Торопиться
Торопиться | |
---|---|
Король Змей [ 1 ] | |
Другие имена | Шешанага, Ананта, Адишеша, Санкаршана |
Принадлежность | Вайшнавизм |
Обитель | Вайкунтха , Кшира Сагара , Патала |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Многие, включая Манасу , Васуки и Такшаку. |
Супруга | Нагалакшми |
Дети | Сулочана |
Часть серии о |
Вайшнавизм |
---|
Шеша ( санскрит : शेश , латинизированное : Шеша , букв. «Остаток»), [ 3 ] также известен своими эпитетами Шешанага ( санскрит : शेषनाग , латинизированный : Шесанага , букв. «Змея Шеша») и Адишеша ( санскрит : आदिशेष , латинизированный : Адишеша , букв. 'Первый Шеша'), — змеиный полубог ( нага ) и царь змей ( Нагараджа ), а также первобытное существо творения в индуизме . В Пуранах говорится, что Шеша держит на своих капюшонах все планеты вселенной и постоянно воспевает славу Вишну всеми своими устами . Его иногда называют Ананта Шеша .
Форма Вишну Нараяны часто изображается отдыхающим на Шеше в сопровождении своей супруги Лакшми . Шеша считается одним из двух ездовых животных Вишну наряду с Гарудой . Говорят, что он спустился на Землю в следующих человеческих формах или воплощениях: Лакшмана , брат воплощения Вишну Рамы во время Трета-юги , и, согласно некоторым традициям, как Баларама , брат воплощения Вишну Кришны во время Двапара-юги . Согласно Махабхарате (Ади Парва), его отцом был Кашьяпа , а матерью Кадру , хотя в других источниках он обычно является первобытным существом, созданным Вишну.
Его имя означает «тот, кто остается» от санскритского корня «шиш » , потому что даже когда мир разрушается в конце каждой кальпы , Шеша остается таким, какой он есть.
Форма
[ редактировать ]Шешу обычно изображают в массивной форме, которая плывет, свернувшись клубочком, в пространстве или в Молочном океане , образуя ложе, на котором лежит Вишну. Иногда его изображают пятиглавым, семиглавым или десятиглавым змеем ; но чаще всего это тысячеглавая, или пятитысячеголовая, или даже тысячеглавая змея ; иногда на каждой голове была богато украшенная корона. [ 4 ] [ 5 ]
Происхождение и легенды
[ редактировать ]Согласно Махабхарате , Шеша родился у мудреца Кашьяпы и его жены Кадру . Кадру родила тысячу змей, старшим из которых был Шеша. После Шеши Васуки , Иравати и Такшака родились (в таком порядке). Многие братья Шеши были жестокими и стремились причинить вред другим. Они были недоброжелательны даже к Гаруде , который был сыном Кашьяпы от Винаты , сестры Кадру. (Кадру и Вината были дочерьми Дакши).
Шеша, возмущенный жестокими действиями своих братьев, оставил свою мать и родственников и принял суровое покаяние. Он жил в воздухе и медитировал в таких местах, как Гандхамадхана, Бадрикашрам, Гокарна, Пушкара и Гималаи . Его покаяние было настолько суровым, что его плоть, кожа и мышцы высохли и слились с его телом. Брахма , убежденный в воле Шеши, попросил Шешу попросить о даре. Шеша попросил, чтобы он мог держать свой разум под контролем, чтобы продолжать совершать аскетические покаяния. Брахма с радостью принял просьбу. Затем Брахма попросил Шешу об одолжении: спуститься под ненадежную землю и стабилизировать ее. Шеша согласился, отправился в преисподнюю и стабилизировал Бхуми своим капюшоном. Считается, что он поддерживает ее даже сегодня, сделав Паталу своей постоянной резиденцией. [ 6 ]
Вишну и Шеша
[ редактировать ]Шеша обычно изображается плавающим в океане меняющегося мира, образующим ложе изначальной формы Вишну, то есть Нараяны , Васудевы или, в более позднем пураническом вайшнавизме, Махавишну .
В «Бхагавата-пуране » Шешу называют Санкаршаной, тамасической энергией самого Нараяны, и говорят, что он живет глубоко во внутренних слоях Паталы , где обитает множество змей с драгоценными камнями на головах и где он правит как ее правитель. Говорят, что он существовал до сотворения Вселенной. Когда вселенная приближается к концу, он создает 11 Рудр из змей, чтобы разрушить вселенную и создать новую.
