Jump to content

Первая месса на Филиппинах

Первая месса на Филиппинах
Расположение Лимасавы
Дата 31 марта 1521 г. ( Пасхальное воскресенье )
Расположение Лимасава , Южный Лейте

Первая задокументированная католическая месса на Филиппинах состоялась 31 марта 1521 года, в пасхальное воскресенье . Его провел отец Педро де Вальдеррама из экспедиции Фернана Магеллана упоминалось вдоль берегов места, которое в дневниках Антонио Пигафетта как «Мазауа».

Сегодня многие историки и правительство широко полагают, что это место находится в Лимасаве на оконечности Южного Лейте . [1] [2] Однако, по крайней мере, до XIX века преобладало мнение, что первая месса прошла в Бутуане. [3] Этого мнения придерживаются некоторые, утверждающие, что первая месса вместо этого была проведена в Масао, Бутуан . [4]

Чтобы положить конец конфликту по поводу первой мессы, комиссия Национальной исторической комиссии Филиппин (NHCP) адаптировала рекомендацию. [5] и единогласно согласились, что доказательства и аргументы, представленные сторонниками Бутуана, недостаточны и недостаточно убедительны, чтобы оправдать отмену или отмену решения по делу Национального исторического института (предшественника NHCP). Это еще более подтверждается свидетельствами того, что это произошло только спустя 22 года, в 1543 году, когда испанская экспедиция под руководством Руя Лопеса де Вильялобоса высадилась на Минданао. [6]

Высадка на филиппинских берегах

[ редактировать ]

Когда Фердинанд Магеллан и его европейская команда отплыли из Санлукар-де-Баррамеда в экспедицию по поиску пряностей, эти исследователи высадились на Филиппинах после своего путешествия из других близлежащих районов. 28 марта 1521 года, находясь в море, они увидели костер, который оказался в Мазауа (предположительно, нынешнем Лимасаве), где они бросили якорь. [7]

Журнал Франсиско Альбо

[ редактировать ]

16 марта 1521 года, плывя на запад от островов Ладронес, известных сегодня как Марианские острова , они увидели землю к северо-западу, но не высадились там из-за мелководья и позже получили свое название Юнаган. В тот же день они подошли к небольшому острову Сулуан , который является частью Самара , и бросили там якорь. Покинув эти два острова, они поплыли на запад к острову Гада, где набрали с этого острова запас древесины и воды. Они поплыли на запад к большому острову под названием Сейлани (ныне Лейте). Вдоль побережья Сейлани они плыли на юг и поворачивали на юго-запад, пока не достигли острова Мазава. Оттуда они снова поплыли на север к острову Сейлани, проследовали вдоль побережья Сейлани на северо-запад и увидели три небольших острова. Они поплыли на запад и увидели три островка, где бросили якорь на ночь. Утром они отплыли на юго-запад. Там они вошли в канал между двумя островами, один из которых назывался Сугбу (сейчас он называется Себу ), а другим был Матан (ныне Мактан ). Они поплыли по этому каналу на юго-запад, затем повернули на запад и бросили якорь в городе Сугбу, где пробыли там много дней. [8]

Дневник Антонио Пигафетты

[ редактировать ]

