Анархизм в Испании
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2020 г. ) |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Испании исторически получил некоторую поддержку и влияние, особенно до Франсиско Франко победы в гражданской войне в Испании 1936–1939 годов, когда он играл активную политическую роль и считается концом золотого века классического анархизма .
существовало несколько вариантов анархизма В Испании , а именно: экспроприационный анархизм в период, предшествовавший конфликту, крестьянский анархизм в сельской местности Андалусии ; городской анархо-синдикализм в Каталонии , особенно в ее столице Барселоне ; и то, что иногда называют «чистым» анархизмом в других городах, таких как Сарагоса . Однако это были взаимодополняющие траектории, и они имели много идеологического сходства. Вначале успех анархистского движения был спорадическим. Анархисты организуют забастовку , и ряды пополнятся. Обычно репрессии со стороны полиции снова сокращали численность забастовщиков, но в то же время еще больше радикализировали многих забастовщиков. Этот цикл помог привести к эпохе взаимного насилия в начале 20-го века, когда вооруженные анархисты и пистолетеро , вооруженные люди, которым платили владельцы компаний, были ответственны за политические убийства.
В 20 веке это насилие начало угасать, и движение набрало скорость с ростом анархо-синдикализма и созданием огромного либертарианского профсоюза , Национальной конфедерации труда (CNT). Всеобщие забастовки стали обычным явлением, и значительная часть испанского рабочего класса приняла анархистские идеи. Также возникло небольшое индивидуалистическое анархистское движение, основанное на таких публикациях, как Iniciales и La Revista Blanca . [1] Иберийская федерация анархистов (FAI) была создана как чисто анархистская ассоциация с намерением сосредоточить внимание CNT на принципах анархизма.
Анархисты сыграли центральную роль в борьбе против Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. В то же время далеко идущая социальная революция распространилась по всей Испании, где земля и фабрики были коллективизированы и контролировались рабочими. Все оставшиеся социальные реформы закончились в 1939 году победой Франко, казнившего тысячи анархистов. Сопротивление его правлению так и не прекратилось полностью: стойкие боевики участвовали в диверсиях и других прямых действиях после войны, а также совершили несколько покушений на жизнь правителя. Их наследие остается важным и по сей день, особенно для анархистов, которые рассматривают их достижения как исторический прецедент действительности анархизма .
История [ править ]
Начало [ править ]
В середине XIX века революционные идеи были вообще неизвестны в Испании. В некоторых частях страны имели место крестьянские волнения, но они не были связаны с каким-либо политическим движением, а были вызваны обстоятельствами. То же самое было и в городах; Задолго до того, как рабочие познакомились с анархо-синдикализмом , произошли всеобщие забастовки и другие конфликты между рабочими и их работодателями .
Ближе всего к радикальному движению оказались последователи идей французского анархиста Пьера-Жозефа Прудона . Мутуализм оказал значительное влияние на испанское кооперативистское движение , которое выступало за мирный и постепенный подход к победе над капитализмом , а также на федералистское движение , которое представляло собой общество местных муниципалитетов, объединяющихся и координирующих свои действия без какой-либо необходимости в централизованном правительстве. [2] Самым влиятельным сторонником мутуализма в Испании был федеральный республиканец Франческ Пи-и-Маргалл (названный после его смерти «самым мудрым из федералистов, почти анархистом» мыслителем-анархистом Рикардо Мелла ), который в своей книге Reacción y Revolución написал, что «каждый человек, имеющий власть над другим, является тираном» и призывал к «разделению и подразделению власти». [3] Другим учеником Прудона был Рамон де ла Сагра , основавший первый в мире анархистский журнал El Porvenir , который недолгое время издавался в Галисии . [4] Впоследствии мутуализм приобрел широкую популярность по всей Испании, став доминирующей тенденцией в испанском федеральном республиканском движении к 1860-м годам. [3] Примерно в это же время революционные социалистические идеи Михаила Бакунина , основанные на коллективизме , ориентации на прямое действие и воинствующем антиклерикализме . в Испании начали приобретать все большую популярность [5]
Самая ранняя успешная попытка внедрить анархизм в испанские массы была предпринята итальянским революционером средних лет по имени Джузеппе Фанелли . [6] Один из первых сторонников движения «Молодая Италия» , во время итальянской революции Фанелли отказался от своей карьеры, чтобы участвовать в Рисорджименто под командованием Джузеппе Гарибальди и Джузеппе Мадзини . После провозглашения единого Королевства Италия в 1861 году Фанелли был избран в итальянский парламент в составе крайне левой коалиции Мадзини , прежде чем встретиться с Бакуниным и стать анархистом. [7]
После Славной революции и начала Sexenio Democrático в 1868 году новое Временное правительство провозгласило право на свободу объединений , что позволило испанским рабочим обществам начать вновь выходить из секретности, в которой они раньше жили. [8] Бакунин воспользовался этим как возможностью спонсировать поездку Фанелли в Испанию с целью набора членов в Международную ассоциацию рабочих (IWA). [6] международная организация , целью которой было объединение групп, работающих на благо рабочего класса. Приехав в Барселону с ограниченным бюджетом, Фанелли встретился с Эли Реклю и занял у него деньги , чтобы профинансировать свою поездку в Мадрид , где он встретился с владельцем федеральной республиканской газеты « Ла Игуальдад» и связался с группой радикальных рабочие. [9]
Фанелли говорил на французском и итальянском языках, поэтому присутствующие могли понимать лишь отрывки из того, что он говорил, за исключением одного человека, Томаса Гонсалеса Мораго , который знал французский язык. Тем не менее Фанелли смог донести до аудитории свои либертарианские и антикапиталистические идеи. Ансельмо Лоренцо так описал свое ораторское искусство: «Его голос имел металлический тон и был восприимчив ко всем интонациям, соответствующим тому, что он говорил, быстро переходя от акцентов гнева и угрозы против тиранов и эксплуататоров к акцентам страдания и сожаления. и утешение... мы могли понять его выразительную мимику и проследить за его речью». [10] Эти рабочие, жаждущие чего-то большего, чем умеренный радикализм того времени, стали ядром испанского анархистского движения, быстро распространяя «идею» по всей Испании. Угнетенные и маргинализированные рабочие классы были очень восприимчивы к идеологии, атакующей институты, которые они считали репрессивными, а именно государство , капитализм и организованную религию .
