Jump to content

Большой Рутилий


Большой Рутилий

Церковь Костел
Заказы
Рукоположение 30 июля 1959 г.
Деметрио Мансилья Ройо
Личные данные
Рожденный
Рутилио Гранде Гарсия

( 1928-07-05 ) 5 июля 1928 г.
Умер 12 марта 1977 г. ) ( 1977-03-12 ) ( 48 лет
Агиларес , Сальвадор
Родители Сальвадор Гранде
Кристина Гарсия
Образование Сан-Хосе Экстернадо
Святость
Праздник 12 марта
Почитается в Костел
Беатифицированный 22 января 2022 г.
Plaza Divino Salvador del Mundo, Сан-Сальвадор , Сальвадор
Кардинал Грегорио Роза Чавес
Атрибуты Ряса священника
Ладонь

Рутилио Гранде Гарсиа , SJ (5 июля 1928 года в Эль-Пайснале — 12 марта 1977 года в Агиларесе ) — священник -иезуит в Сальвадоре . Он был убит в 1977 году вместе с двумя другими сальвадорцами. Он был первым священником, убитым до начала гражданской войны в Сальвадоре , и близким другом архиепископа Оскара Ромеро . После его смерти Ромеро изменил свое молчание и призвал военную хунту расследовать убийство. Его беатификация в статусе мученика была одобрена Папой Франциском 21 февраля 2020 года, а церемония состоится 22 января 2022 года. [1] [2]

Жизнь и работа

[ редактировать ]
Оскар Ромеро (в центре) и Рутилио Гранде (справа) в 1977 году.

Рутилио Гранде родился 5 июля 1928 года и был младшим из семи детей в бедной семье в Эль-Пейснале, Сальвадор. Его родители, Сальвадор Гранде и Кристина Гарсия, развелись, когда он был еще ребенком, и его воспитывали старший брат и бабушка, набожная и сильная католичка. В возрасте 12 лет Рутилио был замечен архиепископом Луисом Чавесом-и-Гонсалесом во время его ежегодного визита в их деревню и был приглашен посещать семинарию средней школы в Сан-Сальвадоре, столице страны.

В 17 лет, после окончания последнего года обучения в средней школе семинарии (малой семинарии), Гранде вступил в иезуитский процесс формирования, получивший название послушничества . Так начался период времени за пределами Сальвадора. Гранде сначала отправился в Каракас, Венесуэла, поскольку в Центральной Америке не было иезуитского послушничества. Первоначально Гранде почувствовала призвание к миссии церкви в восточных странах Востока. После двух лет в Каракасе он произнес обеты бедности, целомудрия и послушания , а затем отправился в Кито, Эквадор, чтобы изучать гуманитарные науки, которые он закончил в 1950 году. Следующие три года он проработал профессором в небольшой семинарии в Эль-Эль. Сальвадора, где он преподавал священную историю, историю Америки и Сальвадора, а также письмо. [3]

Гранде продолжил обучение на священника в крупной семинарии Сан-Хосе-де-ла-Монтанья, где подружился с Ромеро, однокурсником. Гранде был рукоположен в священники в середине 1959 года в Испании в городе Онья . Он вернулся в Испанию в 1962 году, чтобы завершить учебу, которую не успели закончить из-за физических и умственных проблем. В 1963 году он поступил в институт Lumen Vitae в Брюсселе, Бельгия, где изучал новые направления пастырского служения, вдохновленные II Ватиканским собором. Особое влияние на него оказал опыт инклюзивной литургии, которая требовала самого широкого и глубокого участия мирян, возможного в то время. Как заявил его биограф: «Весьма вероятно, что в этот момент созрели его основные направления пастырской деятельности. Конечно, частью этой эпохи в пастырском богословском развитии было постоянное стремление к максимально возможному участию базовой или наименее уполномоченной части общины. и никогда не действовать автономно или не прислушиваясь к мнению сообщества». [4]

Он вернулся в Сальвадор в 1965 году и был назначен директором проектов социальных действий в семинарии в Сан-Сальвадоре , и занимал эту должность девять лет. С 1965 по 1970 год он также был префектом дисциплины и профессором пастырского богословия. [5] Он преподавал различные предметы, включая литургию, катехизацию, пастырское богословие и введение в тайну Христа (философию). Он также в полной мере использовал социальные науки, чтобы понять реальность, в которой он жил и служил. В это время Гранде инициировал процесс формирования семинаристов, который включал пастырское «погружение» в общины, которым они когда-нибудь будут служить. Это включало время, проведенное с людьми, которые выслушивали их проблемы и их реальность. Гранде выразил это так: «первый контакт с людьми должен был характеризоваться человеческой встречей; попыткой войти в их реальность, чтобы уйти от общей реальности». [4]

