Бутуан (историческое государство)
Древний Бутуан Но'бан [1] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
До 1001–1597 гг. [2] [3] | |||||||||
Капитал | звезда | ||||||||
Общие языки | Глупый , [4] Старомалайский , другие висайские языки | ||||||||
Религия | Индуизм , буддизм и анимизм | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | До 1001 года | ||||||||
• Первая историческая справка из династии Сун . записей | 1001 | ||||||||
• Кровавый договор с Фернаном Магелланом | 31 марта 1521 г. | ||||||||
• Христианизация государства при Силонгане | 1567 | ||||||||
• Территория, завоеванная Испанией | 8 сентября 1597 г. [2] [3] | ||||||||
Валюта | Пилонцитос , [5] бартерные кольца | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Филиппины |
Часть серии о |
Доколониальная история Филиппин |
---|
Смотрите также: История Филиппин |
Бутуан , также называемый Раджанатом Бутуана и Королевством Бутуан ( филиппинский : Kaharian ng Butuan ; Butuanon : Gingharian hong Butuan ; Cebuano : Gingharian sa Butuan ; китайский : 蒲端國 ; пиньинь : Púduānguó ), был доколониальным Бисая государством ( лунгсод ). ) сосредоточен вокруг северо-восточного острова Минданао в современном Бутуане , Филиппины . Он был известен своей добычей золота, золотыми украшениями и другими товарами, а также обширной торговой сетью в морской Юго-Восточной Азии и других местах. За свою долгую историю лунгсод имел прямые торговые отношения с древними цивилизациями Китая , Чампа , Дай Вьет , Пони (Бруней), Шривиджая , Маджапахит , Камбуджа и даже Персия , а также с территориями, которые сейчас входят в состав Таиланда . [6] [7]
Балангай (старая река Агусан) , (большие лодки с выносными опорами), которые были найдены на восточном и западном берегах реки Либертад многое рассказали об истории Бутуана. В результате Бутуан считается крупным торговым портом в регионе Карага в доколониальную эпоху. [8]
Этимология
[ редактировать ]Считается, что название Бутуан существовало задолго до прибытия испанских конкистадоров на Филиппинский архипелаг. Одним из возможных указаний на это является печать из слоновой кости носорога с рисунком, вырезанным древним яванским письмом или ранним письмом кави (использовавшимся примерно в 10 веке нашей эры), которое, по мнению голландского ученого, было расшифровано как Бут-ван . Другая версия предполагает, что название происходит от слова батуан , фрукта, родственного мангостину, распространенного на Минданао. Другая альтернатива заключается в том, что название происходит от Дату Бантуан, возможно, бывшего места региона. [9]
Историография
[ редактировать ]Китайские пластинки
[ редактировать ]что Бутуань был в контакте с династией Сун китайской Факты указывают на то , по крайней мере к 1001 году нашей эры. Юаньская летопись Сун Ши зафиксировала первое появление данной миссии Бутуана (Лиджехан 李竾罕 и Цзяминань) при Китайском императорском дворе 17 марта 1001 года нашей эры. [ нужна ссылка ] Бутуан (или Буотуань 蒲端 на среднекитайском языке ) примерно в то время был центром добычи и торговли золотом на северо-востоке Минданао, известным производством металлических инструментов и оружия, музыкальных инструментов и золотых украшений. [10] Бутуан описывался как индуистское королевство с буддийской монархией. [11] Вождь (или «король») Бутуана по имени Килинг. [12] отправил посланника под руководством Ихсу-хана с официальной меморандумом с просьбой о равном статусе в судебном протоколе с посланником Чампа . Исследователь Эрик Казино считает, что имя Килинг имеет не висайское, а скорее индийское происхождение, поскольку Килинг относится к народу Индии . [11] [13] В Седжара Мелаю (Малайские летописи) из соседней страны Малайзии келинги с аналогичной формулировкой называются иммигрантами из Индии . [14] Просьба Раджи Килинга о дипломатическом равенстве в протоколе по отношению к его раджанату была позже отклонена Императорским двором Китая, главным образом из-за фаворитизма по отношению к цивилизации Чампа. [15]
