Jump to content

Ифугао

Координаты : 16 ° 50' с.ш., 121 ° 10' в.д.  /  16,83 ° с.ш., 121,17 ° в.д.  / 16,83; 121,17

Ифугао
Провинция Ифугао
Сверху по часовой стрелке : рисовые террасы Батад , рисовые террасы Бангаан , водопад Таппия , рисовые террасы Банауэ , дома на сваях Ифугао.
Флаг Ифугао
Официальная печать Ифугао
Расположение на Филиппинах
Расположение на Филиппинах
OpenStreetMap
Координаты: 16 ° 50' с.ш., 121 ° 10' в.д.  /  16,83 ° с.ш., 121,17 ° в.д.  / 16,83; 121,17
Страна Филиппины
Область Административный район Кордильеры
Основан 18 июня 1966 г.
Капитал Работа
Крупнейший муниципалитет Альфонсо Лист
Правительство
Губернатор Джерри У. Далипог ( КБЛ )
Вице-губернатор Гленн Д. Пруденсиано ( LP )
Законодательная власть Совет провинции Ифугао
Область
• Общий 2628,21 км 2 (1014,76 квадратных миль)
• Классифицировать 50 место из 81
Самая высокая точка 2928 м (9606 футов)
Население
 (перепись 2020 г.) [3]
• Общий 207,498
• Оценивать
(2020)
210,669 [2]
• Классифицировать 72 место из 81
• Плотность 79/км 2 (200/кв. миль)
• Классифицировать 74 место из 81
Подразделения
Независимые города 0
Города-компоненты 0
Муниципалитеты
11
Барангаи 176
Районы Законодательный округ Ифугао
Часовой пояс UTC+8 ( ПХТ )
Почтовый индекс
3600–3610
IDD : код города +63 (0)74
Код ISO 3166 PH-IFU
Разговорные языки

Провинция Ифугао , официально Ифугао ( Ilocano : Probinsia ti Ifugao : Lalawigan ng ) , не имеющая выхода к морю провинция на Филиппинах провинция ; тагальский . Ifugao Его столица — Лагаве , он граничит с Бенгетом на западе, Горной провинцией на севере, Исабелой на востоке и Нуэва-Бискайей на юге.

Рисовые террасы Филиппинских Кордильер и рисовые террасы Банауэ являются главными туристическими достопримечательностями провинции. Считается, что эти террасы были высечены вручную в горах 2000 лет назад для выращивания риса. Однако недавние исследования по радиоуглеродному датированию показывают, что они были построены гораздо позже. [4] В 1995 году Рисовые террасы Филиппинских Кордильер были объявлены объектом ЮНЕСКО Всемирного наследия . [5] В 2008 и 2015 годах песнопения худхуд ифугао и пуннук ( ритуалы и игры перетягивания ) были внесены в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [6] [7]

Этимология

[ редактировать ]

Ифугао назван в честь термина и-пуго ( «я» [от/люди] и пуго [холм]), что переводится как «люди холма» . [8] Альтернативно, название провинции могло произойти от слова pugaw , что означает «космическая земля». [9] ипугав тогда имел в виду «смертных». Наконец, название, возможно, произошло от ипуго , вида зерна в местной мифологии, данного людям Матунгуланом , богом зерна. [9]

Испанская колониальная эпоха

[ редактировать ]

Испанцам было очень трудно захватить Ифугао, как и большинство Кордильер, из-за яростной веры жителей Кордильер в свои права с древних времен. Ифугао сражались с колонизаторами на протяжении сотен лет, даже после того, как штат был колонизирован и преобразован в часть провинции Нуэва-Бискайя на Филиппинах, находящихся под управлением Испании. [10] [11] В 1891 году испанское правительство учредило Кианган как военно-политическую команду. [12] [13] для района Ифугао. [14] Испанская оккупация провинции закончилась с началом Филиппинской революции .

