Абдулла Юсуф Аззам
Абдулла Юсуф Аззам | |
---|---|
عبد الله يوسف عزامАбдулла Юсеф Аззам | |
![]() | |
Персональный | |
Рожденный | |
Умер | 24 ноября 1989 г. | ( 48 лет
Причина смерти | Убийство с помощью заминированного автомобиля |
Религия | Суннитский ислам |
Гражданство | Иорданский (1948–1989) |
Крид | Салафизм [1] |
Движение | Братья-мусульмане |
Альма-матер | Дамасский университет (бакалавр) Университет Аль-Азхар (доктор философии) |
Известный | Наставничество Усамы бен Ладена и соучредитель Мактаб аль-Хидамат. |
Занятие | `Алим и богослов |
Отношения | Абдулла Анас (зять) |
Абдулла Юсуф Аззам [а] ( 14 ноября 1941 - 24 ноября 1989) был арабским исламистом , джихадистом и теологом с оккупированного Иорданией Западного берега . Принадлежащий к салафитскому движению в суннитском исламе , он и его семья бежали с аннексированного Иорданией Западного берега после арабо-израильской войны 1967 года и получили высшее образование в Иордании и Египте , прежде чем переехать в Саудовскую Аравию . В 1979 году Аззам издал фетву, призывающую к «оборонительному джихаду» в свете начала советско -афганской войны , и впоследствии переехал в Пакистан, чтобы поддержать афганских моджахедов . [2]
Будучи учителем и наставником саудовского боевика Усамы бен Ладена , он был одной из ключевых фигур, убедивших бен Ладена поехать в Афганистан и лично контролировать действия моджахедов в этой стране. [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] В 1984 году Аззам и бен Ладен основали «Мактаб аль-Хидамат» , исламскую правозащитную организацию, которая стремилась собрать средства для моджахедов, а также вербовала для своего дела боевиков неафганского происхождения (известных как афганские арабы ). [5] После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году он продолжал пропагандировать воинственность джихада от имени других мусульман в других странах, что привело к тому, что во многих кругах он стал известен как «отец глобального джихада ». [8] [9]
24 ноября 1989 года Аззам был убит в результате взрыва заминированного автомобиля, взорванного неизвестными в Пешаваре, Пакистан . [10]
Ранняя жизнь и гражданство
[ редактировать ]Аззам родился 14 ноября 1941 года в Силат аль-Харития , на территории тогдашнего британского мандата в Палестине , в семье палестинских арабов . [11] В рамках аннексии Западного берега Иорданией после арабо-израильской войны 1948 года Аззаму, как и большинству палестинцев, было предоставлено иорданское гражданство. Большинство его биографов описывали Аззама как человека исключительно умного в детстве. Он любил читать, преуспел в учебе и изучал темы, превышающие его уровень. [12] [13]
Образование
[ редактировать ]Братья-мусульмане
[ редактировать ]В середине 1950-х годов Аззам присоединился к «Братьям-мусульманам» под влиянием Шафика Асада Абд аль-Хади, пожилого местного учителя, который был членом «Братьев-мусульман». Признавая острый ум Аззама, Шафик Асад дал Аззаму религиозное образование и познакомил его со многими лидерами «Братьев-мусульман» в Палестине. Аззам стал больше интересоваться исламоведением и основал учебную группу в своей деревне. Затем Шафик Асад представил Аззама Мухаммаду Абд ар-Рахману Халифе, Муракибу Аму (генеральному руководителю) «Братьев-мусульман» в Иордании . Халифа встречался с Аззамом во время нескольких визитов в Силат аль-Харитию. В этот период своей жизни Аззам начал читать произведения Хасана аль-Банны и другие произведения «Братьев-мусульман». [12]
В конце 1950-х годов, после завершения начального и среднего образования, Аззам покинул Силат аль-Харитию и поступил в сельскохозяйственный колледж Хадури в Тулькарме , примерно в 30 километрах к юго-западу от своей деревни. Хоть он и был на год младше своих одноклассников, но получил хорошие оценки. [12] [13] После окончания колледжа студентов отправляли преподавать в местные школы. Аззама отправили в деревню Адир недалеко от города Керак в центральной Иордании. [12] [13] По словам одного из его биографов, Аззам хотел занять должность поближе к дому, но после ссоры с деканом колледжа его отправили в далекую школу. [12] Проведя год в Адире, Аззам вернулся на Западный берег, где преподавал в школе в деревне Буркин , примерно в четырех километрах к западу от Дженина. Его коллеги в Буркине вспоминали его как заметно более религиозного человека, чем они. Во время перерывов, пока другие ели, Аззам сидел и читал Коран . [12]
Исламоведение в Сирии
[ редактировать ]В 1963 году Аззам поступил на факультет шариата Дамасского университета в Сирии . Находясь в Дамаске, он встретился с исламскими учеными и лидерами, в том числе с шейхом Мухаммадом Адибом Салихом, шейхом Саидом Хаввой, шейхом Мохамедом Саидом Рамаданом аль-Бути , муллой Рамаданом аль-Бути и шейхом Марваном Хадидом. [12] Наставник Аззама Шафик Асад Абд аль-Хади умер в 1964 году. Это укрепило решимость Аззама работать на благо ислама. На каникулах Аззам возвращался в свою деревню, где преподавал и проповедовал в мечети. [12] Аззам окончил его с отличием в 1966 году, получив степень бакалавра искусств по шариату . После этого он вернулся на Западный берег , где преподавал и проповедовал в окрестностях своей деревни.
