Красный террор (Испания)
Красный Террор Террор Рохо ( испанский ) | |
---|---|
Часть гражданской войны в Испании , межвоенный период. | |
Расположение | Вторая Испанская Республика |
Дата | 1936–1939 |
Тип атаки | Антиклерикальное насилие , Политицид , Антирелигиозное насилие , Политические репрессии , Политическое насилие |
Летальные исходы | 38,000 [5] до ~72 344 жизней [6] |
Преступники | Республиканская фракция |
Часть серии о |
Преследования католической церкви |
---|
Портал католицизма |
Красный террор ( испанский : Terror Rojo ) [7] - это название, данное историками различным актам насилия, совершенным с 1936 года до конца гражданской войны в Испании частями почти всех вовлеченных левых групп. [8] [9] церковной собственности в Поджоги мае 1931 года по всей Испании и решимость республиканского правительства никогда не идти на компромисс и строго соблюдать запрет на классическое католическое образование стали началом политической убийственной кампании религиозного преследования католической церкви в Испании . Ни один регион, контролируемый республиканцами, не избежал систематического и антиклерикального оно было минимальным насилия, хотя в Стране Басков . [10] Насилие заключалось в убийстве десятков тысяч человек, в том числе 6832 римско-католических священников , подавляющее большинство из которых произошло после правого военного переворота в июле 1936 года , испанской знати , владельцев малого бизнеса, промышленников, политиков и подозреваемых сторонников политические партии правого крыла или антисталинистские левые , а также осквернения и поджоги монастырей, женских монастырей, католических школ и церквей. [11]
Процесс политической поляризации уже характеризовал Вторую Испанскую республику ; партийные разногласия становились все более ожесточенными, и то, продолжал ли человек исповедовать католицизм , рассматривалось как признак партийной лояльности. В электоральном плане Церковь идентифицировала себя с консервативными и крайне правыми партиями, которые противостояли крайне левым . [12]
Хотя насилие задолго до неудавшегося переворота в июле 1936 года, его непосредственные последствия вызвали жестокую атаку на всех, кого революционеры в республиканской зоне считали врагами; «Когда мятеж потерпел неудачу, в течение нескольких месяцев после этого, человека было достаточно просто идентифицировать как священника, религиозного человека или просто воинствующего христианина или члена какой-либо апостольской или благочестивой организации, чтобы человека казнили без суда ». [13] По некоторым оценкам, количество Красного Террора варьируется от 38 000 человек. [14] до ~72 344 жизней. [6]
Историк Хулио де ла Куэва писал, что «несмотря на то, что Церковь... страдает от ужасающих преследований», эти события до сих пор встречались не только с «смущающей пристрастностью церковных ученых, но и смущенным молчанием или попытками в оправдание большого числа историков и мемуаристов». [11] Аналитики, такие как Хелен Грэм, связывают красный и белый террор , утверждая, что именно неудавшийся переворот правых позволил культуре жестокого насилия процветать: «первоначальный акт насилия заключался в том, что он уничтожил возможность других форм мирного политического эволюция». [15] Другие историки утверждают, что они обнаружили доказательства систематических религиозных преследований и революционного террора задолго до военного восстания, и указывают на «радикальную и антидемократическую» оппозицию религиозной терпимости среди сторонников Второй Испанской республики и даже в ее конституции. [16] Эти взгляды и политика вызвали в то время резкую критику даже со стороны коллег-республиканцев Мигеля де Унамуно и Хосе Ортеги-и-Гассета и, в конечном итоге, со стороны Папы Пия XI в энциклике Dilectissima Nobis .
Красный террор также включал политическую борьбу внутри республиканской фракции, особенно после того, как сталинистская Коммунистическая партия Испании объявила ПОУМ , Рабочую партию марксистского объединения ( антисталинистская левая и троцкистская политическая партия ), незаконной организацией, наряду со всеми другие настоящие и предполагаемые троцкисты и анархисты . Сталинисты, при поддержке Коминтерна , НКВД и ГРУ , соответственно, развязали революционный террор, почти идентичный одновременной чистке 1937 года в Советском Союзе против интернациональных бригад и всех других республиканских фракций, включая массовые аресты и допросы под пытками. и массовые казни. В отличие от сталинистской официальной истории , обвиняющей в поражении Испанской республики Льва Троцкого и его последователей, историки Дональд Рэйфилд и Рональд Радош вместо этого возлагают вину на Иосифа Сталина , военных советников, которых он послал в Испанию, и сталинскую испанскую армию. последователи. Сталинский красный террор против своих собратьев-республиканцев и решение немедленно превратить Испанию в прототип «народной демократии» холодной войны времен Советский блок вместо того, чтобы сначала победить Франсиско Франко, обернулся катастрофой для республиканской фракции.
Джордж Оруэлл , английский социал-демократ, сражавшийся во время гражданской войны в Испании в составе ПОУМ, описал санкционированную Советским Союзом чистку республиканской фракции в своих мемуарах « Посвящение Каталонии» , а также написал «Девятнадцать восемьдесят четыре» и «Скотный двор» , посвященные доказывают, что фашизм и авторитарный социализм являются двумя сторонами одной медали. [17] [18] Другие бывшие просоветски настроенные жители Запада, ставшие свидетелями чисток, в том числе Джон Дос Пассос и Артур Кестлер , остались столь же разочарованы.
