Анри-Эдмон Кросс
Анри-Эдмон Кросс | |
---|---|
Рожденный | Анри-Эдмон-Жозеф Делакруа 20 мая 1856 г. |
Умер | 16 мая 1910 г. Сен-Клер, Вар , Франция | (53 года)
Известный | Рисование |
Движение | Неоимпрессионизм , Пуантилизм , Дивизионизм |
Анри-Эдмон Кросс , урожденный Анри-Эдмон-Жозеф Делакруа (20 мая 1856 — 16 мая 1910) — французский художник и гравёр. Он наиболее известен как мастер неоимпрессионизма и сыграл важную роль в формировании второй фазы этого движения. Он оказал значительное влияние на Анри Матисса и многих других художников. Его работа сыграла важную роль в развитии фовизма .
Происхождение и образование
[ редактировать ]Анри-Эдмон-Жозеф Делакруа родился в Дуэ , [1] коммуна . в департаменте Норд на севере Франции, 20 мая 1856 года. У него не осталось в живых братьев и сестер Его родители, семейная история которых занималась скобяными изделиями , [2] Были Альсид Делакруа, французский авантюрист, и британка Фанни Вуллетт. [3]
В 1865 году семья переехала в город недалеко от Лилля , города на севере Франции, недалеко от бельгийской границы. Двоюродный брат Олси, доктор Огюст Соэнс, признал художественный талант Анри и очень поддерживал его художественные наклонности, даже профинансировав первые уроки рисования мальчика под руководством художника Каролюса-Дюрана в следующем году. [4] Анри был протеже Дюрана в течение года. [2] Его обучение продолжалось некоторое время в Париже в 1875 году у Франсуа Бонвена. [4] перед возвращением в Лилль. Он учился в Школе изящных искусств, а в 1878 году поступил в Академическую школу дизайна и архитектуры, проучившись три года в студии Альфонса Кола . [3] [5] Его художественное образование продолжилось под руководством художника из Дуэ Эмиля Дюпон-Зипси. [3] после переезда в Париж в 1881 году. [6]
Ранние работы
[ редактировать ]Ранние работы Кросса, портреты и натюрморты , были выполнены в темных тонах реализма . [7] Чтобы отличиться от известного -романтика художника Эжена Делакруа , он изменил свое имя в 1881 году, сократив и англизировав свое имя при рождении до «Анри Кросс» — французское слово croix означает крест . [6] 1881 год был также годом его первой выставки в Салоне французских художников . [5] Он написал множество пейзажей во время поездки в Приморские Альпы в 1883 году в сопровождении своей семьи. Доктор Соинс, который также участвовал в поездке, стал героем картины, которую Кросс выставил на Всемирной выставке в Ницце позже в том же году. [8] Во время путешествия по Средиземному морю Кросс познакомился с Полем Синьяком . [6] который стал близким другом и оказал художественное влияние.
