Вишваксена
Вишваксена | |
---|---|
![]() Вишваксена, изображенный в виде дварапалы (привратника) в Шрирангаме. | |
Другие имена | Сенай Мудалавар, Сенатипати |
Почитается в | Вайшнавизм |
Обитель | Вайкунтха |
Генеалогия | |
Супруг | Следовать [ 2 ] |
Вишваксена ( санскрит : विष्वक्सेन , латинизировано : Viṣvaksenā , букв. «всепобедитель») [ 3 ] или Вишваксена , является главнокомандующим армии индуистского божества Вишну , [ 4 ] кроме того, он служил привратником и камергером своей небесной обители Вайкунтхи . [ 5 ] [ 6 ] Как воплощение тантры , [ 7 ] Вишваксене поклоняются перед любым ритуалом или мероприятием в сектах вайкханасов и шри-вайшнавизма . Он занимает важное место в Вайкханаса и Панчаратры , где храмовые праздники часто начинаются с его поклонения и шествия. храмовых традициях [ 8 ]
Иконография и ассоциации
[ редактировать ]Религиозные принципы, упомянутые в рассказах о Вишваксене, самоочевидны. Если оно не вызывает влечения, то это всего лишь усталость.
- Вьяса , Шримад Бхагаватам, Книга I, Глава II.
Вишва — это вселенная или все творение, а Сена — это Армия. Поскольку Господь имеет свою армию в каждом уголке вселенной, он — Вишваксена. [ 9 ]
Курма Пурана описывает Вишваксена как рожденного от части Вишну, несущего раковину ( шанкха ), Сударшана Чакру (диск) и гаду (булаву) и носящего желтую одежду, как и его хозяин. [ 10 ] Калика Пурана описывает его как слугу Вишну, у которого четыре руки и красно-коричневый цвет лица. Он восседает на белом лотосе , у него длинная борода и спутанные волосы. В руках он держит лотос, гаду, шанка и чакру. [ 11 ] [ 12 ]
Панчаратры « В тексте Лакшми Тантра» Вишваксена упоминается как четырехрукий , держащий шанкху и лотос. [ 13 ] В другом случае говорят, что он носит меч и дубинку, носит желтую одежду, у него желтовато-коричневые глаза, борода, брови и четыре зуба. [ 14 ] В гимне отмечается, что Вишваксена несет все атрибуты Вишну, включая знак шриватса и его оружие. [ 15 ] Икона Вишваксены в храме Тирумала Венкатешвара имеет четыре руки и несет раковину ( шанкха ) Сударшана чакру (диск) в верхних руках, а нижние руки находятся на бедре ( Гада хаста ) и в Авгана хаста . [ 5 ]
Литература
[ редактировать ]Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
![]() |
Брихад Бхагаватамрита описывает служение Вишваксены Вишну на Вайкунтхе: [ 16 ]
Шеша, Супарна (Гаруда), Вишваксена и другие главные помощники стояли перед Господом. Со склоненными головами и молитвенно сложенными руками они прославляли Господа чудеснейшими молитвами.
В Гарга-самхите говорится, что Вишваксена день и ночь охраняет северные ворота Вайкунтхи. [ 17 ]
Вишваксена не появляется ни в Ведах , ни в текстах Дхарма Шастры , но его поклонение упоминается в Панчаратре и других Агамы . текстах [ 3 ] Считается, что Вишваксена символизирует священные писания Агамы. [ 12 ]
Двенадцать святых Альваров секты шри-вайшнавизма считаются проявлениями Вишну в той или иной форме, а святой Альвар Наммалвар считается аватаром Вишваксены . [ 18 ] Поэт Бхаттар в своей «Шрирангараджа Ставе» содержит таньяны, или стихи, восхваляющие различных ачарьев (учителей). Вишваксене также есть таниян, посвященный ему в более поздней части работы, включающий его в список традиционной шри-вайшнавской гуру-парампары (преемственности учителей и учеников), начиная с супруги Вишну Лакшми (Шри) до Наммалвара. Это указывает на влияние текстов Панчаратры на шри-вайшнавизм . [ 19 ]
Легенды
[ редактировать ]
В одном мифе Вишваксена, сын Варуны , молился Венкатешваре в Тирумале , чтобы получить титул командующего своими войсками. [ 20 ]
Курма Пурана рассказывает о визите бога Шивы в образе проклятого нищего или нищего ( Бхикшатана , форма Бхайравы ) на Вайкунтху. Ворота Вайкунтхи охранял Вишваксена, который не узнал Шиву и не позволил ему войти. Бхайрава приказал своему ужасному слуге Калавеге сразиться с Вишваксеной. Однако Калавега потерпел поражение от Вишваксены. Когда Вишваксена бросился на Бхайраву, Бхайрава сам убил Вишваксена своей тришулой и пронзил ее труп. Эта форма Бхайравы известна как Канкала или Канкаламурти («Тот, у кого есть скелет»). [ 21 ] [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]Вишваксена занимает важное место в Вайкханаса секте вайшнавизма , секте, посвящённой Вишну. Любой ритуал или мероприятие начинается с поклонения Вишваксене. Считается, что как главнокомандующий армии Вишну он защищает ритуал или действие от препятствий и зла. [ 5 ] Эта роль аналогична роли Ганеши , который обычно является первым богом, которому поклоняются в индуизме , особенно в традиции Шайвы (посвященной богу Шиве ). [ 22 ]
