Тболи люди
![]() Пожилая женщина Тболи в одежде Тболи. | |
Общая численность населения | |
---|---|
181 125 (перепись 2020 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | |
Языки | |
Тболи , Кебуано , Хилигайнон , Филиппинцы | |
Религия | |
христианство ислам Тболийское многобожие | |
Родственные этнические группы | |
Австронезийские народы , лумады и сама-баджауские народы |


Народ Тболи [2] ( IPA: ['tʔbɔli] ) — австронезийский коренной народ Южного Котабато на юге Минданао на Филиппинах.
В настоящее время тболи проживают на склонах гор по обе стороны верхней долины Алах и прибрежной зоны Майтум , Маасим и Киамба в провинции Сарангани. В прежние времена тболи также проживали на верхнем этаже долины Алах. После Второй мировой войны и прибытия поселенцев из других частей Филиппин их постепенно вытеснили на склоны гор. На данный момент они почти изгнаны со дна плодородной долины.
Как и их непосредственные соседние этнические группы, убу , блаан , блит , тау-сегель и тасадай , их исторически описывали как язычников, анимистов и т. д., в отличие от мусульманских народов или христианских поселенцев. Однако в политическом контексте кебуанский термин « лумад » («туземец») стал общим термином для различных политеистических народов Минданао.
В этнографической и лингвистической литературе о Минданао их имя пишется по-разному: Тболи, Т'боли, Тболи, Тагабили, Тагабилил, Тагабулул и Тау Билил. Их эндоним — Тболи. Их местонахождение и личность в литературе несколько неточно; в некоторых публикациях тболи и тагабили представлены как отдельные народы; некоторые находят тболис в окрестностях озера Булуан в котловине Котабато или в Агусан-дель-Норте .
Тболийцы говорят на своем родном одноименном языке . Однако на протяжении десятилетий тболи могут говорить и понимать кебуано , хилигайнон , тагальский и, в некоторой степени, илокано , наряду со своим родным языком. Эти языки были привезены и завезены поселенцами из Себу , Бохола , Сикихора , Негроса , Панай , тагальскоязычных регионов , Центрального Лусона и Илокандии по прибытии на родину Тболи в начале 20 века.
По филиппинскому законодательству они считаются коренным народом .
Музыка
[ редактировать ]У тболи есть музыкальное наследие, состоящее из различных типов ансамблей агунг – ансамблей, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых гонгов с выступами/набалдашниками , которые действуют как гудение без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента.
Другие инструменты включают hegelung . [3]
Тболийская религия
[ редактировать ]
У тболи существует традиция очень сложной политеистической религии. Однако более поздние варианты их религии испытали влияние ислама и христианства . Тем не менее, некоторые продолжают сохранять религиозные обряды тысячелетних традиций.
Бессмертные
[ редактировать ]- Булон Ла Могоа: одно из двух верховных божеств; женат на Кадо Ла Самбаде; живет в седьмом слое Вселенной [5]
- Кадав Ла Самбад: вторые верховные божества; женат на Булон Ла Могоу; живет в седьмом слое Вселенной [6]
- Кумукул: сын верховных божеств; имеет когорту огня, меча и щита; замужем за Бой'Кафилом [7]
- Бой'Кафил: дочь верховных божеств; замужем за Кумукулом [8]
- Бонг Либун: дочь верховных божеств; женат на С'федате; не могла родить детей [9]
- С'федат: сын верховных божеств; женат на Бонг Либуне; не могла родить детей; попросил Бонга Либуна вместо этого убить его, и его тело стало землей, из которой вырастали растения. [10]
- Д'вата: сын верховных божеств; женат на Седеке Ве и Хю Ве; поместил сухопутное тело Сфедата в море [11]
- Седек Мы: дочь верховных божеств; женат на Д'вате [12]
- Хю Ве: дочь верховных божеств; женат на Д'вате [13]
- Блотик: сын верховных божеств; замужем за С'лелем [14]
- С'лел: дочь верховных божеств; замужем за Блотиком [15]
- Б'ломи: дочь верховных божеств; замужем за Мулом [16]
- Мул: сын верховных божеств; замужем за Б'ломи [17]
- Лоос К'лаган: сын верховных божеств; женат на Ла Фане и Дату Б'нолинге [18]
- Ла Фун: дочь верховных божеств; замужем за Лоосом К'лаганом [19]
- Дату Б'нолинг: дочь верховных божеств; замужем за Лоосом К'лаганом [20]
- Дети Д'ваты и Хю Ве
- Дети Д'ваты и Седека Ви
- Фу: духи, населяющие природную среду и владеющие ею. [35]
- Д'вата (общий): общий термин для богов; [38] охранять жизни и определять судьбу и предназначение [39]
- Мухен: бог судьбы в образе птицы, чье пение, как считается, предвещает несчастье; любое начинание немедленно прекращается или откладывается, когда слышишь пение Мухена [40]
- Глинтон: бог металлургии [41]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Этническая принадлежность на Филиппинах (перепись населения и жилищного фонда 2020 года)» . Статистическое управление Филиппин . Проверено 4 июля 2023 г.
- ^ Реболлидо, Роммель (5 мая 2023 г.). «Защитники интеллектуальной собственности: никаких апострофов в Блаане, Тболи » МиндаНьюс мая Получено 10 ,
- ^ Меркурио, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин» . PnoyAndTheCity: центр Кулинтанга – дом пасикингов . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Лаш, Эмили. «Изготовление: Т'налак Уивинг, Филиппины» . Текстильный атлас . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Гайндман, Д., Духайлунгсод, Л., Томас, Б. (1994). До последнего зернышка риса: натуральное производство Тболи. Спрингер.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Казаль, Г. (1978). Миф и религия Тболи о сотворении мира. Искусство Тболи: в его социокультурном контексте, стр. 122-123.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Талавера, Манало, Бэй, Салударио, Дизон, Мауро, Поркерино, Роман, Якит, Банарес, Фрэнсис, Невинность, Ронгавилла, Круз (2013). Т'боли: песни, истории и общество. Университет Филиппин.
- ^ Кудера, РБ, Разон, Британская Колумбия, Миллондага, KJI (2020). Культурное и экологическое значение одонаты (насекомого) для тболи озера Себу, Минданао, Филиппины. Biodiversitas Журнал биологического разнообразия.
- ^ Мансано, LC Т'боли. Национальная комиссия по культуре и искусству.
- ^ Мансано, LC Т'боли. Национальная комиссия по культуре и искусству.