В результате все присутствовавшие на собрании рабочие заявили о своей поддержке Интернационала, и Фанелли впоследствии продлил свое пребывание в городе, проводя «пропагандистские сеансы» с зарождающимися приверженцами анархизма, уделяя особое внимание Ансельмо Лоренцо. 24 января 1869 года Фанелли провел свою последнюю встречу с анархистскими рабочими Мадрида, на которой они объявили о создании Мадридской секции IWA. [10] Фанелли объяснил, что его решение покинуть Испанию было сделано для того, чтобы анархисты там могли развивать себя и свои группы «своими усилиями, с собственными ценностями», чтобы сохранить спонтанность , плюрализм и индивидуальность внутри рабочего движения . [11] Анархисты мадридской секции впоследствии начали распространять свои идеи, проводя собрания, произнося речи и издавая свою газету «Солидаридад» . К 1870 году мадридское отделение Интернационала насчитывало около 2000 членов. [12]
ряд более радикальных студентов, таких как Рафаэль Фарга и Пеллисер . Затем Фанелли вернулся в Барселону, где провел еще одну встречу, привлекая к идее анархизма [7] который впоследствии приобрел гораздо большее количество последователей в Барселоне, которая уже была оплотом пролетарского восстания, луддизма и тред-юнионизма . [13] В мае 1869 года Фарга-и-Пельисер возглавил создание Барселонской секции IWA, которая начала выступать за социализм в рамках структур, которые уже были созданы Конгрессом рабочих Барселоны 1868 года . Таким образом, влияние IWA распространилось на ряд рабочих обществ и федеральную республиканскую газету La Federación , быстро привлекая тысячи рабочих под анархистское знамя. [14] Фарга-и-Пельисер даже принял участие в Базельском конгрессе Интернационала в качестве делегата от испанской секции, где он присоединился к Бакунинскому « Международному альянсу социалистической демократии ». [15]
Анархизм вскоре укоренился по всей Испании, в деревнях и городах , а также во множестве автономных организаций. [15] Многие сельские пуэбло уже имели анархическую структуру еще до распространения «анархистских» идей. [16] В феврале 1870 года мадридская секция IWA опубликовала в газете «Солидаридад» призыв ко всем испанским секциям созвать национальный рабочий конгресс, который в конечном итоге было решено провести в Барселоне. [17]
18 июня 1870 года Первый испанский рабочий конгресс собрался в Театре Цирко Барселонес , где встретились делегаты от 150 рабочих ассоциаций, а также тысячи простых рабочих, наблюдавших («занимали все места, заполняли коридоры и выходили за пределы театра). вход". [18] Повесткой дня внимательно руководили анархисты из окружения Рафаэля Фарга и Пеллисера, которые открыли конгресс декларацией против государства и предложили явно анархистскую программу для Испанской региональной федерации IWA ( испанский : Federación Regional Española de la Asociación Internacional de Trabajadores). , ФРЕ-АИТ). [19] Несмотря на явное доминирование анархизма внутри Конгресса, существовали также три другие основные тенденции: « ассоциативисты », которые были заинтересованы в развитии кооперативов , « политики », которые хотели мобилизовать рабочих для участия в выборах, и «чисто- и «простые» профсоюзные активисты , которые были сосредоточены на непосредственной борьбе на рабочем месте. [20] Особенно острый конфликт произошел между анархистами, выступавшими за воздержание и прямое действие , и «политиками», в ходе которого конгресс занял компромиссную линию в отношении электорализма: разрешив отдельным членам участвовать в выборах, если они того пожелают, но также взяв на себя обязательства официально к воздержанию и антиэтатизму. [21] Конгресс также принял «двойную структуру» FRE-AIT, согласно которой рабочие будут организованы как в профсоюзы в зависимости от их профессии, так и в местные федерации в зависимости от их местоположения, которые затем смогут объединяться в федерации снизу вверх, создавая антибюрократическую структуру. и децентралистский фонд синдикализма в Испании. [22]
Социалисты и либералы внутри Испанской федерации стремились реорганизовать Испанию в 1871 году на пять торговых секций с различными комитетами и советами. Многие анархисты внутри группы считали, что это противоречит их вере в децентрализацию . Последовал год конфликта, в ходе которого анархисты боролись с «авторитаристами» внутри Федерации и в конечном итоге изгнали их в 1872 году. В том же году Михаил Бакунин был исключен из Интернационала марксистами, составлявшими большинство. Анархисты, видя враждебность со стороны предыдущих союзников на левом фланге , изменили характер своего движения в Испании. Испанская федерация стала децентрализованной и теперь зависела от действий рядовых рабочих, а не от бюрократических советов; то есть группа, структурированная по анархистским принципам.
1873–1900 Ранние беспорядки . гг
В районе Алькой рабочие забастовали в 1873 году восьмичасовой рабочий день из-за большого волнения со стороны анархистов. Конфликт перерос в насилие, когда полиция открыла огонь по безоружной толпе, что заставило рабочих в ответ штурмовать мэрию. Когда насилие закончилось, с каждой стороны погибли десятки человек. Пресса сочиняла сенсационные истории о злодеяниях, которых никогда не было: распятых священников, мужчин облили бензином и подожгли и т. д. [23] Эти события стали известны как Нефтяная революция .
За этим последовало кантональное восстание , в ходе которого несколько независимых кантонов восстали против Первой Испанской республики . Анархизм имел значительное влияние в этой серии восстаний, особенно в кантоне Картахена , который был единственным кантоном, продлившимся более нескольких дней. [24] [25]
Правительство быстро приняло меры по подавлению Испанской федерации. Залы для собраний были закрыты, члены заключены в тюрьму, а публикации запрещены. Примерно до начала 20-го века пролетарский анархизм оставался в Испании относительно неактивным.
Однако анархистские идеи оставались популярными в сельской местности, где обездоленные крестьяне вели длительную серию безуспешных восстаний в попытках создать анархистский коммунизм . На протяжении 1870-х годов Испанская федерация привлекала большинство своих членов из крестьянских районов Андалусии после упадка ее городских последователей. была сформирована секция Интернационала В начале 1870-х годов в Кордове , образовавшая необходимое связующее звено между городским и сельским движениями.
Эти небольшие успехи были в значительной степени уничтожены государственными репрессиями, которые к середине 1870-х годов вынудили все движение уйти в подполье. Испанская Федерация исчезла, и традиционный тред-юнионизм на какое-то время стал заменять революционные действия, хотя анархистов по-прежнему было много, а их идеи не были забыты; либеральный характер этого периода, возможно, был вызван скорее отчаянием, чем несогласием с революционными идеями. Анархистам пришлось действовать как tigres solitarios (грубо говоря, «одинокие тигры»); попытки массовой организации, как в случае с Пактом Союза и солидарности , имели некоторый эфемерный успех, но были обречены на провал.
Шесть человек погибли в июне 1896 года, когда в процессию Тела Христова в Барселоне была брошена бомба . Полиция приписала этот акт анархистам, подвергшимся жесточайшим репрессиям. было доставлено около 400 человек В подземелья замка Монжуик в Барселоне . Международное возмущение последовало за сообщениями о том, что заключенных жестоко пытали: мужчин подвешивали к потолкам, выкручивали и сжигали гениталии, выдирали ногти. Некоторые из них умерли до того, как предстали перед судом, а пятеро в конечном итоге были казнены. В 1897 году итальянский анархист Микеле Анджолильо убил Испании премьер- министра Антонио Кановаса дель Кастильо , отчасти в качестве возмездия за репрессии в Барселоне.
Анархистскую идею пропагандировали многие периодические издания, такие как El Socialismo, основанный Фермином Сальвочеа . Сальвочеа считается одним из первых пионеров пропаганды и организации анархистских идей. [26]
Восстание CNT [ править ]
В первые годы своего существования анархистскому движению не хватало стабильной национальной организации. Анархист Хуан Гомес Касас обсуждает эволюцию анархистской организации до создания НКТ: «После периода развала Федерация рабочих испанского региона исчезла, и ее заменила Анархическая организация испанского региона .... Это затем в 1890 году организация превратилась в Пакт солидарности и помощи, который сам был распущен в 1896 году из-за репрессивного законодательства против анархизма и распался на множество ячеек и автономных рабочих обществ.... Разрозненные остатки FRE дали начало Солидаридад Обрера в 1907 году, непосредственный предшественник [CNT]». [27]
В начале 20 века среди анархистов существовал консенсус в том, что необходима новая национальная рабочая организация, чтобы придать их движению слаженность и силу. Эта организация, получившая название « Национальная конфедерация труда» (CNT), была образована в октябре 1910 года во время съезда « Солидаридад Обрера» . На этом съезде была принята резолюция, в которой провозглашалось, что целью НКТ будет «ускорить комплексное экономическое освобождение всего рабочего класса посредством революционной экспроприации буржуазии...». 30 000 членов различных союзов и конфедераций.
Национальная конфедерация была разделена на более мелкие региональные, которые снова были разбиты на более мелкие профсоюзы. Несмотря на эту многоуровневую структуру, бюрократии сознательно избегали. Инициативы принятия решений исходили в основном от отдельных профсоюзов. Оплачиваемых чиновников не было; все должности были укомплектованы простыми рабочими. Решения, принятые национальными делегациями, не обязаны были выполняться. В этом отношении НКТ сильно отличалась от сравнительно жестких социалистических профсоюзов.
Всеобщая забастовка была объявлена всего через пять дней после ее основания торжествующими и, возможно, чрезмерно рьяными рабочими. Он распространился по нескольким городам Испании; в одном городе рабочие захватили общину и убили мэра. Войска вошли во все крупные города, и забастовка была быстро подавлена. НКТ была объявлена незаконной организацией и, таким образом, ушла в подполье всего через неделю после своего основания. Несколько лет спустя оно продолжило открытые забастовки, как, например, всеобщая забастовка, организованная в тандеме с ВСТ, в котором доминируют социалисты (редкий случай, поскольку эти две группы обычно враждовали), в знак протеста против роста стоимости жизни.
