Jump to content

Феликс Фенеон

Феликс Фенеон
Феликс Фенеон, около 1900 года.
Феликс Фенеон, ок. 1900 г.
Рожденный ( 1861-06-22 ) 22 июня 1861 г.
Турин, Италия
Умер 29 февраля 1944 г. ( 1944-02-29 ) (82 года)
Национальность Французский
Род занятий искусствовед, директор художественной галереи, писатель
Подпись

Феликс Фенеон (англ. Французский: [feli feneɔ̃] ; 22 июня 1861 — 29 февраля 1944) — французский искусствовед , директор галереи, писатель и анархист конца 19 — начала 20 веков. Он ввел термин «неоимпрессионизм» в 1886 году, чтобы обозначить группу художников во главе с Жоржем Сёра , и горячо продвигал их.

Премия Фенеона была учреждена в 1949 году его женой Фанни Губо на доходы от продажи его коллекции произведений искусства.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Фенеон родился в Турине , Италия, в 1861 году в семье Марии-Луизы Жакен (швейцарской школьной учительницы) и Пьера Мари Жюля Феликса Фенеона (французского продавца). [ 1 ] Он вырос в Бургундии.

Заняв первое место на конкурсных экзаменах на работу, Фенеон в возрасте 20 лет переехал в Париж, чтобы работать в военном министерстве, где получил звание главного клерка. [ 1 ] За время своего пребывания там он отредактировал множество литературных произведений, в том числе произведения Рембо и Лотреамона , и помог продвинуть молодое пуантилистское движение под руководством Жоржа Сёра . [ 2 ] Он был завсегдатаем салонов Малларме по вечерам во вторник и активно участвовал в анархистских кругах.

Политическая деятельность

[ редактировать ]
Поль Синьяк , Портрет Феликса Фенеона , 1890, Музей современного искусства , Нью-Йорк.

Фенеон проработал 13 лет в военном министерстве, оставаясь при этом активно поддерживающим анархистские круги и движения. [ 3 ] В марте 1892 года французская полиция назвала Фенеона «активным анархистом» и установила за ним слежку. [ 2 ]

В 1894 году Фенеон был арестован по подозрению в заговоре из-за взрыва анархистами ресторана «Фойо», популярного места среди политиков. [ 2 ] Его также подозревали в причастности к убийству президента Франции Сади Карно итальянским анархистом. [ 2 ] Он и еще двадцать девять человек были арестованы по обвинению в заговоре в рамках так называемого « Процесса Тридцати» . Фенеон был оправдан вместе со многими из первых тридцати человек. Тем не менее, судебный процесс стал для Фенеона звездным моментом в рекламе, обычно закулисным, поскольку он отстаивал свое остроумие, к удовольствию присяжных. О сцене в зале суда Джулиан Барнс пишет: «Когда председательствующий судья сообщил ему, что его заметили разговаривающим с известным анархистом за газовой лампой, он холодно ответил: «Можете ли вы сказать мне, господин президент, на какой стороне газовая лампа у него сзади?" [ 3 ]

После суда Фенеон стал еще более неуловимым. В 1890 году неоимпрессионист Поль Синьяк попросил разрешения создать портрет прославленного критика. Фенеон несколько раз отказывался, прежде чем согласиться, при условии, что Синьяк представит изображение в анфас. Синьяк отказался, нарисовав вместо этого знаменитый профиль Фенеона с его характерной бородкой, картину, которая стала известным символом анархистского движения, породив множество вариаций. Фенеон, хотя и был недоволен, висел картину на своей стене до самой смерти Синьяка 45 лет спустя. [ 3 ]

Помимо «Романов в трех строках» , которые впервые появились в виде вырезок в парижской либеральной газете Le Matin в 1906 году, а затем в виде сборника только потому, что его любовница Камилла Патель собрала их в альбоме, Фенеон опубликовал только 43-страничную монографию в «Импрессионистах». (1886). Когда его попросили выпустить сборник «Романы в трех строках », Фенеон, как известно, гневно ответил: «Я стремлюсь только к молчанию». [ 3 ] Как отмечает Люси Санте , Фенеон, можно сказать, невидимо знаменит, так сильно повлияв на него, но для многих он неузнаваем. [ 2 ]

Феликс Фенеон работы Феликса Валлоттона (1898)

Адвокат Фенеона, Таде Натансон, предложил ему должность в La Revue Blanche после суда и его последующего исключения из военного министерства; он работал в этом журнале до 1903 года. В это время он продолжал продвигать через журнал работы Сёра и Синьяка. Он организовал первую ретроспективу работ Сёра в 1900 году. [ 2 ] Сёра известен рядом работ, в первую очередь « Воскресным днем ​​на острове Ла-Гранд-Жатт» ( французский : Un dimanche après-midi à l'Île de la Grande Jatte ). Хаджо Дюхтинг, автор книги Сёра «Мастер пуантилизма», отмечает, что «на самом деле он [Фенеон] был единственным критиком, который оказался способен сформулировать оценку картины Сёра и нового метода живописи, который она иллюстрировала, в словах, примечательных своей объективностью. тон». [ 4 ]

