Анархизм без прилагательных
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм без прилагательных — это плюралистическая тенденция анархизма, которая выступает против сектантства и выступает за сотрудничество между различными анархистскими школами мысли . Впервые сформулированный испанскими анархистами Рикардо Меллой и Фернандо Тарридой дель Мармолем как способ преодоления идеологического разрыва между коллективистами и коммунистическими фракциями, он позже был принят итальянским анархистом Эррико Малатестой и американским индивидуалистом Вольтериной де Клейр .
Анархисты без прилагательных с подозрением относятся к догматизму и критикуют рецепты посткапиталистического будущего , которое они считают авторитарным . Вместо этого они считают, что новому обществу следует позволить возникнуть спонтанно после социальной революции , которая, по их мнению, может привести к экспериментальному развитию различных экономических форм в разных местах. Таким образом, они склонны сосредотачиваться на действиях в настоящем, при этом современные формы полностью отвергают утопизм .
Предыстория [ править ]
Когда анархистский коммунизм был впервые сформулирован в 1876 году, дебаты о его достоинствах привели к расколу внутри Анархистского Интернационала , поскольку французские и итальянские коммунисты столкнулись с коллективистами из Испании. [1] На конференции в Верви 1877 года лидер швейцарских анархистов Джеймс Гийом попытался преодолеть раскол, заявив, что «каждая группа свободна определять свои собственные решения». [2]
Эту позицию занял ряд испанских анархистов , выступавших за толерантность к различным, сосуществующим анархистским школам мысли . [3] В 1886 году каталонские анархисты вокруг периодического издания Acracia начали попытки урегулировать коммунистически-коллективистский раскол, пропагандируя своего рода « внеконфессиональный » анархизм. Несмотря на оппозицию со стороны анархо-коммунистов вокруг газеты Tierra y Libertad , эти анархисты начали называть себя « социалистическими анархистами » и использовали такие термины, как «безразличный анархизм» или «простой и простой анархизм», чтобы преодолеть разрыв. [4]
В 1888 году антисектантская кампания была принята кругом анархистских интеллектуалов во главе с Антони Пеллисером , который сформулировал точку зрения, отвергающую любые ярлыки, обозначающие анархизм. [5] Эта точка зрения была развита далее политическими теоретиками Фернандо Таррида дель Мармол и Рикардо Мелла , которые сформулировали «форму анархизма без дефисов», которую они назвали «анархизмом без прилагательных» ( испанский : Anarquismo sin adjetivos ). [6]
Развитие [ править ]
Автор: Таррида [ править ]
Ученица Ансельмо Лоренцо , Таррида изначально была привлечена к коллективистскому анархизму через федерализм Пьера -Жозефа Прудона и Франческа Пи-и-Маргалла . К 1889 году он стал плодовитым оратором-анархистом и писателем в Акрасии , заручившись поддержкой многих рабочих Барселоны, которые делегировали его на Международные рабочие конгрессы в Париже . [7] Опираясь на свой математический опыт , Таррида считал анархизм универсальной философией с научно обоснованными принципами. Хотя сам он был коллективистом, он отвергал жесткую доктрину и отказывался участвовать в дебатах между коллективистами и коммунистами, вместо этого поддерживая формулу Пеллисера об анархизме, которая включала разнообразие экономических систем. С этой позиции он впервые разработал свою теорию «анархизма без прилагательных». [8]
Таррида впервые использовал этот термин на встрече в Барселоне в ноябре 1889 года, когда он призвал анархистов отвергнуть все формы догм , чтобы ближе соответствовать принципам « природы , науки и справедливости ». [9] Коммунистически-коллективистская вражда, которая доминировала в анархистском дискурсе того времени, побудила Тарриду выступить с призывом к экуменическому подходу к анархизму, призывая к терпимости между различными анархистскими тенденциями, чтобы сосредоточиться на деле революционного анархизма. Он пришел к выводу, что, если анархисты хотят быть последовательными в своих антидогматических тенденциях, которые поддерживают свободу мысли, им не следует навязывать другим свои экономические программы. Тем не менее, вражда продолжалась: французские коммунисты осуждали испанских коллективистов как авторитарных и тщательно изучали предложение Тарриды о «анархизме без прилагательных». [10]
