Анархизм на Филиппинах
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм на Филиппинах уходит своими корнями в антиколониальную борьбу против Испанской империи , став влиятельным во время филиппинской революции и раннего профсоюзного движения в стране. После того, как в середине 20-го века его вытеснил марксизм-ленинизм как ведущая революционная тенденция, он пережил возрождение как часть панк-субкультуры после фрагментации Коммунистической партии Филиппин .
История
[ редактировать ]Корни анархизма на Филиппинах лежат в многочисленных филиппинских восстаниях против Испании в испанский колониальный период . Одним из первых признаков сопротивления была битва при Мактане , в которой местные воины под предводительством Лапулапу одолели и разгромили силы Испанской империи , что привело к гибели Фернана Магеллана . [1] Часто упоминаемым восстанием является восстание под предводительством Тамблота в 1621 году, во время которого 2000 повстанцев из числа коренных народов сожгли христианские церкви и памятники по всему острову Бохол . [2] Это восстание перекинулось на остров Лейте , где восстание Банкоу . произошло [3] Испанские военные жестоко подавили восстания и казнили многих повстанцев по приказу духовенства. [4] Народ моро также вел затяжной конфликт против испанцев на Минданао , что помешало империи подчинить себе большую часть южного архипелага на протяжении большей части своей тамошней истории.
Многие разнообразные коренные общины, населявшие различные острова архипелага, не подчинялись какому-либо централизованному национальному государству . И только с подчинением островов Испанской империей эти общины были насильственно интегрированы в единое государство, государство, охватывающее весь архипелаг. [5]
Анархизм в национально-освободительном движении
[ редактировать ]Филиппинский национализм начал быстро распространяться по всему архипелагу после Славной революции 1868 года. Ряд филиппинских интеллектуалов, в том числе Хосе Рисаль и Марсело Х. дель Пилар , основали Пропагандистское движение , которое призывало к реформам управления Испанской Ост-Индией . [6] [7] В 1890 году Ризал переехал в Европу, где познакомился с французским и испанским анархистскими движениями. В Испании наставником Ризаля был прудонист федералист- Франсиско Пи-и-Маргалл . [8] [9] Идея пропаганды этого поступка особенно вдохновила Ризаля во втором романе «Эль флибустеризм» , в котором изображена революция национального освобождения против испанских колониальных властей на Филиппинах. [10] В этой книге Ризал изобразил неудавшуюся попытку пропаганды этого поступка через своего персонажа «Симуна», который пытался взорвать вечеринку, на которой присутствовала колониальная элита. [10] По возвращении в Манилу в 1892 году Ризал основал La Liga Filipina , тайное общество, занимающееся, среди прочего, взаимопомощью и созданием кооперативов. [9] Ризал был арестован за свою деятельность в лиге и депортирован в Дапитан . [11] Там он построил больницу, водопровод и школу, где преподавал и занимался земледелием и садоводством. [12]
После депортации Рисала многие филиппинские националисты основали Катипунан , еще одно тайное общество, но на этот раз с целью получения независимости от Испании посредством революции. Вдохновленные произведениями Ризала, Катипунаны организовали вооруженное сопротивление испанскому правлению во главе с Андресом Бонифачо . [13] После того, как в августе 1896 года была раскрыта деятельность Катипуна, началась Филиппинская революция . Члены Катипунана восстали в Калукане . [14] создание Тагалогской Республики и объявление общенациональной вооруженной революции. [15] Ризал, который сам не принимал участия в революции, предстал перед военным трибуналом за восстание , подстрекательство к мятежу и заговор . Он был признан виновным по всем пунктам обвинения и расстрелян. [16] В 1897 году Бонифачо был свергнут и казнён Эмилио Агинальдо , взявшим на себя руководство революционным движением. [17] Изгнав испанцев с архипелага, Агинальдо впоследствии установил диктатуру и провозгласил независимость . Однако Парижский договор официально передал Филиппины Соединенным Штатам , что спровоцировало вооруженный конфликт с недавно созданной Первой Филиппинской республикой . [18]
