Jump to content

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк
Мунк на недатированной фотографии
Рожденный ( 1863-12-12 ) 12 декабря 1863 г.
Умер 23 января 1944 г. ( 1944-01-23 ) (80 лет)
Осло , Норвегия
Национальность норвежский
Известный Художник живописи и графики
Заметная работа
Движение Экспрессионизм , Символизм

Мунк ( / mʊŋ k / MUUNK Эдвард , [1] Норвежский: [ˈɛ̀dvɑɖ ˈmʊŋk] ; 12 декабря 1863 — 23 января 1944) — норвежский художник. Его работа 1893 года «Крик» стала одним из самых известных изображений западного искусства.

Его детство было омрачено болезнью, тяжелой утратой и страхом унаследовать психическое заболевание, которое было в семье. Обучаясь в Королевской школе искусств и дизайна в Кристиании (сегодняшний Осло), Мунк начал жить богемной жизнью под влиянием нигилиста Ганса Йегера , который призывал его рисовать собственное эмоциональное и психологическое состояние (« живопись души »); из этого возник его отличительный стиль.

Путешествия принесли новые влияния и возможности. В Париже он многому научился у Поля Гогена , Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека , особенно их использованию цвета. В Берлине он встретил шведского драматурга Августа Стриндберга , которого он нарисовал, когда приступил к созданию крупной серии картин, которую он позже назовет «Фриз жизни» , изображающей ряд глубоко прочувствованных тем, таких как любовь, тревога, ревность и предательство. , погруженный в атмосферу.

«Крик» был задуман в Кристиании. По словам Мунка, он гулял на закате, когда «услышал огромный, бесконечный крик природы». Мучительное лицо картины широко отождествляется с тревогой современного человека. Между 1893 и 1910 годами он сделал две нарисованные версии и две пастелью, а также ряд гравюр. Одна из пастелей в конечном итоге заняла четвертое место по номинальной цене, уплаченной за картину на аукционе.

Автопортрет с палитрой (1926). В настоящее время выставлен на обозрение в Институте искусств Кларка.

По мере того как его слава и богатство росли, его эмоциональное состояние оставалось нестабильным. Он ненадолго подумывал о браке, но не смог взять на себя обязательства. Психический срыв в 1908 году вынудил его бросить пить, и его воодушевляло растущее признание жителей Кристиании и выставление в городских музеях. Последние годы своей жизни он провел, работая в тишине и уединении. Хотя его работы были запрещены в оккупированной нацистами Европе, большинство из них пережили Вторую мировую войну , обеспечив ему наследие.

Эдвард Мунк родился в фермерском доме в деревне Одалсбрук в Лётене , Норвегия , в семье Лауры Катрин Бьёльстад и Кристиана Мунка, сына священника. Кристиан был врачом и медицинским работником, который женился на Лауре, женщине вдвое моложе его, в 1861 году. У Эдварда была старшая сестра Йоханн Софи и трое младших братьев и сестер: Питер Андреас, Лаура Кэтрин и Ингер Мари. Лаура была талантлива в художественном отношении и, возможно, воодушевила Эдварда и Софи. Эдвард был родственником художника Якоба Мунка и историка Питера Андреаса Мунка . [2]

Семья переехала в Осло (тогда называвшийся Кристиания и переименованный в Кристианию в 1877 году) в 1864 году, когда Кристиан Мунк был назначен медицинским офицером в крепости Акерсхус . Мать Эдварда умерла от туберкулеза в 1868 году, как и любимая сестра Мунка Иоганн Софи в 1877 году. [3] После смерти матери братьев и сестер Мунка воспитывали отец и тетя Карен. Эдвард, часто болевший большую часть зимы и не посещавший школу, рисовал, чтобы чем-то занять себя. Его обучали одноклассники и тетя. Кристиан Мунк также обучал своего сына истории и литературе и развлекал детей яркими историями о привидениях и рассказами американского писателя Эдгара Аллана По . [4]

Насколько Эдвард помнил, положительное поведение Кристиана по отношению к своим детям было омрачено его болезненным пиетизмом . Мунк писал: «Мой отец был по темпераменту нервным и одержимо религиозным — вплоть до психоневроза . От него я унаследовал семена безумия. Ангелы страха, печали и смерти стояли рядом со мной с того дня, как я родился». [5] Кристиан сделал выговор своим детям, сказав им, что их мать смотрит с небес и скорбит из-за их плохого поведения. Репрессивная религиозная среда, слабое здоровье Эдварда и яркие истории о привидениях помогли вдохновить его жуткие видения и кошмары; он чувствовал, что смерть постоянно приближалась. [6] У одной из младших сестер Мунка, Лауры, в раннем возрасте диагностировали психическое заболевание. Из пяти братьев и сестер женился только Андреас, но он умер через несколько месяцев после свадьбы. Позднее Мунк напишет: «Я унаследовал двух самых страшных врагов человечества — наследие чахотки и безумия ». [7]

Военное жалованье Кристиана Мунка было очень низким, а его попытки заняться частной практикой потерпели неудачу, в результате чего его семья осталась в благородной, но вечной бедности. [3] Они часто переезжали из одной дешевой квартиры в другую. Ранние рисунки и акварели Мунка изображали эти интерьеры и отдельные предметы, такие как бутылочки с лекарствами и принадлежности для рисования, а также некоторые пейзажи. В подростковом возрасте искусство доминировало в интересах Мунка. [8] В 13 лет Мунк впервые познакомился с другими художниками в недавно созданной Художественной ассоциации, где он восхищался работами норвежской пейзажной школы. Он вернулся, чтобы копировать картины, и вскоре начал писать маслом. [9]

Психическое здоровье

[ редактировать ]
«Отчаяние» Эдварда Мунка (1894) демонстрирует эмоции, которые можно рассматривать как связанные с диссоциацией или депрессией при пограничном расстройстве личности .

Отчасти из-за проблем с психическим здоровьем и заключения в исправительном учреждении своей сестры Лоры Кэтрин, а отчасти из-за преобладавших в то время убеждений в наследственном безумии, Эдвард Мунк часто выражал свой страх, что он сойдет с ума. [10] Критики его искусства также обвиняли его в безумии, употребляя этот термин в чисто ругательном смысле. Когда его картина «Больной ребенок » была впервые показана в Осло в 1886 году, Густав Вентцель и другие молодые реалисты окружили Мунка и обвинили его в «сумасшедшем»; другой критик Йохан Шарффенберг заявил, что, поскольку Мунк происходил из «безумной семьи», его искусство также было «безумным». [11] Некоторые утверждают, что у него было пограничное расстройство личности , психическое расстройство, характеризующееся страхом быть брошенным , хроническим чувством пустоты, импульсивным поведением и различными другими симптомами. [12] [13] Мунк также проявлял алкоголизм — черту характера, часто связанную с импульсивностью при ПРЛ. [а]

Исследования и влияния

[ редактировать ]
Автопортрет с рукой скелета , 1895, Музей Мунка , Осло.