В следующем году на страницах французской коммунистической газеты Le Révolté Таррида ответила, что стремление к анархии и отмене государства следует подчеркнуть как общую основу анархизма. [11] Он считал экономический вопрос «второстепенным», отвергая любую жесткую систематическую теорию и поддерживая взаимодополняющий потенциал различных анархистских экономических предложений. [12] Он утверждал, что французские коммунисты стали слишком идеологически жесткими и пуританскими, что изолировало их от других анархистских групп и сделало их неэффективными в качестве силы против буржуазии . В заключение он призвал их отказаться от своих утопических тенденций и предвзятого представления о неизменном будущем анархистском обществе, чтобы они могли лучше адаптироваться к меняющимся социальным и экономическим условиям настоящего. [13] Он также раскритиковал французских коммунистов за попытку навязать «иностранный стиль анархизма» испанским коллективистам, чьи организационные тенденции возникли из различных материальных условий и оказались эффективным ответом на эти условия. [14] Хотя Таррида отвергал огульную антиорганизационную позицию коммунистов, он также был против жесткости внутри испанского коллективизма, утверждая, что Федерация рабочих испанского региона (FTRE) «пережила свою полезность», становясь все более бюрократической и приняв ее роспуск. [15]
Мелла [ править ]
Другой подход к «анархизму без прилагательных» был поддержан плодовитым теоретиком анархизма Рикардо Мелла . В отличие от Тарриды, которая рекомендовала синтезировать различные анархистские системы, Мелла призывал к свободному экспериментированию, чтобы определить лучшую систему для данных обстоятельств. Мелла считал, что великий раскол внутри анархизма был не между коммунизмом и коллективизмом, а между толерантностью и непримиримостью, последняя из которых создавала разногласия по поводу превосходства различных форм догм. [16] Когда Мелла начал писать для Акрасии , он первоначально призывал к терпимости к анархистским тенденциям как к способу предотвратить преобладание коммунистических идей в Испании. В своей статье La reacción y la revolución Мелла выступал против догматических экономических рецептов будущего анархистского общества, заявляя, что революционное движение может возникнуть только на основе разнообразия точек зрения, которое может «протекать в соответствии с теми традициями и обычаями, которые лучше всего подходят для конкретных обстоятельств». ." [17]
Хотя Мелла оставался убежденным коллективистом и антикоммунистом, [18] тем не менее, он выступал против междоусобного раскола между двумя фракциями, пытаясь сохранить здоровые дебаты между ними, продолжая свою защиту внеконфессионального анархизма. [19] Со временем он стал более терпимым к коммунизму, считая возможным его сосуществование рядом с другими экономическими системами. Он даже продолжал защищать анархистов-коммунистов от нападок итальянского криминолога Чезаре Ломброзо и переводил работы Петра Кропоткина , хотя ему до конца жизни было неудобно полностью поддерживать коммунистические взгляды. [20]
В 1889 году Мелла опубликовал апофеоз своего развития анархизма без прилагательных: свою утопическую повесть «Новая утопия» , в которой исследовались возможные социальные и экономические формы будущего анархистского общества. В книге Мелла изображает общество, претерпевшее социальную революцию , результатом которой стало полное удовлетворение своих потребностей и гармоничное сотрудничество между его жителями. [21] Такая экономическая и социальная реорганизация общества была достигнута после многих столетий экспериментов и упорного труда, движимого научно-техническим прогрессом, который устранил как тяжелый труд, так и загрязнение окружающей среды. [22]
Рост принятие и
В Европе [ править ]
На протяжении 1890-х годов Таррида и Мелла продолжали свою кампанию за принятие несектантской формы анархизма, в конечном итоге добившись определенного успеха. Многие другие анархисты, в том числе Ансельмо Лоренцо и Жоан Монтсени , начали призывать к прекращению догматического раскола между коммунистами и коллективистами, причем сами прилагательные даже приобрели негативный оттенок среди тех, кто устал от раскола. [23] Вдохновленные Тарридой и Меллой, многие другие европейские анархисты начали избегать ярлыков, написанных через дефис, и ссылаться исключительно на анархию как на свою конечную цель, отвергая рецепты будущего общества как по сути авторитарного . [24] Анархизм без прилагательных подхватили Элизе Реклю и Макс Неттлау . [25] последний из которых призывал к несектантскому анархизму, который учитывал как коммунизм , так и индивидуализм , не универсализируя ни того, ни другого, оставляя место для экспериментов с различными возможностями экономической организации. [26]