На Северных Филиппинах народ ифугао является одной из многих этнолингвистических групп меньшинств, лучше всего документированных этноисторическими и антропологическими учеными. Однако в регионе наблюдается нехватка исторической информации, особенно во время испанского завоевания. В то время следовало ожидать изменений как в демографии, так и в культурной ориентации существующих сообществ, поскольку некоторые группы мигрировали в высокогорье. Согласно исследованиям, Ифугао неоднократно удавалось сопротивляться испанским завоеваниям. [15] Считалось, что группы, мигрировавшие в высокогорье, сопротивлялись испанскому колониальному контролю, который стал преобладать в низинах. По мнению Акабадо, суровая природа высокогорья вокруг региона Ифугао не стала препятствием для испанского завоевания. Другие регионы, в которых была такая же суровая среда, как в Ифугао, подвергались колониальному правлению. Археологические исследования показывают, что Ифугао практикуют успешное сопротивление путем укрепления своих политических и экономических ресурсов. Испанское завоевание и рост населения стали причиной перехода к выращиванию влажного риса.

эпоха американского вторжения

[ редактировать ]
Участники церемонии Ифугао уяуве , ок. 1903 год

18 августа 1908 года Ифугао отделился от Нуэва-Бискайи. [16] и, наряду с Амбураяном , Апаяо , Бенгетом , Бонтоком, Калингой и Лепанто, был присоединен к недавно созданной Горной провинции , созданной Филиппинской комиссией с принятием Закона № 1876 . [10] [12] [17] [18]

эпоха японской оккупации

[ редактировать ]

Ифугао стал центром военных действий в последний год Второй мировой войны , когда генерал Томоюки Ямасита начал свой последний бой против американских и филиппинских сил Содружества у горы Напулаван . Он неофициально сдался капитану Гришэму из 6-й армии США на Филиппинах, базирующейся в Киангане. [10] затем официально сдался в лагере Джон Хэй 3 сентября 1945 года. [19]

Независимость Филиппин

[ редактировать ]

18 июня 1966 года был принят Республиканский закон № 4695 , и Ифугао был преобразован в обычную провинцию, когда огромная Горная провинция была разделена на четыре (остальные три — Бенгет , Горная провинция и Калинга-Апаяо ). [8] [20] Регионы Ифугао и Калинга-Апаяо расположены в долине Кагаян . [10] [21] Столица была перенесена из Киангана в Лагаве из-за сурового ландшафта Киангана, который сделал его непригодным для общественного транспорта и в качестве столицы.

Эпоха после военного положения

[ редактировать ]

15 июля 1987 года был учрежден административный район Кордильеры тогдашним президентом Корасон Акино исполнительным указом № 220 , и Ифугао стал одной из его провинций. [10] [22] [23]

Современный

[ редактировать ]
Молодежь Ифугао в традиционной одежде.

В 1992 году был принят Республиканский закон № 07173 , отделивший несколько барангаев от Киангана и объединивший их в рамках нового муниципалитета, известного как Асипуло . [24] [25]

С 1992 года в провинции каждое 2 сентября отмечается «День Победы», посвященный доблести филиппинских ветеранов войны и капитуляции генерала Ямаситы в муниципалитете Кианган 2 сентября 1945 года. [26] [27] [28]

Рисовые террасы Батад , рисовые террасы Бангаан (обе в Банауэ ), рисовые террасы Майояо Майояо ), рисовые террасы Хунгдуань Хундуане ) и рисовые террасы Нагакадан (обе в Киангане, Ифугао ) были внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. под собирательным названием « Рисовые террасы Филиппинских Кордильер» . [5]

В 2001 году песнопения «Худхуд» Ифугао были выбраны одним из 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества . Затем в 2008 году он был официально внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . [29] [30] [31]

В 2013 году была опубликована официальная Книга нематериального наследия Филиппин, 13 ее элементов были принадлежать Ифугао.

В 2014 году Филиппины присоединились к другим азиатским странам в обеспечении поддержки и представления «Перетягивания каната» — многонационального культурного наследия или ритуалов и игр перетягивания, нематериального культурного наследия, которое включает игры по перетягиванию каната во Вьетнаме, Камбодже, и Филиппины. Первоначальное движение Филиппин началось в 2013 году. Участие Филиппин в новом элементе представлено перетягиванием каната Ифугао (в Барангае Хапао, муниципалитет Хунгдуань), называемым пунук . Ожидается, что в 2015 году этот элемент будет объявлен нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.

С 20 века провинция занимает центральное место в археологических исследованиях различных международных организаций, в основном из США и Филиппин. Крупным открытием стали археологические раскопки Киангана , подтвердившие устное предание Ифугао о том, что первое поселение в провинции находилось в Киангане. [32]

География

[ редактировать ]

Ифугао занимает общую площадь 2628,21 квадратных километров (1014,76 квадратных миль). [33] занимающий юго-восточную часть административного района Кордильеры на острове Лусон . Провинция граничит с Бенгетом на западе, Горной провинцией на севере, Исабелой на востоке и Нуэва-Бискайей на юге.