войны Первой CNT после мировой
Экономика Испании пострадала из-за упадка экономики военного времени. Заводы закрылись, безработица выросла, а заработная плата снизилась. Ожидая классового конфликта, особенно в свете недавней русской революции , большая часть класса капиталистов начала ожесточенную войну против профсоюзов, особенно НКТ. Локауты стали более частыми. Известные боевики были занесены в черный список . Пистолеро , или убийцы, были наняты для убийства профсоюзных лидеров. За этот период были убиты десятки, возможно, сотни анархистов. Анархисты ответили, в свою очередь, рядом убийств, самым известным из которых является убийство премьер-министра Эдуардо Дато Ирадиера .
К тому времени в CNT насчитывалось около миллиона членов. Он сохранил свое внимание к прямому действию и синдикализму; это означало, что революционные течения в Испании больше не были на периферии, а стали мейнстримом. Хотя было бы неверно утверждать, что НКТ была полностью анархистской, преобладающие настроения, несомненно, склонялись в этом направлении. Каждый член, избранный в «Национальный комитет», был явным анархистом. Большинство рядовых членов поддерживали анархистские идеи. Действительно, большая часть Испании, казалось, сияла революционным пылом; Наряду с волнами всеобщих забастовок (а также в основном успешных забастовок с конкретными требованиями) нередко можно было увидеть анархистскую литературу, разлетающуюся по обычным местам, или простых рабочих, обсуждающих революционные идеи. Один влиятельный оппонент из высших классов (Диас дель Мораль) утверждает, что «все трудящееся население» было охвачено духом восстания, что «все были агитаторами».
Если раньше анархизм в Испании был разрозненным и эфемерным, то теперь даже самые маленькие города имели организации и принимали участие в движении. Различные части НКТ (профсоюзы, регионы и т. д.) были автономными, но при этом неразрывно связанными. Забастовка рабочих одной отрасли часто приводила к забастовкам солидарности рабочих всего города. Таким образом, всеобщие забастовки часто не «назывались», они просто происходили органично.
Всеобщая забастовка 1919 года [ править ]
В 1919 году работодатели барселонской гидроэлектростанции , известной как La Canadiense , сократили заработную плату, что спровоцировало 44-дневную и чрезвычайно успешную всеобщую забастовку, в которой приняли участие более 100 000 человек. Работодатели немедленно попытались ответить воинственно, но забастовка распространилась слишком быстро. Сотрудники другого завода устроили сидячую забастовку в поддержку своих коллег. Примерно через неделю все работники текстильной промышленности ушли. Вскоре после этого почти все электрики также объявили забастовку.
В Барселоне было введено военное положение, однако забастовка продолжалась в полную силу. Профсоюз газетных типографий предупредил владельцев газет в Барселоне, что они не будут печатать ничего, критикующего бастующих. Правительство в Мадриде попыталось подавить забастовку, призвав всех рабочих на военную службу , но этот призыв не был услышан, так как он даже не был напечатан в газете. Когда призыв дошел до Барселоны устно, ответом стала очередная забастовка всех железнодорожников и троллейбусов.
Правительству в Барселоне наконец удалось урегулировать забастовку, которая фактически нанесла ущерб каталонской экономике. Все бастующие рабочие требовали восьмичасового рабочего дня , признания профсоюза и повторного приема на работу уволенных рабочих. Все требования были удовлетворены. Также требовалось освободить всех политических заключенных. Правительство согласилось, но отказалось освободить тех, кто сейчас находится под судом. Рабочие ответили криками «Освободите всех!» и предупредил, что забастовка продолжится через три дня, если это требование не будет выполнено. Разумеется, именно это и произошло. Однако члены стачечного комитета и многие другие были немедленно арестованы, а полиция эффективно предотвратила распространение второй забастовки.
Правительство пыталось успокоить рабочих, которые явно были на грани восстания. Десятки тысяч безработных были возвращены на свои рабочие места. Для всех рабочих был объявлен восьмичасовой рабочий день. Таким образом, Испания стала первой страной в мире, принявшей национальный закон о восьмичасовом рабочем дне в результате всеобщей забастовки 1919 года.
После всеобщей забастовки 1919 года усиление насилия против организаторов НКТ в сочетании с приходом к власти диктатуры Примо де Риверы (которая запретила все анархистские организации и публикации) привело к затишью в анархистской деятельности. Многие анархисты в ответ на насилие со стороны полиции сами стали пистолетеро . Это был период взаимного насилия, когда анархистские группы, включая Los Solidarios, убивали политических оппонентов. Многие анархисты были убиты боевиками другой стороны.
Интернет-провайдер [ править ]
В годы правления Примо де Риверы большая часть руководства НКТ начала поддерживать «умеренный» революционный синдикализм , якобы придерживаясь анархистских взглядов, но считая, что исполнение анархистских надежд не наступит немедленно, и настаивая на необходимости более дисциплинированного и организовал профсоюзное движение для продвижения либертарианского коммунизма. ( Иберийская федерация анархистов FAI) была создана в 1927 году для борьбы с этой тенденцией.
Его организация была основана на автономных группах по интересам . ФАИ оставалась очень секретной организацией даже после того, как признала ее существование через два года после ее создания. Его скрытный характер затрудняет оценку масштабов его членства. По оценкам, число членов ФАИ на момент, непосредственно предшествовавший революции, колеблется от 5 000 до 30 000 человек. Членство резко возросло в течение первых нескольких месяцев Гражданской войны.
ФАИ не была в идеале либертарианцем , в ней доминировали очень агрессивные боевики, такие как Хуан Гарсиа Оливер и Буэнавентура Дуррути . Однако он не был авторитарным в своих реальных методах ; он предоставил своим членам свободу инакомыслия. Фактически общая организация ФАИ была очень свободной, в отличие от «Альянса» Бакунина, который, однако, был важным прецедентом в создании организации для продвижения анархистской идеологии.
ФАИ была воинственно революционной, совершая действия, включая ограбления банков с целью получения средств и организацию всеобщих забастовок, но временами становилась более оппортунистической. Он поддерживал умеренные усилия против диктатуры Риверы, а в 1936 году способствовал созданию Народного фронта . К тому времени, когда анархистские организации начали сотрудничать с республиканским правительством, ФАИ, по сути, стала де-факто политической партией, и от модели группы по интересам отказались, и это не бесспорно.
и Вторая Падение республика Риверы
НКТ изначально приветствовала Республику как предпочтительную альтернативу диктатуре, но при этом придерживалась принципа, что все государства по своей сути вредны, хотя, возможно, и в разной степени серьезности.
Однако эти отношения продлились недолго. Забастовка телефонистов привела к уличным боям между CNT и правительственными силами; армия применила против рабочих пулеметы. Аналогичная забастовка вспыхнула несколько недель спустя в Севилье ; двадцать анархистов были убиты и сто ранены после того, как армия осадила место собраний НКТ и разрушила его артиллерией. Восстание . произошло в Альт-Льобрегате , где шахтеры захватили город и подняли красно-черные флаги в ратушах Эти действия спровоцировали жестокие репрессии со стороны правительства и не принесли ощутимого успеха. Некоторые из наиболее активных анархистов, в том числе Буэнавентура Дуррути и Франсиско Аскасо , были депортированы на территорию Испании в Африке. Это спровоцировало протест и восстание в Террассе , где, как и в Альто-Льобрегате, рабочие штурмовали ратуши и поднимали свои флаги. Еще одно неудавшееся восстание произошло в 1933 году , когда группы анархистов напали на военные казармы в надежде, что те, кто находился внутри, их поддержат. Однако правительство уже узнало об этих планах и быстро подавило восстание.
Ни одно из этих действий не имело никакого успеха. В результате тысячи анархистов были заключены в тюрьму и ранено движение. В то же время распри между синдикалистами Треинтизмо и повстанцами ФАИ нанесли ущерб единству анархистской борьбы.
Прелюдия к революции [ править ]
Национальный акцент на республике и реформах заставил анархистов кричать: «Прежде чем урн для голосования, социальная революция!» По их мнению, либеральные избирательные реформы были бесполезны и нежелательны и препятствовали полному освобождению рабочего класса.