В 1879 году Мунк поступил в технический колледж для изучения инженерного дела, где преуспел в физике , химии и математике . Он научился масштабному и перспективному рисунку, но частые болезни прервали учебу. [14] В следующем году, к большому разочарованию отца, Мунк покинул колледж, решив стать художником. Его отец считал искусство «нечестивым ремеслом», а соседи резко отреагировали на это и прислали ему анонимные письма. [15] В отличие от оголтелого пиетизма своего отца, Мунк занял недогматическую позицию по отношению к искусству. Свою цель он записал в дневнике: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить себе жизнь и ее смысл». [14]

В 1881 году Мунк поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Кристиании, одним из основателей которой был его дальний родственник Якоб Мунк . Его учителями были скульптор Юлиус Миддельтун и натуралист художник- Кристиан Крог . [16] В том же году Мунк продемонстрировал быстрое усвоение тренировок по фигуре в академии в своих первых портретах, включая портрет своего отца и свой первый автопортрет. В 1883 году Мунк принял участие в своей первой публичной выставке и делил студию с другими студентами. [17] Его портрет в полный рост Карла Йенсен-Хьелла, известного городского богемника, заслужил пренебрежительный ответ критиков: «Это импрессионизм, доведенный до крайности. Это пародия на искусство». [18] Картины Мунка этого периода с обнаженной натурой сохранились только в виде эскизов, за исключением «Стоящей обнаженной» (1887). Возможно, они были конфискованы его отцом. [19]

Импрессионизм вдохновлял Мунка с юных лет. [20] В эти ранние годы он экспериментировал со многими стилями, включая натурализм и импрессионизм. Некоторые ранние работы напоминают Мане. Многие из этих попыток вызвали неблагоприятную критику со стороны прессы и постоянные упреки со стороны отца, который, тем не менее, предоставлял ему небольшие суммы на проживание. [18] Однако в какой-то момент отец Мунка, возможно, под влиянием негативного мнения двоюродного брата Мунка Эдварда Дирикса (известного традиционного художника), уничтожил по крайней мере одну картину (вероятно, обнаженную) и отказался давать больше денег на художественные принадлежности. [21]

Мунк также вызвал гнев своего отца за свои отношения с Хансом Йегером , местным нигилистом, который жил по принципу «страсть к разрушению - это также творческая страсть» и который пропагандировал самоубийство как окончательный путь к свободе. [22] Мунк попал под его злобные, направленные против истеблишмента чары. «Мои идеи развивались под влиянием богемы или , скорее, под влиянием Ганса Йегера. Многие ошибочно утверждали, что мои идеи сформировались под влиянием Стриндберга и немцев... но это неверно. Они к тому времени уже сформировались. " [23] В то время, в отличие от многих других представителей богемы, Мунк еще уважительно относился к женщинам, а также был сдержан и воспитан, но начал поддаваться запоям и дебошам своего круга. Его тревожила сексуальная революция, происходящая в то время, и независимые женщины вокруг него. Позже он стал циничным в отношении сексуальных вопросов, что выразилось не только в его поведении и искусстве, но и в его произведениях, примером чему может служить длинное стихотворение под названием « Город свободной любви» . [24]

После многочисленных экспериментов Мунк пришел к выводу, что импрессионистская идиома не допускает достаточного выражения. Он нашел это поверхностным и слишком похожим на научные эксперименты. Он чувствовал необходимость копнуть глубже и исследовать ситуации, наполненные эмоциональным содержанием и выразительной энергией. Под руководством Йегера, что Мунк должен «написать свою жизнь», то есть Мунк должен исследовать свое эмоциональное и психологическое состояние, молодой художник начал период размышлений и самоанализа, записывая свои мысли в «дневник души». [25] Эта более глубокая перспектива помогла ему по-новому взглянуть на свое искусство. Он писал, что его картина «Больной ребенок» (1886), основанная на смерти его сестры, была его первой «картиной души», его первым разрывом с импрессионизмом. Картина получила негативную реакцию критиков и его семьи, а также вызвала очередной «бурный взрыв морального негодования» со стороны общественности. [26]

Его защищал только друг Кристиан Крог:

Он рисует или, вернее, рассматривает вещи иначе, чем другие художники. Он видит только самое существенное и это, естественно, все, что он рисует. По этой причине картины Мунка, как правило, «неполны», в чем люди с радостью обнаруживают сами. О да, они целые. Полное его дело рук. Искусство завершено, когда художник действительно сказал все, что было у него на уме, и в этом-то и состоит преимущество Мунка перед художниками другого поколения, что он действительно умеет показать нам то, что он чувствовал и что его захватило. и этому он подчиняет все остальное. [27]

Мунк продолжал использовать различные техники мазков и цветовые палитры на протяжении 1880-х и начала 1890-х годов, пытаясь определить свой стиль. [28] Его стиль продолжал колебаться между натуралистическим , как это видно на «Портрете Ганса Йегера» , и импрессионистическим , как на улице Лафайет . Его «Ингер на пляже» (1889), вызвавший очередную бурю путаницы и споров, намекает на упрощенные формы, тяжелые очертания, резкие контрасты и эмоциональное содержание его будущего зрелого стиля. [29] Он начал тщательно просчитывать свои композиции, чтобы создать напряжение и эмоциональность. Несмотря на стилистическое влияние постимпрессионистов , возник предмет, который был символистским по содержанию и изображал состояние души, а не внешнюю реальность. В 1889 году Мунк представил свою первую персональную выставку почти всех своих работ на сегодняшний день. Полученное признание привело к получению двухлетней государственной стипендии для обучения в Париже у французского художника Леона Бонна . [30]

Мунк, по-видимому, был одним из первых критиков фотографии как вида искусства и заметил, что она «никогда не будет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока фотографии не смогут быть сделаны на небесах или в аду!» [31]

Младшая сестра Мунка Лаура была героиней его интерьера «Меланхолия: Лаура» 1899 года . Аманда О'Нил говорит о своей работе: «В этой горячей клаустрофобной сцене Мунк не только изображает трагедию Лоры, но и свой собственный страх перед безумием, которое он мог унаследовать». [32]

Мунк прибыл в Париж во время празднования Всемирной выставки (1889 г.) и поселился в комнате с двумя другими норвежскими художниками. Его картина «Утро» (1884) экспонировалась в Норвежском павильоне. [33] Он проводил утро в оживленной студии Бонна (в которой работали модели-женщины), а после обеда - на выставках, в галереях и музеях (где студенты должны были делать копии, чтобы научиться технике и наблюдению). [34] Мунк не выразил большого энтузиазма по поводу уроков рисования Бонна: «Это утомляет и утомляет меня, это ошеломляет», но ему нравились комментарии мастера во время поездок в музей. [35] [36]

