Возникновение сельского хозяйства на Филиппинах
Способы распространения сельского хозяйства на Филиппины обсуждаются многими различными антропологами , и точная дата его возникновения неизвестна. [1] [2] [3] [4] Однако существуют косвенные индикаторы и другие доказательства, которые позволяют антропологам получить представление о том, когда различные культуры достигли Филиппин и как они могли туда попасть. [5] [6] Сегодня рис является важной сельскохозяйственной культурой на Филиппинах, и многие страны мира импортируют рис и другие продукты с Филиппин. [7]
Факторы, которые привели к сельскому хозяйству
[ редактировать ]До конца плейстоцена большинство людей, населявших планету, были охотниками-собирателями . [3] Между 8500 и 2500 годами нашей эры люди переходили к сельскому хозяйству в разное время и в разных местах по всему миру. [1]
Изменение климата
[ редактировать ]После 15 000 лет назад послеледниковое изменение климата в конце плейстоцена сделало климат намного теплее и влажнее. Это привело к увеличению продуктивности тропических слоев земли. [8] Кроме того, изменение климата привело к суровым холодам, которые не способствовали охотничьему собирательству. [8] такие регионы, как Китай и Левант , начали отбирать определенные характеристики своих культур, которые позволили бы им выжить в спорадические холодные периоды. Например, [8]
Преимущества фермерства
[ редактировать ]Расширение сельского хозяйства было результатом ряда преимуществ земледелия перед охотой и собирательством. [1] Одним из преимуществ было то, что сельское хозяйство давало больше еды на единицу площади земли, а это означало, что фермеры могли выращивать достаточно еды, чтобы прокормить большее количество людей. [1] Еще одним преимуществом земледельческого образа жизни является то, что он в основном оседлый, в отличие от мобильности охотников-собирателей. [1] Это позволило запастись излишками на случай трудных периодов роста, чтобы обуздать голод. [1] Наконец, крупные и густонаселенные фермерские общества вызвали эпидемии инфекционных заболеваний, к которым фермеры стали устойчивы. [1] Однако эти болезни поражали охотников-собирателей, поскольку они не были к ним невосприимчивы. [1]
Гипотеза расселения сельскохозяйственного языка
[ редактировать ]Австронезийская языковая семья
[ редактировать ]Австронезийская языковая семья — это группа языков, на которых говорят в некоторых частях Юго-Восточной Азии, включая Тайвань , Малайзию и Филиппины. [8] История этой языковой семьи охватывает времена доавстронезийского и австронезийского языков . [8] Доавстронезийские люди были охотниками-собирателями. [8] Они начались в Китае, затем колонизировали Тайвань, затем рассеялись на юг, в сторону Филиппин и Северной Индонезии . [8] В этнолингвистическом смысле люди, говорящие на австронезийском языке, появились на Тайване 5500 лет назад и считались фермерами. [8]
Предложение Беллвуда и Ренфрю
[ редактировать ]Имея в виду австронезийскую языковую семью и ее распространение, Питер Беллвуд и Колин Ренфрю предложили одну из первых идей, подчеркивающих происхождение сельского хозяйства на островах Юго-Восточной Азии . [8] Беллвуд и Ренфрю утверждали, что из-за сельского хозяйства люди, говорящие на австронезийском языке, мигрировали со своей родины на Тайване на Филиппины и в Индо-Малайзию, а затем, достигли Тихого океана миновав Новую Гвинею, . [8] [2] [3] Протоавстронезийский язык , реконструкция австронезийских языков, демонстрирует доказательства повторения многих одних и тех же словарных терминов, используемых в сельском хозяйстве. [8] [3] Словарь используется в качестве доказательства того, что сельское хозяйство является движущей силой миграции, поскольку он включает такие слова, как рис, просо и свинья , которые очень похожи в языках островной Юго-Восточной Азии. [8] Считается, что сельское хозяйство, основанное на выращивании риса, позволило людям, говорящим на австронезийском языке, мигрировать в регионы, населенные охотниками-собирателями, и заселить эту территорию или в некоторой степени заменить их. [2] Приблизительная дата, когда люди, говорящие на австронезийском языке, начали мигрировать с Тайваня на Филиппины, составляет ок. 4500–4000 лет назад. [2]
