Грегорио Аглипай
Грегорио Аглипай, Обишоп Максим I | |
---|---|
1-й Верховный епископ Филиппинской независимой церкви | |
Церковь | |
Установлено | 6 сентября 1902 г. |
Срок закончился | 1 сентября 1940 г. |
Предшественник | Позиция создана |
Преемник | Джеймс Антонио Фонасье и Сугитан |
Заказы | |
Рукоположение |
|
Посвящение |
|
Классифицировать |
|
Личные данные | |
Рожденный | Григорий Аглипай Кросс и Лабаян 5 мая 1860 г. [ 1 ] |
Умер | 1 сентября 1940 г. Манила , Филиппинское Содружество | (80 лет)
Похороненный | Национальный храм Григория Аглипая |
Национальность | Филиппинский |
Номинал |
|
Супруг |
Пилар Джамиас и Вер |
Дети | 1 |
Занятие | Религиозный лидер, партизанский лидер, общественный и политический деятель, политик. |
Профессия | Католический священник , монсеньор , епископ Аглипаянской церкви |
Альма-матер | Колледж Сан-Хуан-де-Летран ( AB ) Университет Санто-Томас (выбыл) Богословская школа непорочного зачатия (Виганская семинария) [ 2 ] |
Девиз | «Служить людям!» [ 3 ] |
Святость | |
Праздник | 5 сентября |
Почитается в |
|
Титул как Святой | Епископ , Свидетель , Слуга Божий и Провидец |
Святыни | Национальный храм Григория Аглипая Храм Грегори Л. Аглипая в Куллабенге Пинили , |
Известный | Первый глава ( Верховный епископ ) Филиппинской независимой церкви ( Iglesia Filipina Independentiente ) |
Стили Грегорио Аглипай | |
---|---|
Справочный стиль | Его Высокопреосвященство |
Разговорный стиль | Ваше Высокопреосвященство |
Религиозный стиль | Обишоп Максим I Монсеньор Епископ |
Посмертный стиль | Преосвященнейший |
Грегорио Аглипай | |
---|---|
Член Конгресса Малолоса от Илокоса Норте. | |
В офисе 15 сентября 1898 г. - 13 ноября 1899 г. Служение с Педро Патерно , Примитиво Донато, Мартином Гарсией, Хосе Луной и Пио Ромеро. | |
Личные данные | |
Политическая партия | Республиканец (1905–1935) |
Другие политические принадлежность | Независимый (до 1905 г.) |
Военная служба | |
Верность | Филиппины |
Филиал/служба | Филиппинская республиканская армия |
Классифицировать | Генерал-лейтенант |
Битвы/войны | Филиппино-американская война |
Аглипай Крус-и-Лабаян мая ( христианской 1940 был бывшим сентября римско- 1860 — католическим священником и революционным филиппинским 5 1 ) Грегорио главой Iglesia Filipina Independentiente (IFI), первой в истории независимой полностью церкви на Филиппинах, возглавляемой филиппинцами . форма националистической церкви .
Известный подстрекательством к патриотическому восстанию среди филиппинского духовенства во время филиппинской революции и филиппино-американской войны , он также был политическим активистом , который познакомился с писателем и профсоюзным лидером Изабело де лос Рейес , который затем основал независимую христианскую филиппинскую церковь, в просторечии названную в честь Аглипай. в 1902 году как восстание против Римско-католической церкви , которая в то время была государственной религией Филиппин, из-за плохого обращения испанских монахов с филиппинцами. Вопреки распространенному мнению, Aglipay присоединилась к МФУ только через месяц после ее провозглашения де лос Рейесом и Демократическим союзом .