Антонио Пигафетта был известным итальянским путешественником, изучавшим мореплавание и известным под именем Антонио Ламбардо или Франциско Антонио Пигафетта. Он присоединился к португальцу, капитану Фернанду Магеллану и его испанской команде в их путешествии на остров Малуку. [9] Пигафетта имеет наиболее полный отчет об Магеллана экспедиции под названием Primo viaggio intorno al mondo (Первое кругосветное путешествие). Он был одним из восемнадцати выживших, которые вернулись в Испанию на борту «Виктории» и поэтому считаются очевидцем значительных событий, произошедших на первой массе, которую Магеллан называет островами Святого Лазаря, позже названными Филиппинским архипелагом. Пигафетта поведал на свой счет события, произошедшие с 16 марта 1521 года, когда они впервые увидели остров филиппинской группы, до 7 апреля 1521 года, когда экспедиция высадилась на Себу. 16 марта 1521 года экспедиция Магеллана заметила «возвышенность» под названием «Замаль», находившуюся примерно в 300 лигах к западу от острова Ладронес. 17 марта 1521 года они высадились на «необитаемом острове», известном как «Хумуну» ( Хомонхон ), который Пигафетта называл «местом добрых знамений», потому что это место изобилует золотом. Хумуну лежит справа от Замаля на 10 градусе северной широты. Они пробыли там 8 дней с 17 по 25 марта 1521 года. 25 марта 1521 года они покинули остров Хомонхон и изменили маршрут на запад-юго-запад, между четырьмя островами: Сенало, Хиунанган, Ибуссон и Альбариен. После этого они плывут на запад в сторону Лейте , затем последовали вдоль побережья Лейте на юг, проходя между островом Ибуссон по левому борту и заливом Хинунанган по правому борту, а затем продолжили движение на юг, возвращаясь на запад в Мазауа. 28 марта 1521 года на 9 и 2/3 градуса широты и в 100 и 62 градусах долготы от демаркационной линии находится остров. Он называется Мазауа и находится в 25 лигах от Акуады. 4 апреля 1521 года они покинули Масауа и направились на Себу под руководством своего короля, который отплыл на своей лодке. На протяжении всего пути они миновали пять островов, а именно: Цейлон, Бохол , Каниган, Байбай и Гатиган. Они отплыли из Масауа на запад на северо-запад в канал Канигао, пройдя остров Бохол по левому борту и острова Лейте и Канигао по правому борту. Затем они продолжают плыть на север вдоль побережья Лейте, мимо Байбая до Гатигана (это было в 20 лигах от Мазауа и в 15 лигах от Субу или Себу. В Гатигане они плыли на запад к трем островам группы Камотес, а именно: Поро, Пасихан и Понсон. От острова Камотес они направились на юго-запад в сторону «Зубу». 7 апреля они вошли в гавань «Зубу» (Себу). Путь от Мазауа на север до острова Себу занял у них три дня. Острова Камотес , а затем на юг до Себу. Таков был маршрут экспедиции Магеллана, описанный в отчете Пигафетты. На этом маршруте самой южной точкой, до которой можно было добраться до Себу, был Мазауа, расположенный на девяти и двух третях градуса северной широты. [8]

Кровяной компакт

[ редактировать ]

Суверенным правителем острова был Раджа Коламбу . Когда Магеллан и его товарищи ступили на территорию Мазауа, он подружился с раджей вместе со своим братом Раджей Сиагу из Бутуана. В те времена среди коренных народов – и в большинстве стран Юго-Восточной Азии – было принято скреплять дружбу кровным договором . По наущению Магеллана, который слышал для этого малайское название casi casi , новые друзья провели ритуал. Это был первый зарегистрированный кровный договор между филиппинцами и испанцами . По окончании празднования обе стороны обменялись подарками. [10] [11]

Первая месса

[ редактировать ]
Реплика маркера, открытая в Лимасаве 31 марта 1951 года.

31 марта 1521 года, в пасхальное воскресенье , Магеллан приказал отслужить мессу, которую возглавил отец Педро Вальдеррама, андалузский капеллан флота, единственный в то время священник. Первая Святая Месса, проведенная у берегов острова, ознаменовала зарождение католицизма на Филиппинах. Коламбу и Сиайу были первыми уроженцами архипелага, который еще не назывался « Филиппины » до экспедиции Руя Лопеса де Вильялобоса в 1543 году, присутствовавшей на мессе среди других местных жителей. [10] [12]

В отчете Пигафетты Гомес заметил, что он не упомянул некоторые моменты путешествия, где держались массы, например, когда они находились в порту Сан-Хулиан. Пигафетта упомянул о мессе, состоявшейся в Вербное воскресенье 1 апреля 1520 года, во время их путешествия на запад, но никогда не упоминал о Пасхальном воскресенье. Та же ситуация произошла, когда флот прибыл на Филиппины: Пигафетта упомянул только о пасхальной воскресной мессе, а в Вербное воскресенье молчал.