Противоположные взгляды на гипотезу расселения сельскохозяйственных языков
[ редактировать ]Несмотря на преобладание гипотезы Беллвуда о распространении сельскохозяйственных языков, различные ученые не согласились с гипотезой о распространении сельскохозяйственных языков и выдвинули различные возможные факторы, которые следует учитывать, размышляя о возникновении сельского хозяйства в ISEA (острова Юго-Восточной Азии). [2] [4] [9] [10]
Отсутствие археологических свидетельств
[ редактировать ]свидетельств недостаточно, Тим Денхэм, университетский профессор антропологии, писатель и научный сотрудник, утверждал, что археологических подтверждающих использование сельского хозяйства в ISEA до 3000 лет назад. [4] Используя междисциплинарные данные, в том числе происхождение и распространение домашних растений и животных на островах Юго-Восточной Азии, Денхэм предположил, что восточноазиатские культуры встречаются в ISEA, но только после периода экспансии австронезийскоязычных народов. [4] Он приводит доводы в пользу позднего появления сельского хозяйства на островах Юго-Восточной Азии, включая Филиппины, и далее предполагает, что коренные народы островов Юго-Восточной Азии были активными участниками использования методов ведения сельского хозяйства в середине голоцена . [4] В отличие от идеи о том, что коренные народы ISEA были охотниками-собирателями, свергнутыми земледельческими обществами, он утверждает, что коренные народы интегрировали новые растения в прежние методы выращивания, а также приняли новые стратегии приручения животных . [4]
Популяционная генетика
[ редактировать ]Применение популяционной генетики и ее связи с ранней миграцией в ISEA было предложено Тимом Денхэмом и Марком Донохью. [2] Они не согласны с полной интеграцией нынешних групп охотников-собирателей региона австронезийскоязычными мигрантами из Тайваня. [2] Они отвергают идею о том, что австронезийскоязычные народы обладают доминированием благодаря своей сельскохозяйственной практике над своими собратьями-охотниками и собирателями, и вместо этого предлагают интеграцию как мигрантов, так и нынешних социальных групп в сложные культурные группы. [2] Доказательства, противоречащие австронезийскому доминированию древних людей, представлены в ДНК популяций ISEA. [2] Только пятая часть населения могла связать свои гены с гипотезой за пределами Тайваня, предполагающей, что не было абсолютного замещения ранее существовавших групп этой территории мигрантами. [2]
Неолитическая экспансия без методов ведения сельского хозяйства
[ редактировать ]Идея о том, что неолитическая экспансия на острова Юго-Восточной Азии не включала в себя методы ведения сельского хозяйства, была описана Мэтью Сприггсом , активным сторонником этой археологической темы. [9] Материальная культура этой эпохи, такая как керамика с красными пластинами , знаменует собой слияние различных социальных групп, включая мигрантов из-за пределов этих островов, а также людей, уже проживающих в этом районе. [9] Сприггс описывает, что «для изменения идентичности не требовались изменения в средствах существования», показывая, что, хотя изменения и происходили в этом регионе, они не обязательно включали методы ведения сельского хозяйства. [9]
Роджер Бленч поддерживает идею неудачи австронезийских мигрантов в сельском хозяйстве и предполагает, что миграционная экспансия и культурная ассимиляция посредством религиозных практик были более распространены, чем сельскохозяйственные практики. [10] Он подчеркивает идею о том, что сложные общества не должны были использовать оседлые методы ведения сельского хозяйства и что охота и собирательство могли быть основными источниками существования. [10]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Старая деревня Киянган