Во время революции Изабело де лос Рейес был среди революционеров, депортированных в Испанию, где он был заключен в тюрьму в замке Монжуик . Там он познакомился с рядом анархистов и синдикалистов, ознакомился с анархистской литературой, предоставленной сочувствующей охраной. [19] [20] После освобождения он встретился с рядом мыслителей-анархистов, в том числе с Франческом Феррером , [21] и читал произведения Пьера-Жозефа Прудона , Михаила Бакунина и Петра Кропоткина . [22] После капитуляции войск Агинальдо и создания островного правительства в 1901 году Изабело был репатриирован в Манилу. [23] привез с собой большую коллекцию анархической и социалистической литературы. [24] Вдохновленный анархо-синдикализмом , Изабело организовал волну рабочих протестов и забастовок в Маниле, что привело его к созданию Unión Obrera Democrática (UOD), первой современной федерации профсоюзов в стране. [25] Когда в августе 1902 года UOD объявил всеобщую забастовку , они оказались под наблюдением полиции, а Изабело была арестована. [26] [27] продолжили профсоюзный организатор Эрменегильдо Крус Артуро Изабело в тюрьме , Сориано подал в отставку и из UOD, находясь но его работу лидер забастовки . UOD в конечном итоге распался из-за внутренних разногласий: умеренные во главе с Лопе К. Сантосом сформировали поддерживаемый США Союз труда Филиппин (UTF). [28] и радикалы во главе с Эрменегильдо Крусом сформировали Congreso Obrero de Filipinas (COF). [29] Впоследствии Сантос начал писать «Банааг в Сикате» , роман о двух друзьях: одном социалисте, а другом анархисте. [30]
Возвышение коммунизма
[ редактировать ]В рамках « Движения четвертого мая » китайские анархисты создали ячейку в Маниле, где издавали анархистскую литературу для распространения по всей Юго-Восточной Азии . [31] Однако роспуск UOD уже привел к ремиссии анархистского движения по всему архипелагу. Анархистские идеи будут сохраняться среди крестьянства, особенно в крестьянских союзах, таких как Агуман динг Малданг Талапагобра (АМТ; Лига бедных рабочих), фронт Социалистической партии Филиппин . [32] Этим анархистским идеям способствовала литература, представленная Исабело де лос Рейес и Доминадором Гомесом в Социалистической партии. [32] После революции русской марксизм-ленинизм начал укореняться в левых кругах в 1920-е годы. Под влиянием Partido Obrero de Filipinas COF присоединилась к Красному Интернационалу профсоюзов в 1927 году. [33] Эта принадлежность спровоцировала раскол между умеренными и революционерами внутри КС, что в конечном итоге привело к распаду профсоюза. [34] В 1930 году Коммунистическая партия Филиппин вышла из этого раскола и начала централизовать контроль над рабочим движением. [21] Коммунистическая партия первоначально была объявлена вне закона Верховным судом . [35] но позже был легализован после Содружества Филиппин создания из-за растущей угрозы со стороны Японской Империи . [21]
Когда началась японская оккупация Филиппин , движение сопротивления на архипелаге было организовано для ведения партизанской войны против оккупационных войск. Крестьяне во главе с Хуаном Фелео организовали Хукбалахап , сыгравшую ключевую роль в вырывании контроля над Лусоном у Японской империи. [21] В 1945 году спонсируемая Японией Вторая Филиппинская республика была свергнута и Содружество было восстановлено.
