Эдвард Мунк
Эдвард Мунк | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 23 января 1944 г. Осло , Норвегия | (80 лет)
Национальность | норвежский |
Известный | Художник живописи и графики |
Заметная работа | |
Движение | Экспрессионизм , Символизм |
Мунк ( / mʊŋ k / MUUNK Эдвард , [1] Норвежский: [ˈɛ̀dvɑɖ ˈmʊŋk] ; 12 декабря 1863 — 23 января 1944) — норвежский художник. Его работа 1893 года «Крик» стала одним из самых известных изображений западного искусства.
Его детство было омрачено болезнью, тяжелой утратой и страхом унаследовать психическое заболевание, которое было в семье. Обучаясь в Королевской школе искусств и дизайна в Кристиании (сегодняшний Осло), Мунк начал жить богемной жизнью под влиянием нигилиста Ганса Йегера , который призывал его рисовать собственное эмоциональное и психологическое состояние (« живопись души »); из этого возник его отличительный стиль.
Путешествия принесли новые влияния и возможности. В Париже он многому научился у Поля Гогена , Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека , особенно их использованию цвета. В Берлине он встретил шведского драматурга Августа Стриндберга , которого он нарисовал, когда приступил к созданию крупной серии картин, которую он позже назовет «Фриз жизни» , изображающей ряд глубоко прочувствованных тем, таких как любовь, тревога, ревность и предательство. , погруженный в атмосферу.
«Крик» был задуман в Кристиании. По словам Мунка, он гулял на закате, когда «услышал огромный, бесконечный крик природы». Мучительное лицо картины широко отождествляется с тревогой современного человека. Между 1893 и 1910 годами он сделал две нарисованные версии и две пастелью, а также ряд гравюр. Одна из пастелей в конечном итоге заняла четвертое место по номинальной цене, уплаченной за картину на аукционе.
По мере того как его слава и богатство росли, его эмоциональное состояние оставалось нестабильным. Он ненадолго подумывал о браке, но не смог взять на себя обязательства. Психический срыв в 1908 году вынудил его бросить пить, и его воодушевляло растущее признание жителей Кристиании и выставление в городских музеях. Последние годы своей жизни он провел, работая в тишине и уединении. Хотя его работы были запрещены в оккупированной нацистами Европе, большинство из них пережили Вторую мировую войну , обеспечив ему наследие.
Жизнь
[ редактировать ]Детство
[ редактировать ]Эдвард Мунк родился в фермерском доме в деревне Одалсбрук в Лётене , Норвегия , в семье Лауры Катрин Бьёльстад и Кристиана Мунка, сына священника. Кристиан был врачом и медицинским работником, который женился на Лауре, женщине вдвое моложе его, в 1861 году. У Эдварда была старшая сестра Йоханн Софи и трое младших братьев и сестер: Питер Андреас, Лаура Кэтрин и Ингер Мари. Лаура была талантлива в художественном отношении и, возможно, воодушевила Эдварда и Софи. Эдвард был родственником художника Якоба Мунка и историка Питера Андреаса Мунка . [2]
Семья переехала в Осло (тогда называвшийся Кристиания и переименованный в Кристианию в 1877 году) в 1864 году, когда Кристиан Мунк был назначен медицинским офицером в крепости Акерсхус . Мать Эдварда умерла от туберкулеза в 1868 году, как и любимая сестра Мунка Иоганн Софи в 1877 году. [3] После смерти матери братьев и сестер Мунка воспитывали отец и тетя Карен. Эдвард, часто болевший большую часть зимы и не посещавший школу, рисовал, чтобы чем-то занять себя. Его обучали одноклассники и тетя. Кристиан Мунк также обучал своего сына истории и литературе и развлекал детей яркими историями о привидениях и рассказами американского писателя Эдгара Аллана По . [4]
Насколько Эдвард помнил, положительное поведение Кристиана по отношению к своим детям было омрачено его болезненным пиетизмом . Мунк писал: «Мой отец был по темпераменту нервным и одержимо религиозным — вплоть до психоневроза . От него я унаследовал семена безумия. Ангелы страха, печали и смерти стояли рядом со мной с того дня, как я родился». [5] Кристиан сделал выговор своим детям, сказав им, что их мать смотрит с небес и скорбит из-за их плохого поведения. Репрессивная религиозная среда, слабое здоровье Эдварда и яркие истории о привидениях помогли вдохновить его жуткие видения и кошмары; он чувствовал, что смерть постоянно приближалась. [6] У одной из младших сестер Мунка, Лауры, в раннем возрасте диагностировали психическое заболевание. Из пяти братьев и сестер женился только Андреас, но он умер через несколько месяцев после свадьбы. Позднее Мунк напишет: «Я унаследовал двух самых страшных врагов человечества — наследие чахотки и безумия ». [7]
Военное жалованье Кристиана Мунка было очень низким, а его попытки заняться частной практикой потерпели неудачу, в результате чего его семья осталась в благородной, но вечной бедности. [3] Они часто переезжали из одной дешевой квартиры в другую. Ранние рисунки и акварели Мунка изображали эти интерьеры и отдельные предметы, такие как бутылочки с лекарствами и принадлежности для рисования, а также некоторые пейзажи. В подростковом возрасте искусство доминировало в интересах Мунка. [8] В 13 лет Мунк впервые познакомился с другими художниками в недавно созданной Художественной ассоциации, где он восхищался работами норвежской пейзажной школы. Он вернулся, чтобы копировать картины, и вскоре начал писать маслом. [9]
Психическое здоровье
[ редактировать ]Отчасти из-за проблем с психическим здоровьем и заключения в исправительном учреждении своей сестры Лоры Кэтрин, а отчасти из-за преобладавших в то время убеждений в наследственном безумии, Эдвард Мунк часто выражал свой страх, что он сойдет с ума. [10] Критики его искусства также обвиняли его в безумии, употребляя этот термин в чисто ругательном смысле. Когда его картина «Больной ребенок » была впервые показана в Осло в 1886 году, Густав Вентцель и другие молодые реалисты окружили Мунка и обвинили его в «сумасшедшем»; другой критик Йохан Шарффенберг заявил, что, поскольку Мунк происходил из «безумной семьи», его искусство также было «безумным». [11] Некоторые утверждают, что у него было пограничное расстройство личности , психическое расстройство, характеризующееся страхом быть брошенным , хроническим чувством пустоты, импульсивным поведением и различными другими симптомами. [12] [13] Мунк также проявлял алкоголизм — черту характера, часто связанную с импульсивностью при ПРЛ. [а]
Исследования и влияния
[ редактировать ]В 1879 году Мунк поступил в технический колледж для изучения инженерного дела, где преуспел в физике , химии и математике . Он научился масштабному и перспективному рисунку, но частые болезни прервали учебу. [14] В следующем году, к большому разочарованию отца, Мунк покинул колледж, решив стать художником. Его отец считал искусство «нечестивым ремеслом», а соседи резко отреагировали на это и прислали ему анонимные письма. [15] В отличие от оголтелого пиетизма своего отца, Мунк занял недогматическую позицию по отношению к искусству. Свою цель он записал в дневнике: «В своем искусстве я пытаюсь объяснить себе жизнь и ее смысл». [14]
В 1881 году Мунк поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Кристиании, одним из основателей которой был его дальний родственник Якоб Мунк . Его учителями были скульптор Юлиус Миддельтун и натуралист художник- Кристиан Крог . [16] В том же году Мунк продемонстрировал быстрое усвоение тренировок по фигуре в академии в своих первых портретах, включая портрет своего отца и свой первый автопортрет. В 1883 году Мунк принял участие в своей первой публичной выставке и делил студию с другими студентами. [17] Его портрет в полный рост Карла Йенсен-Хьелла, известного городского богемника, заслужил пренебрежительный ответ критиков: «Это импрессионизм, доведенный до крайности. Это пародия на искусство». [18] Картины Мунка этого периода с обнаженной натурой сохранились только в виде эскизов, за исключением «Стоящей обнаженной» (1887). Возможно, они были конфискованы его отцом. [19]
Импрессионизм вдохновлял Мунка с юных лет. [20] В эти ранние годы он экспериментировал со многими стилями, включая натурализм и импрессионизм. Некоторые ранние работы напоминают Мане. Многие из этих попыток вызвали неблагоприятную критику со стороны прессы и постоянные упреки со стороны отца, который, тем не менее, предоставлял ему небольшие суммы на проживание. [18] Однако в какой-то момент отец Мунка, возможно, под влиянием негативного мнения двоюродного брата Мунка Эдварда Дирикса (известного традиционного художника), уничтожил по крайней мере одну картину (вероятно, обнаженную) и отказался давать больше денег на художественные принадлежности. [21]