Новому радже по имени Шри Бата Шаджа позже удалось добиться дипломатического равенства с Чампой, отправив яркого посла Ликанси. Ликанси шокировал императора Чжэньцзуна , преподнеся мемориал, выгравированный на золотой табличке, немного белого дракона ( байлонг 白龍 ) камфоры , молуккскую гвоздику и раба из Южного моря накануне важного церемониального государственного жертвоприношения. [16] Эта демонстрация непочтительности вызвала интерес со стороны Китая, и дипломатические отношения между двумя государствами достигли своего пика во времена династии Юань . Позже, в 1300-х годах, китайская летопись Наньхай Чжи сообщила, что Бруней вторгся или управлял филиппинскими королевствами Бутуан, Сулу и Ма-и (Миндоро), которые позже восстановили свою независимость. [17] После одновременного восстановления своей независимости вместе со своими двоюродными братьями из Бутуанона, тогдашнего индуистского государства Сулум , которое было основано висайскими иммигрантами из Бутуана и Суригао на архипелаге Сулу, [18] отомстили за вторжение в свои королевства, ответив на вторжение в Пон-и (Бруней) и украв две священные жемчужины у раджи Пон-и. [19]
Испанский колониальный период
[ редактировать ]первая католическая месса Во время экспедиции Магеллана на Филиппинах была проведена . Месса состоялась 31 марта 1521 года на острове Мазауа (Лимасава) под руководством раджи Коламбу и сопровождалась раджей Сиагу , в то время раджей Бутуана. [20] [21]
В 1596 году испанская католическая миссия во главе с иезуитами под руководством о. Валерио де Ледесма начал в Бутуане создание испанского плацдарма на Минданао для борьбы с растущей угрозой Мороса. 8 сентября 1597 года в Бутуане была открыта первая церковь, подчинившая Бутуан испанскому правлению. «Воспоминания августинцев» в конечном итоге заменили иезуитов. [22] [23] [2]
Раскопанные артефакты
[ редактировать ]В районе Бутуана были найдены многочисленные кувшины, свидетельствующие о богатстве королевства и существовании иностранных традиций. [24] Некоторые из этих банок датированы следующим образом:
- Сатинг Пхра (900–1100 гг. Н.э.)
- Харипунджая (800–900 гг. н. э.)
- Японцы (12-16 вв. н. э.) [25]
- Династия Сун (1001–1271)
- Династия Юань (1271–1368)
- Династия Мин (1368–1521)
- Кхмерская империя (802–900 гг. н.э.)
- Королевство Сукхотай (1300–1400 гг.)
- Чампа (10:00–1200)
- Персидский (9-10 вв. н. э.)
В окрестностях археологического памятника Амбанган в Либертаде были обнаружены артефакты, подтверждающие исторические сведения о том, что Бутуан торговал с Индией . [26] Япония , ханьский Китай и страны Юго-Восточной Азии в эти периоды. [6]
Записанные монархи
[ редактировать ]Королевский титул правящего раджи | События | От | До |
---|---|---|---|
наклонный |
| 1001 [27] | 1009 [27] |
Шри Бата Шаджа | Миссия Ликанси | 1011 [27] | ? |
Диаграмма Сиагу [28] | Кровавый договор с Фернаном Магелланом | ? | 1521 |
Линампас | Сын Сиагу | 1521 | 1567 [29] |
приют | Правитель Бутуана, обращенный в христианство и крещенный как Фелипе Силонган. | 1567 | 1596 [29] |
Современный комментарий
[ редактировать ]Испанские хронисты, ступив на Бутуан, заметили, что золота было так много, что даже дома были украшены золотом; «Кусочки золота размером с грецкий орех и яйца найдены путем просеивания земли на острове того короля, пришедшего на наши корабли. Вся посуда этого короля сделана из золота, а также некоторая часть его дома, как нам рассказал сам этот король ... На голове у него было шелковое покрывало, а в ушах вделаны две большие золотые серьги ... На боку у него висел кинжал, рукоять которого была довольно длинной и вся из золота, а его ножны из резного дерева, и на каждом зубе у него было по три золотых пятна, и зубы его были как бы