Вскоре после обретения независимости Третьей Филиппинской республикой Фелео был убит администрацией Мануэля Роксаса , положив начало восстанию Хукбалахапа против республики. [36] После того, как переговоры между двумя сторонами провалились, силы Хукбалахапа начали сокращаться. [37] В 1954 году восстание было окончательно подавлено, и лидер партизан Луис Тарук был вынужден сдаться. [38] Коммунистическая партия снова была объявлена вне закона, а продолжающиеся репрессии привели к застою ее движения в 1960-е годы. Это привело к Первому великому движению исправления , в котором Националистическая молодежь (ХМ) во главе с Хосе Марией Сисоном начала критиковать старую Коммунистическую партию за ее неудачи и инициировала процесс, направленный на оживление коммунистического движения.
С избранием правого Фердинанда Маркоса президентом Филиппин в 1965 году и началом Культурной революции в 1966 году националистическая молодежь все больше вдохновлялась маоизмом и в 1967 году была исключена из Коммунистической партии за свою критическую линию, которая выступал за затяжную народную войну против Республики Филиппины . [39] Это изгнание вызвало дальнейшую фрагментацию коммунистического движения: некоторые молодые марксисты-ленинцы остались верны старой гвардии партии и отделились от ХМ, чтобы сформировать Свободный союз филиппинской молодежи (МПКП). Но большинство из тех, кто покинул ХМ, сами были маоистами, стремившимися повысить свою политическую автономию, а не подчиняться централизованной авторитарной структуре Сисона, и в январе 1968 года создали Федерацию демократической молодежи (СДК). [40] Вдохновленная Культурной революцией и концепцией линии масс , СДК развила в своей программе анархистскую тенденцию. [41] Тем временем Националистическая молодежь отреагировала на их изгнание созданием новой Коммунистической партии . [42] [43] который начал новое восстание против Республики Филиппины. [44]
В 1970 году СДК снова присоединилась к ХМ, которая инициировала чистку руководства СДК и реструктурировала группу по более жестко организованным направлениям, переименовав ее в «Демократическую федерацию молодежи». [45] Анархистские тенденции внутри СДК впоследствии были оттеснены на периферию организации, в результате чего сформировалась явно анархистская группа во главе с Джерри Араосом , известная как Федерация демократической молодежи - Мендиола (СДКМ). [46] СДКМ приняла черный флаг в качестве своего символа и начала формировать передовую линию протестов, получив прозвище «пороховые мозги» из-за своей склонности к насилию, использованию взрывчатых веществ и строительству дотов . [47]
СДКМ сыграла заметную роль во время шторма в первой четверти ; Во время боя на улице Мендиола пожарная машина, использовавшаяся для обливания протестующих водой, была захвачена СДКМ и использовала ее в качестве тарана против ворот дворца Малакананг . Когда ряд взрывов заставил протестующих отступить от дворца, они построили вдоль моста баррикады. Когда лидер СДК Сиксто Карлос обратился к СДКМ за помощью, члены СДКМ разместились на каждой баррикаде. [47] Протестующие несколько часов боролись с полицией на мосту, но баррикады в конце концов пали, и протестующие снова были вынуждены отступить. [48] В феврале 1971 года студенческое восстание в Филиппинском университете Дилиман привело к созданию коммуны Дилиман . Здесь члены СДКМ также сыграли заметную роль на баррикадах, но, по словам Араоса, баррикады пали только из-за приказа Коммунистической партии покинуть их. [47] В конечном итоге СДКМ была снова приведена в соответствие с СДК, которая теперь занимается общественными работами и организацией небольших протестов. В конечном итоге эти две организации полностью объединились, и Джерри Араос был избран вице-председателем недавно объединенного SDK. [49] Однако из-за этих волн протестов 23 сентября 1972 года Маркос объявил на Филиппинах военное положение , положив начало эпохе военной диктатуры . Многие из существующих коммунистических организаций, включая СДК, были загнаны в подполье в результате репрессий и в конечном итоге были распущены к 1975 году. [50]
Несмотря на то, что он сыграл заметную роль в сопротивлении диктатуре Маркоса, [51] Оппозиция коммунистов Революции народной власти , которая свергла Маркоса, в конечном итоге привела к тому, что их движение было в значительной степени отодвинуто на второй план во время Пятой Республики Филиппины . [42] Последствия этого решения в сочетании с революциями 1989 года и началом Второго Великого движения за исправление ситуации в 1992 году привели к дальнейшему расколу внутри Коммунистической партии, которая распалась на несколько конкурирующих фракций. [52] Эта фрагментация авторитарных левых уступила место другим формам радикального левого движения, которые начали появляться к концу 20-го века. [53]