Для дальнейшего расследования некоторые моменты из рассказа Пигафетты были переведены следующим образом:

На рассвете в субботу, 16 марта 1521 года (праздник Святого Лазаря, вставлен Гомес) мы натолкнулись на возвышенность вдалеке... остров по имени Замаль ( Самар )... на следующий день (17 марта, воскресенье) капитан-генерал пожелал высадиться на другом острове (Хумуну) ...необитаемом... чтобы быть в большей безопасности, набрать воды и немного отдохнуть. Он расставил на берегу две палатки для больных.В понедельник, 18 марта, мы увидели приближающуюся к нам лодку, в которой находились девять человек. Это знаменует собой наш первый человеческий контакт с европейцами... выражающими признаки радости по поводу нашего прибытия. В полдень пятницы, 22 марта, эти люди пришли, как и обещали. И мы пролежали восемь дней в том месте, где капитан каждый день посещал больных, которых он высадил на берег острова для выздоровления.

Как заметил Гомес, случай, когда Пигафетта писал о мессе, говорит о том, что у нее есть две общие черты; оба они содержатся на берегу, и там присутствуют филиппинские уроженцы. Еще одно мимолетное свидетельство — найденный документ о высадке флота Магеллана в Сулуане (Хомонхон) и договоре с туземцами, опубликованный в блоге в 2004 году. [13] Впервые оно появилось в статье Перси Джила, опубликованной в 1934 году в Philippine Magazine, а в 2004 году Бэмби Харпер снова опубликовала ее в своей колонке в Philippine Daily Inquirer.

Установка креста

[ редактировать ]
Здание, в котором предположительно находится Крест Магеллана

Днем того же дня Магеллан приказал своим товарищам установить большой деревянный крест . на вершине холма, выходящего на море, [14] Магеллана Летописец Антонио Пигафетта, записавший это событие, сказал: «После того, как крест был установлен на месте, каждый из нас повторял Pater Noster и Ave Maria и поклонялся кресту; и короли [Коламбу и Сиайу] делали то же самое. " [15]

Затем Магеллан вступил во владение островами, на которых он высадился, во имя короля Карла V , которые он назвал ранее, 16 марта, Архипелагом потому Святого Лазаря, что это был день святого, когда Армада достигла архипелага. [10] [12]

В отчете Франсиско Альбо он не упомянул о первой мессе на Филиппинах, а только об установке креста на вершине горы, с которой можно было увидеть три острова на западе и юго-западе, где, как им сказали, было много золота. . Это также соответствует южной оконечности Лимасавы . Оно не подходит к побережью Бутуана , с которого ни к югу, ни к юго-западу не видно никаких островов, а только к северу. [8]

Провозглашение национальной святыни

[ редактировать ]

19 июня 1960 года без одобрения исполнительной власти 19 июня 1960 года был принят Республиканский закон № 2733, известный как «Закон Лимасавы». Первая месса на Филиппинах была объявлена ​​национальной святыней в честь зарождения христианства на Филиппинах». [16] Магальянес находится к востоку от острова Лимасава. В 1984 году Имельда Маркос приказала построить Храм Первой Святой Мессы стоимостью в несколько миллионов песо, здание из стали, кирпича и полированного бетона, возведенное на вершине холма с видом на Барангай Магальянес в Лимасаве. Супертайфун полностью уничтожил это место всего несколько месяцев спустя. Еще один храм был открыт в 2005 году. [17]

Лимасава празднует историческое и религиозное пришествие испанцев каждое 31 марта культурной презентацией и юбилейной программой, получившей название Синугдан , что означает «начало». [18]

Исторические споры

[ редактировать ]

Одно из утверждений заключается в том, что историческая точность первого в стране католического массового празднования должна определяться не только местом, но и тем, когда именно оно произошло. [19] Группа Мохарес обратилась к дебатам, уточнив, что историческое событие, произошедшее на острове Лимасава, будет известно как Первая пасхальная воскресная месса, тем самым отличая ее от предыдущих месс, которые проводились испанцами на борту своих кораблей, плывущих по морю, окружающему Самар , и более ранним месса, предположительно состоявшаяся в Болинао, Пангасинан, в 1324 году. [20]

Одорик Порденонский , итальянский и францисканский монах и исследователь-миссионер, как искренне верят многие пангасиненсы, отслужил первую мессу в Пангасинане примерно в 1324 году, которая предшествовала мессе, проведенной в 1521 году Фернаном Магелланом . Маркер перед церковью Болинао гласит, что первая месса на филиппинской земле была совершена в заливе Болинао в 1324 году францисканским миссионером Блаженным Одорико. [21]