окованы золотом». Как написано Антонио Пигафеттой о радже Сиагу из Бутуана во время путешествия Магеллана. [30] Отношения Раджахната Бутуан с другими филиппинскими королевствами сложны, поскольку они имели семейные связи как с Раджахнатом Себу , так и султанатом Сулу, которые находились в религиозной оппозиции. Раджа Сиагу из Бутуана был двоюродным братом раджи Хумабона из Себу . Раджахната [32] однако одновременно с этим в Бутуане также родился султан Батара Шах Тенга из Сулу, который правил как султан в 1600 году и который, как говорили, был настоящим уроженцем Бутуана. [33]
Древний Бутуан использовал золото в религиозных изображениях и королевских предметах, таких как короны, повязки на голову, ожерелья, пояса, пояса, украшения для ушей и браслеты. Его также использовали на похоронах как посмертную маску и как прикрытие для глаз, носа и рта умершего. [34]
Бутуан был настолько богат сокровищами, что хранитель музея Флорина Х. Капистрано-Бейкер заявила, что он даже богаче, чем более известное западное морское королевство Шривиджая ; «Удивительные количества и впечатляющее качество золотых сокровищ, обнаруженных в Бутуане, позволяют предположить, что его процветающее портовое поселение играло до недавнего времени малопризнанную роль в ранней торговле Юго-Восточной Азии. Удивительно, но количество золота, обнаруженного в Бутуане, намного превышает количество найденного на Суматре, где Говорят, что здесь находится гораздо более известное процветающее королевство Шривиджая». [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 марта 2017 года . Проверено 28 февраля 2017 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шреурс, Питер (1982). «Четыре флага над Бутуаном» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 10 (1/2): 26–37. ISSN 0115-0243 . JSTOR 29791752 .
- ^ « Город Бутуан – исторический город и дом балангаев » .
- ^ Фред С. Кабуанг (6 сентября 2007 г.). «Спасение бутуанского языка» . Архивировано из оригинала 30 августа 2008 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Окампо, Амбет Р. (30 августа 2011 г.). « Пилонцитос» и «золотой век Филиппин » . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Культурное влияние Индии, Китая, Аравии и Японии» . Филиппинский альманах . 14 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 г.
- ^ «Археологические памятники Бутуана» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Леализ, Сиа (4 февраля 2009 г.). «Открытие древнего королевства Бутуан» . Филиппинская звезда . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «Исторический Бутуан» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2009 года . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Абиналес, Патрисио Н.; Аморосо, Донна Дж. (2005). Государство и общество на Филиппинах . Издательство Rowman & Littlefield. п. 36. ISBN 9780742568723 .
Еще одно филиппинское топоним, фигурирующее в торговых записях Сун, - это Бутуан, центр добычи и торговли золотом на северо-востоке Минданао, который отправил свою первую дань-миссию в Китай в 1001 году. С десятого по тринадцатый века Бутуан был известен производством металлических инструментов и инструментов. оружие (лезвия, ножи и снаряды), музыкальные инструменты (колокольчики, тарелки и гонги) и золотые украшения (серьги, пряжки и кольца).
- ^ Jump up to: а б «Культурные и цивилизационные связи между Индией и Юго-Восточной Азией» Под редакцией: Шьям Саран (стр. 96).
- ^ Скотт, Уильям Генри (1989). Филиппинцы в Китае до 1500 года . Программа изучения Китая, Университет Де Ла Саль. ОСЛК 22641804 .
Бутуан, похоже, приобрел некоторую известность. В течение четырех лет его король Килин (Ци-лин) ежегодно отправлял миссии: например, 3 октября 1003 года министр Лицжихан и помощник министра Гаминан подарили красных попугаев в дополнение к обычным местным продуктам, таким как панцирь черепахи.
