Jump to content

Салабханджика

Салабханджика , скульптура эпохи Хойсала , Белур, Карнатака, Индия

Салабханджика индийском или шалабханджика — это термин, встречающийся в искусстве и литературе и имеющий множество значений. В буддийском искусстве это означает изображение женщины или якши рядом с деревом, часто держащей его, или ссылку на Майю под сала деревом , рождающую Сиддхартху (Будду). [ 1 ] В индуистском и джайнском искусстве значение менее конкретное, и любая статуя или статуэтка, обычно женская, нарушает монотонность простой стены или пространства и тем самым оживляет его. [ 2 ]

В буддийской литературе салабханджика также относится к древнему индийскому празднику, который отмечается, когда цветет дерево сала в контексте жизни Будды. [ 3 ]

В литературе, помимо значения статуи, Салабханджика может означать куклу, фею или соблазнительницу (блудницу) в зависимости от контекста. [ 2 ] В этом контексте они также известны как маданакай , маданика или шилабалика . В контексте индийской поэзии и музыки термин салабханджика является синонимом метра патья - одного из второстепенных чанд (поэтических размеров) в группе чатушпади и используется для перехода. [ 4 ] Шалабханджика — распространенный декоративный элемент и индийская скульптура, встречающаяся внутри и снаружи религиозных и светских пространств буддийской, индуистской и джайнской архитектуры.

На буддийских памятниках рельефы на ступах изображали стилизованную женщину у дерева, обычно схватившую или сломавшую ветку, как это делала мать Будды Майя. В этом контексте салабханджика может быть связана с древними древесными божествами в популярной индийской религии, связанными с плодородием . [ 5 ]

[ редактировать ]
Рождение Будды , Гандхара , Кушанская династия , 200-е годы нашей эры.

дерево сал (Shorearobusta) часто путают с деревом ашока (Saraca indica) В древней литературе Индийского субконтинента . [ 6 ] Поза Салабханджики также очень похожа на ту, которую почти всегда давала в искусстве царица Майя , когда она родила Гаутаму Будду под деревом ашока в саду в Лумбини , держа при этом одной рукой ветку над головой. [ 7 ]

Шалабханджика на Восточной Торане (воротах) под деревом, на буддийской ступы Санчи. месте

Этимология

[ редактировать ]
Индуистский храм Ишвара в Джаласангви, штат Карнатака, построенный около 1100 года нашей эры, украшен множеством салабханджиков , ни в одном из которых нет деревьев. Среди них женщина, пишущая на плите санскритскую надпись каннада.

Слово шалабханджика — это составное санскритское слово, состоящее из шала и бханджика . Слово бханджика означает «ломать, прерывать». Слово шала означает любой «дом, пространство, ограждение, стену, двор» - например, в дхармашале (доме отдыха) или госале (месте отдыха для коров). [ 8 ] Это же слово также относится к дереву сала , ценному древесному дереву, используемому для строительства домов и других построек. [ 8 ] По мнению Фогеля, знатока санскрита, различные значения слова салабханджика в индийских традициях могут быть связаны с соответствующим значением дерева сала : буддийская традиция связывает его с рождением Будды, тогда как индуистская и джайнская традиции используют одно и то же слово. дерево как древесина для изготовления статуй и других предметов искусства. [ 3 ]

Фогель утверждает, что слово салабханджика не встречается ни в ведической литературе, ни в палийской литературе, ни в основных индийских эпосах, но появляется в индийской классической литературе начала 1-го тысячелетия нашей эры, такой как Ашвагоши » «Буддачарита (ок. 100 г. н.э.). Более старая ссылка на синоним термина шаластри – женщина, созданная из дерева сала – находится в индуистском тексте Натьяшастра в стихах 2.83–84. [ 3 ] Это может отражать то, что литература следовала традиции и популярности резьбы по деревянным статуям. [ 3 ] Этот термин также является синонимом терминов маданика , путрилика , стамбхапутри , стамбхапутрика и путрика . [ 9 ] Прасанна Ачарья - ученый-санскритолог и автор Энциклопедии индуистской архитектуры утверждает, что шала и бханджика появляются в стихе 2.79 Натьяшастры в смысле «деревянного изображения». [ 10 ]