В шри-вайшнавизме он описывается как «разгоняющий трудности» и носитель луноподобного сияющего цвета лица. Рамануджа отмечает, что вайшнавы поклоняются Вишваксене вместо Картикеи и Ганеши. [ 23 ]
В танияне (гимне) Бхаттар призывает Вишваксену как человека, который обеспечивает жизнь Вишну и Лакшми и управляет всеми творениями жестами своих рук, чтобы заставить чит (сознательный) и ачит (несознательный) выполнить свой долг. [ 3 ] В другом гимне Бхаттар ищет счастья, взывая к Вишваксене и его супруге Сутравати. [ 24 ]
Мантра и мудра
[ редактировать ]Лакшми -тантра предписывает поклоняться Вишваксене и упоминать его мантру ом рум ваум джнанадая намах . [ 25 ] Преданный должен медитировать на Вишваксене в северном направлении. [ 25 ] Прежде чем сделать подношение риса Вишну, предписано поклоняться Вишваксене с его мантрой , частью подношения риса и подношениями. [ 26 ] Помимо призыва Вишваксены для участия в ритуалах, главный жрец также предлагает ему чтение анга-мантр ( «анга » означает «тело», а «мантра» - это гимны) с хаста-мудрами (жестами рук). [ 25 ] Анга-мантры Вишваксены, читаемые в начале обрядов, приведены ниже. [ 25 ]
« Ом рирам хрдайайа намаха (приветствуем твое сердце)
Ом ририм шираса сваха (приветствие голове)
Ом рум шикхайай ваусат (украсить прическу)
Ом раим хавекчайа хум (украсить прическу)
Ом раум нетрайа ваусат (украшай глаза)
Ом хра блуждающий пхат.(украсить оружием) "
Мудра мантры Вишваксены , которая позволит человеку освободиться от всех человеческих пут, представляет собой следующую форму. Три пальца левой руки, включая мизинец, сложены в саму левую ладонь, указательный палец отведен назад от большого пальца. На правой руке три пальца, как и на левой руке, сложены в ладонь. Затем руку кладут сбоку от ноздри. Затем указательный палец сгибается вдвое и кладется поверх большого пальца. Затем правая рука поднимается вверх, показывая мудру бросания диска. С помощью этой мудры утверждается, что человек может достичь свободы от человеческого рабства. [ 27 ]
Храмовые ритуалы
[ редактировать ]В храме Тирумала Венкатешвара (который следует традиции Вайкханасы) Вишваксене поклоняются перед любым храмовым ритуалом. Храм Вишваксены расположен на северной стороне главного храма, в Муккоти Прадакшинам («Прадакшинам» означает: обход по часовой стрелке ). Подношения цветов и гирлянд ( нирмалья ) центральной иконе Венкатешвары (аспекта Вишну ) снимаются с нее и затем предлагаются иконе Вишваксены. Храмовый фестиваль Брахмотсавам начинается с поклонения Вишваксене, и его бронзовую икону проносят процессией по территории храма. Считается, что Вишваксена организует фестиваль и следит за тем, чтобы он прошел гладко. [ 5 ]
Ритуал подношения остатков подношений пуджи центральной или праздничной иконе Вишну Вишваксене перед закрытием дверей храма заложен в традиции Панчаратры. Поэт Куреша отмечает, что Вишваксена питается остатками еды своего хозяина, что является знаком одобрения своего хозяина. [ 28 ]
Храм Шрирангам , посвященный Ранганатхе (аспекту Вишну), также отмечает подобные фестивали, где Вишваксена играет роль в храмовых фестивалях. В первый день фестиваля изображения Вишваксены и Ханумана выставляются напоказ к святилищу Ранганаяки , главенствующей богини-супруги храма. Почву со священного дерева баел и с берегов реки Кавери приносят жрецы, как будто собранную божествами, и семена сеют в эту почву в рамках ритуала Анкурарпанам (проращивание семян). Затем в составе Нагарасодани снова выставляется напоказ Вишваксена, как бы осматривая улицы перед началом основной процессии центрального божества храма. [ 29 ]
Храмовый фестиваль Брахмотсавам в храме Варадхараджа Перумал в Канчипураме также начинается с поклонения и шествия бога за день до главных дней Брахмоставама , который известен как Сена Мудалиар . [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жизнь Шри Рамануджи . Шри Рамакришна Матх. 7 апреля 2022 г.
