Jump to content

Трибханга

Бхутешвара Якшис (2 век н.э.), искусство Матхуры

Трибханга или Трибунга — это положение или стойка стоящего тела, используемая в традиционном индийском искусстве и индийского классического танца формах , таких как Одисси , где тело сгибается в одном направлении в коленях, в другом направлении в бедрах, а затем снова в другом в плечах и шея. [ 1 ] [ 2 ]

Ардханаришвара , составное божество Шивы и его супруги Парвати . Как и в других изображениях этой формы, трибханга подчеркивается гендерными различиями в области бедер и плеч.

Эта поза появилась в индийском искусстве как минимум 2000 лет назад и была весьма характерна на протяжении большей части этого периода, «повторяясь снова и снова в бесчисленных примерах индийской скульптуры и живописи». [ 3 ] Индийские религии принесли его в Восточную и Юго-Восточную Азию. Подобно эквивалентному контрапосту и позе «S-образной кривой» в западном искусстве, она предполагает движение фигур и придает «ритмическую плавность и ... юношескую энергию». [ 4 ]

Это слово происходит от санскрита , где бханга (или бханга ) — это слово, обозначающее позицию или позицию, где три означает «тройной», что означает «позу тройного изгиба». Другими позами, описанными в старых текстах по танцам, были самабханга для «фигуры в равновесии», стоящей, сидящей или лежащей, и абханга для небольшого изгиба одной ноги, придающего фигуре меньший изгиб. Другие более сложные позиции в танце — атибханга ; [ 5 ] знаменитые фигуры Шивы Натараджи являются примерами этого. [ 6 ]

Часто говорят, что история этой стойки восходит к знаменитой Танцующей девушке из Мохенджо-Даро примерно ок. 2300–1750 гг. до н.э., [ 7 ] хотя это не совсем отражает обычную более позднюю форму. Это вполне может произойти от танца до искусства, [ 8 ] но оставшиеся записи в раннем искусстве более ясны. Самые ранние версии почти все представлены женскими фигурами, но постепенно они распространились и на мужчин. Версии этой позиции можно увидеть в (буддийских) якши в Бхархуте , ок. 100 г. до н.э., и классическая форма стойки в Санчи , около 10 г. н.э., [ 9 ] и Бхутешвара Якши (2 век н.э.).

Поза используется на многих монетах Империи Гуптов (ок. 319–543 гг. н.э.), как царями на аверсе , так и божествами на реверсе, а также в скульптуре Гуптов . [ 10 ] В этот период он стал очень распространен как в буддийском, так и в индуистском искусстве (а также в джайнском искусстве ). [ 11 ] Самая известная древнеиндийская картина, большая фигура Падмапани в пещере 1 пещер Аджанты (ок. 478 г.), имеет позу: [ 12 ] что остается обычным явлением в фигурах бодхисаттв .

Стиль позиции несколько менялся на протяжении веков, а также между различными регионами внутри и за пределами Индии, поскольку он распространялся за границу, в основном на восток и юго-восток, в искусстве обеих основных религий. Чтобы значительно упростить, более ранние изображения в искусстве Гуптов и постгуптовском искусстве показывают основные фигуры в слегка согнутых позициях, с более выраженными позами у второстепенных фигур, особенно женских, таких как апсары и якшини .

Вероятно, к IX веку более сильная версия позиции распространяется на большинство типов фигур и становится еще более заметной. Эта тенденция начинает снижаться примерно с 13 века. Будда всегда принимает только легкую позу трибханга , а джайнские тиртханкары почти никогда не изображаются в этой позе. Вишну и Брахма также обычно имеют лишь небольшие версии этой позиции; знаменитые храмы Кхаджурахо , в которых представлено множество поз трибханги, включают примеры обеих из них. [ 13 ] Кришна, играющий на флейте, очень последовательно изображается в версии позы, когда одна голень скрещена над другой (или позади) и стоит на цыпочках, а ему и Шиве чаще даются более сильные версии этой стойки.

В буддийском и индуистском искусстве Восточной и Юго-Восточной Азии эта позиция, как правило, является признаком недавнего индийского влияния в ранние периоды, а фигуры, особенно основные, затем постепенно выпрямляются с течением времени. [ 14 ] Во всех областях эта тенденция может не распространяться на фигуры, изображенные танцующими.

В искусстве

[ редактировать ]
Салабханджика , Белур, Карнатака , 12 век.

Как и многие другие позы, используемые в традиционном индийском танце, в том числе Одисси , Бхарата Натьям и Катхак можно найти в индийской скульптуре , Трибханги или Трибханга также . Традиционно Якши изображается с рукой, касающейся ветки дерева, и в извилистой позе, позе трибханга , как и Салабханджика , чьи примеры, датируемые 12 веком, можно найти в храмах Хойсала в Белуре , в южно-центральной Карнатаке и Кхаджурахо. храмы, построенные примерно в 9 веке нашей эры, где Вишну изображен в разных местах в этой позе, которая обычно предназначена для Кришны , играющего на флейте. [ 16 ] [ 17 ] Агамические тексты предполагают, что скульптуры Шивы должны быть сделаны в позе трибханга , обращенной на восток, как это видно в храме VIII-XII веков. [ 18 ]

Центральное божество храма Симхачалам недалеко от Вишакхапатнама , воплощение Господа Махавишну в образе человека-льва, находится в позе трибханги . На оборотной стороне имеется надпись, датирующая его 1098 годом, периодом правления короля Чола Кулоттунги. Идол Тирумала Рама в знаменитом Тирумала Венкатешвара храме в Андхра-Прадеше также находится в такой же позе. [ 19 ] Этот стиль также распространился под влиянием Индии, например, в Китае, где некоторые скульптуры в гротах Майцзишань были построены в эпоху Позднего Цинь (384-417 гг. Н.э.). Некоторые изображения Будды в Таиланде также находятся в положении трибханга (наклонившись), как и некоторые изображения Бодхисаттвы в древних буддийских храмах Якуси-дзи в Наре, Япония , построенных в 680 году нашей эры, в период Хакухо . Храм Шивы периода Такколам Паллава Дурга , также в стиле Трибханга, является лучшим примером в Тамил Наду.

