950 годами нашей эры. Однако они не могут установить его происхождение, поскольку оно имеет отличительные особенности. [58]
- Золотой киннари с золотым сосудом . Киннари был найден в 1981 году в Суригао . Киннари существует как в буддийской, так и в индуистской мифологии. В буддизме киннари, получеловек-полуптица, олицетворяет просветленное действие. Буддийская Сутра Лотоса упоминает киннари как небесного музыканта в царстве Химаванта. киннари принимает форму кентавра Однако в индийской эпической поэме « Махабхарата» и в » Веды части «Пураны .
- Изображения Падмапани и Нанди . Падмапани также известен как Авалокитешвара , существо мудрости или Бодхисаттва Сострадания. Золотые украшения, найденные до сих пор, включают кольца, некоторые из которых увенчаны изображениями Нанди – священного быка, связанных цепей, золотых листов с надписями, золотых бляшек, украшенных репуссированными изображениями индуистских божеств. [59] [60]
- Букиднон Медная Тара
- амулет Золотой Махапратисара Амулет
- Агусанский деревянный Макара сосуд
- Samar Золотые Garuda серьги
Корабли
[ редактировать ]- Балангай (Лодка Бутуан) — первое деревянное плавсредство, раскопанное в Юго-Восточной Азии и являющееся свидетельством раннего филиппинского мастерства и их навыков мореплавания в доколониальные времена. Фестиваль Балангхай также является праздником в Бутуане , Агусан-дель-Норте, в честь прибытия первых мигрантов, заселивших Филиппины , на борту лодок Балангая. [61] Когда в 16 веке прибыли первые испанцы, они обнаружили, что филиппинцы живут в хорошо организованных независимых деревнях, называемых барангаями. Название «барангай» произошло от «балангай», австронезийского слова, означающего «парусник». [62]
- Пандананское кораблекрушение — археологический памятник 15-го века. [63] который был раскопан в 1995 году Отделом подводной археологии Национального музея Филиппин на острове Панданан , на побережье Южного Палавана . Предполагалось, что это грузовое судно из Юго-Восточной Азии, следовавшее либо из Вьетнама , либо из Южного Китая , и является одним из наиболее хорошо сохранившихся доиспанских торговых судов, находящихся под юрисдикцией Филиппин. Предполагается, что судно останавливалось в некоторых портах материковой Юго-Восточной Азии для погрузки торговых товаров. Непогода могла привести к затоплению корабля. [64]
Посуда
[ редактировать ]Артефакты местной утвари
[ редактировать ]- Ритуальный горшок Калатаган - глиняный горшок с надписями, освещенными плохой подсветкой . Горшок, вероятно, также использовался для церемоний по поиску жертв букута, исчезнувших людей, которые, как полагают, были похищены обитателями духовного мира. В статье представлен глоссарий из 26 бисайских слов, которые могут быть заимствованы из надписи на Калатаганском горшке. [65]
Артефакты торгового ПО
[ редактировать ]Фарфоровая посуда
[ редактировать ]Фарфоровая торговая посуда из Вьетнама, Тайваня и Китая была настолько распространена в «веке позднего металла» на Филиппинах, что первые исследователи филиппинской антропологии стали называть этот период «веком фарфора» на Филиппинах. До открытия медной надписи Лагуны в начале 1990-х годов антропологами богатство исторических подсказок, которые можно было получить из этих фарфоровых артефактов, побудило ученых использовать термин «протоистория». [48] Железный век состоял из фазы, называемой «фарфоровым веком», и фарфор этой фазы попал на Филиппины примерно в девятнадцатом веке нашей эры вместе с «глазурованным керамогранитом» из Юго-Восточной Азии. [66]
- Тарелка «Летающий слон с отмели Ленны» считается замечательным примером китайской торговой посуды, и сегодня в мире известны только два экземпляра. [13]
