Трибханга

Трибханга или Трибунга — это положение или стойка стоящего тела, используемая в традиционном индийском искусстве и индийского классического танца формах , таких как Одисси , где тело сгибается в одном направлении в коленях, в другом направлении в бедрах, а затем снова в другом в плечах и шея. [ 1 ] [ 2 ]
Эта поза появилась в индийском искусстве как минимум 2000 лет назад и была весьма характерна на протяжении большей части этого периода, «повторяясь снова и снова в бесчисленных примерах индийской скульптуры и живописи». [ 3 ] Индийские религии принесли его в Восточную и Юго-Восточную Азию. Подобно эквивалентному контрапосту и позе «S-образной кривой» в западном искусстве, она предполагает движение фигур и придает «ритмическую плавность и ... юношескую энергию». [ 4 ]
Это слово происходит от санскрита , где бханга (или бханга ) — это слово, обозначающее позицию или позицию, где три означает «тройной», что означает «позу тройного изгиба». Другими позами, описанными в старых текстах по танцам, были самабханга для «фигуры в равновесии», стоящей, сидящей или лежащей, и абханга для небольшого изгиба одной ноги, придающего фигуре меньший изгиб. Другие более сложные позиции в танце — атибханга ; [ 5 ] знаменитые фигуры Шивы Натараджи являются примерами этого. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Часто говорят, что история этой стойки восходит к знаменитой Танцующей девушке из Мохенджо-Даро примерно ок. 2300–1750 гг. до н.э., [ 7 ] хотя это не совсем отражает обычную более позднюю форму. Это вполне может произойти от танца до искусства, [ 8 ] но оставшиеся записи в раннем искусстве более ясны. Самые ранние версии почти все представлены женскими фигурами, но постепенно они распространились и на мужчин. Версии этой позиции можно увидеть в (буддийских) якши в Бхархуте , ок. 100 г. до н.э., и классическая форма стойки в Санчи , около 10 г. н.э., [ 9 ] и Бхутешвара Якши (2 век н.э.).
Поза используется на многих монетах Империи Гуптов (ок. 319–543 гг. н.э.), как царями на аверсе , так и божествами на реверсе, а также в скульптуре Гуптов . [ 10 ] В этот период он стал очень распространен как в буддийском, так и в индуистском искусстве (а также в джайнском искусстве ). [ 11 ] Самая известная древнеиндийская картина, большая фигура Падмапани в пещере 1 пещер Аджанты (ок. 478 г.), имеет позу: [ 12 ] что остается обычным явлением в фигурах бодхисаттв .
Стиль позиции несколько менялся на протяжении веков, а также между различными регионами внутри и за пределами Индии, поскольку он распространялся за границу, в основном на восток и юго-восток, в искусстве обеих основных религий. Чтобы значительно упростить, более ранние изображения в искусстве Гуптов и постгуптовском искусстве показывают основные фигуры в слегка согнутых позициях, с более выраженными позами у второстепенных фигур, особенно женских, таких как апсары и якшини .
Вероятно, к IX веку более сильная версия позиции распространяется на большинство типов фигур и становится еще более заметной. Эта тенденция начинает снижаться примерно с 13 века. Будда всегда принимает только легкую позу трибханга , а джайнские тиртханкары почти никогда не изображаются в этой позе. Вишну и Брахма также обычно имеют лишь небольшие версии этой позиции; знаменитые храмы Кхаджурахо , в которых представлено множество поз трибханги, включают примеры обеих из них. [ 13 ] Кришна, играющий на флейте, очень последовательно изображается в версии позы, когда одна голень скрещена над другой (или позади) и стоит на цыпочках, а ему и Шиве чаще даются более сильные версии этой стойки.
В буддийском и индуистском искусстве Восточной и Юго-Восточной Азии эта позиция, как правило, является признаком недавнего индийского влияния в ранние периоды, а фигуры, особенно основные, затем постепенно выпрямляются с течением времени. [ 14 ] Во всех областях эта тенденция может не распространяться на фигуры, изображенные танцующими.
-
Танцующая девушка из Мохенджо-Даро , ок. 2300–1750 гг. до н.э.
-
Трибханга позирует в сцене, где люди празднуют фестиваль, - редкий образец светского искусства Гупта.
-
Бодхисаттва, Плаосан , Центральная Ява, 9 век. буддийский храм
-
« Торс Санчи », ок. 900, один из пары бодхисаттв, стоящих по бокам статуи Будды. [ 15 ]
-
Вишну в Кхаджурахо
-
Мохини , 12 век, династия Западная Чалукья , демонстрирующая крайнюю трибхангу.
-
Белый Авалокитешвара из Непала , 14 век.