Мунк также вызвал гнев своего отца за свои отношения с Хансом Йегером , местным нигилистом, который жил по принципу «страсть к разрушению - это также творческая страсть» и который пропагандировал самоубийство как окончательный путь к свободе. [22] Мунк попал под его злобные, направленные против истеблишмента чары. «Мои идеи развивались под влиянием богемы или , скорее, под влиянием Ганса Йегера. Многие ошибочно утверждали, что мои идеи сформировались под влиянием Стриндберга и немцев... но это неверно. Они к тому времени уже сформировались. " [23] В то время, в отличие от многих других представителей богемы, Мунк еще уважительно относился к женщинам, а также был сдержан и воспитан, но начал поддаваться запоям и дебошам своего круга. Его тревожила сексуальная революция, происходящая в то время, и независимые женщины вокруг него. Позже он стал циничным в отношении сексуальных вопросов, что выразилось не только в его поведении и искусстве, но и в его произведениях, примером чему может служить длинное стихотворение под названием « Город свободной любви» . [24]
После многочисленных экспериментов Мунк пришел к выводу, что импрессионистская идиома не допускает достаточного выражения. Он нашел это поверхностным и слишком похожим на научные эксперименты. Он чувствовал необходимость копнуть глубже и исследовать ситуации, наполненные эмоциональным содержанием и выразительной энергией. Под руководством Йегера, что Мунк должен «написать свою жизнь», то есть Мунк должен исследовать свое эмоциональное и психологическое состояние, молодой художник начал период размышлений и самоанализа, записывая свои мысли в «дневник души». [25] Эта более глубокая перспектива помогла ему по-новому взглянуть на свое искусство. Он писал, что его картина «Больной ребенок» (1886), основанная на смерти его сестры, была его первой «картиной души», его первым разрывом с импрессионизмом. Картина получила негативную реакцию критиков и его семьи, а также вызвала очередной «бурный взрыв морального негодования» со стороны общественности. [26]
Его защищал только друг Кристиан Крог:
Он рисует или, вернее, рассматривает вещи иначе, чем другие художники. Он видит только самое существенное и это, естественно, все, что он рисует. По этой причине картины Мунка, как правило, «неполны», в чем люди с радостью обнаруживают сами. О да, они целые. Полное его дело рук. Искусство завершено, когда художник действительно сказал все, что было у него на уме, и в этом-то и состоит преимущество Мунка перед художниками другого поколения, что он действительно умеет показать нам то, что он чувствовал и что его захватило. и этому он подчиняет все остальное. [27]
Мунк продолжал использовать различные техники мазков и цветовые палитры на протяжении 1880-х и начала 1890-х годов, пытаясь определить свой стиль. [28] Его стиль продолжал колебаться между натуралистическим , как это видно на «Портрете Ганса Йегера» , и импрессионистическим , как на улице Лафайет . Его «Ингер на пляже» (1889), вызвавший очередную бурю путаницы и споров, намекает на упрощенные формы, тяжелые очертания, резкие контрасты и эмоциональное содержание его будущего зрелого стиля. [29] Он начал тщательно просчитывать свои композиции, чтобы создать напряжение и эмоциональность. Несмотря на стилистическое влияние постимпрессионистов , возник предмет, который был символистским по содержанию и изображал состояние души, а не внешнюю реальность. В 1889 году Мунк представил свою первую персональную выставку почти всех своих работ на сегодняшний день. Полученное признание привело к получению двухлетней государственной стипендии для обучения в Париже у французского художника Леона Бонна . [30]
Мунк, по-видимому, был одним из первых критиков фотографии как вида искусства и заметил, что она «никогда не будет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока фотографии не смогут быть сделаны на небесах или в аду!» [31]
Младшая сестра Мунка Лаура была героиней его интерьера «Меланхолия: Лаура» 1899 года . Аманда О'Нил говорит о своей работе: «В этой горячей клаустрофобной сцене Мунк не только изображает трагедию Лоры, но и свой собственный страх перед безумием, которое он мог унаследовать». [32]
Париж
[ редактировать ]Мунк прибыл в Париж во время празднования Всемирной выставки (1889 г.) и поселился в комнате с двумя другими норвежскими художниками. Его картина «Утро» (1884) экспонировалась в Норвежском павильоне. [33] Он проводил утро в оживленной студии Бонна (в которой работали модели-женщины), а после обеда - на выставках, в галереях и музеях (где студенты должны были делать копии, чтобы научиться технике и наблюдению). [34] Мунк не выразил большого энтузиазма по поводу уроков рисования Бонна: «Это утомляет и утомляет меня, это ошеломляет», но ему нравились комментарии мастера во время поездок в музей. [35] [36]
Мунк был очарован обширной экспозицией современного европейского искусства, в том числе работами трех художников, оказавших большое влияние: Поля Гогена , Винсента Ван Гога и Анри де Тулуз-Лотрека — все они примечательны тем, как они использовали цвет для передачи эмоций. [36] Мунка особенно вдохновила «реакция Гогена на реализм» и его кредо о том, что «искусство — это человеческая работа, а не подражание природе», убеждение, ранее высказанное Уистлером . [37] Как позже сказал о Мунк один из его берлинских друзей, «ему не обязательно ехать на Таити, чтобы увидеть и испытать примитивность человеческой природы. Он несет в себе свое собственное Таити». [38] Под влиянием Гогена, а также гравюр немецкого художника Макса Клингера Мунк экспериментировал с гравюрами как средством создания графических версий своих работ. В 1896 году он создал свои первые гравюры на дереве — материал, который оказался идеальным для символических образов Мунка. [39] Вместе со своим современником Николаем Аструпом Мунк считается новатором гравюры на дереве в Норвегии. [40]
В декабре 1889 года умер его отец, оставив семью Мунка без средств к существованию. Он вернулся домой и получил крупную ссуду у богатого норвежского коллекционера, когда богатые родственники не смогли ему помочь, и с тех пор взял на себя финансовую ответственность за свою семью. [41] Смерть Кристиана угнетала его, и его мучили суицидальные мысли: «Я живу с мертвыми — моей матерью, моей сестрой, моим дедушкой, моим отцом… Убей себя, и тогда все закончится. Зачем жить?» [42] Картины Мунка следующего года включали эскизные сцены таверны и серию ярких городских пейзажей, в которых он экспериментировал с пуантилистским стилем Жоржа Сёра . [43]
Берлин
[ редактировать ]К 1892 году Мунк сформулировал свой характерный и оригинальный синтетический стиль , как это видно в «Меланхолии» (1891), в котором цвет является символическим элементом. Считанная художником и журналистом Кристианом Крогом первой символиста картиной норвежского художника- , «Меланхолия» была выставлена в 1891 году на Осенней выставке в Осло. [44] В 1892 году Адельстин Норман от имени Союза берлинских художников пригласил Мунка выставиться на его ноябрьской выставке. [45] первая персональная выставка общества. Однако его картины вызвали острую полемику (получившую название «Дело Мунка»), и через неделю выставка закрылась. [45] Мунк был доволен «большим переполохом» и написал в письме: «Никогда мне не было так весело - невероятно, что что-то столь невинное, как живопись, могло вызвать такой переполох». [46]
В Берлине Мунк вошел в международный круг писателей, художников и критиков, включая шведского драматурга и ведущего интеллектуала Августа Стриндберга , которого он нарисовал в 1892 году. [47] Он также познакомился с датским писателем и художником Хольгером Драхманном , которого нарисовал в 1898 году. Драхманн был на 17 лет старше Мунка и собутыльником в Zum schwarzen Ferkel («У Черного поросенка») в 1893–94. [48] В 1894 году Драхманн писал о Мунке: «Он упорно борется. Удачи в твоей борьбе, одинокий норвежец». [49]
За четыре года в Берлине Мунк набросал большинство идей, которые вошли в его главную работу « Фриз жизни» , сначала предназначенную для книжной иллюстрации, но позже выраженную в картинах. [50] Он мало продавал, но получал некоторый доход от взимания платы за вход на просмотр своих скандальных картин. [51] Мунк начал допускать появление капель на своих картинах, что впервые было незаметно замечено в нарисованной версии «У смертного одра» (1895). Этот эффект стал результатом использования сильно разбавленной краски и намеренного добавления капель. [52] Первоначально этот эффект был заметен по краям его работ, но позже потеки стали более центральными, как это видно в «У смертного одра» (1915). Эффект растекающейся краски позже переняли многие художники.