Колониальный (1521–1946)
[ редактировать ]Испанский колониальный период
[ редактировать ]- Крест Магеллана — христианский крест , установленный португальскими и испанскими исследователями по приказу Фернана Магеллана по прибытии в Себу на Филиппинах (в зависимости от источника) 15 марта 1521 года. [67] [68] [69]
- Санто -Ниньо-де-Себу — римско-католическое название статуи Младенца Иисуса в городе Себу на Филиппинах . [70] почитают этот образ как чудотворный Многие филиппинские католики . [71] [72] Это одна из старейших христианских реликвий на Филиппинах. [73] Первоначально подаренный в 1521 году исследователем Фернаном Магелланом радже Хумабону и его жене, когда он высадился на острове. [74]
- Черный Назарянин [75] представляет собой изображение в натуральную величину темнокожего, стоящего на коленях Иисуса Христа, несущего крест , хранящегося в Малой базилике Черного Назарянина в Кьяпо районе города Манила , Филиппины . [76] Черный Назарянин был вырезан неизвестным мексиканцем из темного дерева в 16 веке в Мексике, а затем перевезен на Филиппины в 1606 году. [76] [77] На ней изображен Иисус на пути к распятию . Папа Иннокентий X в 1650 году наградил братство мирян Санто-Кристо Хесус Назарено за пропаганду преданности Иисусу через икону. [77] В первые десятилетия он размещался в нескольких церквях недалеко от Манилы, а в 1787 году прибыл в церковь Кьяпо, где и хранится до сих пор. [77]
- Боксерский кодекс - рукопись, написанная ок. 1590, [78] который содержит иллюстрации этнических групп на Филиппинах во время их первого контакта с испанцами. Помимо описания и исторических намеков на то, что сейчас является Филиппинами и различными другими странами Дальнего Востока , кодекс также содержит семьдесят пять цветных рисунков жителей этих регионов и их отличительных костюмов. [79]
- Доктрина Христиана — ранняя книга по римско-католическому катехизису , написанная в 1593 году Фраем Хуаном де Пласенсиа , и считается одной из самых ранних печатных книг на Филиппинах . [80] дошедшие до нас копии были найдены в древнем письменном переводе вместе с испанским латинским содержанием. Байбайн широко использовался на Филиппинах еще до прихода испанцев.
- Карта Мурильо опубликована в была 1774 году Педро Мурильо Веларде , это самая ранняя карта, нарисованная и выгравированная опытными филиппинскими мастерами Франсиско Суаресом и Николасом де ла Крус Багай. [81]
- Храм Магеллана
- Форт Сантьяго — цитадель , впервые построенная испанским конкистадором Мигелем Лопесом де Легаспи для нового города Манила на Филиппинах . Оборонительная крепость является частью сооружений города-крепости Манилы, называемого Интрамурос .
- Форт Капул , Северный Самар . Основанный в 1596 году иезуитами, это единственный город, в котором проживает большинство людей, говорящих на редком языке инакбанон. Город стал центром перехода между торговлей галеонами Манила-Акапулько с 16 по 18 века. Город-форт, большая часть архитектуры города основана на защите от набегов моро, прибывающих даже с Минданао. [82]
- Руины старой церкви Танауан , расположенные на берегу озера Талисай в провинции Батангас, представляют собой остатки церковной постройки, относящейся к испанскому колониальному периоду на Филиппинах. Здесь стояла первая каменная церковь Танауана , до того как весь город переехал на свое нынешнее место в 1754 году. В настоящее время руины находятся в собственности курортного отеля Club Balai Isabel Resort. [83] [84]
