Анархизм в Марокко
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Марокко уходит корнями в федерализм, практиковавшийся амазигскими общинами в доколониальном Марокко. Во время гражданской войны в Испании марокканские националисты установили связи с испанскими анархистами в попытке разжечь национально-освободительную войну против испанского колониализма, но эта попытка не увенчалась успехом. Несмотря на кратковременное создание анархистского движения в послевоенном Марокко, оно было подавлено новым независимым правительством, прежде чем окончательно возродиться в 21 веке.
История
[ редактировать ]Марокко практически не имело гражданства до создания независимого амазигского королевства Мавритания в III веке до нашей эры, но в конечном итоге было включено в состав Римской империи . Мусульманское завоевание Магриба произошло в конце VII века нашей эры, в результате чего Марокко оказалось под властью Халифата Омейядов и обращение коренных племен амазигов в ислам, хотя они все еще сохраняли свои обычные законы. [1] В 740 году, подстрекаемые хариджитскими агитаторами, коренные амазигы восстали против халифата. Впоследствии Марокко вышло из-под контроля халифата и распалось на группу небольших независимых берберских государств, таких как Бергвата , Сиджилмасса и Некор . [2] Берберы сформировали свою собственную версию ислама. Некоторые, такие как Бану Ифран , сохранили свою связь с радикальными пуританскими исламскими сектами, в то время как другие, такие как Бергвата , создали новую синкретическую веру . [3] [4] К 11 веку ряд династий амазигов стал править всем Марокко, в их число входили Альморавиды , Альмохады , Мариниды и Ваттасиды .
В 16 веке правление Ваттасидов было заменено династией Саади пришла династия Алауитов , на смену которой в 17 веке . Но централизованное правление Алауитского султаната не могло быть полностью распространено на территорию Марокко, поскольку многие племена амазигов не признавали султана и не подчинялись правительству. Эти племена организовали федерации снизу вверх, в оппозиции центральному правительству, в которых представители районов и деревенские комитеты координировали повседневные дела. В этих федерациях собственность и средства производства находились в коллективном владении, а фермы работали на кооперативной основе без обмена денег из рук в руки. Марокканский анархист Брахим Филали исследовал амазигский федерализм доколониального Марокко и сравнил его с современной концепцией анархистского федерализма, представив его как пример, который африканские анархисты могли бы использовать в своих собственных организациях. [5]
На рубеже 20-го века Марокко было колонизировано Испанией . и Францией , которые разделили страну на два протектората, контролируемых Европой Новые правительства столкнулись с сопротивлением колониальному правлению, особенно со стороны племен амазигов, которые видели, как их автономию лишают. Ранние антиколониальные восстания возглавлялись конфедерациями Джебала и Изайен , но кульминацией самого заметного из этих восстаний стала Рифская война 1920-х годов, в которой рифийцы во главе с Абд эль-Кримом на короткое время основали конфедеративную республику и вели затяжную партизанскую войну. против колониальных режимов. Однако Республика Риф в конечном итоге потерпела поражение, и Абд эль-Крим был сослан на Реюньон . Сопротивление колониальному правлению продолжалось до начала 1930-х годов, но в конечном итоге было подавлено.
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]С началом июле 1936 года националисты испанского переворота в захватили контроль над испанским протекторатом в Марокко . Многие марокканцы были призваны в Африканскую армию для участия в гражданской войне в Испании . В ответ анархистская газета «Солидарид Обрера» стала открыто призывать к самоопределению Рифа, обращая внимание на «царство террора» националистов в Марокко, и призывала рабочих Рифа подготовить вооруженное восстание против националистов. [6]
В августе 1936 года Жоан Гарсиа-и-Оливер встретился с египетским учителем Марсело Аргилой и отправил его в Женеву для контактов с марокканскими националистами. Он вернулся в компании Марокканского комитета действий (MAC), который предложил Гарсии и Оливеру поднять марокканское восстание в обмен на декларацию независимости и предоставление оружия и финансов. Центральный комитет антифашистских ополчений Каталонии (CCMA) согласился с условиями, подписав 20 сентября пакт с MAC. Тем временем Пьер Беснар , секретарь Международной ассоциации трудящихся (IWA), также предложил план по разрыву Абд эль -Крим вышел из плена на Реюньоне , но для этого также потребовалось провозглашение независимости Испанского Марокко. [7] Однако, когда копия предложений была доставлена республиканскому правительству Франсиско Ларго Кабальеро , план был отклонен в попытке избежать конфликта с Францией . [8] [9] Впоследствии CCMA была распущена 1 октября, и даже когда Гарсия-и-Оливер и другие лидеры Национальной конфедерации труда (CNT) присоединились к республиканскому правительству, никаких серьезных изменений в позиции правительства по Марокко не произошло. Напротив, командующего националистов Франсиско Франко убедили предоставить марокканцам определенные свободы, в том числе разрешить публикацию местной газеты. [7]