Ифугао, расположенный в горном массиве Центральной Кордильеры , характеризуется пересеченной местностью, речными долинами и массивными лесами.

Административное деление

[ редактировать ]

Ифугао состоит из 11 муниципалитетов , каждый из которых окружен одним законодательным округом . [34] [33]

Политические разногласия

Барангаи

[ редактировать ]

11 муниципалитетов провинции включают в себя в общей сложности 176 барангаев , из которых Санта-Мария -ин- Альфонсо-Листа ( Потиа ) была самой густонаселенной в 2010 году, а Банга в Лагаве - самой малонаселенной. [35] [33]

Сезон дождей в Ифугао начинается в июле и длится до января. Погода остается прохладной с ноября по февраль. [36] [ нужен лучший источник ]

Демография

[ редактировать ]
Перепись населения Ифугао
Год Поп. ±% годовых
1903 30,528 —    
1918 64,400 +5.10%
1939 68,598 +0.30%
1948 49,902 −3.47%
1960 76,788 +3.66%
1970 92,487 +1.88%
1975 104,707 +2.52%
1980 111,368 +1.24%
1990 147,281 +2.83%
1995 149,598 +0.29%
2000 161,623 +1.67%
2007 180,815 +1.56%
2010 191,078 +2.03%
2015 202,802 +1.14%
2020 207,498 +0.45%
Источник: Статистическое управление Филиппин. [34] [35] [37]
Население по этническому признаку (2000 г.) [38]
Этническая принадлежность Число
Ифугао
109,659  ( 67.91%)
Илокано
22,171  ( 13.73%)
Калунгуя/Икалахан
13,946  ( 8.64%)
Качать
9,935  ( 6.15%)
Канканай
1,037  ( 0.64%)

Другая иностранная национальность
21  ( 0.01%)
Другие
4,192  ( 2.60%)
Не сообщается
522  ( 0.32%)

Население Ифугао по переписи 2020 года составляло 207 498 человек. [3] с плотностью 79 человек на квадратный километр или 200 человек на квадратную милю.

Этническая принадлежность

[ редактировать ]
Люди Ифугао в своей традиционной одежде
Традиционный дом Ифугао на фоне рисовых террас Батад.
Ткань, сотканная из Ифугао

По данным переписи 2000 года, Ифугао составляли 67,91% (109 659 человек) от общей численности населения провинции, составлявшей 161 483 человека. Другие этнические группы в провинции включали илоканос - 13,73% (22 171), калахан - 8,64% (13 946), айанган - 6,15% (9 935) и канканаи - 0,64% (1037). [38]

Общая численность тингуанцев в провинции Ифугао составляет 2609 человек. (источник: Статистическое управление Филиппин) [ нужна полная цитата ]

У народа Ифугао есть коренная религия, уникальная для его традиционной культуры и имеющая большое значение для сохранения их образа жизни и ценных традиций. Они верят в существование тысяч богов, которые могут входить в определенные священные объекты, такие как бул-ул.

Римский католицизм имеет растущее влияние в провинции - около 60%. [ нужна ссылка ] населения, обращенного миссионерами. В большинстве районов, особенно на востоке и юге провинции, традиции коренных народов деградировали из-за притока христианства. В 2014 году в Апостольском викариате Бонток-Лагаве было зарегистрировано 61,5% приверженцев римско-католической церкви. Наиболее значимой религией, кроме римского католицизма, является протестантизм , который составляет 20–30%. [39] [40] населения и в основном встречаются в центральной и юго-западной частях этой провинции. Другие религии включают анимизм.