Ранее Аглипай был отлучен от церкви архиепископом Бернардино Носаледа-и-Вилла Манильским в мае 1899 года по выраженному разрешению Папы Льва XIII из-за его участия в революционной деятельности, несмотря на его предварительное заступничество и защиту некоторых испанских римско -католических духовенств от либерально-католических сил. националистические филиппинские революционеры. Римско-католическая церковь предприняла попытки вернуть Аглипай в свои ряды, но потерпела неудачу. Аглипай присоединился к масонству в мае 1918 года, обществу, отлучённому от церкви Римско-католической церковью. Аглипай женился на Пилар Джамиас-и-Вер из Саррата , Илокос Норте, в 1939 году, а затем умер год спустя. Последователей Аглипай через Церковь иногда в просторечии называют Аглипаянами .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аглипай родился 5 мая в Батаке , Илокос Норте и был крещен 9 мая 1860 года в Римско-католической церкви. Лично он предпочел 8 мая в качестве даты своего рождения. [ 1 ] Он был третьим ребенком Педро Аглипая Круса и Викторианы Лабаян-и-Иларио и стал сиротой в молодом возрасте и вырос на попечении родственников на табачных полях в последние нестабильные десятилетия испанской оккупации на Филиппинах . У него были глубокие обиды на колониальное испанское правительство островов, вызванные злоупотреблениями в сельскохозяйственной системе. Арестованный в четырнадцать лет за невыполнение своей табачной квоты в качестве работника по сбору табака, он позже переехал в столицу страны Манилу право в 1876 году, чтобы изучать под частной опекой адвоката Хулиана Карпио при финансовой помощи своего дяди Франсиско дель Амора Ромаса. , которая была чернорабочей в Школе сестер-доминиканок в Санта-Каталине . [ 4 ]
После двух лет обучения у Карпио Аглипай продолжил учебу в Коллегии Сан-Хуан-де-Летран в 1878 году на третьем курсе в качестве работающего студента, а затем в Университете Санто-Томас в 1882 году, где он был первоклассным академиком. Во время своего пребывания в Санто-Томасе Аглипай встретил Хосе Ризаля , студента-медика старших курсов. После получения бакалавра гуманитарных наук степени в Летране он прекратил обучение юриспруденции поступил в римско-католическую семинарию в Вигане , Илокос-Сур . в Санто-Томасе, а затем под влиянием Ризала в 1883 году в возрасте 23 лет [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Он был рукоположен в сан священника шесть лет спустя, 21 декабря 1889 года, в старой доминиканской церкви в Интрамуросе , Манила, и отслужил свою первую мессу в качестве рукоположенного римско-католического священника в январе 1890 года.
Затем Аглипай начал карьеру помощника священника у испанских монахов в различных приходах главного северного острова Лусон , особенно в Римско-католической архиепископии Нуэва-Сеговия . [ 8 ] Позже он отказался от Круза в своей фамилии, и во время службы в Виктории, Тарлак , Аглипай незаметно оказывал помощь революционерам и нанял тридцать плотников, которые на самом деле были революционерами, связанными с группой Катипунана . Затем Аглипай организовал упомянутых революционеров и назвал их группу Ливанаг («Свет»), местного помощника Катипунана, базирующегося в Виктории, Тарлак.