Другие его картины, в том числе сцены в казино, демонстрируют упрощение формы и деталей, что характерно для его раннего зрелого стиля. [53] Мунк также начал отдавать предпочтение неглубокому живописному пространству и минимальному фону для своих фронтальных фигур. Поскольку позы были выбраны так, чтобы наиболее убедительно передать душевные состояния и психологические состояния, как в «Пепле» , фигуры придают монументальность, статичность. Фигуры Мунка кажутся играющими роли на театральной сцене (« Смерть в палате больного» ), чья пантомима фиксированных поз обозначает различные эмоции; поскольку каждый персонаж воплощает одно психологическое измерение, как в «Крике» , мужчины и женщины Мунка стали казаться скорее символическими, чем реалистичными. Он писал: «Не надо больше расписывать интерьеры, читать людей и вязать женщины: будут живые люди, дышащие и чувствующие, страдающие и любящие». [54]
Крик
[ редактировать ]«Крик» существует в четырех вариантах: двух пастелях (1893 и 1895 гг.) и двух картинах (1893 и 1910 гг.). Есть также несколько литографий « Крика » (1895 г. и позже). [55]
Пастель 1895 года была продана на аукционе 2 мая 2012 года за 119 922 500 долларов США , включая комиссию. Это самая красочная из версий. [56] и отличается обращенной вниз позицией одной из фигур на заднем плане. Это также единственная версия, не хранящаяся в норвежских музеях. [57]
Версия 1893 года была украдена из Национальной галереи в Осло в 1994 году и возвращена. Картина 1910 года была украдена в 2004 году из Музея Мунка в Осло, но возвращена в 2006 году с незначительным ущербом. [58]
«Крик» — самая известная работа Мунка и одна из самых узнаваемых картин во всем искусстве. Его широко интерпретировали как олицетворение всеобщей тревоги современного человека. [54] Нарисованный широкими полосами ярких цветов и сильно упрощенными формами, а также использующий высокую точку зрения, он превращает агонизирующую фигуру в облаченный череп в муках эмоционального кризиса. [ нужна ссылка ]
Этой картиной Мунк достиг своей заявленной цели «изучения души, то есть изучения самого себя». [59] Мунк писал о том, как появилась картина: «Я шел по дороге с двумя друзьями, когда зашло солнце; внезапно небо стало красным, как кровь. Я остановился и прислонился к забору, чувствуя невыразимую усталость. Языки огня и кровь растеклась по голубовато-черному фьорду. Мои друзья продолжали идти, а я отставал, дрожа от страха. Затем я услышал огромный, бесконечный крик природы». [60] Позже он описал личные страдания, связанные с картиной: «В течение нескольких лет я был почти сумасшедшим… Вы знаете мою картину «Крик»? Я был напряжен до предела — природа кричала в моей крови... После этого я потерял надежду когда-либо снова полюбить». [61]
В 2003 году, сравнивая картину с другими великими произведениями, историк искусства Марта Тедески писала:
«Мать Уистлера» Вуда , «Американская готика» » Леонардо да Винчи , «Мона Лиза Эдварда Мунка и «Крик» — все они достигли того, чего большинство картин — независимо от их историко-художественного значения, красоты или денежной ценности — не имеют: они почти сразу передают конкретный смысл, почти сразу каждый зритель. Эти несколько работ успешно совершили переход из элитной сферы посетителя музея в огромную площадку массовой культуры. [62]
Фриз жизни – Поэма о жизни, любви и смерти
[ редактировать ]В декабре 1893 года в Унтер-ден-Линден в Берлине прошла выставка работ Мунка, на которой, среди прочего, были показаны шесть картин под названием «Этюд для серии: Любовь». Так начался цикл, который он позже назвал « Фриз жизни» — «Поэма о жизни, любви и смерти» . Мотивы «Фриз жизни» , такие как «Буря» и «Лунный свет» , пропитаны атмосферой. Другие мотивы освещают ночную сторону любви, например, «Роза и Амели» и «Любовь и боль» . В «Смерти в палате больного» сюжетом является смерть его сестры Софи, которую он переработал во многих будущих вариациях. Драматический фокус картины, изображающей всю его семью, рассеян в отдельных и бессвязных фигурах скорби. В 1894 году он расширил спектр мотивов, добавив «Тревогу» , «Пепел» , «Мадонну» и «Женщин в трех стадиях » (от невинности до старости). [65]
Примерно в начале 20 века Мунк работал над завершением «Фриза». Он написал ряд картин, некоторые из них большего формата и в некоторой степени отражающие эстетику модерна того времени. Он сделал деревянную раму с резными рельефами для большой картины «Обмен веществ» (1898), первоначально называвшейся «Адам и Ева» . Эта работа раскрывает озабоченность Мунка «падением человека» и его пессимистическую философию любви. Такие мотивы, как «Пустой крест» и «Голгофа» (оба около 1900 г. ), отражают метафизическую направленность, а также отражают пиетистское воспитание Мунка. Весь фриз впервые был показан на сепаратистской выставке в Берлине в 1902 году. [66]
Темы «фриза жизни» повторяются в творчестве Мунка, но особенно он сосредоточился на них в середине 1890-х годов. В эскизах, картинах, пастелях и гравюрах он затрагивал глубины своих чувств, чтобы исследовать свои основные мотивы: этапы жизни, роковая женщина, безнадежность любви, тревога, неверность, ревность, сексуальное унижение и разлука в жизни и жизни. смерть. [67] Эти темы выражены в таких картинах, как «Больной ребенок» (1885), «Любовь и боль» (переименованная в «Вампир» ; 1893–94), «Пепел» (1894) и «Мост» . Последний изображает обмякшие фигуры с безликими или скрытыми лицами, над которыми нависают угрожающие очертания тяжелых деревьев и задумчивых домов. Мунк изображал женщин либо хрупкими, невинными страдальцами (см. Половое созревание и Любовь и боль ), либо причиной великой тоски, ревности и отчаяния (см. Разлука , Ревность и Пепел ).
Мунк часто использует тени и цветные кольца вокруг своих фигур, чтобы подчеркнуть ауру страха, угрозы, беспокойства или сексуальной напряженности. [68] Эти картины были интерпретированы как отражение сексуальных тревог художника, хотя можно также утверждать, что они отражают его бурные отношения с самой любовью и его общий пессимизм в отношении человеческого существования. [69] Многие из этих эскизов и картин были выполнены в нескольких версиях, таких как «Мадонна» , «Руки» и «Половое созревание» , а также переписаны в виде гравюр на дереве и литографий. Мунк ненавидел расставаться со своими картинами, потому что считал свои работы единым средством выражения. Поэтому, чтобы заработать на своем производстве и получить некоторый доход, он обратился к графике, чтобы воспроизвести многие из своих картин, в том числе из этой серии. [70] Мунк признавал личные цели своего творчества, но он также предлагал свое искусство более широким целям: «Мое искусство — это действительно добровольное признание и попытка объяснить самому себе свое отношение к жизни — следовательно, это на самом деле своего рода эгоизм». , но я постоянно надеюсь, что благодаря этому смогу помочь другим достичь ясности». [71]
Вызвав резко негативную реакцию, в 1890-х годах Мунк начал получать некоторое понимание своих художественных целей, как писал один критик: «С безжалостным презрением к форме, ясности, элегантности, цельности и реализму он рисует с интуитивной силой таланта самые тонкие видения души». [72] Одним из его больших сторонников в Берлине был Вальтер Ратенау Германии , впоследствии министр иностранных дел , который во многом способствовал его успеху.
