Пьетро Леони
Пьетро Леони | |
---|---|
Рожденный | [1] Форли , Италия | 1 января 1909 г.
Умер | 26 июля 1995 г. Монреаль , Канада | ( 86 лет
Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
Портал католицизма |
Пьетро Леони (1 января 1909 — 26 июля 1995) — итальянский священник Общества Иисуса и Русской Греко-Католической Церкви . Его мемуары о выживании в ГУЛАГе » «Spia del Vaticano! , [2] была опубликована после его возвращения на Запад. [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Он родился в крестьянской семье в Монтальтовеккьо, недалеко от Форли , Эмилия-Романья , Королевство Италия . В 1922 году он поступил в семинарию Модильяна малую . [4]
В 1927 году Леонид вступил в Общество Иисуса , которое направило его на обучение в Папский Григорианский университет в Риме. В 1934 году он прибыл в Руссикум , иезуитскую , семинарию созданную для подготовки священников Русской греко-католической церкви для миссионерской работы в Советском Союзе и русской диаспоре . После недолгого преподавания там в качестве преподавателя философии по месту жительства Леони обратился к навсегда присоединился к российскому апостольству и был рукоположен в 1939 году в священники византийского обряда . [4]
Военный капеллан и миссионер
[ редактировать ]В 1940 году о. Леони был призван в итальянскую королевскую армию и служил военным капелланом в Албании и оккупированной Греции . В 1941 году о. Подразделение Леони было направлено в Днепропетровск в рамках операции «Барбаросса» . [4]
Перед отъездом в СССР в октябре 1941 г. о. Леони получил аудиенцию у митрополита Андрея Шептицкого Украинской Греко-Католической Церкви . Позже он вспоминал: «Я рассказал Шептицкому о состоянии католической и православной религии на Украине и об отношении немецких властей к духовенству. Я сообщил, что при немцах католическая церковь не могла функционировать, что православное духовенство пользовался доверием немцев и что число православных священников в условиях немецкой оккупации росло». [5]
В 1943 году он был освобожден от военной службы, когда итальянская армия распалась, и решил остаться священником-миссионером в румынами оккупированной Одессе . [6] [4]
Когда Красная Армия вновь оккупировала город 10 апреля 1944 г., о. Леони сначала разрешили, несмотря на жесткое сопротивление Московского Патриархата , Одесской епархии остаться в городе и продолжать служить местным католикам. [4] Несмотря на это, слежка НКВД за о. Леони и его прихожане начали почти сразу. [7]
Несмотря на то, что советское антирелигиозное законодательство строго запрещало регистрацию иностранных священников и хотя НКВД уже имело на него дело, о. Леони разрешили зарегистрироваться пастором католиков Одессы в ноябре 1944 года. Его община насчитывала около 8000 человек, большинство из которых были этническими поляками . Несмотря на это, о. Леони совершал только византийского обряда Божественную литургию на старославянском языке и проповедовал на русском языке . [7]
о. Однако позже Леони вспоминал после своего ареста: «Я, по сути, религиозный человек. Для меня католическая церковь стоит превыше всего, и политика меня не интересует. Когда я отказался вести активную пропаганду среди своих прихожан, [чтобы привлечь их] к участию и подписаться на Государственный заем и сбор средств на оборону СССР, я сказал чиновникам из райсовета, что ведение такой пропаганды в храме не является нашим духовным делом. Но я не возражал против того, чтобы мои прихожане собирали деньги на нужды. Красного Креста, для семей фронтовиков или для инвалидов войны... Я считаю, что, с одной стороны, органы Советской власти притесняют духовенство и религию вообще, а с другой стороны, используют Православная Церковь в борьбе с другими конфессиями». [8]
о. несколько православных христиан, в том числе как минимум одного священника Леони также принял в Русскую Греко-Католическую Церковь . [9] за что позже обвинил местного православного епископа Сергея (Ларина) в доносе на него в НКВД . [4]
Политический заключенный
[ редактировать ]29 апреля 1945 года он был арестован органами НКВД и доставлен в Лубянскую тюрьму в Москве для допроса. [4] К негодованию следователей, о. Леони отказался отвечать на вопросы, которые могли бы нанести вред Церкви или другим подпольным священникам, таким как его бывший одноклассник Уолтер Чишек . [10]
о. Леони: «иногда легкомысленные ответы приносили ему тюремное заключение в одиночной камере , но, что удивительно, его не пытали, или, по крайней мере, он не упоминал об этом». [11]
