Jump to content

Окот п'Битс

Окот п'Битс
Рожденный ( 1931-06-07 ) 7 июня 1931 г.
Умер 20 июля 1982 г. ) ( 1982-07-20 ) ( 51 год
Кампала , Уганда
Альма-матер Бристольский университет , Уэльский университет, Аберистуит , Оксфордский университет
Заметная работа Песня Лавино (1966)

Окот п'Битек (7 июня 1931 - 19 июля 1982) был угандийским поэтом, получившим широкое международное признание благодаря «Песне о Лавино» , длинному стихотворению, повествующему о невзгодах сельской африканской жены, чей муж начал городскую жизнь и желает всего. быть вестернизированным . «Песня о Лавино» изначально была написана на диалекте ачоли Южного Ло , переведена автором на английский язык и опубликована в 1966 году. Это была прорывная работа, создавшая аудиторию среди англоязычных африканцев для прямой, актуальной поэзии на английском языке; и объединение традиционных взглядов и мышления в доступном, но достоверном литературном средстве. За этим последовала «Песня об Околе» (1970), ответ мужа.

«Восточноафриканская школа песни» или «Поэзия школы Окот» теперь является академическим обозначением произведений, следующих его направлению, также широко называемых «комическим пением»: мощный тип драматического стихотворного монолога, основанный на традиционной песне и фразеологии.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Окот П'Битек родился в 1931 году в Гулу , на лугах Северной Уганды. [ 1 ] Его отец, Джебедайо Опи, был школьным учителем, а мать, Лакваа Серина, была традиционной певицей, рассказчицей и танцовщицей. [ 2 ] Его этническое происхождение было ачоли , и сначала он писал на диалекте ачоли , также известном как льво. Ачоли — диалект южного луо , одного из западнонилотских языков . [ 3 ]

В школе он был отмечен как певец, танцор, барабанщик и спортсмен. Он получил образование в средней школе Гулу, затем в Королевском колледже Будо , где сочинил оперу на основе традиционных песен. [ 4 ] Он продолжил обучение в университетах Соединенного Королевства.

Университет

[ редактировать ]

Сначала он уехал за границу в качестве игрока сборной Уганды по футболу в 1958 году. Он отказался от футбола как от возможной карьеры, остался в Великобритании и изучал педагогику в Бристольском университете , а затем юриспруденцию в Уэльском университете в Аберистуите . [ 5 ] Затем он получил степень бакалавра литературы в области социальной антропологии в Оксфордском университете , защитив в 1963 году диссертацию о ачоли и ланго традиционных культурах .

Сообщается, что Оксфорд намеренно провалил докторскую диссертацию. в 1970 году. [ 6 ] [ 7 ] Диссертация была опубликована почти без изменений в 1971 году под названием «Религия Центрального Луо» кенийским издателем. [ 8 ]

По словам Джорджа Херона, за эти годы п'Битек утратил приверженность христианской вере. Это имело серьезные последствия для его позиции как исследователя африканской традиции, который ни в коем случае не принимал общий ход более ранних работ или то, что он называл «грязными сплетнями» в отношении племенной жизни. Его персонаж Лавино также говорит за него в некоторых местах по этим вопросам. [ необходимы дополнительные ссылки ]

Он написал ранний роман « Лак Тар Мийо Киньеро Ви Лобо» (1953) на языке Льво, позже переведенный на английский язык как «Белые зубы» . Речь идет об опыте молодого мужчины Ачоли, уехавшего из дома в поисках работы и, следовательно, жены. Окот п'Битек организовал фестиваль искусств в Гулу, а затем в Кисуму . Впоследствии он преподавал в Университете Макерере (1964–66), а затем был директором Национального театра и национального культурного центра Уганды (1966–68). [ 5 ]

Он стал непопулярным среди правительства Уганды и занял преподавательские должности за пределами страны. Он принял участие в Международной программе письма в Университете Айовы в 1969 году. С 1971 года он работал в Институте африканских исследований Университетского колледжа Найроби в качестве старшего научного сотрудника и лектора, а также посещал должности в Техасском университете в Остине и Университете Ифе в Нигерии в 1978/9 году. Он оставался в изгнании во время режима Иди Амина , вернувшись в 1982 году в Университет Макерере, чтобы преподавать творческое письмо. Он участвовал в первой Международной книжной ярмарке радикальных черных книг и книг третьего мира в Лондоне в апреле 1982 года, когда исполнил отрывки из своих стихотворений «Песня о Лавино» и «Песня об Околе», что стало его последним публичным выступлением. [ 9 ]

Помимо своих стихов и романов, он также принял участие в продолжающихся дебатах о целостности исследований традиционной африканской религии, утверждая в книге « Африканские религии в западных науках » (1971), что ученые, сосредоточенные на европейских проблемах, были «интеллектуальными контрабандистами». Его точка зрения, направленная частично на африканцев, прошедших обучение в христианских традициях, заключалась в том, что она приводила к концентрации на вопросах, далеких от реальных интересов африканцев; это оспаривалось другими. Он был атеистом. [ 10 ]