Выращивание влажного риса и ритуальные пиршества

[ редактировать ]

Переход к выращиванию влажного риса является одним из факторов, который усилил социальный рейтинг, который уже присутствовал в обществе Ифугао. Те, кто начал выращивать влажный рис, смогли консолидировать политические ресурсы. «В Ифугао внедрение влажного рисового земледелия находится на переднем плане в дискуссиях о социальном рейтинге по сравнению с престижной экономикой». [15] Социальный статус Ифугао основан на их рисовых землях и способности спонсировать праздники. Одна из причин заключается в том, что человек должен обладать навыками мобилизации рисовых террас, а также потому, что рисовые террасы требуют трудоемкой работы . Стивен Акабадо утверждает, что, поскольку население деревни увеличивалось, переход к выращиванию влажного риса, увеличение закупок экзотических товаров и, наконец, увеличение распределения ритуальных животных указывает на «политические разработки как ответ на испанское завоевание». [15] Кроме того, по мнению Куини Г. Лапенья и Стивена Б. Акабадо, для успешного сопротивления колонизирующей державе требуется конструктивная военная организация в рамках целостного государства. Испанцы завоевали долину Магат и между 1600 и 1700 годами нашей эры вынудили ифугао стратегически переселиться во внутреннюю часть Кордильерских гор. Вскоре после этого было освоено влажное рисоводство, и были построены обширные рисовые террасы. Для Ифугао это был сдвиг в сфере натурального хозяйства, поскольку они выращивали таро до того, как началось выращивание влажного риса. Автор подчеркивает, что люди Ифугао сохранили свою культуру и самобытность, проводя много времени на рисовых полях, поскольку они относились к ним как к ритуальным местам, чтобы «укрепить общественную солидарность». [41]

Кроме того, археологи утверждают, что произошло увеличение потребления свиней. Это увеличение было связано с увеличением ритуальных пиршеств. В старой деревне Кийянган были морфометрические свидетельства значительного увеличения потребления свиней. Стивен Акабадо утверждает, что, поскольку население деревни увеличивалось, переход к выращиванию влажного риса, увеличение закупок экзотических товаров и, наконец, увеличение распределения ритуальных животных указывает на «политические разработки как ответ на испанское завоевание». [15] В статье « Сопротивление через ритуалы: роль филиппинской «аборигенной свиньи» (Sus scrofa) в пирах Ифугао и социально-политической организации авторы приходят к выводу, что одомашненные свиньи были вовлечены в поддержание рангового социального порядка, который возник в поле зрения с Сопротивление Ифугао испанскому колониализму.

Одомашнивание свиней и террасное выращивание в регионе Ифугао представляет собой идеальный сценарий того, как общество реагирует на проблемы и потребности в своем ближайшем окружении. Поскольку дикие свиньи считались непригодными для ритуалов, упор делался на домашних свиней, которые отражали социальный статус человека. Чем масштабнее пир, тем большее уважение человек, скорее всего, получит как от родственников, так и от неродственных членов, поскольку церемония включала в себя разделение принесенного в жертву свиного мяса. [15] Отношения между элитами, владевшими в данном случае землей, и низшими социальными классами ухудшились в период после испанского завоевания. Социальная неподвижность стала более очевидной, поскольку, чтобы иметь достаточно риса, чтобы обменять его на свинью, нужно было иметь рисовую террасу, и наоборот. Культурная ценность, связанная с выращиванием свиней и риса, гарантировала выживание общин, несмотря на их переезд в высокогорье по мере дальнейшей миграции от вторгшихся испанцев. Важность ритуалов и церемоний означала, что люди были вынуждены заниматься приручением свиней не просто как источником пищи, но и как способом почтить свою культуру. С другой стороны, выращивание риса на террасах требовало обширной организации труда, что привело к созданию общественно-политических сдвигов. [42]

Булюлы , божества-хранители рисовых амбаров из Ифугао.

Рисовая культура

[ редактировать ]
Хагаби (слева) и местная одежда (справа) в музее Банауэ.

Испанцы впервые описали рисовые террасы Ифугао в 1801 году. Хотя, как отмечает Уильям Скотт: «Эти впечатляющие поля с каменными стенами, орошаемые как для риса, так и для выращивания таро , были известны со времен первых экспедиций в Кианган в 1750-х годах. ." [43] [44] : 2 

Культура Ифугао вращается вокруг риса, который считается престижной культурой. Существует тщательно продуманный и сложный набор праздников, связанных с выращиванием риса, неразрывно связанных с табу и сложными сельскохозяйственными обрядами, от выращивания риса до его потребления. В сезон сбора урожая устраиваются грандиозные благодарственные праздники, а заключительные обряды сбора урожая тунго или тунгул (день отдыха) влекут за собой строгое табу на любые сельскохозяйственные работы. Употребление рисового вина ( байя ), рисовых лепешек и момы (смесь нескольких трав, измельченных раковин улиток и орехов бетеля/ареколина, которая используется в качестве жевательной резинки для ифугао) является неотъемлемой практикой во время праздников и ритуальных действий. Сельскохозяйственные террасы и сельское хозяйство являются основными средствами существования. Их социальный статус измеряется количеством зернохранилищ на рисовых полях, семейными реликвиями, золотыми серьгами и карабао (водяными буйволами). Престиж также присуждается временем и традициями.