Арабо-израильская война 1967 года и палестинское дело
[ редактировать ]1967 года После того, как Шестидневная война закончилась Израилем военной оккупацией Западного берега , Аззам и его семья покинули Западный берег и последовали за исходом палестинцев в Иорданию. [12] [13]
В Иордании Аззам участвовал в военизированных операциях против израильской оккупации, но разочаровался в светском и провинциальном характере палестинской коалиции сопротивления, сплоченной под эгидой Организации освобождения Палестины (ООП) и возглавляемой Ясиром Арафатом . [ нужна ссылка ]
ООП Вместо продолжения марксистско -ориентированной национально-освободительной борьбы , поддерживаемой Советским Союзом , Аззам представлял себе панисламское транснациональное движение, которое выйдет за пределы политической карты Ближнего Востока, нарисованной европейскими колониальными державами. [14]
Исламоведение в Египте
[ редактировать ]В Египте Аззам продолжил обучение в престижном университете Аль-Азхар , получив в 1973 году докторскую степень по принципам исламской юриспруденции , познакомившись за время своего пребывания с идеями Сайида Кутба . [15] Свою докторскую диссертацию на 600 страниц он завершил примерно за 16 месяцев. [16]
Некоторые исследователи полагают, что он сыграл роль идеолога в основании исламистского движения Хамас в Палестине. [17]
Профессор в Саудовской Аравии
[ редактировать ]Аззам стал преподавателем в Университете короля Абдель Азиза в Джидде , Саудовская Аравия, где он оставался до 1979 года. Усама бен Ладен был зачислен в университет в период с 1976 по 1981 год и, вероятно, впервые встретил Аззама именно в это время. [18]
Участие в советско-афганской войне
[ редактировать ]Когда Советский Союз вторгся в Афганистан по просьбе правительства Халкиста в 1979 году, Аззам издал фетву « Защита мусульманских земель — первое обязательство после веры» . [14] заявив, что борьба как в Афганистане, так и в Палестине является джихадом и что все трудоспособные мусульмане обязаны бороться против иностранной оккупации исламских стран. [5] Указ поддержал верховный муфтий Саудовской Аравии Абд аль-Азиз бин Баз . [ нужна ссылка ]
Деятельность в Пакистане и Афганистане
[ редактировать ]Аззам начал преподавать в Международном исламском университете в Исламабаде , Пакистан, в 1981 году. [19] Вскоре после этого он переехал в Пешавар , ближе к афганской границе, где основал Мактаб аль-Хадамат (Услуги) для организации гостевых домов в Пешаваре и военизированных тренировочных лагерей в Афганистане для подготовки международных новобранцев для афганского военного фронта. Примерно 16 000 [20] до 35 000 мусульманских добровольцев [21] со всего мира приехали воевать в Афганистан. [21] [22] Еще тысячи мусульман посещали «приграничные школы, наполненные бывшими и будущими боевиками». [22] Оттуда Аззам смог организовать сопротивление прямо на афганской границе. Пешавар находится всего в 15 км к востоку от исторического Хайберского перевала , через горы Цфат-Кох , соединенные с юго-восточным краем хребта Гиндукуш . Этот маршрут стал основным путем переброски иностранных боевиков и материальной поддержки в восточный Афганистан для сопротивления Советскому Союзу и их союзникам из ДРА. [ нужна ссылка ]
После того как Усама бен Ладен окончил университет в Джидде в 1981 году, он также какое-то время жил в Пешаваре; Аззам убедил бен Ладена лично помочь финансировать обучение новобранцев. [23] Некоторые предполагают, что именно Мохаммед Атеф убедил Аззама отказаться от своих академических занятий и посвятить себя исключительно проповеди джихада. [24]
Через «Аль-Хадамат» состояние бен Ладена оплачивало авиабилеты и проживание, оформляло документы с властями Пакистана и оказывало другие подобные услуги бойцам джихада. Чтобы поддерживать деятельность «Аль-Хадамата», бен Ладен создал сеть курьеров, курсирующих между Афганистаном и Пешаваром, которая продолжала действовать и после 2001 года, по словам Рахимуллы Юсуфзая, исполнительного редактора The News International. [ нужна ссылка ]