В 1884 году Кросс стал сооснователем Общества независимых художников . [7] который состоял из художников, недовольных практикой официального Салона , и представлял выставки без призов без призов. [9] Там он познакомился и подружился со многими художниками, участвующими в неоимпрессионистском движении, включая Жоржа Сёра , Альберта Дюбуа-Пийе и Шарля Анграна . [5] Несмотря на свою связь с неоимпрессионистами, Кросс в течение многих лет не перенимал их стиль. В его работах продолжали проявляться такие влияния, как Жюль Бастьен-Лепаж и Эдуард Мане , а также импрессионисты . [5] Отход от его ранних, мрачных реалистических работ был постепенным. Его цветовая палитра стала светлее, он работал в более ярких красках импрессионизма. Он также работал на пленэре . Во второй половине 1880-х годов он писал чистые пейзажи, в которых проявилось влияние Клода Моне и Камиля Писсарро . Примерно в 1886 году, снова пытаясь отличить себя от другого французского художника – на этот раз Анри Кро – он снова изменил свое имя, наконец приняв «Анри-Эдмон Кросс». [3]
В 1891 году Кросс начал рисовать в стиле неоимпрессионизма и представил свою первую большую работу, использующую эту технику, на выставке Indépendants. [3] Эта картина представляла собой дивизионистский портрет мадам Гектора Франс, урожденной Ирмы Клэр. [10] с которой Кросс познакомился в 1888 году и женился в 1893 году. [4] Роберт Розенблюм писал, что «картина наполнена мягким зернистым атмосферным свечением». [10]
Кросс зимовал на юге Франции с 1883 года. [11] пока, страдая от ревматизма , он, наконец, не переехал туда на полную ставку в 1891 году. [5] Его работы до сих пор выставлялись в Париже. Его первая резиденция на юге Франции находилась в Кабассоне, недалеко от Ле-Лаванду . [3] затем он поселился неподалеку, в маленькой деревушке Сен-Клер, где провел остаток своей жизни, уезжая только для поездок в Италию в 1903 и 1908 годах и для участия в своих ежегодных выставках Indépendants в Париже. [5] В 1892 году друг Кросса Поль Синьяк переехал в соседний Сен-Тропе . [12] где они часто устраивали собрания в саду Кросса, на которых присутствовали такие художники, как Анри Матисс , Андре Дерен и Альбер Марке . [13]
Близость Кросса к неоимпрессионистскому движению простиралась за пределы стиля живописи и включала их политическую философию. Подобно Синьяку, Писсарро и другим неоимпрессионистам, Кросс верил в анархистские принципы и надеялся на утопическое общество. [14] В 1896 году Кросс создал литографию ( «L'Errant» « Странник» ). Это был первый раз, когда он работал с издателем. [15] и эта статья была анонимно опубликована в Les Temps Nouveaux , Жана Грейва . анархистском журнале [14] Анархистские настроения Кросса повлияли на его выбор сюжетов: он рисовал сцены, иллюстрирующие утопический мир, который мог существовать посредством анархизма. [1]
Процесс создания картин Дивизиониста с многочисленными маленькими цветными точками был утомительным и трудоемким. Когда Кросс хотел изобразить быстрые впечатления, он создавал в своих альбомах для рисования изображения акварелью или цветными карандашами. Он писал о деревенской французской прогулке:
«О! Что я увидел сегодня вечером за долю секунды, катаясь на велосипеде! Мне просто нужно было записать эти мимолетные вещи… быстрая запись акварелью и карандашом: неформальная мазка контрастных цветов, тонов и оттенков, все упаковано с информацией, как на следующий день в тишине студии сделать прекрасную акварель». [11]
Спустя годы
[ редактировать ]Картины Кросса начала-середины 1890-х годов характерны для пуантилизма с близко и регулярно расположенными крошечными цветными точками. Начиная примерно с 1895 года, он постепенно менял свою технику, вместо этого используя широкие, блокированные мазки и оставляя между мазками небольшие участки открытого голого холста. [1] Полученные поверхности напоминали мозаику. [13] и картины можно рассматривать как предшественников фовизма и кубизма . [7] В стиле пуантилистистов для гармоничного смешивания цветов использовались мельчайшие пятна краски; [1] напротив, стратегия «неоимпрессионизма второго поколения» [5] заключалось в том, чтобы сохранить цвета отдельно, что привело к «ярким мерцающим визуальным эффектам за счет контраста». [1] Кросс заявил, что неоимпрессионисты «гораздо больше интересовались созданием гармонии чистого цвета, чем гармонизацией цветов конкретного пейзажа или природной сцены». [16] Матисс и другие художники находились под сильным влиянием Кросса в конце карьеры. [1] и такие работы сыграли важную роль в формировании принципов фовизма. [5] Среди других художников, на которых оказал влияние Кросс, были Андре Дерен , Анри Манген , Шарль Камуан , Альбер Марке , Жан Пюи и Луи Вальта . [7]
