Анархизм в Перу
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Перу возник из перуанского профсоюзного движения в конце 19 века и в первые два десятилетия 20 века.
История [ править ]
Истоки анархизма в Перу можно отнести к 1870. В цехах ремесленников в конце 19 в. стала приобретать влияние определенная анархистская направленность. [1] В 1904 году начали появляться первые анархистские организации: была создана Федерация пекарей «Звезда Перу» (FOPEP), основанная либертарианскими активистами Фиделем Гарсиа Гаситуа, Урмачеа и Мануэлем Караччиоло Левано; в том же году они провели свою первую забастовку. 1 мая 1905 года памятное мероприятие в честь мучеников Хеймаркета впервые состоялось . В 1907 году анархисты участвовали в забастовках в порту Кальяо , последовавшие за этим репрессии унесли жизнь Флоренсио Алиаги. [1] газета «Человечность» появилась В 1906 году в Лиме , а в 1910 году она опубликовала «Бесплатные страницы» Рационалистического центра Франсиско Феррера. В 1907 году братья Левано, Ромилио Кесада, Луис Фелипе Грилло и издательская группа «Человечество» основали Центр социальных исследований «Примеро де Майо». Анархист Хулио Рейнага (1841–1923), один из организаторов сахарников Трухильо . [2] В этом городе группа анархистов была сформирована некоторыми итальянскими иммигрантами, такими как Иносенсио Ломбардоцци. Рейнага был редактором газеты «El Jornalero», офисы которой располагались в помещениях Центра социальных исследований «Unión y Energía». В эти годы основными либертарианскими газетами, помимо упомянутых, были El Ariete ( Арекипа ), La Abeja ( Чиклайо ), La Torcha и El Rebelde ( Трухильо ), El Humbriento и Simiente Roja , а также Los Parias ( Лима ), Режиссер Гонсалес Прада в период с 1904 по 1906 год.
В 1911 году анархисты объявили первую всеобщую забастовку в текстильной промышленности. Затем, в 1912 году, Перуанская региональная федерация рабочих движения возникла на базе анархо-синдикалистского (FORP) . [3] В 1913 году анархисты участвовали во всеобщей забастовке, созванной Союзом поденщиков , с целью добиться 8-часового рабочего дня. Среди участвующих групп были Перуанская региональная федерация рабочих и дочерние гильдии и общества сопротивления, «Лучадорес пор ла Вердад» (возглавляемый каменщиком Абрахамом Герреро), «Луз и Амор» ( Кальяо ) и издательская группа газеты «Ла «Протеста», главная анархистская газета Перу (основана А. Герреро в 1911, редактировалась до 1926). [3] Восьмичасовой рабочий день был предоставлен правительством Хосе Пардо-и-Барреда в январе 1919 года. Несколько месяцев спустя был создан «Комитет по удешевлению прожиточного минимума», возглавляемый столяром Николасом Гутаррой, целью которого было снижение цен на продукты питания. еда, одежда, транспорт, аренда и налоги . После переворота Легии и освобождения профсоюзных лидеров из тюрьмы в июле 1919 года Перуанская региональная федерация рабочих была воссоздана на основе декларации анархо-синдикалистских принципов. [4] На этот этап перуанского анархизма сильно повлиял опыт Аргентинской региональной федерации рабочих (FORA), а также итальянских и испанских иммигрантов -либертарианцев .
В те годы некоторые либертарианские работники регулярно встречались в доме Левано (расположенном в районе Ла-Виктория, Лима ), где они «говорили как врачи. Подтверждая свои мнения, они демонстрировали свои знания, цитируя Петра Кропоткина , Михаила Бакунина , Ансельмо Лоренцо и Эррико Малатеста ». [5] Были также некоторые студенты, симпатизировавшие либертарианским идеям, такие как Хуан Мануэль Карреньо и Эрасмо Рока.