Пейзажи и природа
[ редактировать ]Несмотря на то, что более половины его живописных работ представляют собой пейзажи, Мунка редко называют художником-пейзажистом. Однако Мунк был зациклен на некоторых элементах природы, что привело к повторяющимся мотивам на протяжении всей его работы. Береговая линия и лес являются важными местами творчества Мунка. Акцент на использовании Мунком природы для передачи эмоций является темой книги « Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» в Институте искусств Кларка .
Париж, Берлин и Христиания
[ редактировать ]В 1896 году Мунк переехал в Париж, где сосредоточился на графических изображениях своих тем «Фриз жизни» . Он далее развивал свою технику гравюры на дереве и литографии. Мунка «Автопортрет со скелетной рукой » (1895) выполнен методом гравировки иглой и чернилами, который также использовал Пауль Клее . [73] Мунк также выпустил разноцветные версии «Больного ребенка» , о туберкулезе которые хорошо продавались, а также несколько обнаженных тел и несколько версий « Поцелуя» (1892). [73] В мае 1896 года Зигфрид Бинг провел выставку работ Мунка в Доме Бинга в стиле модерн . На выставке было представлено 60 работ, в том числе «Поцелуй», «Крик», «Мадонна», «Больной ребенок», «Комната смерти», «Послезавтра». Выставка Бинга помогла познакомить Мунка с французской публикой. [74] Тем не менее, многие парижские критики по-прежнему считали работы Мунка «жестокими и жестокими», даже несмотря на то, что его выставки пользовались серьезным вниманием и хорошей посещаемостью. [75] Его финансовое положение значительно улучшилось, и в 1897 году Мунк купил себе летний дом с видом на фьорды Кристиании, небольшую рыбацкую хижину, построенную в конце 18 века, в небольшом городке Осгордстранд в Норвегии. Он назвал этот дом «Счастливым домом» и возвращался сюда почти каждое лето в течение следующих 20 лет. [76] Это было то место, по которому он скучал, когда был за границей и когда чувствовал себя подавленным и утомленным. «Прогулка по Осгордстранду — это все равно, что прогулка среди моих картин: когда я здесь, меня так вдохновляет рисовать».
В 1897 году Мунк вернулся в Кристианию, где он также был принят неохотно - один критик написал: «Изрядное количество этих картин выставлялось раньше. По моему мнению, они улучшают знакомство». [76] В 1899 году Мунк завязал интимные отношения с Туллой Ларсен, «освобожденной» женщиной из высшего сословия. Они вместе отправились в Италию, и по возвращении Мунк начал еще один плодотворный период в своем искусстве, который включал пейзажи и его последнюю картину из серии «Фриз жизни», « Танец жизни » (1899). [78] Ларсен жаждал брака, а Мунк — нет. Пьянство и плохое здоровье усилили его опасения, как он писал от третьего лица: «С самого детства он ненавидел брак. Его больной и нервный дом дал ему ощущение, что он не имеет права жениться». [79] Мунк почти уступил Тулле, но сбежал от нее в 1900 году, также отказавшись от ее немалого состояния, и переехал в Берлин. [79] Его девушки на пристани [ нужны разъяснения ] , созданный в 18 различных вариантах, продемонстрировал тему женской молодости без негативного подтекста. [70] В 1902 году он тематически выставил свои работы в зале Берлинского сецессиона, произведя «симфонический эффект - это произвело большой резонанс - много антагонизма - и много одобрения». [80] Берлинские критики начали ценить творчество Мунка, хотя публика все еще находила его работы чуждыми и странными.
Хорошее освещение в прессе привлекло к Мунк внимание влиятельных покровителей Альберта Коллмана и Макса Линде . Поворот событий он описал в своем дневнике: «После 20 лет борьбы и страданий силы добра наконец приходят мне на помощь в Германии — и передо мной открывается светлая дверь». [81] Однако, несмотря на эту позитивную перемену, саморазрушающее и беспорядочное поведение Мунка привело его сначала к жестокой ссоре с другим художником, а затем к случайной стрельбе в присутствии Туллы Ларсен, вернувшейся для непродолжительного примирения, в результате чего были ранены двое его пальцы. Позже Мунк распилил автопортрет, изображающий его и Ларсена, пополам в результате стрельбы и последующих событий. [82] В конце концов она ушла от него и вышла замуж за более молодого коллегу Мунка. Мунк воспринял это как предательство и какое-то время размышлял об унижении, направляя часть горечи в новые картины. [83] Его картины «Натюрморт («Убийца»)» и «Смерть Марата I» , написанные в 1906–07 годах, явно отсылают к инциденту со стрельбой и эмоциональным последствиям. [84]
В 1903–04 годах Мунк выставлялся в Париже, где будущие фовисты , известные своими смело ложными красками, вероятно, видели его работы и могли найти в них вдохновение. Когда в 1906 году фовисты провели собственную выставку, Мунка пригласили и он представил свои работы вместе с их работами. [85] Изучив скульптуру Родена , Мунк, возможно, экспериментировал с пластилином в качестве вспомогательного средства для дизайна, но скульптур он создал мало. [86] За это время Мунк получил множество заказов на портреты и гравюры, которые улучшили его обычно шаткое финансовое положение. [87] В 1906 году он нарисовал экран для пьесы Ибсена в небольшом театре «Каммершпиле», расположенном в берлинском Немецком театре , в котором « Фриз жизни» висел . Позже директор театра Макс Рейнхардт продал его; сейчас он находится в Берлинской национальной галерее . [88] После более раннего периода пейзажей, в 1907 году он снова обратил свое внимание на человеческие фигуры и ситуации. [89]
Поломка и восстановление
[ редактировать ]Осенью 1908 года тревога Мунка, усугубленная чрезмерным употреблением алкоголя и драками, обострилась. Как он позже писал: «Мое состояние было на грани безумия — все было как на грани». [90] Подверженный галлюцинациям и чувству преследования, он поступил в клинику Дэниела Джейкобсона. Терапия , которую Мунк получал в течение следующих восьми месяцев, включала диету и «электрификацию» (модное тогда лечение нервных заболеваний, не путать с электросудорожной терапией ). [91] Пребывание Мунка в больнице стабилизировало его личность, а после возвращения в Норвегию в 1909 году его творчество стало более красочным и менее пессимистичным. Еще больше улучшив его настроение, широкая публика Кристиании наконец прониклась симпатией к его работам, и музеи начали покупать его картины. Он был удостоен звания кавалера Королевского ордена Святого Олафа «за заслуги в области искусства». [92] Его первая американская выставка состоялась в 1912 году в Нью-Йорке. [93]
В рамках своего выздоровления Джейкобсон посоветовал Мунку общаться только с хорошими друзьями и избегать употребления алкоголя на публике . Мунк последовал этому совету и в процессе создал несколько качественных портретов друзей и покровителей в полный рост — честных изображений, лишенных лести. [94] Он также создавал пейзажи и сцены людей, работающих и играющих, используя новый оптимистичный стиль — широкие, свободные мазки ярких цветов с частым использованием белого пространства и редким использованием черного цвета — лишь изредка отсылая к своим болезненным темам. Имея больший доход, Мунк смог купить несколько объектов недвижимости, что открыло ему новые перспективы для его искусства, и он, наконец, смог обеспечить свою семью. [95]
Начало Первой мировой войны обнаружило, что Мунк разделил лояльность, поскольку он заявил: «Все мои друзья - немцы, но я люблю Францию». [96] В 1930-х годах его немецкие покровители, многие из которых были евреями, потеряли свои состояния, а некоторые и жизни во время подъема нацистского движения. [97] Мунк нашел норвежских типографов, которые заменили немцев, печатавших его графические работы. [98] Учитывая его плохое состояние здоровья, в 1918 году Мунк считал, что ему повезло, что он пережил приступ испанского гриппа , всемирной пандемии того года. [99]
Спустя годы
[ редактировать ]Мунк провел большую часть своих последних двух десятилетий в одиночестве в своем почти самодостаточном поместье в Экели, в Скёйене , Осло. [100] Многие из его поздних картин посвящены фермерской жизни, в том числе несколько, в которых он использовал в качестве модели свою рабочую лошадь «Руссо». [101] Без каких-либо усилий Мунк привлек постоянный поток женщин-моделей, которых он изображал в качестве героев многочисленных обнаженных картин. Вероятно, с некоторыми из них у него были сексуальные отношения. [102] Мунк иногда выходил из дома, чтобы рисовать фрески по заказу, в том числе для шоколадной фабрики Фрейя . [103]