Когда начинается сбор урожая, пожилая женщина произносит молитву, обращенную к Кабуниан, богине риса. Затем произносится защитная молитва, прежде чем рис помещается в зернохранилище. [44] : 21 

Солнечный календарь Ифугао включал 365-дневный год, разбитый на 13 месяцев по 28 дней каждый плюс один дополнительный день. [44] : 37 

В культуре Ифугао ценятся родство, семейные узы, религиозные и культурные верования. Ифугао уникальны среди всех этнических групп горной провинции благодаря своей повествовательной литературе, такой как худхуд , эпопее о предках-героях, исполненной в поэтической манере. Также уникальным для Ифугао является их искусство резьбы по дереву, в первую очередь резные стражи зернохранилища булул и престижная скамейка высшего класса, хагаби . Их ткани славятся своей красотой, красочными одеялами и одеждой, сотканными на ткацких станках. [45]

Традиционная одежда мужчин Ифугао состоит из простых стрингов . Женщины Ифугао, напротив, носят тапи — юбку с запахом. [44] : 81–83, 89 

Экономика

[ редактировать ]

Уровень бедности в Ифугао

10
20
30
40
50
2006
27.99
2009
32.13
2012
42.45
2015
42.42
2018
14.51
2021
6.00

Источник: Статистическое управление Филиппин. [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53]

Инфраструктура

[ редактировать ]

Электричество

[ редактировать ]

Признание ЮНЕСКО в Ифугао

[ редактировать ]

ЮНЕСКО включила два элемента Ифугао в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2008 и 2015 годах соответственно. В 1995 году ЮНЕСКО также внесла один объект Ифугао с пятью объектами в список Всемирного наследия .

Рисовые террасы Филиппинских Кордильер

[ редактировать ]
Житель Ифугао собирает рис на рисовых террасах Батад .

В 1995 году Рисовые террасы Филиппинских Кордильер были внесены в ЮНЕСКО Список Всемирного наследия . ЮНЕСКО заявляет:

«В течение 2000 лет высокие рисовые поля Ифугао повторяли контуры гор. Плоды знаний, передаваемые от одного поколения к другому, а также выражение священных традиций и хрупкого социального баланса, они помогли создать пейзаж невероятной красоты, который выражает гармонию между человечеством и окружающей средой».

Надпись имеет пять мест: рисовые террасы Батад, рисовые террасы Бангаан (обе в Банауэ ), рисовые террасы Маяояо (в Мейояо ), рисовые террасы Хунгдуань (в Хундуань ) и рисовые террасы Нагакадан (в Киангане ), все в провинции Ифугао, Филиппины . Рисовые террасы Банауэ не включены в список, но могут быть включены в список ЮНЕСКО путем продления номинации наряду с другими участками рисовых террас в других провинциях Филиппинских Кордильер. [54]

Худхудские песнопения Ифугао

[ редактировать ]

В 2001 году Худхуд ни Алигуйон (или песнопения Худхуд Ифугао) стал одним из первых 11 шедевров устного и нематериального наследия человечества этот элемент был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. в 2001 году. В 2008 году ЮНЕСКО описывает этот элемент следующим образом: [30]