Однако есть научные сомнения в том, что Одорик когда-либо был на Филиппинах. [22] В конечном итоге Национальный исторический институт во главе с его председателем Амбетом Окампо признал исторические записи Лимасавы в Южном Лейте местом проведения первой мессы, состоявшейся 31 марта 1521 года. [23] [24]

В позиционном документе, представленном канцлером Боронганской епархии в NHCP, говорилось, что экспедиция Магеллана достигла берегов Гомонхона 16 марта 1521 года и оставалась там в течение восьми дней, что совпало с двумя воскресеньями и Страстной неделей . В утверждении газеты утверждалось, что, если сделать вывод о времени их прибытия и литургическом календаре, не менее четырех месс, включая мессу Вербного воскресенья использовавшемся в 1521 году, в Гомонхоне перед отправкой экспедиции было проведено в последний день их пребывания на острове. их путешествие на остров Лимасава. [19] [25] Историки, однако, по-прежнему не пришли к единому мнению, действительно ли проводились такие религиозные праздники, которые, как утверждается, проводились в знак благодарности за благополучный переход экспедиции или в ознаменование начала Страстной недели. [26]

Расположение Бутуана в провинции Агусан-дель-Норте

Некоторые филиппинские историки уже давно оспаривают идею о том, что Лимасава была местом проведения первой католической мессы в стране. [27] Историк Соня Зайде определила Масао (также Мазауа) в Бутуане как место проведения первой христианской мессы. [14] В основе утверждения Зайде лежит дневник Антонио Пигафетты , летописца путешествия Магеллана. В 1995 году представитель 1-го округа Конгресса Агусан-дель-Норте Чинг Плаза подал в Конгресс законопроект, оспаривающий гипотезу Лимасавы и утверждающий, что «место первой мессы» находилось в Бутуане. [28] Конгресс Филиппин передал этот вопрос в Национальный исторический институт для изучения вопроса и рекомендации исторических выводов. Председатель NHI доктор Сэмюэл К. Тан подтвердил, что Лимасава является местом проведения первой мессы. [29]

По крайней мере, до XIX века среди историков преобладало мнение, что первая месса прошла в Бутуане. [3]

Замешательство при встрече с королем Бутуана

[ редактировать ]

По мнению Бернада (2002) , путаница возникла из-за неверного толкования некоторых историков 17-го века, таких как Колин и Комб, которые часто давали неправильное представление о путешествии Магеллана, что в конечном итоге привело к неправильному представлению о первой мессе, проводимой в Бутуане , а не о первой мессе, проводимой в Бутуане. чем Лимасава . В трудах предыдущих историков не удалось указать правильный маршрут кораблей Магеллана к Филиппинам . В некоторых записях говорится о заходе кораблей из южной части страны, тогда как в отчете Антонио Пигафетты указывается о заходе из восточной части страны, со стороны Тихоокеанского региона. [30]

Позиция правительства

[ редактировать ]

Национальный исторический институт (NHI) впервые принял меры по спору между Лимасавой и Бутуаном в 1980 году, после чего были созданы еще две комиссии в 1995 и 2008 годах. Правительство последовательно считало Лимасаву местом проведения первой пасхальной воскресной мессы в стране. Другая группа под руководством известного историка Ресила Б. Мохареса была сформирована в 2018 году Национальной исторической комиссией Филиппин (NHCP) для дальнейшего рассмотрения продолжающихся претензий в пользу Бутуана. Группа сторонников Бутуана представила в качестве доказательств свидетельства очевидцев, произошедшие спустя десятилетия после мессы. Тем временем группа сторонников Лимасавы предоставила панельные координаты Мазауа, данные очевидцами, исследования и проекты, которые проследили экспедицию Магеллана-Элькано с использованием современных навигационных инструментов, а также копии оригинальных отчетов Пигафетты. [31] [20] [2]