После ориентации и обучения новобранцы-мусульмане добровольно пошли на службу в различные афганские ополченцы, связанные с Аззамом. В 1984 году Усама бен Ладен основал Байт уль-Ансар (Дом помощников) в Пешаваре, чтобы расширить возможности Аззама по поддержке добровольцев джихада « афганских арабов », а затем создать собственное независимое ополчение. [ нужна ссылка ]
В 1988 году Аззам убедил Ахмеда Хадра собрать средства для предполагаемой новой благотворительной организации « Аль-Тахадди» , базирующейся в Пешаваре. Он вручил Хадру благодарственное письмо, которое он должен был вернуть канадским мечетям, с призывом к пожертвованиям. Однако между ними произошла сенсационная ссора, когда Хадр настоял на том, что он имеет право знать, как будут потрачены деньги, а сторонники Аззама заклеймили Хадра западным шпионом. суд , и Аззам был признан виновным в распространении обвинений против Хадра, хотя приговор не был вынесен. шариатский В резиденции бен Ладена был созван [25]
Применяя тактику асимметричной войны , афганское движение сопротивления смогло дать отпор превосходящим в военном отношении Советским Вооруженным Силам на протяжении большей части войны, хотя легковооруженные афганские моджахеды понесли огромные потери. Правительство Саудовской Аравии США и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) постепенно увеличивали финансовую и военную помощь силам афганских моджахедов на протяжении 1980-х годов, пытаясь остановить советский экспансионизм и дестабилизировать Советский Союз.
Аззам часто присоединялся к афганским ополченцам и международным мусульманским формированиям, когда они сражались с войсками Советского Союза в Афганистане. Он стал вдохновляющей фигурой среди афганского сопротивления и борющихся за свободу мусульман во всем мире благодаря своей страстной приверженности джихаду против иностранной оккупации. [ нужна ссылка ]
В 1980-х годах Аззам путешествовал по Ближнему Востоку, Европе и Северной Америке, включая 50 городов США, чтобы собрать деньги и проповедовать о джихаде. Он вдохновлял молодых мусульман рассказами о чудесных делах, о моджахедах, которые практически в одиночку разгромили огромные колонны советских войск, которые были сбиты танками , но выжили, которые были застрелены, но не пострадали от пуль. [26] По его рассказам, также были свидетелями того, как ангелы въезжали в бой верхом на лошадях, а падающие бомбы перехватывались птицами, которые мчались впереди самолетов, образуя защитный купол над воинами. [26] [27] [28] Телевизионный документальный фильм Стивена Эмерсона 1994 года «Террористы среди нас: Джихад в Америке» включает отрывок из видео Абдуллы Аззама, в котором он призывает свою аудиторию вести джихад в Америке (который, как объясняет Аззам, «означает только борьбу, борьбу мечом»), а его двоюродный брат Фаиз Аззам говорит: «Кровь должна пролиться. Должны быть вдовы, должны быть сироты». [29] Аззам нанял Центр беженцев Аль-Кифах в качестве официального филиала Марктаб аль-Хидамат в Соединенных Штатах, единственной стране, где он есть, кроме Пакистана. Аззам также радикализировал Эль-Сайида Носайра , человека, ответственного за убийство Меира Кахане в 1990 году. В 1989 году офис ФБР в Далласе начал расследование в отношении Аззама на предмет его роли в вербовке боевиков для советско-афганской войны. [30]
После вывода советских войск из Афганистана Аззам разочаровался в начале гражданской войны в Афганистане, в которой бывшие мусульманские члены моджахедов воевали друг с другом. Первоначально Аззам поддерживал Гульбеддина Хекматияра и Хезбе Ислами Гулбуддина в войне, но после встречи с Ахмад Шахом Массудом в Панджшерской долине переключил свое предпочтение на Джамиат-и-Ислами . Он сравнил Масуда с Наполеоном и сказал аудитории в Саудовской Аравии и Кувейте : «Я видел будущее джихада. Это Масуд!» [5] [31] Это привело его к разногласиям с бен Ладеном, который продолжал поддерживать «Хизб-и-Ислами Гульбуддин». [31]
Глобальный джихад