В 1905 году в парижской галерее Дрюэ состоялась первая персональная выставка Кросса, на которой было представлено тридцать картин и тридцать акварелей. [17] Выставка имела большой успех, получила признание критиков, и большая часть работ была продана. Бельгийский -символист поэт Эмиль Верхарн , ярый сторонник неоимпрессионизма в своей стране, представил предисловие к каталогу выставки, написав:
«Эти пейзажи... не просто страницы чистой красоты, но мотивы, воплощающие лирическое чувство эмоции. Их богатая гармония радует глаз художника, а их роскошное, пышное видение - наслаждение поэта. Однако это изобилие никогда не переходит в излишество. Все легко и очаровательно...» [18]
В начале 1880-х годов у Кросса начались проблемы с глазами, которые в 1900-х годах стали еще более серьезными. Он также все чаще страдал от артрита . По крайней мере, отчасти из-за проблем со здоровьем, которые преследовали его в течение многих лет, объем работы Кросса относительно невелик. [14] Однако в последние годы своей жизни он был продуктивным и очень творческим. [18] и его работы были представлены на значительных персональных выставках; он получил большое признание критиков и пользовался коммерческим успехом. [14]
В 1909 году Кросс лечился в парижской больнице от рака. В январе 1910 года он вернулся в Сен-Клер, где умер от рака всего за четыре дня до своего 54-летия, 16 мая 1910 года. [4] На его могиле на кладбище Ле-Лаванду стоит бронзовый медальон, его другом Тео ван Риссельберге . созданный [18] В июле 1911 года в городе Дуэ, где родился Кросс, была организована ретроспективная выставка его работ. [18]
Избранные выставки
[ редактировать ]Помимо упомянутых выше выставок, Кросс участвовал во многих других. Октав Маус пригласил его выставить свои работы на нескольких выставках Les XX ежегодных . [6] Кросс участвовал в выставке Libre Esthétique 1895 года по приглашению Мауса, а также в выставках 1897, 1901, 1904, 1908 и 1909 годов. В 1898 году он вместе с Полем Синьяком, Максимилианом Люсом и Тео ван Риссельбергом участвовал в первой выставке неоимпрессионистов. выставка в Германии, организованная Гарри Кесслером в галерее Keller und Reiner (Берлин). [19] В 1907 году Феликс Фенеон организовал ретроспективу Креста в Париже в галерее Bernheim-Jeune , а Морис Дени написал предисловие к каталогу. [17] Другие места проведения выставок Креста включали Сэмюэля Бинга , «L'Art Nouveau à Paris» » Бернхайма-Жена Galerie Durand-Ruel (Париж), галерею Cassirer (Гамбург, Берлин), выставку Toison d'or (Москва), «Акварель и пастель и различные другие, включая галереи в Париже, Дрездене, Веймаре и Мюнхене. [20]
Галерея
[ редактировать ]- Закат в лагуне, Венеция 1898–1893 гг.
- Ферма, утро , 1893 год.
- Рыбак , 1895 г.
- Пейзаж , гр. 1896–1899 гг.
- Голубая лодка , 1899 год.
- Розовый дом , гр. 1901–1905 гг.
- Понте Сан Тровазо , 1902–1905 гг.
- Цепь мавров , 1906–1907 гг.
- Залив в Кавальере , 1906–1907 гг.
- Лес , 1906–1907 гг.
- Обнаженный спящий на поляне , 1907 год.
- Сцена в гавани , 1910 год.
Коллекции
[ редактировать ]Кресты в музеях и публичных художественных галереях [21]
- Мемориальный художественный музей Аллена (Оберлин-колледж, Огайо)
- Институт искусств Чикаго
- Фонд Барнса (Филадельфия, Пенсильвания)
- Художественный музей Блока (Северо-Западный университет, Эванстон, Иллинойс)
- Бруклинский музей (Нью-Йорк)
- Кливлендский художественный музей
- Музеи изящных искусств Сан-Франциско
- Национальная галерея Финляндии (Хельсинки, Финляндия)
- Художественные музеи Гарвардского университета
- Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
- Художественный музей Гонолулу
- Художественный музей Индианаполиса
- Музей Креллер-Мюллера
- Базельский художественный музей (Швейцария)
- Музей искусств округа Лос-Анджелес
- Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
- Музей Барберини (Потсдам, Германия)
- Музей Гренобля (Гренобль, Франция)
- Музей Орсе (Париж)
- Музей Мальро (Гавр, Франция)
- Музей Ричарда Анакреона (Гранвиль, Франция)
- Музей современного искусства (Нью-Йорк)
- Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия)
- Новая художественная галерея (Уолсолл, Англия)
- Государственный музей искусства (Национальная галерея Дании, Копенгаген)
- Тель-Авивский художественный музей
- Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)
- Музей Вальрафа-Рихарца (Кёльн, Германия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Виземан, М.Э. «Крест: Рыбак» . Мемориальный художественный музей Аллена , Оберлин-колледж . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Таддеи, с. 13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тернер, с. 124.
