Jump to content

Храм Венкатешвара, Тирумала

Координаты : 13 ° 40'59,7 "с.ш. 79 ° 20'49,9" в.д.  /  13,683250 ° с.ш. 79,347194 ° в.д.  / 13,683250; 79.347194
(Перенаправлено из храма Тирумала Венкатешвара )

Храм Венкатешвара
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Тирупати
Божество Венкатешвара ( Вишну )
Фестивали Шривари Брахмотсавам , Вайкунта Экадаши , Ратха Саптами
Руководящий орган Тирумала Тирупати Девастханамс
Расположение
Расположение Тирумала
Состояние Андхра-Прадеш
Страна Индия
Храм Венкатешвара, Тирумала, расположен в Андхра-Прадеше.
Храм Венкатешвара, Тирумала
Расположение в Андхра-Прадеше
Географические координаты 13 ° 40'59,7 "с.ш. 79 ° 20'49,9" в.д.  /  13,683250 ° с.ш. 79,347194 ° в.д.  / 13,683250; 79.347194
Архитектура
Тип Южноиндийская архитектура
Создатель Вира Нарасингадева Кришнадеварайя
Вира Ракшаса Кришнадеварайя
Ранганатхарая [1]
Технические характеристики
Храм(ы) 1
Надписи Каннада , санскрит , тамильский , телугу [2] [3]
Высота 853 м (2799 футов)
Веб-сайт
www .тирумала .org

Храм Шри Венкатешвары Свами индуистский храм, расположенный на холмах Тирумалы в Тирупати в районе Тирупати штата Андхра-Прадеш , Индия. Храм посвящен Венкатешваре , форме Вишну , который, как полагают, появился на земле, чтобы спасти человечество от испытаний и бед Кали-юги . Поэтому это место также известно под названием Калиюга Вайкунтха , а божество здесь упоминается как Калиюга Пратьякша Дайвам. Храм также известен под другими названиями, такими как Храм Тирумала, Храм Тирупати и Храм Тирупати Баладжи. Венкатешвара известен под многими другими именами: Баладжи, Говинда и Шриниваса. [4] Храм находится в ведении компании Tirumala Tirupati Devasthanams (TTD), которая находится под контролем правительства Андхра-Прадеша. Глава TTD назначается правительством Андхра-Прадеша.

Холмы Тирумала являются частью хребта Сешачалам-Хиллз . Холмы находятся на высоте 853 метра (2799 футов) над уровнем моря и состоят из семи вершин , символизирующих семь голов Адишеши . Храм расположен на седьмой вершине — Венкатадри , на южном берегу Шри Свами Пушкарини, резервуара со святой водой. Поэтому храм также называют «Храмом семи холмов». [5] Город Тирумала занимает площадь около 10,33 квадратных миль (26,75 км²). 2 ).

Храм Венкатешвары был построен королем Тондамана и периодически реформировался Чоласом, Пандьясом и Виджаянагаром. Храм построен в южноиндийском стиле и, как полагают, был построен в течение периода времени, начиная с 300 г. н.э. [6] Гарбхагруха . (Святилище Санкторум) называется Ананда Нилаям Главное божество, Венкатешвара, находится в позе стоя и смотрит на восток в Гарбха-Груха. Храм следует Вайкханаса Агама традиции поклонения . Храм является одним из восьми Вишну Сваямбху (самопроявившихся) Кшетр и внесен в список 75-го Дивья Десама , одного из 108 храмов, упомянутых в Наалайира Дивья Прабандхам . На территории храма есть два современных здания комплекса очередей для управления толпой паломников, комплекс Таригонда Венгамамба Аннапрасадам для бесплатного питания паломников, здания для постриг волос и ряд мест для ночлега паломников. Храм является одним из самых богатых в мире по количеству полученных пожертвований и богатству. [7] [8] [9]

Существует несколько легенд, связанных с проявлением божества в Тирумале. Согласно одной из легенд, в храме находится мурти Венкатешвары, которое должно оставаться там на протяжении всей нынешней Кали-юги . [10] [11] [12]

Общие активы храма Венкатешвара в Тирумале, Тирупати, оцениваются более чем в 2,5 крора фунтов стерлингов (30 миллиардов долларов США). [13] [14] Сюда входят земельные участки, здания, наличные деньги и золотые депозиты в банках, подаренные храму преданными. По состоянию на 30 сентября 2022 года Тирумала Тирупати Девастханамс (TTD), руководящий орган храма, имел срочные депозиты в нескольких PSU и частных банках на сумму более 15 938 крор рупий. [13] [14] Золотые депозиты Девастанамов в банках также быстро выросли с 7,3 тонны в 2019 году до 10,25 тонны. [13] [14] Храм является одним из самых посещаемых религиозных объектов в мире, ежегодно привлекает около 24 миллионов верующих. [15] Средняя ежедневная посещаемость паломников превышает 60 000 преданных, а во время ежегодных Брахмотсавамов, Вайкунта Экадаши и других фестивалей и праздников это число превышает один лакх преданных. [15]

Легенда о храме

[ редактировать ]

Во время Двапара-юги Адишеша жил на земле как Холмы Сешачалам после поражения в состязании с Ваю . Согласно Пуранам , Тирумала считается Адивараха Кшетрой. После убийства поселился на Хираньякши Адивараха этом холме. Венкатачала Махатьям — широко распространенная легенда о храме Тирумалы. [16]

Во время Кали-юги Нарада посоветовал некоторым мудрецам, проводившим ягью можно даровать плоды ягны , решить, кому из Тримурти ( Брахме , Вишну и Шиве ). Бхригу отправили испытать Троицу. Мудрец, у которого был дополнительный глаз на подошве ноги, посетил Брахму и Шиву и остался незамеченным в обоих этих местах. Он проклял Брахму, чтобы ему не поклонялись, и Шиву, чтобы ему поклонялись как лингаму . Наконец он посетил Вишну , и Господь сделал вид, будто не заметил Бхригу. Разгневанный этим поступком, мудрец Бхригу ударил Вишну ногой в грудь, на что Вишну не отреагировал и вместо этого извинился перед мудрецом, массируя ему ноги. Во время этого действия он раздавил дополнительный глаз, который был на подошве ноги Бхригу. Однако Лакшми считает это оскорблением, поскольку сундук Вишну считался резиденцией Лакшми ( вакшастхала ), и Бхригу пнул его ногой, что косвенно оскорбило Лакшми. Затем она покинула Вайкунтху , пришла на Землю в Колхапур и начала медитировать. [16]