В декабре 1933 года произошло восстание. За исключением побега из тюрьмы в Барселоне, революционеры не добились никаких успехов до того, как полиция подавила восстание в Каталонии и на большей части остальной страны. В Сарагосе наблюдались эфемерные восстания в форме уличных боев и оккупации некоторых зданий. [28]
Важная забастовка произошла в апреле, снова в Сарагосе. Это продолжалось пять недель, остановив большую часть экономики Сарагосы. Другие части страны поддержали; анархисты в Барселоне позаботились о детях забастовщиков (их около 13 000) [29] в то время как федерация CNT в Логроньо предложила позаботиться о 5000 человек. [30]
Астурия [ править ]
Забастовка астурийских горняков 1934 года началась с нападения на казармы Гражданской гвардии . В городе Мьерес были захвачены полицейские казармы и ратуша. Забастовщики двинулись дальше, продолжая оккупировать города, даже столицу Астурии Овьедо . Рабочие контролировали большую часть Астурии под скандирование «Единство, братья-пролетарии!» Порты Хихон и Авилес остались открытыми. Подозрительные коммунисты отказали боевикам-анархистам, защищавшимся от неминуемого прибытия правительственных войск, в достаточном количестве оружия. Так и закончилось восстание, с большим насилием над повстанцами, но также с большим единством и революционным пылом среди рабочего класса.
Подавление восстания возглавил генерал Франсиско Франко , который позже возглавил восстание против республики и стал диктатором Испании. Использование Иностранного легиона и мавританских регуляров для убийства испанцев вызвало возмущение общественности. Захваченных шахтеров подвергали пыткам, изнасилованиям, увечьям и казням. Это предвещало ту же жестокость, которая наблюдалась два года спустя во время гражданской войны в Испании .
Народный фронт [ править ]
С ростом правых политических партий (например, консервативной Испанской конфедерации автономных правых Хиля Роблеса ) левые партии почувствовали необходимость объединиться в «Народный фронт». В их число входили республиканцы, социалисты, коммунисты и другие левые партии; Анархисты не хотели его поддерживать, но и отказывались атаковать его, тем самым помогая ему прийти к власти.
Более радикальные элементы CNT-FAI не были удовлетворены предвыборной политикой. Через несколько месяцев после прихода к власти Народного фронта по всей Испании вспыхнули забастовки, демонстрации и восстания. По всей сельской местности почти 5 км. 2 земли были захвачены скваттерами . Партии Народного фронта начали терять контроль. Анархисты продолжали бастовать, даже когда благоразумные социалисты прекращали забастовку, забирая продукты из магазинов, когда средства на забастовку заканчивались .
Национальный съезд НКТ в мае 1936 года имел откровенно революционный тон. Среди обсуждаемых тем были сексуальная свобода, планы создания аграрных коммун и устранение социальной иерархии .
анархизм Индивидуалистический
Испанский индивидуалистический анархизм находился под влиянием американского индивидуалистического анархизма, но в основном был связан с французскими течениями . В начале 20 века такие люди, как Дорадо Монтеро, Рикардо Мелла , Федерико Уралес , Мариано Галлардо и Х. Элизальде, переводили французских и американских индивидуалистов. Важную роль в этом отношении сыграли также такие журналы, как La Idea Libre , La Revista Blanca , Etica , Iniciales , Al margen , Estudios и Nosotros . Самыми влиятельными мыслителями были Макс Штирнер , Эмиль Арманд и Хан Райнер . Так же, как и во Франции, эсперанто , анационализм , анархонатуризм и свободная любовь присутствовали как философии и практики в испанских индивидуалистических анархистских кругах. Позже Арманд и Райнер начали публиковаться в испанской индивидуалистической прессе. Концепция Армана о любовном товариществе сыграла важную роль в мотивации полиамории как реализации личности. [31]
Историк Ксавье Диес писал на эту тему в книге « Индивидуалистический анархизм в Испании: 1923-1938» . [1] Сексуальная утопия для анархистской прессы Каталонии. Журнал Ética-Iniciales (1927–1937) посвящен свободной любовной мысли в Iniciales . [32] Диес сообщает, что испанскую индивидуалистическую анархистскую прессу широко читали члены анархо-коммунистических групп и члены анархо-синдикалистского профсоюза CNT. Были также случаи выдающихся анархистов-индивидуалистов, таких как Федерико Уралес и Мигель Хименес Игуалада, которые были членами CNT, и Х. Элизальде, который был одним из основателей и первым секретарем Иберийской анархической федерации . [1]
Важным испанским анархистом-индивидуалистом был Мигель Хименес Игуалада , который написал длинную теоретическую книгу под названием «Анархизм», поддерживая свой индивидуалистический анархизм. [33] С октября 1937 года по февраль 1938 года он работал редактором индивидуалистического анархистского журнала « Носотрос» . [31] в котором появились многие работы Хана Райнера и Эмиля Армана , а также участвовал в издании другого индивидуалистического анархистского журнала Al Margen: Publicación quincenalиндивидуалиста . [34] В юности занимался нелегальной деятельностью. [1] На мысль Игуалады глубокое влияние оказал Штирнер, главным популяризатором которого в Испании он был в своих произведениях. Он опубликовал и написал предисловие [31] к четвертому изданию на испанском языке книги «Эго и его собственные» 1900 года. Он предложил создать Союз эгоистов , Федерацию анархистов-индивидуалистов в Испании, но безуспешно. [35] В 1956 году Игуалада опубликовал обширный трактат о Штирнере, который он посвятил своему коллеге-анархисту-индивидуалисту Эмилю Арману. [36] После этого он путешествовал и жил в Аргентине, Уругвае и Мексике. [1]
Анархо-натуризм [ править ]
Анархонатуризм имел весьма важное значение в конце 1920-х годов в испанском анархистском движении. [37] Во Франции среди более поздних важных пропагандистов анархо-натуризма был Анри Зисли. [38] и Эмиль Гравель , который сотрудничал с La Nouvelle Humanité , Le Naturien , Le Sauvage , L’Ordre Naturel и La Vie Naturelle . [39] Их идеи были важны в индивидуалистических анархистских кругах во Франции, а также в Испании, где Федерико Уралес (псевдоним Жоана Монтсени) продвигал идеи Гравеля и Зисли в «Ревиста Бланка» (1898–1905). [40]
Связующая роль, которую сыграла группа Sol y Vida, была очень важна. Целью этой группы было путешествовать и наслаждаться открытым воздухом. Натуристский атенеум Ecléctico в Барселоне был базой, с которой началась деятельность группы. Сначала Etica , а затем Iniciales , начавшиеся в 1929 году, были публикациями группы, просуществовавшей до гражданской войны в Испании . Мы должны осознавать, что натуристские идеи, выраженные в них, соответствовали желаниям либертарианской молодежи порвать с условностями буржуазии того времени. Именно это объяснил молодой рабочий в письме Iniciales . Он пишет это под странным псевдонимом Сильвестре дель Кампо (дикий человек в деревне). «Я нахожу огромное удовольствие в том, чтобы быть обнаженным в лесу, купаясь в свете и воздухе, двух природных элементах, без которых мы не можем обойтись. Избегая скромной одежды эксплуатируемого человека (одежды, которая, по моему мнению, является результатом всех законы, придуманные для того, чтобы сделать нашу жизнь горькой), мы чувствуем, что других не осталось, кроме естественных законов. Одежда означает рабство для одних и тиранию для других. Только обнаженный человек, восстающий против всех норм, выступает за анархизм, лишенный предрассудков. наряд, навязанный нашим обществом, ориентированным на деньги». [37]
Исаак Пуэнте , влиятельный испанский анархист 1920-х и 1930-х годов и важный пропагандист анархо-натуризма, [41] [42] был активистом профсоюза CNT анархо-синдикалистского и Иберийской анархической федерации . В 1933 году он опубликовал книгу El Comunismo Libertario y otras proclamas insurreccionales y naturistas (en: Либертарианский коммунизм и другие повстанческие и натуристские прокламации ), которая была продана тиражом около 100 000 экземпляров. [43] и написал заключительный документ для Чрезвычайного Конфедеративного конгресса Сарагосы 1936 года, который установил основную политическую линию НКТ на этот год. [44] Пуэнте был врачом, который подошел к своей медицинской практике с натуристской точки зрения. [41] Он рассматривал натуризм как неотъемлемое решение для рабочего класса, наряду с неомальтузианством , и считал, что он касается живого существа, в то время как анархизм обращается к социальному существу. [45] Он считал, что капиталистические общества ставят под угрозу благополучие людей как с социально-экономической, так и с санитарной точки зрения, и продвигал анархо-коммунизм наряду с натуризмом в качестве решения. [41]
«Отношения между анархизмом и натуризмом уступают место Федерации натуристов в июле 1928 года и IV Испанскому конгрессу натуристов в сентябре 1929 года, оба поддержанные Либертарианским движением. Однако в краткосрочной перспективе натуристское и либертарианское движения выросли. Натуристское движение чувствовало себя ближе к либертарианскому индивидуализму некоторых французских теоретиков, таких как Анри Нер (настоящее имя Хан Райнер ), чем к революционным целям, предлагаемым некоторыми анархистскими организациями, такими как ФАИ ( Федерация Анархистов). Иберика )». [37] Эта экологическая тенденция в испанском анархизме была достаточно сильной, чтобы привлечь внимание CNT – FAI в Испании. Даниэль Герен в книге «Анархизм: от теории к практике» сообщает:
Испанский анархо-синдикализм уже давно был озабочен защитой автономии того, что он называл « группами по интересам ». было много адептов натуризма и вегетарианства Среди ее членов, особенно среди бедных крестьян юга, . Оба эти образа жизни считались подходящими для трансформации человека в рамках подготовки к либертарианскому обществу. На съезде в Сарагосе участники не забыли рассмотреть судьбу групп натуристов и нудистов, «неподходящих для индустриализации». Поскольку эти группы не смогут удовлетворить все свои собственные потребности, конгресс ожидал, что их делегаты на собраниях конфедерации коммун смогут заключить специальные экономические соглашения с другими сельскохозяйственными и промышленными коммунами. Накануне обширной, кровавой социальной трансформации НКТ не считала глупым пытаться удовлетворить бесконечно разнообразные чаяния отдельных людей. [46]
в гражданской войне в Испании Присутствие анархистов
Республиканское правительство отреагировало на угрозу военного восстания поразительной робостью и бездействием. CNT предупредила Мадрид о восстании в Марокко несколькими месяцами ранее и даже назвала точную дату и время (5 часов утра 19 июля), о которых она узнала через свой впечатляющий шпионский аппарат. Однако Народный фронт ничего не предпринял и отказался предоставить оружие НКТ. Устав выпрашивать оружие и получать отказы, боевики НКТ совершили набег на арсенал и раздали оружие профсоюзам. Ополченцы были приведены в боевую готовность за несколько дней до запланированного восстания.