[ редактировать ]Фирменным лозунгом Аззама было «Джихад и только винтовка: никаких переговоров, никаких конференций и никаких диалогов». В книге «Присоединяйтесь к каравану» Аззам призывал мусульман сплотиться в защиту мусульманских жертв агрессии, восстановить мусульманские земли от иностранного господства и поддержать мусульманскую веру. [32] Он подчеркнул насилие религии, проповедуя, что «те, кто верят, что ислам может процветать [и] побеждать без джихада, борьбы и крови, заблуждаются и не понимают природы этой религии». [33]
Аззама критиковали за оправдание убийства мирных жителей, которых считали мушрикинами (многобожниками) в ходе джихада. [34] рассказывая подписчикам, что:
Многие мусульмане знают о хадисе, в котором Пророк приказал своим сподвижникам не убивать ни женщин, ни детей и т. д., но очень немногие знают, что из этого случая есть исключения. Таким образом, мусульманам не обязательно прекращать нападение на мушрикинов , если присутствуют невоюющие женщины и дети. [35]
Учитывая широкое определение мушрикинов , используемое некоторыми мусульманами, по крайней мере один автор ( Дор Голд ) задался вопросом, могло ли это привести к тому, что последователи стали меньше беспокоиться об убийстве женщин и детей. [34]
Однако сын Аззама, Хутаифа Аззам, рассказал журналисту Генри Шустеру, что его отец в целом не одобрял нападения на мирных жителей. [36]
Аззам создал научную, идеологическую и практическую военизированную инфраструктуру для глобализации исламистских движений, которые ранее были сосредоточены на отдельной национальной, революционной и освободительной борьбе. Философское обоснование глобального джихада и практический подход Аззама к вербовке и обучению мусульманских боевиков со всего мира расцвели во время войны в Афганистане против советской оккупации и оказались решающими для последующего развития боевого движения Аль-Каиды . [2]
Как и ранее влиятельный исламист Сайид Кутб , Аззам призвал к созданию «новаторского авангарда» как ядра нового исламского общества. «Этот авангард представляет собой прочную основу [Каида по-арабски] для общества, на которое возлагаются надежды. ... Мы будем продолжать джихад, независимо от того, как долго он будет идти, до последнего вздоха и последнего удара пульса – или до тех пор, пока мы не увидим установлено Исламское государство ». [37] После победы в Афганистане джихад освободит мусульманскую землю (или землю, где мусульмане составляют меньшинство в случае с Филиппинами или бывшую мусульманскую землю в случае с Испанией), управляемую неверующими: южные советские республики Средней Азии , Филиппины , Боснию , Кашмир , Сомали , Эритрея и Испания . [ нужна ссылка ]
Связи с ХАМАС
[ редактировать ]Он считал, что естественным местом для продолжения джихада является его родина, Палестина. Аззам планировал обучать бригады боевиков Хамаса в Афганистане, которые затем вернутся, чтобы продолжить борьбу против Израиля». [38] Он рассматривал ХАМАС как «острие религиозного противостояния между мусульманами и евреями в Палестине ». [39] Во время Первой интифады он поддерживал Хамас политически, финансово и логистически со своей базы в Пакистане. [40]
Это поставило его в противоречие с другой влиятельной фракцией афганских арабов — « Египетским исламским джихадом» (EIJ) и его лидером Айманом аз-Завахири . [41] Следующей группой «неверующих», против которых EIJ хотел устроить джихад, были самопровозглашенные мусульмане египетского правительства и других светских мусульманских правительств. [41] не израильские евреи , европейские христиане или индийские индуисты . Для египетского исламского джихада центральное место занимал такфир (отлучение) якобы нечестивого египетского правительства. [41] но Аззам выступал против такфира мусульман, включая такфир мусульманских правительств, который, по его мнению, распространял фитну и разобщенность внутри мусульманской общины. [ нужна ссылка ] Ближе к концу своей жизни он сказал: «Я очень расстроен из-за Усамы. Этот посланник небес, словно ангел. Я беспокоюсь о его будущем, если он останется с этими людьми». [31]
Убийство