- Руины Кагсава — это остатки францисканской церкви 16-го века , церкви Кагсава. Первоначально он был построен в городе Кагсава в 1587 году, но был сожжен голландскими пиратами в 1636 году. Но был снова разрушен вместе с городом Кагсава 1 февраля 1814 года во время извержения вулкана Майон . [85] [86] Руины в настоящее время расположены в Барангай- Бусай, Кагсава, в муниципалитете Дарага , Албай , Филиппины. Они являются частью парка Кагсава и охраняются и поддерживаются муниципальным правительством Дараги и Национальным музеем Филиппин . [87]
- Город Виган, расположенный на западном побережье большого острова Лусон , напротив Южно-Китайского моря , является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку это один из немногих оставшихся на Филиппинах городов , чьи старые постройки в основном остались нетронутыми. хорошо известен своими мощеными улицами и архитектурой филиппинской колониальной эпохи, в которой сочетаются конструкции и конструкции зданий коренных филиппинцев и восточных народов с колониальной испанской архитектурой. Бывший президент Филиппин Эльпидио Кирино , шестой президент Филиппин , родился в Вигане, на месте бывшего места провинциальной тюрьмы (его отец был надзирателем); он проживал в особняке Сикия. В мае 2015 года Виган-Сити был официально признан одним из городов «Новые 7 чудес» вместе с Бейрутом , Дохой , Дурбаном , Гаваной , Куала-Лумпуром и Ла-Пасом . [88] Президент и член-учредитель Фонда New7Wonders Бернард Вебер возглавил церемонию, состоявшуюся в соборе Святого Павла , на которой он вручил бронзовую доску мэру Вигана Еве Грейс Сингсон-Медина, что означает избрание города-наследия одним из городов-чудес мира. [89]
- Рисовые террасы Банауэ . Первоначально считалось, что они возникли еще до прибытия испанских колонизаторов, но недавние исследования привели ученых к выводу, что рисовые террасы Банауэ были построены в 1650-х годах как ответ коренных народов на испанское колониальное правление в низинах. [90]
Американский колониальный период
[ редактировать ]- Остров Эль-Фрайле (первоначально известный как Форт-Драм), прозванный «бетонным линкором», представляет собой сильно укрепленный остров, расположенный в устье Манильского залива на Филиппинах , к югу от Коррегидор острова . Железобетонная американского крепость в форме линкора была построена Соединенными Штатами в 1909 году как одна из защитных гаваней у более широкого входа в залив через Южный канал во время колониального периода . Он был захвачен и оккупирован японцами во время Второй мировой войны и снова захвачен США после поджога нефти и бензина в форте, в результате чего он навсегда вышел из строя. [91]
- Туннель Малинта — туннельный комплекс, построенный Инженерным корпусом армии США на острове Коррегидор на Филиппинах . Первоначально он использовался как взрывобезопасное хранилище и бункер для персонала, но позже был оборудован как госпиталь на 1000 коек. [92] Главный туннель, идущий с востока на запад, имеет длину 831 фут (253 м), ширину 24 фута (7,3 м) и высоту 18 футов (5,5 м). [93] От этой главной шахты ответвляются 13 боковых туннелей на северной стороне и 11 боковых туннелей на южной стороне. Каждая боковая часть имела в среднем 160 футов (49 м) в длину и 15 футов (4,6 м) в ширину.
- Жемчужина Лао-Цзы (также называемая ранее Жемчужиной Аллаха ) раньше была самой крупной известной жемчужиной . Жемчужина была найдена в море Палаван, которое окружает остров Палаван на Филиппинах , и ее нашел филиппинский дайвер. [94] Она не считается драгоценной жемчужиной, а вместо этого известна как «жемчужина моллюска» или « жемчужина тридакны » гигантского моллюска . Его диаметр составляет 24 сантиметра (9,45 дюйма), а вес - 6,4 килограмма (14,2 фунта). [94]
Современные артефакты (с 1947 г.)