Вишну принял человеческий облик, когда Шриниваса покинул Вайкунтху в поисках Лакшми, достиг холмов Сешачалам в Тирумале и начал медитировать. Лакшми узнала о состоянии Шриниваса и позвала Шиву и Брахму. Затем Шива и Брахма превратились в корову и теленка, а Лакшми передала корову и теленка царю Чола, правившему в то время холмами Тирумала. Корова ежедневно давала Шринивасу молоко, пока его выводили на пастбище. Однажды пастух увидел это и попытался избить корову своим посохом, но Шринивас получил травму. Разгневанный этим, Шринивас проклял царя Чола стать демоном, поскольку дхарма говорит, что грехи, совершенные слугами ( шудрами ), должны нести короли. Царь помолился о милости, после чего Шринивас сказал ему, что в следующем рождении царь должен принять Акашараджа и заключить брак своей дочери Падмавати со Шринивасой. [16]

Шринивас отправился к своей приемной матери Вакуле Деви на холмы Тирумалы и пробыл там некоторое время. После проклятия царь Чола переродился как Акашараджа, и у него родилась дочь по имени Падмавати, которая родилась в Падмапушкарини, расположенном на территории современного Тиручанура в Андхра-Прадеше . Шринивас женился на Падмавати в современном Нараянаванаме в Андхра-Прадеше и вернулся в холмы Тирумала. Через несколько месяцев богиня Лакшми узнала о браке Шриниваса и Падамавати и отправилась в холмы Тирумалы, чтобы допросить Шриниваса. Шринивас, не выдержав ссоры между Лакшми и Падмавати, превратился в камень прямо тогда, когда его встретили Лакшми и Падмавати. Брахма и Шива предстали перед растерянными царицами и объяснили главную цель всего этого — желание Господа находиться на семи холмах для освобождения человечества от вечных бед Кали-юги . Богини Лакшми и Падмавати также превращаются в каменных божеств, выражая свое желание быть всегда рядом. Лакшми остается с Ним на Его груди с левой стороны, а Падмавати покоится на правой стороне Его груди. [16]

История храма

[ редактировать ]

Упоминание в Силаппатикараме

[ редактировать ]

Храм упоминается в Сангам тамильском эпосе Силаппатикарам , обычно датируемом II веком нашей эры. Ковалан, встретив брамина, спрашивает его, откуда он и почему он пришел сюда, и он ответил: «Я пришел, чтобы удовлетворить желание своего сердца, увидеть своими глазами». собственными глазами — слава Вишну , которому многие поклоняются с молитвой, когда Он покоится с Лакшми на Своей груди, на ложе тысячеголового Змея, в храме на острове, выступающем над расширяющимися волнами Кавери, как голубые облака. отдохни навзничь на склонах высокой золотой горы (Меру)». В этой строке упоминается Шрирангам , а затем он упоминает Тирумалу следующим образом: «Я также пришел увидеть красоту красноглазого Господа, держащего в Своих прекрасных лотосных руках диск, который является смертью для Его врагов, а также молочно-белую раковину ( чтобы увидеть Его), носящего гирлянду из нежных цветов на Своей груди, покрытого золотыми цветами и обитающего на самом верхнем гребне высокого и высокого холма по имени Венкатам с бесчисленными водопадами, стоящего, как облако в своем естественном цвете, украшенного радугой. и облаченный молниями, посреди места, обе стороны которого освещены расходящимися лучами солнца и луны. [17]

Средневековая история

[ редактировать ]

Первое зарегистрированное пожертвование было сделано царицей Паллавы Самаваи в 966 году нашей эры. Она пожертвовала множество драгоценностей и два участка земли (один — 10 акров, другой — 13 акров) и приказала использовать доходы, полученные от этой земли, для празднования крупных праздников в храме. [18] Династия Паллава (9 век), династия Чола (10 век) и Виджаянагара прадханы (14 и 15 века) были преданными преданными Венкатешвары. Большую часть своего нынешнего богатства и размеров храм приобрел во времена Империи Виджаянагара , современного штата Карнатака , благодаря пожертвованиям алмазов и золота. [19] В 16 веке император Виджаянагара Кришнадеварайя был частым жертвователем и посетителем храма. Его пожертвования в виде золота и драгоценностей позволили Ананда Нилаям позолотить крышу (внутреннего храма). 2 января 1517 года Кришнадеварайя установил в храме свою статую. [20]

После упадка Империи Виджаянагара правители таких государств, как Королевство Майсур и Гадвал Самстханам, поклонялись храму как паломники и жертвовали храму украшения и ценности. [ нужна ссылка ] Генерал маратхов Рагходжи I Бхонсле создал постоянную администрацию для проведения богослужений в храме. Он пожертвовал Господу ценные драгоценности, которые до сих пор хранятся в шкатулке, названной его именем. [21] Между 1320 и 1369 годами нашей эры идолы из храма Ранганатхасвами Шрирангама были перенесены в этот храм для безопасного хранения. [20] [ нужен лучший источник ]

Визиты Рамануджачарьи

[ редактировать ]

В XI и XII веках Рамануджачарья трижды посещал Тирупати. В первый раз он провел год со своим дядей Тирумалаем Намби, изучая эзотерический смысл Рамаяны . Его второй визит был направлен на разрешение спора, возникшего между шиваитами и вайшнавами относительно природы изображения, установленного в храме Тирумалы. [22] Во время последнего визита, который произошел в преклонном возрасте 102 лет, ачарья установил изображение Говиндараджи и заложил фундамент нынешнего города Тирупати. [19] Рамануджа упростил ритуалы в храме Тирумалы в соответствии с традицией Вайканаса- агамы и ввел чтение Наалайра Дивья Прабандхама . Он также основал Тирупати Джияр Матт в 1119 году нашей эры по согласованию с Тирумалаем Ананталваном, чтобы узаконить служение божеству и контролировать храмовые ритуалы. Джияры по сей день следят за соблюдением ритуалов, установленных Рамануджей. [23] [24] [25]

Современная история

[ редактировать ]
Свами Пушкарни из Тирумалы

После распада Империи Виджаянагара храм перешел в руки Голконды находился под властью французов в июле 1656 года, а затем на короткое время и под властью наваба Карнатика до 1801 года нашей эры. С приходом британцев в начале 19 века управление храмом перешло в руки Ост-Индской компании , которая предоставила храму особый статус и избегала вмешательства в храмовую деятельность. [26] Правительство Мадраса приняло седьмое постановление 1817 года, согласно которому храм был передан в налоговое управление через сборщика округа Северный Аркот. [26] В 1821 году Брюс, тогдашний комиссар Ост-Индской компании в округе Читтур, разработал правила управления Храмом, которые называются Кодексом Брюса . [26] Седьмой низам Хайдарабада пожертвовал . Мир Осман Али Хан храму фунтов стерлингов 8000 [27]