Отказываясь давать показания против своих собратьев-католиков, о. Леони без труда рассказал следователям, что именно он думает о советском правительстве. Согласно материалам его дела, он однажды сказал: [12] «Учитывая, что я верующий католик, я был и остаюсь врагом марксизма и того политического режима, который существует в СССР, — режима, который, по моему мнению, не отличается от фашизма … Я считаю, что в СССР нет ни демократии , ни свободы для народа. Советский режим лишил народ свободы вероисповедания , свободы печати и свободы слова. Запрещается свободно мыслить, развивать свою инициативу и творчество. Я никогда не клеветал на Советское правительство: я говорил только то, во что верю, не стесняясь слов...» [13]
Когда следователи НКВД предъявили ему «свидетелей», которые утверждали, что он был сторонником фашистских диктаторов Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини , о. Леони спокойно ответил: «Я не отрицаю, что я выступал за изменение политической системы в СССР, но я никогда не выступал за достижение таких изменений путем нападения на Советский Союз ... Я не был сторонником системы, установленной Муссолини в Италии, и я никогда никому не говорил, что разделяю политические взгляды Муссолини... В Одессе во время оккупации я помог нескольким молодым людям избежать депортации нацистами в Германию». [14]
13 сентября 1945 г. о. Допрос Леони завершился, и было утверждено официальное обвинение . Его признали виновным в шпионаже в пользу Ватикана , антисоветской агитации и попытке обратить православных в восточно-католические церкви . [15] 12 ноября 1945 года коллегия НКВД приговорила его к десяти годам колонии ГУЛАГа . [11]
о. Леони позже вспоминал о пересыльной тюрьме в Кирове : «Клопов и тараканов множилось миллионы, и ночью от них невозможно было защититься, потому что в комнате была полная темнота. Только когда принесли ужин, нам принесли жалкую масляную лампу, которую тут же убрали. Они оставили нас на произвол судьбы этих паразитов, которые в темноте стали еще более ненасытными и агрессивными. Три ночи, которые я провел там, были настоящим мученичеством, и еще больше страданий мне пришлось пережить от человека. паразиты». [13]
у многих других политзаключенных ГУЛАГа Как и , воспоминания о. Леони также описывает, как на него охотились и грабили члены движения «Воры против Закона» . [13]
Отбывая наказание в Темлаге Мордовской АССР , о. Леони был снова арестован 15 июня 1947 года и обвинен в «принадлежности к контрреволюционной организации» своих товарищей-политзаключенных, которую следователи окрестили «Воля» («Воля»). По версии следствия, «Воля» планировала восстание заключенных, переправляла письма правительствам западных стран, а также пыталась выбраться из лагеря туннелями. Оба о. Однако мемуары Леони и материалы расследования показывают, что «Воля» была создана и организована провокатором по НКВД имени Горячев. [16]
Несмотря на это, 28–29 августа 1947 г. специальный лагерный суд Темлага признал о. Леони добавили виновность в нарушении 58-й статьи УК РФ и еще 25 лет колонии в Решлаге . К приговору [13] [17]
9 апреля 1951 года отец Леони поссорился в Рехлаге с капитаном КГБ Г., который насмешливо сказал: «Бог? Но если бы ваш Бог действительно существовал, он бы не позволил вам здесь застрять». [18]
Леони ответил: «Почему бы ему не допустить этого? Смотри, я сподобился пострадать за Него, и я уверен, что если я выдержу все до конца, Он дарует мне вечную награду». [19]
Капитан отрезал: «Напрасная надежда, поскольку Бога не существует». [20]
о. Леони ответил: «Бог существовал, Бог существует сейчас и будет существовать всегда. Советская же власть…» [21]
Разъяренный капитан кричал: «Советская власть существовала, существует сейчас и...» [22]
о. Леони перебила: «И не будет существовать в будущем!» Когда капитан сказал ему, что его перерыв будет стоить ему двух месяцев карцера, о. Леони ответил, согласно делу его заключенного: «Это докажет, что вы паразиты». [23]
По словам члена «Мемориала» , историка советских религиозных преследований Ирины Осиповой, «многие его «выступления» против лагерной администрации не упоминаются в его личном досье, но описаны его соратниками в своих мемуарах». Например, Юрий Трегубов , сокамерник, находившийся в заключении вместе с о. Леони в Воркуте позже вспоминал, как летом 1953 года в лагерь приехал подполковник КГБ, чтобы прочитать лекцию о « советском гуманизме ». Подполковник. начал со слов: «Советская власть вас не только наказывает, но и прощает… Освобождены миллионы, и это лишь малый процент тех, кто будет освобожден». [24]