Среди видных боевиков того времени были Мануэль К. Левано, Дельфин Левано , Карлос Барба, Николас Гутарра, Педро Сиснерос, Адальберто Фонкен, Эулогио Отасу, Кристиан Дам и Мануэль Гонсалес Прада . Гонсалес Прада был автором книг «Свободные страницы» (1894 г.) и «Часы борьбы» (1908 г.).
Гонсалес Прада был обеспокоен этнически-классовыми отношениями, разоблачая эксплуатацию коренных народов и различные проявления «расовой» дискриминации. Этот замечательный писатель, которым восхищался Мариатеги, который взял свои флаги коренных народов и объединил свою крестьянскую деятельность с различными задачами в рабочем движении.
— Луис Витале [6]
В 1910-х и 1920-х годах в городе Витарте (к востоку от Лимы) существовало прочное анархистское ядро, связанное с рабочими местной текстильной фабрики. Одним из первых пропагандистов анархистских идей и членом группы «Ла Протеста» был прядильщик по имени Хуан Хихар Саласар. Среди других анархистов из Витарте были Селсо Сото, Гумерсиндо Кальдерон, Антонио Патрон, Ноэ Сальседо, Фернандо Борхас, Эстер дель Солар, Мигель Паскель, Августина Аранибар и А. Фонкен. Хулио Портокарреро, видный профсоюзный деятель-социалист, в ранней юности был склонен к либертарианским идеям, поскольку в течение нескольких лет распространял газету «Ла Протеста» на фабрике Витарте. [7] Важной культурной традицией, которую пропагандировали либертарианцы в Витарте, был так называемый Фестиваль растений, возникший в начале 1920-х годов с целью стать пролетарской альтернативой христианскому празднику Рождества. Первый Праздник завода состоялся 25 декабря 1921 года. Либертарианский женский центр был одной из организаций, принявших участие вместе с несколькими делегациями.
В 1920-е годы возник Союз рабочих-строителей, издававший «Эль Нивель» и «Эль Обреро Конструктор» . В эти годы ощущались сильные репрессии со стороны правительства: типографии и магазины были закрыты, а многие анархисты были убиты. В Трухильо анархо-синдикалисты участвовали в рабочем восстании, которое воспользовалось Американским революционным народным альянсом (APRA). Упадок анархизма из-за репрессий привел к тому, что анархисты потеряли позиции в рабочем движении. Некоторые активисты были депортированы, как в случае с Гутаррой, который был депортирован в Колумбию в начале 1920-х годов, а затем в Панаму в 1924 году.
В Анархистской федерации Перу была образована часть собравшихся боевиков, продолживших либертарианскую традицию. Они переиздавали «Протесту» в течение двух лет и редактировали документы до 1960-х годов, когда она полностью исчезла. Теобальдо Каэтано был рабочим-пекарем, принадлежавшим к «Руке и мозгу», либертарианской ячейке «Звезды Перу». Он писал в «Протесте» в 1940-х годах. В 1957 году он был назначен министром обороны Общества пекарей Уанкайо «Ла Эстрелла». В начале 1960-х годов этот профсоюз избрал его региональным секретарем Лимы.
Институт исследований и исследований кооперативов и сообществ (Индейкок) был центром либертарианского вдохновения, который начал действовать в первой половине 70-х годов. Он провозгласил самоуправление и либертарианский социализм столпами свободного общества: «Самоуправление или демократическое управление средствами производства, при котором рабочий приобретает двойное состояние: производителя и менеджера компании. Он перестает быть наемным работником и становится свободным и ассоциированным продюсером». [8] В число членов Indeicoc входили Хайме Льоса Ларрабуре, Виктор Гутьеррес Сако и Херардо Карденас.
Либертарианская деятельность возобновилась с некоторой известностью к концу 1980-х годов, связанная с андеграундным музыкальным движением Лимы, которое приобрело постепенную политизацию и радикализацию своих позиций. Репрессивный климат, созданный антитеррористическими законами, ограничивал рост и развитие этих анархистских групп, которые стремились отличиться от левых партизан . В начале 1990-х годов начали появляться анархистские группы, менее связанные с андеграундной музыкальной сценой. В Лиме возникли анархо-синдикалистские группы «Пролетарская автономия» и «Коллективизация».