Возрождение анархистского движения
[ редактировать ]В 1970-х годах филиппинское анархистское движение начало вновь возникать как часть зарождающейся панк-субкультуры на архипелаге , принеся с собой сильную философию антиавторитаризма . При диктатуре панк-музыка была привезена в страну вернувшимися членами диаспоры и нелегально транслировалась по всей Маниле, что положило начало панк-движению Пиной . Панк-музыка стала выражением недовольства молодежи консервативным обществом и начала приобретать явно политический характер в 1980-х годах, когда многие панки открыто поддерживали анархистские идеи. [54]
Фрагментация Коммунистической партии после Революции народной власти привела к дальнейшему всплеску анархистской активности на архипелаге. [53] Согласно одному сообщению, кадровая ячейка Коммунистической партии обратилась в анархизм. [53] Одной из тенденций, возникших в результате раскола, была народная демократия , которая предполагала, что надлежащая основа для демократических инициатив находится в гражданском обществе , а не в государстве. [55] «Народные демократы» в основном разделились на минархистов , занимавшихся электорализмом , и анархистов, занимавшихся организацией сообществ . [56] В журнале «Касаринлан» бывший член Коммунистической партии Исагани Серрано опубликовал статью Reimagining Philippine Revolution , в которой он выступал за народную демократию и критиковал идеологию партии, предлагая антиэтатистскую социальную революцию . [57]
Анархистское движение продолжало привлекать людей на протяжении 1990-х годов, особенно после того, как протесты ВТО в Сиэтле в 1999 году привели анархизм в основной дискурс. [54] Одной из групп, сформировавшихся примерно в это время, была Конфедерация анархистов Метро Манилы (MMAC), которая стремилась координировать действия отдельных лиц и коллективов, а не формировать политическую партию . [58] Другие организованные анархистские группы также начали формироваться, при этом ряд коллективов объединились, чтобы создать Антикапиталистическую конвергенцию Филиппин, чтобы организовать протесты против Международного валютного фонда и Всемирного банка . [59] В 2001 году филиппинцы были привлечены к анархизму во время Второй революции EDSA против правительства Джозефа Эстрады , во время которой анархисты распространяли листовку под названием «Организуйтесь без лидеров!» , противопоставляя себя другим оппозиционным группам, стремившимся достичь политической власти. [60] После того, как к власти пришла Глория Макапагал Арройо , многие левые в стране разочаровались в революциях EDSA, которые, по их мнению, сводились лишь к смене режима . [61] Это разочарование усилилось после прерванной EDSA III , которая была быстро подавлена и привела к аресту лидеров оппозиции, но повысила осведомленность общественности о возможностях самоорганизации . [62] Некоторые члены Коммунистической партии даже начали призывать к системным изменениям , а не к своей обычной линии смены режима. [63]
После этих революций современные филиппинские анархисты, такие как Бас Умали, начали призывать к демонтажу филиппинского национального государства и созданию на его месте децентрализованной «архипелажной конфедерации». [64] Анархистские способы решения проблем, основанные на доколониальном баянихане и поддерживаемые, среди прочего, христианской субсидиарностью , [65] также вернулись в мейнстрим как альтернатива лишенной власти зависимости , [66] примером может служить создание общественных кладовых во время пандемии COVID-19 и их существование на фоне политико-экономической враждебности . [67] [68] [69] По состоянию на 2009 год на Филиппинах существовали различные анархистские группы, примерами которых являются региональное Давао Движение сопротивления анархистов (DARM), анархо-феминистская организация Liberate the Clit Kolektiv (LiCK), а также издатели Dumpling Press, Animal Liberation организация Youth Collective for. Animal Liberation (YCAL) и Местная анархистская сеть (LAN), которые называют себя «свободным объединением анархистов» разных направлений. [59]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анджелес, Хосе Амиэль (2007). «Битва при Мактане и рассуждения коренных народов о войне» . Филиппинские исследования . 55 (1). Университет Атенео де Манила : 3–52. ISSN 2012-2489 . OCLC 4822572656 .