Мунк был очарован обширной экспозицией современного европейского искусства, в том числе работами трех художников, оказавших большое влияние: Поля Гогена , Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека — все они примечательны тем, как они использовали цвет для передачи эмоций. [36] Мунка особенно вдохновила «реакция Гогена на реализм» и его кредо о том, что «искусство — это человеческая работа, а не подражание природе», убеждение, ранее высказанное Уистлером . [37] Как позже сказал о Мунк один из его берлинских друзей, «ему не обязательно ехать на Таити, чтобы увидеть и испытать примитивность человеческой природы. Он несет в себе свое собственное Таити». [38] Под влиянием Гогена, а также гравюр немецкого художника Макса Клингера Мунк экспериментировал с гравюрами как средством создания графических версий своих работ. В 1896 году он создал свои первые гравюры на дереве — материал, который оказался идеальным для символических образов Мунка. [39] Вместе со своим современником Николаем Аструпом Мунк считается новатором гравюры на дереве в Норвегии. [40]

В декабре 1889 года умер его отец, оставив семью Мунка без средств к существованию. Он вернулся домой и получил крупную ссуду у богатого норвежского коллекционера, когда богатые родственники не смогли ему помочь, и с тех пор взял на себя финансовую ответственность за свою семью. [41] Смерть Кристиана угнетала его, и его мучили суицидальные мысли: «Я живу с мертвыми — моей матерью, моей сестрой, моим дедушкой, моим отцом… Убей себя, и тогда все закончится. Зачем жить?» [42] Картины Мунка следующего года включали эскизные сцены таверны и серию ярких городских пейзажей, в которых он экспериментировал с пуантилистским стилем Жоржа Сёра . [43]

Меланхолия , 1891, холст, масло, карандаш и мелок, 73×101 см, Музей Мунка , Осло
Мунк в 1902 году в саду своего покровителя Макса Линде в Любеке ; на заднем плане – слепок Огюста Родена скульптуры «Бронзовый век» .

К 1892 году Мунк сформулировал свой характерный и оригинальный синтетический стиль , как это видно в «Меланхолии» (1891), в котором цвет является символическим элементом. Считанная художником и журналистом Кристианом Крогом первой символиста картиной норвежского художника- , «Меланхолия» была выставлена ​​в 1891 году на Осенней выставке в Осло. [44] В 1892 году Адельстин Норман от имени Союза берлинских художников пригласил Мунка выставиться на его ноябрьской выставке. [45] первая персональная выставка общества. Однако его картины вызвали острую полемику (получившую название «Дело Мунка»), и через неделю выставка закрылась. [45] Мунк был доволен «большим переполохом» и написал в письме: «Никогда мне не было так весело - невероятно, что что-то столь невинное, как живопись, могло вызвать такой переполох». [46]

В Берлине Мунк вошел в международный круг писателей, художников и критиков, включая шведского драматурга и ведущего интеллектуала Августа Стриндберга , которого он нарисовал в 1892 году. [47] Он также познакомился с датским писателем и художником Хольгером Драхманном , которого нарисовал в 1898 году. Драхманн был на 17 лет старше Мунка и собутыльником в Zum schwarzen Ferkel («У Черного поросенка») в 1893–94. [48] В 1894 году Драхманн писал о Мунке: «Он упорно борется. Удачи в твоей борьбе, одинокий норвежец». [49]

За четыре года в Берлине Мунк набросал большинство идей, которые вошли в его главную работу « Фриз жизни» , сначала предназначенную для книжной иллюстрации, но позже выраженную в картинах. [50] Он мало продавал, но получал некоторый доход от взимания платы за вход на просмотр своих скандальных картин. [51] Мунк начал допускать появление капель на своих картинах, что впервые было незаметно замечено в нарисованной версии «У смертного одра» (1895). Этот эффект стал результатом использования сильно разбавленной краски и намеренного добавления капель. [52] Первоначально этот эффект был заметен по краям его работ, но позже потеки стали более центральными, как это видно в «У смертного одра» (1915). Эффект растекающейся краски позже переняли многие художники.

«У смертного одра» Эдварда Мунка, 1895, Художественный музей Бергена.

Другие его картины, в том числе сцены в казино, демонстрируют упрощение формы и деталей, что характерно для его раннего зрелого стиля. [53] Мунк также начал отдавать предпочтение неглубокому живописному пространству и минимальному фону для своих фронтальных фигур. Поскольку позы были выбраны так, чтобы наиболее убедительно передать душевные состояния и психологические состояния, как в «Пепле» , фигуры придают монументальность, статичность. Фигуры Мунка кажутся играющими роли на театральной сцене (« Смерть в палате больного» ), чья пантомима фиксированных поз обозначает различные эмоции; поскольку каждый персонаж воплощает одно психологическое измерение, как в «Крике» , мужчины и женщины Мунка стали казаться скорее символическими, чем реалистичными. Он писал: «Не надо больше расписывать интерьеры, читать людей и вязать женщины: будут живые люди, дышащие и чувствующие, страдающие и любящие». [54]

Крик (1893), Национальная галерея , Осло

«Крик» существует в четырех вариантах: двух пастелях (1893 и 1895 гг.) и двух картинах (1893 и 1910 гг.). Есть также несколько литографий « Крика » (1895 г. и позже). [55]

Пастель 1895 года была продана на аукционе 2 мая 2012 года за 119 922 500 долларов США , включая комиссию. Это самая красочная из версий. [56] и отличается обращенной вниз позицией одной из фигур на заднем плане. Это также единственная версия, не хранящаяся в норвежских музеях. [57]

Версия 1893 года была украдена из Национальной галереи в Осло в 1994 году и возвращена. Картина 1910 года была украдена в 2004 году из Музея Мунка в Осло, но возвращена в 2006 году с незначительным ущербом. [58]

«Крик» — самая известная работа Мунка и одна из самых узнаваемых картин во всем искусстве. Его широко интерпретировали как олицетворение всеобщей тревоги современного человека. [54] Нарисованный широкими полосами ярких цветов и сильно упрощенными формами, а также использующий высокую точку зрения, он превращает агонизирующую фигуру в облаченный череп в муках эмоционального кризиса. [ нужна ссылка ]

Этой картиной Мунк достиг своей заявленной цели «изучения души, то есть изучения самого себя». [59] Мунк писал о том, как появилась картина: «Я шел по дороге с двумя друзьями, когда зашло солнце; внезапно небо стало красным, как кровь. Я остановился и прислонился к забору, чувствуя невыразимую усталость. Языки огня и кровь растеклась по голубовато-черному фьорду. Мои друзья продолжали идти, а я отставал, дрожа от страха. Затем я услышал огромный, бесконечный крик природы». [60] Позже он описал личные страдания, связанные с картиной: «В течение нескольких лет я был почти сумасшедшим… Вы знаете мою картину «Крик»? Я был напряжен до предела — природа кричала в моей крови... После этого я потерял надежду когда-либо снова полюбить». [61]

