Jump to content

Кутияпи

Магинданао Кутияпи с мотивами окир .

Кутияпи - , или кудьяпи , — филиппинская двухструнная ладовая лютня лодочка . Его длина составляет от четырех до шести футов, а девять ладов сделаны из затвердевшего пчелиного воска . Инструмент вырезан из твердой мягкой древесины, например джекфрута .

Общее для всех инструментов кудьяпи постоянное гудение играется на одной струне, в то время как другая, на октаву выше гудения, воспроизводит мелодию с помощью кабита или щипка из ротанга (в настоящее время обычно изготавливаемого из пластика). Эта особенность, которая также характерна для других родственных «лодочных лютнь» Юго-Восточной Азии , также известных как «крокодиловые лютни», является родной для этого региона.

Это единственный струнный инструмент среди народа палавано и один из нескольких среди других групп, таких как маранао и манобо . [ нужна ссылка ]


Региональные названия

[ редактировать ]

На различных филиппинских языках инструмент также называют: кутьяпи , кутиапи ( Магинданаон ), котяпи ( Маранао ), котапи ( Субанон ), фегеренг ( Тирурай ), фаглонг , фуглунг ( Б'лаан ), [1] кудьяпи ( Букиднон и Тагбанва ), хегелонг ( Тболи ), куглонг , кадлонг , кудлонг или кудлунг ( Манобо , Мансака , Мандая , Багобо и Центральный Минданао ), [2] [3] [4] и кушьяпи ( Палаван ). [5]

На Палаване

[ редактировать ]

В Палавано можно расположить лады из пчелиного воска по разным узорам, в результате чего инструмент получит две разные гаммы. Это биналыг , более высокая тональная гамма, похожая на пелог и сопутствующий стиль, используемый для имитации кулинтанга , и диналадай , более низкая пентатоническая гамма, используемая для обучения абстрактным зрелым произведениям.


В диналадае несколько уровней сложности вращаются вокруг основных композиций: Патентек , Патундуг , Банутун и Минудель ; Patentek — самый простой, Minudel — самый сложный.

Пьесы в гамме Биналиг включают несколько архаичных композиций, которые сейчас не исполняются на кулинтанге , в том числе Малапанкуно (петушиный крик) и Мапалендад .

Любая пьеса, к названию которой прикреплен кинукулинтанган , имитирует стиль инструмента кулинтанг, из которого синулог - кинукулинтанган ; пьеса, украшающая основную мелодию кулинтанга синулог а кангунгудан Наиболее популярной является .

Кутияпи может сопровождаться, а может и не сопровождаться одним из нескольких типов флейт; палендаг , сулинг , инси или тампонг . Пение обычно используется в целях ухаживания.

Среди народов Бангсаморо

[ редактировать ]

Среди Маранао - пьесы, исполняемые с использованием гамм багу и андунг (эквиваленты гамм биналиг и диналадай , используемых Магинданао), и в отличие от пьес Магинданао, кутияпи также используется в качестве аккомпанирующего инструмента для байока или эпических песнопений. Примеры старых произведений андунг включают Канганатан и Мамайог Акун .

Кудяпи (котьяпи) также был одним из инструментов в нескольких старых легких ансамблях, в том числе в ансамбле касаяо-са-синкиль/касинкиль , оригинальном музыкальном сопровождении танца синкиль (сейчас редко используемом в пользу традиционных кулинтанг ансамблей ). ). В этом ансамбле котяпи сочетается с варганом ( кубинг ), сулингом , парой небольших двуглавых барабанов, известных как ганданган (барабан сейчас редко используется среди маранао в пользу одноголового дадабуана ) и одинарным кулинтангом , в аккомпанемент бамбуковым шестам, используемым в танце.

Еще одним архаичным ансамблем, в который входил котьяпи, был капаниронг , или ансамбль ухаживания, в котором котьяпи использовался с кубингом , небольшой флейтой инси , двухструнной бамбуковой цитрой серонгаганди и медным подносом тинтик .

Выступления дня и воскресенья

[ редактировать ]

И среди магинданао, и среди маранао также используются гораздо более поздние неформальные стили. Dayunday - это исполнение перед публикой с использованием импровизационного вокального стиля, основанного на жанрах сангел са вата (традиционная колыбельная) и байок (эпическое пение а капелла ), исполняемое в гаммах биналыг или диналадай , которое используется во время свадеб. избирательные кампании, религиозные праздники, такие как Ид , или другие большие собрания. Dayunday . обычно настраивает известных музыкантов обоих полов друг против друга в словесных шутках и соревнованиях

С приходом глобализации важность кутияпи уменьшилась, поскольку вместо этого артисты взяли в руки гитару , поскольку она громче. [6]

Наши группы Лумад

[ редактировать ]
Лумад кудьяпи (справа) во время Каамуланского фестиваля в 2016 году. Букиднон

Среди групп Т'Боли , Манобо и других групп Лумад инструмент (известный как хегелунг , кудьяпи или федлунг ) настроен на мажорную пентатонику. Среди таких групп, как Багобо , кутияпи ( кудлунг ) также используется как смычковый инструмент и обычно на нем играют для сопровождения импровизированных песен.

Характерным отличием Минданаон Моро кутияпи от неисламизированных эквивалентов Лумада является стиль и постановка вокального сопровождения. Среди групп Лумад кудьяпи и вокалист являются отдельными исполнителями, причем вокалисты используют свободный метод пения поверх ритма инструмента, тогда как среди Магинданао и Маранао существуют заданные ритмы - фразы, связанные с мелодией. кутияпи, при этом игрок может выступать в качестве вокалиста ( байока ), если это необходимо.