За последние годы Святой Престол беатифицировал . сотни жертв красного террора (498 за одну церемонию 2007 года, что является самым большим количеством беатификаций в истории Католической церкви) [19]
Предыстория [ править ]
По словам историка Рональда Радоша , «Гражданская война в Испании стала кульминацией давней напряженности и социальной борьбы, с которой ни одно правительство не смогло справиться удовлетворительным образом. Разрыв между богатыми и бедными в Испании был огромным, и могущественная католическая иерархия мало что сделала. В результате бедные крестьяне и недовольные рабочие поддерживали либо радикальный анархизм , либо социализм , подкрепленный резким антиклерикализмом , в то время как либерализм в Испании имел тенденцию быть более радикальным, чем в большинстве стран Европы. Однако богатые землевладельцы и некоторые районы Европы. В стране, особенно на Севере, сохранялись стойкие консервативные взгляды, которые исключали какой-либо серьезный пересмотр социальных проблем нации. Многие испанцы на самом деле имели монархические взгляды и считали, что спасение их страны лежит в коренных испанских традициях и сильном централизованном правительстве . в провинциях Басков и Каталонии поощряли этих людей думать о себе, как об отличии от Кастильцы, правившие в Мадриде , и как заслуживающие большей автономии или даже полной независимости от центрального правительства... В результате на протяжении всего девятнадцатого и начала двадцатого веков царила политическая нестабильность. Этот период характеризовался многочисленными военными переворотами , недолговечной республикой и монархиями с разной степенью политической власти». [20]
В дополнение к прошлой нестабильности революция 14 апреля 1931 года, свергнувшая короля Альфонсо XIII и установившая Вторую Испанскую республику и Конституцию Испании 1931 года, также привела к власти антиклерикальное и авторитарное социалистическое коалиционное правительство . [21]
Отношения между новой светской республикой и католической церковью с самого начала были непростыми. В период с 10 по 13 мая 1931 года в отместку за то, что демонстранты левого крыла якобы услышали виниловую запись бывшего государственного гимна роялистов, играемую через окна соседней квартиры, более 100 религиозных зданий были намеренно сожжены в результате эпидемии церковных поджогов. это началось в Мадриде, а затем распространилось на города и поселки по всей Второй Испанской республике. [22] В то время как некоторые министры Временного правительства Второй Испанской республики хотели вмешаться и восстановить порядок, другие выступили против этой идеи. Согласно каноническому повествованию, премьер-министр Мануэль Асанья отверг тех, кто хотел вмешаться, заявив: «Все монастыри Испании не стоят жизни ни одного республиканца». [23] Испании Среди многих бесценных произведений культурного наследия , которые были потеряны во время поджогов 1931 года, была копия книги Марко Марулича De Institutione bene vivendi per exampla Sanctorum («Наставление о том, как вести добродетельную жизнь на основе примеров святых»). когда-то принадлежавший святому Франциску Ксаверию . Это была единственная книга, помимо Римского Бревиария , которую ранний иезуит носил с собой и постоянно перечитывал во время своей миссионерской работы в португальской Индии , и долгое время она хранилась в Мадриде как второсортная реликвия Общества Иисуса . Однако в 1961 году ученый из Марулича Анте Кадич объявил, что недавние запросы по поводу этого тома оказались пустыми и что книга святого, должно быть, была уничтожена во время сожжения иезуитского монастыря в Мадриде. [24]
В ответ на эту и другие подобные нападки со стороны правительства кардинал Педро Сегура-и-Саенс , примас Испании, призвал католиков голосовать на будущих выборах против правящих левых политических партий, которые, по утверждению кардинала, хотели полностью уничтожить религию. [25] Те, кто стремился возглавить «обычных верующих», настаивали на том, что у католиков есть только один политический выбор — Испанская конфедерация автономных правых (CEDA): «Голосование за CEDA представлялось простой обязанностью; хорошие католики ходили на мессу в Воскресенье и поддержите правых политических сил». [26]
Конституция уважает гражданские свободы и представительство, но статьи 26 и 27 налагают ограничения на использование церковью собственной собственности и запрещают религиозным орденам управлять школами или заниматься образованием. [27] [28] Даже у сторонников отделения церкви от государства были серьезные проблемы с Конституцией; один из таких защитников, Хосе Ортега-и-Гассет , заявил: «Статья, в которой Конституция закрепляет действия церкви, кажется мне крайне неуместной». [29]
В речи, произнесенной 28 ноября 1932 года в мадридском Атенео , поэт Мигель де Унамуно , один из отцов-основателей Второй Испанской республики , гневно осудил все более репрессивную и незаконную внутреннюю политику премьер-министра Мануэля Асаньи : «Даже инквизиция было ограничено определенными правовыми гарантиями. Но теперь мы имеем нечто худшее: полицейские силы, основанные только на общем чувстве паники и на изобретении несуществующих опасностей, чтобы прикрыть это превышение закона». [30]
В 1933 году Папа Пий XI также осудил отказ испанского республиканского правительства предоставить религиозную терпимость католикам в энциклике Dilectissima Nobis . [31]
считает, что поскольку левые считали реформу антиклерикальных положений конституции невозможной, Историк Стэнли Г. Пейн «республика как демократический конституционный режим была обречена с самого начала». [27] и утверждалось, что такой «враждебный» подход к вопросам церкви и государства был существенной причиной распада демократии и начала гражданской войны. [32] Один комментатор-юрист прямо заявил, что «самой серьезной ошибкой Конституции 1931 года — последней демократической конституции Испании до 1978 года — было ее враждебное отношение к католической церкви». [33]
После всеобщих выборов 16 февраля 1936 года политическая напряженность в Испании возросла. Насилие между коалиционным правительством и его сторонниками, Народным фронтом , руководство которого явно двигалось в сторону крайне левых (отказ от конституционного республиканизма в пользу насильственной революции). [34] ), и оппозиция усилилась, кульминацией чего стал переворот правых генералов в июле. В течение года преследования со стороны националистов и республиканцев росли, и республиканцы начали нападать на церкви, занимать землю для перераспределения и нападать на политиков-националистов в процессе насилия «око за око» .
1933 года и последствия их Выборы
В преддверии гражданской войны политический истеблишмент в течение некоторого времени был жестоким и жестоким. На выборах 1933 года в Генеральные кортесы CEDA получила большинство мест, но президент Никето Алькала-Самора отказался пригласить лидера CEDA сформировать правительство. Вместо этого он пригласил Радикальную республиканскую партию и ее лидера Алехандро Лерру сделать это. CEDA поддержала правительство Лерру в обмен на три министерские должности. Враждебность между левыми и правыми усилилась после формирования правительства. Испания пережила всеобщие забастовки и уличные конфликты. Среди забастовок отмечено восстание шахтеров на севере Испании и беспорядки в Мадриде. Почти все восстания были подавлены правительством, после чего последовали политические аресты.
Союз Лерру с правыми, его жесткое подавление восстания в 1934 году и скандалы со Страперло и Номбелой в совокупности оставили его и его партию без особой поддержки на выборах 1936 года. (Сам Лерру потерял место в парламенте.)
священников и монашествующих в Астурии в 1934 году Убийство .