Эту позицию занял и итальянский коммунист Эррико Малатеста . [27] который также выступал против догматизма внутри анархистского движения, [28] заявив: «Давайте покончим со всей исключительностью школ мышления». [29] Малатеста предупреждал, что «нужно остерегаться, рискуя неизбежной катастрофой, предполагать, что ваша система является единственной и непогрешимой [...] и что ее успех должен быть обеспечен любой ценой, иными средствами, чем те, которые зависят от убеждения, которое вытекает из очевидности фактов». [30] Малатеста утверждал, что, поскольку анархизм центрирует спонтанность , со стороны анархистов было бы неправильно навязывать экономические предписания. Он пришел к выводу, что различные анархистские тенденции должны поэтому объединиться в единой организации, в центре которой находится общий анархистский метод. Малатеста также начал называть себя « анархистом-социалистом », чтобы способствовать инклюзивности различных анархистских школ. [31] На страницах «Револьте » Малатеста заявил, что «мы, по меньшей мере, не вправе впадать в раздоры из-за простых гипотез». [32]
На рубеже 20-го века анархизм без прилагательных распространился за пределы Европы в Америку , куда многие анархисты все чаще мигрировали. В Буэнос-Айресе Антони Пеллисер утверждал, что аргентинские рабочие должны отказаться от догматизма и принять анархизм без прилагательных. Оно также проникло в Соединенные Штаты , где американские анархисты были привлечены к этой идее аргументами Тарриды дель Мармол. [33]
В США [ править ]
В Соединенных Штатах также велись интенсивные дебаты между анархистами-индивидуалистами вокруг Бенджамина Такера и анархистами-коммунистами вокруг Иоганна Моста , которые отвергали идеи друг друга как неанархистские. [34] Обеспокоенные «ожесточенными дебатами» между анархистами различных школ экономической мысли, те, кто не видел необходимости ограничиваться одной конкретной школой мысли, призывали к большей терпимости среди анархистов, причем некоторые из них прямо называли это «анархизмом без прилагательных». ". [35]
Начиная с 1880-х годов, многие американские анархисты начали отдавать предпочтение своему общепринятому антиэтатизму над различными экономическими методами, которые они считали второстепенными и отложенными на будущее. [36] В 1893 году Уильям и Лиззи Холмс организовали международную анархистскую конференцию в Чикаго , где они попытались сформулировать общую программу для объединения анархистов. К ним присоединились Вольтерина де Клер , Оноре Джексон , К. Л. Джеймс , Люси Парсонс и Уильям Генри ван Орнум , но конференцию бойкотировали Бенджамин Такер и Иоганн Мост, которые все еще находились в идеологическом конфликте. [37] В последующие годы чета Холмсов и их окружение продолжали попытки примирить различные анархистские фракции, доходя даже до того, что выступали за создание единого антиавторитарного фронта с грузинами , социалистами и националистами . В 1895 году еврейский анархист Дж. А. Мэрисон начал призывать к «чистому и простому» анархизму, поддерживающему свободу мнений, утверждая, что разнообразие является важным компонентом свободы. [38]
К 1900-м годам наиболее заметным американским представителем анархизма без прилагательных была Вольтерина де Клер. [39] который перенял этот термин от Таррида дель Мармол, [40] а также выступал за сотрудничество между различными анархистскими философиями и стратегиями. [41] Она критиковала экономический догматизм, [42] полагая, что после упразднения государства разные населенные пункты смогут свободно экспериментировать с различными экономическими формами анархизма, [43] от мутуализма до коммунизма . [44]
В последние годы своей жизни де Клер страстно выступала против анархического сектантства, заявляя о своем желании избавить анархическое движение от «тех возмутительных отлучений , которые принадлежат Римской церкви и которые не служат никакой цели, кроме как привести нас к заслуженному презрению». с посторонними». [45] Скептически относясь к «громким теориям», которые она считала признаком интеллектуальной элитарности , де Клер предпочитала поддерживать действия в настоящем, а не предаваться дебатам о будущем. [46] Она считала, что будущее свободное общество невозможно предсказать из-за неопределенности того, как общество может развиваться, и поэтому поддерживала все эксперименты в направлении большей свободы как изначально хорошие. [47]