Сначала один из заключенных саркастически подколол посетителя, сказав: «Гражданин комендант, вы сказали, что советские власти уже освободили миллионы, и это лишь небольшой процент тех, кто будет освобожден. Если миллионы — это небольшой процент, то сколько их в тюрьме?» лагеря? Полстраны? Собравшиеся зэки расхохотались, а другой заключенный насмешливо воскликнул: «Сорок миллионов точно. Это действительно гуманизм ». Тогда «Пер Леони», как называли его товарищи зэки, [25] встал и закричал на безупречном русском языке: «Не верьте лжецам -чекистам ! Не верьте этому безбожному режиму! Чекисты сбивают вас с пути, боритесь с ними!» [26]
На короткое время воцарился хаос и страже с трудом удалось восстановить порядок, после чего, «несмотря на гуманизм», о. Пьетро Леони отправили в карцер. [27]
прибыла делегация из Москвы Товарищ по политзаключенному Ян Урвич позже писал о том, как в 1955 году в трудовой лагерь для сбора подписей под Стокгольмским обращением , в котором Коминформом контролируемый Всемирный совет мира призвал к глобальному запрету ядерного оружия. Лектор сначала произнес речь с призывом собрать подписи, а офицер КГБ, возглавлявший собрание, призвал любого заключенного, желающего высказаться в поддержку апелляции, сделать это. Позже Урвич вспоминал: «Из глубины зала раздался голос, говоривший по-русски с итальянским акцентом: «Тот, кто подписывает Стокгольмское обращение, подписывает себе смертный приговор ! Лучше жестокая смерть под атомной бомбой , чем жизнь в этом счастливом раю, где мы сейчас находимся! Зал буквально взорвался. Возникший шум и хаос не удалось подавить, и собрание развалилось». [28]
25 апреля 1955 года Коллегия Верховного Суда Советского Союза заменила о. Приговор Леони к семи годам тюремного заключения. Поскольку он уже более чем отбыл свой новый срок, ему сказали, что его освободят и позволят вернуться в родную Италию. [29]
Ян Урвич позже вспоминал: «Известие об отъезде отца Леони в Рим, в то время, когда этого никто не ожидал, вселило много надежд и радости... Этот человек вселил в нас уверенность, что он расскажет этому Свободному Миру , которому он возвращалась трагическая и невероятная правда о стране поборников гуманизма и братства народов». [29]
17 мая 1955 г. о. Леони был передан представителям итальянского правительства в Вене . [27] благодаря вмешательству Ватикана . [1]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]По возвращении в Италию о. Леони какое-то время жил в Руссикуме , но, по словам о. Константин Симон: «Даже крайняя устойчивость имеет свои пределы». Тяжело травмированный своим опытом в ГУЛАГе, о. Леони не доверял студентам Russicum, жившим в Советской России, и подозревал их в том, что они были убийцами для КГБ . о. Леони также резко выступил против усилий тогдашнего ректора Руссикума о. Богумил-Феофил Горачек , SJ, о реабилитации Московского Патриархата в глазах католиков на Западе. о. Леони, считавший Московский Патриархат « инструментом атеистического простым государства», открыто критиковал о. Горачек всякий раз, когда он говорил об этих взглядах публично, а также давал интервью средствам массовой информации, излагая свои собственные взгляды. [30]
В ответ Общество Иисуса передало о. Леони напишет мемуары «Спия Ватикано!» в домах иезуитов во Флоренции и Чезене . После выхода в свет его мемуаров в 1959 г. о. Леони, пожелавший работать миссионером в русской диаспоре , был направлен в Канаду . [30]
о. Леони служил пастором русско-католического прихода Сретения Богоматери в Иерусалиме в Монреале , где он также работал в католической больнице во имя св. Франциска Кабрини . [30]
3 ноября 1974 г. о. после « Тихой революции» Леони отреагировал на недавние попытки феминисток принять закон, направленный против работников католических больниц, дав интервью по канадскому радио, «в котором он ясно и недвусмысленно защищал» учение Римско -католической церкви о сексуальности человека . [30]
Смерть и наследие
[ редактировать ]о. Пьетро Леони умер от сердечного приступа во время купания в канадском озере 26 июля 1995 года. Ему было 86 лет. [31] [30]
После его смерти русский католический приход Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме был окончательно закрыт о. Церковное начальство Леони в Римско-католической архиепархии Монреаля . Здание церкви с тех пор было передано Халдейской католической епархии Мар Аддай в Торонто и в настоящее время используется как церковь Св. Мученики Восточно-Халдейской католической церкви.