Этот новаторский аспект формирования длился год или два, а затем епископы попросили, чтобы семинаристов на время перерывов отправляли обратно в их епархии, чтобы можно было контролировать их и лучше наладить отношения с епископом. В конце концов Гранде поссорился с руководством семинарии из-за своих методов формирования и евангелизации. Он не согласился с утверждением, что семинаристы отделяют свое интеллектуальное образование от пастырского. Гранде искала равновесие между молитвой, учебой и апостольской деятельностью.

Вскоре после ссоры с церковным руководством и примирения из-за критики системы семинарии Гранде, начиная с 1972 года, посещал Латиноамериканский пастырский институт (IPLA) в Кито, Эквадор. Там он изучил метод сознания Пауло Фрейре и объединил это с пастырским богословием Медельинской конференции (встречи латиноамериканских епископов в 1968 году). Посещение этого института стало поворотным моментом для Гранде, поскольку он, наконец, смог объединить II Ватиканский собор, учение латиноамериканских епископов и свою собственную реальность в Сальвадоре в служении, которое имело взрывоопасные последствия. [6]

По возвращении в Сальвадор в 1973 году Гранде приступил к групповой иезуитской «Миссии» по евангелизации в Агиларесе, Сальвадор. Глубоко вовлеченный в жизнь людей, которым он служил, Гранде проповедовал Евангелие, но не уклонялся от высказываний по социальным и политическим вопросам, что имело глубокие последствия для церкви. Ему можно приписать продвижение «пастырского» служения освобождения, которое началось с Священных Писаний и позволило мирянам в Сальвадоре работать над социальными преобразованиями, не прибегая к марксистскому анализу. Гранде была пророческой в ​​вопросах земельной реформы, отношений богатых и бедных, литургической инклюзивности, прав трудящихся и превращения католической веры в реальность для очень бедных людей. Он любил говорить, что «Евангелие должно вырасти на ножки», если Христос не хочет оставаться в облаках. [7] Гранде был церемониймейстером при назначении Ромеро епископом Сантьяго-де-Мария в 1975 году и оставался другом и доверенным лицом Ромеро, которого он вдохновлял своим служением и принесенной им высшей жертвой. [8]

Гранде время от времени служил в приходе Агиларес с 1967 по 1977 год. Вместе со многими другими иезуитами он отвечал за создание базовых христианских общин (CEB, на испанском языке) и подготовку «Делегатов Слова», чтобы они руководили ими. [9] Гранде выступил против несправедливости со стороны репрессивного правительства и посвятил работу своей жизни организации обедневших, маргинализированных сельских фермеров Сальвадора, поскольку они требовали уважения своих прав. [10] Местные помещики видели в организации крестьян угрозу своей власти. [11]

Гранде бросил вызов правительству в его ответе на действия, которые он расценил как попытки преследовать и заставить замолчать сальвадорских священников. Марио Берналь Лондоно, колумбийский священник, служащий в Сальвадоре, был похищен 28 января 1977 года – предположительно партизанами – перед церковью Апопа недалеко от Сан-Сальвадора вместе с прихожанином, которого благополучно освободили. Берналь был депортирован правительством Сальвадора. 13 февраля 1977 года Гранде произнес проповедь, которая стала называться «проповедью Апопы», осуждающую изгнание Лондоно правительством, действие, которое, как некоторые позже считали, помогло спровоцировать убийство Гранде:

Я прекрасно осознаю, что очень скоро Библию и Евангелия не пропустят через границу. До нас дойдут только обложки, поскольку все страницы подрывные – против греха, как говорится. Так что, если Иисус пересечет границу в Чалатенанго, ему не позволят войти. Они обвинили бы его, человека-Бога... в том, что он агитатор, что он еврей-иностранец, который сбивает народ с толку экзотическими и чуждыми идеями, антидемократическими идеями и, то есть, против меньшинств. Идеи против Бога, потому что это клан Каина. Братья, они, несомненно, снова распнут Его. И они так сказали. [12] [13]

Смерть и последствия

[ редактировать ]

12 марта 1977 года Рутилио Гранде был убит сальвадорскими силами безопасности недалеко от своего родного города и принял мученическую смерть за людей, которым он служил и которых любил. [7]

Мемориальная доска на месте убийства. Эпитафия цитирует слова Иисуса из Иоанна 13:15 и переводится как «Больше той любви, какой нет ни у кого, если кто положит душу свою за друзей своих».
Монсеньор Ромеро (справа) на встрече с Папой Павлом VI за шесть недель до смерти последнего. Ромеро передает ему фотографию Рутилио Гранде, убитого годом ранее.