- ^ Шри Вишну Сахасранама: С Бхашьей Шри Парашары Бхаттара: С переводом на английский язык . Шри Вишиштадвайта Прачарини Сабха. 1983.
- ^ Перейти обратно: а б с Наяр п. 103
- ^ www.wisdomlib.org (27 августа 2015 г.). «Вишваксена, Вишваксена, Вишваксена, Вишваксена, Вишвач-сена, Вишвакшена: 17 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Храм Шри Вишваксены» . Официальный сайт Турумала Тирупати Девастаханамс. Орг. Архивировано из оригинала 24 декабря 2012 года . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ Наяр с. 96
- ^ Бхагавата Пурана 3 . Penguin Random House India Private Limited. 21 января 2019 г. ISBN 978-93-5305-380-2 .
- ^ Паттанаик, Девдатт (27 января 2015 г.). 99 мыслей о Ганеше . Издательство Джайко. п. 67. ИСБН 978-81-8495-152-3 .
- ^ Прозаический английский перевод Шримадбхагаватам . М. Н. Датт. 1896.
- ^ Перейти обратно: а б Корнелия Диммитт (15 июня 1978 г.). Классическая индуистская мифология: читатель санскритских Пуран . Издательство Университета Темпл. п. 208. ИСБН 978-0-87722-122-7 .
- ^ Бисванараян Шастри; Национальный центр искусств Индиры Ганди (1 января 1994 г.). Каликапуране Муртивинирдешах7 . Мотилал Банарсидасс. п. 107. ИСБН 978-81-208-1124-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Далал п. 462
- ^ Гупта с. 246
- ^ Гупта стр. 263
- ^ Гупта с. 90
- ^ www.wisdomlib.org (05.11.2020). «Стих 2.4.73 [Брихад-бхагаватамрита]» . www.wisdomlib.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (16 июля 2022 г.). «Стих 6.21.7 [Гарга Самхита]» . www.wisdomlib.org . Проверено 4 ноября 2022 г.
- ^ Далал с. 20, 270
- ^ Наяр стр. 95–96
- ^ Кришна, Нандита (2000). Баладжи-Венкатешвара, Господь Тирумалы-Тирупати: Введение . Вакилс, Феффер и Саймонс. п. 26. ISBN 978-81-87111-46-7 .
- ^ Стелла Крамриш (1992). Присутствие Шивы . Издательство Принстонского университета. стр. 293–4, 297. ISBN. 978-0-691-01930-7 .
- ^ Девдутт Паттанаик (2006). Шива Шанкаре: расшифровка фаллического символа . Источник Инда. п. 29. ISBN 978-81-88569-04-5 .
- ^ Рамакришнананда, Свами (7 апреля 2022 г.). Жизнь Шри Рамануджи . Шри Рамакришна Матх.
- ^ Наяр с. 104
- ^ Перейти обратно: а б с д Гупта п. 187
- ^ Гупта стр. 263–4
- ^ Гупта с. 195
- ^ Наяр с. 145
- ^ Британский музей; Анна Либера Даллапиккола (22 июня 2010 г.). Картины Южной Индии: Каталог коллекции Британского музея . Mapin Publishing Pvt Ltd. с. 27. ISBN 978-0-7141-2424-7 . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ КВ Раман (1 июня 2003 г.). Храм Шри Варадараджасвами, Канчи: исследование его истории, искусства и архитектуры . Публикации Абхинава. п. 202. ИСБН 978-81-7017-026-6 . Проверено 1 января 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- Санджукта Гупта (1972). Лакшми Тантра и текст Панчаратры . Архив Брилла. стр. 263–. GGKEY:20P66TDPELS . Проверено 1 января 2013 г.
- Нэнси Энн Наяр (1992). Поэзия как теология: Шриваишнава Стотра в эпоху Рамануджи Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 145–. ISBN 978-3-447-03255-1 . Проверено 2 января 2013 г.
- Рошен Далал (5 октября 2011 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 100-1 Откр. 20, 270, 460–462. ISBN 978-0-14-341421-6 . Проверено 1 января 2013 г.