В 2003 году, сравнивая картину с другими великими произведениями, историк искусства Марта Тедески писала:

«Мать Уистлера» Вуда , «Американская готика» » Леонардо да Винчи , «Мона Лиза Эдварда Мунка и «Крик» — все они достигли того, чего большинство картин — независимо от их историко-художественного значения, красоты или денежной ценности — не имеют: они почти сразу передают конкретный смысл, почти сразу каждый зритель. Эти несколько работ успешно совершили переход из элитной сферы посетителя музея в огромную площадку массовой культуры. [62]

Фриз жизни – Поэма о жизни, любви и смерти

[ редактировать ]
Хотя это весьма необычное изображение, на этой картине может быть изображена Дева Мария . Вопрос о том, предназначена ли картина специально для изображения Марии, остается спорным. Мунк использовал более одного названия, включая « Любящую женщину» и «Мадонну» . [63] [б]

В декабре 1893 года в Унтер-ден-Линден в Берлине прошла выставка работ Мунка, на которой, среди прочего, были показаны шесть картин под названием «Этюд для серии: Любовь». Так начался цикл, который он позже назвал « Фриз жизни» — «Поэма о жизни, любви и смерти» . Мотивы «Фриз жизни» , такие как «Буря» и «Лунный свет» , пропитаны атмосферой. Другие мотивы освещают ночную сторону любви, например, «Роза и Амели» и «Любовь и боль» . В «Смерти в палате больного» сюжетом является смерть его сестры Софи, которую он переработал во многих будущих вариациях. Драматический фокус картины, изображающей всю его семью, рассеян в отдельных и бессвязных фигурах скорби. В 1894 году он расширил спектр мотивов, добавив «Тревогу» , «Пепел» , «Мадонну» и «Женщин в трех стадиях » (от невинности до старости). [65]

Примерно в начале 20 века Мунк работал над завершением «Фриза». Он написал ряд картин, некоторые из них большего формата и в некоторой степени отражающие эстетику модерна того времени. Он сделал деревянную раму с резными рельефами для большой картины «Обмен веществ» (1898), первоначально называвшейся «Адам и Ева» . Эта работа раскрывает озабоченность Мунка «падением человека» и его пессимистическую философию любви. Такие мотивы, как «Пустой крест» и «Голгофа» (оба около 1900 г. ), отражают метафизическую направленность, а также отражают пиетистское воспитание Мунка. Весь фриз впервые был показан на сепаратистской выставке в Берлине в 1902 году. [66]

Темы «фриза жизни» повторяются в творчестве Мунка, но особенно он сосредоточился на них в середине 1890-х годов. В эскизах, картинах, пастелях и гравюрах он затрагивал глубины своих чувств, чтобы исследовать свои основные мотивы: этапы жизни, роковая женщина, безнадежность любви, тревога, неверность, ревность, сексуальное унижение и разлука в жизни и жизни. смерть. [67] Эти темы выражены в таких картинах, как «Больной ребенок» (1885), «Любовь и боль» (переименованная в «Вампир» ; 1893–94), «Пепел» (1894) и «Мост» . Последний изображает обмякшие фигуры с безликими или скрытыми лицами, над которыми нависают угрожающие очертания тяжелых деревьев и задумчивых домов. Мунк изображал женщин либо хрупкими, невинными страдальцами (см. Половое созревание и Любовь и боль ), либо причиной великой тоски, ревности и отчаяния (см. Разлука , Ревность и Пепел ).

Мунк часто использует тени и цветные кольца вокруг своих фигур, чтобы подчеркнуть ауру страха, угрозы, беспокойства или сексуальной напряженности. [68] Эти картины были интерпретированы как отражение сексуальных тревог художника, хотя можно также утверждать, что они отражают его бурные отношения с самой любовью и его общий пессимизм в отношении человеческого существования. [69] Многие из этих эскизов и картин были выполнены в нескольких версиях, таких как «Мадонна» , «Руки» и «Половое созревание» , а также переписаны в виде гравюр на дереве и литографий. Мунк ненавидел расставаться со своими картинами, потому что считал свои работы единым средством выражения. Поэтому, чтобы заработать на своем производстве и получить некоторый доход, он обратился к графике, чтобы воспроизвести многие из своих картин, в том числе из этой серии. [70] Мунк признавал личные цели своего творчества, но он также предлагал свое искусство более широким целям: «Мое искусство — это действительно добровольное признание и попытка объяснить самому себе свое отношение к жизни — следовательно, это на самом деле своего рода эгоизм». , но я постоянно надеюсь, что благодаря этому смогу помочь другим достичь ясности». [71]

Вызвав резко негативную реакцию, в 1890-х годах Мунк начал получать некоторое понимание своих художественных целей, как писал один критик: «С безжалостным презрением к форме, ясности, элегантности, цельности и реализму он рисует с интуитивной силой таланта самые тонкие видения души». [72] Одним из его больших сторонников в Берлине был Вальтер Ратенау Германии , впоследствии министр иностранных дел , который во многом способствовал его успеху.

Пейзажи и природа

[ редактировать ]
Из Тюрингервальда , 1905, холст, масло. Работа изображает извилистый разрез леса с мясистой землей, что напоминает физическую связь со зрителем.

Несмотря на то, что более половины его живописных работ представляют собой пейзажи, Мунка редко называют художником-пейзажистом. Однако Мунк был зациклен на некоторых элементах природы, что привело к повторяющимся мотивам на протяжении всей его работы. Береговая линия и лес являются важными местами творчества Мунка. Акцент на использовании Мунком природы для передачи эмоций является темой книги « Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» в Институте искусств Кларка .

Париж, Берлин и Христиания

[ редактировать ]
Больной ребенок (1907)

В 1896 году Мунк переехал в Париж, где сосредоточился на графических изображениях своих тем «Фриз жизни» . Он далее развивал свою технику гравюры на дереве и литографии. Мунка «Автопортрет со скелетной рукой » (1895) выполнен методом гравировки иглой и чернилами, который также использовал Пауль Клее . [73] Мунк также выпустил разноцветные версии «Больного ребенка» , о туберкулезе которые хорошо продавались, а также несколько обнаженных тел и несколько версий « Поцелуя» (1892). [73] В мае 1896 года Зигфрид Бинг провел выставку работ Мунка в Доме Бинга в стиле модерн . На выставке было представлено 60 работ, в том числе «Поцелуй», «Крик», «Мадонна», «Больной ребенок», «Комната смерти», «Послезавтра». Выставка Бинга помогла познакомить Мунка с французской публикой. [74] Тем не менее, многие парижские критики по-прежнему считали работы Мунка «жестокими и жестокими», даже несмотря на то, что его выставки пользовались серьезным вниманием и хорошей посещаемостью. [75] Его финансовое положение значительно улучшилось, и в 1897 году Мунк купил себе летний дом с видом на фьорды Кристиании, небольшую рыбацкую хижину, построенную в конце 18 века, в небольшом городке Осгордстранд в Норвегии. Он назвал этот дом «Счастливым домом» и возвращался сюда почти каждое лето в течение следующих 20 лет. [76] Это было то место, по которому он скучал, когда был за границей и когда чувствовал себя подавленным и утомленным. «Прогулка по Осгордстранду — это все равно, что прогулка среди моих картин: когда я здесь, меня так вдохновляет рисовать».