В 1843 году -Индская компания передала управление храмом вместе с другими храмами в Тирупати махантам Ост Хатирамджи Мут , которые действовали как викаранакарты. Он находился под властью Махантов на протяжении шести поколений до 1933 года, когда Тирумала Тирупати Девастханамс . в результате Закона о ТТД в 1933 году был образован [28] Закон 1933 года был заменен Мадрасским Законом о индуистских религиозных и благотворительных фондах 1951 года. [29] В 1966 году храм снова был передан под прямой контроль Департамента пожертвований штата Андхра-Прадеш в соответствии с Законом о благотворительных и индуистских религиозных учреждениях и пожертвованиях Андхра-Прадеша. [29] В 1979 году закон 1966 года был отменен новым законом Тирумала Тирупати Девастханам, согласно которому управление храмом было передано комитету, состоящему из исполнительного директора, председателя и двух других членов, назначенных правительством Андхра-Прадеша . [29] Храм находится в ведении организации Тирумала Тирупати Девастханамс (TTD), которая находится под контролем правительства Андхра-Прадеша. Глава TTD назначается правительством Андхра-Прадеша. Доходы от этого храма используются правительством Андхра-Прадеша. [30] [31]

Храм несет целых 640 надписей на каннада , санскрите , тамильском , телугу языках. [3] Существует уникальная коллекция из около 3000 медных пластин, на которых телугу-санкиртаны Таллапаки Аннамачарьи и его потомков. начертаны [32] [33] Этот сборник представляет собой ценный источник материала для историков-лингвистов, говорящих на телугу, помимо его важности для музыковедов. [33]

Администрация храма

[ редактировать ]

Тирумала Тирупати Девастханамс (TTD) — это попечительский совет, который наблюдает и управляет деятельностью храма Тирумала Венкатешвара. Им управляет попечительский совет, размер которого увеличился с пяти (1951 г.) до восемнадцати (2015 г.). [34] путем принятия законов. За ежедневную работу и управление TTD отвечает исполнительный директор, назначаемый правительством Андхра-Прадеша .

Ежедневно храм привлекает около 75 000 паломников. [35] Годовой бюджет, оцениваемый в 25 301 миллион фунтов стерлингов на 2015–16 финансовый год, [36] управляет благотворительными фондами, средства которых поступают из бюджета и пожертвованиями преданных. [37] Годовой доход в 2008 году оценивается в 10 000 миллионов фунтов стерлингов. Большая часть дохода поступает от пожертвований в ШриВари Хунди. Преданные делают пожертвования в TTD, размер которых исчисляется миллионами рупий. TTD, организация, отвечающая за благосостояние храма, управляет различными благотворительными фондами, средства которых поступают из бюджета и пожертвованиями преданных. [38]

Архитектура

[ редактировать ]
Вид на фасад храма
Храм Тирумала и комплекс очереди Вайкунтам (полукруглое здание на переднем плане), вид со стороны Шривари Падалу на холме Нараянагири.
Дварамы и Пракарамы

Есть три дварама (входа), которые ведут к гарбхагрихе снаружи. Махадварам, также известный как падикавали , — это первый вход, который осуществляется через Махапракарам (внешнюю сложную стену). пятиэтажный Гопурам Над Махадварамом построен (храмовая башня) высотой 50 футов с семью каласамами на вершине. Вендивакили (Серебряный вход), также известный как Надимипадикавали , является вторым входом и осуществляется через Сампанги Пракарам (Внутренняя сложная стена). Над Вендивакили построен трехэтажный Гопурам с семью Каласамами на вершине. Бангарувакили (золотой вход) — третий вход, ведущий в Гарбхагриху . По обе стороны от этой двери есть два высоких медных изображения дварапалака Джая -Виджая . Толстая деревянная дверь покрыта золотыми позолоченными пластинами с Дашаватара Вишну . изображением

Прадакшинамы

Обход святилища святилища в храме или божествах называется Прадакшинам . В храме есть две обходные дорожки. Первый — это область между Махапракарамом и сампангипракарамом . На этом пути, известном как Сампангипрадакшинам, есть множество мандап , дваджастхамбам , бали-питха , кшетрапалика-шила и зона раздачи прасада. Виманапрадакхинам — это второй прадакшинам , который окружает Ананда Нилаям Виманам . На этом пути есть дополнительные святыни, посвященные Варадараджу и Йоге Нарасимхе, поту (главная кухня), бангару бави (золотой колодец), Анкурарпана Мандапам, Ягашала , Нанала (монеты и Нотла (бумажные банкноты), Паркамани, Альмира из сандаловой пасты. (Чанданапу ара), ячейка записей, Саннидхи Бхашьякарулу, хунди и резиденция Вишваксены .

Ананданилайам виманам и Гарбхагриха

Гарбхагриха , — это святилище где обитает верховное божество Венкатешвара вместе с другими маленькими божествами. Золотой вход ведет к Гарбхагрихе . Между бангарувакили и гарбхагрихой есть еще две двери . Божество находится в позе стоя с четырьмя руками в разных позах: одна в позе варады , одна на бедре, а две другие держат Панчаджанья и Сударшана чакру . Божество украшено драгоценными украшениями. Божество несет богиню Лакшми на правой груди и богиню Падмавати на левой. Паломникам не разрешается входить в гарбхагриху (за пределами Кулашекхарапади (тропы).

Ананда Нилаям Виманам — главный гопурам, построенный над гарбхагрихой . Это трехэтажный гопурам, находится единственный Каласам на вершине которого . Он покрыт позолоченными медными пластинами и накрыт золотой вазой. Над этим гопурамом вырезаны изображения нескольких божеств. На этом гопураме находится божество Венкатешвары, известное как Вимана Венкатешвара, которое, как полагают, [ кем? ] а точнее копия божества внутри гарбхагрихи . [39]

Божества в храме

[ редактировать ]

Венкатешвара , аватар Вишну , является главным божеством храма . Считается, что Мулавират — это Сваямбху (самопроявленный). [40]

Панча берамс

[ редактировать ]

Согласно Вайкханаса-агамам, Венкатешвара представлен пятью божествами (берамами), включая Мулавирата , которые вместе называются Панча-берамулу (Панча означает пять; Берам означает Божество). [41] Пять божеств — это Дхрува Берам (Мулавар), Каутука Берам, Снапана Берам, Утсава Берам, Бали Берам. Все панча-берамы размещаются в Гарбха-грихе под Ананда Нилаям Виманам . [41]