Видя недостатки каждой анархистской школы мысли, выступая за синтез лучших элементов каждой в более прагматичную философию , историк Поль Аврич утверждала, что де Клер «нельзя отнести ни к одной анархистской категории». [48] До конца своей жизни она настаивала на том, чтобы называть себя просто «анархисткой». [49] даже несмотря на то, что она лично перешла от американского индивидуализма к анархистскому коммунизму, пропагандируемому Эммой Гольдман . [50] Вдохновленная Макса Штирнера , индивидуалистическим анархизмом Гольдман также отказалась от дальновидного мышления о «проектах будущего», вместо этого заявив, что анархистские методы должны быть адаптированы в зависимости от обстоятельств разных мест и времен. [51]
Анархизм без прилагательных позже был подхвачен Луиджи Галлеани и галлеанистами , которые зашли так далеко, что отвергли формальные организационные структуры, утверждая, что конечной точкой любой организации является движение к консерватизму и в конечном итоге стать реакционным . [52] Другие итало-американские анархисты, которые не были последователями Галлеани, также стали считать себя анархистами без прилагательных, отвергая конкретные течения и отдельных лидеров. [53]
Современные события [ править ]
В конце концов, термин «анархизм без прилагательных» в значительной степени вышел из употребления, хотя его антисектантские принципы все еще безоговорочно поддерживались некоторыми современными анархистами после развития разнообразных новых социальных движений . [29] Исследование Даны М. Уильямс показало, что североамериканские анархисты с большей вероятностью отвергали ярлыки « красных » или « зеленых анархистов », предпочитая просто идентифицировать себя как «анархистов», «антиавторитарных» или иных форм «анархистов без прилагательные». [54]
Вклад Вольтерины де Клер в анархизм без прилагательных оказал особое влияние на развитие современного анархизма. [55] которая часто пренебрегала предписывающими моделями альтернатив глобализации и неолиберализму . [56] Концепция анархизма без прилагательных де Клера была принята историком-анархистом Питером Маршаллом , который выступал против ложных бинарных систем , которые разделяют экономические системы или противопоставляют личность и сообщество . [57] Анархист-коммунист Уэйн Прайс также предложил, чтобы посткапиталистический переход был осуществлен в «экспериментальном, плюралистическом и децентрализованном обществе», которое будет использовать различные решения конкретных проблем, которые их затрагивают. [58] Постанархизм , прикрепляя прилагательное к анархизму, также выступал за политетическую классификацию различных анархистских школ мысли, предлагая «анархизм со многими возможными прилагательными». [59]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Грэм 2018 , стр. 338–339.
- ^ Грэм 2018 , с. 339; Неттлау 1996 , с. 140.
- ^ Аврич 1978 , стр. 149–150; Эзенвейн 1989 , стр. 134–135; Грэм 2018 , с. 339; Туркато 2018 , с. 241.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 134.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 134–135.
- ^ Аврич 1978 , стр. 149–150; Туркато 2018 , с. 241.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 135–136.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 136.
- ^ Аврич 1978 , стр. 149–150; Эсенвейн 1989 , стр. 136–137.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 137.
- ^ Аврич 1978 , стр. 149–150; Эзенвейн 1989 , стр. 137–138.
- ^ Аврич 1978 , стр. 149–150; Эзенвейн 1989 , с. 138.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 138.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 138–139.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 139.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 140.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 146–147.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 140–141.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 152.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 152–153.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 147.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 147–148.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 153.
- ^ Кэмпбелл, 2013 , стр. 76–77; Шеннон 2018 , с. 99.
- ^ Аврич 1978 , с. 150; Эзенвейн 1989 , стр. 153–154.
- ^ Аврич 1978 , с. 150.
- ^ Аврич 1978 , с. 150; Эзенвейн 1989 , стр. 153–154; Маршалл 2008 , стр. 349, 449; Туркато 2018 , с. 241; Уильямс 2009 , с. 192.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 153–154; Маршалл 2008 , стр. 349, 449; Туркато 2018 , с. 241.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс 2009 , с. 192.