В тот день, вскоре после 17:00, Volkswagen Safari выехал из небольшого городка Агиларес, в часе езды к северу от Сан-Сальвадора. Внутри находились трое пассажиров: 72-летний Мануэль Солорсано , 16-летний Нельсон Лемус и сам Рутилио Гранде. На выезде из города возле железнодорожных путей машина остановилась, чтобы подвезти троих маленьких детей. Гранде, примерно в трех милях отсюда, где Гранде должен был продолжить новену в честь праздника Их пунктом назначения был Эль-Пейсналь, место рождения Святого Иосифа , покровителя города. Пока местная церковь на центральной площади города звонила в колокол, собирая людей, Гранде и остальные все еще ехали по узкой пыльной дороге. Проезжая небольшую деревню Лос-Мангос, дети вспомнили, как видели группы из двух или трех мужчин на берегу небольших каналов, расположенных по обе стороны дороги. Позади автомобиля Гранде стоял небольшой пикап, следовавший за ними из Агилареса. Тихим голосом Гранде произнесла: «Мы должны делать то, что хочет Бог». Когда пикап приблизился к «Фольксвагену», на машину обрушился град пуль. Более позднее вскрытие показало, что Гранде был убит двенадцатью пулями, выпущенными как спереди, так и сзади автомобиля, оружием и боеприпасами, которые использовались в местной полиции. Пули спереди попали Гранде в челюсть и шею и пробили череп; сзади и слева ему прострелили поясницу и таз. Когда тела были найдены, выяснилось, что Солорсано тщетно пытался прикрыть Гранде своим телом, в то время как «Нельсон спокойно сидел на своем месте с пулей во лбу». Трое детей, которых подвезли, кричали на заднем сиденье машины. Мужчина, которого они узнали, приказал им уйти, что они и сделали в панике. Они прошли мимо тел троих мужчин, даже не заметив их. Когда они бежали по дороге в сторону Эль-Пайсналя, они услышали последний выстрел. Покрытые кровью и грязью, они не прекращали бежать, пока не вошли в город.

Немедленно новость об убийствах была передана Оскару Ромеро , правящему архиепископу Сан-Сальвадора , а также местному провинциалу Общества Иисуса , который также жил в столице. Ромеро, его вспомогательный епископ Ривера-и-Дамас и трое иезуитов из провинциального офиса направились в Эль-Пайсналь. В 19:00 президент Артуро Армандо Молина позвонил Ромеро, чтобы выразить соболезнования и пообещать провести тщательное расследование; позже газеты сообщили, что Ромеро первым позвонил президенту. Это несоответствие между повествованиями правительства и Церкви продолжало оставаться развивающейся темой на протяжении всего последовавшего за этим периода насилия, закончившегося в 1992 году.

Могилы Гранде (в центре), Лемуса (слева) и Солорсано (справа) перед алтарем в церкви Эль-Пайсналь, 2019 год. Это то же место, где их тела впервые были захоронены в ночь после убийства.

Три тела были накрыты простынями и положены перед алтарем церкви в Эль-Пайснале, а провинциальный иезуит попросил провести мессу, которая «дает общине надежду и позволяет избежать искушений ненависти или мести». В 22:30 того же вечера сам архиепископ Ромеро отслужил мессу, которая продолжалась до полуночи. На следующее утро, в ответ на радиообъявление Ромеро, потоки крестьян двинулись в Эль-Пайсналь на поминальную мессу в 9:00 утра и оплакивать смерть своего любимого священника и его друзей. В следующее воскресенье Ромеро постановил, что «единая месса» в память о Гранде в соборе Сан-Сальвадора должна быть единственной мессой, проводимой в тот день по всей стране. Это вызвало критику со стороны других церковных чиновников, но более 150 священников вместе служили мессу. более 100 000 человек пришли в собор, чтобы послушать выступление Ромеро, в котором он призвал положить конец насилию. [14] [15] Во время похоронной процессии, которая в конечном итоге похоронила Гранде и двух других под подножием алтаря церкви в Эль-Пейснале, можно было услышать лозунг: «Хождение Рутилио с Эль-Пайсналем подобно путешествию Христа с Крестом ».