Убийство 37 священников, братьев и семинаристов левыми в Астурии знаменует собой то, что некоторые считают началом красного террора. [16] В октябре 1934 года Астурийская революция носила резко антиклерикальный характер и включала насилие против священников и верующих, а также разрушение 58 церквей, что до того времени было редкостью. [35]
Турон , один из центров антиклерикального насилия, угледобывающий город в провинции Астурия, был центром антиправительственной и антиклерикальной агитации. [36] Братья Де Ла Саль управляли там нелегальной католической школой . Это привело в ярость крайне левых политиков, управлявших Туроном, из-за отказа братьев прекратить религиозную практику и их гражданского неповиновения конституционному запрету на религиозное образование. 5 октября 1934 года агенты местного повстанческого правительства вторглись в дом братьев под предлогом поиска спрятанного оружия. Священник пассионист - Падре Инносенсио прибыл накануне вечером и собирался отслужить мессу для братьев. Он и братья были арестованы, содержались под без суда и расстреляны посреди ночи стражей на кладбище. [36]
Победа Народного фронта 1936 года последствия ее и
На выборах 1936 года новая коалиция социалистов ( Испанская социалистическая рабочая партия , PSOE), либералов ( Левая республиканская партия и Партия Республиканского союза), коммунистов и различных региональных националистических групп одержала победу на чрезвычайно трудных выборах. Результаты дали 34 процента голосов избирателей Народному фронту и 33 процента действующему правительству CEDA. Этот результат в сочетании с отказом социалистов участвовать в новом правительстве привел к всеобщему страху перед революцией. Опасения усилились, когда Ларго Кабальеро , прозванный « Правдой » «испанским Лениным» , объявил, что страна находится на пороге революции.
насилия Ранняя вспышка
После начала полномасштабной гражданской войны произошел взрыв зверств как в националистической, так и в республиканской зонах.
Наибольшее антиклерикальное кровопролитие произошло в начале гражданской войны, когда большие территории страны перешли под контроль местных лоялистов и ополченцев. [37] Большая часть террора состояла из предполагаемой мести боссам и духовенству за то, что они потеряли свое влиятельное положение в социальной революции, а также из движения к экстремизму, которое произошло в первые месяцы гражданской войны. [38] По словам историка Энтони Бивора, «на республиканской территории худшее насилие было главным образом внезапной и быстро истощенной реакцией подавленного страха, усугубляемой желанием мести за прошлое» в отличие от«безжалостная чистка от «красных и атеистов» на националистической территории». [39] После переворота в оставшиеся дни июля был убит 861 священник и священнослужитель, 95 из них - 25 июля, в праздник Святого Иакова, покровителя Испании. В августе жертвами стали еще 2077 священнослужителей. Всего за два месяца гражданской войны было убито 3400 священников, монахов и монахинь. [40] был смертельно ранен, В тот же день, когда Буэнавентура Дуррути 52 заключенных были казнены анархистскими ополченцами в качестве репрессии. [41]
Согласно недавним исследованиям, некоторые республиканские «эскадроны смерти» были укомплектованы сотрудниками Союза тайной полиции Советского — НКВД . По словам историка Рональда Радоша , «цена, которую республиканцы заплатили за советскую помощь, была тем самым фактором, который привел к окончательному упадку республики. В обмен на военную помощь Сталин потребовал превращения республики в прототип так называемых стран народной демократии». Послевоенной Восточной и Центральной Европы. Помимо генералов и снабжения, Сталин отправил советскую тайную полицию ( НКВД ) и военную разведку ( ГРУ ) в Испанию. Там ГРУ создавало секретные тюрьмы, совершало убийства и похищения людей. и функционировал в соответствии со своими собственными законами и руководящими принципами, независимыми от республиканского правительства». [42]
Самым печально известным агентом НКВД, служившим в республиканских эскадронах смерти , был Эрих Мильке , который позже стал широко ненавистным главой Восточной Германии , тайной полиции Штази , с 1957 по 1989 год. [43] В интервью 1991 года историку разведки Джону. О. Келер , [44] интернациональных бригад Ветеран Вальтер Янка вспоминал: «Пока я воевал на фронте, стреляя в фашистов , Мильке служил в тылу, расстреливая троцкистов и анархистов ». [43]
По словам Пейна, «в первые месяцы боевых действий большинство смертей произошло не в результате боевых действий на поле боя, а в результате политических казней в тылу — «красного» и «белого» террора. Террор состоял из полуорганизованных действий. совершаемые почти всеми левыми группами, исключением являются баскские националисты, в основном католики, но все же в основном поддерживающие республиканцев». [8] Пейн также утверждает, что в отличие от репрессий со стороны правых, которые «были сосредоточены против наиболее опасных элементов оппозиции», атаки республиканцев были более иррациональными, «убивая невинных людей и позволяя некоторым из наиболее опасных элементов выйти на свободу». объектами красного террора было духовенство, большинство из которого не участвовало в открытой оппозиции». [45] Описывая красный террор, Пейн заявляет, что он «начался с убийства некоторых повстанцев, когда они пытались сдаться после того, как их восстание потерпело неудачу в нескольких ключевых городах. После этого он перерос в массовые аресты, а иногда и массовые казни». землевладельцев и промышленников, людей, связанных с правыми группами или католической церковью». [46]
Красный террор был «не неудержимым излиянием ненависти обывателя к своим «угнетателям», а полуорганизованной деятельностью, осуществляемой частями почти всех левых групп». [47]
Напротив, такие историки, как Хелен Грэм , [48] Пол Престон , [49] Энтони Бивор , [50] Габриэль Джексон , [51] Хью Томас и Ян Гибсон [52] заявили, что массовые казни в тылу националистов были организованы и одобрены националистическими властями, а казни в тылу республиканцев были результатом распада республиканского государства и анархии. Это поддержал Франсиско Парталоа, прокурор Верховного суда Мадрида (Tribunal Supremo de Madrid) и Кейпо де Льяно , который наблюдал репрессии в обеих зонах. друг [53]
Джулиус Руис утверждает, что убийства республиканцев частично коренятся в политической культуре левых: [54]
Эти антифашисты действовали, исходя из предположения, что террор является неотъемлемой частью антифашистских военных действий. Страх перед дегуманизированной и убийственной «пятой колонной» коренится в исключительной политической культуре левых. После провозглашения Второй республики 14 апреля 1931 года социалисты и левоцентристские буржуазные республиканцы смешивали новую демократию с гетерогенной политической коалицией, которая создала ее после ухода короля Алонсо XIII: будущее республики зависело от того, чтобы правые были навсегда отстранен от власти. Победа правоцентристов на выборах в ноябре 1933 года, неудавшееся восстание под руководством социалистов в октябре 1934 года и его последующие репрессии способствовали формированию общего антифашистского дискурса, основанного на дихотомии добродетельного производительного «народа» («пуэбло») (т.е. левых) и паразитического бесчеловечного «фашистского» врага (т.е. правых). Хотя узкая победа Народного фронта на выборах в феврале 1936 года была истолкована как окончательный триумф антифашистского «пуэбло», борьба с правыми врагами республики должна была продолжаться.