Санкаршана также является одной из четырех вьюх , или примитивных форм Вишну, остальные три — Васудева , Прадьюмна и Анируддха .
В рассказах Гаудии Санкаршана расширяет себя как Гарбходакшайи-Вишну в начале вселенной, чтобы создать Брахму . Другими словами, Санкаршана считается самим Нараяной.
В первых нескольких главах Пуран также говорится, что Санкаршана проповедовал Бхагавату Четырем Кумарам , которые, в свою очередь, передали это послание. В какой-то момент послание было передано мудрецу Майтрее , который, в свою очередь, проповедовал его Видуре .
Свадьба
[ редактировать ]По преданиям, Шеша женат на Нагалакшми . Согласно Гарга Самхите , она считается олицетворением божественного океана, называемого Кшира Сагара . [ 7 ] [ 8 ]
Аватары
[ редактировать ]Считается, что Шеша принял шесть воплощений на земле. Во время Сатья-юги он сошел в своей первоначальной форме, чтобы образовать место для аватара Вишну , Нарасимхи , который воплотился, чтобы убить нечестивого Хираньякашипу .
В Трета-югу Шеша родился как Лакшмана , брат Вишну (как Рама ). Лакшмана — очень выдающийся персонаж Рамаяны, наряду с Хануманом и Ситой . Его супруга Нагалакшми родилась как Урмила , сестра Ситы. [ 9 ] [ 10 ]
во время Двапара-юги Сообщается, что он снова воплотился как Баларама как брат Вишну (как Кришна). Это часто оспаривается первоначальными составами Дасаватара , где Баларама также считается воплощением Вишну. Его супруга родилась как Ревати , дочь короля Какудми . [ 11 ] [ 12 ]
В Кали-югу , согласно традиции Шри-Вайшнавов , он родился как Патанджали , Рамануджа и Манавала Мамунигал . [ 13 ] Его не сопровождал Бог во время Кали-юги. Вместо этого он воплотился один, чтобы распространить преданность среди людей, будучи мирным воплощением.
Шри-вайшнавизм также утверждает, что Баларама является воплощением Вишну и Шеши. В « Бхагавад-гите» посреди поля битвы Курукшетра Кришна, объясняя свою вездесущность, говорит: «Из Нагов я — Ананта», указывая на важность Шеши.
Гаудия-вайшнавизм утверждает, что Шеша воплотился как Нитьянанда , друг и спутник Чайтаньи Махапрабху , который описывается как воплощение Кришны . Согласно текстам и писаниям Гаудия -сампрадаи , внешность Нитьянанды Прабху была очень похожа на Балараму (воплощение Шеши). [ нужна ссылка ]
Литература
[ редактировать ]Брахма -пурана описывает качества Ананты: [ 14 ]
Даитьи и Данавы не способны перечислить его хорошие качества. Его почитают дэвы и небесные мудрецы. О нем говорят как об Ананте. У него тысяча капюшонов, и он явно украшен свастичными орнаментами, лишенными примесей. Он освещает все помещения тысячами драгоценностей на своих капюшонах.
Ради благополучия вселенной он лишает асуров их доблести. Его глаза кружатся и блуждают из-за опьянения. У него всегда только одна серьга.
В короне и венках он сияет, как белая гора, пылающая огнем.
Он одет в синие одежды. Он опьянен гордостью. Он сияет белыми гирляндами. Он высок, как гора Кайласа, куда падает небесная Ганга. Он положил руку на лемех плуга; он держит отличную железную дубинку. Его сопровождает воплощенное великолепие Варуны.
В конце Кальпы Рудра в образе Санкаршаны выходит из его рта, пылая, как пламя ядовитого огня, и пожирает три мира.
Он держит всю сферу мира, возвышающуюся над ним, как вершину.
- Брахма Пурана , глава 19.
Брахманда-пурана также описывает Шешу в Патале:
Своими двумя тысячами глаз, красноватого сияния восходящего солнца, и своим белым и блестящим телом он похож на гору. Кайласа окружена скоплениями пламени. У него белый цвет лица, как у Луны и цветов Кунда. Поэтому пучок его глаз сияет, как пучок полуденных солнц на вершине белой горы (Швета Парвата).
У него огромное ужасное тело. Когда он (отдыхает) в своей полулежащей позе на своем ложе, он выглядит как тысячепиковая гора огромных размеров (отдыхает) над землей.