В преддверии празднования пятисотлетия христианизации Филиппин NHCP отклонила заявление Бутуана из-за недостаточности доказательств, позволяющих изменить текущую позицию правительства, и подтвердила, что Лимасава является местом проведения первой пасхальной воскресной мессы в стране. [31] [20] [2] Комиссия также одобрила изменения, предложенные историком Роландо Борринагой, чтобы признать Триану вместо Магалланеса конкретным местом проведения мессы в Лимасаве и Сауб-Пойнт в Триане как место креста, установленного экспедицией Магеллана. [20]

Потенсиано Р. Малвар, председатель Историко-культурного фонда Бутуан Калаган [32] и сторонник иска Бутуана, подал иск в ответ на выводы комиссии о клевете и фальсификации против Группы Мохареса и Борринаги 18 марта 2021 года. [33] [34] Юридический шаг был охарактеризован обозревателем Philippine Daily Inquirer Джоном Нери как «опасная чушь» и средство «использовать закон в качестве оружия против исторической правды». [35]

  1. ^ Валенсия, Линда Б. «Лимасава: место первой мессы» . Филиппинское информационное агентство . Ops.gov.ph. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Лакуата, Роуз Кармель (20 августа 2020 г.). «Лимасава, а не Бутуан: правительственные историки подтверждают место проведения пасхальной воскресной мессы 1521 года в PH» . Новости АБС-ЦБН .
  3. ^ Jump up to: а б Бернар (2002)
  4. ^ «Первая месса в Лимасаве — не обман – эксперты» . Новости ЦБКП . 8 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2016 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  5. ^ Рейес, Рональд О. (20 августа 2020 г.). «Разрешен спор по поводу места празднования первой католической мессы на Филиппинах» . Новости Ликаса . Проверено 26 октября 2020 г.
  6. ^ Майоль, Адор Винсент; Габиета, Джоуи (21 августа 2020 г.). «Лимасава, а не Бутуан, признана местом первой мессы в PH» . Inquirer.net .
  7. ^ «Краткая история Филиппин до революции 1898 года» . Вестник Района Азии . Общество Святого Пия X – Азиатский округ. 2001 . Проверено 12 ноября 2007 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Бернад, Мигель (2002). «Бутуан или Лимасава: место первой мессы на Филиппинах: пересмотр доказательств» . БУДХИ: Журнал идей и культуры . 5 : 146–154.
  9. ^ Христо, Монте (1 июля 2018 г.). «ГЛАВА 2: Содержание и контекстуальный анализ избранных первоисточников по истории Филиппин» . СлайдПоделиться . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. – на сайтеlideshare.net.
  10. ^ Jump up to: а б с Агонсильо, Теодоро А. (1974). Введение в историю Филиппин . Кесон-Сити: Издательство Garotech. ISBN  971-10-2409-8 .
  11. ^ Рынок, Монина А., изд. (1985). Диорамы: визуальная история Филиппин Метро Манилы: Музей Аяла.
  12. ^ Jump up to: а б Агонсильо, Теодоро А. (1962). Филиппинская история . Манила: Издательство Инанг Вика.
  13. ^ «Была ли первая месса в Хомононе?» . mpq3.blogspot.com . 25 ноября 2004 года . Проверено 22 декабря 2019 г.
  14. ^ Jump up to: а б Альтернативный 2004 , стр. 73
  15. ^ Пигфетта, Антонио (2008) [ок. 1525 г., историческая репродукция переиздана ок. 1905]. Хелен, Эмма; Робинсон, Джеймс Александр (ред.). Филиппинские острова 1493–1898 гг . БиблиоБазар, ООО. п. 129 . ISBN  978-1-4264-6706-6 .
  16. ^ «Республиканский закон № 2733 – Закон об объявлении места в Магальянесе, остров Лимасава в провинции Лейте, где была проведена первая месса на Филиппинах, национальной святыней, чтобы обеспечить сохранение исторических памятников и достопримечательностей на их территории, и для других целей» . Электронная библиотека Верховного суда.
  17. ^ Борринага, Роландо О. (14 апреля 2007 г.). «Подходящее место для спорной первой мессы в Лимасаве» . Inquirer.net . Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 года . Проверено 12 ноября 2007 г.