Антимарокканский расизм начал распространяться в рядах республиканской фракции , причем Федерика Монтсени охарактеризовала военное восстание такими словами: «Если бы они были испанцами, если бы они были патриотами, они бы не развязали… мавров в Испании, навязывая их Испания — их фашистская цивилизация, не как христианская цивилизация, а как мавританская цивилизация». Когда вражеские солдаты были захвачены республиканскими силами, марокканцы столкнулись с особенно дискриминационным уровнем насилия со стороны своих захватчиков. Республиканская пропаганда призывала мужчин вступать в армию, чтобы предотвратить «ограбление испанских женщин маврами», что подверглось критике со стороны анархо-феминистской организации Mujeres Libres . Редакция «Солидаридад Обрера» также была заменена другой, которая стала пропагандировать расистские и даже империалистические взгляды. в газете [6]
Вторая мировая война и независимость
[ редактировать ]В 1940 году итальянский анархист Селсо Персичи бежал от французских властей в Касабланку , где присоединился к марокканскому сопротивлению для борьбы против фашистской Италии в Итальянской кампании . [10] После окончания Второй мировой войны Северо-Африканское освободительное движение (MLNA) было создано во французском Алжире и имело контакты во французских протекторатах в Тунисе и Марокко . Ги-Виргиль Мартен был среди анархистских активистов, присутствовавших в североафриканской прессе, работая учителем в Марокко, где он испытал независимость страны от Франции. [11] В письме, отправленном алжирскому анархисту Фернану Духану в январе 1958 года, Мартин описал изоляцию, которую анархисты испытывали в новом независимом Марокко, что привело его к вступлению в Коммунистическую партию Марокко , в которой он стал ведущей фигурой. [12]
Современное анархистское движение
[ редактировать ]С основанием марокканского анархистского журнала Ici et Maintenant в 2004 году редактор Брахим Филали начал подвергаться преследованиям и угрозам за свою работу, кульминацией которых стал поджог офиса журнала 23 июня 2005 года. Эти акты запугивания были встречены резкой критикой. Одобрение со стороны «Репортеров без границ» , которые связали преследование с поддержкой газетой забастовки шахтеров в Имини . [13] Филали обратился за поддержкой, которая была поддержана на международном уровне Всеобщей конфедерацией труда в Испании и организацией «Альтернативный либертер» во Франции, которые помогли составить обращение под названием «Защитите свободу прессы в Марокко, поддержите Брахима Филлали», которое было подписано. 20 французскими, испанскими и марокканскими организациями и передано марокканской прессе 5 августа 2005 г. [14] Не испугавшись репрессий против публикации, Филали был среди группы марокканских анархистов, основавших Центр свободных исследований и исследований (CLER) в Рабате , который работал над «собором, классификацией и архивированием всего, что имело отношение к анархизму». , создание библиотеки, перевод произведений на арабский язык и организация ряда мероприятий. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета . стр. 33–34. ISBN 9780521337670 .
- ^ Duby, Georges (2000). Atlas Historique Mondial . Larousse Ed. pp. 220, 224. ISBN 2702828655 .
- ^ Абун-Наср, Джамиль М. (1987). История Магриба в исламский период . Издательство Кембриджского университета . п. 42. ИСБН 9780521337670 .
- ^ Девердан, Г. (1991). «Боргворси» . Берберская энциклопедия . Том. 9. Издание. пп. 1360–1361. doi : 10.4000/энциклопедия бербере.1294 . ISSN 2262-7197 .
- ^ Филали, Брахим (11 октября 2005 г.). Майкл Шмидт (ред.). «О доколониальном Марокко» . Anarkismo.net . Перевод Пэта Муртага. Марокко . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс, Дэнни (30 ноября 2020 г.). «Перенос войны в Африку? Анархизм, Марокко и гражданская война в Испании: Часть II» . Свобода . Свобода Пресс . ISSN 0016-0504 . OCLC 175313588 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эванс, Дэнни (23 ноября 2020 г.). «Перенос войны в Африку? Анархизм, Марокко и гражданская война в Испании: Часть I» . Свобода . Свобода Пресс . ISSN 0016-0504 . OCLC 175313588 . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Падмор, Джордж (20 мая 1938 г.). «Почему мавры помогают Франко» . Новый Лидер . Интернет-архив марксистов . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ Три года борьбы , Хосе Диас ; п. 343; цитируется в Лэндис, Артур Х. (1975). Испания! Неоконченная революция (1-е изд.). Нью-Йорк : Международные издательства. стр. 189–92. ISBN 0717804437 . OCLC 925314507 .
- ^ Персичи, Вертиче (6 ноября 1988 г.). «Неизвестные анархисты: Селсо Персичи» . Уманита Нова . Перевод Пола Шарки. Библиотека Кейт Шарпли .
- ^ Ле Фолль Лучани, Пьер-Жан (декабрь 2019 г.). «Анархизм и деколонизация в Алжире. Североафриканское либертарианское движение (1950-1956)» (PDF) . Histoire@Politique (на французском языке) (39): 5.
- ^ Ле Фолль Лучани, Пьер-Жан (декабрь 2019 г.). «Анархизм и деколонизация в Алжире. Североафриканское либертарианское движение (1950-1956)» (PDF) . Histoire@Politique (на французском языке) (39): 16.
- ^ «Кампания запугивания директора газеты Ici etnow» . Репортеры без границ (на французском языке). 2 августа 2005 года . Проверено 20 января 2016 г.
- ^ Либертарианская альтернатива (27 февраля 2006 г.). «Давайте защитим свободу прессы, поддержим Брахима Филали» (на французском языке). Либертарианский коммунистический союз . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Либертарианская альтернатива (9 сентября 2005 г.). «Марокко: либертарианский журналист сталкивается с корпоративной мафией» . Журнал Комиссии (на французском языке). Либертарианский коммунистический союз . Проверено 26 марта 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раздел Марокко - Анархическая библиотека
- Раздел Марокко - Libcom.org