  1. Мулавират или Дхрува Берам . В центре Гарбха грихи , под Ананда Нилаям Виманой, Мулавират Венкатешвары виден в стоячей позе на основании лотоса, с четырьмя руками, две из которых держат Шанку и Чакру, одна в позе Варады, а другая в позе Кати. . Это божество считается основным источником энергии для храма и украшает вайшнавское нама и драгоценности, включая ваджра киритам (бриллиантовую корону), Макаракундала, Нагабхарану, Макара Канти, Салиграма харам, Лакшми харам. [41] Супруга Венкатешвары, Лакшми, остается на груди Мулавирата как Вьюха Лакшми.
  2. Бхога Шриниваса или Каутука Берам — это маленькое серебряное божество высотой в один фут (0,3 м), которое было подарено храму в 614 году нашей эры царицей Паллавы Самаваи для проведения фестивалей. Бхога Шриниваса всегда помещают возле левой ноги Мулавирата и всегда соединяют с главным божеством посредством святого Самбандхи Кручи . Это божество ежедневно получает множество сев (удовольствий) от имени Мулавара и поэтому известно как Бхога Шриниваса (телугу: Бхога означает «Удовольствие»). ). Это божество ежедневно принимает Экантасеву. [42] и Сахасра Каласабхишека по средам.
  3. Угра Шриниваса или Снапана Берам - это божество представляет устрашающий (телугу: Угра означает гневный) аспект божества Венкатешвары. [43] [44] Это божество было главным божеством процессии до 1330 года н. э., когда его заменило божество Малаяппы Свами. [41] Угра Шринивас остается внутри святилища и выходит в процессию только один день в году: в Кайшика Двадаши, перед восходом солнца. [44] [43] Это божество ежедневно получает абхишекам от имени Мулавирата, дав имя Снапана Берам (санскрит: снапана означает очищение).
  4. Малаяппа Свами или Утсава Берам - Малаяппа является процессионным божеством (Утсава берам) храма и всегда окружен божествами своих супруг Шридеви и Бхудеви . Это божество принимает все праздники, такие как Брахмотсавам , Кальянотсавам, Долотсавам, Васантотсавам, Сахасра дипаланкарана сева, Падмавати париньотсавам, пушпапаллаки, Анивара астханам, Угади астханам и т. д.
  5. Колуву Шриниваса или Бали Берам - Колуву Шриниваса представляет Бали Берам. Колуву Шринивас считается божеством-хранителем храма, которое управляет его финансовыми и экономическими делами. Ежедневная Колуву сева (телугу: Колуву означает «занятый») проводится утром, во время которой этому божеству сообщаются подношения, доходы и расходы предыдущего дня с представлением отчетов. Панчанга шраванам также проводится в то же время, когда конкретных днях Титхи , времени восхода и захода солнца, накшатре. Венкатешваре сообщается о

Другие судьи

[ редактировать ]

Наряду с Панча-берамами, в гарбха-грихе также находятся -панчалохи божества Ситы , Рамы , Лакшмана , Рукмини , Кришны , [42] Чакратальвар . В храме находятся божества Гаруды (колесницы Вишну), Нарасимхи , Варадараджи, Куберы и Ханумана в соответствующих дополнительных святилищах. В храме также находятся божества Шеши (змеи Вишну), Вишваксены , Сугривы , Рамануджи . Вимана Венкатешвара — точная копия иконы Венкатешвары, вырезанная на северо-западном углу второго яруса Вимана Ананда Нилаям. [41]

Поклонение

[ редактировать ]

Храм следует Вайкханаса Агама . традиции поклонения [45] которое, как полагают, было открыто мудрецом Виханасой. [46] [47] и распространялся его учениками Атри , Бхригу , Маричи , Кашьяпой . [46] [48] Вайкханаса является одной из основных традиций индуизма и в первую очередь поклоняется Вишну (и связанным с ним аватарам) как Верховному Богу. В этих древних текстах рекомендуется проводить пуджу (поклонение) Вишну шесть раз в день, из которых хотя бы одна пуджа является обязательной. [49] Ритуалы подразделяются на ежедневные, еженедельные и периодические. Ежедневные севы в храме (в порядке появления) включают Супрабхата Севу, Томала Севу, Арчану, Кальянотсавам, Долотсавам (Унджал Сева), Арджита Брахмотсавам, Арджита Васантотсавам, Сахасра Дипаланкарана Сева, Эканта Сева. Еженедельные севы в храме включают Вишеша Пуджу в понедельник, Аштадала Пада Падмарадхана во вторник, Сахасра Каласабхишекам в среду, Тируппавада Сева в четверг, Абхишекам и Ниджапада Даршанам в пятницу. Еженедельных сев в субботу и воскресенье нет. Периодические ритуалы включают Джьештхабхишекам, Анивара Астанам, Павитротсавам, Койл Алвар Тируманджанам.

Найведьям

[ редактировать ]
Почтовая марка, выпущенная Почтой Индии (в 2017 г.) в честь Тирупати Ладду. [50]

Тирупати Ладду раздают в храме Тирумалы в качестве прасада . [51] Тирупати Ладду имел бирку с географическим указанием только Тирумала Тирупати Девастханам . , которая давала право производить или продавать его [52] [53] Венкатешваре также предлагается множество других прасадов, которые подразделяются на анна-прасады и паньярамы. [54] Аннапрасады включают чакерапонгал (сладкий), пулихора (рис с тамариндом), мирьяла понгал, кадамбхам, даддоджанам (творожный рис). [55] К паньярамам относятся ладду, вада , доса , аппам , джилеби , муруку , поли , пайасам . [55] Паломникам ежедневно предоставляется бесплатное питание. По четвергам проводится Тируппавада-сева, во время которой Венкатешваре предлагается огромное количество пулихоры, сложенной в пирамидальную форму в Тируммани мандапам (гханта мандапам). [55]

Чтобы справиться с огромным количеством преданных, посещающих храм, Тирумала Тирупати Девастханам построил два комплекса очередей Вайкунтам: один в 1983 году, а другой - в 2000 году. В комплексах очередей Вайкунтам есть комнаты, где преданные могут сидеть и ждать своей очереди на даршан. Согласно традиции, преданному важно получить даршан в храме Бхувараха Свами, расположенном на северном берегу Свами Пушкарини, прежде чем получить даршан Венкатешвары в главном храме. [56]

Недавно администрация ввела отдельную очередь для паломников-пешеходов. Для доступа к этой специальной очереди паломникам выдаются бесплатно, но ограниченное количество биометрических жетонов. Токены предоставляются в порядке очереди. Паломники могут поклоняться Венкатешваре в отведенное время, указанное в жетоне. Для паломников по пешеходной тропе есть две точки входа: Алипири Метту и Шривари Метту. Алипири Метту открыт круглосуточно, а Шривари Метту — с 06:00 до 18:00. [57]

Чтобы справиться с большим количеством посетителей, администрация храма установила различные типы даршанов, чтобы обеспечить упорядоченный и эффективный поток паломников.

Сарва Даршан (Бесплатный Даршан): Сарва Даршан – это общая очередь, доступная всем преданным бесплатно. Это самый распространенный и популярный вид даршана. Преданные стоят в очереди по несколько часов, а иногда и всю ночь, чтобы увидеть Венкатешвару. Время ожидания может варьироваться в зависимости от толпы, фестивалей и других факторов. [58]

Специальный даршан (Сигра даршан): Специальный даршан — это платный вариант даршана, введенный для сокращения времени ожидания для преданных. Купив билет, преданные могут получить даршан быстрее по сравнению с бесплатной очередью на даршан. Стоимость и наличие билетов могут различаться, их можно забронировать онлайн или на специальных стойках TTD.