Однако Руис также отмечает, что идея смертоносного, дегуманизированного врага внутри себя еще больше подкрепилась новостями о зверствах националистов; это убедило республиканцев в необходимости полной победы. Когда армия Мола появилась в горах к северу от Мадрида, это усилило в городе ощущение срочности необходимости борьбы с предполагаемой пятой колонной, которую обвиняли в предыдущих поражениях республиканцев. Нечастые бомбардировки националистов также вызвали дополнительный страх, поскольку республиканцы убедились, что фашисты внутри общества направляют самолеты повстанцев к своим целям. В действительности, во время террора 1936 года не было пятой колонны, поскольку сторонники националистов в городе были убеждены, что северные армии Молы и южные армии Франко, возглавляемые профессиональными офицерами, легко сокрушат ополчение, защищающее город, сводя на нет необходимость в рискованных действиях. подрывная деятельность. И только после провала наступления Франко зимой 1936–1937 годов, когда стало ясно, что война продлится дольше и линия фронта стабилизировалась, появилась пятая колонна, хотя она никогда не была такой мощной и обширной, как Республиканцы боялись; он в основном сосредоточился на взаимопомощи, шпионаже и подрыве морального духа республиканцев, избегая террористической деятельности, такой как взрывы и убийства. Хотя пятая колонна действительно внесла свой вклад в военные действия националистов, падение Мадрида было вызвано не внутренней подрывной деятельностью, а поражением в бою. [55] Самая крупная и наиболее эффективная из этих групп насчитывала около 6000 человек и представляла собой фалангистскую сеть социального обеспечения женщин, известную как Hermanidad Auxilio Azul María Paz . [56]
Еще 11 мая 1931 года, когда массовые беспорядки против предполагаемых врагов Республики привели к поджогам церквей, монастырей и религиозных школ, Церковь иногда рассматривалась как союзник авторитарных правых. Академик Мэри Винсент писала: «Не было никаких сомнений в том, что Церковь присоединится к повстанцам против Республики. Священники-иезуиты города Саламанки были одними из первых добровольцев, явившихся военным властям... Трагедия Второй республики заключалась в том, что она способствовала собственному разрушению; трагедия Церкви заключалась в том, что она оказалась в столь тесном союзе со своими самозваными защитниками». [57] Во время войны националисты утверждали, что было убито 20 000 священников; сейчас эта цифра оценивается в 4184 священника, 2365 членов других религиозных институтов и 283 монахини, подавляющее большинство которых наблюдалось летом 1936 года. [58]
Пейн назвал этот террор «самым масштабным и жестоким преследованием католицизма в западной истории, в некотором смысле даже более интенсивным, чем преследование Французской революции », оставляя католикам мало альтернативы и подталкивая их к националистам даже больше, чем это могло бы быть. было ожидаемо. [59]
Число погибших [ править ]
В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( август 2020 г. ) |
Цифры красного террора варьируются от 38 000 до 72 344. Историк Бивор «считает, что последовавший за этим «белый террор» Франко унес жизни 200 000 человек. «Красный террор» уже унес жизни 38 000 человек». [60] По словам Хулио де ла Куэва, потери от красного террора составили 72 344 человека. [61] Хью Томас и Пол Престон заявили, что число погибших составило 55 000 человек. [62] [63] а испанский историк Джулиан Казанова заявил, что число погибших составило менее 60 000 человек. [64]
Ранее Пейн предположил: «Потери, нанесенные соответствующими террором, возможно, никогда не будут известны точно. Белый террор мог убить во время войны 50 000 человек, а может и меньше. Правительство Франко сейчас называет имена 61 000 жертв красного террора, но это число не подлежит объективной проверке. националистические репрессии во время и после войны, несомненно, были более масштабными». [65] В Чекас де Мадрид ( ISBN 84-9793-168-8 ), журналист и историк Сезар Видаль насчитывает в общей сложности 110 965 жертв республиканских репрессий; Только в Мадриде погибло 11 705 человек. [66] Историк Сантос Хулиа в работе Víctimas de la guerra Civil приводит примерные цифры: около 50 000 жертв республиканских репрессий; около 100 000 жертв франкистских репрессий во время войны и около 40 000 после войны. [67]
Оценивать | Источники |
---|---|
38,000 | Энтони Бивор [60] |
50,000 | Стэнли Пейн [65] Сантос Джулия [67] |
55,000 | Хью Томас [62] Пол Престон [63] |
<60 000 | Джулиан Казанова [64] |
60,000 | Павел Скибинский [68] Мартин Рубио [69] Пу Пу [70] |
72,344 | Рамон Салас Ларрасабаль [71] Уоррен Х. Кэрролл [71] Марек Ян Ходакевич [72] Июль пещеры [61] |
110,905 | Сезар Видаль [73] |
Потери духовенства
Оценки количества убитых религиозных людей сильно разнятся. По одной из оценок, из 30 000 священников и монахов в Испании в 1936 году 13% светских священников и 23% монахов были убиты, что в общей сложности составило 6800 религиозных служащих. [11] [70] Около 283 религиозных женщин были убиты, некоторые из них подверглись жестоким пыткам. [74] Были убиты 13 епископов из епархий Поркенса -Лерида , Куэнка , Барбастро , Сегорбе , Хаэн , Сьюдад-Реаль , Альмерия , Гуадикс , Барселона , Теруэль и вспомогательная Таррагона . [74] Осознавая опасность, все они решили остаться в своих городах: «Я не могу идти, только здесь моя ответственность, что бы ни случилось», — заявил епископ Куэнки . [74] Кроме того, 4172 епархиальных священника, 2364 монаха и монаха, среди них 259 кларетинцев , 226 францисканцев , 204 пиариста , 176 братьев Марии, 165 братьев-христиан (также называемых братьями Де ла Саль) , 155 августинцев , 132 доминиканца и 114 иезуитов . убит. [75] В некоторых епархиях число убитых светских священников было ошеломляющим:
- В Барбастро были убиты 123 из 140 священников, [74] около 88%.
- В Лериде были убиты 270 из 410 священников, [74] около 66%.
- В Тортосе были убиты 44% светских священников. [11]
- В Толедо были убиты 286 из 600 священников. [74]
- В епархиях Малаги , Менорки и Сегорбе было убито около половины священников. [11] [74]
В 2001 году католическая церковь причислила к лику блаженных сотни мучеников гражданской войны в Испании. [76] и беатифицировано еще 498 человек 28 октября 2007 г. [77]
- Май 1931 года: горят 100 церковных зданий, а пожарные отказываются тушить пламя.
- 1932: изгнано 3000 иезуитов. Церковные здания безнаказанно сжигаются в 7 городах.