[ редактировать ]- . В Кордильерском музее Университета Филиппин в Багио сохранилась дверь Калинга дома лидера протеста Маклиинга Дулага , до сих пор изрешеченного пулевыми Дверь Маклиинга Дулага отверстиями, в результате которых Маклиинг Дулаг был убит и ранен его товарищ. [95]
- В главе 3 книги «Археология Центральных Филиппин» «Пещера Каланай, Масбате, Филиппины» описываются это место и раскопки Сольхейма в 1951 и 1953 годах. В ней описывается небольшая погребальная пещера, в которой содержалось большое количество керамики, несколько камней и железа. инструменты, несколько других артефактов и фрагментарные останки скелетов. [96]
См. также
[ редактировать ]- История Филиппин
- История археологии на Филиппинах
- Религия на доколониальных Филиппинах
- Культурные достижения доколониальных Филиппин
- Архитектура Филиппин
- Археология Пинагбаянана
- Археология Порака, Пампанга
- Ифугао археология
- Предыстория Лагуны (провинция)
- Предыстория Мариндуке
- Предыстория Пампанги
- Предыстория Сарангани
- Инструменты Shell на Филиппинах
- Захоронение корабля в Азии
- святыня
- Суят
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Евангелиста, Альфредо Э. (1969). «Филиппины: Археология на Филиппинах до 1950 года». Азиатские перспективы . 12 : 97–104. JSTOR 42929065 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дизон, Эусебио З. (1994). «Десятилетие археологических исследований на Филиппинах, 1982–1992 годы» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 22 (3): 197–222. ISSN 0115-0243 . JSTOR 29792159 .
- ^ «Археологические сокровища Филиппин, часть 1» . www.filipino-association.org . Проверено 5 ноября 2020 г.
- ^ II, Вильгельм Г. Сольхейм (2009). «Альфредо Э. Евангелиста: 1926–2008» . Яма . 14 . ISSN 0119-173X .
- ^ Хаттерер, Карл Л.; Аллен, Джим; Арутюнов С.А.; Баярд, DT; Бхаттачарья, Дания; Бронсон, Беннет; Членов, М.А.; Донкин, РА; Эллен, Рой Ф.; Харрис, Дэвид Р.; Хайден, Брайан (1976). «Эволюционный подход к культурной последовательности Юго-Восточной Азии [а также комментарии и ответы]» . Современная антропология . 17 (2): 221–242. дои : 10.1086/201711 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 2741534 . S2CID 145732661 .
- ^ БАРРЕТТО-ТЕСОРО, ГРЕЙС (2013). «Значения предметов Калатагана и археологические исследования на Филиппинах» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 61 (3): 263–296. дои : 10.1353/phs.2013.0016 . ISSN 2244-1093 . JSTOR 42634764 . S2CID 54620533 .
- ^ «Каменные орудия возрастом 700 000 лет указывают на загадочного родственника человека» . 2018-05-02. Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года.
- ^ Валмеро, Анна (5 августа 2010 г.). «Человек Кальяо может быть «старейшим» человеком в Азиатско-Тихоокеанском регионе, — говорит филиппинский археолог» . Yahoo! Юго-Восточная Азия, loqal.ph . Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 5 августа 2010 г.
- ↑ Северино, Хоуи Г. (1 августа 2010 г.). Исследователи обнаружили окаменелость человека старше Табонского человека. Архивировано 4 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Пещерный комплекс Табон и весь Липуун» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 16 мая 2006 года . Проверено 1 февраля 2009 г.
- ^ Льюис, Хелен; Пас, Виктор; Лара, Майра; Бартон, Хью; Пайпер, Филип; Очоа, Джанин; Виталес, Тимоти; Карлос, А. Джейн; Хайэм, Том (июнь 2008 г.). «Заселение от конечного плейстоцена до середины голоцена и раннее кремационное захоронение в пещере Иль, Палаван, Филиппины». Античность . 82 (316): 318–335. дои : 10.1017/S0003598X00096836 . ISSN 0003-598X . S2CID 160852666 .
- ^ Перейти обратно: а б «Петроглифы Ангоно» . ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «15 самых значимых археологических открытий в истории Филиппин» . 03.07.2018.
- ^ «15 самых значимых археологических открытий в истории Филиппин» . Филипикноу . 03.07.2018.
- ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Скотт, Уильям (1984). Доиспанский исходный материал . п. 17.
- ^ Беллвуд, Питер (2011). Пафос происхождения . стр. 31–41.
- ^ «Музей филиппинского народа – археологические сокровища (Кабан нг Лахи)» . Национальный музей Филиппин . Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года . Проверено 21 августа 2010 г.
- ^ Сольхейм, Уильям (1969). «Доисторическая археология в восточной части Юго-Восточной Азии и на Филиппинах». Азиатские перспективы . 3 : 97–108.