После мессы 12 марта Ромеро часами слушал истории о страданиях местных крестьян-фермеров, а остальное время молился. На следующее утро, после встречи со своими священниками и советниками, Ромеро объявил, что не будет посещать какие-либо государственные мероприятия и встречаться с президентом Молиной (и то, и другое традиционно для его давнего предшественника) до тех пор, пока не будет расследована смерть. Поскольку никакого расследования не проводилось, это решение означало, что Ромеро никогда не посещал государственные мероприятия на протяжении всего своего трехлетнего правления на посту архиепископа. [14] Он также назначил другого иезуита, Джона де Кортина , преемником Гранде на посту приходского священника . Ромеро В проповеди , в частности, говорилось:

«Истинной причиной смерти [Гранде] были его пророческие и пастырские усилия по повышению сознательности людей во всем его приходе. Отец Гранде, не оскорбляя и не навязывая себя своей пастве в практике их религии, лишь медленно формировал среди них настоящую общность веры, надежды и любви , он заставлял их осознавать свое достоинство как личности, свои основные права. . Его усилия были направлены на всестороннее развитие человека. Это церковное усилие после Ватиканского Собора , конечно, не всем нравится, потому что оно пробуждает сознание людей. Это работа, которая беспокоит многих; и чтобы положить этому конец, необходимо было ликвидировать его сторонника. В нашем случае это отец Рутилио Гранде. [16] [13]

Процесс канонизации

[ редактировать ]

Процесс канонизации Гранде, начатый в марте 2014 года архиепископом Сан-Сальвадора Хосе Луисом Эскобаром , был торжественно закрыт 16 августа 2016 года. Документы, касающиеся процесса, были переданы в Рим, где им занимаются иезуиты. [17] В марте 2018 года посол Сальвадора при Святом Престоле отметил, что Папа Франциск решительно выступает за канонизацию Рутилио Гранде, чей путь к святости был задержан «недоразумениями и клеветой». [18] В начале 2019 года, когда Папу Франциска спросили о причине беатификации Рутилио, он ответил, что «хорошо информированные люди говорят мне, что провозглашение мученической кончины проходит хорошо». [19]

21 февраля 2020 года Святой Престол объявил, что Папа Франциск , встретившись с префектом Конгрегации по делам святых , официально одобрил беатификацию отца Гранде и двух его товарищей-мирян, хотя обряд был отложен из-за COVID-19. 19 пандемия , поэтому ориентировочная дата август 2020 года была отменена. [20] Месса беатификации в конечном итоге была отслужена 22 января 2022 года под председательством кардинала Грегорио Розы Чавеса от имени Папы. [21]

Наследие

[ редактировать ]
Экспонаты музея о Рутилии Гранде

В 1977 году, после убийства Рутилио Гранде, многие захотели отдать дань уважения его творчеству и жизни, и для этого были созваны все деятели искусства страны. Столкнувшись с молчанием и страхом перед репрессиями по отношению к художникам, испанский художник и скульптор Педро Гросс поставил Гранде памятник. Через несколько дней после открытия бюст взорвали динамитом, художник подвергся угрозам и нападению, от которого ему удалось уйти невредимым. Он и его семья бежали из страны.

В биографическом фильме 1989 года «Ромеро» (1989) изображена дружба Гранде с Ромеро, его общественная работа и активизм, а также его убийство. В фильме смерть Гранде становится основным мотивом перехода Ромеро к активистской роли в церкви и стране. Эта точка зрения поддерживается в различных биографиях Ромеро. [14] [22]

15 марта 1991 года группа сальвадорцев, вернувшихся из Никарагуа после 11 лет пребывания в качестве беженцев, основала Comunidad Rutilio Grande. Среди многих проектов группы — «Радио Рутилио», радиостанция, в которой местная молодежь выступает в качестве вещателя местных новостей и объявлений. [23] Сообщество также участвует в партнерстве с лютеранской общиной в Соединенных Штатах, чтобы обеспечить среднее образование детям общины Рутилио Гранде. [24] Кроме того, с 1996 года сообщество поддерживает отношения города-побратима с городом Дэвис, штат Калифорния . [25]

По состоянию на 2005 год племянник Гранде Орландо Эрасо был приходским священником в Эль-Пайснале. [15]

Жизнь и служение Гранде изображены в фильме «Монсенор: Последнее путешествие Оскара Ромеро», выпущенном Институтом Келлогга при Университете Нотр-Дам в 2011 году. [26]