- 1934: 33 священника убиты во время Астурийской революции .
- 1936 год: за день до 18 июля, дня начала войны, убиты 17 священнослужителей.
- С 18 июля по 1 августа: за 2 недели убит 861 священнослужитель.
- Август 1936 г.: убито 2077 священнослужителей, более 70 в день, 10 из них епископы.
- 14 сентября: 3400 священнослужителей убиты на первых этапах войны.
Отношение [ править ]
Республиканская сторона [ править ]
Отношение к «красному террору» у республиканцев разное. Президент Мануэль Асанья сделал широко разрекламированный комментарий о том, что все монастыри Мадрида не стоят одной жизни республиканца. [78] Однако столь же часто цитируют, например, речь лидера социалистов Индалесио Прието по мадридскому радио 9 августа 1936 года, в которой он призывал республиканских ополченцев не «подражать» убийственным действиям военных повстанцев, а также публичное осуждение произвольного «правосудия» Хулиана . Зугазагойтиа , редактор газеты Социалистической партии El Socialista , 23 августа. [79]
Джулиус Руис, однако, отмечает, что «не цитируются... регулярные отчеты El Socialista, восхваляющие работу бригады Атадель», группы республиканских агентов, которые занимались задержаниями и часто убийствами (в конце концов) до 800 предполагаемых националистов. «27 сентября 1936 года, — продолжает Руис, — в редакционной статье о бригаде подчеркивалось, что ее «работа, более чем полезная, необходима. Незаменима». Точно так же контролируемая Прието мадридская ежедневная газета Informaciones опубликовала многочисленные статьи о деятельности бригады Атаделя летом 1936 года». [79]
Националистическая сторона [ править ]
Иерархи католической церкви в Испании считали, что красный террор был результатом плана, «программа систематического преследования церкви была спланирована до мельчайших деталей». [80] Прежде чем он сам был похищен и расстрелян без суда телохранителями Индалесио Прието всего за 5 дней до переворота, политик- монархист и лидер оппозиции Хосе Кальво Сотело заявил испанскому парламенту в апреле 1936 года, что за шесть недель после прихода к власти правительства, от С середины 15 февраля по 2 апреля 1936 г. было совершено 199 нападений, из них 36 на церкви. Он перечислил 136 пожаров и взрывов, в том числе 106 сожженных церквей и 56 церквей, разрушенных иным образом. Он заявил, что 74 человека погибли и 345 получили ранения. [81] [82]
Отношение католической стороны к правительству и последовавшей Гражданской войне было выражено в совместном епископском письме от 1 июля 1937 года, адресованном испанскими епископами всем остальным католическим епископам. [83] Утверждалось, что Испания разделена на два враждебных лагеря: одна сторона выражает антирелигиозные и антииспанские настроения, другая сторона поддерживает уважение к религиозному и национальному порядку. Церковь была пастырски ориентирована и не желала продавать свою свободу политике, а была вынуждена встать на сторону тех, кто начинал с защиты ее свободы и права на существование. [83]
Настроения людей в националистических зонах характеризовались надеждой и религиозным возрождением. Победы отмечались религиозными службами, антиклерикальные законы были отменены, а католические школы снова стали легальными. Были вновь введены католические военные капелланы , и отношение к Церкви сразу же изменилось от враждебности к уважению и даже восхищению. [84]
убийства Зарегистрированные
- Убийство 6832 человек [11] членов католического духовенства и религиозных институтов , а также убийства тысяч мирян.
- Приходскому священнику Навальмораля пришлось пережить пародию на Распятие Христа. В конце его страданий милиционеры спорили, действительно ли распять его или просто застрелить. Закончили они стрельбой. [85]
- Епископ Хаэна Мануэль Басульто-и-Хименес и его сестра были убиты на глазах двух тысяч празднующих зрителей специальным палачом, женщиной по прозвищу Ла Пекоса , веснушчатая. [86]
- Сообщалось, что, хотя и редко, некоторые монахини были изнасилованы милиционерами перед тем, как их расстреляли. [85] Однако, по словам Энтони Бивора, националистическое обвинение в зверствах республиканцев в 1946 году не содержало никаких доказательств подобных инцидентов. [87]
- Священника Сьемпосуэлоса бросили в загон с боевыми быками, где он потерял сознание. Впоследствии ему отрезали одно ухо, чтобы подражать подвигу матадора после удачной корриды . [88]
- В Сьюдад-Реале священника кастрировали и половые органы . засунули ему в рот [88]
- Есть сообщения о том, что людей, связанных с католической церковью, заставляли глотать четки , бросали в шахты, а священников заставляли рыть себе могилы, прежде чем их хоронили заживо. [89]
- Очевидец некоторых преследований, Кристина де Артеага, которая вскоре должна была стать монахиней, отметила, что они «нападали на салезианцев , людей, полностью преданных делу бедных. Ходили слухи, что монахини давали детям отравленные сладости. Некоторых монахинь хватали за волосы на улице. У одной вырывали волосы...». [78]
- Только в ночь на 19 июля 1936 года было сожжено 50 церквей. [90] В Барселоне из 58 церквей сохранился только собор, и подобные события происходили почти повсюду в республиканской Испании. [91]
- Все католические церкви в республиканской зоне были закрыты, но нападения не ограничивались католическими церквями, поскольку синагоги также были разграблены и закрыты, хотя некоторые небольшие протестантские церкви остались в живых. [92]
- Епископ Альмерии был убит во время работы над историей Толедо . Его картотека была уничтожена. [86]
- В Мадриде монахиню убили за то, что она отказалась выйти замуж за ополченца, который помогал штурмовать ее монастырь . [85]
Последствия [ править ]
С полной победой националистов над республиканцами в 1939 году в стране закончился красный террор. По всей стране католическая церковь проводила Te Deums, чтобы поблагодарить Бога за результат. За красный террор судили множество деятелей левого толка, но не все из них были виновны. За победой Франко последовали тысячи суммарных казней (ARMH) , останки 35 000 человек (по оценкам Ассоциации восстановления исторической памяти лежат в братских могилах ). [93] и тюремное заключение, а многие были отправлены на принудительные работы , строительство железных дорог, осушение болот, рытье каналов ( Ла Корчуэла , канал Бахо Гвадалквивир ), строительство памятника Валье-де-лос-Каидос и т. д. Расстрел в 1940 году президента Каталонское правительство стало Луиса Компаниса одним из наиболее ярких примеров этих ранних репрессий.