[ редактировать ]В 1989 году первое покушение на него провалилось, когда смертельное количество тротиловой взрывчатки, заложенное под кафедру, с которой он каждую пятницу произносил проповедь, не взорвалось. Арабская мечеть находилась в районе Университетского города в западном Пешаваре, на улице Гульшан Икбал. , Абдулла Аззам использовал мечеть в качестве центра джихада. агентства Reuters Согласно исследованию Если бы бомба взорвалась, она, как сообщается, разрушила бы мечеть и убила бы всех, кто находился в ней. [42] После первой попытки принц Турки бен Фейсал , глава администрации Саудовской Аравии Ахмед Бадиб, посоветовал Аззаму покинуть Афганистан. [5] [ нужны разъяснения ]
24 ноября 1989 года Мухаммад Аззам вез своего отца и брата на пятничную молитву в мечеть Саба-э-Лейл в Пешаваре, когда неизвестные убийцы взорвали бомбу при приближении автомобиля. Находившееся на узкой улице напротив заправочной станции взрывное устройство имело 50-метровый детонационный шнур , который вел к канализационной системе, где предположительно ждал нападавший. [43] [31] По данным Time , за день до убийства политолог Вахид Мужда заметил, как он предположил, бригаду, выполняющую плановые работы по ремонту дорог на водопропускной трубе , где была заложена бомба. [44] Аззам и его сыновья были похоронены недалеко от того же места, что и его мать годом ранее, на кладбище шухадаа (мучеников) Паби в Пешаваре. [ нужна ссылка ]
Подозреваемые
[ редактировать ]Подозреваемые в убийстве включают конкурирующих лидеров исламских боевиков, таких как Хекматияр, а также ЦРУ , Моссад и ХАД . [45] [31] После убийства президент Афганистана Мохаммад Наджибулла раскритиковал арабских иностранных боевиков, посоветовав им идти совершать «джихад поближе к дому». Наджибулла был очень активным противником ваххабизма , который он считал противоречащим традиционным афганским ценностям. [46] [47] Бывший ФБР агент Али Суфан в своей книге «Черные знамена» упомянул , что Айман аз-Завахири . в причастности к убийству подозревается [48] [49] Зять Аззама, Абдулла Анас , обвинил египетский исламский джихад в убийстве его тестя за то, что он издал фетву о том, что «как только русские будут изгнаны из Афганистана, нам будет запрещено принимать чью-либо сторону». [41]
Несколько соратников Аззама подозревают, что убийство было частью чистки тех, кто выступал за перенос джихада в Палестину. В марте 1991 года Мустафа Шалаби , который руководил « Мактаб аль-Хидмат» , Бюро услуг в Нью-Йорке и, «как говорят, предпочитал стратегию «Палестина следующая», был найден мертвым в своей квартире». Его сменил Вадих эль-Хаге , который позже стал личным секретарем бен Ладена. [50]
Усаму бен Ладена также обвиняли в подозрении в убийстве, но, судя по всему, он все это время оставался в хороших отношениях с Аззамом. [51] Однако сообщалось, что бен Ладен и Аззам также имели серьезный спор о том, где Аль-Каиде следует сосредоточить свои операции. [2] Бен Ладен выступал за использование этой организации для подготовки боевиков в различных частях мира, в то время как Аззам выступал за сохранение тренировочных лагерей в Афганистане. [2] Аззам также возражал против поддержки Бен Ладеном Хекматияра. [31]
Еще одним действующим лицом, обвиняемым в убийстве, является Министерство разведки Ирана . [52] активный противник ваххабизма . В 2009 году иорданский двойной агент Хумам Халил Абу-Мулал аль-Балави заявил, что знает о сотрудничестве Главного управления разведки Иордании с ЦРУ в организации убийства. [53]
Наследие
[ редактировать ]После его смерти воинственная идеология Аззама и связанные с ней военизированные руководства пропагандировались через печатные и интернет-СМИ компанией Azzam Publications. [54] издательство , действовавшее из Лондона почтового ящика [55] и Интернет-сайт . Оба были закрыты вскоре после терактов 11 сентября и больше не активны, хотя зеркальные сайты существовали еще некоторое время после этого. Бабар Ахмад , администратор сайта azzam.com, был экстрадирован из Великобритании в США, где признал себя виновным в «заговоре и оказании материальной поддержки терроризму».