До конца своей жизни Мунк продолжал беспощадно писать автопортреты, дополняя цикл самопознания своей жизни и серию непоколебимых взглядов на свое эмоциональное и физическое состояние. В 1930-х и 1940-х годах нацисты назвали работы Мунка « дегенеративным искусством » (наряду с работами Пикассо , Клее , Матисса , Гогена и многих других современных художников) и изъяли его 82 работы из немецких музеев. [104] Адольф Гитлер заявил в 1937 году: «Все, что нам небезразлично, эти варвары и заикающиеся из доисторической культуры каменного века могут вернуться в пещеры своих предков и там применить свои примитивные международные царапины». [105]
В 1940 году немцы вторглись в Норвегию , и нацистская партия захватила правительство. Мунк было 76 лет. Имея почти всю коллекцию своих произведений искусства на втором этаже своего дома, Мунк жил в страхе перед конфискацией нацистами. Семьдесят одна картина, ранее захваченная нацистами, была возвращена в Норвегию через покупку коллекционеров (остальные 11 так и не были возвращены), в том числе «Крик» и «Больной ребенок» , и они тоже были спрятаны от нацистов. [106]
Мунк умер в своем доме в Экели недалеко от Осло 23 января 1944 года, примерно через месяц после своего 80-летия. Его организованные нацистами похороны внушили норвежцам, что он симпатизировал нацистам, что было своего рода присвоением независимого художника. [107] Город Осло купил поместье Экели у наследников Мунка в 1946 году; его дом был снесен в мае 1960 года. [108]
Наследие
[ редактировать ]Из моего гниющего тела,
цветы должны вырасти
и я в них
и это вечность.
Эдвард Мунк [109]
Когда Мунк умер, оставшиеся его работы были завещаны городу Осло, который построил Музей Мунка в Тойене (он открылся в 1963 году). В музее хранится коллекция, насчитывающая около 1100 картин, 4500 рисунков и 18 000 гравюр, это самая обширная коллекция его работ в мире. [110] Музей Мунка является официальным поместьем Мунка; [110] он активно реагировал на нарушения авторских прав, а также очищал авторские права на произведения, например, появление «Крика» Мунка в рекламной кампании M&M 2006 года . [111] Представителем авторских прав Музея Мунка и поместья Эдварда Мунка в США является Общество по защите прав художников . [112]
Искусство Мунка было очень персонализированным, и он мало преподавал. Его «частный» символизм был гораздо более личным, чем у других художников-символистов, таких как Гюстав Моро и Джеймс Энсор . Мунк по-прежнему пользовался большим влиянием, особенно среди немецких экспрессионистов , которые следовали его философии: «Я не верю в искусство, которое не является навязчивым результатом стремления человека открыть свое сердце». [54] Многие из его картин, в том числе «Крик» , имеют универсальную привлекательность в дополнение к своему глубоко личному смыслу.
Работы Мунка сейчас представлены во многих крупных музеях и галереях Норвегии и за рубежом. Его хижина «Счастливый дом» была передана муниципалитету Осгордстранда в 1944 году; он служит небольшим музеем Мунка. Инвентарь сохранился в том же виде, в каком он его оставил.
Одна версия «Крика» была украдена из Национальной галереи в 1994 году. В 2004 году другая версия «Крика» вместе с изображением Мадонны была украдена из музея Мунка в результате дерзкого ограбления среди бела дня. Все они в конечном итоге были найдены, но картины, украденные во время ограбления 2004 года, были сильно повреждены. Они были тщательно отреставрированы и снова выставлены на обозрение. В 2005 году из отеля Refsnes Gods были украдены три работы Мунка ; вскоре их удалось вернуть, хотя одна из работ была повреждена во время ограбления. [113]
Октябрь 2006 г. Цветная гравюра на дереве «Два человека». Одинокий ( To mennesker. De ensomme ) установил новый рекорд своей гравюры, когда она была продана на аукционе в Осло за 8,1 миллиона крон (1,27 миллиона долларов США, что эквивалентно 1 900 000 долларов США в 2023 году). Он также установил рекорд самой высокой цены, уплаченной на аукционе в Норвегии. [114] 3 ноября 2008 года картина «Вампир» установила новый рекорд среди своих картин, когда она была продана на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке за 38 162 000 долларов США (что эквивалентно 54 000 000 долларов США в 2023 году).
Изображение Мунка появляется на норвежской банкноте в 1000 крон вместе с изображениями, вдохновленными его произведениями искусства. [115]
В феврале 2012 года состоялась крупная выставка Мунка « Эдвард Мунк». «Современный глаз» , открытый в Ширн Кунстхалле во Франкфурте ; Выставку открыла Метте-Марит, кронпринцесса Норвегии . [116] [117]
В мае 2012 года «Крик» был продан за 119,9 миллиона долларов США (что эквивалентно 159 100 000 долларов США в 2023 году) и стал вторым самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на открытом аукционе. (В ноябре 2013 года его превзошла « Три исследования Люсьена Фрейда» , проданные за 142,4 миллиона долларов США). [118]
В 2013 году четыре картины Мунка были изображены на серии марок норвежской почтовой службы , приуроченных в 2014 году к 150-летию со дня его рождения. [119]
14 ноября 2016 года версия картины Мунка « Девочки на мосту» была продана за 54,5 миллиона долларов США (что эквивалентно 69 200 000 долларов США в 2023 году) на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке, что сделало ее второй по величине ценой, достигнутой за одну из его картин. [120]
В апреле 2019 года в Британском музее прошла выставка « Эдвард Мунк: любовь и тоска» , включающая 83 произведения искусства, включая редкий оригинальный репродукцию «Крика» . [121]
В мае 2022 года в галерее Курто прошла выставка Эдварда Мунка. Шедевры из Бергена : представлены 18 картин из норвежского промышленника Расмуса Мейера . коллекции [122]
В июне 2023 года в Институте искусств Кларка прошла выставка «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» . Это была первая выставка в Соединенных Штатах, посвященная тому, как Мунк использовал природу для передачи более глубокого смысла в своей картине. На выставке «Дрожащая земля» было представлено более 75 работ, многие из которых из коллекции Munchmuseet , а также более 40 картин и гравюр из редко встречающихся частных коллекций. [123]
В сентябре 2023 года в Музее современного искусства Берлинская галерея прошла выставка Эдварда Мунка. Магия Севера в сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло. В экспозицию вошли около 80 работ Эдварда Мунка, дополненные работами других художников, сформировавших представление о севере и современной арт-сцене на Шпрее в Берлине в конце XIX века. [124]
В ноябре 2023 года в Музее Барберини в Потсдаме также прошла выставка «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» в сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло. Выставка на восемь недель перекрыла выставку Berlinische Galerie; обе выставки проходили под совместным патронажем президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и Его Величества Харальда V. короля Норвегии На выставке было представлено более 110 кредитов от других учреждений. [125]
Университетский класс
[ редактировать ]состоялся финальный конкурс на украшение больших стен Аулы (актового зала) Университета Осло В 1911 году между Мунком и Эмануэлем Вигеландом . Этот эпизод известен как «Спор об Ауле». В 1914 году Мунку наконец было поручено украсить Аулу, и работа была завершена в 1916 году. Это крупнейшее произведение норвежской монументальной живописи включает 11 картин площадью 223 м2. 2 (2400 кв. футов). «Солнце» , «История» и «Альма-матер» — ключевые работы в этой последовательности. Мунк заявил: «Я хотел, чтобы украшения образовывали полный и независимый мир идей, и я хотел, чтобы их визуальное выражение было одновременно типично норвежским и общечеловечным». В 2014 году предполагалось, что стоимость картин Аулы составляет не менее 500 миллионов крон. [126] [127]
Споры о разграбленном искусстве
[ редактировать ]Мунка В 2007 году «Летняя ночь на пляже» была возвращена внучке Альмы Малер, которая была вынуждена бежать от нацистов вместе со своим мужем-евреем в марте 1938 года, после аннексии Австрии Гитлером. [128] [129] В 2008 году Базельский музей изящных искусств отклонил претензию на «Мадонну» Мунка, литографию обнаженной фигуры в черном, красном и синем цветах . наследников еврейского коллекционера Курта Глейзера [130] В 2012 году берлинская Kupferstichkabinett вернула три рисунка Мунка наследникам Курта Глейзера , еврейского коллекционера, вынужденного покинуть страну нацистами. [131] В 2012 году претензия на «Крик» наследников Хьюго Саймона была отклонена, поскольку картина была выставлена на аукцион. [132] В 2023 году «Танец Мунка на пляже» стал объектом соглашения между наследниками Глейзеров и наследниками Томаса Олсена, норвежского судовладельца, соседа и коллекционера Мунка. [133]
Основные работы
[ редактировать ]- 1885–1886: Больной ребенок
- 1892: Вечер Карла Йохана
- 1893: Крик
- 1894: Пепел
- 1894: Отчаяние
- 1894: Женщина в трёх стадиях
- 1894–1895: Мадонна
- 1894–1896: Меланхолия
- 1895: Половое созревание
- 1895: Автопортрет с сигаретой
- 1895: Смерть в палате больного
- 1899–1900: Танец жизни.