Фактически восстание было перенесено на два дня, до 17 июля, и было подавлено в районах, хорошо защищенных анархистскими боевиками, таких как Барселона. Некоторые оплоты анархистов, такие как Сарагоса, пали, к великому разочарованию жителей Каталонии; Возможно, это связано с тем, что им сказали, что в Мадриде нет «безвыходной ситуации», и поэтому они не подготовились. Правительство по-прежнему оставалось в состоянии отрицания, даже заявляя, что «националистические» силы были разгромлены там, где их не было. Во многом из-за воинственности профсоюзов, как анархистских, так и коммунистических, повстанческие силы не выиграли войну сразу.
Анархистские ополчения были удивительно либертарианскими внутри себя, особенно в начале войны, прежде чем они были частично поглощены регулярной армией. У них не было ни системы званий, ни иерархии, ни приветствий, а те, кого называли «командирами», избирались войсками.
Наиболее эффективным анархистским подразделением была « Колонна Дуррути» , которую возглавлял боевик Буэнавентура Дуррути. Это было единственное анархистское подразделение, которому удалось завоевать уважение со стороны крайне враждебных политических оппонентов. В разделе своих мемуаров, критикующем анархистов, Долорес Ибаррури заявляет: «Война развивалась при минимальном участии анархистов в ее основных операциях. Единственным исключением был Дуррути...» ( Мемориас де Долорес Ибаррури , стр. 382). Колонна начиналась с 3000 солдат, но на пике своего развития насчитывала около 8000 человек. Им было трудно получить оружие от напуганного республиканского правительства, поэтому Дуррути и его люди компенсировали это, конфисковав неиспользованное оружие из правительственных запасов. Смерть Дуррути 20 ноября 1936 года ослабила Колонну в духе и тактических способностях; в конечном итоге указом они были включены в состав регулярной армии. На похоронах Дуррути присутствовало более четверти населения Барселоны. До сих пор неизвестно, как умер Дуррути; современные историки склонны согласиться с тем, что это был несчастный случай, возможно, неисправность его собственного оружия или результат дружественного огня, но в то время широко распространенные слухи утверждали, что его люди предали себя; анархисты склонны утверждать, что он героически погиб и был застрелен фашистским снайпером. Учитывая широкомасштабные репрессии против анархистов со стороны Советов, которые включали пытки и суммарные казни , возможно также, что это был заговор СССР. [47]
Еще одним известным подразделением была « Железная колонна» , состоявшая из бывших заключенных и других «лишенных наследства» испанцев, сочувствовавших революции. Республиканское правительство объявило их «неуправляемыми» и «бандитами», однако в боях они добились изрядных успехов. В марте 1937 года они были включены в состав регулярной армии.
войны с правительством во время Сотрудничество CNT- FAI
В 1936 году НКТ после нескольких отказов решила сотрудничать с правительством Ларго Кабальеро. Хуан Гарсиа Оливер стал министром юстиции (где он отменил судебные издержки и уничтожил все уголовные досье), Диего Абад де Сантильян стал министром экономики, а Федерика Монтсени стала министром здравоохранения, и это лишь некоторые примеры.
Во время гражданской войны в Испании многие анархисты за пределами Испании критиковали руководство НКТ за вход в правительство и компромисс с коммунистическими элементами на республиканской стороне. В Испании считали, что это временное приспособление и что, как только Франко потерпит поражение, они продолжат свой либертарианский путь. Была также обеспокоенность растущей властью авторитарных коммунистов в правительстве. Позже Монтсени объяснил: «В то время мы видели только реальность ситуации, созданной для нас: коммунисты в правительстве и мы сами снаружи, многочисленные возможности и все наши достижения оказались под угрозой». [48]
Некоторые анархисты за пределами Испании считали свои уступки необходимыми, учитывая мрачную возможность потерять все, если фашисты выиграют войну. Эмма Гольдман сказала: «Поскольку Франко стоит у ворот Мадрида, я вряд ли могу винить НКТ-ФАИ в том, что она выбрала меньшее зло: участие в правительстве, а не диктатуру, самое смертоносное зло». [49]
Испанская революция 1936 года [ править ]
Наряду с борьбой против фашизма по всей Испании произошла глубокая анархическая революция. Большая часть экономики Испании оказалась под контролем рабочих. В таких оплотах анархизма, как Каталония, этот показатель достигал 75%, но был ниже в регионах с сильным социалистическим влиянием. Фабриками управляли рабочие комитеты ; аграрные районы стали коллективизированными и стали управляться как либертарианские коммуны . Даже такие места, как гостиницы, парикмахерские и рестораны, были коллективизированы и управлялись их работниками.
Территории, контролируемые анархистами, управлялись в соответствии с основным принципом: « От каждого по способностям, каждому по потребностям ». В некоторых местах деньги были полностью отменены и заменены ваучерами. Многочисленные источники подтверждают, что производительность промышленности удвоилась почти повсеместно по всей стране, а урожайность в сельском хозяйстве выросла на «30–50%», что продемонстрировали Эмма Гольдман, Огюстен Суши , Крис Илхэм , Эдди Конлон, Дэниел Герен и другие. О полученной промышленной продукции республиканский военачальник Висенте Рохо Ллуч сказал: «Несмотря на щедрые денежные затраты на эти нужды, наша промышленная организация не смогла закончить ни одного типа винтовки, пулемета или пушки». [50]
Анархические коммуны часто производили больше, чем до коллективизации. Урожайность была увеличена на целых 50% в результате применения новых научных методов. Однако критики часто оспаривают эти утверждения. В некоторых регионах валюта по-прежнему использовалась в качестве «семейной заработной платы», тогда как в других областях использование валюты было отменено. Недавно освобожденные зоны работали полностью на социалистических либертарианских принципах; решения принимались советами простых граждан без какой-либо бюрократии. (Руководство CNT-FAI в то время было далеко не таким радикальным, как рядовые члены, ответственные за эти радикальные изменения.) [51]
Годы Франко [ править ]
Когда Франсиско Франко пришел к власти в 1939 году, он приказал казнить десятки тысяч политических диссидентов . Общее количество политически мотивированных убийств в период с 1939 по 1943 год оценивается примерно в 200 000. [52] Были открыты принудительные трудовые лагеря, где, по словам историка Энтони Бивора , «система, вероятно, была такой же плохой, как в Германии или России». Несмотря на эти действия, подпольное сопротивление правлению Франко продолжалось десятилетиями. Действия Сопротивления включали, среди прочего, диверсии, освобождение заключенных, подпольную организацию рабочих, помощь беглецам и беженцам, а также убийства правительственных чиновников.