- ^ Микшич, Джон Н. (2003). Глиняная посуда в Юго-Восточной Азии: материалы Сингапурского симпозиума по досовременной глиняной посуде Юго-Восточной Азии . Сингапур: Издательство Сингапурского университета, Национальный университет Сингапура.
- ^ Джон Н. Микшич, Геок Ян Го, Сью О Коннор - Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии , 2011 г. Страница 251 «Это место датируется пятым-первым веками до нашей эры и является одним из самых ранних памятников культуры Са Хуун в Ту. Долина Бон (Reinecke et al. 2002, 153–216); 2) Лай Нги — это доисторическое кладбище, богато оснащенное железными инструментами и оружием...»
- ↑ Национальный музей изящных искусств Вьетнама ( Bảo tàng mỹ thuật Việt Nam ) 2000 «Начиная с ранней истории – до и после христианской эпохи – более двадцати веков спустя произошел культурный обмен между тремя крупными центрами культуры Зонг Сан в Север, культура Са Хун в Центральном и юго-восточном Нам Бо ..."
- ^ Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN 9786167339443
- ^ Дизон, Э. (1996). Лица из Майтума: археологические раскопки пещеры Аюб. Манила: Национальный музей Филиппин. стр. xi–xii, 51–53, 56–59, 73, 78–82.
- ^ «Украденные артефакты указывают на потерянное филиппинское племя» . 24 октября 2008 г.
- ^ Казновская, Елена (20 сентября 2012 г.). «На Филиппинах найдена 1000-летняя деревня» . Телеграф.co.uk . Проверено 20 мая 2015 г.
- ^ Мадале, Нагасура (6 октября 2003 г.). «Взгляд на филиппинские мечети» . Национальная комиссия по культуре и искусству. Архивировано из оригинала 7 сентября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ МИНДАНАВ: Самая старая мечеть нуждается в ремонте. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Постановление № 4, ст. 1998 г. об объявлении мечети шейха Каримола Махдума в Тубиг-Индангане, Симунул, Тау-Тави национальным историческим памятником» (PDF) . Национальная историческая комиссия Филиппин. Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2014 года . Проверено 15 октября 2014 г.
- ^ «Постановление № 4, с. 1998 г. Об объявлении мечети шейха Каримола Махдума в Тубиг-Индангане, Симунул, Тау-Тави национальной исторической достопримечательностью» . Национальная историческая комиссия Филиппин . Проверено 15 августа 2017 г.
- ^ «Золотая посмертная маска» . Архивировано из оригинала 11 ноября 2011 г.
- ^ Анг, Уолтер. «Мумия – которую Брендан Фрейзер не видел» . Филиппинский Daily Inquirer . стр. Е4.
- ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сафра, Джессика (26 апреля 2008 г.). «Художественная выставка: «Золото предков» Филиппин » . Newsweek . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Коллекции Национального музея: Лин-лин О» . Официальный сайт Национального музея Филиппин (бета-сайт) . Архивировано из оригинала 11 ноября 2011 г. Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Хесус Т. Перальта, «Доисторические золотые украшения CB Филиппины», Искусство Азии, 1981, 4:54–60.
- ^ Художественная выставка: «Золото предков» Филиппин в Newsweek .
- ^ «ПИЛОНЦИТОС: Сокровище филиппинской нумизматики» .
- ^ « Пилонцитос и «золотой век Филиппин» | Мнение исследователя» . 30 августа 2011 г.
- ^ «Классическое золото и керамика доколониального периода» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2012 г. Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Серебряная полоса Бутуана» . 24 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г.
- ^ «На грязных камнях открываются древние письмена | Inquirer News» . 3 июля 2014 г.
- ^ «Камни Тикао» (PDF) . Heritage.elizaga.net . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Архивы , Университет Санто-Томас, заархивировано из оригинала 24 мая 2013 г. , получено 17 июня 2012 г.
- ^ «Коллекция древних письмен на слоговом письме «байбайн» UST, показанная публике» , Inquirer , 15 января 2012 г. , получено 17 июня 2012 г.
