Сандао
Часть серии о |
Доколониальная история Филиппин |
---|
![]() |
Смотрите также: История Филиппин |
Сандао (三嶋 китайскими иероглифами), также известные как Санью (三嶼) и Саншу (三洲), представляли собой совокупность доиспанских филиппинских государств, записанных в китайских анналах как нация, занимавшая острова Джамаян加麻延 (современные Каламские острова ). ), Балаойю巴姥酉 (современный Палаван ), [1] и Пулихуань蒲裏喚 (недалеко от современной Манилы ). [2] В китайском справочнике «Чжуфан чжи» 諸蕃志 (1225 г.) они были описаны как подчиненные государства более могущественной нации Маи с центром в соседнем Миндоро. [3]
Они описали Сандао так:
Три острова являются подчиненными государствами Майи (Миндоро или залив). Их называют Джямаян (Каламиан), Балаою (Палаван) и Баджинонг (возможно, Бусуанга). На каждом из них есть свои народы, разбросанные по островам. Когда прибывают торговые корабли, они выходят торговать. Их все вместе называют Три острова.
Их обычаи по сути такие же, как у майи. В каждом поселении проживает около тысячи семей. Местность очень гористая, с множеством крутых скал, похожих на стены. Местные жители в целях безопасности живут на возвышенностях и в труднодоступных местах, строя дома из тростника. В горах нет воды, поэтому женщины балансируют на головах два или три сложенных кувшина, чтобы набрать воду из рек. Когда они возвращаются в горы [с наполненными кувшинами], они идут так уверенно, как будто по ровной земле.
В отдаленных долинах этих островов живет еще один вид людей, называемый хайдань (эта). Они небольшого роста, с круглыми желтыми глазами, вьющимися волосами и выступающими зубами. Они живут в гнездах на верхушках деревьев. Иногда они образуют группы по три-пять человек и ждут в засаде в подлеске, чтобы стрелять стрелами в проходящих мимо людей. Таким образом, многие люди были убиты ими. Но если бросить в них фарфоровую миску, они нагнутся, подберут ее и убегут, прыгая и крича от радости.
Всякий раз, когда иностранные купцы прибывают в поселение, они не осмеливаются немедленно сойти на берег. Вместо этого они бросают якорь на середине реки и бьют в барабаны, чтобы привлечь местных жителей. Купцы-варвары мчатся к кораблю на маленьких каноэ, привозя с собой капок, пчелиный воск, местную ткань и циновки из кокосового волокна для торговли с иностранными купцами.
Если они не могут договориться о цене, то для переговоров приезжает сам начальник купцов. Иностранные купцы дарят ему шелковые зонтики, фарфоровые сосуды и корзины из ротанга. Один или два местных жителя остаются на корабле в качестве заложников, а иностранные купцы сходят на берег торговать. После завершения торговли заложники передаются. Каждое торговое судно останавливается всего на три-четыре дня, прежде чем отправиться в другое поселение. Варвары живут по всему побережью Трех островов, и каждое поселение не зависит от других.
Их горы (или острова) тянутся в северо-восточном направлении, и когда дует юго-западный ветер, огромные волны разбиваются о горы (или острова). Прибои катятся так быстро, что корабли не могут там надежно встать на якорь. По этой причине купцы, приезжающие торговать на Три острова, обычно (шуай率) готовятся к обратному плаванию в четвертом или пятом лунном месяце.
В торговле в этой стране купцы используют фарфоровую посуду, черный булат, окрашенный в резист шелк, пятицветные «обожженные» бусы, свинцовые гири-сеточки, рафинированное олово.
— Жуфан чжи Жубанжи (1225 г.)
Сандао оставался государством-данником Маи , пока на его территории не вторглись Сулу и Бруней. [4] ознаменовав свой конец как независимого государства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ян Боуэн, Чжуфан чжи цзяоши (Пекин, 1996), стр. 145.
- ^ Хью Р. Кларк, Сообщество, торговля и сети, Южная провинция Фуцзянь с третьего по тринадцатый век (Кембридж: Cambridge University Press, 1991), стр. 127–132.
- ^ Китайский справочник зарубежных земель. Новый перевод части 1 Чжуфань чжи 諸蕃志 (1225 г.), автор Шао-юнь Ян (исторический факультет Университета Денисона)2 октября 2022 г.
- ^ Тан, Сэмюэл К. (2010), Мусульманский Юг и за его пределами , University of the Philippines Press , ISBN 978-971-542-632-9