(Чандраян-3, который был успешно запущен 14 июля, также имел благословение Венкатешвары в этом храме. Ученые ISRO посетили храм с миниатюрной моделью Чандраяна-3 и искали благословения господина. [59] )

Тонзурирование волос

[ редактировать ]

Многие преданные постригают голову в «Мокку», подношение Богу. Ежедневное количество собираемых волос превышает тонну. Волосы собираются и продаются по всему миру, что приносит храму значительную прибыль. [60] [61] Согласно легенде, когда пастух ударил Венкатешвару по голове, небольшая часть его головы облысела. Это заметила Нила Деви, принцесса Гандхарвов . Она тут же отрезала часть своих волос и с помощью своей магии имплантировала их ему на череп. [62] Венкатешвара заметил ее жертву. Поскольку волосы — прекрасное достояние женской формы, он пообещал ей, что все его преданные, приходящие в его обитель, будут предлагать ему свои волосы, а она будет получать все полученные волосы. Следовательно, считается, что волосы, предложенные преданными, принимаются Нилой Деви. Холм Ниладри, один из семи холмов, назван в ее честь. [ нужна ссылка ] Традиционно парикмахерами, нанятыми для постриг, были мужчины из касты Найи , и это вызывало некоторую дискриминацию и не удовлетворяло просьбы женщин о том, что им нужна женщина-парикмахер. [63] Протест, возглавляемый Кагганапалли Радхой Деви, отменил возражения, и храм согласился нанять женщин-парикмахеров. Деви была отмечена Андхра-Прадешем в 2017 году и награждена премией Нари Шакти Пураскар президентом Индии в 2019 году. [63]

Хунди (горшок для пожертвований)

[ редактировать ]

Согласно легенде, Шриниваса должен был организовать свою свадьбу. Кубера зачислил деньги Венкатешваре (форме бога Вишну) за его брак с Падмавати. Шринивас попросил у Куберы ссуду в размере одного крора и 1,14 крора (1,14 00000) золотых монет и поручил Вишвакарме , божественному архитектору, создать райские окрестности на холмах Шешадри. Вместе Шриниваса и Падмавати жили вечно, а богиня Лакшми, понимая обязательства Вишну, решила жить в его сердце вечно. [ нужна ссылка ] В память об этом преданные отправляются в Тирупати, чтобы пожертвовать деньги в хунди (горшок для пожертвований) Венкатешвары, чтобы он мог вернуть их Кубере. Сборы хунди достигают 22,5 миллионов фунтов стерлингов в день. [7] [64]

Тулабарам

[ редактировать ]

В ритуале Тулабарам преданный сидит на чаше весов , а другая чаша наполняется материалами, вес которых превышает вес преданного. Преданные обычно предлагают сахар, неочищенный сахар, листья туласи, банан, золото, монеты. Чаще всего это делается с новорожденными или детьми. [65]

Фестивали

[ редактировать ]
Слоны маршируют во время фестиваля в Тирумале

В храме Венкатешвары в течение 365 дней в году отмечается более 433 фестивалей, соответствующих названию «Нитья Кальянам Пачча Торанам», где каждый день - фестиваль. [66]

Шри Венкатешвара Брахмотсавамс

[ редактировать ]

Шри Венкатешвара Брахмотсавам , девятидневное мероприятие, которое отмечается каждый год в октябре, является главным событием храма Венкатешвара. Во время брахмотсавамов процессийное божество Малаяппа вместе со своими супругами ШриДеви и БхуДеви проводится процессией по четырем улицам мада вокруг храма в разных ваханамах. Ваханамы включают Дваджароханам, Педда Шеша Ваханам, Чинна Сеша Ваханам, Хамса Ваханам, Симха Ваханам, Мутхайпу пандири Ваханам, Калпаврикша Ваханам, Сарва Бхупала Ваханам, Мохини Аватарам, Гаруда Ваханам, Хануманта Ваханам, Сварна Ратхотсавам (Золотая Колесница), Гаджаваханам, Ратхотсавам ( Колесница ), Ашва Ваханам и Чакра Снанам. Во время Брахмотсавама храм будет свидетелем тысяч преданных, особенно на Гаруда ваханам.

Вайкунта экадаши

[ редактировать ]

Вайкунта Экадаши , день, в который, как полагают, будут открыты Вайкунта Дварамы, и самый важный праздник васихнавитов, с великолепием отмечается в Тирумале. Храм Тирумала Венкатешвара будет наводнен преданными в один день, число которых достигнет 150 000, чтобы получить даршан Венкатешвары через специальный вход, который окружает внутреннее святилище под названием «Вайкунта Дварам». [67] [68]

Ратхасаптами

[ редактировать ]

Ратхасаптхами - еще один фестиваль, отмечаемый в феврале, когда процессийное божество Венкатешвары ( Малайяппа ) совершают процессию вокруг храма по семи различным ваханамам , начиная с раннего утра и до поздней ночи. [69]

Другие ежегодные фестивали включают Рама Навами , Джанмаштами , Угади , Теппотсавам (Фестиваль поплавков), Шри Падмавати Паринайотсавамс, Пушпа ягам, Пушпа паллаки, Васантотсавам (весенний фестиваль), проводимые в марте – апреле, отмечались с большим великолепием.

Песни и гимны

[ редактировать ]

Венкатешвара Супрабхатам — это первая предрассветная сева, совершаемая Венкатешваре в Саяна Мандапам внутри святилища храма Тирумала. «Супрабхатам» — это санскритский термин, который буквально означает «доброе утро» и предназначен для пробуждения божества от Его небесного сна. [70] [71] Гимны Венкатешвары Супрабхатама были составлены Пратхивадхи Бхаянкарамом Аннангарачарьей в 13 веке и состоят из 70 шлок в четырех частях, включая Супрабхатам (29), Стотрам (11), Прапатти (14) и Мангаласасанам (16). [71] [70] Тринадцатая шлока Венкатешвары Супрабхатам такова: [70]

Один с Лакшми! Тот, кто дарует блага! Друг всех миров! Обитель Шри Лакшми! Бесподобный океан сострадания! Тот, у кого очаровательная форма из-за груди, которая является обителью Шри Лакшми! Лорд Венкатачалы! Пусть это будет благоприятный рассвет для Тебя. ॥ 13 ॥

Таллапака Аннамачарья (Аннамайя), святой поэт [72] 14 века, один из величайших поэтов на телугу и великий приверженец Венкатешвары, спел 32 000 песен, восхваляющих Венкатешвару. [73] [72] Все его песни, написанные на телугу и санскрите, называются санкиртанами и классифицируются как шрингара-санкиртаналу и адхьятма-санкиртаналу. [72]

Семь холмов

[ редактировать ]

Храм расположен на семи холмах. [74] Верховное божество также называют Саптхагиришей. [74] или Повелитель семи холмов. [75] Считается, что семь холмов, также называемых Саптагири, символизируют семь капюшонов Адишеши. Семь холмов следующие: [74]

Статуя Ханумана в молитвенной позе возле ворот Алипири в Тирумале
  • Врушабхадри — холм Вришабасуры , убитого Шринивасой.
  • Анджанадри — Холм Ханумана .
  • Ниладри — Холм Нилы Деви
  • Гарудадри или Гарудачалам — холм Гаруды , ваханы Вишну.
  • Сешадри или Сешачалам — холм Шеши , даша Вишну.
  • Нараянадри — Холм Нараяны. Здесь находятся Шривари Падалу (следы Венкатешвары).
  • Венкатадри — Холм Венкатешвары.