Худхуд состоит из повествовательных песнопений, традиционно исполняемых общиной Ифугао, которая хорошо известна своими рисовыми террасами, простирающимися над высокогорьем северного острова Филиппинского архипелага. Это практикуется во время посева риса, во время сбора урожая, а также во время поминок и ритуалов. Считается, что Хухудуд возник до седьмого века и состоит из более чем 200 песнопений, каждое из которых разделено на 40 эпизодов. Полное чтение может длиться несколько дней. Поскольку культура Ифугао является матрилинейной, жену обычно принимают основную роль в песнопениях, а ее брат занимает более высокое положение, чем ее муж. Язык рассказов изобилует образными выражениями и повторами, в нем используются метонимия, метафора и звукоподражание, что очень затрудняет транскрипцию. Таким образом, письменных выражений этой традиции очень мало. Песнь рассказывает о героях-предках, обычном праве, религиозных верованиях и традиционных обычаях, а также отражает важность выращивания риса. Рассказчики, в основном пожилые женщины, занимают ключевое положение в обществе как историки, так и проповедники. Эпос «Худхуд» поется попеременно первым рассказчиком и хором, используя единую мелодию для всех стихов. Обращение ифугао в католицизм ослабило их традиционную культуру. Кроме того, Хухуд связан с ручным сбором риса, который теперь механизирован. Хотя рисовые террасы внесены в список Всемирного наследия, число их производителей постоянно сокращается. люди.

Игры и ритуалы с перетягиванием: Пуннук Ифугао

[ редактировать ]

Пуннук Ифугао был внесен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества в 2015 году под многонациональным элементом «Ритуалы и игры перетягивания» . [55]