  1. ^ «Папа одобрил беатификацию Рутилио Гранде, сальвадорского мученика» . Ассошиэйтед Пресс . 2 мая 2021 г.
  2. ^ Рина Гвидос (27 августа 2021 г.). «Сальвадор назначает дату четырех беатификаций в январе» . Суть сейчас . Проверено 28 августа 2021 г.
  3. ^ Томас Келли, Когда Евангелие растет: Рутилио Гранде, SJ и Церковь Сальвадора, Экклезиология в контексте (Liturgical Press, 2013), Глава 5.
  4. ^ Jump up to: а б Томас Келли, Когда Евангелие растет , (Liturgical Press, 2013), Глава 5.
  5. ^ Маллиган С.Дж., Джозеф Э., «Вспоминая сальвадорского мученика»
  6. ^ Томас Келли, Когда Евангелие растет , (Liturgical Press, 2013), Глава 6.
  7. ^ Jump up to: а б Томас Келли, Когда Евангелие растет , (Liturgical Press, 2013), гл. 7-9.
  8. ^ Скотт, Би. «Архиепископ Оскар Ромеро: Святой для всех нас», Just Good Company: кибержурнал о религии и культуре , апрель 2003 г.
  9. ^ Пенни Лерну, Крик народа , Нью-Йорк: Penguin Books, 1982.
  10. ^ «В память отца Рутилио Гранде», 24 мая 2011 г.
  11. ^ Более подробную информацию см. Томас Келли, Когда Евангелие растет , (Литургическая пресса, 2013), гл. 7-9.
  12. Полный перевод этой проповеди с контекстом и комментариями см. также Рутилио Гранде, SJ: Проповеди и сочинения , (Литургическая пресса, 2015), гл. 6.
  13. ^ Jump up to: а б Доклад о ситуации с правами человека в Сальвадоре, Глава II: Право на жизнь , Межамериканская комиссия по правам человека Организации американских государств (перевод с испанского), 17 ноября 1978 г.,
  14. ^ Jump up to: а б с «Оскар Ромеро» , автор: Хайди Родригес, CatholicIreland.net , первоначально для ирландского иезуитского издания AMDG (без даты). Архивировано 14 февраля 2005 г., в Wayback Machine.
  15. ^ Jump up to: а б Пол Джеффри. Спустя 25 лет «Св. «Ромеро мира» по-прежнему вдохновляет. Архивировано 24 апреля 2006 г. в Wayback Machine , National Catholic Reporter , 15 апреля 2005 г.
  16. ^ Полный перевод проповеди с комментариями см. в Rutilio Grande, SJ: Homilies and Writes, (Liturgical Press, 2015), Ch. 8.
  17. ^ «Рутилио Гранде продвигается вперед» , Super Martyrio , 18 августа 2016 г. , дата обращения 14 февраля 2019 г.
  18. ^ Арочо Эстевес, Юнно (2 марта 2018 г.), «Папа хочет, чтобы канонизация убитого иезуита продвигалась вперед, говорит посол» , National Catholic Reporter , получено 14 февраля 2019 г.
  19. ^ Папа Франциск (14 февраля 2019 г.), Спадаро, Антонио (ред.), « Поставьте на карту свои жизни»: Папа Франциск в диалоге с иезуитами Центральной Америки» , La Civilità Catolica , получено 14 февраля 2019 г.
  20. ^ «Папа расчищает путь для беатификации сальвадорского иезуита, товарищи» . 22 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 22 февраля 2020 г.
  21. ^ "Церковь в Сальвадоре празднует беатификацию четырех мучеников справедливости - Новости Ватикана" . 22 января 2022 г.
  22. ^ Джон Собрино, SJ, пер. Роберт Р. Барр, архиепископ Ромеро: воспоминания и размышления , Мэрикнолл, Нью-Йорк: Орбис, 1990.
  23. Сестринское сообщество Синода Большого Милуоки: Рутилио Гранде. Архивировано 11 января 2006 г. в Wayback Machine (по состоянию на 25 августа 2006 г.).
  24. ^ Информационный бюллетень Синода Большого Милуоки, Сальвадорский комитет. Архивировано 15 апреля 2012 г. в Wayback Machine , 2006 г.
  25. Города-побратимы: Рутилио Гранде. Архивировано 28 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
  26. ^ Дорогой Джон (17 апреля 2012 г.). «Оскар Ромеро блистает в документальном фильме «Монсенор» » . Национальный католический репортер . Проверено 3 февраля 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7fd1008255a52a5892d861c3779b2c73__1717813080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7f/73/7fd1008255a52a5892d861c3779b2c73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rutilio Grande - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)