Аззам популяризировал идею вооруженной исламской борьбы (которая в дальнейшем была развита такими группами, как Вооруженная исламская группа Алжира (ВИГ)). [56] До его работы декларации джихада в двадцатом веке (например, против Израиля) были по сути риторическими и служили скорее религиозным благословением войн, уже объявленных и организованных светскими организациями. Но благодаря его неутомимым путешествиям и призывам к активистам, тысячи из которых отправились на обучение и воевать в Афганистан, то, к чему Аззам «призывал, действительно осуществилось». [57]
Аззам также расширил идею джихада. Аззам проповедовал, что джихад – это
- трансцендентное по важности – «один час на пути джихада стоит больше, чем 70 лет молитвы дома»;
- и имело глобальное значение: «если посягается на кусок мусульманской земли размером с ладонь, то джихад становится фард айн [личным обязательством] для каждого мусульманина мужчины и женщины, где ребенок должен идти вперед без разрешения своих родителей и жены без разрешения мужа» [58]
Считается, что Аззам оказал влияние на джихадистов, таких как Аль-Каида, на третьем этапе своего «четырехэтапного процесса джихада». Этот третий этап назывался «рибат», определяемый как «помещение себя на передовую, где ислам находился в осаде». Считается, что эта идея усиливает у боевиков «восприятие цивилизационной войны между исламом и Западом». [59] Его сын Хутаифа Аззам, который принимает на себя наследие своего отца, с другой стороны, говорит, что методы Аль-Каиды, направленные против гражданского населения на Западе или где-либо еще, были бы осуждены Аззамом, как и использование похищений и обезглавливаний. [60]
Всемирно признанная террористическая группировка « Бригады Абдуллы Аззама» (ливанское отделение « Аль-Каиды ») названа в честь Аззама.
См. также
[ редактировать ]- Египетский исламский джихад
- Джамаат-и-Ислами Пакистан
- моджахеды
- Доктрина Рейгана
- Аззам, американец
- Хасан аль-Банна
- Джавед Ахмед Гамиди
- Хуршид Ахмад
- Мохаммад Амин аль-Хусайни
- Сайид Абул Ала Маудуди
- Сайид Кутб
- Юсуф аль-Кардави
- Бригады Абдуллы Аззама
- Бригада Абдуллы Аззама Шахида
- Айман аз-Завахири
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ханифф Хасан, Мухаммед (2014). Отец джихада: идеи джихада Абдаллаха Аззама и их последствия для национальной безопасности . Лондон: Издательство Имперского колледжа. п. 224. ИСБН 978-1-78326-287-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Краткая история Аль-Каиды» . Журнал Билла Мойерса . ПБС. 27 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2012 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ «Рецензия: биография Бен Ладена» . Новости Би-би-си . 20 ноября 2001 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2017 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Кепель 2002 , с. 145
- ^ Jump up to: а б с д и Райт, Лоуренс (2006). Надвигающаяся башня : Аль-Каида и путь к 11 сентября . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-375-41486-2 .
- ^ «Смертельные объятия: Пакистан, Америка и будущее глобального джихада (краткое содержание мероприятия)» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 27 января 2012 года . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ «СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОБЪЯТИЯ: ПАКИСТАН, АМЕРИКА И БУДУЩЕЕ ГЛОБАЛЬНОГО ДЖИХАДА» (PDF) . Брукингский институт. Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2011 года . Проверено 15 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Ридель, Брюс (11 сентября 2011 г.). «Духовный отец терактов 11 сентября» . Брукингский институт. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Питер Брукс (1 марта 2007 г.). Дьявольский треугольник: терроризм, оружие массового поражения и государства-изгои . Роуман и Литтлфилд. стр. 33–. ISBN 978-0-7425-4953-1 . Архивировано из оригинала 21 мая 2016 года . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Аллен, Чарльз (2006). Божий террорист . стр. 285–86.
- ^ Hegghammer 2020a , с. 11-12 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хеггхаммер, Томас (2008). «Абдаллах Аззам, имам джихада». В Кепеле, Жиль; Милелли, Жан-Пьер (ред.). Аль-Каида своими словами . Газале, Паскаль, пер. Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02804-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Аззам, Абдулла Юсуф. «Биография Шахида Абдуллы Аззама». Защита мусульманских земель: первое обязательство после Имана (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Аззам, Абдулла. «Биография Абдуллы Аззама и введение». Защита мусульманских земель; Первое обязательство после Имана . Перевод Brothers in Ribatt. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через religiscope.com.
- ^ МакГрегор, Эндрю (осень 2003 г.). « Джихад и одна винтовка»: Абдулла Аззам и исламистская революция» . Журнал исследований конфликтов . XXIII (2). Архивировано из оригинала 10 июля 2015 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Хусейн, Там (12 февраля 2020 г.). «Караван: Абдалла Аззам и рост глобального джихада» . аль-Араби . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Бартал, Шауль (24 июля 2015 г.). Джихад в Палестине: политический ислам и израильско-палестинский конфликт . Рутледж. п. 66. ИСБН 978-1-317-51961-4 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 23 августа 2017 г.
