Пария (спектакль)
Пария ( швед . Paria ) — одноактная пьеса, написанная Августом Стриндбергом .
Происхождение
[ редактировать ]
Стриндберг написал «Парию» вместе со своей пьесой « Кредиторы» в городе Холте, Дания, зимой 1888–1889 годов. Он находился в Дании, чтобы создать собственный театр, следуя примеру « Театр Либре» в Париже, который был основан двумя годами ранее, которым он восхищался. Театр Стриндберга будет ставить натуралистические пьесы, а художественным руководителем станет его жена Сири фон Эссен . Он должен был называться «Скандинавский экспериментальный театр», а затем был переименован в «Экспериментальный театр Стриндберга». охваченный бедствиями, не последним из которых была цензура его пьесы « Мисс Джули» Театр, , имел бурную и чрезвычайно короткую историю. Премьера театра состоялась в Холте 9 марта 1889 года тройным спектаклем: «Пария» , «Кредиторы» и «Сильнее» . Вечер удался, с аплодисментами и поднятием занавеса. Победили даже резкие критики, за исключением газетного обозревателя, требовавшего депортации Стриндберга. Затем представление было повторено в соседнем шведском городке. Мальмё . [ 1 ] [ 2 ]
Среди публики в Мальмё был Ола Ханссон , который только что опубликовал рассказ, из которого, как утверждал Стриндберг в программной заметке, название и тема «Парии» были взяты . Однако Ханссен сказал, что не узнал ничего из своей оригинальной темы. Ханссен также сообщает, что в это время он одолжил Стриндбергу книгу мистерий Эдгара Аллана По и что По в то время оказал значительное влияние на творчество Стриндберга. Возможным примером этого влияния может служить сцена психологического детектива в рассказе По « Золотой жук », который, по-видимому, послужил источником вдохновения для создания эпизода в «Парии» . Первоначальное название пьесы, данное Стриндбергом, — « Пария », что соответствует его индуистской этимологии. В некоторых английских переводах используется название «Изгой», которое, однако, можно спутать с более ранней пьесой Стриндберга «Преступник». [ 3 ]
Важным для Стриндберга в этой и других пьесах, таких как «Мисс Жюли» и «Отец» , было его стремление достичь идеалов натурализма в драме, как это описано и проанализировано французским писателем и теоретиком Эмилем Золя — новая формула . Стриндберг смоделировал «Парию» на основе пьес французских писателей Гюстава Гиша и Анри Лаведана «Кварты часа » (1888), которые в своем эссе «О современной драме и современном театре» Стриндберг описывает как драмы, сведенные к одной сцене. [ 4 ]
Пария в завуалированной манере продолжает дискуссию, которую Стриндберг вел в почтовой переписке с философом Фридрихом Ницше , который в «Гетцен-Даммерунге » изображает преступника как сильного человека, которого просто неправильно направили в жизни. В «Парии» преступник, мистер Y, изображен слабым и преступником от рождения. Стриндберг в этой пьесе демонстрирует определенное влияние на него прочтения французского перевода « L'uomo delinquente» (1876) Чезаре Ломброзо , итальянского криминолога, который продвигает идею о том, что преступность можно распознать во внешнем «я» человека, как это происходит в играть, когда мистер X замечает, что у мистера Y «ужасно узко между ушами». [ 5 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Спектакль представляет собой битву умов между двумя мужчинами: «Мистер. X и мистер Y'' в дарвиновской борьбе за выживание. Мужчины находятся в комнате фермерского дома во время шторма. На столе стоит ящик с золотом, за который отвечает мистер Икс. Оба в своей личной истории совершили преступления. Господин Х в юности убил человека, но его не поймали, и он объясняет, почему правильно, что он избежал наказания. Что касается г-на Y, то он подделал финансовый документ, обеспечивавший получение кредита. За это его поймали и посадили в тюрьму, и он объясняет, почему несправедливо его наказали. Поскольку обе истории рассказываются во время пьесы, это настраивает мужчин друг против друга. Кто из них действительно самый виноватый, и искупил ли кто-нибудь из них свой грех? В конце концов г-н Y приходит к выводу, что г-н X должен заплатить г-ну Y штраф или взятку, чтобы внести «немного лучший баланс в эти неравные человеческие условия». Или это можно рассматривать как то, что г-н X дает взятку, чтобы г-н Y молчал о преступлении г-на X. Атмосфера становится напряженной и угрожающей, и борьба достигает апогея, когда Y вооружается ножом, а X вооружается более сильной волей и может использовать свои большие умственные способности, чтобы одолеть Y. [ 6 ]
Персонажи
[ редактировать ]- Мистер Икс — археолог средних лет. Он раскапывал и собирал сокровища древности.
- Мистер Y — швед/американец средних лет. Он приехал собирать насекомых для небольшого музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Текст «Парии» в переводе Эдвина Бьоркмана онлайн. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лагеркранц, Олоф. Август Стриндберг . Фаррар Штраус Жиру. 1984. Каталожный номер Библиотеки Конгресса 84-42803.
- ^ Мейер, Майкл. Стриндберг. Случайный дом. 1985. Страница 214. ISBN 0-394-50442-9
- ^ Стриндберг, август. Бьоркман, Эдвин. Переводчик. Играет. Кредиторы Сыновья Парии Чарльза Скрибнера. 1913. ISBN 9781177291842
- ^ Мэдсен, Борге Гедсо. Натуралистический театр Стриндберга . Рассел и Рассел. 1962. ISBN 0-8462-1729-5
- ^ Ламм, Матен. Карлсон, редактор Гарри Г.. Август Стриндберг . Издательство Benjamin Blom, Inc. 1971 г., каталожный номер Библиотеки Конгресса США 69-16323. Страница 225
- ^ Стриндберг, август. Бьоркман, Эдвин. Переводчик. Играет. Кредиторы Сыновья Парии Чарльза Скрибнера. 1913. ISBN 9781177291842
- ^ Текст Парии онлайн.