После распада Советского Союза о. Мемуары Леони о ГУЛАГе «Спиа дель Ватикано!» , переведена с итальянского на русский и опубликована. Однако его еще не перевели на английский язык.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Елена Дундович, Франческа Гори и Эмануэла Герсетти (2003). Размышления о ГУЛАГе: С документальным указателем об итальянских жертвах репрессий в СССР . Фельтринелли Редактор. ISBN 978-88-07-99058-8 . п. 404
- ^ Леони, Пьетро (19 мая 2024 г.). « ! » Шпион Ватикана
- ^ Сергей Голованов. «Историческая судьба русской католической традиции византийского обряда, 1917 – 1991». Архивировано 26 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 460.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 158.
- ^ «Миссия в ночи», журнал Time, 13 июня 1955 г.
- ^ Jump up to: а б И. И. Осипова (2003), « Спрячь меня в ранах: преследование католической церкви в СССР» , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 152.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 157.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 157.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страницы 153-155.
- ^ Jump up to: а б Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 586.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Стр. 155-156.
- ^ Jump up to: а б с д Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 587.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 160.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 163.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Стр. 166-168.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Стр. 168-169.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страницы 170-171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 171.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 172.
- ^ Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страницы 587-588.
- ^ Jump up to: а б Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 588.
- ^ И. И. Осипова (2003), Спрячь меня в ранах: Преследование католической церкви в СССР , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 172.
- ^ Jump up to: а б И. И. Осипова (2003), « Спрячь меня в ранах: преследование католической церкви в СССР» , Коллекция наследия немцев из России, Фарго, Северная Дакота . Страница 173.
- ^ Jump up to: а б с д и Константин Саймон SJ (2009), Про Россию: Руссикум и католическая работа для России , Orientalium . Страница 589.
- ^ Мефодий Стадник. «Nec Plus, Nec Minus, Nec Aliter: Краткая история Русской Византийской Католической Церкви и русских католиков». Архивировано 24 марта 2013 г. в Wayback Machine.
- 1909 рождений
- 1995 смертей
- Восточно-католическое духовенство ХХ века
- Итальянские иезуиты 20-го века
- Антикатолицизм в Советском Союзе
- Канадские антикоммунисты
- Канадские антифашисты
- Канадские восточные католики
- Католическое сопротивление нацистской Германии
- Критики диалектического материализма
- Иностранные узники ГУЛАГа
- Восточно-католические писатели
- Итальянские антикоммунисты
- Итальянские антифашисты
- Итальянские восточные католики
- Итальянские эмигранты в Канаде
- Итальянские эмигранты в Советском Союзе
- Итальянские военные капелланы
- Итальянские военнослужащие Второй мировой войны
- Итальянцы, заключенные в тюрьму за границей
- Мужчины-критики феминизма
- Духовенство из Монреаля
- Жители провинции Форли-Чезена
- Преследования католиков во время понтификата Папы Пия XII
- Преследование христиан в Восточном блоке
- Религиозные преследования со стороны коммунистов
- Русские греко-католики
- Капелланы времен Второй мировой войны
- Участники Воркутинского восстания.
- Канадцы 20-го века