Мало внимания уделялось испанцам, которые отказались принять правление Франко, даже те, кто был против него во время войны. Мигель Гарсиа Гарсия , анархист, приговоренный к двадцати двум годам тюремного заключения, описывает их обстоятельства в своей книге 1972 года: «Когда мы проиграли войну, те, кто продолжал сражаться, стали Сопротивлением. Но для мира Сопротивление стало преступниками, поскольку Франко сделал законы, даже если, имея дело с политическими оппонентами, он решил нарушить законы, установленные конституцией, и мир по-прежнему считает нас преступниками, когда мы находимся в тюрьме, либералы не заинтересованы, потому что мы «террористы»».
Партизанское сопротивление (называемое в Испании маки ) было фактически прекращено примерно в 1960 году смертью многих из его наиболее опытных боевиков. За период с конца войны до 1960 года, по данным правительственных источников, произошло 1866 столкновений с силовиками и 535 диверсий. 2173 партизана были убиты и 420 ранены, тогда как потери правительственных сил составляют всего 307 убитых и 372 раненых. За это время было арестовано 19 340 бойцов сопротивления. Тех, кто помогал партизанам, встречали с такой же жестокостью; За прошедшие годы по этому обвинению было арестовано около 20 000 человек, многие из которых подвергались пыткам во время допросов.
Испанское правительство под руководством Франко продолжало преследовать преступников до своей кончины. В прежние годы некоторые тюрьмы были заполнены в четырнадцать раз больше своей вместимости, и заключенные едва могли передвигаться. Людей часто сажали в тюрьму просто за то, что они носили профсоюзный билет. Активным боевикам часто везло меньше; тысячи были расстреляны или повешены. Двое из наиболее способных бойцов Сопротивления, Хосе Луис Фасериас и Франсиско Сабатер Льопарт (часто называемые Сабате), были просто застрелены полицией; многих анархистов постигла та же участь.
Тогдашняя подпольная CNT также была замешана в этом. В 1962 году для координации действий сопротивления был создан секретный отдел внутренней обороны.
Анархистский Черный Крест был вновь активирован в конце 1960-х годов Альбертом Мельцером и Стюартом Кристи для помощи заключенным-анархистам во время правления Франко. [53] В 1969 году Мигель Гарсиа Гарсиа стал международным секретарем ABC.
Сегодня [ править ]
CNT действует и по сей день. Однако их влияние ограничено. В 1979 году CNT разделилась на две фракции: CNT/ AIT и CNT/U. CNT/AIT потребовала первоначального названия «CNT», что побудило CNT/U изменить свое название на Генеральную Конфедерацию труда (CGT) в 1989 году, что сохранило большую часть принципов CNT. CGT намного больше, насчитывает около 50 000 членов (хотя он представляет целых два миллиона рабочих) и в настоящее время является третьим по величине профсоюзом в Испании. Важная причина раскола и главное практическое различие между двумя профсоюзами сегодня заключается в том, что CGT участвует, как и любой другой испанский профсоюз, в elecciones sindicales , где рабочие выбирают своих представителей, которые подписывают коллективные договоры. CGT имеет значительное число представителей, например, в SEAT , испанском производителе автомобилей и по-прежнему крупнейшем предприятии в Каталонии, а также в системе государственных железных дорог, например, ей принадлежит большинство в метрополитене Барселоны. . НКТ не участвует в синдикалистских выборах и критикует эту модель. Раскол CNT и CGT лишил правительство возможности вернуть профсоюзам важные объекты, которые принадлежали им до того, как режим Франко захватил их и использовал для своего единственного легального профсоюза . другие исторические политические партии и рабочие организации. [54]
В первые годы 2000-х годов Иберийская федерация либертарианской молодежи в Испании начала перенимать повстанческие анархистские идеалы, а дистанцирование от анархо-синдикализма стало более распространенным из-за влияния черных блоков в альтерглобалистских протестах и примеров анархистского восстания в Италии и Испании. Греция. Однако примерно в 2002–2003 годах оно подверглось государственным репрессиям, что привело к бездействию. [55]
Новое поколение анархистской молодежи решило восстановить ФИХЛ в 2006 году, отклоняясь от своего предшественника в определении формальной организации (что отрицает повстанческий анархизм), а также симпатизируя анархо-синдикализму, хотя это не помешало ему критикуя такие институты, как CNT. [56] [57] В 2007 году он объявил себя прямым продолжением предыдущего ФИХЛ, поскольку не имел новостей от повстанческой организации. Однако после публикации коммюнике FIJL, [55] она переименовала себя в «Иберийскую федерацию анархистской молодежи» ( Federación Ibérica de Juventudes Anarquistas или FIJA), по-прежнему утверждая, что она произошла от FIJL 90-х годов и продолжает действовать в духе FIJL 90-х годов. [58] Они издают газету El Fuelle ( «Мехи» ).
В марте 2012 года повстанческая организация FIJL 1990-х годов объявила о своем роспуске. [59] и таким образом FIJA вернула себе название FIJL. [60] Сегодня FIJL присутствует в Астурии, Кадисе, Доности, Гранаде, Лорке (Мурсия) и Мадриде. [61]
Насилие [ править ]
Хотя многие анархисты были против применения силы, некоторые боевики все же прибегали к насилию и терроризму для продвижения своих целей. Эта « пропаганда дела » впервые стала популярной в конце 19 века. Это было до появления синдикализма как анархистской тактики и после долгой истории полицейских репрессий, которая привела многих в отчаяние.
Los Desheredados (английский перевод: «Обездоленные») были секретной группой, пропагандирующей насилие и, как утверждается, стоящей за рядом убийств. другая группа, «Мано Негра» По слухам, за различными убийствами и взрывами стояла и («Черная рука»), хотя есть некоторые свидетельства того, что эта группа была сенсационным мифом, созданным полицией Гражданской гвардии ( La Guardia Civil ), печально известной своей жестокостью. ; на самом деле хорошо известно, что полиция придумывала действия своих врагов или осуществляла их сама в качестве инструмента репрессий. Los Solidarios и Agrupación de los Amigos de Durruti (Друзья Дуррути) были другими группами, которые использовали насилие в качестве политического оружия. Первая группа была ответственна за ограбление Banco de Bilbao, на которое было получено 300 000 песет, и за убийство кардинала -архиепископа Сарагосы Хуана Сольдевильи-и-Ромеро , которого порицали как особенно реакционного священнослужителя. «Лос Солидариос» прекратила применять насилие с концом диктатуры Примо де Риверы, когда у анархистов появилось больше возможностей для работы на открытом воздухе.
В последующие годы анархисты были ответственны за ряд поджогов церквей по всей Испании. Церковь , мощная, обычно правая политическая сила в Испании, всегда ненавидела антиавторитаристов. В то время их влияние было не таким большим, как в прошлом, но рост антихристианских настроений совпал с их предполагаемой или реальной поддержкой фашизма. Многие поджоги были совершены не анархистами. часто использовали анархистов в качестве козлов отпущения Однако власти .
Редко насилие было направлено против гражданского населения. Однако есть несколько зарегистрированных случаев, когда анархисты навязывали свои убеждения с помощью насилия; один наблюдатель сообщает об инцидентах, когда сутенеров и торговцев наркотиками расстреливали на месте. Принудительная коллективизация, хотя и чрезвычайно редкая, все же имела место в нескольких случаях, когда от идеалов отказывались в пользу прагматизма военного времени. Однако в целом анархисты уважали индивидуальные владения, которые выступали против принудительного насилия более решительно, чем владение мелкой собственностью.
Несмотря на насилие со стороны некоторых, многие анархисты в Испании вели аскетический образ жизни в соответствии со своими либертарианскими убеждениями. На курение, употребление алкоголя, азартные игры и проституцию многие смотрели свысока. Анархисты избегали иметь дело с институтами, против которых они предлагали бороться: большинство из них не заключали браков, не ходили в государственные школы (либертарианские школы, такие как Феррера , каталонца Escuela Moderna были популярны) и не пытались преумножить свое личное богатство. Этот морализм резко контрастирует с популярным взглядом на анархистов как на аномичных смутьянов, но также является частью другого стереотипа, согласно которому анархизм в Испании был милленаристской псевдорелигией.