- ^ Блэр, Эмма (1906). Филиппинские острова, 1493–1898 гг. Том. 38 . Компания Артура Х. Кларка. стр. 87–94.
- ^ Дука, Сесилио Д. (2008). Борьба за свободу . Манила : Rex Bookstore, Inc., стр. 99–100. ISBN 978-971-23-5045-0 . OCLC 958017661 .
- ^ Пьедад-Пугей, Крис Антонетт. «Восстания перед революцией» . Манила : Национальный исторический институт . Архивировано из оригинала 10 марта 2007 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Дагами (2010). «Три звезды и солнце» . Журнал Гасера . 1 (1). Дистрибутив Mindsetbreaker: 20–21. OCLC 900446786 .
- ^ Шумахер, Джон (1997). Пропагандистское движение, 1880–1895: создание филиппинского сознания, совершение революции . Манила: Издательство Университета Атенео. п. 333. ИСБН 971-550-209-1 .
- ^ Агонсильо, Теодоро (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Garotech. ISBN 971-8711-06-6 .
- ^ Андерсон, Бенедикт (2013). Эпоха глобализации: анархисты и антиколониальное воображение . Версо. стр. 107, 159. ISBN. 978-1-78168-144-2 . OCLC 864023954 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Асеньеро, Джордж (31 октября 2013 г.). «От Кадиса до Ла Лиги: испанский контекст политической мысли Рисала» (PDF) . Азиатские исследования: журнал критических взглядов на Азию . 49 (1). Кесон-Сити : Филиппинский университет Дилимана : 27–39. ISSN 2244-5927 . ОСЛК 950730261 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андерсон, Бенедикт (2013). Эпоха глобализации: анархисты и антиколониальное воображение . Лондон : Verso Books . п. 31. ISBN 9781781681442 . OCLC 875370534 .
- ^ Зайде, Грегорио Ф. (1976). Ризал: Его изгнание в Дапитан . Святой Марии. п. 193 . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Гиббс, Элоиза А. (1960). Ризал в Дапитане: история, основанная на жизни Хосе Ризаля во время его ссылки в Дапитане . Университетское книжное снабжение. п. 230 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Агонсильо, Теодоро (1996) [1956], Восстание масс: история Бонифачо и Катипунана , Кесон-Сити: University of the Philippines Press, стр. 41, ISBN 971-8711-06-6
- ^ Окампо, Амбет Р. (1995). Рука Бонифачо . Паб «Анвил». п. 8. ISBN 978-971-27-0418-5 .
- ^ Война, Чудеса; Воплощение, Эммануэль; Вильегас, Рамон (1996), «Андрес Бонифачо и революция 1896 года» , Южноафриканская культура , 1 (2), Национальная комиссия по культуре и 3–1 07-0 искусству :
- ^ Рассел, Чарльз Эдвард; Родригес, Эулогио Балан (1923). Герой филиппинцев: история Хосе Рисаля, поэта, патриота и мученика . Компания Век. п. 308 .
- ^ Агонсильо, Теодоро (1990). История филиппинского народа (8-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Garotech. стр. 178–181. ISBN 971-8711-06-6 .