Харальд Норрегаард (с женой, картина Мунка 1899 года, Национальная галерея ) был одним из ближайших друзей Мунка с подросткового возраста, советником и юристом. [77]

В 1897 году Мунк вернулся в Кристианию, где он также был принят неохотно - один критик написал: «Изрядное количество этих картин выставлялось раньше. По моему мнению, они улучшают знакомство». [76] В 1899 году Мунк завязал интимные отношения с Туллой Ларсен, «освобожденной» женщиной из высшего сословия. Они вместе отправились в Италию, и по возвращении Мунк начал еще один плодотворный период в своем искусстве, который включал пейзажи и его последнюю картину из серии «Фриз жизни», « Танец жизни » (1899). [78] Ларсен жаждал брака, а Мунк — нет. Пьянство и плохое здоровье усилили его опасения, как он писал от третьего лица: «С самого детства он ненавидел брак. Его больной и нервный дом дал ему ощущение, что он не имеет права жениться». [79] Мунк почти уступил Тулле, но сбежал от нее в 1900 году, также отказавшись от ее немалого состояния, и переехал в Берлин. [79] Его девушки на пристани [ нужны разъяснения ] , созданный в 18 различных вариантах, продемонстрировал тему женской молодости без негативного подтекста. [70] В 1902 году он тематически выставил свои работы в зале Берлинского сецессиона, произведя «симфонический эффект - это произвело большой резонанс - много антагонизма - и много одобрения». [80] Берлинские критики начали ценить творчество Мунка, хотя публика все еще находила его работы чуждыми и странными.

Хорошее освещение в прессе привлекло к Мунк внимание влиятельных покровителей Альберта Коллмана и Макса Линде . Поворот событий он описал в своем дневнике: «После 20 лет борьбы и страданий силы добра наконец приходят мне на помощь в Германии — и передо мной открывается светлая дверь». [81] Однако, несмотря на эту позитивную перемену, саморазрушающее и беспорядочное поведение Мунка привело его сначала к жестокой ссоре с другим художником, а затем к случайной стрельбе в присутствии Туллы Ларсен, вернувшейся для непродолжительного примирения, в результате чего были ранены двое его пальцы. Позже Мунк распилил автопортрет, изображающий его и Ларсена, пополам в результате стрельбы и последующих событий. [82] В конце концов она ушла от него и вышла замуж за более молодого коллегу Мунка. Мунк воспринял это как предательство и какое-то время размышлял об унижении, направляя часть горечи в новые картины. [83] Его картины «Натюрморт («Убийца»)» и «Смерть Марата I» , написанные в 1906–07 годах, явно отсылают к инциденту со стрельбой и эмоциональным последствиям. [84]

В 1903–04 годах Мунк выставлялся в Париже, где будущие фовисты , известные своими смело ложными красками, вероятно, видели его работы и могли найти в них вдохновение. Когда в 1906 году фовисты провели собственную выставку, Мунка пригласили и он представил свои работы вместе с их работами. [85] Изучив скульптуру Родена , Мунк, возможно, экспериментировал с пластилином в качестве вспомогательного средства для дизайна, но скульптур он создал мало. [86] За это время Мунк получил множество заказов на портреты и гравюры, которые улучшили его обычно шаткое финансовое положение. [87] В 1906 году он нарисовал экран для пьесы Ибсена в небольшом театре «Каммершпиле», расположенном в берлинском Немецком театре , в котором « Фриз жизни» висел . Позже директор театра Макс Рейнхардт продал его; сейчас он находится в Берлинской национальной галерее . [88] После более раннего периода пейзажей, в 1907 году он снова обратил свое внимание на человеческие фигуры и ситуации. [89]

Поломка и восстановление

[ редактировать ]
Мунк в 1933 году

Осенью 1908 года тревога Мунка, усугубленная чрезмерным употреблением алкоголя и драками, обострилась. Как он позже писал: «Мое состояние было на грани безумия — все было как на грани». [90] Подверженный галлюцинациям и чувству преследования, он поступил в клинику Дэниела Джейкобсона. Терапия , которую Мунк получал в течение следующих восьми месяцев, включала диету и «электрификацию» (модное тогда лечение нервных заболеваний, не путать с электросудорожной терапией ). [91] Пребывание Мунка в больнице стабилизировало его личность, а после возвращения в Норвегию в 1909 году его творчество стало более красочным и менее пессимистичным. Еще больше улучшив его настроение, широкая публика Кристиании наконец прониклась симпатией к его работам, и музеи начали покупать его картины. Он был удостоен звания кавалера Королевского ордена Святого Олафа «за заслуги в области искусства». [92] Его первая американская выставка состоялась в 1912 году в Нью-Йорке. [93]

В рамках своего выздоровления Джейкобсон посоветовал Мунку общаться только с хорошими друзьями и избегать употребления алкоголя на публике . Мунк последовал этому совету и в процессе создал несколько качественных портретов друзей и покровителей в полный рост — честных изображений, лишенных лести. [94] Он также создавал пейзажи и сцены людей, работающих и играющих, используя новый оптимистичный стиль — широкие, свободные мазки ярких цветов с частым использованием белого пространства и редким использованием черного цвета — лишь изредка отсылая к своим болезненным темам. Имея больший доход, Мунк смог купить несколько объектов недвижимости, что открыло ему новые перспективы для его искусства, и он, наконец, смог обеспечить свою семью. [95]

Начало Первой мировой войны обнаружило, что Мунк разделил лояльность, поскольку он заявил: «Все мои друзья - немцы, но я люблю Францию». [96] В 1930-х годах его немецкие покровители, многие из которых были евреями, потеряли свои состояния, а некоторые и жизни во время подъема нацистского движения. [97] Мунк нашел норвежских типографов, которые заменили немцев, печатавших его графические работы. [98] Учитывая его плохое состояние здоровья, в 1918 году Мунк считал, что ему повезло, что он пережил приступ испанского гриппа , всемирной пандемии того года. [99]

Спустя годы

[ редактировать ]
Могила Мунка на Кладбище нашего Спасителя в Осло

Мунк провел большую часть своих последних двух десятилетий в одиночестве в своем почти самодостаточном поместье в Экели, в Скёйене , Осло. [100] Многие из его поздних картин посвящены фермерской жизни, в том числе несколько, в которых он использовал в качестве модели свою рабочую лошадь «Руссо». [101] Без каких-либо усилий Мунк привлек постоянный поток женщин-моделей, которых он изображал в качестве героев многочисленных обнаженных картин. Вероятно, с некоторыми из них у него были сексуальные отношения. [102] Мунк иногда выходил из дома, чтобы рисовать фрески по заказу, в том числе для шоколадной фабрики Фрейя . [103]