- ^ Колл, Стив (12 декабря 2005 г.). «Молодой Усама: Как он познал радикализм и, возможно, увидел Америку» . Житель Нью-Йорка: Факт . Архивировано из оригинала 7 декабря 2005 года.
- ^ Hegghammer 2020a , с. 122 .
- ^ Аткинс, Стивен Э. (2004). Энциклопедия современных мировых экстремистов и экстремистских группировок . Издательская группа Гринвуд. п. 35 . Проверено 5 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Комминс, Дэвид (2006). Ваххабитская миссия и Саудовская Аравия . Лондон: IBTauris & Co Ltd., с. 174 .
В общей сложности около 35 000 мусульманских боевиков отправились в Афганистан в период с 1982 по 1992 год, в то время как еще неисчислимые тысячи посещали приграничные школы, наполненные бывшими и будущими боевиками.
- ^ Jump up to: а б Рашид, Ахмед (2000). Талибан: воинствующий ислам, нефть и фундаментализм в Центральной Азии . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 129. ОСЛК 43840039 .
- ^ Рахимулла Юсуфзай, исполнительный редактор англоязычной ежедневной газеты The News International. Архивировано 11 марта 2015 г. в Wayback Machine , в заявлении агентству Reuters в Пешаваре 29 декабря 2001 г. Юсуфзай дважды встречался с бен Ладеном в Афганистане в 1998 г.
- ^ Раман, Б. (20 ноября 2001 г.). «Операции США в Афганистане» . Аналитическая группа Южной Азии . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Шепард, Мишель (2008). Дитя Гуантанамо . Джон Уайли. OCLC 191759667 .
- ^ Jump up to: а б Аззам, Абдулла. аль-Мехри, AB (ред.). Чудеса джихада в Афганистане . Бирмингем, Англия: КНИЖНЫЕ ПРОДАВЦЫ И ИЗДАТЕЛИ AL AKTABAH – через archive.org.
- ^ 'Аззам, 'Абдулла Юсуф. «Признаки ар-Рахмана в джихаде афганцев» . Исламское пробуждение.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2004 года.
- ^ 'Аззам, 'Абдулла Юсуф. «Абул-Мундхир аш-Шариф» . Исламское пробуждение.com . Архивировано из оригинала 25 июня 2004 года.
- ^ Гудман, Уолтер (21 ноября 1994 г.). «Телевизионное обозрение; в «Джихаде в Америке», пища для беспокойства» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 2 июня 2013 года . Проверено 21 января 2010 г.
- ^ Хеггхаммер, Томас (6 марта 2020 г.). «Почему джихадисты любили Америку в 1980-е годы» . Атлантика . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Колл, Стив (2004). Призрачные войны: секретная история ЦРУ, Афганистана и бен Ладена, от советского вторжения до 10 сентября 2001 года . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. ISBN 1-59420-007-6 . OCLC 52814066 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 1 июля 2021 г.
- ^ Аззам, Абдулла (1 февраля 2002 г.). «Присоединяйтесь к каравану» . Архивировано из оригинала 22 августа 2004 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через religiscope.com.
- ^ Шойер, Майкл (2002). Глазами наших врагов: Усама бен Ладен, радикальный ислам и будущее Америки . Потомакские книги. п. 68. ИСБН 978-1-57488-967-3 .
- ^ Jump up to: а б Голд, Доре (2003). Королевство ненависти . Издательство Регнери. п. 99. ИСБН 9780895261359 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Рохан Гунаратна (2002). Внутри Аль-Каиды: Глобальная сеть террора . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 22. ISBN 978-0-231-50182-8 . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 26 марта 2015 г.
- ^ Шустер, Генри (23 марта 2006 г.). «Первая семья джихада» . CNN . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ "The Solid Base" (Аль-Каида), Аль-Джихад (журнал), апрель 1988 г., № 41.
- ^ Райт 2006 , с. 130
- ^ Малиах, Асаф (2010). «Абдулла Аззам, Аль-Каида и Хамас: концепции джихада и истишхада» (PDF) . Военные и стратегические вопросы . 2 : 90. Архивировано из оригинала (PDF) 27 декабря 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Хеггхаммер, Томас (2013). «Абдаллах Аззам и Палестина» (PDF) . Мир ислама . 53 (3–4): 377. doi : 10.1163/15685152-5334P0003 . Архивировано из оригинала (PDF) 10 ноября 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сейджман, Марк (2004). Понимание террористических сетей . Издательство Пенсильванского университета. п. 37. Архивировано из оригинала 10 апреля 2016 года.