- ^ Рэндольф, Карман Фитц (2009). «Глава I, Аннексия Филиппин». Закон и политика аннексии . Чарльстон, Южная Каролина: BiblioBazaar, LLC. ISBN 978-1-103-32481-1 .
- ^ Мохарес, Ресил (2006). Мозги нации: Питер Патерно, Т.Х. Пардо де Тавера, Изабело де лос Рейес и производство современных знаний Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 268. ИСБН 9789715504966 . OCLC 76895524 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1992). Союз Obrera Democrática: Первый филиппинский профсоюз . Кесон-Сити: Новый день. п. 14. ISBN 9789711004880 . OCLC 1187047203 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сауло, Альфредо (2002). Коммунизм на Филиппинах: Введение (Расширенное издание). Манила, Филиппины: Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 4. ISBN 9715504035 . OCLC 969406494 .
- ^ Мохарес, Ресил (2006). Мозги нации: Питер Патерно, Т.Х. Пардо де Тавера, Изабело де лос Рейес и производство современных знаний Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 269. ИСБН 9789715504966 . OCLC 76895524 .
- ^ Мохарес, Ресил (2006). Мозги нации: Питер Патерно, Т.Х. Пардо де Тавера, Изабело де лос Рейес и производство современных знаний Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 274. ИСБН 9789715504966 . OCLC 76895524 .
- ^ Ричардсон, Джим (2011). Коммунист: зарождение Коммунистической партии Филиппин, 1902–1935 гг . Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 15. ISBN 9789715506267 . OCLC 756771087 .
- ^ Деннисон, Элеонора (7 декабря 1938 г.). «Филиппинский труд в рамках Содружества» . Дальневосточное обследование . 7 (24). Институт тихоокеанских отношений : 277–282. дои : 10.2307/3022423 . ISSN 0362-8949 . JSTOR 3022423 . OCLC 4636899601 .
- ^ Помрой, Уильям Дж. (1992). Филиппины: колониализм, сотрудничество и сопротивление . Нью-Йорк: Международный. п. 51. ИСБН 9780717806928 . OCLC 246725565 .
- ^ Мохарес, Ресил (2006). Мозги нации: Питер Патерно, Т.Х. Пардо де Тавера, Изабело де лос Рейес и производство современных знаний Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 279. ИСБН 9789715504966 . OCLC 76895524 .
- ^ Геварра, Данте Дж. (1991). История филиппинского рабочего движения . Ста. Меса, Манила: Институт труда и производственных отношений, Политехнический университет Филиппин. стр. 23–26. ISBN 9789712317552 .
- ^ Ричардсон, Джим (2011). Коммунист: зарождение Коммунистической партии Филиппин, 1902–1935 гг . Кесон-Сити: Издательство Афинского университета. п. 21. ISBN 9789715506267 . OCLC 756771087 .
- ^ Сантос, Лопе К. (1988). Яркий и знаменитый . Филиппины: Закладка.
- ^ Йонг, CF (1997). Истоки малайского коммунизма . Сингапур : Центр стратегической информации и развития исследований. п. 18. ISBN 9789672165606 . OCLC 1112676175 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Феган, Брайан (1982). «Социальная история района Центрального Лусона». В Маккое, Альфред; де Хесус, Эд (ред.). Социальная история Филиппин: глобальная торговля и местная трансформация . Сидней: Аллен и Анвин. п. 107.
- ^ Карр, Эдвард Халлетт (1978). История Советской России, Том 14: Основы плановой экономики: Том 3, Часть 3 . Лондон : Макмиллан . п. 1040. OCLC 1200091334 .
- ^ Евангелиста, Крисанто (август 1929 г.). Раскол в Конгрессе труда Филиппин: агентам империалистов США и местной буржуазии не удалось захватить Конгресс . Том. 1. Красный Интернационал профсоюзов. п. 300.