Он умер в Кампале от инсульта в 1982 году. У него остались дочери Агнес Ойелла, Джейн Окот п'Битек, написавшая « Прощальную песню» (1994), Ольга Окот Битек Огелель и Сесилия Окот Битек, работающие медсестрами, Джулиана Окот Битек, которая пишет стихи, и сын Джордж Окот п'Битек, который работает учителем в Кампале. Ольга, Сесилия и Джулиана живут в Ванкувере , Британская Колумбия, Канада . В 2004 году Джулиана получила награду конкурса рассказов Содружества за рассказ «Иду домой». Это дочери его жены Кэролайн. [ 11 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Белые губы заставляют мир смеяться (1953); роман на языке луо, английский перевод White Teeth
  • Песня Лавино: Плач (Издательство Восточной Африки, 1966); стихотворение, перевод автора луоского оригинала Wer pa Lawino
  • Wer pa Lawino (Издательство Восточной Африки, 1969). Защита Лавино , альтернативный перевод Табан Ло Лиёнга (2001)
  • Песня Окола (Издательство Восточной Африки, 1970); стихотворение, написанное на английском языке
  • Религия Центрального Ло (1971)
  • Две песни: Песня узника, Песня Малайи (1971); стихи
  • Африканские религии в западных стипендиях (1971, Найроби)
  • Культурная революция в Африке (1973); эссе
  • Рог Моей Любви ; переводы традиционных устных стихов. Лондон: Образовательные книги Heinemann, 1974. ISBN   0-435-90147-8
  • Заяц и птица-носорог (1978) сборник сказок
  • Пословицы Ачоли (1985)
  • Художник, правитель: очерки искусства, культуры и ценностей (1986)
  • Современная кулинария

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лара Розенофф Говин, «В ​​культуре и вне ее: работа Окота п'Битека и социальное восстановление в постконфликтном Аколиленде», устная традиция 28/1 (2013): 35–54 ( доступно онлайн )
  • Джордж А. Херон, Поэзия Окота п'Битека (1976)
  • Джеральд Мур , Двенадцать африканских писателей (1980)
  • Моника Наляка Ванамбиси, Мысль и техника в поэзии Окота п'Битека (1984)
  • Молара Огундипе-Лесли и Салонго Тео Лузуука (редакторы), Культурные исследования в Африке: празднование Окот п'Битек и за его пределами (симпозиум 1997 года, Транскейский университет)
  • Сэмюэл Олуоч Имбо, Устные традиции как философия: наследие Окота П'Битека для африканской философии (2002)
  1. ^ «Биографические приложения» [Биографические приложения]. Республика: Журнал культуры и социальных проблем (выбор из новой африканской литературы) (на сербско-хорватском языке). XXXIV (12). Загреб , СР Хорватия : 1424–1427 гг. декабрь 1978 г.
  2. ^ Лара Розенофф Говин, «В ​​культуре и вне ее: работа Окота п'Битека и социальное восстановление в постконфликтном Аколиленде» , Устная традиция, 28/1 (2013: 35-54), стр. 44.
  3. ^ Уильям Аль-Шариф, «7. Окот п'Битек» , в «Люди и идеи» , Иерусалимские академические публикации, 2010, стр. 68.
  4. ^ Линдфорс, Бернт (1977). «Интервью с Окотом пбитеком». Мировая литература, написанная на английском языке . 16 (2): 281–299. дои : 10.1080/17449857708588462 .
  5. ^ Jump up to: а б «Окот п'Битек» , энциклопедия . Британская
  6. ^ «АК КАЙЗА — Империя наносит ответный удар Лавино: как Оксфорд потерпел неудачу Окот п'Битек | Слон» . 25 июня 2022 г.
  7. ^ «Гнев Окота п'Битека: Колониальные перспективы» . 12 июля 2019 г.
  8. ^ Аллен, Тим (12 июля 2019 г.). «Гнев Окота п'Битека: колониальные перспективы и неудавшаяся докторская степень в Оксфорде» . Слон . Проверено 28 июня 2022 г.
  9. ^ Г.Г. Дара, «Для Джона Ла Роуза революция бесконечна» , «Nigerian Guardian» , 13 марта 2006 г., через Институт Джорджа Падмора .
  10. ^ Коммуникация и обращение в Северном Камеруне: народ Дии и норвежские миссионеры, 1934–1960 , стр. 118.
  11. Джейн Мусоке-Нтейафас, «Один на один с Джулианой Битек, автором, поэтессой и дочерью легендарного Окота п'БитеК» , AfroLit, 18 августа 2008 г.

Соответствующая литература

[ редактировать ]
  • Реттова, Алена. «Общий перелом белых зубов Окота п'Битека». Журнал литературы Содружества 58, вып. 2 (2023): 427–441.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 98503b7ba02a02e2ca34758ff418621b__1722418680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/98/1b/98503b7ba02a02e2ca34758ff418621b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Okot p'Bitek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)