  1. ^ «Список провинций» . ПСГК Интерактив . Национальный статистический координационный совет. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 20 декабря 2013 г.
  2. ^ «Прогнозы численности населения по регионам, провинциям, городам и муниципалитетам на 2020–2025 годы» . Департамент здравоохранения . 27 августа 2020 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2021 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Перепись населения (2020). Таблица B. Население и ежегодные темпы роста по провинциям, городам и муниципалитетам — по регионам . Статистическое управление Филиппин . Проверено 8 июля 2021 г.
  4. ^ Кабреза, Винсент (15 июля 2013 г.). «Для рисовых террас Ифугао возраст не должен иметь значения» . Inquirer.net . Проверено 15 августа 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б «Рисовые террасы Филиппинских Кордильер» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 2 января 2015 г.
  6. ^ Респичио, Норма А. (nd). «Пуннук, ритуал перетягивания в Хундуане, завершающий сельскохозяйственный цикл» . ICH Курьер Онлайн . Архивировано из оригинала 2 апреля 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
  7. ^ «Худхудские песнопения Ифугао» . ЮНЕСКО . 22 декабря 2010 года . Проверено 14 августа 2022 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Факты и цифры: провинция Ифугао» . Статистическое управление Филиппин – Национальный статистический координационный совет . Департамент внутренних дел и местного самоуправления Административный район Кордильеры . Архивировано из оригинала 13 ноября 2012 года . Проверено 2 января 2015 г.
  9. ^ Jump up to: а б «Ифугао» (PDF) . Филиппинская этнография . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2019 года . Проверено 27 мая 2018 г. - через NLP Digital Collections.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Лансьон, Конрадо М. младший (1995). «Провинции» . Краткие факты о филиппинских провинциях . Картография Рея де Гузмана (изд. «Миллениум», 2000 г.). Макати, Метро Манила: Tahanan Books. стр. 76–77. ISBN  971-630-037-9 . Проверено 16 января 2015 г.
  11. ^ «Природные достопримечательности Атока» . Провинция Бенгет . Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года . Проверено 13 августа 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б Седьмой ежегодный отчет министра внутренних дел Филиппинской комиссии за финансовый год, закончившийся 30 июня 1908 года (Отчет). Манила: Бюро печати. 1908. стр. 17–19 - через Интернет-архив.
  13. ^ Кизинг, Феликс М.; Кизинг, Мари (1934). Укрощение филиппинских охотников за головами: исследование правительства и культурных изменений в Северном Лусоне . Издательство Стэнфордского университета. п. 69 . Проверено 2 января 2015 г.
  14. ^ Феликс М., Кизинг (1962). «Район Верхнего Кагаяна» . Этноистория Северного Лусона . Издательство Стэнфордского университета. п. 297. ИСБН  9780804700498 . Проверено 2 января 2015 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Лапенья, Куини Г.; Акабадо, Стивен Б. (2017). «Сопротивление посредством ритуалов: роль филиппинской «местной свиньи» ( sus Scrofa ) в пиршестве Ифугао и социально-политической организации». Журнал археологической науки: отчеты . 13 : 583–594. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.05.009 .
  16. ^ Национальный исторический институт (Филиппины) [соавтор] (1978). Касайсаян, Том 3, выпуски 1–4 (оцифровано Google 26 сентября 2009 г.) . Национальный исторический институт. п. 16 . Проверено 2 января 2015 г. (Оригинальный файл из Мичиганского университета) {{cite book}}: |last= имеет общее имя ( справка )
  17. ^ Инглес, Рауль Рафаэль (2008). 1908: Как это было на самом деле: Исторический журнал к столетнему юбилею UP, 1908–2008 . Дилиман, Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета . п. 330. ИСБН  978-971-542-580-3 . Проверено 2 января 2015 г.
  18. ^ Закон № 1876 – через электронную библиотеку Верховного суда.
  19. ^ Багамапад, Анавик; Хамада-Павид, Зенаида (1985). История Бенгета Типография и издательство Багио. стр. 100-1 297–300.
  20. ^ «Республиканский закон № 4695» . Электронная библиотека Верховного суда .
  21. ^ «Историческая справка» . Правительство провинции Апаяо . 15 апреля 2013. Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 3 января 2015 г.
  22. ^ «Региональный профиль: Административный район Кордильеры (ЦАР)» . СтранаSTAT Филиппины . Статистическое управление Филиппин. Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  23. ^ «Административный район Кордильеры (ЦАР)» . Департамент сельского хозяйства . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  24. ^ Республиканский закон № 7173 – через электронную библиотеку Верховного суда.
  25. ^ «Муниципалитет Асипуло, Ифугао» . Департамент внутренних дел и местного самоуправления — Административный район Кордильеры . 29 апреля 2013. Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 2 января 2015 г.
  26. ^ «PVAO выражает признательность городу Ифугао за пропаганду доблести и героизма ветеранов» . Филиппинское информационное агентство . 9 декабря 2014. Архивировано из оригинала 2 января 2015 года . Проверено 2 января 2015 г.
  27. ^ «Реконструкция эпизодов Второй мировой войны стала шоу во время празднования Дня Победы в Ифугао» . История войны онлайн . Филиппинское информационное агентство. 3 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2016 года . Проверено 2 января 2015 г.
  28. ^ Битог, Рубилоида (18 августа 2012 г.). «Ифугаос в знак освобождения» . Солнце.Стар Багио . Архивировано из оригинала 2 января 2015 года . Проверено 2 января 2015 г.
  29. ^ «Худхудские песнопения Ифугао» . Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества . ЮНЕСКО . 18 мая 2001 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 года . Проверено 1 апреля 2016 г. Хухуд читают и поют среди народа Ифугао, известного своими рисовыми террасами, во время посева и сбора риса, поминок и других ритуалов. По оценкам, худхуд возник до VII века, и его чтение, состоящее примерно из 40 эпизодов, часто занимает три или четыре дня.