- ^ Народ Филиппинских островов против Крисанто Евангелисты и др. , GR L-36278 SCRA (Фил. 1932).
- ^ Лачика, Эдуардо (1971). Хуки: восстание филиппинского аграрного общества . Нью-Йорк: Издательство Preager.
- ^ Тарук, Луис (1953). Рожденный из народа . Гринвуд Прес. стр. 230–231. ISBN 978-0-8371-6669-8 .
- ^ Гудвин, Джефф (2001). Ланге, Питер; Бейтс, Роберт Х. (ред.). Другого выхода нет: государства и революционные движения, 1945–1991 гг . Эллен Комиссо, Хелен Милнер, Джоэл Мигдал. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . п. 119. дои : 10.1017/CBO9780511812125 . ISBN 978-0-521-62948-5 .
- ^ «Краткая история Коммунистической партии Филиппин » Коммунистическая партия Филиппин - 1 Архивировано из оригинала 7 ноября . Получено 5 ноября ,
- ^ Сантос, Солиман М.; Святые, Мирные Истины М. (2008). СДК: Воинственный, но крутой: Истории молодёжного демократического движения . Манила : Наковальня . п. 74. ИСБН 9789712720291 . OCLC 943946203 .
- ^ Скалице, Джозеф Пол (2017). Кризис революционного лидерства: военное положение и коммунистические партии Филиппин, 1959–1974 ( доктор философии ). Беркли : Калифорнийский университет . п. 343. OCLC 1020063177 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гомес, Джим (20 августа 2016 г.). «AP объясняет: кто такие коммунистические повстанцы на Филиппинах?» . Ассошиэйтед Пресс . Манила . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Ливанаг, Армандо (26 декабря 1988 г.). «Краткий обзор истории Коммунистической партии Филиппин» . Веб-центр Филиппинской революции . Проверено 8 января 2016 г.
- ^ «Коммунистическое восстание на Филиппинах: тактика и переговоры» (PDF) . Доклад по Азии (202). Брюссель : Международная кризисная группа . 14 февраля 2011 г. OCLC 1222598208 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 10 января 2016 г.
- ^ Скалице, Джозеф Пол (2017). Кризис революционного лидерства: военное положение и коммунистические партии Филиппин, 1959–1974 ( доктор философии ). Беркли : Калифорнийский университет . стр. 343–344. OCLC 1020063177 .
- ^ Сантос, Солиман М.; Святые, Мирные Истины М. (2008). СДК: Воинственный, но крутой: Истории молодёжного демократического движения . Манила : Наковальня . п. 76. ИСБН 9789712720291 . OCLC 943946203 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сантос, Солиман М.; Святые, Мирные Истины М. (2008). СДК: Воинственный, но крутой: Истории молодёжного демократического движения . Манила : Наковальня . п. 77. ИСБН 9789712720291 . OCLC 943946203 .
- ^ Наварро, Нельсон (2013). Полузабытое прошлое: Мемуары . Кесон-Сити : Издательство Alphan. стр. 69–70. ISBN 9789719476320 . OCLC 875270082 .
- ^ Сантос, Солиман М.; Святые, Мирные Истины М. (2008). СДК: Воинственный, но крутой: Истории молодёжного демократического движения . Манила : Наковальня . п. 14. ISBN 9789712720291 . OCLC 943946203 .
- ^ Скалице, Джозеф Пол (2017). Кризис революционного лидерства: военное положение и коммунистические партии Филиппин, 1959–1974 ( доктор философии ). Беркли : Калифорнийский университет . п. 729. OCLC 1020063177 .
- ^ Абиналес, Патрисио (25 ноября 2016 г.). «Маркос и Минданао: зоны, не относящиеся к моро» . Рэплер . Пасиг . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Пабико, Алекс П. (31 августа 2007 г.). «Великий левый разрыв» . Новости ГМА . Проверено 5 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . п. 293.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Пайрес, Йонг; Умали, Бас (2010). «Интервью с Джонгом Пайресом и Басом Умали об анархизме на Филиппинах». У Габриэля Куна; Себастьян Калича (ред.). Фон Джакарта в Йоханнесбурге . Мюнстер : Унраст. ISBN 9783897715066 . OCLC 919085683 .