- ^ «Профили Аша Шухадаа, АБДУЛЛЫ АЗЗАМА» . Форум Уммы . 4 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2006 г.
- ↑ Журнал «Джихад», «Кровавая пятница», выпуск 63, январь 1990 г.
- ^ Арин Бейкер (18 июня 2009 г.). «Кто убил Абдуллу Аззама?» . Время . Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 18 апреля 2012 г.
Свидетелем взрыва стал Джамаль Аззам, племянник и помощник Абдуллы Аззама, который следовал за машиной Аззама, когда она проезжала через водопропускную трубу, где Мужда накануне заметил бригаду уборщиков.
- ^ Берген, Питер Л. (2006). Усама бен Ладен, которого я знаю . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 97.
- ^ Будущие предсказания доктора Наджибуллы относительно Афганистана (английский субтитр) , получено 17 июня 2023 г.
- ^ Трогательная речь бывшего президента Афганистана д-ра Наджиба Уллы перед афганскими пуштунами , получено 17 июня 2023 г.
- ^ "Читать онлайн "The Black Banners" автора Soufan Ali H. – RuLit – Страница 11" . Rulit.net . Archived from the original on 13 April 2014 . Retrieved 15 March 2016 .
- ^ "Читать онлайн "The Black Banners" автора Soufan Ali H. – RuLit – Страница 135" . Rulti.net . Archived from the original on 13 April 2014 . Retrieved 15 March 2016 .
- ^ Бенджамин, Дэниел; Саймон, Стивен (2002). Эпоха священного террора . Случайный дом. п. 104. OCLC 50650244 .
- ^ Райт 2006 , с. 143
- ^ Абедин, Махан (20 мая 2004 г.). «Иранские разведывательные службы и война с террором» . Монитор терроризма . 2 (10). Фонд Джеймстауна. Архивировано из оригинала 21 октября 2007 года.
- ^ «Последнее заявление бомбардировщика базы ЦРУ. Рейд Шахида Байтуллы Мехсуда» . Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года . Проверено 22 июля 2024 г. - через Scribd.
- ^, которая описывала себя как «независимую медиа-организацию, предоставляющую достоверные новости и информацию о джихаде и иностранных моджахедах повсюду».
- ^ Публикации Azzam — BMC UHUD, ЛОНДОН, WC1N 3XX
- ^ Кепель 2002 , с. 144
- ^ Кепель 2002 , с. 147
- ^ Горка, Себастьян (3 октября 2009 г.). «Понимание семи этапов джихада в истории» . Центр по борьбе с терроризмом. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 1 ноября 2015 г.
- ^ «Заявление Магнуса Рансторпа» . Globalsecurity.org . 31 марта 2003 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Фицджеральд, Мэри (7 июля 2006 г.). «Сын отца джихада» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 22 июля 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хеггхаммер, Томас (2020a). Караван: Абдалла Аззам и рост глобального джихада . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/9781139049375 . ISBN 978-0-521-76595-4 . S2CID 214002117 .
- Кепель, Жиль (2002). Джихад: путь политического ислама . Издательство Гарвардского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Абдуллой Юсуфом Аззамом в Wikiquote
- Абдулла Юсуф Аззам
- 1941 года рождения
- 1989 смертей
- Убийства 1989 года в Азии
- Исламские философы
- Палестинские мусульмане-сунниты
- Члены палестинского Братья-мусульмане
- Палестинские имамы
- Палестинские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Палестинские члены Аль-Каиды
- Усама бен Ладен
- Основатели Аль-Каиды
- Убитые палестинские люди
- Убитые религиозные лидеры
- Убитые члены Аль-Каиды
- Смерти в результате взрыва заминированного автомобиля
- Палестинцы убиты за границей
- В Пакистане убиты люди
- Выпускники Дамасского университета
- Выпускники Университета Аль-Азхар
- Палестинские салафиты
- Салафитский джихадизм
- Палестинские кутбисты
- Палестинские эмигранты в Пакистан
- Академический состав Иорданского университета
- Академический состав Университета короля Абдель Азиза
- Салафитские исламисты
- Салафитские джихадисты
- Академический состав Международного исламского университета, Исламабад
- Члены Лашкар-э-Тайба
- Выпускники Палестинского технического университета
- Арабские люди в Подмандатной Палестине