  30. ^ Jump up to: а б «Худхудские песнопения Ифугао» . ЮНЕСКО . Проверено 14 августа 2022 г.
  31. ^ Берсола, Камилла (2 января 2011 г.). «Худхуд Ифугао: чарующее пение» . Филиппинская звезда . Проверено 1 апреля 2016 г. Эта традиция Ифугао, приносящая еще большую культурную гордость, также получила признание Организации Объединенных Наций по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО). В 2001 году он получил титул «Шедевры устного и нематериального наследия человечества», присвоенный 19 выдающимся формам культурного самовыражения из разных регионов мира. В Азии ЮНЕСКО отметила шесть шедевров, в том числе песнопения худхуд народа Ифугао Северного Лусона.
  32. ^ Кодамон, Дэниел Б. (22 мая 2015 г.). «Кианган как город наследия Ифугао» . Солнце.Стар Багио . Проверено 1 апреля 2016 г. Археологические исследования показывают, что Кианган действительно является колыбелью расы и цивилизации Ифугао. В июне 2012 года, после более чем трех недель раскопок, Археологический проект Ифугао (IAP) сообщил о своих открытиях в «Старой деревне Кийянган», что представляет собой первый полевой сезон IAP, проекта под руководством сообщества совместно с организацией «Спасите террасы Ифугао». Движение (SITMO), местное правительство Киангана, Национальный музей Филиппин, Программа археологических исследований Филиппинского университета и Университет Гуама.
  33. ^ Jump up to: а б с д «Провинция: Ифугао» . ПСГК Интерактив . Кесон-Сити, Филиппины: Статистическое управление Филиппин . Проверено 8 января 2016 г.
  34. ^ Jump up to: а б с Перепись населения (2015 г.). Основные данные переписи населения Филиппин 2015 года . Статистическое управление Филиппин . Проверено 20 июня 2016 г.
  35. ^ Jump up to: а б Перепись населения и жилищного фонда (2010 г.). Население и годовые темпы роста Филиппин и их регионов, провинций и высокоурбанизированных городов (PDF) . Национальное статистическое управление . Проверено 29 июня 2016 г.
  36. ^ «Ифугао» . Посетите Филиппины . Архивировано из оригинала 26 января 2018 года . Проверено 25 января 2018 г.
  37. ^ Перепись населения и жилищного фонда (2010 г.). «Административный район Кордильеры (ЦАР)» (PDF) . Общая численность населения по провинциям, городам, муниципалитетам и Барангаю . Национальное статистическое управление . Проверено 29 июня 2016 г.
  38. ^ Jump up to: а б «Ифугао: пять экономически активных людей поддерживают четырех иждивенцев» (пресс-релиз). census.gov.ph. 4 марта 2002 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 2 января 2015 г.
  39. ^ Сводка по провинции - Изабела, 2009 г. (PDF) (таблица). Архивировано из оригинала (PDF) 14 января 2014 года . Проверено 30 ноября 2017 г. - через philchal.org.
  40. ^ «Ифугао» . Филиппинское информационное агентство . Архивировано из оригинала 6 декабря 2017 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
  41. ^ Акабадо, Стивен (2018). «Зоны убежища: сопротивление завоеванию Северного Филиппинского нагорья с помощью экологической практики». Журнал антропологической археологии . 52 : 180–195. дои : 10.1016/j.jaa.2018.05.005 . S2CID   150245254 .
  42. ^ Акабадо, Стивен (2009). «Байесовский подход к датировке сельскохозяйственных террас: пример Филиппин». Античность . 83 (321): 801–814. дои : 10.1017/S0003598X00099002 . S2CID   129958991 .
  43. ^ Скотт, Уильям (1974). Открытие игоротов . Кесон-Сити: Издательство New Day. п. 199. ИСБН  9711000873 .
  44. ^ Jump up to: а б с д Скотт, Уильям (1966). На Кордильерах . Манила: MCS Enterprises. стр. 178–180.
  45. ^ Сумег-анг, Арсенио (2005). «4 Ифугао». Этнография основных этнолингвистических групп Кордильер . Кесон-Сити: Издательство New Day. стр. 71–91, 202. ISBN.  9789711011093 .
  46. ^ «Распространение бедности (PI):» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 28 декабря 2020 г.
  47. ^ «Оценка местной бедности на Филиппинах» (PDF) . Статистическое управление Филиппин. 29 ноября 2005 г.
  48. ^ «Официальная статистика бедности на Филиппинах за 2009 год» (PDF) . Статистическое управление Филиппин. 8 февраля 2011 г.
  49. ^ «Годовой порог бедности на душу населения, уровень бедности и численность бедного населения по регионам и провинциям: 1991, 2006, 2009, 2012 и 2015 годы» . Статистическое управление Филиппин. 27 августа 2016 г.
  50. ^ «Годовой порог бедности на душу населения, уровень бедности и численность бедного населения по регионам и провинциям: 1991, 2006, 2009, 2012 и 2015 годы» . Статистическое управление Филиппин. 27 августа 2016 г.
  51. ^ «Годовой порог бедности на душу населения, уровень бедности и численность бедного населения по регионам и провинциям: 1991, 2006, 2009, 2012 и 2015 годы» . Статистическое управление Филиппин. 27 августа 2016 г.
  52. ^ «Обновленный годовой порог бедности на душу населения, уровень бедности и численность бедного населения с точными измерениями по регионам и провинциям: 2015 и 2018 годы» . Статистическое управление Филиппин. 4 июня 2020 г.
  53. ^ «Официальная статистика бедности на Филиппинах за 2021 год» (PDF) . Статистическое управление Филиппин. 15 августа 2022 г. . Проверено 28 апреля 2024 г.
  54. ^ «Рисовые террасы Филиппинских Кордильер» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 14 августа 2022 г.
  55. ^ «Ритуалы и игры перетягивания» . ЮНЕСКО . Проверено 14 августа 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88d4e304b32794778623bc5fce4a7f56__1718842440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/56/88d4e304b32794778623bc5fce4a7f56.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ifugao - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)