Салабханджика
Салабханджика индийском или шалабханджика — это термин, встречающийся в искусстве и литературе и имеющий множество значений. В буддийском искусстве это означает изображение женщины или якши рядом с деревом, часто держащей его, или ссылку на Майю под сала деревом , рождающую Сиддхартху (Будду). [ 1 ] В индуистском и джайнском искусстве значение менее конкретное, и любая статуя или статуэтка, обычно женская, нарушает монотонность простой стены или пространства и тем самым оживляет его. [ 2 ]
В буддийской литературе салабханджика также относится к древнему индийскому празднику, который отмечается, когда цветет дерево сала в контексте жизни Будды. [ 3 ]
В литературе, помимо значения статуи, Салабханджика может означать куклу, фею или соблазнительницу (блудницу) в зависимости от контекста. [ 2 ] В этом контексте они также известны как маданакай , маданика или шилабалика . В контексте индийской поэзии и музыки термин салабханджика является синонимом метра патья - одного из второстепенных чанд (поэтических размеров) в группе чатушпади и используется для перехода. [ 4 ] Шалабханджика — распространенный декоративный элемент и индийская скульптура, встречающаяся внутри и снаружи религиозных и светских пространств буддийской, индуистской и джайнской архитектуры.
На буддийских памятниках рельефы на ступах изображали стилизованную женщину у дерева, обычно схватившую или сломавшую ветку, как это делала мать Будды Майя. В этом контексте салабханджика может быть связана с древними древесными божествами в популярной индийской религии, связанными с плодородием . [ 5 ]
Сопутствующая иконография
[ редактировать ]
дерево сал (Shorearobusta) часто путают с деревом ашока (Saraca indica) В древней литературе Индийского субконтинента . [ 6 ] Поза Салабханджики также очень похожа на ту, которую почти всегда давала в искусстве царица Майя , когда она родила Гаутаму Будду под деревом ашока в саду в Лумбини , держа при этом одной рукой ветку над головой. [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]
Слово шалабханджика — это составное санскритское слово, состоящее из шала и бханджика . Слово бханджика означает «ломать, прерывать». Слово шала означает любой «дом, пространство, ограждение, стену, двор» - например, в дхармашале (доме отдыха) или госале (месте отдыха для коров). [ 8 ] Это же слово также относится к дереву сала , ценному древесному дереву, используемому для строительства домов и других построек. [ 8 ] По мнению Фогеля, знатока санскрита, различные значения слова салабханджика в индийских традициях могут быть связаны с соответствующим значением дерева сала : буддийская традиция связывает его с рождением Будды, тогда как индуистская и джайнская традиции используют одно и то же слово. дерево как древесина для изготовления статуй и других предметов искусства. [ 3 ]
Фогель утверждает, что слово салабханджика не встречается ни в ведической литературе, ни в палийской литературе, ни в основных индийских эпосах, но появляется в индийской классической литературе начала 1-го тысячелетия нашей эры, такой как Ашвагоши » «Буддачарита (ок. 100 г. н.э.). Более старая ссылка на синоним термина шаластри – женщина, созданная из дерева сала – находится в индуистском тексте Натьяшастра в стихах 2.83–84. [ 3 ] Это может отражать то, что литература следовала традиции и популярности резьбы по деревянным статуям. [ 3 ] Этот термин также является синонимом терминов маданика , путрилика , стамбхапутри , стамбхапутрика и путрика . [ 9 ] Прасанна Ачарья - ученый-санскритолог и автор Энциклопедии индуистской архитектуры утверждает, что шала и бханджика появляются в стихе 2.79 Натьяшастры в смысле «деревянного изображения». [ 10 ]
Слово салабханджика встречается вместе с уддалакапушпа-бханзикой и асокапушпапрачайикой как древние игры в ранних индуистских санскритских текстах, говорит Шиварамамурти , историк искусства и санскритский эпиграфист. [ 11 ] В эти игры играли девушки, которые собирали цветы с Сала , Ашока и других деревьев, затем расставляли их в красочные узоры или украшали ими свои волосы. «Это культурное событие послужило вдохновением для создания скульптуры», — утверждает Шиварамамурти. [ 11 ] Он соглашается с Фогелем и утверждает, что на протяжении веков слово салабханджика стало означать «любую статую и ничего более», независимо от присутствия или отсутствия дерева, женского или мужского, в архитектуре или литературе. [ 11 ]
Фогель, Ачарья и другие ученые сходятся во мнении, что в искусстве и литературе индуистов и джайнов термин салабханджика просто означал любую статую на любой колонне, стене или в любом зале. [ 9 ] [ 12 ] [ 10 ]
Локации
[ редактировать ]В буддийских традициях среди известных скульптур шалабханджики с деревом сал можно найти в Бхархуте и у ворот (Торана) ступы Санчи недалеко от Бхопала, объекта Всемирного наследия. был раскопан еще один ранний образец шалабханджики вместе с остатками буддийской ступы и храма Дурахи Деви Рядом с Патной на археологическом участке Кумхрар . Его приписывают династии Сюнга , датируемой II или I веком до нашей эры. Это может отражать остатки древнего города Паталипутра . [ нужна ссылка ]
В индуистских традициях среди известных скульптур салабханджика без дерева сал XII века в находятся скульптуры Хойсала храмах Белур , Халебиду и Соманатхапура в южно-центральной Карнатаке . Некоторые салабханджики в индуистских и джайнских храмах могут включать украшения из цветочных или виноградных мотивов позади или сбоку от статуи или рельефа.