В Висайских островах

[ редактировать ]

Кудьяпи кубинг был обнаружен среди таких групп, как бисайцы, чья распространенность, как и и другие музыкальные инструменты, распространена или была обнаружена в других частях Филиппин. [7]

Кудьяпи представляла собой разновидность небольшой лютни, вырезанной из цельного куска дерева, с добавлением для резонанса брюшка из половины скорлупы кокосового ореха, с двумя или тремя проволочными струнами, перещипываемыми перьевым медиатором, и тремя или четырьмя ладами, часто из металла. . Тело называлось сунгар-сунгар или бурбувая ; шея, бурубункун ; струны, дулос ; гриф, пидя ; и колки, бирик-бирик . Свиток назывался апил-апиль или сайонг , так же, как и роговидные выступы на концах конька дома. На кудьяпи играли только мужчины, в основном для сопровождения своих любовных песен. Женским эквивалентом был корлонг, своего рода цитра, сделанная из одного узла бамбука со струнами, вырезанными из кожицы самого бамбука, каждая из которых поднималась и настраивалась на двух маленьких мостиках, и на ней играли обеими руками, как на арфе. Вариант формы имел ряд более тонких тростей, из каждой из которых была отрезана веревка. — Уильям Генри Скотт [8]

Тагальское ожидание

[ редактировать ]

В то время как кутьяпи уже был забытым инструментом среди тагалогов , его следы остались только в народных песнях, таких как Sa Libis ng Nayon , струнный инструмент исторически использовался тагалогами, как упоминается в - иезуита Педро Чирино монаха Relacion de las Islas Filipinas (1604 г.), который называется кутяпи . В отличие от своих южных аналогов, тагальский кутяпи был четырехструнным инструментом. По словам Чирино: [9]

Они [тагалоги] чрезвычайно вежливы и нежны в общении и любят писать друг другу с предельной уместностью и самой деликатной утонченностью. Поэтому они очень любят петь серенады. И хотя их гитара, которую они называют кутьяпи , не очень изобретательна, а музыка не очень изысканна, она вполне приятна, и особенно им. Они играют на нем с таким мастерством и энтузиазмом, что заставляют говорить его четыре струны. Там общепризнан факт, что, просто играя в них, не говоря ни слова, они могут выразить и понять все, что им заблагорассудится, чего нельзя сказать ни о какой другой нации. Бисайцы более бесхитростны...

Последующие записи испанских монахов Диего де Бобадилья , SJ (1590–1648), и Франсиско Колина , SJ, которые оба были на Филиппинах в первой половине 17 века, отражали то же самое в своих трудах при описании инструмента и его использования. от Tagalogs, но в отличие от первых двух, Колин упомянул только инструмент, имеющий «две или более струны», а не четыре. Написание инструмента различалось в разных словарях и записях, сделанных испанцами: первоначально Чирино использовал термин culyapi де Бобадилья , Cutiape , и, наконец, в Vocabulario de la Lengua Tagala , где он по-разному пишется как coryapi и codyapi . Педро де Сан Буэнавентуры этот В «Vocabulario» инструмент сравнивается и с альтом, и с гитарой. Франсиско де Сан-Антонио, приехавший в Пилу, Лагуна , в 1624 году также приравнял кутьяпы к рабелю , написав « Rabel de los naturales (рабель туземцев)». [9]

Никогда не было известно, когда этот инструмент окончательно исчез в истории, поскольку в большинстве словарей до 20-го века все еще были записи корьяпи/кодьяпи .

Похожие инструменты Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]

Подобные инструменты, на которых играют по всему региону, включают и крокодиловые сапе Саравака лютни материковой Юго-Восточной Азии. у них одинаковое название, Какапи Сунда Хотя на Яве — это цитра, а не лютня.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ де Леон, Фелипе М. младший (2006). «Гавад са Манлилиха нг Баян – лауреат 1993 года – САМАОН СУЛАЙМАН и художник-кутьяпи» . Национальная комиссия по культуре и искусству. 2002 . Архивировано из оригинала 10 октября 2006 г. Проверено 12 июня 2006 г.
  2. ^ Нить, Энтони К. (2006). «Музыка коренных народов - Туклас Сининг: Очерки филиппинского искусства » Филиппинское наследие.com . Филиппинский бренд. Архивировано из оригинала 2 декабря 2005 г. Проверено 1 июня 2006 г.
  3. ^ Канаве-Диокино, Корасон (2006). «Филиппинские музыкальные инструменты» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 17 января 2006 г. Проверено 12 июня 2006 г.
  4. ^ де Ягер, Фекке (2006). «Кудьяпи» . Музыкальные инструменты из Филиппин . Проверено 12 июня 2006 г.
  5. ^ де Леон, Филип М. младший. (2006). «Народная артистическая премия – лауреат 1993 года – КТО ЭТО СДЕЛАЛ и ансамбль Базал и Кулилал » Национальная комиссия по культуре и искусству. 2002 . Архивировано из оригинала 1 июля 2006 г. Проверено 1 июня 2006 г.
  6. ^ Меркурио, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин» . PnoyAndTheCity: центр Кулинтанга – дом пасикингов . Проверено 7 июня 2006 г.
  7. ^ «5 традиционных музыкальных инструментов Филиппин, которые вам следует изучить» . Pinoy-Culture.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 г. Проверено 12 марта 2016 г.
  8. ^ Скотт, Уильям Генри (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Кесон-Сити: Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 108. ИСБН  971-550-135-4 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Брандейс, Ганс (2012). Лодочные лютни на Висайских островах и Лусоне – следы утраченной традиции (PDF) . Проверено 20 апреля 2021 г. - через ResearchGate.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 448d09f8fc3c310daa394c3d34106dd4__1719740640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/d4/448d09f8fc3c310daa394c3d34106dd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kutiyapi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)