- ^ Казино Эрик. «Барангайцы Бутуана, Китая и зоны Сулу» Азия Минданао: Диалог мира и развития (2014 г.):
- ^ «Исторический взгляд на слово «келинг» » . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Скотт, Уильям (1984). Доиспанские исходные материалы: для изучения истории Филиппин (переработанная редакция). Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 66. ИСБН 9711002264 .
- ↑ Сон Ши, главы с 7 по 8.
- ↑ От Цюаньчжоу до зоны Сулу и за ее пределами: вопросы, относящиеся к началу четырнадцатого века . Автор: Родрих Птак. Страница 280
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы . п. 164. ИСБН 978-971-550-135-4 .
- ↑ Бруней заново открыт: обзор ранних времен Роберта Николла, стр. 12, со ссылкой на: «Грюнвельдт, примечания, стр. 112»
- ^ Валенсия, Линда Б. «Лимасава: место первой мессы» . Филиппинское информационное агентство . Ops.gov.ph. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
- ^ Лакуата, Роуз Кармель (20 августа 2020 г.). «Лимасава, а не Бутуан: правительственные историки подтверждают место проведения пасхальной воскресной мессы 1521 года в PH» . Новости АБС-ЦБН .
- ^ Миссия, иезуит Букиднон. «Миссия иезуитов Букиднона» . Иезуитская миссия Букиднона . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Затем Рика. «Орден воспоминаний Августина» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Луна, Лилиан (2004). МАПЭХ для школьников . Книги по искусству и книги по истории. St Bernadette Publications Inc. ISBN 971-621-327-1 .
- ^ Манансала, Пол Кекай (5 сентября 2006 г.). «Квесты клана Дракона и Птицы: Лусонские Банки (Глоссарий)» . Квесты Клана Дракона и Птицы . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Кирино, Карл (1 сентября 2010 г.). «Королевство Бутуан» . Фонд Бульвагана . Проверено 8 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Круз, Фрэнсис Антуанетта; Адионг, Нассеф Манабиланг, ред. (2020). Международные исследования на Филиппинах: отображение новых рубежей в теории и практике . Международные отношения в Юго-Восточной Азии (иллюстрированное изд.). Рутледж. п. 24. ISBN 9780429509391 .
- ^ Саран, Шьям, изд. (2018). Культурные и цивилизационные связи между Индией и Юго-Восточной Азией: исторические и современные измерения . Спрингер. п. 97. ИСБН 9789811073175 .
- ^ Jump up to: а б Шреурс, Питер (1989). Карага Антигуа 1521–1910: латиноизация и христианизация Агусана, Суригао и Восточного Давао (магистерская диссертация). Город Себу : Университет Радбауд и Университет Сан-Карлоса . п. 113.
- ^ Пигафетта, Антонио (2007). Первое кругосветное путешествие, 1519–1522: отчет об экспедиции Магеллана . Университет Торонто Пресс. п. 37. ИСБН 978-0-8020-9370-7 .
- ^ Сала-Боза, Астрид (2006). «Генеалогия Хари Тупас: этноистория власти и иерархии вождя в Сугбу как протогосударстве». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 34 (3): 253–311. JSTOR 29792596 .
- ↑ В книге «Агинид» рассказывается о том, что Себу был основан Батаугонгом и Балинтаваком, предположительно прадедом Хумабона. Далее в книге рассказывается, как потомки этой пары основали свои собственные вождества, и повествование показывает, что правители Бутуана, например, были родственниками Хумабона. [31]
- ^ Скотт 1994 , с. 164.
- ^ tech (27 октября 2022 г.). «Булаван: раннее филиппинское золото и отпечатки индуистского буддизма» . ВЕРА Файлы . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ «Королевство Бутуан» . Филиппинское золото: сокровища затерянных королевств . Азиатское общество Нью-Йорка . Проверено 8 марта 2019 г. -Нажмите на подраздел «Королевство Бутуан» для получения точной цитаты.-