Анархический закон
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархический закон — это свод норм, касающихся поведения и принятия решений, действующих в анархистском сообществе. Этот термин используется в серии продолжающихся дебатов в различных областях анархической теории норм индивидуального и / или коллективного поведения и принятия решений относительно того, следует ли создавать и обеспечивать соблюдение , и если да, то каким образом. Хотя многие анархисты считают «анархический закон» просто синонимом естественного права , другие утверждают, что закон в анархии будет иметь дополнительные, уникальные элементы. [1] В течение последних двухсот лет, когда анархизм рос и развивался, включив в себя различные направления, существовали различные концепции «анархистского закона», которые создавались, обсуждались или использовались на практике анархистскими сетями, такими как Peoples' Global Action. [2] или Индимедиа . [3]
Непринуждение [ править ]
Самая фундаментальная максима многих анархистских тенденций заключается в том, что ни один человек не имеет права принуждать другого человека и что каждый имеет право защищать себя от принуждения ( принцип неагрессии или принцип нулевой агрессии). Системы, которые обычно считаются принудительными, включают государство , капитализм и институциональное угнетение . Этот основной принцип, как и взаимопомощь , лежит в основе большей части анархистского законодательства и, по сути, большей части анархистской теории. Петр Кропоткин , выдающийся анархо-коммунист , заявил, что «лучше всего это можно выразить максимой «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Короче говоря, анархическая философия включает в себя « этику взаимности », но обычно оправдывает насилие, направленное на то, чтобы отомстить или разрушить системы угнетения (за исключением анархо-пацифизма , некоторых христианских анархистов и других ненасильственных/пацифистских движений). [4]
Социальные контракты консенсуса на основе
Поскольку принцип непринуждения делает иерархические государственные структуры невозможными, анархистские сообщества должны найти альтернативную основу для установления правил взаимодействия внутри коллектива. Соответственно, практически все анархистские правовые модели начинаются с предположения, что любые установленные правила должны быть свободно согласованы всем сообществом, которым они будут управляться в обстановке, свободной от принуждения или запугивания. Такое добровольно данное согласие представляет собой общественный договор , хотя точная природа таких договоров является предметом жарких споров. [5]
Некоторые анархистские теоретики права считают, что идеальное анархическое общество должно быть основано строго на естественном праве и взаимопомощи , которые не требуют социального договора. [6]
Однако многие анархистские теоретики полностью отвергают концепцию естественного закона как принудительного и созданного человеком. С этой точки зрения естественный закон просто маскирует авторитаризм, чтобы угнетателю не приходилось брать на себя его заслугу. Социальные анархисты , мутуалисты и многие анархисты-индивидуалисты отвергают частную собственность, основной принцип большинства теорий естественного права. [7]
Свободная ассоциация [ править ]
Свободная ассоциация (также называемая добровольной ассоциацией ) также подразумевает право отдельных лиц заключать именно такие социальные контракты. Эта свобода не объединяться означает, что если условия социального контракта становятся неприемлемыми для отдельного члена или подгруппы внутри общества, недовольные имеют право выйти из контракта. Они также могут образовывать новые ассоциации с другими людьми, которые более соответствуют их потребностям. [8]
Взаимопомощь [ править ]
Принцип взаимопомощи , первоначально идентифицированный Петром Кропоткиным как вытекающий из естественного закона, заключается в том, что, поскольку эволюция происходит в группах, а не в отдельных людях, членам сообщества эволюционно выгодно помогать друг другу. Анархистский подход к построению власти – и структурированию властных отношений – вытекает из этого эволюционного и биологического императива. Вкратце, аргумент заключается в том, что, поскольку индивидуумы нуждаются в помощи групп для самореализации, индивидуумы имеют сильную заинтересованность в благе сообщества, к которому они принадлежат. Отсюда следует, что (свободно объединяющиеся) коллективы людей, работающих ради взаимного улучшения и достижения общих целей, должны формировать основу любого анархического общества, обеспечивая тем самым социологический и экономический императив для создания социальных контрактов, способных связать эти самовыбирающиеся группы вместе. [6]
В дореволюционной ситуации принцип «взаимопомощи» является моральным императивом, движущим усилиями современных анархистов по оказанию материальной помощи жертвам стихийных бедствий; [9] те, кто являются бездомными или бедными, а также другие, кто остался без доступа к еде, чистой питьевой воде или другим предметам первой необходимости.
Исполнение [ править ]
Обеспечение исполнения — одна из самых спорных областей анархистского права. Ранние писатели, такие как Прудон, утверждали, что для представителей рабочего класса вполне законно самоорганизовываться против преступников, охотящихся на слабых, и этот процесс однозначно повлечет за собой определенную степень принуждения. [10]
Принятие решений [ править ]
Общие методы принятия решений , включая решения о самих законах де-факто, среди неиерархических обществ включают различные формы формального консенсуса , [3] голосование сверхбольшинством , «консенсус минус один» и прямая демократия . [11] Антрополог Дэвид Гребер утверждает, что любое сообщество, в котором отсутствует централизованный механизм силы (государство), естественным образом будет тяготеть к той или иной форме принятия решений на основе консенсуса.
Примеры [ править ]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Анархизм и право» . Анархическая библиотека . Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ «Организационные принципы» . Глобальные действия народов . Архивировано из оригинала 15 октября 2006 года . Проверено 29 октября 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Принципы единства» . Индимедиа . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 28 октября 2006 г.
- ^ Тэмблин, Натан (2019). «Точка соприкосновения права и анархизма» . Обзор права Ливерпуля . 40 : 65–78. дои : 10.1007/s10991-019-09223-1 . hdl : 10871/36939 . S2CID 155131683 . Архивировано из оригинала 9 октября 2020 г. Проверено 24 сентября 2020 г.
- ^ Тэмблин, Натан (30 апреля 2019 г.). «Точка соприкосновения права и анархизма» . Обзор права Ливерпуля . 40 (1): 65–78. дои : 10.1007/s10991-019-09223-1 . hdl : 10871/36939 . ISSN 1572-8625 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Писатели-анархисты – анархистский анализ и часто задаваемые вопросы по анархистам» . Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2021 г. Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ «Миф о «естественном законе» » . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 г. Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 13 августа 2021 г. Проверено 30 сентября 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Катрина Релиф» . Архивировано из оригинала 13 июня 2006 г. Проверено 13 июня 2006 г.
- ^ Риттер, Алан (1975). «Годвин, Прудон и анархическое оправдание наказания» . Политическая теория . 3 : 69–87. дои : 10.1177/009059177500300107 . S2CID 149216607 .
- ^ «A.2.11 Почему большинство анархистов выступают за прямую демократию?» . Инфошоп . Архивировано из оригинала 25 октября 2006 года . Проверено 28 октября 2006 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Холтерман, Том; Хенк ван Маарсевен (1984). Закон и анархизм . Монреаль: Книги Черной розы. ISBN 0-919619-10-Х .