Храм Варадараджа

[ редактировать ]

Есть небольшой храм, посвященный Варадараджу, расположенный в Вимана-прадакшинам, слева от Вендивакили (серебряного входа) при входе в храм. [76] Неизвестно, когда было установлено это божество. Каменное божество [76] сидит в позе лицом на запад.

Храм Йоги Нарасимхи

[ редактировать ]

Храм посвящен Нарасимхе в северо-восточном углу Вимана-Прадакшины. [77] Говорят, что храм был построен между 1330 и 1360 годами нашей эры. [ нужна ссылка ] Йога-Нарасимха изображен сидящим в позе со скрещенными ногами, связанным йога-паттой и держащим Шанкху и чакру в двух верхних руках и двух нижних руках в йога-мудре. [77]

Храм Гарутманта

[ редактировать ]

Небольшой храм, посвященный Гаруде, колеснице Венкатешвары, расположен прямо напротив Бангарувакили (Золотого входа) Джая-Виджая . Этот дополнительный храм является частью Гарудамандапама. Божество Гарутмантхи имеет рост шесть футов и обращено на запад, глядя на Венкатешвару внутри Гарбхагрихи.

Храм Бхувараха Свами

[ редактировать ]

Храм Бхувараха Свами — храм, посвященный Варахе, воплощению Вишну. Считается, что этот храм старше храма Венкатешвара. Храм расположен на северном берегу Свами Пушкарини. По традиции сначала Найведьям будет предложен Бхуварахе Свами, а затем Венкатешваре в главном храме. А также по традиции преданные должны получить даршан Бхуварахи перед Венкатешварой. [78]

Храм Беди-Анджанея

[ редактировать ]

Храм Беди-Анджанея — это дополнительная святыня, посвященная Хануману . Храм расположен прямо напротив Махадварама возле Акхиландама (места, где предлагают кокосы). Обе руки божества в этом храме скованы наручниками ( язык телугу : бедилу).

Вакуламатха Саннидхи

[ редактировать ]

Вакуламатха — мать Венкатешвары. В главном храме прямо перед святилищем Варадараджи есть посвященная ей статуя. Божество находится в сидячей позе. Согласно легенде, она наблюдает за приготовлением еды, которую нужно предложить ее сыну. По этой причине в стене, разделяющей Вакуламатха саннидхи и Шривари поту (кухню), делается дыра.

Кубера Санниди

[ редактировать ]

В Виманапрадакшине есть дополнительный храм, посвященный Кубере. Божество лежит справа от Гарбхагрихи и обращено на юг, к предшествующему божеству.

Храм Рамануджи

[ редактировать ]

Храм Шри Рамануджи расположен рядом с северным коридором Вимана Прадакшинам. Он также известен как Бхашьякара Саннидхи. Храм был построен примерно в 13 веке нашей эры.

Известные преданные

[ редактировать ]

Рамануджа (1017–1137) [79] Самый важный Ачарья Шри Вайшнавизма . [79] отвечал за управление процедурами поклонения и другими делами храма Венкатешвары. Ему приписывают дар во время своего визита святую раковину и диск, оружие Вишну . Поэтому он считается «Ачарьей» (Гуру или учителем) самого себя. [80] [81] Он основал Педда Джияр Матам. У него есть саннидхи (святыня) внутри храма, построенного Шри Ананталваном.

Статуя Пада-кавита Питамахи, Шри Таллапаки Аннамачарьи (или Аннамайи) - официального певца храма Тирумала Венкатешвара

Шри Таллапака Аннамачарья (или Аннамайя) (22 мая 1408 г. - 4 апреля 1503 г.) был официальным певцом храма Тирумала Венкатешвара и композитором на телугу , сочинившим около 36 000 киртанов. [82] многие из них были восхвалениями Венкатешвары, главного божества храма.

Хатирам Бхаваджи был святым из Айодхьи , посетившим Тирумалу около 1500 г. н.э. [83] совершил паломничество и стал преданным Венкатешвары . [84] [85]

Религиозное значение

[ редактировать ]

Храм считается одним из восьми Сваямбху Кшетр Вишну, где, как полагают, главенствующее божество проявилось само по себе. Семь других храмов в очереди — это храм Шрирангам Ранганатхасвами , храм Бху Вараха Свами , храм Ванамамалай Перумал в Южной Индии и Салиграма в Непале , Наимисаранья , Пушкар и храм Бадринатх в Северной Индии . [86]

Храм почитается Алварсом в Дивья Прабандхаме . Храм классифицируется как Дивьядешам , один из 108 храмов Вишну, упомянутых в этих книгах. Преимущества, полученные от паломничества в Венкатачалу, упоминаются в Риг Веде и Астхадаша Пуранах. В этих эпосах Венкатешвара описывается как великий даритель благ. Существует несколько легенд, связанных с явлением Тирумалы.

Храмы поблизости

[ редактировать ]