[ редактировать ]В ходе археологического исследования, проведенного в старой деревне Кийянган в Ифугао , археологи проанализировали обугленные органические остатки из двух черепков глиняной посуды , чтобы оценить, когда на Филиппинах возникло выращивание риса, а также приготовление риса. [5] Результаты экспертизы показали, что черепки глиняной посуды принадлежали не рисовым горшкам, в которых варили рис, а использовали для приготовления крахмалистых овощей, таких как таро , ямс и т. д. [5] Это показывает, что в доколониальные времена люди Ифугао использовали широкий спектр пищевых ресурсов, за исключением риса. [5] Они выращивали крахмалистые овощи и домашних животных, таких как свиньи, водяные буйволы и куры . [5] Скорее всего, они поддерживали отношения между соседними общинами, охотясь, чтобы добывать белок, и в то же время расчищали землю для выращивания урожая. [5] Эти данные подтверждают идею о том, что первые люди в Ифуаго могли процветать без выращивания риса или интенсивного сельского хозяйства в целом вплоть до момента колонизации, когда плотность населения возросла, что предполагает более позднюю модель возникновения интенсивного сельского хозяйства. [5]
Таро и рис
[ редактировать ]Стивен Акабадо утверждает, что таро предшествовало выращиванию влажного риса на террасах Ифугао и что таро является коренным растением Филиппинского архипелага . [11] Таро предлагает другой взгляд на возникновение и распространение сельского хозяйства, отходя от общей идеи о том, что одомашнивание произошло в результате последовательности событий, которые начались с выращивания корнеплодов и достигли пика с интенсивным выращиванием риса. [11] Предыдущие модели возникновения сельского хозяйства в ISEA объясняют распространение таро и риса в этих регионах австронезийским расселением. [11] Однако новые данные показывают, что таро имеет панъюго-восточное азиатское происхождение и его можно проследить гораздо раньше, чем распространение австронезийских народов в регионе Лусона на Филиппинах. [11] Если эти доказательства подтвердятся и будет доказано, что таро существовало гораздо раньше, это изменит взгляд на распространение сельского хозяйства. [11]
ткань таро, Антрополог Мартин Цанг обнаружил в Кагаяне датируемую периодом между 3940 г. до н.э. – 3379 г. до н.э., что позволяет предположить, что таро, возможно, существовало на Филиппинах в то время, которое было намного раньше, чем когда земледельцы таро начали распространяться на материковую Юго-Восточную Азию. [11] Первые свидетельства наличия риса, обнаруженные на Филиппинах, датируются периодом между 2025 и 1432 годами до нашей эры. [11] Эта модель, основанная на таро, является лишь косвенным свидетельством в пользу выращивания таро до того, как люди, говорящие на австронезийском языке, прибыли в Юго-Восточную Азию, а также в пользу позднего выращивания влажного риса на Филиппинах и в других частях островной Юго-Восточной Азии. [11]
Процесс выращивания таро не является трудоемким и может легко заменить рис в качестве основного углевода. [11] Посадка и выращивание Таро — церемониальный процесс, имеющий религиозное значение. [11] В регионе Центральных Кордильер таро было излюбленной культурой из-за его малонаселенности. [11] Вполне возможно, что до возникновения колониализма в Кордильерах не было большого демографического давления и что таро и другие корнеплоды, такие как сладкий картофель, могли поддерживать население, существовавшее в то время. [11] Вполне возможно, что по мере увеличения плотности населения в результате прибытия испанцев или после прибытия равнинных групп произошел переход к выращиванию влажного риса. [11]
Андарайская керамика с рисовыми включениями
[ редактировать ]По словам антрополога Виктора Паза, среди археологических исследований, проведенных на Филиппинах, не было достаточно конкретных доказательств, указывающих на раннее присутствие рисового хозяйства. [2] Однако есть археологические свидетельства присутствия останков риса на стоянке Андараян, расположенной на севере Лусона, что вызывает дискуссию о том, выращивался ли рис раньше, чем считалось ранее. [6]
Раскопки обнаружили в глиняной посуде включения карбонизированного риса, такие как рисовая шелуха и стебли. [6] Это открытие представляет собой выращивание сухого риса вместо наиболее распространенного земледелия с влажным рисом, наблюдаемого на Лусоне. [6] Даже несмотря на эту археологическую находку, отсутствие образцов риса затрудняет проведение «всестороннего исследования». [6] Тим Денэм и Марк Донохью отвергают идею о том, что эти доказательства могли быть связаны с ранним интенсивным сельским хозяйством, и вместо этого приходят к выводу, что включения карбонизированного риса могут быть связаны с внешней торговлей. [2]