- ^ Шеннон 2018 , с. 99.
- ^ Туркато 2018 , с. 241.
- ^ Неттлау 1996 , стр. 198–199.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 153–154.
- ^ Аврич 1995 , стр. 5–6.
- ^ Аврич 1995 , стр. 6–7.
- ^ Аврич 1978 , с. 151.
- ^ Аврич 1978 , стр. 151–152.
- ^ Аврич 1978 , с. 152.
- ^ Аврич 1978 , с. 153; Карсон, 2017 , стр. 111–112; Геро, 2010 , с. 28; Шеннон 2018 , с. 99; Уильямс 2009 , с. 192.
- ^ Аврич 1978 , с. 120; Кэмпбелл 2013 , с. 76; Геро, 2010 , с. 28.
- ^ Аврич 1978 , с. 153; Кэмпбелл, 2013 г. , стр. 76; Карсон, 2017 , стр. 111–112; Шеннон 2018 , с. 99.
- ^ Аврич 1978 , с. 153; Карсон 2017 , стр. 111–112.
- ^ Аврич 1978 , стр. 153–154; Карсон, 2017 , стр. 111–112; Маршалл 2008 , с. 393; Сартвелл 2017 , с. 473.
- ^ Аврич 1978 , стр. 153–154; Сартвелл 2017 , с. 473.
- ^ Аврич 1978 , с. 153.
- ^ Аврич 1978 , с. 154.
- ^ Аврич 1978 , стр. 154–155.
- ^ Аврич 1978 , с. 155.
- ^ Аврич 1978 , стр. 148–149, 153–154; Кэмпбелл, 2013 , стр. 76–77; Маршалл 2008 , с. 393; Сартвелл 2017 , стр. 473, 477.
- ^ Аврич 1978 , стр. 147–148; Сартвелл 2017 , стр. 473, 477.
- ^ Шеннон 2018 , стр. 98–99.
- ^ Аврич 1995 , с. 157.
- ^ Аврич 1995 , стр. 184–185.
- ^ Уильямс 2009 , стр. 200–201, 207.
- ^ Кэмпбелл 2013 , стр. 69–70.
- ^ Кэмпбелл 2013 , стр. 79–80.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 702–705.
- ^ Шеннон 2018 , стр. 99–100.
- ^ Heroux 2010 , стр. 28–29.
Библиография [ править ]
- Аврич, Пол (1978). «Анархизм без прилагательных». Американский анархист: жизнь Вольтерины де Клер . Издательство Принстонского университета . стр. 144–170. ISBN 0-691-04657-3 . LCCN 78-51153 .
- Аврич, Пол (1995). Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке . Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-03412-5 . OCLC 30476588 .
- Кэмпбелл, Мишель М. (2013). «Вольтерина де Клер и анархический канон» . Анархистские достижения в культурных исследованиях (1): 64–81. ISSN 1923-5615 .
- Карсон, Кевин (2017). «Анархизм и рынки». В июне, Натан (ред.). Спутник Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 81–119. дои : 10.1163/9789004356894_005 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Эзенвейн, Джордж Ричард (1989). «Анаркизмо без прилагательных». Анархическая идеология и рабочее движение в Испании, 1868-1898 гг . Издательство Калифорнийского университета . стр. 134–154. ISBN 978-0520063983 .
- Геро, Эрик (2010). «Постанархический репертуар» . Анархические достижения в культурных исследованиях . 2010 (1): 19–30. ISSN 1923-5615 .
- Грэм, Роберт (2018). «Анархизм и Первый Интернационал». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 325–342. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_19 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Свобода Пресс . стр. 195–201. ISBN 978-0900384899 . ОСЛК 37529250 .
- Сартвелл, Криспин (2017). «Анархизм и американская политическая мысль девятнадцатого века». В июне, Натан (ред.). Спутник Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 454–483. дои : 10.1163/9789004356894 . ISBN 978-90-04-35689-4 . S2CID 171479284 .
- Шеннон, Дерик (2018). «Антикапитализм и либертарианская политическая экономия». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 91–106. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_5 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 242094330 .
- Туркато, Давиде (2018). «Анархический коммунизм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 237–248. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_13 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 242094330 .