расположено множество древних храмов Рядом с Тирумалой . Храм Шри Падамавати — храм, посвященный Падмавати , жене Венкатешвары , расположенный в Тиручануре , в 5 км от Тирупати . Храм Шрикалахастеишвара — это храм, посвященный Шиве , который представляет собой вайю (воздушную) форму элементов природы, расположен в Шрикалахасти , что в 38 км от Тирупати. Храм Шри Варасиддхи Винаяка , расположенный в городе Канипакам , представляет собой храм 10-го века, посвященный Винаяке , в 75 км от Тирупати. Помимо этих, такие храмы, как храм Говиндараджа, храм Кальяна Венкатешвара (Шриниваса Мангапурам), храм Кодандарама , Капила Тиртам в городе Тирупати расположены .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рангараджан, AD (12 июня 2020 г.). «Ядавы приветствуют восстановление Голлы Мираси» . Индус . Архивировано из оригинала 14 июня 2020 года . Проверено 12 июня 2020 г.
  2. ^ Александра Мак. Духовное путешествие, Имперский город: Паломничество к храмам Виджаянагара . Vedams eBooks (P) Ltd, 2002 г. - Индуистские паломники и паломничества - 227 страниц. п. 80.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 22 октября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  4. ^ «Храм Тирумалы» . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
  5. ^ Чандра, Субхаш (19 мая 2021 г.). Бог против Чужого: (английская версия) . Субхаш Чандра. п. 54.
  6. ^ «21 неизвестный факт о храме Тирупати Баладжи (Венкатешвара Свами)» . 15 мая 2022 г. Проверено 15 мая 2022 г.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Судхир, Ума (13 сентября 2007 г.). «Тирупати вытесняет Ватикан и правит наверху» . НДТВ . Архивировано из оригинала 22 сентября 2007 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
  8. ^ Шиваратнам, К. (1964). Очерк истории культуры и принципов индуизма (1-е изд.). Коломбо: Стандартные принтеры. ОСЛК   12240260 . Храм Конесварам. Тиру-Кона-Малай — священная гора Кона или Конесер, Ишвара или Шива. Датой постройки первоначального храма считается 1580 год до нашей эры, согласно тамильскому стихотворению Кави Раджи Виротаяна, переведенному на английский язык в 1831 году Саймоном Кэсси Читти...
  9. ^ Рамачандран, Нирмала (2004). Индуистское наследие Шри-Ланке . Паннапития: Stamford Lake (Pvt.) Ltd., 2004. ISBN  9789558733974 . OCLC   230674424 . Португальский писатель Де Кейроз сравнивает Конесварам со знаменитыми индуистскими храмами в Рамешвараме, Канчипураме , Тирупатти-Тирумалае, Джаганнатхе и Вайджаянти и приходит к выводу, что, хотя эти последние храмы хорошо посещались индусами, к началу 1600-х годов первые превзошли все последние храмы.
  10. ^ Шилпа (5 декабря 2018 г.). «Храм Венкатешвара, Тирумала, Андхра-Прадеш» . Храмы Бхарата . Проверено 19 апреля 2022 г.
  11. ^ «Тирупати – Тирумала – Венкатешвара, владыка Кали-юги» . Дакшинаварта . 21 мая 2020 г. Проверено 19 апреля 2022 г.
  12. ^ Пенджаби, Мона (21 апреля 2019 г.). «Тирупати Баладжи - История храма Тирупати Баладжи» . Таймс оф Индия . Проверено 19 апреля 2022 г.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «С чистой стоимостью более 2,5 лакхов храм Тирупати богаче, чем Wipro, Nestle, ONGC» . Экономические времена . 9 ноября 2022 г. Проверено 30 января 2024 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Активы храма Тирупати стоимостью более 2,5 миллионов рупий» . Индийский экспресс . ПТИ. 6 ноября 2022 г. Проверено 30 января 2024 г.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рагхаван, Сандип (31 января 2024 г.). «Рам Мандир доверяет изучение лучших практик храма Тирупати в управлении толпой» . Таймс оф Индия . Проверено 31 января 2024 г.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Тирумала Тирупати Девастханамс-Храмовая легенда» .
  17. ^ «Силаппадикарам» . 11 января 2024 г.
  18. ^ Феминизм и мировые религии 1999 , с. 48.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Н. Рамесан (1981). Храм Тирумалы . Тирумала: Тирумала Тирупати Девастханамс.
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б ТТД, официальный сайт. «История храма ТТД» . Тирумала Тирупати Девастханамс . Сайт храма . Проверено 15 декабря 2019 г.
  21. ^ «Тирумала Тирупати Девастханамс: История храма» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2012 года . Проверено 15 июля 2011 г.
  22. ^ Шриниваса Айянгар, CR (1908). Жизнь и учение Шри Рамануджачарьи . Мадрас: Р. Венкатешвар. OCLC   30865934 .
  23. ^ «Понтифики Джиянгарс, омбудсмен храмовых ритуалов Тирумалы - TTD News» . Новости ТТД . Проверено 6 июня 2022 г.
  24. ^ «Голос могучей философии» . Индус . 25 марта 2010 года . Проверено 6 июня 2022 г.
  25. ^ Нарасимхан, Т.А. (16 июня 2016 г.). «Он упростил ритуалы в храме Тирумалы» . Индус . Проверено 6 июня 2022 г.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с ВК, Бхаскара Рао (1992). Организационное и финансовое управление религиозными учреждениями: с особым упором на Тирумала Тирупати Девастханамс (TTD) . Глубокие и глубокие публикации. стр. 52, 53. ISBN.  81-7100-441-5 .
  27. ^ «Скупой, сделавший щедрые пожертвования» . индус . 19 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2020 г. . Проверено 19 октября 2020 г.
  28. ^ Кута, Нирмала Кумари (1 января 1998 г.). История индуистских религиозных фондов в Андхра-Прадеше . Северный книжный центр. п. 124. ИСБН  81-7211-085-5 .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кута, Нирмала Кумари (1 января 1998 г.). История индуистских религиозных фондов в Андхра-Прадеше . Северный книжный центр. п. 136. ИСБН  81-7211-085-5 .
  30. ^ «Правительство Андхры присматривается к богатству Тирупати» . The Sunday Guardian Live . 17 октября 2020 г. Проверено 22 августа 2021 г.
  31. ^ Сешагири, ДМ; Синха, Саураб (8 августа 2021 г.). «Правительство Андхра-Прадеша повторно назначает Ю. В. Суббу Редди председателем правления TTD» . Зи Новости . Проверено 30 июля 2022 г.
  32. ^ Рамакришна, Лалита (2003). Музыкальное наследие Индии . Публикация Шубхи. ISBN  9788187226611 . Проверено 23 сентября 2019 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Международный журнал дравидийской лингвистики: IJDL., Том 36 . 2007 . Проверено 23 сентября 2019 г.
  34. ^ «Новые члены правления ТТД примут присягу 2 мая» . Архивировано из оригинала 30 октября 2015 года . Проверено 31 июля 2015 г.
  35. ^ Джатания, Прачи (2 ноября 2006 г.). «Тирумала, эпицентр веры» . CNN-ИБН . Проверено 15 июля 2011 г.
  36. ^ «ТТД утверждает годовой бюджет на 2015-16 год» .
  37. ^ «Тирумала Тирупати Девастханамс: Социальное служение» . Проверено 15 июля 2011 г.
  38. ^ «ТТД-социальная деятельность» .
  39. ^ Ситапати, Пидатала (1968). Шри Венкатешвара, Владыка Семи Холмов, Тирупати . Бхаратия Видья Бхаван. п. 107.
  40. ^ Йорк, Майкл (5 августа 2015 г.). Языческая этика: язычество как мировая религия . Спрингер. ISBN  9783319189239 . Проверено 24 сентября 2019 г.
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Шри Венкатешвара . Шанта Наир. 7 января 2014 г. ISBN  9788184954456 .