16 апреля 1939 года новый Папа Пий XII направил поздравительное радиопослание испанскому правительству, священнослужителям и народу. Он сослался на осуждение своего предшественника, Папы Пия XI , который описал прошлые ужасы и необходимость защиты и восстановления. права Бога и религии. Папа заявил, что жертвы террора умерли за Иисуса Христа . Он пожелал мира и процветания испанскому народу и призвал его справедливо наказать республиканцев, виновных в военных преступлениях , но также проявить снисходительность и великодушие по отношению ко многим другим, кто был на другой стороне. [94] Он также просил их полного участия в жизни общества и вверил их состраданию Католической церкви в Испании . [95]
Многие советские участники Гражданской войны в Испании позже стали жертвами Иосифа Сталина Великой чистки . по словам автора Дональда Рэйфилда , « Сталин , Ежов и Берия испанской войны. Это произошло потому, что участникам не доверяли , советским Таким образом, агенты НКВД, отправленные в Испанию, были более заинтересованы в похищении и убийстве антисталинистов среди республиканских лидеров и командиров интернациональных бригад , чем в борьбе с Франсиско Франко . Поражение республики, по мнению Сталина, было вызвано не диверсионными действиями НКВД. усилиями, а вероломством еретиков » . [96]
НКВД Генерал Павел Судоплатов , этнический украинец , который позже был главным куратором своих коллег по гражданской войне в Испании Наума Эйтингона и Рамона Меркадера во время убийства Льва Троцкого , позже вспоминал: «С 1936 по 1939 год было два вопроса жизни и смерти. Борьба в Испании, обе из которых представляли собой гражданские войны. Одна из них - это борьба националистических сил, созданных Франсиско Франко при поддержке Гитлера, против испанских республиканцев, которым помогали коммунисты. Другая представляла собой отдельную войну между самими коммунистами в Советском Союзе и Троцким в России. Каждый из изгнанников надеялся стать спасителем и спонсором республиканцев и тем самым стать авангардом мировой коммунистической революции. Мы отправили наших молодых неопытных сотрудников разведки, а также наших опытных инструкторов. Испания оказалась детским садом для наших будущих разведывательных операций. Все наши последующие разведывательные инициативы основывались на наших контактах и уроках, которые мы извлекли в Испании. Испанские республиканцы проиграли, но сталинские люди победили. Когда гражданская война в Испании закончилась, в мире не осталось места для Троцкого». [97]
Однако и испанский красный террор, и НКВД, и охота на ведьм, организованная SIM , как на реальных, так и на воображаемых антисталинистов, имели смертельно серьезные политические последствия. Они привели в ужас многих бывших просоветски настроенных жителей Запада, которые были свидетелями, в том числе Джона Дос Пассоса и Артура Кестлера , и заставили их навсегда настроиться против СССР. [98]
Кроме того, в публичном перерыве со своей прошлой службой в Испанской республиканской армии и ее Службы военной информации (SIM) тайной полиции , шотландский коммунист Хэмиш Фрейзер обратился в католицизм после Второй мировой войны и выразил поддержку предоставлению как дипломатического признания , так и реинтеграция Испании при Франко в международное сообщество. [99] В последующие годы Фрейзер сравнил красный террор и сталинскую охоту на ведьм среди испанского народа и внутри испанских республиканских вооруженных сил , виновником которых он был, с тем, что произошло по всей Восточной Европе после того, как эта охота была поручена Иосифу Сталину в Ялтинская конференция . [100]
В 2007 году Ватикан причислил к лику блаженных 498 священников, убитых испанской республиканской армией во время гражданской войны. Родственники католиков, убитых националистами, потребовали аналогичного признания, критикуя неравное обращение. [101]
См. также [ править ]
- Гражданская война в Испании
- Белый террор (Испания)
- Эрих Мильке
- Мученики гражданской войны в Испании
- 233 испанских мученика
- 498 испанских мучеников
- Защита шеи резни
- Республиканские репрессии в Мадриде (1936–1939)
- Политический террор
- Закон Кальеса - Аналогичные антикатолические преследования в Мексике
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Илхэм, Крис и Майкл Ричардс, Раскол Испании , стр. 80, 168, Издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0-521-82178-9 , ISBN 978-0-521-82178-0
- ^ Кадры войны: фотожурналистика во время гражданской войны в Испании
- ^ Илхэм, Крис и Майкл Ричардс, Раскол Испании , стр. 80, 168, Издательство Кембриджского университета, 2005, ISBN 0-521-82178-9 , ISBN 978-0-521-82178-0
- ^ Кадры войны: фотожурналистика во время гражданской войны в Испании
- ^ Бивор, Энтони. Битва за Испанию; Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Книги о пингвинах. 2006. Лондон. п. 87
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зихович, Петр (20 марта 2015 г.). «Франциско Франко — единственный лидер, победивший Сталина» . Мнения/История вещи .
Коммунисты и их левые союзники убили 72 344 человека и уморили голодом более 100 000 человек.
- ^ Раскапывая наследие Франко , Джулиан Казанова, стр. 105-106, University of Notre Dame Press, 2010 г. ISBN 0-268-03268-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейн, Стэнли Г. История Испании и Португалии, Vol. 2, гл. 26, с. 650 (Печатное издание: University of Wisconsin Press, 1973) (Интернет-библиотека Iberian Resources, по состоянию на 15 мая 2007 г.)
- ^ Бивор, Энтони (2006), Битва за Испанию; Гражданская война в Испании 1936-1939 гг., с. 81 Вайденфельд и Николсон
- ^ Мэри Винсент, Раскол Испании , стр. 70-71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Пещера 1998 , с. 355
- ^ Хилари Рэгер, Порох и благовония , с. 115
- ^ Рагер, с. 126
- ^ Бивор, Энтони. Битва за Испанию; Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Книги о пингвинах. 2006. Лондон. п. 87
- ^ Раскапывая наследие Франко , University of Notre Dame Press, ISBN 0-268-03268-8 стр. 7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Редзиох, Влодзимеж (интервью с историком Висенте Карселем Орти) Мученики гражданской войны в Испании , католическая культура
- ^ «1984: Дорога Джорджа Оруэлла к антиутопии» . Новости Би-би-си. 8 февраля 2013 года . Проверено 27 июля 2021 г.
- ^ Оруэлл в Испании . Книги о пингвинах. 2001. с. 6.
- ^ «498 мучеников гражданской войны в Испании беатифицированы в Ватикане - Catholic Online» . Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Рональд Радош (2001), Преданная Испания: Советский Союз в гражданской войне в Испании , Издательство Йельского университета. Страницы xxvii-xxviii.