Филиппинская революция
[ редактировать ]В 1896 году испанскими властями было обнаружено тайное общество « Катипунан» , возглавляемое Верховным судьей Андресом Бонифачо . Поскольку католицизм стал государственной религией уровень автономии , архиепископ Манилы Бернардино Нозаледа поручил Аглипаю противостоять революционным лидерам, предложив им в будущем для Филиппин, если они прекратят восстание . Генерал Эмилио Агинальдо , в свою очередь, отправил в Аглипай полковника Лучано Сан-Мигеля с намерением склонить его к участию в восстании. Агинальдо убедил Аглипая, который назначил его военным капелланом ( capellan castrense ) революционного правительства где-то в мае или июне 1898 года, что стало первым назначением в качестве такового во время филиппинской революции. [ 9 ]
Аглипай также позже стал членом Конгресса Малолоса , единственным членом, принадлежащим к религиозному сектору, хотя он также представлял свою родную провинцию Илокос Норте. [ 10 ] 20 октября 1898 года Агинальдо возвел Аглипай на пост генерального военного викария ( Vicario General Castrense ) революционеров, должность, которая сделала его главой всех военных капелланов революции. В ходе путешествия Аглипая на север филиппино -американская война началась после завершения испано-американской войны . Аглипай интерпретировал свое назначение на пост генерального викария как назначение его духовным настоятелем всех филиппинских священников, которые, как таковые, должны быть назначены военными капелланами на время войны. [ 5 ]
Филиппино-американская война
[ редактировать ]Когда Аглипай вернулся в Манилу и обнаружил, что американцы напали, он присоединился к революции. Боевые действия , вспыхнувшие между войсками США и Филиппин 4 февраля 1899 года, побудили Аглипая отойти в Илокос Норте, чтобы организовать вооруженное сопротивление, и ему было присвоено звание генерал-лейтенанта. [ 11 ] 29 апреля 1899 года Аглипай был отлучен от церкви манильским архиепископом Бернардино Нозаледой за « узурпацию » церковной юрисдикции , а приговор об отлучении был вынесен с 4 мая по 5 июня в архиепископском трибунале Манилы. [ 12 ] [ 13 ]
Аглипай был одним из последних генералов, сдавшихся американцам. Понимая тщетность дела, за которое они сражались, 28 апреля 1901 года, через месяц после захвата Агинальдо , он сдался капитану Эдварду Манну Льюису из 20-го полка регулярной пехоты США в Лаоаге , чтобы предотвратить дальнейшие потери среди своих людей. поскольку он видел меньше шансов на победу у доминирующих американских войск. После своей капитуляции он позже вернулся в уже оккупированную американцами Манилу и работал над примирением с Римско-католической церковью. Американцы официально завершили войну 2 июля 1902 года и предоставили полную амнистию всем лицам на Филиппинах, участвовавшим в конфликте. [ 14 ]
После войны
[ редактировать ]После окончания войны в 1902 году писатель-активист Изабело де лос Рейес работал над формированием националистической церкви, независимой от Рима . Во время американской оккупации испанские монахи все еще контролировали приходы по всей стране. 3 августа де лос Рейес провозгласил создание церкви и заочно предложил , чтобы Аглипай был ее первым главным епископом . Аглипай, набожный католик в то время, даже после того, как его отлучили от церкви, сопротивлялся, поскольку изначально был против раскола . [ 15 ] но в конце концов принял предложение де лос Рейеса возглавить независимую церковь 6 сентября 1902 года и был назначен первым Верховным епископом или епископом Максимо « Филиппинской независимой церкви » (официально Iglesia Filipina Independentente , сокращенно IFI и также называемой как «Аглипаянская церковь» в его честь). Церковь сохранила многие римско-католические формы богослужения. [ 5 ]
По словам известного историка Теодоро Агонсильо , Аглипай наконец решил присоединиться к новой церкви после того, как его переговоры с Франсиско Форададой, испанским священником -иезуитом и писателем, имели неприятные последствия. Зная, что Аглипай пользовался влиянием среди филиппинского духовенства, иезуиты назначили Форададу в отчаянной попытке убедить Аглипая вернуться в лоно римско-католической церкви, чтобы еще больше предотвратить успех раскола. На встрече, состоявшейся в Доме иезуитов в Санта-Ане, Манила , Аглипаю якобы предложили быть назначенным епископом или архиепископом с добавлением крупной суммы денег, если он вернется. Аглипай подписал бы документ о исповедании в Римско-католической церкви, но при условии, что подписанием документа будут решены проблемы местных филиппинских католических священников и что филиппинское духовенство будет назначено на должности, которые ранее занимали испанские завсегдатаи . В ответ Форадада бестактно спросил Аглипая: «Зачем ему волноваться о филиппинских священниках, ведь мир знает, что они порочны и безнадежно неэффективны». Считалось, что Аглипай почувствовал себя оскорбленным дерзкими комментариями Форадады о том, что он в гневе бросился на него и держал за затылок, требуя отозвать свои замечания, когда Форадада в ужасе упал на колени. Среди свидетелей произошедшего инцидента Леон Мария Герреро и Хоакин Луна . Впоследствии Аглипай, по общему мнению, ушел с заседания и выбросил документ.