- ^ Серрано, Исагани (1994). «Переосмысление филиппинской революции» . Касаринлан: Филиппинский журнал исследований третьего мира . 10 (2). Кесон-Сити : Филиппинский университет Дилимана : 75. ISSN 2012-080X . OCLC 939095270 .
- ^ Торнквист, Олле (2002). Народное развитие и демократия (PDF) . СУМ Периодические статьи. Осло : Университет Осло . ISBN 9788290391435 . OCLC 474607527 . Проверено 8 февраля 2012 года .
- ^ Серрано, Исагани (1994). «Переосмысление филиппинской революции» . Касаринлан: Филиппинский журнал исследований третьего мира . 10 (2). Кесон-Сити : Филиппинский университет Дилимана : 80–81. ISSN 2012-080X . OCLC 939095270 .
- ^ Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . стр. 298–300.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фернандес, Эрвин С. (2009). «Анархизм, Филиппины». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Джон Уайли и сыновья. стр. 1–2. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0068 . ISBN 978-1-4051-9807-3 .
- ^ Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . стр. 300–303.
- ^ Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . стр. 304–306.
- ^ Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . п. 308.
- ^ Куэвас-Хьюитт, Марко (2016). «10. Анархисты» (PDF) . Переосмысленные сообщества: радикальное воображение от независимости Филиппин до постколониального настоящего (Тезис). Университет Западной Австралии . п. 311.
- ^ Умали, Бас (26 апреля 2006 г.). «Архипелажная Конфедерация» . Anarkismo.net . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Дель Мундо, Руби (21 апреля 2021 г.). «Взаимная помощь, общественные кладовые выявляют лучшее в филиппинцах и худшее в бесчеловечном режиме Дутерте» . Веб-центр Филиппинской революции .
- ^ Мендисабаль, LS (27 апреля 2021 г.). «Вернем «Сообщество» в общественную кладовую» . Кодао .
- ^ Юваллос, Андреана (20 апреля 2021 г.). «Реакция правительства на движение общественных кладовых? Полиция и бюрократия» . Филиппинский ежедневный опросник . Макати : Публикации Hinge Inquirer . ISSN 0116-0443 . OCLC 243915470 . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Садонгдонг, Мартин (20 апреля 2021 г.). «Парладе: общественная кладовая может быть использована, чтобы побудить общественность к восстанию против правительства» . Манильский бюллетень . Манила : Издательская корпорация Manila Bulletin . ISSN 0116-3086 . OCLC 42725386 . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Чуа, Адель (21 апреля 2021 г.). « Коммунистическая» метка на день останавливает общественную кладовую» . Манильский стандарт . Макати : Philippine Manila Standard Publishing, Inc. ISSN 0116-5054 . OCLC 819413184 . Проверено 25 июля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гермес, Карен Луиза (июнь 2023 г.). «Анархистские формы организации и баянихан (солидарности) перед лицом бедствий на Филиппинах» . Анархические достижения в культурных исследованиях . 2023 (1): 35–58. ISSN 1923-5615 .
- Макдональд, Чарльз Дж. Х. (июнь 2023 г.). «Филиппинки как либертарианские современные последствия анархизма» . Анархические достижения в культурных исследованиях . 2023 (1): 97–125. ISSN 1923-5615 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Черный флаг - филиппинское анархистское издание
- Раздел Филиппины - Анархистская библиотека
- Филиппинский отдел - Анархистская библиотека Юго-Восточной Азии
- Тагальский раздел - Анархическая библиотека Юго-Восточной Азии
- Раздел Филиппины - Libcom.org