Салабханджики были найдены во многих исторических храмах Индии, Непала, Камбоджи, Вьетнама и Индонезии. К ним относятся храмы периода Чалукья в Джаласангви на северо-востоке Карнатаки, многие из которых находятся в позах трибханга (S-образной формы). Эти ранние скульптуры послужили источником вдохновения для более поздних фигурок Хойсала.
-
Буддист, Бхархут , Мадхья-Прадеш
-
Буддист, Северная Индия XI века, сейчас находится в Музее восточного искусства (Турин, Италия)
-
Индуизм, Белур , Карнатака
-
Индус, Халебиду , Карнатака
-
Индус, Шрирангам , Тамил Наду
-
Индус, Сирпур , Чхаттисгарх
-
Индус, Матхура , Уттар-Прадеш
-
XII века Индуистская Одиша , сейчас находится в Старом музее в Берлине.
-
Индуист, храм Панаути Индрешвар, Непал
-
Индуистский (с мотивом дерева), Пханом Рунг , Таиланд
См. также
[ редактировать ]- Кариатида , аналогичный элемент в западной архитектуре.
- Список древесных божеств
- Якшини
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «Храмовая стойка с древесной богиней (Шалабханджика)» . Метрополитен-музей . Проверено 11 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Удая Нараяна Рай (1979). Шалабханджика в искусстве, философии и литературе . Локбхарти. стр. 1–9. OCLC 6828640 .
- ^ Jump up to: а б с д Дж. Ф. Фогель (1929). «Женщина и дерево или Салабханджика в индийском искусстве и литературе» . Акта Ориенталия . 7 : 202–209.
- ^ Х.Д. Веланкар (1936). «Апабхрамса Метры» . Журнал Бомбейского университета . В (9): 57–58.
- ^ Генрих Циммер, Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации. (1946)
- ^ Экард Шлебергер, Индийский мир богов. Форма, выражение и символ Ойген Дидерих Верлаг. Кёльн. ISBN 3-424-00898-2 , ISBN 978-3-424-00898-2
- ^ Буддийские образы: Ганс Вольфганг Шуман, Иконографический справочник буддизма Махаяны и Тантраяны. Издательство Ойгена Дидериха. Кёльн. ISBN 3-424-00897-4 , ISBN 978-3-424-00897-5
- ^ Jump up to: а б Монье Монье Уильямс (обновлено в 1994 г.), Санскритский словарь английского языка, शाल śāla śālá , страница 260
- ^ Jump up to: а б Дж. Ф. Фогель (1929). «Женщина и дерево или Салабханджика в индийском искусстве и литературе». Акта Ориенталия . 7 : 206–219.
- ^ Jump up to: а б ПК Ачарья (1934). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 490. OCLC 697763683 .
- ^ Jump up to: а б с К. Сиварамамурти (1955), Санскритская литература и искусство - зеркала индийской культуры, Мемуары Археологической службы Индии № 73, ASI, OCLC 143045 , стр. 1-2.
- ^ Луи Х. Грей (1906). «Виддхашалабханджика Раджашекхары, теперь впервые переведенная с санскрита и пракрита». Журнал Американского восточного общества . 27 : 3–4. JSTOR 592847 .