До конца своей жизни Мунк продолжал беспощадно писать автопортреты, дополняя цикл самопознания своей жизни и серию непоколебимых взглядов на свое эмоциональное и физическое состояние. В 1930-х и 1940-х годах нацисты назвали работы Мунка « дегенеративным искусством » (наряду с работами Пикассо , Клее , Матисса , Гогена и многих других современных художников) и изъяли его 82 работы из немецких музеев. [104] Адольф Гитлер заявил в 1937 году: «Все, что нам небезразлично, эти варвары и заикающиеся из доисторической культуры каменного века могут вернуться в пещеры своих предков и там применить свои примитивные международные царапины». [105]

В 1940 году немцы вторглись в Норвегию , и нацистская партия захватила правительство. Мунк было 76 лет. Имея почти всю коллекцию своих произведений искусства на втором этаже своего дома, Мунк жил в страхе перед конфискацией нацистами. Семьдесят одна картина, ранее захваченная нацистами, была возвращена в Норвегию через покупку коллекционеров (остальные 11 так и не были возвращены), в том числе «Крик» и «Больной ребенок» , и они тоже были спрятаны от нацистов. [106]

Мунк умер в своем доме в Экели недалеко от Осло 23 января 1944 года, примерно через месяц после своего 80-летия. Его организованные нацистами похороны внушили норвежцам, что он симпатизировал нацистам, что было своего рода присвоением независимого художника. [107] Город Осло купил поместье Экели у наследников Мунка в 1946 году; его дом был снесен в мае 1960 года. [108]

Наследие

[ редактировать ]
Музей Мунка , Осло
Музей Мунка, Осло

Из моего гниющего тела,
цветы должны вырасти
и я в них
и это вечность.

Эдвард Мунк [109]

Когда Мунк умер, оставшиеся его работы были завещаны городу Осло, который построил Музей Мунка в Тойене (он открылся в 1963 году). В музее хранится коллекция, насчитывающая около 1100 картин, 4500 рисунков и 18 000 гравюр, это самая обширная коллекция его работ в мире. [110] Музей Мунка является официальным поместьем Мунка; [110] он активно реагировал на нарушения авторских прав, а также очищал авторские права на произведения, например, появление «Крика» Мунка в рекламной кампании M&M 2006 года . [111] Представителем авторских прав Музея Мунка и поместья Эдварда Мунка в США является Общество по защите прав художников . [112]

Искусство Мунка было очень персонализированным, и он мало преподавал. Его «частный» символизм был гораздо более личным, чем у других художников-символистов, таких как Гюстав Моро и Джеймс Энсор . Мунк по-прежнему пользовался большим влиянием, особенно среди немецких экспрессионистов , которые следовали его философии: «Я не верю в искусство, которое не является навязчивым результатом стремления человека открыть свое сердце». [54] Многие из его картин, в том числе «Крик» , имеют универсальную привлекательность в дополнение к своему глубоко личному смыслу.

Работы Мунка сейчас представлены во многих крупных музеях и галереях Норвегии и за рубежом. Его хижина «Счастливый дом» была передана муниципалитету Осгордстранда в 1944 году; он служит небольшим музеем Мунка. Инвентарь сохранился в том же виде, в каком он его оставил.

Одна версия «Крика» была украдена из Национальной галереи в 1994 году. В 2004 году другая версия «Крика» вместе с изображением Мадонны была украдена из музея Мунка в результате дерзкого ограбления среди бела дня. Все они в конечном итоге были найдены, но картины, украденные во время ограбления 2004 года, были сильно повреждены. Они были тщательно отреставрированы и снова выставлены на обозрение. В 2005 году из отеля Refsnes Gods были украдены три работы Мунка ; вскоре их удалось вернуть, хотя одна из работ была повреждена во время ограбления. [113]

Октябрь 2006 г. Цветная гравюра на дереве «Два человека». Одинокий ( To mennesker. De ensomme ) установил новый рекорд своей гравюры, когда она была продана на аукционе в Осло за 8,1 миллиона крон (1,27 миллиона долларов США, что эквивалентно 1 900 000 долларов США в 2023 году). Он также установил рекорд самой высокой цены, уплаченной на аукционе в Норвегии. [114] 3 ноября 2008 года картина «Вампир» установила новый рекорд среди своих картин, когда она была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 38 162 000 долларов США (что эквивалентно 54 000 000 долларов США в 2023 году).

Изображение Мунка появляется на норвежской банкноте в 1000 крон вместе с изображениями, вдохновленными его произведениями искусства. [115]

В феврале 2012 года состоялась крупная выставка Мунка « Эдвард Мунк». «Современный глаз» , открытый в Ширн Кунстхалле во Франкфурте ; Выставку открыла Метте-Марит, кронпринцесса Норвегии . [116] [117]

В мае 2012 года «Крик» был продан за 119,9 миллиона долларов США (что эквивалентно 159 100 000 долларов США в 2023 году) и стал вторым самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на открытом аукционе. (В ноябре 2013 года его превзошла « Три исследования Люсьена Фрейда» , проданные за 142,4 миллиона долларов США). [118]

В 2013 году четыре картины Мунка были изображены на серии марок норвежской почтовой службы , приуроченных в 2014 году к 150-летию со дня его рождения. [119]

14 ноября 2016 года версия картины Мунка « Девочки на мосту» была продана за 54,5 миллиона долларов США (что эквивалентно 69 200 000 долларов США в 2023 году) на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, что сделало ее второй по величине ценой, достигнутой за одну из его картин. [120]

В апреле 2019 года в Британском музее прошла выставка « Эдвард Мунк: любовь и тоска» , включающая 83 произведения искусства, включая редкий оригинальный репродукцию «Крика» . [121]

В мае 2022 года в галерее Курто прошла выставка Эдварда Мунка. Шедевры из Бергена : представлены 18 картин из норвежского промышленника Расмуса Мейера . коллекции [122]

В июне 2023 года в Институте искусств Кларка прошла выставка «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» . Это была первая выставка в Соединенных Штатах, посвященная тому, как Мунк использовал природу для передачи более глубокого смысла в своей картине. На выставке «Дрожащая земля» было представлено более 75 работ, многие из которых из коллекции Munchmuseet , а также более 40 картин и гравюр из редко встречающихся частных коллекций. [123]

В сентябре 2023 года в Музее современного искусства Берлинская галерея прошла выставка Эдварда Мунка. Магия Севера в сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло. В экспозицию вошли около 80 работ Эдварда Мунка, дополненные работами других художников, сформировавших представление о севере и современной арт-сцене на Шпрее в Берлине в конце XIX века. [124]

В ноябре 2023 года в Музее Барберини в Потсдаме также прошла выставка «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» в сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло. Выставка на восемь недель перекрыла выставку Berlinische Galerie; обе выставки проходили под совместным патронажем президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и Его Величества Харальда V. короля Норвегии На выставке было представлено более 110 кредитов от других учреждений. [125]

Университетский класс

[ редактировать ]
Аула с изображением Истории (слева), Солнца (спереди), Альма-матер (справа), картин меньшего размера по углам.