После провала La Revue Blanche Фенеон пошел работать в Le Matin , где анонимно составлял ежедневные новостные «наполнители», то, что французы называют «faits-divers» или «различные события», по три строки каждая. Его авторство не было раскрыто до 1940-х годов. [ 2 ] В этих наполнителях он уловил сложные тонкости французской повседневной жизни. Следующие примеры подчеркивают остроумие, типичное для этого критика мирского:

  • Преступная девица , мадемуазель Тюль, была приговорена руанским судом к 10 годам каторжных работ, а ее любовник — к пяти.
  • В кафе на улице Фонтен Вотур, Ленуар и Атанис обменялись несколькими пулями по поводу своих жен, которых там не было.
  • «Если мой кандидат проиграет, я убью себя», — заявил г-н Беллавуан из Фрескиена, Нижней Сены. Он убил себя.
  • Женщины, кормящие грудью своих младенцев, доводили дело рабочих до директора трамвая в Тулоне. Он был неподвижен. [ 5 ]

После своего поста в Le Matin Фенеон руководил галереей Bernheim-Jeune и все больше увлекался неоимпрессионизмом, особенно искусством Жоржа Сёра. [ 2 ] Он был директором галереи с 1906 по 1925 год. Сообщается, что перед уходом из галереи он сказал другу, что «готов к безделью», а затем внезапно ушел из галереи в возрасте 63 лет. [ 2 ]

Работает

[ редактировать ]
  • Импрессионисты в 1886 году.
  • Работает ; предисловие Жана Полана , Париж, Галлимар, 1948 г.
  • Работы более чем завершены , 1970 год.
  • Романы в трех строках ( французский : Nouvelles en trois lignes ), перевод и предисловие Люси Санте , 2007 г. [ 2 ]
  • Переписка Фанни и Феликса Фенеона с Максимилианом Люсом , 2001 г.
  • Небольшое приложение к более чем полному собранию сочинений , 2 тома.
  • Суд Тридцати , 2004 г.
  • Переписка Стефана Малларме и Феликса Фенеона , Морис Имбер, редактор, 2007 г.
  1. ^ Jump up to: а б Смит, Роберта (28 августа 2020 г.). «Феликс Фенеон, коллекционер-анархист, который был первым защитником Сёра» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Санте, Люси (2007). Введение. Романы в трёх строках . Фенеон, Феликс. Перевод Санте, Люси. Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка. ISBN  978-1-59017-230-8 . OCLC   123119788 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Барнс, Джулиан (4 октября 2007 г.). «За газовой лампой» . стр. 9–11 – через London Review of Books.
  4. ^ Хаджо Дюхтинг. Жорж Сёра, 1859–1891: Мастер пуантилизма , Ташен, 2000, ISBN   3822858633
  5. ^ «Отрывок: Романы в трёх строках » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гальперин, Джоан Унгерсма (1988). Феликс Фенеон: эстет и анархист в Париже конца века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-04300-6 .
  • Мик, Rw Коллекционер снов, Книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд» Historium Press 2023, ISBN 978-1-962465-13-7 и Книга II Собирателя снов «Сабрина и Винсент Ван Гог» Historium Press 2024, ISBN 978-1 -962465-34-2. В двух исторических фантастических романах Ру Мика Феликс Фенеон - главный персонаж, показывающий свое влияние на продвижение поэта-авангарда Артюра Рембо и неоимпрессионистов Сёра, Синьяка и Камиля Писсарро.
  • Рейли, Сэмюэл. «Тайный разделитель: Феликс Фенеон, не склонный к публичности критик, коллекционер и анархист, вращавшийся в авангардных кругах и бывший одним из первых поборников африканского искусства, прославляется серией выставок в Париже и Нью-Йорке», Аполлон ( июль-август 2019), с66+. онлайн
  • Старр Фигура, Изабель Кан, Филипп Пельтье. Феликс Фенеон: Анархист и авангард — от Синьяка до Матисса и далее . Эксх. кот. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2020. ISBN   9781633451018
  • Свитмен, Дэвид . Взрывные действия: Тулуз-Лотрек , Оскар Уайльд , Феликс Фенеон и искусство и анархия конца века . Саймон и Шустер, 1999. ISBN   0684811790
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cb3b7e0600eb0a56bd5caaf9513ad76a__1724588940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/6a/cb3b7e0600eb0a56bd5caaf9513ad76a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Félix Fénéon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)