Феминизм [ править ]
Феминизм исторически играл роль наряду с развитием анархизма; Испания не является исключением. Учредительный съезд CNT уделил особое внимание роли женщин в рабочей силе и призвал приложить усилия по их привлечению в организацию. Также было осуждение эксплуатации женщин в обществе и жен их мужьями.
Права женщин были неотъемлемой частью анархистских идей, таких как совместное обучение , отмена брака и право на аборт , среди прочего; это были весьма радикальные идеи в традиционно католической Испании. Женщины сыграли большую роль во многих сражениях, даже сражаясь бок о бок со своими товарищами-мужчинами на баррикадах. Однако они часто подвергались маргинализации; например, женщинам часто платили меньше в аграрных коллективах , и они играли менее заметную роль в более крупных анархистских организациях.
Испанская анархистская группа, известная как Mujeres Libres (Свободные женщины), предоставляла детские сады женщинам , образование, родильные дома и другие услуги. Пиковое количество членов группы составляло от 20 000 до 38 000 человек. Ее первый национальный конгресс состоялся в 1937 году, на нем присутствовали делегации из более чем дюжины разных городов, представляющие около 115 небольших групп. В уставе организации декларировалась ее цель: «а. Создать сознательную и ответственную женскую силу, которая будет действовать как авангард прогресса; б. Создавать с этой целью школы, институты, лекции, специальные курсы и т. д., чтобы обучите женщину и освободите ее от тройного рабства, которому она была и остается подчинена: рабства невежества, рабства женщины и рабства работы».
Эскалера Каракола — действующий сквот в Мадриде , Испания, который проводится феминистками и работает на принципах аутогестиции . С 1996 по 2005 год он располагался в районе Лавапьес , а сейчас находится на улице Эмбахадор. Сквот организует мероприятия, посвященные домашнему насилию женщин и незащищенности в условиях постиндустриального капитализма . В 2002 году она создала Лабораторию женщин-работниц ( Laboratorio de Trabajadoras ), а с 1998 года проводит антирасистскую деятельность, в частности с женщинами- иммигрантками . Эскалера Каракола также принимала участие в организации ЛГБТ-прайда и форума». Женщины и архитектура». Он участвовал в мероприятиях, связанных с альтерглобализацией, таких как Европейский социальный форум , и является частью европейской сети nextGENDERation. [62] Он публикует обзор под названием Mujeres Preokupando ( «Обеспокоенные женщины »).
См. также [ править ]
- Antorcha — анархистская газета 1930-х годов из Лас-Пальмаса.
- La Mano Negra , предполагаемое жестокое анархистское тайное общество, действовавшее в Андалусии около 1880 года.
- Vivir la Utopia — фильм Дж. Гамеро об анархизме в Испании.
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Диез 2007 .
- ^ Букчин 1978 , стр. 20–21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Букчин 1978 , с. 21.
- ^ Джордж Вудкок (2004). Анархизм: история либертарианских идей и движений . Университет Торонто Пресс. п. 299. ИСБН 978-1-55111-629-7 .
- ^ Букчин 1978 , стр. 30–31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Букчин 1978 , с. 12.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Букчин 1978 , с. 15.
- ^ Туньон де Лара, Мануэль (1977) [1972]. Рабочее движение в истории Испании. I.1832–1899 (на испанском языке) (2-е изд.). Барселона : Лайя. стр. 161–162. ISBN 84-7222-331-0 .
- ^ Букчин 1978 , с. 12-14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Букчин 1978 , с. 14.
- ^ Букчин 1978 , с. 14-15.
- ^ Букчин 1978 , стр. 42–43.
- ^ Букчин 1978 , стр. 43–44.
- ^ Букчин 1978 , стр. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Букчин 1978 , стр. 46–50.
- ^ Букчин 1978 , стр. 37–41.
- ^ Букчин 1978 , стр. 46.
- ^ Букчин 1978 , с. 51.
- ^ Букчин 1978 , стр. 51–52.
- ^ Букчин 1978 , стр. 52–53.
- ^ Букчин 1978 , стр. 53–54.
- ^ Букчин 1978 , стр. 54–55.
- ^ Энгельс, Фридрих (1973). «1873 год: Бакунисты за работой» . Интернет-архив марксистов . Der Volksstaat, 31 октября, 2–5 ноября 1873 г. Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Джордж Вудкок. Анархизм: история либертарианских движений . Стр. 357
- ^ «Анархизм» в Британской энциклопедии онлайн.
- ^ (1998) Букчин, Мюррей. Испанские анархисты 111-114 стр.
- ^ Гомес Касас 1986 , с. 44.
- ^ Келси, Грэм (1991). Анархо-синдикализм, либертарианский коммунизм и государство: НКТ в Сарагосе и Арагоне, 1930-1937 гг . Академическое издательство Kluwer . п. 98.
- ^ Комунелло, София (август 1992 г.). «Знакомство с Дуррути» . Correo@ (20): 16–17 – через Spunk Library.
- ^ Келси, Грэм (1991). Анархо-синдикализм, либертарианский коммунизм и государство: НКТ в Сарагосе и Арагоне, 1930-1937 гг . Академическое издательство Kluwer . п. 110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Диез 2006 .
- ^ Диес 2001 .
- ^ Guest8dcd3f (22 июля 2009 г.). «Анархизм Мигеля Хименеса Игуалады» . Проверено 20 марта 2015 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Диес 2006 : «Среди редакторов и сотрудников Al Margen, который перенесет свою редакцию в Эльду, в Аликанте, мы найдем Мигеля Хименеса Игуаладу...»
- ^ Диес 2006 : «Начиная с 1930-х годов его мышление начало склоняться к индивидуализму, и как глубокий штирнерианец он пытался продвигать федерацию индивидуалистов»
- ^ « Штирнер» Мигеля Хименеса Игуалады» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 сентября 2011 г. Проверено 9 июля 2010 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Анархизм - Нудизм, Натуризм» Карлоса Ортеги из Ассоциации натуристского развития Мадридского сообщества. Опубликовано в журнале ADN . Зима 2003 г.
- ^ Несс, Иммануэль, изд. (2009). Зисли, Анри (1872–1945): Международная энциклопедия революции и протеста: Международная энциклопедия революции и протеста . Джон Уайли и сыновья. дои : 10.1002/9781405198073 . ISBN 9781405198073 .
- ^ «Роберт Брентано, Фернандо Фернан-Гомес, Ги Дебор, Лев Толстой, Александр Беркман, Эмиль Гравель, Луиза Мишель, Сантьяго Сальвадор Франч, Молли Штаймер, Рикардо Флорес Магон, Дороти Дэй, Жоффр Стюарт, в этот день в восстановленной истории 21 ноября» . Архивировано из оригинала 1 июля 2016 года . Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Артур. «Истоки либертарианского натуризма» . Получено 20 марта.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Исаак Пуэнте. Либертарианский коммунизм и другие повстанческие и натуристские прокламации.
- ^ Иньигес, Мигель, изд. (2004). Анархизм и натуризм: случай Исаака Пуэнте . Витория: Ассоциация Исаака Пуэнте.
- ^ Исаак Пуэнте. Либертарианский коммунизм и другие повстанческие и натуристские прокламации. стр. 4
- ^ Диес 2007 : «Фактически, документ Исаака Пуэнте стал официальным мнением, одобренным на Чрезвычайном Конфедеративном Конгрессе Сарагосы в 1936 году, которое послужило основой для определения политической линии CNT в отношении будущей социальной и политической организации. Он существует. обобщенная версия у Иньигеса (1996), стр. 31-35. Полную версию можно найти в официальных протоколах конгресса, опубликованных в CNT: El Congreso Confederal de Zaragoza, Zeta, Madrid, 1978, стр. "
- ^ «И дополняют их, поскольку они затрагивают разные аспекты: один искупает живое существо, другой - социальное существо» Исаак Пуэнте. Либертарианский коммунизм и другие повстанческие и натуристские прокламации.
- ^ Анархизм: от теории к практике Герена Даниэля
- ^ Гражданская война в Испании , документальный фильм, Гранада.