Хотя он уже решил присоединиться к новой церкви после своей первой неудачной конференции с иезуитами, Аглипай все еще не хотел принимать пост верховного епископа. Он даже встречался с американскими протестантскими лидерами и пытался убедить их помочь и присоединиться к их новой филиппинской церкви, чтобы «расколоть ряды католиков». Аглипай также предложил, чтобы филиппинские священники были назначены на высшие чины духовенства новой церкви. Американские протестанты отклонили предложение Аглипая, поскольку сочли новую церковь «слишком римской в своих ритуалах» и «слишком рационалистической в своем богословии ». Они также, по-видимому, были непреклонны в том, чтобы в то время иметь филиппинских церковных лидеров, поскольку они, вероятно, «наслаждались чувством превосходства».
В последней попытке иезуиты снова попытались договориться с Аглипаем спустя годы после основания новой церкви через более дипломатичного испанского отца Хоакина Вильялонгу. Папа Пий X одобрил помилование Аглипай, если новая церковь вернется в лоно Римско-католической церкви, но Аглипай уже был настойчив в продолжении Iglesia Filipina Independentiente. [ 16 ]
Аглипай отслужил свою первую мессу в качестве фактического Верховного епископа 26 октября 1902 года. 18 января 1903 года Аглипай был рукоположен в сан Верховного епископа церковными епископами Изабелы, Кагаяна, Пангасинана, Абры, Нуэва-Эсихи, Кавите, и Манила. Будучи Верховным епископом, он объединился с националистическими и наиболее радикальными политическими партиями своего времени, такими как сакдалисты , а позднее даже с социалистическими и коммунистическими партиями. [ 12 ] [ 16 ]
Во время богословских дискуссий, которые он посещал во время посещения других церквей во время своих поездок за границу, Аглипай позже отверг веру в Троицу и богословски принял основную унитарную веру, однако значительное число представителей его собственной церкви отказались принять его исправленное богословие. богословские идеи Аглипая Унитарные, рационалистические и прогрессивные проявились в его « новене », «Пагсисиям са Бирхен са Балинтавак» , 1925 г. [ 17 ] и его английский перевод «Новенарий Родины» , 1926 г. [ 11 ] [ 18 ]
Аглипай был удостоен звания доктора богословия ( honoris causa ) Теологической школой Мидвилля в Чикаго , штат Иллинойс , в 1931 году.
Дальнейшая жизнь и наследие
[ редактировать ]Несмотря на то, что Аглипай был христианским лидером , он, как и другие революционеры, позже присоединился к масонству . [ 19 ] Аглипай баллотировался на выборах в 1935 году в качестве президента Содружества . от Республиканской партии , что стало первыми общенациональными выборами, когда-либо проводившимися на Филиппинах Он был последним кандидатом в президенты, объявившим о своей кандидатуре, наряду с кандидатом от Коммунистической партии Филиппин Норберто Набонгом в качестве его кандидата на пост вице-президента по объединенному списку Республиканско- Коммунистической партии. [ 12 ] но оба проиграли Мануэлю Л. Кесону и Серхио Осменье из Националистической партии соответственно. Аглипай был первым религиозным лидером, баллотировавшимся на пост президента в истории Филиппин. Он отправил поздравительное послание Кесону через три дня после выборов, когда результаты стали очевидны, и быстро признал поражение.
также называли его Апо Аглипай Его последователи . Он женился на тогдашней 64-летней Пилар Джамиас-и-Вер, учительнице из Саррата , Илокос Норте, в 1939 году, поскольку его церковь разрешает жениться на священнослужителях; но он умер в следующем году, 1 сентября 1940 года, по естественным причинам ( кровоизлияние в мозг ) в возрасте 80 лет. Тогдашний президент Мануэль Л. Кесон, его кабинет и большинство высших государственных чиновников пришли засвидетельствовать свое почтение на панихиде. для Аглипей.
