Окир
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( май 2021 г. ) |

Окир , также пишется окил или уккил , — это термин, обозначающий прямолинейные и криволинейные растительные узоры и народные мотивы , которые обычно можно найти среди народов моро и лумад на Южных Филиппинах , а также в некоторых частях Сабаха . Он особенно связан с произведениями искусства племен Маранао и Сама (Баджао), хотя его также можно встретить в меньшей степени среди групп Магинданао , Иранун , Таусуг , Якан и Лумад. Элементы дизайна различаются среди этих этнических групп, причем наибольшая изысканность наблюдается у маранао. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Истоки окира доисламские . Считается, что они произошли от гораздо более ранних окил или окил-окил традиций декоративной резьбы народа сама (баджао), которые часто бывают очень индивидуалистическими и прямолинейными. Сама — искусные резчики, они украшали ритуальные анимистические предметы, надгробия (как деревянные, так и каменные) и плавучие дома. Эти предшественники рисунков окир все еще можно найти в художественных традициях Маранао в басакских (низменных) районах озера Ланао, и они заметно контрастируют с более поздними плавными рисунками окир . [ 1 ]


Прямолинейные конструкции Сама были переняты и усовершенствованы Маранао для украшения домов тороганов правящего класса дато . Наиболее заметными частями торогана являются панолонг , резные балки пола, созданные по образцу носов лодок аванг. Они выступают в передней части дома и украшены замысловатыми узорами окир , обычно изображающими нагу (морского змея или дракона). Они предназначались для изгнания злых духов. Окир также изображался в центральной балке дома, тинаи а валай («кишечник дома»), имевшей ритуальное значение. [ 1 ]
декоративной резьбы сама, панолонг торогана В отличие от традиций стал символом власти и статуса. Таким образом, они становились все более и более сложными, развивая плавные характеристики, которыми они обладают сегодня. Он сильно повлиял на другие формы искусства Маранао из-за своей связи с рангом и престижем, его стали использовать в текстиле, музыкальных инструментах, контейнерах для бетеля , скульптурах, оружии, серебряных инкрустациях и так далее. Эти конструкции стали стандартом для того, что стало известно как окир . [ 1 ]
Из Маранао это распространилось на близлежащие регионы за счет миграций народа Иранун (потомков купеческих и изгоев Маранао). Элементы окира были переняты соседними народами магинданао , лумад , якан и таусуг на Минданао и архипелаге Сулу ; даже позже оказав влияние на традиции резьбы Сама. Однако он имел ограниченное распространение среди висайцев , сильно исламизированных таусугов, доминирующей этнической группы Сулу. Они считали такую резьбу «языческой». Окир у таусугов обычно ограничивается рукоятками и ножнами оружия. [ 1 ]
Элементы и мотивы
[ редактировать ]Такой же
[ редактировать ]
Более старые традиции резьбы Сама ( окил или окил-окил , иногда называемые уккил у малазийских сама) заметно отличаются от окира Маранао, хотя элементы окира были включены в более поздние резные фигурки Сама. Сама окил не привязан к правилам, как окир , и поэтому имеет тенденцию быть очень изменчивым. Каждый художник вырезает по своему вкусу. Несмотря на это, все еще существуют общие мотивы, которые объединяют их всех как Саму. [ 1 ] [ 2 ]