состоялся финальный конкурс на украшение больших стен Аулы (актового зала) Университета Осло В 1911 году между Мунком и Эмануэлем Вигеландом . Этот эпизод известен как «Спор об Ауле». В 1914 году Мунку наконец было поручено украсить Аулу, и работа была завершена в 1916 году. Это крупнейшее произведение норвежской монументальной живописи включает 11 картин площадью 223 м2. 2 (2400 кв. футов). «Солнце» , «История» и «Альма-матер» — ключевые работы в этой последовательности. Мунк заявил: «Я хотел, чтобы украшения образовывали полный и независимый мир идей, и я хотел, чтобы их визуальное выражение было одновременно типично норвежским и общечеловечным». В 2014 году предполагалось, что стоимость картин Аулы составляет не менее 500 миллионов крон. [126] [127]

Споры о разграбленном искусстве

[ редактировать ]

Мунка В 2007 году «Летняя ночь на пляже» была возвращена внучке Альмы Малер, которая была вынуждена бежать от нацистов вместе со своим мужем-евреем в марте 1938 года, после аннексии Австрии Гитлером. [128] [129] В 2008 году Базельский музей изящных искусств отклонил претензию на «Мадонну» Мунка, литографию обнаженной фигуры в черном, красном и синем цветах . наследников еврейского коллекционера Курта Глейзера [130] В 2012 году берлинская Kupferstichkabinett вернула три рисунка Мунка наследникам Курта Глейзера , еврейского коллекционера, вынужденного покинуть страну нацистами. [131] В 2012 году претензия на «Крик» наследников Хьюго Саймона была отклонена, поскольку картина была выставлена ​​на аукцион. [132] В 2023 году «Танец Мунка на пляже» стал объектом соглашения между наследниками Глейзеров и наследниками Томаса Олсена, норвежского судовладельца, соседа и коллекционера Мунка. [133]

Основные работы

[ редактировать ]
Жизнь Мунка в Радхусете (ратуше) в Осло. Комната называется « Комната Мунка» .

Избранные произведения

[ редактировать ]

Автопортреты

[ редактировать ]