- ^ Коллекция UST Baybayin показана публике , Baybayin , получено 18 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Коллекция» . www.nationalmuseum.gov.ph. Архивировано из оригинала 24 марта 2017 г. Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хокано, Ф. Ланда (2001). Филиппинская предыстория: новое открытие доколониального наследия . Кесон-Сити: Punlad Research House, Inc. ISBN 971-622-006-5 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: Филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 971-550-135-4 .
- ^ Хокано, Фелипе младший (7 августа 2012 г.). Уайли, Марк (ред.). Вопрос происхождения . Издательство Таттл. ISBN 978-1-4629-0742-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Черчилль, Малкольм Х. (1977). «Проникновение индейцев на доиспанские Филиппины» (PDF) . Азиатские исследования . 15 . Дилиман, Кесон-Сити, Филиппины: Азиатский центр Университета Филиппин.
- ^ Осборн, Милтон (2004). Юго-Восточная Азия: Вводная история (Девятое изд.). Австралия: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-448-5 .
- ^ Ласло Легеза, «Тантрические элементы в доиспанском золотом искусстве Филиппин», Arts of Asia, 1988, 4:129–136.
- ^ Перейти обратно: а б с «Преиспанские Филиппины» (PDF) . www.asj.upd.edu.ph. Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ «трибханга» . Архивировано из оригинала 15 января 2009 г. Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Франциско буддист» (PDF) . www.asj.upd.edu.ph. Проверено 24 февраля 2020 г.
- ↑ Изображение Agusan Gold только на Филиппинах. Архивировано 27 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Документы изображений Агусана, Исторические архивы Агусан-Суригао.
- ^ Анна Т. Н. Беннетт (2009), Золото в ранней Юго-Восточной Азии , ArcheoSciences, Том 33, стр. 99–107.
- ^ Данг В.Т. и Ву, QH, 1977. Раскопки на месте Гионг Ка Во. Журнал археологии Юго-Восточной Азии 17: 30–37.
- ^ «Philippinefiestas.com» . www.philippinefiestas.com .
- ^ Юнкер, Лаура Ли (2000). Набеги, торговля и пиршества: политическая экономия филиппинских вождеств . Издательство Университета Атенео де Манилы. стр. 74, 130. ISBN. 971-550-347-0 .
- ^ Сакума, С. (1989) «Запрет на зарубежную торговлю и ее влияние на международные отношения в начале правления династии Мин» Журнал морских отношений Востока и Запада , том. 1, стр. 31–46.
- ^ Кайрон, Дж. (2006) «Нанизывая прошлое: археологическое понимание ранней торговли стеклянными бусинами в Юго-Восточной Азии» The University of Philippines Press.
- ^ «Калатаганский горшок: национальное достояние с бисайской надписью» . Журнал истории . 57 (1): 1. 24 февраля 2011 г. – через ejournals.ph.
- ^ Сольхейм, Вильгельм Г. (1953). «Филиппинская археология». Археология . 6 (3): 154–158. JSTOR 41663156 .
- ^ «Крест Магеллана в центре города Себу | Жизнь Себу» . Архивировано из оригинала 21 июня 2006 г. Проверено 25 августа 2017 г.
- ^ «Магелланс Кросс Себу, Магеллан Кросс Себу Филиппины» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2009 г. Проверено 25 августа 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Баллестерос, Ник. «Крест Магеллана в Себу» .
- ^ Баутиста, Юлиус (2006). «Восстание и икона: Священные революции на Филиппинах». Азиатский журнал социальных наук . 34 (2). Издательство Brill Academic: 291–310. дои : 10.1163/156853106777371166 .
- ^ Салли Энн Несс (2016). Тело, движение и культура: кинестетический и визуальный символизм в филиппинском сообществе . Издательство Пенсильванского университета. стр. 71–73. ISBN 978-1-5128-1822-2 .
- ^ Дамиана Л. Эухенио (2007). Филиппинская народная литература: Антология . Издательство Филиппинского университета. стр. xxvii, 226–228. ISBN 978-971-542-536-0 .