По сравнению с аналогичными европейскими контрапостами и позами «S-образной формы» , Трибханга , буквально означающая разрыв трех частей, состоит из трех изгибов тела; в шее, талии и коленях, поэтому тело противоположно изогнуто в талии и шее, что придает ему мягкую S -образную форму. [ 20 ] Он был тесно связан с индуистским божеством Кришной , которого часто изображали в этой позе. [ 21 ]

Кришна поддерживает гору Говардхан в Трибхунга. стойке

Это считается самой изящной и чувственной из поз Одисси . [ 22 ] и используется во многих других формах классического индийского танца. Индийский классический танец Одисси , характеризуется различными бхангами или стойками, которые включают топанье ногой и принятие различных поз, всего четыре, а именно Бханга , Абанга , Атибханга и Трибханга которые являются наиболее распространенными из всех. [ 16 ] Санскритский в термин «Трибханга» означает «Три Бханги» , и, согласно К.М. Варме, термин «Трибханга» оригинальной литературе Шилпа Шастр не был названием конкретной стоячей позиции, а использовался, вопреки современному использованию в истории искусства , для описания группы «Трех Бхангас», а именно Абханга , Самабханга и Атибханга . [ 23 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Трибханга" , Getty Research, тезаурус искусства и архитектуры.
  2. ^ Варма, К.М. (1983). Миф о так называемой «трибханге» как «позе», или о природе и количестве бханг . Продду. п. 15.
  3. ^ Роуленд, 162 года.
  4. ^ Берксон, 130
  5. ^ Берксон, 121
  6. ^ Ананд, Мулк Радж, Индуистский взгляд на искусство , 2019 (перепечатка), Routledge, ISBN   0429627521 , 9780429627521114, книги Google
  7. ^ Чакраборти, Свати, Социально-религиозное и культурное исследование древних индийских монет , 324, 1986, BR Pub. Корпорация; Харл, 17 лет на свидание
  8. ^ Роуленд, 158; Берксон, 121–122.
  9. ^ Крэйвен, 70 лет.
  10. ^ Крэйвен, 118
  11. ^ Берксон, 133–137.
  12. ^ Крэйвен, 125
  13. ^ Массон-Узель, 380–383; Брахма в Кхаджурахо
  14. ^ Массон-Узель, 382–383; Роуленд, 427 лет.
  15. ^ "Торс Санчи" , Музей Виктории и Альберта.
  16. ^ Перейти обратно: а б Сегал, Сунил (1999). Энциклопедия индуизма: (H - Q ) Саруп и сыновья. п. 868. ИСБН  81-7625-064-3 .
  17. ^ Дева, Кришна (1990). Храмы Кхаджурахо, (Том 1) Выпуск 5 Архитектурного обследования храмов . Археологическая служба Индии. п. 205.
  18. ^ Калия, Аша (1992). Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь Индии VIII-XII веков нашей эры . Публикации Абхинава. п. 95. ИСБН  0-391-02558-9 .
  19. ^ Доктор Н. Рамесан (1981). Храм Тирумалы . Тирумала : Тирумала Тирупати Девастханамс .
  20. ^ «Словарь индийского искусства» . Архивировано из оригинала 1 января 2010 г.
  21. ^ Даса, Хаягрива (1985). Взрыв Харе Кришна: рождение сознания Кришны в Америке, 1966-1969 гг . Палас Пресс. п. 162.
  22. ^ Хардинг, Пол; Патрик Хортон; Джанин Эберле; Эми Карафин; Саймон Ричмонд (2005). Южная Индия . Одинокая планета. п. 65. ИСБН  1-74104-165-1 .
  23. ^ См. Варма, К.М. Миф о так называемой «Трибханге» как «позе». (Шантиникетан, 1983).
  • Берксон, Кармель, Жизнь формы в индийской скульптуре , 2000, Abhinav Publications, ISBN   8170173760 , 9788170173762, книги Google
  • Крейвен, Рой К. , Индийское искусство: краткая история , 1987, Thames & Hudson (Praeger в США), ISBN   0500201463
  • Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN   0300062176
  • Массон-Усель, П., Стерн, П., Уиллман-Грабовска, Х., Древняя Индия и индийская цивилизация , 2013 (переиздание), Routledge, ISBN   1136200657 , 9781136200656, книги Google
  • Роуленд, Бенджамин, Искусство и архитектура Индии: буддисты, индуисты, джайны , 1967 (3-е изд.), История искусства пеликана, Пингвин, ISBN   0140561021
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ca26bfb339f5125d5aa1ef9165d9780__1697456460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/80/9ca26bfb339f5125d5aa1ef9165d9780.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tribhanga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)