Этому (чрезвычайно) огромному повелителю змей, самому великолепию, прислуживают чрезвычайно мудрые и благородные великие змеи огромного телосложения. Он царь всех змей. Он Ананта, Шеша, чрезвычайно блестящий.
- Брахманда Пурана , глава 20.
Бхагавата Пурана приравнивает Шешу и Балараму:
Главным проявлением Господа Вишну является Санкаршана, известный как Ананта. Он — источник всех воплощений в этом материальном мире. До явления Господа Шри Кришны этот изначальный Санкаршана появится как Баладева, просто чтобы доставить удовольствие Верховному Господу Шри Кришне в Его трансцендентных играх».
— Бхагавата-пурана , 10.1.24.
В Бхагавад-гиты 29-м стихе главы 10 Кришна описывает 75 своих обычных проявлений и заявляет: «ананташ ча асми наганам» : Среди нагов (особого класса змей) Я — бог-змей Ананта .
-
Нарасимха , человеко-льв-воплощение Вишну, восседающий на кольцах Шеши, с семью головами Шеши, образующими балдахин. Статуя в Виджаянагаре .
В популярной культуре
[ редактировать ]Паллийодам , , тип большой лодки-змеи построенной и используемой храмом Аранмула Партхасаратхи в Керале для ежегодных водных процессий Утраттати Джаламелы и Валла Садхьи, имеет легенду о том, что она была спроектирована Кришной и сделана в виде Шеши. [ 15 ]
Столица Кералы , Тируванантапурам , названа в честь Царя Змей и переводится как «Священный город Ананта».
На вики SCP Foundation статья-победитель конкурса SCP-3000 называется "Ананташеша" . В статье рассказывается об SCP-3000, гигантском змееподобном существе, плавающем в Бенгальском заливе, с аномальными способностями, основанными на том факте, что Шеша "задержится до конца". [ 16 ]
Другие имена
[ редактировать ]- Шешанага ( Шеша ) Змей
- Шеша (первая Шеша )
- Ананташеша (Бесконечная Шеша )
- Ананта (бесконечный/бесконечный)
- Альтернативные варианты написания: Сеса , Шеша , Шеша.
- Шеша Саяна или Нагар Сьяна означает Вишну , который спит ( Саяна ) на Шешанаге.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханда 2004 , с. 91.
- ^ Радж, Сельва Дж.; Демпси, Коринн Г. (12 января 2010 г.). Священная игра: ритуальное легкомыслие и юмор в религиях Южной Азии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-1-4384-2981-6 .
- ^ Хак, Кайзер (12 октября 2015 г.). Триумф Змеиной Богини . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-91511-4 . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. п. 288. ИСБН 978-0-8160-7564-5 .
- ^ Ченни Падманабхан. Концепция Тируппавай Шри Андала . RP Publications, 1995 - Кришна (индуистское божество) в литературе - 296 страниц. п. 87.
- ^ Мбх , Ади Парва
- ^ Гарга Самхита . Расбихари Лал и сыновья. 2006. ISBN 978-81-87812-98-2 .
- ^ Шригаргасамхита: Киртибхашасарасахита (на санскрите). Вьяса Балабакша Шодхасамстхана. 2000 г.
- ^ www.wisdomlib.org (24 июня 2012 г.). «Урмила, Урмила, Урмила: 9 определений» . www.wisdomlib.org . Проверено 10 сентября 2022 г.
- ^ Агарвал, Шубхи (20 апреля 2022 г.). ЛакшмиЛа: История вечной любви . Ом Букс Интернешнл. ISBN 978-93-92834-21-9 .
- ^ Ревати. «Дочь царя Райваты и жена Баларамы».
- ^ Далал, Roshen (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-277-9 .
- ^ «Манавала Мамунигал» . ачарья.орг . Архивировано из оригинала 27 марта 2023 года . Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (17 марта 2018 г.). «Величина преисподних миров [глава 19]» . www.wisdomlib.org . Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ «Объяснение: что такое паллиодам и почему актер из Кералы был арестован за фотосессию на нем» . минута новостей . Архивировано из оригинала 13 сентября 2021 года . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Случайный день; Бен «djkaktus» Сиссон; Джорет (25 марта 2017 г.). «SCP-3000 — Ананташеша» . Фонд SCP . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 25 января 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ханда, Ом Чанда (2004), Культы и традиции нагов в Западных Гималаях , Indus Publishing, ISBN 978-8173871610