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тируппавай заменит Супрабхата Севу» . времена Индии . 8 декабря 2016 года . Проверено 27 июля 2018 г.
  43. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Долгожданная Кайсика Двадаси выпадает на 11 ноября» . времена Индии . 6 ноября 2016 г. Проверено 27 июля 2018 г.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Рвение отмечает Кайсику Двадаси в Тирумале» . Индус . 2 декабря 2016 года . Проверено 27 июля 2018 г.
  45. ^ Варадачари, Т. (1999). Тирумала, Панорама семи холмов . Проверено 20 сентября 2019 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Нагендра Кр; Мишра, АП (2005). Энциклопедия восточной философии и религии: Индуизм . Издательство «Глобал Вижн». ISBN  9788182200746 . Проверено 20 сентября 2019 г.
  47. ^ Варадачари, Т. (1999). Тирумала, Панорама семи холмов . Проверено 20 сентября 2019 г.
  48. ^ Диль, Карл Густав (1956). Инструмент и цель: исследования обрядов и ритуалов Южной Индии . Гливап . Проверено 20 сентября 2019 г. Мудрец Викханаса атри.
  49. ^ «Тирумала Тирупати Девастханамс-Арджита Севас» . Проверено 18 августа 2015 г.
  50. ^ Акбар, Сайед (5 ноября 2017 г.). «Фирменная кухня Хайдарабада: бирьяни, тирупати ладду и идли-доса отмечены печатью Почты Индии» . Таймс оф Индия . ISSN   0971-8257 . Проверено 14 июля 2023 г.
  51. ^ «Рекордная распродажа ладду Тирупати» . Таймс оф Индия . 7 мая 2007 г.
  52. ^ Сивараман, Р. (3 марта 2014 г.). «Только TTD имеет право производить или продавать «Тирупати ладду»: Высокий суд» . Индус . Проверено 23 июня 2015 г.
  53. ^ «Теперь права на географическое указание для «Тирупати ладду» » . Бизнес-стандарт Индии . Бизнес-стандарт. 28 февраля 2014 года . Проверено 23 июня 2015 г.
  54. ^ Шривари Брахмотсавам: Небесное зрелище на земле . 2013 . Проверено 23 сентября 2019 г.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Божественная Корона: Сувенир с Алмазной Короной, 20 декабря 1985 г. Тирумала Тирупати Девастханамс. 1985. С. 42, 43 . Проверено 23 сентября 2019 г.
  56. ^ «Тирумала Тирупати Девастханамс-Храм Шри Бху Вараха Свами» .
  57. ^ Шукла, Г.П. (4 сентября 2013 г.). «Обсуждается досрочное закрытие пешеходной тропы Шривари Метту» . Индус . Проверено 6 июня 2022 г.
  58. ^ «Бесплатный Даршан Тирумала Сарва Даршан» . Тирупати Баладжи Онлайн . Проверено 25 мая 2023 г.
  59. ^ Кунду, Свапнаджит (15 июля 2023 г.). «Храм Тирупати Венкатачалапати: храм, который благословил ученых ISRO и Чандраян-3 перед его запуском» . Новости9live . Проверено 15 июля 2023 г.
  60. ^ Сарита Рай (14 июля 2004 г.). «Религиозный клубок в волосах благочестивых индусов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2009 г.
  61. ^ «Храм Тирупати Тирумала: Этот храм в Тирупати подарит вам все счастье жизни! Измените эту мелочь» . Бенгальские хроники (на бенгали). 7 июля 2022 г. Проверено 10 августа 2022 г.
  62. ^ Тарло, Эмма (6 октября 2016 г.). Запутывание: Тайная жизнь волос . Саймон и Шустер. п. 66. ИСБН  978-1-78074-993-8 .
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б @MinistryWCD (8 марта 2019 г.). «Г-жа Кагганапалли Радха Деви — лауреат премии #NariShakti Puraskar 2018 в индивидуальной категории» ( твит ) . Проверено 7 января 2021 г. - через Twitter .
  64. ^ «TTD снова депонирует 1 175 кг золота в SBI» . Таймс оф Индия . ПТИ. 12 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 13 сентября 2007 г.
  65. ^ Моя удивительная жизнь: путь к успеху . Издательство Партридж, Сингапур. 2013. ISBN  9781482894905 .
  66. ^ «Тирумала – рай фестивалей» . Проверено 7 июня 2015 г.
  67. ^ Шукла, врач общей практики (январь 2015 г.). «Паломники толпятся в Тирумале» . Индус . Проверено 21 июня 2015 г.
  68. ^ «Паломники толпятся в Тирумале» . Декан Вестник. Январь 2015 года . Проверено 21 июня 2015 г.
  69. ^ «Фотографии Ратхасаптами» . Архивировано из оригинала 27 октября 2009 года.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с В.К., Субраманиан (1996). Священные песни Индии, Том 10 . Публикации Абхинава. п. 59. ИСБН  81-7017-444-9 .
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Тирумала Тирупати Девастханам-Сурабхатам» . Тирумала Тирупати Девастханамс . Проверено 29 июля 2015 г.
  72. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Святые поэты Индии . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО 1996. ISBN.  9788120718838 .
  73. ^ 101 Мистики Индии . Публикации Абхинава. 2006. ISBN  9788170174714 .
  74. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шривари Брахмотсавам . 1975. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  75. ^ Энциклопедия туристических ресурсов Индии, Том 2 . Калпазские публикации. 2001. ISBN  9788178350189 .
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Найду, Талапанени Субраманьям (1990). Рост и развитие Тирумалы-Тирупати как измерения индийской цивилизации . Антропологическое исследование Индии, Министерство развития человеческих ресурсов, Департамент культуры, Правительство. Индии . Проверено 24 сентября 2019 г. Варадараджа.
  77. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Найду, Талапанени Субраманьям (1990). Рост и развитие Тирумалы-Тирупати как измерения индийской цивилизации . Проверено 24 сентября 2019 г.
  78. ^ « Вараха Джаянти сегодня» . Индус . 3 сентября 2016 г. ISSN   0971-751X . Проверено 9 июля 2023 г.
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Десен, Кристиан Д.; Харрис, Скотт Л. (1999). Философы и религиозные лидеры – Google Книги . Издательство Гринвуд. ISBN  9781573561525 . Проверено 17 июня 2013 г.
  80. ^ Сиддхартх Варадараджан. Шривари Брахмотсавам: Небесное зрелище на земле . ООО «Кастури и сыновья», 2013. с. 68.
  81. ^ СДС Ядава. Последователи Кришны: Ядавы Индии . Издательство Lancer, 2006 – Ахирс – 185 страниц. п. 99.
  82. ^ «SP Sailaja держит публику в восторге» . Индуистские новости . 28 февраля 2012 года . Проверено 2 марта 2013 г.
  83. ^ Шанта, Наир (2013). Шри Венкатешвара: Господь Баладжи и его святая обитель Тирупати . Мумбаи: Издательство Jaico. п. 12. ISBN  978-81-8495-445-6 . Проверено 26 сентября 2016 г.
  84. ^ Рамачандра Пай, Н.А. «Хатирам Баба» . говорящее дерево.в . Говорящее дерево . Проверено 26 сентября 2016 г.
  85. ^ Команда, пандитбукинг. «История любимого преданного Господа Баладжи Хатирамджи Бабы и имя Баладжи Господу Тирупати» . духовный.panditbooking.com . Пандитбукинг . Проверено 26 сентября 2016 г.
  86. ^ С., Прабху (10 мая 2012 г.). «Символизирует религиозное единство» . Индус . Проверено 13 октября 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 50ba12f4bca83d1659985715d1493b05__1720639500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/05/50ba12f4bca83d1659985715d1493b05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venkateswara Temple, Tirumala - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)