- ^ Бивор, Энтони (23 августа 2012 г.). Битва за Испанию: Гражданская война в Испании 1936-1939 гг . Орион. ISBN 978-1-78022-453-4 .
- ^ «Речь в Международном товариществе рабочих, Париж, 1937 год» . Архивировано из оригинала 30 декабря 2007 года . Проверено 7 января 2008 г.
- ^ Хью Перселл, с. 98, полковник Висенте Рохо Ллуч , цитата из Стэнли Г. Пейна, «Испанская революция» (1970).
- ^ «Анархистский взгляд на гражданскую войну в Испании» . Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Д. Филлипс-младший, Уильям; Ран Филлипс, Карла (2010). Краткая история Испании . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139788908 .
- ^ Мельцер, Альберт (1996). «XIII». Я не мог нарисовать золотых ангелов . Эдинбург: АК Пресс. стр. 200–201. ISBN 978-1-873176-93-1 .
- ^ «Новости Infoshop - Испанский CGT - Новый анархо-синдикализм» . Архивировано из оригинала 11 мая 2005 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сообщение Иберийской федерации либертарианской молодежи (FIJL)» . Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ Анархическая молодежь Леона, «La Teoría de Cuerdas del Sindicalismo» («Теория струн синдикализма») . Архивная копия . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года.
- ^ Группа Black Flag "Lo que es y no es el 19 de julio" ("Что есть, а что нет 19 июля")
- ^ «Рождение Иберийской федерации анархистской молодежи» . Wingsbarricadas.org. 11 августа 2007 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Сообщение о роспуске Иберийской федерации либертарианской молодежи (FIJL)» . Проверено 20 марта 2015 г.
- ^ «Иберийская федерация свободной молодежи – FIJL» . nodo50.org. 5 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Директория Иберийской федерации либертарианской молодежи» . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года.
- ^ «Какой обзор красоты по удалению волос самый популярный? *Проверено . 20 марта 2015 г. »
Библиография [ править ]
- «Неуправляемый» из « Железной колонны» (2003) [1937]. День скорбный и пасмурный . Лондон : Библиотека Кейт Шарпли . ISBN 1-873605-33-1 . OCLC 55624636 .
- Акельсберг, Марта (2005). Свободные женщины Испании: анархизм и борьба за эмансипацию женщин . Окленд : АК Пресс . ISBN 1-902593-96-0 . OCLC 492943653 .
- Александр, Роберт (1999). Анархисты в гражданской войне в Испании . Лондон : Янус. ISBN 1-85756-400-6 . OCLC 43717219 .
- Бивор, Энтони (2001) [1982]. Гражданская война в Испании . Нью-Йорк : Книги Пингвина . ISBN 0-14-100148-8 . ОСЛК 46321088 .
- Букчин, Мюррей (1978). Испанские анархисты: героические годы, 1868–1936 . Нью-Йорк : Харпер и Роу . ISBN 0-06-090607-3 . OCLC 4604735 .
- Букчин, Мюррей (1994). Вспомнить Испанию . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 1-873176-87-2 . OCLC 231645582 . .
- Бойд, Кэролин П. (1976). «Анархисты и образование в Испании, 1868–1909». Журнал современной истории . 48 (4): 125–170. дои : 10.1086/241533 . ISSN 0022-2801 . JSTOR 1877306 . OCLC 5545665264 . S2CID 144384298 .
- Бренан, Джеральд (2009) [1943]. Испанский лабиринт . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-39827-5 . OCLC 934347541 .
- Каплан, Брайан (1996). «Анархо-государственники Испании: исторический, экономический и философский анализ испанского анархизма» . Университет Джорджа Мейсона . Проверено 9 июля 2017 г.
- Гомес Касас, Хуан (1986). Анархистская организация: история ФАИ . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 0-920057-40-3 .
- Хомский, Ноам (1987). «Объективность и либеральная наука» . В Пек, Джеймс (ред.). Читатель Хомского . Нью-Йорк : Книги Пантеона. ISBN 0394751736 . OCLC 935522790 .
- Кристи, Стюарт (2008). Мы, анархисты! Исследование Иберийской анархической федерации (FAI) 1927–1937 гг . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 978-1904859758 . OCLC 443786153 .
- Диес, Ксавье (2001). Сексуальная утопия для анархистской прессы Каталонии: журнал Ética-Iniciales, 1927–1937 (на каталонском языке). Лерида . ISBN 978-84-7935-715-3 . OCLC 469334328 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Диес, Ксавье (2006). «Добровольное неповиновение. Испанский индивидуалистический анархизм во время диктатуры и второй республики (1923-1938)» . Жерминаль: Журнал либертарианских исследований (на испанском языке) (1). Мадрид : 23–58. ISSN 1886-3019 . OCLC 756095520 .
- Диес, Ксавье (2007). Индивидуалистический анархизм в Испании 1923-1938 гг . Барселона : Редакция вируса. ISBN 978-84-96044-87-6 . OCLC 914865324 .
- Эзенвейн, Джордж Ричард (1989). Анархическая идеология и рабочее движение в Испании, 1868–1898 гг . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-06398-3 . OCLC 470814010 .
- Фрейзер, Рональд (1979). Кровь Испании . Нью-Йорк : Книги Пантеона . ISBN 0-394-73854-3 . OCLC 954289856 .
- Фремион, Ив (2002) [1980]. «Испанская революция и колонна Дуррути». Оргазмы истории: 3000 лет спонтанного восстания . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 1-902593-34-0 . OCLC 1112570340 . .
- Гарсия, Мигель (2002). Оглядываясь назад после двадцати лет тюрьмы . Лондон : Библиотека Кейт Шарпли . ISBN 1-873605-03-Х . OCLC 1179841539 .
- Гольдман, Эмма (2006) [1983]. Видение в огне: Эмма Гольдман об испанской революции (второе изд.). Эдинбург : АК Пресс . ISBN 1904859577 . OCLC 974188207 .
- Уильям, Августин (1996). Группа друзей Дуррути 1937-1 Эдинбург : АК Пресс . ISBN 1-873176-54-6 . OCLC 932378848 .
- Иньигес, Мигель (2008). Историческая энциклопедия испанского анархизма . Витория-Гастейс : Ассоциация Исаака Пуэнте. ISBN 978-84-612-4219-1 . OCLC 716810373 .
- Мельцер, Альберт , изд. (1978). Новый мир в наших сердцах: лица испанского анархизма . Сандей : Сьенфуэгос Пресс. ISBN 0904564193 . OCLC 1074878778 .
- Олер, Хьюго (1988) [1937]. «Баррикады в Барселоне» . Революционная история . 1 (2). Лондон : Социалистическая платформа. ISSN 0953-2382 . OCLC 989960086 .
- Оруэлл, Джордж (1952) [1938]. Посвящение Каталонии . Нью-Йорк : Харкорт . ISBN 0-15-642117-8 . OCLC 1129324667 .
- Кросси, Кьяран (20 января 2008 г.). «Патрик Джозеф Рид — ирландский анархист в гражданской войне в Испании» . Проверено 3 августа 2021 г.
- Пейн, Стэнли Г. (1970). Испанская революция . Лондон : Вайденфельд и Николсон . ISBN 0297001248 . OCLC 906044930 .
- Пейратс, Хосе (1998) [1990]. Анархисты в Испанской революции . Лондон : Фридом Пресс . ISBN 0-900384-53-0 . OCLC 634571715 .
- Пейратс, Хосе (2011) [2001]. НКТ в Испанской революции . Окленд : PM Press . ISBN 1-901172-05-8 (т. 1); ISBN 1-873976-24-0 (т. 2); ISBN 1-873976-29-1 (том 3). все из ChristieBooks.
- Теллес, Антонио (1998) [1974]. Сабате: выдающийся партизан . Эдинбург : АК Пресс . ISBN 1-902593-10-3 . ОСЛК 47192670 .
- Теллес, Антонио (1994). Анархическое сопротивление Франко . Лондон : Библиотека Кейт Шарпли . ISBN 1-873605-65-Х . OCLC 40183487 .
- Термес, Хосеп (2000) [1971]. Анархизм и юнионизм в Испании: Первый Интернационал (1864–1881) (на испанском языке). Барселона : Критика. ISBN 8484320588 . OCLC 469664394 .