Хотя он в течение многих лет выступал против безбрачия среди духовенства , сам Аглипай не был женат до 79 лет. Аглипай и Джамиас еще до свадьбы родили дочь по имени Ливлива, родившуюся 24 февраля 1913 года. Рационалистического общества Лондона и секретарь Aglipay в переводе английских писем для своих контактов за рубежом. Она училась в Университете Филиппин . Ливлива умерла 17 февраля 1938 года, за семь дней до своего 25-летия или за тринадцать месяцев до свадьбы Аглипая и Джамиаса. Похоронена на муниципальном кладбище Пасай. [ 5 ]
Аглипай занимал пост верховного епископа до своей смерти. Его останки захоронены в соборе Святой Марии, Национальной святыне Аглипай в Батаке, Илокос Норте. [ 20 ]
Аглипай фигурировал в пробных календарях календаря святых Епископальной церкви в 2009 и 2015 годах, но вышеупомянутые календари так и не были обнародованы, и его праздник не является частью текущих предложений.
Город Батак, Илокос Норте, ежегодно отмечает 1 сентября как особый нерабочий праздник в ознаменование годовщины смерти Аглипая, известного как «День Грегорио Л. Аглипая», который был установлен 10 февраля 1989 года, как согласно Республиканскому закону № 6701. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ачутеги, Питер С.; Бернад, Мигель А. (1957). «Истинная дата рождения Грегорио Аглипай» . Филиппинские исследования . 5 (4). Университет Атенео де Манила : 370–387. JSTOR 42719339 . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ «ПОЛНЫЙ ТЕКСТ: проповедь епископа Антонио во время мессы по случаю 200-летия Виганской семинарии» . ЦБКП Новости . 8 августа 2022 г. . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ «Заявления: ЖИТЬ НАСЛЕДИЕ ЕПИСКОПА ГРЕГОРИО АГЛИПАЯ, ПООЩРЯТЬ И ЗАЩИЩАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО» . Сайты Google . МФИ. 13 апреля 2023 г.
- ^ Университет, Принстон . « Католический исторический обзор , том 4» . Американская католическая историческая ассоциация , 1919, с. 320.
- ^ Jump up to: а б с д «Первый епископ Максимо, монсеньор Грегори Л. Аглипай», Независимая филиппинская церковь. Архивировано 31 августа 2015 г., в Wayback Machine.
- ^ Ролло, Андреа (2023). «Размышления о Хосе Рисале, Арнисе и природе «исторического знания» » . Гуманитарные науки Дилиман (июль-декабрь 2023 г.) . 20 (2). Филиппинский университет Дилимана и Университет Аликанте : 107–144 . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Форонда, Марселино мл. А. (1962). «Ризал и Аглипай» . Журнал истории . 10 (1). Филиппинские электронные журналы (PEJ . Дата обращения 27 декабря 2023 г. ).
- ^ Ачутеги, Питер С.; Бернард, Майкл А. (1959). «Аглипай как церковный губернатор Новой Сеговии: его циркулярные письма » Филиппинские исследования . 7 (2). Афинский университет Манилы : 135–161. JSTOR 42719436 . Получено 17 , декабря
- ^ Агилар, Филомено мл. «Отношения Церкви и государства в Конституции Малолоса 1899 года: филиппинизация и видение национального сообщества » Афинский университет Манилы архий. АФЕНЕЙ . Получено 26 февраля ,
- ^ Агилар, Филомено-младший (18 февраля 2015 г.). «Отношения между церковью и государством в Конституции Малолоса 1899 года: филиппинизация и видение национального сообщества» . J-ЭТАП . Киотский университет . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Аглипай и Лабаян, Грегорио. «Новенарий Родины: (Родина символизируется в предполагаемой Матери Балинтавака)» . Коллекция библиотек Университета Западного Мичигана во время Гражданской войны в США . Соединенные Штаты и их территории, 1870–1925: эпоха империализма . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с История Iglesia Filipina Independentiente
- ^ Робертсон, Джеймс А. (1918). «Раскол Аглипай на Филиппинских островах» . Католический исторический обзор . 4 (3). Издательство Католического университета Америки : 315–344. JSTOR 25011584 . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Каллум, Лео А. «Обзор AGLIPAY И ЕГО ЦЕРКВИ Педро С. де Ачутеги и Мигеля А. Бернада» . Филиппинские исследования . Университет Атенео де Манила . JSTOR 42719626 . Проверено 25 января 2023 г.