- Уильямс, Дана М. (2009). «Красный против зеленого: региональный вариант анархистской идеологии в Соединенных Штатах». Журнал политических идеологий . 14 (2): 189–210. дои : 10.1080/13569310902925816 . S2CID 33888366 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Арагорн! (2007). «Анархия без дорожных карт и прилагательных» . АЙОДА . № 63 - через Анархистскую библиотеку.
- Де Клер, Вольтерина (1914а). «Анархизм» . В Беркман, Александр ; Гавел, Ипполит (ред.). Избранные произведения Вольтерины де Клер . Нью-Йорк: Издательская ассоциация Матери-Земли. стр. 96–117. ОСЛК 170244 .
- Де Клер, Вольтерина (1914b). «Становление анархиста» . В Беркман, Александр ; Гавел, Ипполит (ред.). Избранные произведения Вольтерины де Клер . Нью-Йорк: Издательская ассоциация Матери-Земли. стр. 154–163. ОСЛК 170244 .
- Гелдерлоос, Питер (2007). «Обзор анархистского движения США» . Социальный анархизм . № 40. ISSN 0196-4801 .
- Гольдман, Эмма (1910). «Анархизм: что он на самом деле означает» . Анархизм и другие очерки . Издательская ассоциация «Мать-Земля». OCLC 346693 .
- Грубачич, Андрей ; Гребер, Дэвид (2004). «Анархизм, или Революционное движение XXI века» . З Сеть .
- Холмс, Уильям (1896). «Исторические, философские и экономические основы анархии» . Библиотека Свободы . № 1. Коламбус-Джанкшен, Айова . OCLC 83042711 – через Анархистскую библиотеку.
- Лам, Дайер (1886). «Коммунальная анархия» . Тревога . Том. 2, нет. 15. с. 2 – через Либертарианский лабиринт.
- Малатеста, Эррико (1965). «Анархо-коммунизм» . В Ричардсе, Вернон (ред.). Эррико Малатеста: его жизнь и идеи . Лондон : Фридом Пресс . стр. 34–37. OCLC 803165281 .
- Малатеста, Эррико (2014). «Наши планы» . В Туркато, Давиде (ред.). Метод свободы: читатель Эррико Малатесты . Окленд, Калифорния : AK Press . ISBN 9781849351447 . LCCN 2013481880 . OCLC 859185688 .
- Мелла, Рикардо (1887–1888). «Реакция в революции» . Акратия (на испанском языке). Том 2–3, нет. 21–28 – через Либертарианский лабиринт.
- Мелла, Ричард (1889a). «Толерантность и непримиримость» . Солидарность (на испанском языке). Перевод Уилбура, Шона – через «Либертарианский лабиринт».
- Мелла, Рикардо (1889b). «Эволюция и революция» . La Solidaridad (на испанском языке) - из архива Рикардо Меллы.
- Мелла, Рикардо (1890). «Новая Утопия» . Социалистическое соревнование (на испанском языке). Том 2 - из архива Рикардо Меллы.
- Мелла, Рикардо (1900). «Коллективизм и коммунизм» . Ле Темпс Нуво . Перевод Уилбура, Шона – через «Либертарианский лабиринт».
- Монсень, Джоан ; Манье, Тереза (1891). Заботы беззаботных (на испанском языке). Барселона : «Академия» Виуда. OCLC 83043424 .
- Нил, Дэйв (1997). «Анархизм: идеология или методология?» . Спанковская библиотека .
- Неттлау, Макс (1914). «Анархизм: коммунист или индивидуалист? Оба» . Мать-Земля . Том. 9, нет. 5. стр. 170–175 – через Либертарианский лабиринт.
- Таррида дель Мармол, Фернандо (1889). «Революционная теория» . Перевод Уилбура, Шона – через «Либертарианский лабиринт».
- Таррида дель Мармол, Фернандо (1890). «Анархизм без прилагательных» . Ла Револьт . Том. 3, нет. 51. Перевод Макнаба, Нестора – через Анархистскую библиотеку.
- ван Орнум, Уильям Генри (1896). «Основы реформ» . Библиотека Свободы . № 5. Коламбус-Джанкшен, Айова . OCLC 367437215 – через Анархистскую библиотеку.
- Винн, Росс (1894). «Давайте объединимся» . Двадцатый век – через Wikisource .