Сама окыл можно разделить на два типа. Самые древние окил , которые до сих пор сохранились среди анимистов Сама, обычно это морские ветви Сама Дилаут , представляют собой репрезентативные формы искусства, такие как человеческие фигуры. Они отсутствуют в окиль -версиях сама, принявших ислам . Сама окил также отличается дизайном, который представляет собой реалистичную копию естественных форм, а не стилизованный дизайн, как в окир . [ 1 ] Морская тематика особенно распространена, включая изображения дюгоней ( дуйонг ), обычно с человеком, едущим на его спине. [ 2 ] Три наиболее распространенных мотива окила , используемые мусульманскими сама, - это дауан-дауан (мотивы листьев), калун (завитушки и изогнутые линии) и агта-агта или буайя (мотивы рыбы или крокодила). [ 3 ]
Тем не менее, сама окил имеет некоторые общие мотивы с окир . Маранао Считается, что фигура наги (морского змея) связана с мотивами Сама агта-агта . Они являются особенно распространенным мотивом на красиво вырезанных носах, кормах и планширях различных лодок Сама-Баджау. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Окил также имеют большое значение среди самских могильных надгробий ( сундук ), которые встречаются в древних традиционных могильниках народа сама на некоторых (обычно необитаемых) островах Сулу и Тави-Тави . К ним относятся некоторые из древнейших образцов окила , которые обычно вырезаны из кораллов и известняка. Позже стали распространены деревянные резные надгробия, обычно сделанные из лодки, принадлежавшей умершему, или вырезанные из нее. Обычно на них вырезают человеческие фигуры, изображающие умерших. При этом могилы женщин можно узнать по наличию гребней и зеркал, а могилы мужчин - по изображению головных уборов. Могилы детей обычно имеют фигурки меньшего размера. Распространенной относительно недавней традицией является вырезание замысловатых стилизованных каркасов кроватей в качестве надгробий. Эти могилы часто украшаются гирляндами и подношениями еды, что снова отражает древние традиции поклонения предкам ( анито ) сама. [ 2 ]
Маранао
[ редактировать ]
Маранао Мотивы окира настолько стилизованы, что часто легко определить, является ли резьба Маранао или нет. Другие этнические группы обычно вводят другие элементы или мотивы, которые не являются традиционными для оригинального дизайна окир Маранао . В прошлом дизайн окир , особенно для текстиля, был настолько самобытен, что маранао обычно могли определить, из какого региона человек, только по узору малонга и тканым декоративным полосам ( лангкит ). [ 1 ]
Маранао окир можно разделить на две традиции: преимущественно криволинейный «мужской» окир-а-дато и преимущественно прямолинейный «женский» окир-а-бай . В отличие от Сама окила , дизайн окира намеренно стилизован под изображение живых существ из-за исламских убеждений против идолопоклонства . Традиционными существами, представленными в окир, являются нага (морской змей) и сариманок (женский папанок , птица, похожая на петуха, с рыбой в клюве и другой рыбой в когтях). Наги . часто встречаются в дизайне панолонгов , а сариманок обычно размещают на шестах во время торжеств Другие мотивы существ, традиционно изображаемые в окирах, включают крокодилов, попугаев, головы кузнечиков и ласточкин хвост. После контакта с другими культурами Окир также изображал чужеродных животных, в том числе львов, павлинов и слонов. [ 2 ]
К наиболее распространенным отдельным элементам окира относятся следующие: [ 1 ] [ 2 ]
- Зло ( окир-а-дато )
- Сверху или вокруг – лист
- Дианави — узор, напоминающий нави , лезвный столярный инструмент.
- Гаглат — узор, напоминающий глату , небольшой кухонный нож.
- Кианоко — узоры, похожие на ногти.
- Слева – круг
- Нага — морской змей в форме буквы «S».
- Онга – фрукт
- Пако – ветвь папоротника или спираль
- Пако лави — ветвь папоротника, напоминающая петушиное перо.
- Пако лонгат — ветвь папоротника со срезом с одного края.
- Пако най — ветвь папоротника с двумя и более надрезами на одном краю.
- Пиовас – бетеля. семена
- Потёк - бутон
- Тоди – цветок
- Женщина ( окир-а-бай )
- Олан-олан – круг или луна
- Биангон – прямоугольник
- Брокер - квадрат
- Глупость - бриллиант
- Онсод – зигзаг
Эти элементы можно соединить вместе, чтобы создать мотивы. Вот некоторые примеры: [ 1 ] [ 2 ]
- Мужской
- Армалис – сочетание папоротника, листа и почки.
- Бирдо - мотив комбинированных сложных рисунков, распространяющихся горизонтально, вертикально или по диагонали.
- Магойода — мотив простых элементов, повторяющихся по горизонтали.
- Ниага - мотив, в котором изображены наги , а также узоры тоди из листьев, виноградных лоз и цветов.
- Обид-обид или тиали-тали — веревкообразные конструкции, которые обычно используются для бордюров.
- Пако рабонг - мотив папоротника, растущего вертикально, с центральной точкой, от которой узор расходится наружу.
- Женский
- Binotoon - звездные узоры
- Пинагапат – четырехсторонние конструкции в серии
- Пинатола – узор из квадратов разных цветов.
- Сараготинг – крест
Полным рисункам с использованием этих мотивов обычно дают поэтические названия, такие как сапак а мадандинг («ветвь счастья»), раон кайо («листья деревьев») или тринг инда («желтый бамбук»). [ 2 ]
Современные традиции
[ редактировать ]Традиции резьбы по окиру широко распространены среди . жителей Маранао Ремесленники Маранао — промышленная столица Южного Ланао. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Барадас, Дэвид Б. (1968). «Некоторые последствия мотива Окира в искусстве Ланао и Сулу» (PDF) . Азиатские исследования . 6 (2): 129–168. S2CID 27892222 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Перальта, Хесус Т. (1980). «Юго-западное филиппинское искусство» . Антропологические документы (Национальный музей (Филиппины)) (7): 32–34.
- ^ Jump up to: а б Ниммо, Х. Арло (1990). «Лодки Тави-Тави Баджау, архипелаг Сулу, Филиппины» (PDF ) Азиатские перспективы . 29 (1): 51–88. S2CID 31792662 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября.
- ^ Хесуса Л. Пакибот (2016). «Лепа: Море как дом». В Квон Ху (ред.). Традиционные методы судостроения (PDF) . Том. 29. Курьер нематериального культурного наследия Азии и Тихого океана, ЮНЕСКО. стр. 16–17. ISSN 2092-7959 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 мая 2018 года . Проверено 7 июня 2019 г.
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Джун Меркадо (10 ноября 2008 г.). «Резчики, купители-строители» . Новости GMA онлайн . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ «Лодка Лепа» . Национальный музей Филиппин. Архивировано из оригинала 28 июля 2019 года . Проверено 7 мая 2018 г.
- ^ Клиффорд Сатер (2001). «Морское судостроение Бахау в Семпорне» . Траверсе (35–36): 177–198.
- ^ Барадас, Дэвид. «Мотив Окира в Ланао и искусстве Сулу» (PDF) . Семантический учёный . S2CID 27892222 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2019 г.