- ^ Jump up to: а б с д «Анри Кросс и неоимпрессионисты» . Парижские художественные исследования. 2008 год . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лопес-Эпплс, Джон. А. (2009). «Биография и творчество: Генри-Эдмонд Кросс » Музей Тиссена-Борнемисы . Получено 14 февраля.
- ^ Jump up to: а б с д Клемент, с. 291.
- ^ Jump up to: а б с д Клемент, с. 289.
- ^ Таддеи, с. 14.
- ^ Таддеи, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Розенблюм, Роберт (1989). Картины в Музее Орсе . Нью-Йорк: Стюарт, Табори и Чанг. п. 442. ИСБН 1-55670-099-7 .
- ^ Jump up to: а б «Введение: Анри-Эдмон Кросс, альбом для рисования, 1897 год» . Гарвардские художественные музеи . Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Таддеи, с. 6.
- ^ Jump up to: а б «Анри-Эдмон Кросс: Сад художника в Сен-Клер (48.10.7)» . Хайльбрунн. Хронология истории искусств . Метрополитен-музей . 2000 . Проверено 14 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тернер, с. 125.
- ^ Таддеи, с. 16.
- ^ Таддеи, с. 17.
- ^ Jump up to: а б Клемент, с. 293.
- ^ Jump up to: а б с д Таддеи, с. 18.
- ^ Клемент, с. 292.
- ^ Клемент, стр. 292–3.
- ^ Анри-Эдмон Кросс, Артциклопедия
Источники
[ редактировать ]- Клемент, Рассел Т.; Узе, Анник (1999). Художники-неоимпрессионисты: справочник по Жоржу Сёра, Камилю Писсарро, Полю Синьяку, Тео Ван Риссельбергу, Анри Эдмону Кросу, Шарлю Анграну, Максимилиану Люсу и Альберту Дюбуа-Пийе . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-30382-7 .
- Таддеи, Жак; Менгон, Клэр; Балиганд, Франсуаза; Шимусяк, Доминик (сентябрь 2011 г.). «Анри Эдмон Кросс и неоимпрессионизм: от Сёра до Матисса» (PDF) . Музей Мармоттан Моне . Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2012 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
- Тернер, Джейн; Уорд, Марта (2000). Словарь искусств Гроува: от Моне до Сезанна: французские художники конца XIX века . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-22971-2 . Проверено 14 февраля 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Балиганд, Франсуаза (1998). Анри Эдмон Кросс: 1856–1910 гг . Париж: Сомоги. ISBN 978-2-85056-331-7 .
- Балиганд, Франсуаза, Рафаэль Дюпуи и Клэр Менгон, Анри-Эдмон Кросс: исследования и работы на бумаге , Ле Лаванду, Лалан, 2006.
- Музей округа Лос-Анджелес (1953). Акварели Поля Синьяка: с двумя его картинами и работами Жоржа Сёра и Анри Эдмона Кросса: 4 декабря — 17 января 1954 года, Музей округа Лос-Анджелес . Лос-Анджелес. OCLC 145967784 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кросса на двадцать две страницы Альбом для рисования 1897 года в Гарвардском художественном музее.
- Синьяк, 1863–1935 , полностью оцифрованный каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы о Кресте (см. Указатель).
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-постимпрессионисты
- Пуантилизм
- Художники-дивизионисты
- Французские анархисты
- Люди из Дуэ
- Смертность от рака во Франции
- 1856 рождений
- 1910 смертей
- Французы британского происхождения
- Художники из Лилля