Сельское хозяйство сегодня
[ редактировать ]В настоящее время Филиппины остаются вторым по величине импортером риса в мире. [7] Однако для выращивания риса осталось не так много земли, и проблемы выращивания риса включают непредсказуемые и неблагоприятные погодные условия, а также плотность населения. [7] Тайфун « Иоланда » , обрушившийся в 2013 году, повредил 2 процента посевов риса на Филиппинах. Неблагоприятные погодные условия продолжают угрожать выращиванию риса. [7]
Культурное значение
[ редактировать ]Рис по-прежнему представляет важную культурную ценность на Филиппинах и сегодня. Народные легенды о рисе, в том числе история « Аламат нг Палай », описывают, как рис ценят как дар жизни, который сохраняет филиппинцев заземленными, здоровыми и сытыми. [7] В прошлом рис считался престижной пищей и готовился лишь в небольших количествах для духовных ритуалов. [7] Из-за этого считается, что рис был предназначен только для вождей или элитных членов племени и был основным фактором установления социального расслоения и географической дифференциации. [7] После прибытия испанцев и техники плугов, которую они принесли с собой, произошло развитие сельского хозяйства, и рис стал выращиваться в больших объемах. [7] В конце концов, рис больше не был престижным продуктом или сезонным предложением, и вместо этого выращивался круглый год, и к 19 веку излишки риса позволили экспортировать этот продукт. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Даймонд, Дж. (25 апреля 2003 г.). «Фермеры и их языки: первые расширения». Наука . 300 (5619): 597–603. Бибкод : 2003Sci...300..597D . дои : 10.1126/science.1078208 . ПМИД 12714734 . S2CID 13350469 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Донохью, Марк; Денхэм, Тим (2010). «Земледелие и язык на островах Юго-Восточной Азии: переосмысление австронезийской истории». Современная антропология . 51 (2): 223–256. дои : 10.1086/650991 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 10.1086/650991 . S2CID 4815693 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Беллвуд, Питер (2006), «Азиатские фермерские диаспоры? Сельское хозяйство, языки и гены в Китае и Юго-Восточной Азии», Археология Азии , Blackwell Publishing Ltd, стр. 96–118, doi : 10.1002/9780470774670.ch6 , ISBN 978-0-470-77467-0
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Денхэм, Тим (август 2012 г.). «Раннее земледелие на островах Юго-Восточной Азии: альтернативная гипотеза» . Античность : 250–257.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эусебио, Мишель С.; Серон, Ясминда Р.; Акабадо, Стивен Б.; Кригбаум, Джон (2015). «Рисовые горшки или нет? Изучение древних способов питания ифугао с помощью анализа органических остатков и палеоэтноботаники» (PDF) . Национальный музей Журнал культурного наследия . 1 :11–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сноу, Брайан Э.; Шатлер, Ричард; Нельсон, Делавэр; Фогель, Дж. С.; Саутон, младший (1986). «Свидетельства раннего выращивания риса на Филиппинах». Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 14 (1): 3–11. ISSN 0115-0243 . JSTOR 29791874 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Марси, Миа (21 июня 2019 г.). «Почему филиппинцы любят есть рис?» . Перец . Архивировано из оригинала 3 декабря 2019 г. Проверено 3 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гловер, Ян, 1934- Беллвуд, Питер С. (2004). Юго-Восточная Азия: от предыстории к истории . Рутледж Керзон. ISBN 0-415-29777-Х . OCLC 52720792 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Сприггс, Мэтью (2011). «Археология и австронезийская экспансия: где мы сейчас?». Античность . 85 (328): 510–528. дои : 10.1017/S0003598X00067910 . ISSN 0003-598X . S2CID 162491927 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бленч, Роджер (сентябрь 2014 г.). «Австронезийцы: провалившаяся сельскохозяйственная революция» (PDF) . Образовательный фонд Кей Уильямсон : 1–23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Акабадо, Стивен Б. (2012). «Таро до рисовых террас: значение радиоуглеродных определений, этноисторических реконструкций и этнографии в датировании террас Ифугао». 285-305.