  18. ^ «Южный Лейте славится…» Ух ты, Филиппины . Tourism.gov.ph. Архивировано из оригинала 12 февраля 2008 года . Проверено 15 ноября 2007 г.
  19. ^ Jump up to: а б Киберприятель, Бадди Гомес - (18 июня 2021 г.). «Эта« Первая месса »на Филиппинах в правильном контексте» . Новости АБС-ЦБН . Проверено 19 июня 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д Группа Мохареса (2020 г.), Заключительный отчет группы Мохареса по спору Бутуан-Лимасава о месте проведения первой пасхальной воскресной мессы 1521 года на Филиппинах.
  21. ^ Окампо, Амбет Р. (25 декабря 2012 г.). «Первая рождественская елка на Филиппинах» . Inquirer.net . Проверено 29 марта 2021 г.
  22. ^ «[T] то, что имя Лусона [Дольдиина], которое г-н Романе в своей работе «Les voyages en Asie au XIV siecle», принял за оригинальное в творчестве бл. Одорика де Порденоне, связано с туземцами, а не с иностранцы, во-вторых, что для Одорика так называемые острова Дондиин включают Цейлон, часть Сонды, вероятно, Бернео и остров Хайнань, но ни в коем случае не Филиппинские острова » – Цитируется Исасио Р. Родригесом, «Библиография по; Легаспи и Урданета», « Филиппинские исследования», 13, н. 2 (1965), 296 – 297
  23. ^ Фуэртес, Иоланда (17 ноября 2007 г.). «Заявление о ставках Болинао на массовое проведение в 1324 году» . Inquirer.net . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
  24. ^ Маскаринас, Эрвин (3 апреля 2012 г.). «Была ли первая месса проведена в Лимасаве или Бутуане? Церковь призвана помочь урегулировать спор» . ИнтерАксион.com . Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 9 января 2015 г.
  25. ^ Лагард, Рой (20 декабря 2020 г.). «NHCP: Хомонхон как место проведения «первой мессы» в PHL все еще остается «академической дискуссией» | Рой Лагард / CBCP News» . БизнесЗеркало . Проверено 19 июня 2021 г.
  26. ^ Канлас, Йомар (4 января 2021 г.). «Дебаты продолжаются спустя 500 лет после первой мессы в PH» . Манила Таймс . Проверено 19 июня 2021 г.
  27. ^ Серрано, Бен (2 апреля 2006 г.). «Бутуан будет настаивать на утверждении, что это было место первой мессы в РП, возраст 485 лет» . Филиппинская звезда .
  28. ^ Серрано, Бен (4 апреля 2006 г.). «Бутуан превращает часть в первое массовое заведение» . sunstar.com.ph . Проверено 13 декабря 2008 г.
  29. ^ Медина, Исагани (1981). Оценка разногласий по поводу первой мессы на Филиппинах . Манила: Национальный исторический институт. стр. 31–35. ISSN   0115-3927 .
  30. ^ Роблес, Умберто Э. (1985). «Первое кругосветное путешествие: от Пигафетты до Гарсиа Маркеса». История европейских идей . 6 (4): 385–404. дои : 10.1016/0191-6599(85)90082-8 .
  31. ^ Jump up to: а б «Официальная позиция Национальной исторической комиссии Филиппин относительно места проведения пасхальной воскресной мессы 1521 года» . Национальная историческая комиссия Филиппин . 19 августа 2020 г.
  32. ^ Орехас, Тонетт (16 августа 2020 г.). «Разрешение дебатов на месте первой мессы в PH» . INQUIRER.net . Проверено 19 июня 2021 г.
  33. ^ Лопес, Александр (19 марта 2021 г.). «Попытки назвать Бутуан местом первой католической мессы принимают юридический оборот» . www.pna.gov.ph. ​Проверено 19 июня 2021 г.
  34. ^ Серрано, Бен. «В отношении комиссии поданы обвинения по поводу первого массового иска на Филиппинах» . Philstar.com . Проверено 19 июня 2021 г.
  35. ^ Нери, Джон (15 июня 2021 г.). «Используя закон... против истории» . INQUIRER.net . Проверено 19 июня 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b490b68e650dd7dc4e0c73d8ad29563__1714862040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/63/7b490b68e650dd7dc4e0c73d8ad29563.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
First Mass in the Philippines - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)