- ^ Ян ван Харсель; Ричард Х. Джексон; Ллойд Э. Хадман (2014). Визуальная география путешествий и туризма National Geographic Learning . Сенгаге. п. 504. ИСБН 978-1-133-95126-1 .
- ^ Джонатан Х.С. Ли; Кэтлин М. Надо (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. стр. 405–406. ISBN 978-0-313-35066-5 .
- ^ Сисон, Антонио Д. (2015). «Мрачные явления: народное католическое воображение в филиппинском кино». Материальная религия . 11 (4). Рутледж: 421–442. дои : 10.1080/17432200.2015.1103474 . S2CID 192961308 .
- ^ Перейти обратно: а б Джон Лайден (2009). Routledge Companion по религии и кино . Рутледж. п. 184. ИСБН 978-1-135-22065-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 118–119. ISBN 978-1-59884-206-7 .
- ^ «Библиотека Лилли, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана (США), Запись каталога Боксерского кодекса» . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Росес 1977 , с. 1003.
- ^ Лессинг Дж. Розенвальд (1593 г.). «Коллекция Лессинга Дж. Розенвальда» . Библиотека Конгресса . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 28 ноября 2010 г.
- ^ «У нас есть загадочная карта, которая доказывает, что Западно-Филиппинское море принадлежит нам» . Esquiremag.ph .
- ^ Лабро, Висенте С. (19 августа 2011 г.). «Древняя крепость-церковь Капула, Северный Самар» . newsinfo.inquirer.net .
- ^ Харгроув, Томас Р. (1991). Тайны Таала: филиппинский вулкан и озеро, ее морская жизнь и затерянные города. Манила: Издательство Bookmark Publishing. ISBN 971-5690-46-7 .
- ^ «Отчет об археологических раскопках колониальных руин испанского периода в клубе Балай Изабель, Талисай, Батангас» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ КП Давид (17 сентября 2014 г.). «Каких извержений вулканов нам следует опасаться?» . Новости ГМА . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ Джон Марк Эскандор (3 июля 2014 г.). «Извержение вулкана Майон в 1814 году преподает урок, как справиться с проблемой разрушения» . Новости . Проверено 25 сентября 2014 г.
- ^ «ИТБ Берлин» . Мессе Берлин . Проверено 3 мая 2014 г.
- ^ Техада, Ариэль Паоло (9 мая 2015 г.). «Виган объявил «Городом чудес» » . Филиппинская звезда . Манила. Архивировано из оригинала 28 января 2016 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
- ^ «Виган назван одним из семи новых чудес | РЕДАКЦИОННЫЙ ИНСАЙДЕР» . www.editorialinsider.com .
- ^ Ранада, Пиа. «Рисовые террасы Ифугао могут быть моложе, чем мы думаем» . Рэплер . Проверено 27 декабря 2017 г.
- ^ Армия США (1916). «Военные резервации, национальные кладбища и военные парки США» , стр. 344. Правительственная типография, Вашингтон.
- ^ «Коррехидор: Туннель Малинта» . Проверено 14 августа 2007 г.
- ^ Уитмен, Пол. «Коррегидор тогда и сейчас: новое поле битвы» . Проверено 14 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уилберн Доуэлл Кобб (ноябрь 1939 г.). «Жемчужина Аллаха» . Естественная история .
- ^ Дойо, Ма. Церера П. Макли-инг Дулаг: вождь Калинга, защитник Кордильер Кесон-Сити: University of the Philippines Press, 201
- ^ Тиль, Барбара (21 ноября 2005 г.). «Археология Центральных Филиппин, исследование главным образом железного века и его взаимосвязей (обзор)». Азиатские перспективы . 44 (2): 392–395. дои : 10.1353/asi.2005.0033 . ISSN 1535-8283 . S2CID 161963233 .
Источники
[ редактировать ]- Росес, Альфред Р., изд. (1977), «Кодекс боксера», Филиппинское наследие: создание нации , том. IV, Филиппины: Philippine Arts Publishing, Inc.