В искусстве
[ редактировать ]
Как и многие другие позы, используемые в традиционном индийском танце, в том числе Одисси , Бхарата Натьям и Катхак можно найти в индийской скульптуре , Трибханги или Трибханга также . Традиционно Якши изображается с рукой, касающейся ветки дерева, и в извилистой позе, позе трибханга , как и Салабханджика , чьи примеры, датируемые 12 веком, можно найти в храмах Хойсала в Белуре , в южно-центральной Карнатаке и Кхаджурахо. храмы, построенные примерно в 9 веке нашей эры, где Вишну изображен в разных местах в этой позе, которая обычно предназначена для Кришны , играющего на флейте. [ 16 ] [ 17 ] Агамические тексты предполагают, что скульптуры Шивы должны быть сделаны в позе трибханга , обращенной на восток, как это видно в храме VIII-XII веков. [ 18 ]
Центральное божество храма Симхачалам недалеко от Вишакхапатнама , воплощение Господа Махавишну в образе человека-льва, находится в позе трибханги . На оборотной стороне имеется надпись, датирующая его 1098 годом, периодом правления короля Чола Кулоттунги. Идол Тирумала Рама в знаменитом Тирумала Венкатешвара храме в Андхра-Прадеше также находится в такой же позе. [ 19 ] Этот стиль также распространился под влиянием Индии, например, в Китае, где некоторые скульптуры в гротах Майцзишань были построены в эпоху Позднего Цинь (384-417 гг. Н.э.). Некоторые изображения Будды в Таиланде также находятся в положении трибханга (наклонившись), как и некоторые изображения Бодхисаттвы в древних буддийских храмах Якуси-дзи в Наре, Япония , построенных в 680 году нашей эры, в период Хакухо . Храм Шивы периода Такколам Паллава Дурга , также в стиле Трибханга, является лучшим примером в Тамил Наду.
По сравнению с аналогичными европейскими контрапостами и позами «S-образной формы» , Трибханга , буквально означающая разрыв трех частей, состоит из трех изгибов тела; в шее, талии и коленях, поэтому тело противоположно изогнуто в талии и шее, что придает ему мягкую S -образную форму. [ 20 ] Он был тесно связан с индуистским божеством Кришной , которого часто изображали в этой позе. [ 21 ]
В танце
[ редактировать ]
Это считается самой изящной и чувственной из поз Одисси . [ 22 ] и используется во многих других формах классического индийского танца. Индийский классический танец Одисси , характеризуется различными бхангами или стойками, которые включают топанье ногой и принятие различных поз, всего четыре, а именно Бханга , Абанга , Атибханга и Трибханга которые являются наиболее распространенными из всех. [ 16 ] Санскритский в термин «Трибханга» означает «Три Бханги» , и, согласно К.М. Варме, термин «Трибханга» оригинальной литературе Шилпа Шастр не был названием конкретной стоячей позиции, а использовался, вопреки современному использованию в истории искусства , для описания группы «Трех Бхангас», а именно Абханга , Самабханга и Атибханга . [ 23 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Трибханга" , Getty Research, тезаурус искусства и архитектуры.
- ^ Варма, К.М. (1983). Миф о так называемой «трибханге» как «позе», или о природе и количестве бханг . Продду. п. 15.
- ^ Роуленд, 162 года.
- ^ Берксон, 130
- ^ Берксон, 121
- ^ Ананд, Мулк Радж, Индуистский взгляд на искусство , 2019 (перепечатка), Routledge, ISBN 0429627521 , 9780429627521114, книги Google
- ^ Чакраборти, Свати, Социально-религиозное и культурное исследование древних индийских монет , 324, 1986, BR Pub. Корпорация; Харл, 17 лет на свидание
- ^ Роуленд, 158; Берксон, 121–122.
- ^ Крэйвен, 70 лет.
- ^ Крэйвен, 118
- ^ Берксон, 133–137.
- ^ Крэйвен, 125
- ^ Массон-Узель, 380–383; Брахма в Кхаджурахо
- ^ Массон-Узель, 382–383; Роуленд, 427 лет.
- ^ "Торс Санчи" , Музей Виктории и Альберта.
- ^ Перейти обратно: а б Сегал, Сунил (1999). Энциклопедия индуизма: (H - Q ) Саруп и сыновья. п. 868. ИСБН 81-7625-064-3 .
- ^ Дева, Кришна (1990). Храмы Кхаджурахо, (Том 1) Выпуск 5 Архитектурного обследования храмов . Археологическая служба Индии. п. 205.
- ^ Калия, Аша (1992). Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь Индии VIII-XII веков нашей эры . Публикации Абхинава. п. 95. ИСБН 0-391-02558-9 .
- ^ Доктор Н. Рамесан (1981). Храм Тирумалы . Тирумала : Тирумала Тирупати Девастханамс .
- ^ «Словарь индийского искусства» . Архивировано из оригинала 1 января 2010 г.
- ^ Даса, Хаягрива (1985). Взрыв Харе Кришна: рождение сознания Кришны в Америке, 1966-1969 гг . Палас Пресс. п. 162.
- ^ Хардинг, Пол; Патрик Хортон; Джанин Эберле; Эми Карафин; Саймон Ричмонд (2005). Южная Индия . Одинокая планета. п. 65. ИСБН 1-74104-165-1 .
- ^ См. Варма, К.М. Миф о так называемой «Трибханге» как «позе». (Шантиникетан, 1983).
Ссылки
[ редактировать ]- Берксон, Кармель, Жизнь формы в индийской скульптуре , 2000, Abhinav Publications, ISBN 8170173760 , 9788170173762, книги Google
- Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN 0500201463
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Массон-Усель, П., Стерн, П., Уиллман-Грабовска, Х., Древняя Индия и индийская цивилизация , 2013 (переиздание), Routledge, ISBN 1136200657 , 9781136200656, книги Google
- Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликана, Пингвин, ISBN 0140561021
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Трибхангой , на Викискладе?