- ^ Интернет-энциклопедия антиклерикализма Britannica
- ^ Из Куэва Мерино, Хулио (1998). «Антиклерикализм во Второй республике и гражданской войне». Эмилио Ла Парра Лопес и Мануэль Суарес Кортина, изд. Современный испанский антиклерикализм. Мадрид: Новая библиотека. ISBN 84-7030-532-8 .
- ^ Нуньес Диас-Баларт, Мирта (2017). «Антиклерикальная ярость мая 1931 года. Религия, политика и пропаганда» . Записные книжки современной испанской цивилизации . 18 (18). дои : 10.4000/ccec.6666 . ISSN 1957-7761 .
- ^ Анте Кадич, Святой Франциск Ксаверий и Марко Марулич , « Славянский и восточноевропейский журнал », весна 1961 г., стр. 12-18.
- ^ А. Бивор, Битва за Испанию , стр.23.
- ^ Мэри Винсент, Католицизм во Второй испанской республике , с. 1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейн, Стэнли Г. История Испании и Португалии , Том. 2, гл. 25, с. 632 (Печатное издание: University of Wisconsin Press, 1973) (ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА ИБЕРИЙСКИХ РЕСУРСОВ, по состоянию на 30 мая 2007 г.)
- ^ Смит, Анхель, Исторический словарь Испании , стр. 195, Роуман и Литтлфилд, 2008 г.
- ^ Пас, Хосе Антонио Соуто. Перспективы свободы вероисповедания в Испании. Обзор права Университета имени Бригама Янга, 1 июня 2001 г.
- ^ Хейс, Карлтон (1951). США и Испания. Интерпретация . Шид и Уорд; 1-е издание. ASIN B0014JCVS0 .
- ^ Любимые из нас, 2
- ^ Степан, Альфред, Рассуждая о сравнительной политике , с. 221, Издательство Оксфордского университета
- ^ Мартинес-Торрон, Хавьер Свобода религии в прецедентном праве Конституционного суда Испании, Обзор права Университета Бригама Янга, 2001 г.
- ^ Пейн с. 646–647
- ^ Ковердейл, Джон Ф., Необычная вера: первые годы Opus Dei, 1928-1943 , стр. 148, Скипетр 2002 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мученики Турона [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бивор 2006 , стр. 83–86.
- ^ Бивор 2006 , с. 83
- ^ Бивор, с. 91
- ^ Раскол Испании , с. 68
- ^ Юлиус Рутис «Красный террор» и гражданская война в Испании: революционное насилие в Мадриде, Издательство: Cambridge University Press ссылки : июнь 2014 г. стр. 284 дата публикации строки
- ^ Рональд Радош (2001), Преданная Испания: Советский Союз в гражданской войне в Испании , Издательство Йельского университета. Страницы XVIII-XVIII.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Келер, «Штази», с. 48.
- ^ Келер (1999), страницы 416–417.
- ^ Пейн с. 650
- ^ Пейн с. 649
- ^ Пейн с. 649.
- ^ Грэм, Хелен. Гражданская война в Испании. Очень краткое введение. Издательство Оксфордского университета. 2005. стр.30
- ^ Престон, Пол. Гражданская война в Испании. Реакция, революция и месть. Многолетник Харпер. 2006. Лондон. п. 307
- ^ Бивор, Энтони. Битва за Испанию, Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Книги о пингвинах. 2006. Лондон. стр.86-87
- ^ Джексон, Габриэль. Испанская республика и гражданская война, 1931–1939 гг. Издательство Принстонского университета. 1967. Принстон. стр.305
- ^ Гибсон, Ян. Убийство Федерико Гарсиа Лорки. Книги о пингвинах. Лондон. 1983. с.168
- ^ Арнабат Мата, Рамон (декабрь 2013 г.). «Cuadernos de historia (Сантьяго) - LA REPRESIÓN: EL ADN DEL FRANQUISMO ESPAÑOL» . Cuadernos de Historia (Сантьяго) (на испанском языке) (39): 33–59. дои : 10.4067/S0719-12432013000200002 . Проверено 8 мая 2015 г. У меня была возможность стать свидетелем репрессий в обеих областях. Со стороны националистов это было планомерно, методично и холодно. Поскольку они не доверяли народу, власти навязывали свою волю посредством террора, совершая зверства для достижения своей цели. Зверства также имели место в зоне Народного фронта; это было нечто общее в обеих областях. Но главное отличие заключалось в том, что в республиканской зоне преступления совершались в моменты аффекта населением, а не властями. Последний всегда пытался их остановить. Помощь, которую я получил от испанских республиканских властей, чтобы бежать в безопасное место, — это лишь один из многих примеров. Но в Националистической зоне этого не было».
- ^ Руис, Джулиус. «2 Борьба с пятой колонной: террор в республиканском Мадриде во время гражданской войны в Испании», стр. 56-57.
- ^ Руис, Джулиус. «2 Борьба с пятой колонной: террор в республиканском Мадриде во время гражданской войны в Испании», стр. 57-58.
- ^ Руис, Джулиус. «Семьдесят лет спустя: историки и репрессии во время и после гражданской войны в Испании». Журнал современной истории 44, вып. 3 (2009): 449-472, стр.464.
- ^ Мэри Винсент, Католицизм во Второй Испанской республике , стр. 248, 258.
- ^ Каллахан, Католическая церковь в Испании , с. 282
- ^ Пейн, Стэнли Франко и Гитлер: Испания, Германия и мир , с. 13 октября 2008 г. Издательство Йельского университета
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Люди Ламанчи» . Преподобный Энтони Бивор, Битва за Испанию . Экономист (22 июня 2006 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Куэва, Хулио де ла, «Религиозное преследование», Журнал современной истории , 3, 198, стр. 355–369. JSTOR 261121
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас, Хью. Гражданская война в Испании. Книги о пингвинах. 2001. Лондон. п. 900
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Престон, Пол. Гражданская война в Испании. Реакция, революция и месть. Многолетник Харпер. 2006. Лондон. стр.233
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Казанова, Джулиан. Испанская республика и гражданская война. Издательство Кембриджского университета. 2010. Нью-Йорк. п. 181
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пейн п. 650.
- ↑ Международное правосудие начинается дома. Архивировано 16 января 2020 г. в Wayback Machine Карлосом Альберто Монтанером, Miami Herald , 4 августа 2003 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хулия, Сантос; Казанова, Хулиан (2005), «Приложение. Цифры. Современное состояние ( Приложение. Цифры. Современное состояние )», Víctimas de la guerra Civil (Жертвы гражданской войны ) (на испанском языке), Барселона, с. 411, ISBN 84-8460-333-4
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зихович, Петр (2016). Советы: Политически некорректные сказки - Часть. II . Ребис. стр. 88. ISBN 9788380621022 .