- 1899–1900: Мертвая мать
- 1903: Деревня в лунном свете
- 1940–1942: Автопортрет. Между часами и кроватью.
Избранные произведения
[ редактировать ]- «Пепел» , 1894, холст, масло. 120,5 см × 141 см ( 47 + 1 ⁄ 2 дюйма × 55 + 1 ⁄ дюйма ). Национальная галерея , Осло
- «Танец жизни» , 1899–1900, холст, масло. 126 см × 191 см ( 49 + 1 ⁄ 2 дюйма × 75 дюймов), Национальная галерея , Осло
- За столом рулетки в Монте-Карло , 1892 год. 116 см ( 29 + 1/4 дюйма + × 45 74,5 см × 3/4 дюйма , ), Музей Мунка Осло
- Смерть в больничной палате , 1893 г. см × 160 см ( 52 + 3/4 дюйма 134 × 63 дюйма), Музей Мунка , Осло
- Смерть в палате больного , ок. 1895 , холст, масло, 150 см × 168 см (59 × 66 дюймов), Национальная галерея , Осло
- Разлука , 1896, см × 127 см ( 37 + 3/4 дюйма 96 × 50 дюймов), Музей Мунка , Осло
- Голгофа , 1900, холст, масло, Музей Мунка , Осло
- Поцелуй IV , 1902, гравюра на дереве, 47 см × 47 см ( 18 + 1 ⁄ 2 дюйма × 18 + 1 ⁄ 2 дюйма), Музей Мунка , Осло
- Четыре девушки в Осгордстранде , 1903 год. см × 111 см ( 34 + 1/4 дюйма 87 × 43 + 3/4 дюйма , ), Музей Мунка Осло
- Брошь, Ева Мудокчи , 1903 год, литография на бумаге, 76 см × 53,2 см (30 дюймов × 21 дюйм), Музей Мунка , Осло
- Портрет Фридриха Ницше , 1906, Галерея Тиля , Стокгольм.
- Солнце , 1910–1911, см × 772 см ( 177 + 1/4 дюйма 450 × 304 дюйма), Музей Мунка , Осло
- «Желтое бревно» , 1912 год, 159,5 см (51 дюйм × 62 + 3/4 дюйма 129,5 см × ), Музей Мунка , Осло
- Рабочие на пути домой , 1913–14, 227 см × 201 см ( + 1/4 дюйма × + 79 89 1/4 дюйма ) , , Музей Мунка Осло
Нюдовые
[ редактировать ]- Руки , 1893, холст, масло, 91 х 77 см, Музей Мунка , Осло
- Половое созревание , 1894–1895, холст, масло, 151,5 х 110 см, Национальная галерея (Норвегия)
- Дама с моря (фрагмент), 1896, холст, масло. 100 см × 320 см ( 39 + 1 ⁄ 2 дюйма × 126 дюймов)
- Метаболизм , 1898–1899, см × 142 см ( 67 + 3/4 дюйма 172 × 56 дюймов), Музей Мунка , Осло
- Смерть Марата I 1907, 150 х 199 см, Музей Мунка , Осло
- Купающиеся мужчины , 1907–1908, холст, масло, 206 х 227,5 см, Атенеум , Хельсинки.
- Плачущая женщина , 1907–1909, холст, масло, частное собрание.
- Утренняя зевок , 1913, холст, масло, 108 × 98 см, Художественные музеи Бергена
- Плачущая обнаженная , 1913–1914, 110 см × 135 см ( + 1/4 дюйма × + 53 43 1/4 дюйма ) , , Музей Мунка Осло
- Модель плетеного стула , 1919–1921, холст, масло, 122,5×100 см, Музей Мунка , Осло
Автопортреты
[ редактировать ]Смотрите также: Автопортрет
[ редактировать ]- Автопортрет в аду , 1903 год, см × 66 см ( 32 + 1/4 дюйма 82 × 26 дюймов), Музей Мунка , Осло
- Автопортрет с кистями , 1904, 197 см × 91 см ( 77 + 1/2 дюйма + × 35 Осло 3/4 дюйма Мунка ), Музей ,
- Автопортрет с бутылкой вина , 1906 год, 110 см × 120 см ( + 1/4 дюйма × + 47 43 1/4 дюйма ) , , Музей Мунка Осло
- Автопортрет с испанкой , 1919, холст, масло, 150 х 131 см, Национальная галерея (Норвегия)
- Автопортрет. Между часами и кроватью. в. 1940–1943, Музей Мунка , Осло.
Пейзажи
[ редактировать ]- Маленькое озеро с лодкой , 1880, бумага, картон, масло, 12 х 18 см, Музей Мунка , Осло
- Из Сандвикена , ок. 1882 г. , картон, масло, 20 х 25 см, Художественный музей Флатена.
- Из Саксегордсгейта , ок. 1882 г. , холст, масло, Художественный музей Лиллехаммера , Лиллехаммер.
- Эскиз к «Пелу» , 1894, холст, масло, Бергенский художественный музей.
- Дым поезда , 1900, 84 × 109 см (33 × 43 дюйма), Музей Мунка , Осло
- Берег с Красным домом , 1904, холст, масло, 69×109 см, Музей Мунка , Осло
- Пейзаж у моря , 1918, холст, масло, 120,9 х 160, Художественный музей Базеля
- Звездная ночь , 1922–1924, холст, масло, 120,5 х 100 см, Музей Мунка , Осло
- Зимняя ночь, Экели , 1930-1931, холст, масло.
Фотографии
[ редактировать ]- Автопортрет в доме 53 Am Strom в Варнемюнде , 1907 год, Музей Мунка , Осло
- Эдвард Мунк на пляже в Варнемюнде , 1907, Музей Мунка , Осло
- Автопортрет «а-ля Марат» , 1908–09, Музей Мунка , Осло.
- Автопортрет где-то на континенте I , 1906, Музей Мунка , Осло.
- Портрет в 26 лет
- Портрет Эдварда Мунка 1902 г.