В 2001 году, спустя много лет, в Лиме начала печататься анархистская газета «Непослушание», которая продолжает выходить и по сей день, сохраняя перспективу критического анархизма. Была сформирована Либертарианская мастерская, объединившая активистов разных поколений, в том числе Виктора Гутьерреса, Ч. Зендер и Л. Вильявисенсио. газету Humanity, В 2008 году пять либертарианских активистов основали выходящую раз в два месяца. Это приняло боевой и аналитический стиль в рамках принципов классического анархизма. Позже члены Humanity основали газету Direct Action с анархо-коммунистическим уклоном.
В рамках специфичистского и платформистского течения находится Либертарианский социалистический союз , продолжение групп «Кхиспикай Ллакта» и «Эстрелла Негра» . В рамках автономистского течения входят «Анархистская группа Ла Протеста», «Коллектив Arteria Libertaria», «Автономный коллектив Якта Руна» и «Коллектив активного меньшинства» из Арекипы . В спектре анархопанка и контркультуры есть Социальный центр Анаркопанка , Анархопанк Сопротивление , Анархопанк Молодежный Коллектив Такны в Борьбе , группа Asteroids 500. mg , Axión Anarkopunk и группы Generación Perdida , Autonomía , Feria Libertaria Kallejera и Men and Women in Our. Анархическая борьба . [9]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каппеллетти, Анхель; Рама, Карлос Мануэль (1990). Анархизм в Латинской Америке (на испанском языке). Каракас: Библиотека Аякучо. п. 99.
- ^ Витале, Луис (1998). «Вклад в историю анархизма в Латинской Америке» (PDF) (на испанском языке). Сантьяго де Чили. п. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каппеллетти, Анхель; Рама, Карлос Мануэль (1990). Анархизм в Латинской Америке (на испанском языке). Каракас: Библиотека Аякучо. п. 100.
- ^ Басадре, Хорхе (1968). «КЛXVIII». История Республики Перу . Том. XIII (6-е изд.). Университет Эд.
- ^ Парра, Педро (1969). Огненное крещение перуанского пролетариата . Лима: Горизонте. стр. 60–61.
- ^ Витале, Луис (1998). «Вклад в историю анархизма в Латинской Америке» (PDF) (на испанском языке). Сантьяго де Чили. п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2007 г.
- ^ Портокарреро, Хулио (1987). Перуанский юнионизм. Первый этап 1911–1930 гг . Лима: Редакционная графика труда.
- ^ Найт, Питер К. (1975). Перу на пути к самоуправлению? . Буэнос-Айрес: Проекция.
- ^ Баррет, Дэниел. Карта латиноамериканского анархического пробуждения .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Хирш, Стивен Дж. (2010). «Перуанский анархо-синдикализм: адаптация транснациональных влияний и формирование контргегемонистских практик, 1905–1930». В Хирше, Стивен Дж.; ван дер Вальт, Люсьен (ред.). Анархизм и синдикализм в колониальном и постколониальном мире, 1870–1940 гг . Исследования по глобальной социальной истории. Том. 6. Лейден : Брилл . стр. 227–272. ISBN 9789004188495 . OCLC 868808983 .
- Хирш, Стивен Дж. (2020). «Анархисты и «индийская проблема» в Перу, 1898–1927». Анархистские исследования . 28 (2): 54–75. ISSN 0967-3393 . ПроКвест 2489020943 .
Внешние ссылки [ править ]
- Протест и андеанизация анархизма в Перу, 1912–1915 гг ., Херардо Лейбнер (Университет Тель-Авива).
- Анархическое рабочее движение в Перу (1890–1930) , Жоэль Делом (Университет Бретани-Юг).
- Мануэль Гонсалес Прада, осужденный и признанный анархист , автор Франц Гарсиа Уседа.