- ^ Пио, Моа (2007). Мифы Гражданской войны. Испания 1936-1939 гг . Фронда. стр. 207. ISBN 978-83-603-3561-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Габриэль Джексон (2012) [1965]. Испанская республика и гражданская война, 1931-1939 гг . Princeton UP, стр. 530–31. ISBN 978-1400820184 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэрролл, Уоррен Х. (2007). Последний крестовый поход . Варшава: Фронда. стр. 198. ISBN 9788360562093 .
- ^ Ян Ходакевич, Марек (2010). Потерял память. Война в Испании 1936-1939 гг . Фронда. ISBN 978-83-62268-08-5 .
- ^ Зубинский, Тадеуш (2015). Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Фронда. стр. 423. ISBN 9788371779732 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Единственный 617
- ^ Бивор 2006 , стр. ???
- ↑ Новая евангелизация со святыми , L'Osservatore Romano, 28 ноября 2001 г., с. 3 (еженедельное издание на английском языке)
- ^ «Священники Тусона в шаге от святости Аризона Стар 06.12.2007» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 г. Проверено 26 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Митчелл 1983 , с. 17
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Руис 2007 , с. 100
- ^ Монтеро, 52 года.
- ^ Всего 616
- ^ Томас 1976, с. 206–208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гранадос, 348
- ^ Единственный в 618 году.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томас 1961 , с. 173
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас 1961 , с. 174
- ^ Бивор 2006 , стр. 83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томас, с. 173.
- ^ Томас 1961 , с. 272
- ^ Митчелл 1983 , с. 45
- ^ Митчелл 1983 , с. 46
- ^ Пейн с. 215
- ^ Оценка Ассоциации по восстановлению исторической памяти в 35 000 основана на недавних поисках, проведенных параллельно с раскопками массовых могил в Испании. См., например, Fosas Comunes – Los desaparecidos de Franco. La Guerra Civil no ha terminado , Эль-Мундо , 7 июля 2002 г. (на испанском языке)
- ^ Шмидлин, 222.
- ^ Речи и радиопослания Его Святейшества , первый год понтификата, Типография Полиглот, Рим, 1940, с. 54
- ^ Дональд Рэйфилд, Сталин и его палачи: тиран и те, кто убивал за него , Random House , 2004. стр. 362–363.
- ^ Павел Судоплатов (1994), Особые вкусы: Мемуары нежеланного свидетеля: советский шпион , Литтл, Браун и компания. Страницы 30-31.
- ^ Диггинс, Джон Патрик , «Организация - это смерть»: Джон Дос Пассос» и «Видения порядка: Дос Пассос», в книге Up From Communism , 1975, Columbia University Press , затем Harper & Row, стр. 74–117, и стр. 233–268.
- ^ Андре Шихи-Скеффингтон (1991), Скефф: Жизнь Оуэна Шихи-Скеффингтона, 1909–1970 , стр. 153–154.
- ^ Роб Стрэдлинг, «Англоязычные подразделения интернациональных бригад: война, политика и дисциплина», Журнал современной истории , октябрь 2010 г., том 45 (4), стр. 765. [1]
- ^ Ла Хорнада - 498 верующих, убитых республиканцами во время гражданской войны в Испании, причислены к лику блаженных.
Библиография [ править ]
- Бивор, Энтони (2006), Битва за Испанию; Гражданская война в Испании 1936–1939 , Лондон: Вайденфельд и Николсон .
- Каллахан, Уильям Дж. (2012) [1998], Католическая церковь в Испании, 1875–1998 (переиздание).
- Куэва, Хулио де ла (1998), «Религиозные преследования, антиклерикальные традиции и революция: о зверствах против духовенства во время гражданской войны в Испании», Журнал современной истории , XXXIII (3): 355–369, JSTOR 261121
- Францен, август; Боймер, Ремигиус (1988), Папская история , Фрайбург: Гердер (цит. Францен 1988)
- Францен, август; Боймер, Ремигиус (1991), История церкви , Фрайбург: Гердер (цит. по Franzen II 1991)
- Гранадос, Анастасио (1969), кардинал Гома, примас Испании (на испанском языке), Мадрид: Espasa Calpe
- Джедин, Юбер ; Репген, Конрад; Долан, Джон, ред. (1999) [1981], История Церкви: Церковь в двадцатом веке , том. X, Лондон и Нью-Йорк: Берн и Оутс
- Ланнон, Фрэнсис (1987), Привилегия, преследование и пророчество. Католическая церковь в Испании 1875–1975 , Оксфорд, ISBN 0-19-821923-7
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Зеппельт, Франц; Леффлер, Клеменс (1933), Папская история, от начала до наших дней (на немецком языке), Мюнхен: Верлаг Йозеф Кёзель и Фридрих Пусте (Папская история)
- Монтеро Морено, Антонио (1961), «История религиозных преследований в Испании 1936-1939», La Editorial Católica
- Митчелл, Дэвид (1983), Гражданская война в Испании , Нью-Йорк: Франклин Уоттс, ISBN 9780531098967 .
- Руис, Юлиус (2015), «Красный террор» и гражданская война в Испании: революционное насилие в Мадриде , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 978-1107682931
- Руис, Юлиус Руис (2007), «Защита республики: бригада Гарсиа Атадель в Мадриде, 1936», Journal of Contemporary History , 42 (1): 97–115, doi : 10.1177/0022009407071625 , JSTOR 30036431 , S2CID 159559553 .
- Шмидлин, Йозеф (1939), Современная папская история, том IV, Пий XI, 1922–1939 (на немецком языке), Мюнхен: Верлаг Йозеф Кезель и Фридрих Пустет (Папская история)
- Томас, Хью (1961), Гражданская война в Испании , ???: Touchstone, ISBN 0-671-75876-4 .
- Томас, Хью (1977), Гражданская война в Испании (пересмотренное и дополненное издание), Harper & Row, ISBN 0-06-014278-2
- Казанова, Джулиан (2010), Испанская республика и гражданская война , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-73780-7
- Антикатолицизм
- Антихристианские настроения в Испании
- Коммунистические репрессии
- Политические репрессии в Испании
- Политициды
- Политические и культурные чистки
- Политика Испании
- Преследование католиков
- Гражданская война в Испании
- Терроризм в Испании
- Военные преступления гражданской войны в Испании
- Советско-испанские отношения
- Коммунистический терроризм
- Нарушения прав человека в Испании
- Красный террор (Испания)