Фотографии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Пограничное расстройство личности" . НИМХ . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2016 г.
  2. Мунк не известен своими религиозными произведениями искусства и не был известен как христианин. Тем не менее, близость к Мэри могла быть задумана как акцент на красоте и совершенстве его подруги Дагни Юэль-Пшибышевской , модели для работы, и выражение его поклонения ей как идеалу женственности. [64] (1894, холст, масло, 90 см × 68 см ( + 1/2 дюйма × + 26 35 3/4 дюйма ) , , Музей Мунка Осло)
  1. ^ Уэллс 2008 .
  2. ^ Эггам 1984 , стр. 15.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 16.
  4. ^ Придо 2005 , с. 17
  5. ^ Придо 2005 , с. 2
  6. ^ Придо 2005 , с. 19
  7. ^ Эггам 1984 , стр. 137.
  8. ^ Эггам 1984 , стр. 22.
  9. ^ Prideaux 2005 , стр. 22–23.
  10. ^ Prideaux 2005 , стр. 24–26.
  11. ^ Prideaux 2005 , стр. 120–121, 207–209.
  12. ^ Ааркрог 1990 .
  13. ^ Уайли 1980 , стр. 413–443.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , с. 35
  15. ^ Придо 2005 , с. 40
  16. ^ Придо 2005 , с. 41
  17. ^ Эггам 1984 , стр. 34.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , с. 34
  19. ^ Эггам 1984 , стр. 41.
  20. ^ «Поцелуй у окна Эдварда Мунка» . www.edvard-munch.org . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
  21. ^ Эггам 1984 , стр. 43.
  22. ^ Prideaux 2005 , стр. 71, 74.
  23. ^ Придо 2005 , с. 71
  24. ^ Придо 2005 , с. 72
  25. ^ Придо 2005 , с. 83
  26. ^ Придо 2005 , с. 88
  27. ^ Эггам 1984 , стр. 52–53.
  28. ^ Эггам 1984 , стр. 46.
  29. ^ Эггам 1984 , стр. 59.
  30. ^ Эггам 1984 , стр. 55.
  31. ^ Берман 1986 , с. 106.
  32. ^ О'Нил 1996 , с. 44
  33. ^ Придо 2005 , с. 49
  34. ^ Эггам 1984 , стр. 108.
  35. ^ Придо 2005 , с. 110
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 61.
  37. ^ Эггам 1984 , стр. 9.
  38. ^ Эггам 1984 , стр. 12.
  39. ^ «Графические произведения и гравюры Эдварда Мунка» . Блог ИБ Таурис . 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
  40. ^ «Николай Аструп» . КОДЕ . Художественные музеи Бергена. 11 января 2016 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
  41. ^ Придо 2005 , с. 114
  42. ^ Придо 2005 , с. 115
  43. ^ Эггам 1984 , стр. 64–68.
  44. ^ Эггам 1984 , стр. 75.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , стр. 135–137.
  46. ^ Эггам 1984 , стр. 91.
  47. ^ Морхед, 2019 , стр. 19–34.
  48. ^ Мунк 2005 , с. 119
  49. ^ Мунк 2005 , с. 7
  50. ^ Эггам 1984 , стр. 77.
  51. ^ Придо 2005 , с. 153
  52. ^ https://www.researchgate.net/publication/327792235_Patterns_in_Munch's_Painting_Technique
  53. ^ Эггам 1984 , стр. 79.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эггам 1984 , стр. 10.
  55. ^ Алан Паркер (2 мая 2012 г.). «Настоящий крик, пожалуйста, встаньте» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  56. ^ Фогель 2012 .
  57. ^ Кроу, Келли (11 июля 2012 г.). «Загадка искусства раскрыта: магнат — покупатель «крика»» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 19 января 2024 г. Музей мистера Блэка — единственный, который не находится в музее Осло. {{cite news}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  58. ^ «Украденные картины Мунка найдены в целости и сохранности» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 19 января 2024 г.
  59. ^ Фаэрна 1995 , стр. 16.
  60. ^ Фаэрна 1995 , стр. 17.
  61. ^ Придо 2005 , с. 152
  62. ^ Макдональд 2003 , с. 80.
  63. ^ Бишофф 2000 , с. 42.
  64. ^ Гернер 1993 .
  65. ^ Фаэрна 1995 , стр. 28.
  66. ^ Придо 2005 , с. 211
  67. ^ Эггам 1984 , стр. 116–118.
  68. ^ Эггам 1984 , стр. 122.
  69. ^ Фаэрна 1995 , стр. 6.
  70. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаерна 1995 , с.5.
  71. ^ Эггам 1984 , стр. 118.
  72. ^ Эггам 1984 , стр. 121.
  73. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 141.
  74. ^ Вайсберг, Габриэль П. (1986). Бинг в стиле модерн . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., стр. 112–115. ISBN  0-8109-1486-7 .
  75. ^ Эггам 1984 , стр. 152.
  76. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 153.
  77. ^ Тиис 1933 , с. 279.
  78. ^ Эггам 1984 , стр. 168.
  79. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 174.
  80. ^ Эггам 1984 , стр. 176.
  81. ^ Эггам 1984 , стр. 181.
  82. ^ Торп 2019 .
  83. ^ Эггам 1984 , стр. 183.
  84. ^ Эггам 1984 , стр. 214.
  85. ^ Эггам 1984 , стр. 190.
  86. ^ Эггам 1984 , стр. 195.
  87. ^ Эггам 1984 , стр. 196, 203.
  88. ^ Бернау 2005 , стр. 65–78.
  89. ^ Эггам 1984 , стр. 228.
  90. ^ Эггам 1984 , стр. 236.
  91. ^ Эггам 1984 , стр. 235–236.
  92. ^ Эггам 1984 , стр. 239.
  93. ^ Придо 2005 , с. 373
  94. ^ Эггам 1984 , стр. 240.
  95. ^ Эггам 1984 , стр. 259.
  96. ^ Придо 2005 , с. 285
  97. ^ Придо 2005 , с. 288
  98. ^ Придо 2005 , с. 290
  99. ^ Придо 2005 , с. 299
  100. ^ Придо 2005 , с. 291
  101. ^ Придо 2005 , с. 292
  102. ^ Придо 2005 , с. 297
  103. ^ Придо 2005 , с. 374
  104. ^ Эггам 1984 , стр. 287.
  105. ^ Придо 2005 , с. 313
  106. ^ Придо 2005 , с. 319
  107. ^ Придо 2005 , с. 328
  108. ^ Старение 1961 , стр. 5–19.
  109. ^ Томпсон и Сорвиг 2008 , с. 30.
  110. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Музей и коллекция» . Музей Мунка. Архивировано из оригинала 19 мая 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  111. ^ Masterfoods USA (21 августа 2006 г.). «M&M's® реагирует на потребительский спрос и представляет интересный способ употребления темного шоколада» (пресс-релиз). Новостная лента по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  112. ^ «Наши самые востребованные артисты» . Представлены художники . Общество прав художников. Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  113. ^ Гиббс 2005 .
  114. ^ «Ноен Хойере?» . Афтенпостен . 27 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 25 декабря 2007 г.
  115. ^ «Купюра в 1000 крон» . Банкноты и монеты . Норвежский банк. Архивировано из оригинала 20 мая 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
  116. ^ Кронпринцесса Метте-Марит открывает выставку Мунка на YouTube . 11 февраля 2012 г. Проверено 16 июня 2013 г.
  117. ^ «Эдвард Мунк. Современный взгляд» (Пресс-релиз). электронный поток. 2012. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
  118. ^ Джонс 2013 .
  119. ^ "Мунк "Скрик" блир фримерке" . Дагбладет (на норвежском языке). НТБ . 13 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
  120. ^ «Шедевр Мунка продвигает вечернюю распродажу» . Сотбис . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 29 января 2018 г.
  121. ^ «Эдвард Мунк: Обзор любви и тоски – «Ряжи травм поражают тебя, как бомба» » . Хранитель . 8 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 21 января 2021 г.
  122. ^ «Эдвард Мунк: Обзор шедевров из Бергена – волшебное путешествие страданий» . Хранитель . 29 мая 2022 г. Проверено 2 октября 2022 г.
  123. ^ «Эдвард Мунк» . www.clarkart.edu . Проверено 16 июня 2023 г.
  124. ^ «Эдвард Мунк» . 15 сентября 2023 г.
  125. ^ «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» . Проверено 18 ноября 2023 г.
  126. ^ «Эдвард Мунк и Университет аула» . Университет Осло . 3 января 2013 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
  127. Университет, 29 октября 2014 г. [ нужна полная цитата ]
  128. ^ «Мунк искал картину» . www.lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
  129. ^ «Картина Мунка, украденная нацистами, возвращена наследнику Малера» . www.lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
  130. ^ swissinfo.ch, Кэтрин Хикли (28 ноября 2017 г.). «Базель сталкивается с давлением с требованием вернуть произведения искусства, когда-то принадлежавшие еврейскому историку» . SWI swissinfo.ch . Проверено 30 января 2024 г.
  131. ^ «Мунк, произведения Киршнера возвращаются наследникам еврейского коллекционера» . lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
  132. ^ Альгемайнер, The (24 октября 2012 г.). «Адвокат, добивающийся возвращения украденных нацистами произведений искусства: против еврейских заявителей существует реальная предвзятость - Algemeiner.com» . www.algemeiner.com . Проверено 30 января 2024 г.
  133. ^ «Еще одна монументальная картина Мунка, когда-то спрятанная от нацистов в сарае, отправляется в квартал» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 16 января 2023 г. Проверено 30 января 2024 г.

Общие источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блэк, Питер; Брутейг, Магне, ред. (2009). Эдвард Мунк: Гравюры . Лондон: Филип Уилсон. ISBN  978-0-85667-677-2 . Каталог выставки в Хантерианском музее и художественной галерее Университета Глазго и Национальной галерее Ирландии в Дублине.
  • Кларк, Джей (2014). «Мунк на бумаге». Печать ежеквартально . 31 : 237–243.
  • Дольник, Эдвард (2005). Художник-спасатель: Правдивая история искусства, воров и охоты за пропавшим шедевром . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN  0-06-053118-5 . Рассказывает о краже «Крика» в 1994 году из Национальной галереи Норвегии в Осло и о ее возможном возвращении.
  • Хеллер, Рейнхольд, изд. (1984). Мунк: Его жизнь и творчество . Лондон: Мюррей. ISBN  0-7195-4116-6 .
  • Морхед, Эллисон (2014). «Литографическая и биологическая ошибка в книге Эдварда Мунка « Женщины в больнице ». Печать ежеквартально . 31 : 308–315.
  • Шифлер, Густав (1907). Список графических работ Эдварда Мунка до 1906 г. (на немецком языке). Берлин: Б. Кассирер. OCLC   39789318 .
  • Шифлер, Густав (1927). Графические работы Эдварда Мунка: 1906–1926 (на немецком языке). Берлин: Эйфорион Верлаг. OCLC   638113186 .
  • Волл, Герд (2009). Эдвард Мунк: Полное собрание картин: Каталог Резонне . Том. 4. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN  978-0-500-09345-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b77da415fdbdb7367d5a09f2f647ec4f__1721637000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/4f/b77da415fdbdb7367d5a09f2f647ec4f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Edvard Munch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)