- Портрет Эдварда Мунка
- Мунк в 1912 году
- Роза Мейснер в отеле Rohn в Варнемюнде , 1907 год, фотография, Музей Мунка , Осло
См. также
[ редактировать ]- Эдвард Мунк — биографический фильм 1974 года.
- Список требований о реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Пограничное расстройство личности" . НИМХ . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ↑ Мунк не известен своими религиозными произведениями искусства и не был известен как христианин. Тем не менее, близость к Мэри могла быть задумана как акцент на красоте и совершенстве его подруги Дагни Юэль-Пшибышевской , модели для работы, и выражение его поклонения ей как идеалу женственности. [64] (1894, холст, масло, 90 см × 68 см ( + 1/2 дюйма × + 26 35 3/4 дюйма ) , , Музей Мунка Осло)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Уэллс 2008 .
- ^ Эггам 1984 , стр. 15.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 16.
- ^ Придо 2005 , с. 17
- ^ Придо 2005 , с. 2
- ^ Придо 2005 , с. 19
- ^ Эггам 1984 , стр. 137.
- ^ Эггам 1984 , стр. 22.
- ^ Prideaux 2005 , стр. 22–23.
- ^ Prideaux 2005 , стр. 24–26.
- ^ Prideaux 2005 , стр. 120–121, 207–209.
- ^ Ааркрог 1990 .
- ^ Уайли 1980 , стр. 413–443.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , с. 35
- ^ Придо 2005 , с. 40
- ^ Придо 2005 , с. 41
- ^ Эггам 1984 , стр. 34.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , с. 34
- ^ Эггам 1984 , стр. 41.
- ^ «Поцелуй у окна Эдварда Мунка» . www.edvard-munch.org . Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Эггам 1984 , стр. 43.
- ^ Prideaux 2005 , стр. 71, 74.
- ^ Придо 2005 , с. 71
- ^ Придо 2005 , с. 72
- ^ Придо 2005 , с. 83
- ^ Придо 2005 , с. 88
- ^ Эггам 1984 , стр. 52–53.
- ^ Эггам 1984 , стр. 46.
- ^ Эггам 1984 , стр. 59.
- ^ Эггам 1984 , стр. 55.
- ^ Берман 1986 , с. 106.
- ^ О'Нил 1996 , с. 44
- ^ Придо 2005 , с. 49
- ^ Эггам 1984 , стр. 108.
- ^ Придо 2005 , с. 110
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 61.
- ^ Эггам 1984 , стр. 9.
- ^ Эггам 1984 , стр. 12.
- ^ «Графические произведения и гравюры Эдварда Мунка» . Блог ИБ Таурис . 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 13 января 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ «Николай Аструп» . КОДЕ . Художественные музеи Бергена. 11 января 2016 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ Придо 2005 , с. 114
- ^ Придо 2005 , с. 115
- ^ Эггам 1984 , стр. 64–68.
- ^ Эггам 1984 , стр. 75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Придо 2005 , стр. 135–137.
- ^ Эггам 1984 , стр. 91.
- ^ Морхед, 2019 , стр. 19–34.
- ^ Мунк 2005 , с. 119
- ^ Мунк 2005 , с. 7
- ^ Эггам 1984 , стр. 77.
- ^ Придо 2005 , с. 153
- ^ https://www.researchgate.net/publication/327792235_Patterns_in_Munch's_Painting_Technique
- ^ Эггам 1984 , стр. 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эггам 1984 , стр. 10.
- ^ Алан Паркер (2 мая 2012 г.). «Настоящий крик, пожалуйста, встаньте» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Фогель 2012 .
- ^ Кроу, Келли (11 июля 2012 г.). «Загадка искусства раскрыта: магнат — покупатель «крика»» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 19 января 2024 г.
Музей мистера Блэка — единственный, который не находится в музее Осло.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Украденные картины Мунка найдены в целости и сохранности» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 14 января 2024 года . Проверено 19 января 2024 г.
- ^ Фаэрна 1995 , стр. 16.
- ^ Фаэрна 1995 , стр. 17.
- ^ Придо 2005 , с. 152
- ^ Макдональд 2003 , с. 80.
- ^ Бишофф 2000 , с. 42.
- ^ Гернер 1993 .
- ^ Фаэрна 1995 , стр. 28.
- ^ Придо 2005 , с. 211
- ^ Эггам 1984 , стр. 116–118.
- ^ Эггам 1984 , стр. 122.
- ^ Фаэрна 1995 , стр. 6.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фаерна 1995 , с.5.
- ^ Эггам 1984 , стр. 118.
- ^ Эггам 1984 , стр. 121.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 141.
- ^ Вайсберг, Габриэль П. (1986). Бинг в стиле модерн . Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., стр. 112–115. ISBN 0-8109-1486-7 .
- ^ Эггам 1984 , стр. 152.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 153.
- ^ Тиис 1933 , с. 279.
- ^ Эггам 1984 , стр. 168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эггам 1984 , стр. 174.
- ^ Эггам 1984 , стр. 176.
- ^ Эггам 1984 , стр. 181.
- ^ Торп 2019 .
- ^ Эггам 1984 , стр. 183.
- ^ Эггам 1984 , стр. 214.
- ^ Эггам 1984 , стр. 190.
- ^ Эггам 1984 , стр. 195.
- ^ Эггам 1984 , стр. 196, 203.
- ^ Бернау 2005 , стр. 65–78.
- ^ Эггам 1984 , стр. 228.
- ^ Эггам 1984 , стр. 236.
- ^ Эггам 1984 , стр. 235–236.
- ^ Эггам 1984 , стр. 239.
- ^ Придо 2005 , с. 373
- ^ Эггам 1984 , стр. 240.
- ^ Эггам 1984 , стр. 259.
- ^ Придо 2005 , с. 285
- ^ Придо 2005 , с. 288
- ^ Придо 2005 , с. 290
- ^ Придо 2005 , с. 299
- ^ Придо 2005 , с. 291
- ^ Придо 2005 , с. 292
- ^ Придо 2005 , с. 297
- ^ Придо 2005 , с. 374
- ^ Эггам 1984 , стр. 287.
- ^ Придо 2005 , с. 313
- ^ Придо 2005 , с. 319
- ^ Придо 2005 , с. 328
- ^ Старение 1961 , стр. 5–19.
- ^ Томпсон и Сорвиг 2008 , с. 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Музей и коллекция» . Музей Мунка. Архивировано из оригинала 19 мая 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Masterfoods USA (21 августа 2006 г.). «M&M's® реагирует на потребительский спрос и представляет интересный способ употребления темного шоколада» (пресс-релиз). Новостная лента по связям с общественностью. Архивировано из оригинала 13 июля 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ «Наши самые востребованные артисты» . Представлены художники . Общество прав художников. Архивировано из оригинала 6 февраля 2015 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Гиббс 2005 .
- ^ «Ноен Хойере?» . Афтенпостен . 27 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2007 г. Проверено 25 декабря 2007 г.
- ^ «Купюра в 1000 крон» . Банкноты и монеты . Норвежский банк. Архивировано из оригинала 20 мая 2012 года . Проверено 6 мая 2012 г.
- ^ Кронпринцесса Метте-Марит открывает выставку Мунка на YouTube . 11 февраля 2012 г. Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ «Эдвард Мунк. Современный взгляд» (Пресс-релиз). электронный поток. 2012. Архивировано из оригинала 17 мая 2013 года . Проверено 16 июня 2013 г.
- ^ Джонс 2013 .
- ^ "Мунк "Скрик" блир фримерке" . Дагбладет (на норвежском языке). НТБ . 13 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ «Шедевр Мунка продвигает вечернюю распродажу» . Сотбис . Архивировано из оригинала 30 января 2018 года . Проверено 29 января 2018 г.
- ^ «Эдвард Мунк: Обзор любви и тоски – «Ряжи травм поражают тебя, как бомба» » . Хранитель . 8 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ «Эдвард Мунк: Обзор шедевров из Бергена – волшебное путешествие страданий» . Хранитель . 29 мая 2022 г. Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ «Эдвард Мунк» . www.clarkart.edu . Проверено 16 июня 2023 г.