Слово салабханджика встречается вместе с уддалакапушпа-бханзикой и асокапушпапрачайикой как древние игры в ранних индуистских санскритских текстах, говорит Шиварамамурти , историк искусства и санскритский эпиграфист. [ 11 ] В эти игры играли девушки, которые собирали цветы с Сала , Ашока и других деревьев, затем расставляли их в красочные узоры или украшали ими свои волосы. «Это культурное событие послужило вдохновением для создания скульптуры», — утверждает Шиварамамурти. [ 11 ] Он соглашается с Фогелем и утверждает, что на протяжении веков слово салабханджика стало означать «любую статую и ничего более», независимо от присутствия или отсутствия дерева, женского или мужского, в архитектуре или литературе. [ 11 ]

Фогель, Ачарья и другие ученые сходятся во мнении, что в искусстве и литературе индуистов и джайнов термин салабханджика просто означал любую статую на любой колонне, стене или в любом зале. [ 9 ] [ 12 ] [ 10 ]

В буддийских традициях среди известных скульптур шалабханджики с деревом сал можно найти в Бхархуте и у ворот (Торана) ступы Санчи недалеко от Бхопала, объекта Всемирного наследия. был раскопан еще один ранний образец шалабханджики вместе с остатками буддийской ступы и храма Дурахи Деви Рядом с Патной на археологическом участке Кумхрар . Его приписывают династии Сюнга , датируемой II или I веком до нашей эры. Это может отражать остатки древнего города Паталипутра . [ нужна ссылка ]

В индуистских традициях среди известных скульптур салабханджика без дерева сал XII века в находятся скульптуры Хойсала храмах Белур , Халебиду и Соманатхапура в южно-центральной Карнатаке . Некоторые салабханджики в индуистских и джайнских храмах могут включать украшения из цветочных или виноградных мотивов позади или сбоку от статуи или рельефа.

Салабханджики были найдены во многих исторических храмах Индии, Непала, Камбоджи, Вьетнама и Индонезии. К ним относятся храмы периода Чалукья в Джаласангви на северо-востоке Карнатаки, многие из которых находятся в позах трибханга (S-образной формы). Эти ранние скульптуры послужили источником вдохновения для более поздних фигурок Хойсала.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Храмовая стойка с древесной богиней (Шалабханджика)» . Метрополитен-музей . Проверено 11 мая 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б Удая Нараяна Рай (1979). Шалабханджика в искусстве, философии и литературе . Локбхарти. стр. 1–9. OCLC   6828640 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Дж. Ф. Фогель (1929). «Женщина и дерево или Салабханджика в индийском искусстве и литературе» . Акта Ориенталия . 7 : 202–209.
  4. ^ Х.Д. Веланкар (1936). «Апабхрамса Метры» . Журнал Бомбейского университета . В (9): 57–58.
  5. ^ Генрих Циммер, Мифы и символы в индийском искусстве и цивилизации. (1946)
  6. ^ Экард Шлебергер, Индийский мир богов. Форма, выражение и символ Ойген Дидерих Верлаг. Кёльн. ISBN   3-424-00898-2 , ISBN   978-3-424-00898-2
  7. ^ Буддийские образы: Ганс Вольфганг Шуман, Иконографический справочник буддизма Махаяны и Тантраяны. Издательство Ойгена Дидериха. Кёльн. ISBN   3-424-00897-4 , ISBN   978-3-424-00897-5
  8. ^ Jump up to: а б Монье Монье Уильямс (обновлено в 1994 г.), Санскритский словарь английского языка, शाल śāla śālá , страница 260
  9. ^ Jump up to: а б Дж. Ф. Фогель (1929). «Женщина и дерево или Салабханджика в индийском искусстве и литературе». Акта Ориенталия . 7 : 206–219.
  10. ^ Jump up to: а б ПК Ачарья (1934). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета. п. 490. OCLC   697763683 .
  11. ^ Jump up to: а б с К. Сиварамамурти (1955), Санскритская литература и искусство - зеркала индийской культуры, Мемуары Археологической службы Индии № 73, ASI, OCLC   143045 , стр. 1-2.
  12. ^ Луи Х. Грей (1906). «Виддхашалабханджика Раджашекхары, теперь впервые переведенная с санскрита и пракрита». Журнал Американского восточного общества . 27 : 3–4. JSTOR   592847 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7907be077c70fe7ec2a316e0ff04a316__1716199920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/16/7907be077c70fe7ec2a316e0ff04a316.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Salabhanjika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)