- ^ Умали, Джастин (9 марта 2020 г.). «Как родилась первая филиппинская церковь: независимая филиппинская церковь » Эсквайр Филиппины . Получено 5 ноября ,
- ^ Jump up to: а б Агонсильо, Теодор (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити [Филиппины]: паб Garotech. ISBN 9718711066 . ОСЛК 29915943 .
- ^ Геалого, Фрэнсис А. (2010). «Время, идентичность и нация в «Aglipayan Novenario ng Balintawak» и «Calendariong Maanghang» » . Филиппинские исследования . 58 (1/2): 147–168. JSTOR 42632051 . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ Аглипай и Лабаян, Грегорио. «Новенарий Родины: (Родина символизируется в предполагаемой Матери Балинтавака)» . Коллекция библиотек Университета Западного Мичигана во время Гражданской войны в США . Соединенные Штаты и их территории, 1870–1925: эпоха империализма . Проверено 21 ноября 2022 г.
- ^ «Знаменитый филиппинский масон – епископ Г. Аглипай» . Самая Досточтимая Великая Ложа Филиппин . Архивировано из оригинала 14 октября 2007 года . Проверено 12 января 2010 г.
- ^ «Сводка новостей, филиппинский журнал: 15 февраля – 14 марта 1939 г.» . Официальный вестник (Филиппины) . 1 апреля 1939 года . Проверено 18 декабря 2022 г.
- ^ «Республиканский закон № 6701 (АКТ, ОБЪЯВЛЯЮЩИЙ ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ КАЖДОГО ГОДА ГОДОВЩИНОЙ СМЕРТИ ГРЕГОРИО АГЛИПАЯ И ЛАБАЯНА, КАК ГРЕГОРИО Л. АГЛИПАЯ, ДНЕМ И ОСОБЫМ НЕРАБОЧИМ ПРАЗДНИКОМ И ОСОБЫМ НЕРАБОТАЮЩИМ ДОМОМ СЕВЕРНЫЙ ИЛОКОС)» . Официальный вестник Филиппин . 10 февраля 1989 года . Проверено 12 февраля 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Халили, Кристина Н. (2004) История Филиппин , стр. 192–93. ISBN 9712339343 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Грегорио Аглипая или о нем в Интернет-архиве
- Переписка Верховного Епископа Грегорио Аглипая (1902-1905)
- Исторические записи архиепископа Независимой церкви Филиппин Грегорио Аглипая находятся в библиотеке Гарвардской богословской школы Гарвардской богословской школы в Кембридже, штат Массачусетс .
- 1860 рождений
- 1940 смертей
- Люди из Батака
- Илокано люди
- Выпускники Коледжио де Сан-Хуан де Летран
- Филиппинские христианские религиозные лидеры
- Филиппинские военизированные формирования
- Люди филиппинской революции
- Люди филиппино-американской войны
- Кандидаты на президентских выборах 1935 года на Филиппинах
- Католическая церковь на Филиппинах
- Выпускники Университета Санто-Томас
- Люди, отлученные католической церковью
- Англиканские святые
- Филиппинская независимая церковь
- Члены Конгресса Малолоса
- Филиппинские масоны
- Члены Филиппинской независимой церкви
- Епископы независимых католических конфессий