- ^ «Эдвард Мунк» . 15 сентября 2023 г.
- ^ «Эдвард Мунк: Дрожащая Земля» . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ «Эдвард Мунк и Университет аула» . Университет Осло . 3 января 2013 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 15 ноября 2014 г.
- ↑ Университет, 29 октября 2014 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ «Мунк искал картину» . www.lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Картина Мунка, украденная нацистами, возвращена наследнику Малера» . www.lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ swissinfo.ch, Кэтрин Хикли (28 ноября 2017 г.). «Базель сталкивается с давлением с требованием вернуть произведения искусства, когда-то принадлежавшие еврейскому историку» . SWI swissinfo.ch . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Мунк, произведения Киршнера возвращаются наследникам еврейского коллекционера» . lootedart.com . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Альгемайнер, The (24 октября 2012 г.). «Адвокат, добивающийся возвращения украденных нацистами произведений искусства: против еврейских заявителей существует реальная предвзятость - Algemeiner.com» . www.algemeiner.com . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Еще одна монументальная картина Мунка, когда-то спрятанная от нацистов в сарае, отправляется в квартал» . The Art Newspaper - Международные новости и события в сфере искусства . 16 января 2023 г. Проверено 30 января 2024 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Ааркрог, Т. (1990). человека с пограничной личностью сквозь призму его искусства Эдвард Мунк: Жизнь . Дания: Лундбек Фарма А/С. ISBN 978-8798352419 .
- Альтерн, Арне (1961). «Мысли о снесенном доме». Сент-Халлвард .
- Берман, Патрисия Г., изд. (1986). Эдвард Мунк: Зеркальные отражения . Уэст-Палм-Бич, Флорида: Галерея и школа искусств Нортона. OCLC 757178143 .
- Бернау, Николас (2005). Мунка «Где висит жизнеописанный фриз ? На здании Каммершпиле и его самых знаменитых декорациях». В Коберге, Роланд; Стегеманн, Бернд; Томсен, Хенрике (ред.). Листья Немецкого театра . Берлин: Макс Рейнхард, Немецкий театр.
- Бишофф, Ульрих (2000). Эдвард Мунк: 1863–1944 . Сумки. ISBN 3-8228-5971-0 . Архивировано из оригинала 24 октября 2021 года . Проверено 28 декабря 2019 г.
- Чипп, Гершель Б. (1968). Теории современного искусства: справочник художников и критиков . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . п. 114 . ISBN 0-520-05256-0 .
- Эггам, Арне (1984). Мунк, Эдвард (ред.). Эдвард Мунк: картины, эскизы и этюды . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: CN Potter . п. 305. ИСБН 0-517-55617-0 . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 года . Проверено 20 августа 2019 г.
- Фаерна, Джозеф Мэри (1995). Мунк . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 16 . ISBN 0-8109-4694-7 .
- Гернер, Корнелия (1993). «Мадонна» в творчестве Эдварда Мунка — женские образы и образ женщины конца 19 века . Кнут Брюнхильдсволл, литературный издатель Норден Марк Рейнхард, Морсбах. ISBN 978-3-927153-40-0 .
- Гиббс, Уолтер (10 марта 2005 г.). «Коротко об искусстве; Признание Мунка в краже» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 4 марта 2010 г.
- Джонс, Джонатан (12 ноября 2013 г.). «Почему Фрэнсис Бэкон заслуживает того, чтобы побить рекордную цену «Крика»» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 октября 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- Макдональд, Маргарет Ф., изд. (2003). Мать Уистлера: американская икона . Берлингтон, Вирджиния: Лунд Хамфрис. ISBN 0-85331-856-5 .
- Морхед, Эллисон (2019). «Руки, рассечение и воплощенное видение: Стриндберг и Мунк». У Шредера, Джонатан; Вестершталь Стенпорт, Анна; Сальцер, Эстер (ред.). Август Стриндберг и визуальная культура: появление оптической современности в изображении, тексте и театре . Блумсбери. дои : 10.5040/9781501338038.ch-002 . ISBN 978-1-5013-3800-7 . S2CID 192530363 .
- Мунк, Эдвард (2005). Холланд, Дж. Гилл (ред.). Частные дневники Эдварда Мунка: Мы — пламя, вырывающееся из земли . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. ISBN 0-299-19814-6 .
- О'Нил, Аманда (1996). Жизнь и творчество Мунка . Бристоль: Книжная служба Parragon. ISBN 0-7525-1690-6 .
- Придо, Сью (2005). Эдвард Мунк: За криком . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12401-9 .
- Тиис, Йенс (1933). Эдвард Мунк и его современники. Семья, жизнь и искусство, гений . Осло: Гильдендаль. OCLC 637507959 . Архивировано из оригинала 1 августа 2020 года . Проверено 12 сентября 2019 г.
- Томпсон, Дж. Уильям; Сорвиг, Ким (2008). Устойчивое ландшафтное строительство: Руководство по зеленому строительству на открытом воздухе (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Island Press. ISBN 978-1-59726-142-5 .
- Торп, Ванесса (7 апреля 2019 г.). «Эдвард Мунк «воссоединился» с невестой для выставки в Британском музее» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2019 года . Проверено 8 апреля 2019 г.
- Фогель, Кэрол (17 сентября 2012 г.). «Крик Мунка» повесят на шесть месяцев в МоМА» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 23 декабря 2016 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Уэллс, Джон (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Пирсон Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- Уайли, HW (1980). «Эдвард Мунк» . Американское Имаго; Психоаналитический журнал искусств и наук . 37 (4). Издательство Университета Джонса Хопкинса : 413–443. JSTOR 26303797 . ПМИД 7008567 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэк, Питер; Брутейг, Магне, ред. (2009). Эдвард Мунк: Гравюры . Лондон: Филип Уилсон. ISBN 978-0-85667-677-2 . Каталог выставки в Хантерианском музее и художественной галерее Университета Глазго и Национальной галерее Ирландии в Дублине.
- Кларк, Джей (2014). «Мунк на бумаге». Печать ежеквартально . 31 : 237–243.
- Дольник, Эдвард (2005). Художник-спасатель: Правдивая история искусства, воров и охоты за пропавшим шедевром . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. ISBN 0-06-053118-5 . Рассказывает о краже «Крика» в 1994 году из Национальной галереи Норвегии в Осло и о ее возможном возвращении.
- Хеллер, Рейнхольд, изд. (1984). Мунк: Его жизнь и творчество . Лондон: Мюррей. ISBN 0-7195-4116-6 .
- Морхед, Эллисон (2014). «Литографическая и биологическая ошибка в книге Эдварда Мунка « Женщины в больнице ». Печать ежеквартально . 31 : 308–315.
- Шифлер, Густав (1907). Список графических работ Эдварда Мунка до 1906 г. (на немецком языке). Берлин: Б. Кассирер. OCLC 39789318 .
- Шифлер, Густав (1927). Графические работы Эдварда Мунка: 1906–1926 (на немецком языке). Берлин: Эйфорион Верлаг. OCLC 638113186 .
- Волл, Герд (2009). Эдвард Мунк: Полное собрание картин: Каталог Резонне . Том. 4. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-09345-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эдвард Мунк в Музее современного искусства
- Осло высоко ценит «Старого Мунка»
- Мунк в галерее Ольги. Архивировано 31 августа 2007 года в Wayback Machine - большая онлайн-коллекция работ Мунка (более 200 картин).
- Мунк в артциклопедии
- Эдвард Мунк на WikiGallery.org
- Выставка «Эдвард Мунк: Современный взгляд» — Центр Помпиду, Париж, 2011 г.
- Эдвард Мунк в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна Норвегии. Архивировано 25 марта 2019 года в Wayback Machine.
- Эдвард Мунк
- 1863 рождения
- 1944 смертей
- Художники-мужчины XIX века
- Норвежские художники XIX века.
- Художники-мужчины 20-го века
- Норвежские художники 20-го века
- Художники в стиле модерн
- Похороны на Спасском кладбище
- Художники-экспрессионисты
- Норвежские художники-мужчины
- Люди из Лётена
- Художники-символисты
- Художники-пастели