Феликс Фенеон
Феликс Фенеон (англ. Французский: [feli feneɔ̃] ; 22 июня 1861 — 29 февраля 1944) — французский искусствовед , директор галереи, писатель и анархист конца 19 — начала 20 веков. Он ввел термин «неоимпрессионизм» в 1886 году, чтобы обозначить группу художников во главе с Жоржем Сёра , и горячо продвигал их.
Премия Фенеона была учреждена в 1949 году его женой Фанни Губо на доходы от продажи его коллекции произведений искусства.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фенеон родился в Турине , Италия, в 1861 году в семье Марии-Луизы Жакен (швейцарской школьной учительницы) и Пьера Мари Жюля Феликса Фенеона (французского продавца). [ 1 ] Он вырос в Бургундии.
Заняв первое место на конкурсных экзаменах на работу, Фенеон в возрасте 20 лет переехал в Париж, чтобы работать в военном министерстве, где получил звание главного клерка. [ 1 ] За время своего пребывания там он отредактировал множество литературных произведений, в том числе произведения Рембо и Лотреамона , и помог продвинуть молодое пуантилистское движение под руководством Жоржа Сёра . [ 2 ] Он был завсегдатаем салонов Малларме по вечерам во вторник и активно участвовал в анархистских кругах.
Политическая деятельность
[ редактировать ]
Фенеон проработал 13 лет в военном министерстве, оставаясь при этом активно поддерживающим анархистские круги и движения. [ 3 ] В марте 1892 года французская полиция назвала Фенеона «активным анархистом» и установила за ним слежку. [ 2 ]
В 1894 году Фенеон был арестован по подозрению в заговоре из-за взрыва анархистами ресторана «Фойо», популярного места среди политиков. [ 2 ] Его также подозревали в причастности к убийству президента Франции Сади Карно итальянским анархистом. [ 2 ] Он и еще двадцать девять человек были арестованы по обвинению в заговоре в рамках так называемого « Процесса Тридцати» . Фенеон был оправдан вместе со многими из первых тридцати человек. Тем не менее, судебный процесс стал для Фенеона звездным моментом в рекламе, обычно закулисным, поскольку он отстаивал свое остроумие, к удовольствию присяжных. О сцене в зале суда Джулиан Барнс пишет: «Когда председательствующий судья сообщил ему, что его заметили разговаривающим с известным анархистом за газовой лампой, он холодно ответил: «Можете ли вы сказать мне, господин президент, на какой стороне газовая лампа у него сзади?" [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]После суда Фенеон стал еще более неуловимым. В 1890 году неоимпрессионист Поль Синьяк попросил разрешения создать портрет прославленного критика. Фенеон несколько раз отказывался, прежде чем согласиться, при условии, что Синьяк представит изображение в анфас. Синьяк отказался, нарисовав вместо этого знаменитый профиль Фенеона с его характерной бородкой, картину, которая стала известным символом анархистского движения, породив множество вариаций. Фенеон, хотя и был недоволен, висел картину на своей стене до самой смерти Синьяка 45 лет спустя. [ 3 ]
Помимо «Романов в трех строках» , которые впервые появились в виде вырезок в парижской либеральной газете Le Matin в 1906 году, а затем в виде сборника только потому, что его любовница Камилла Патель собрала их в альбоме, Фенеон опубликовал только 43-страничную монографию в «Импрессионистах». (1886). Когда его попросили выпустить сборник «Романы в трех строках », Фенеон, как известно, гневно ответил: «Я стремлюсь только к молчанию». [ 3 ] Как отмечает Люси Санте , Фенеон, можно сказать, невидимо знаменит, так сильно повлияв на него, но для многих он неузнаваем. [ 2 ]

Адвокат Фенеона, Таде Натансон, предложил ему должность в La Revue Blanche после суда и его последующего исключения из военного министерства; он работал в этом журнале до 1903 года. В это время он продолжал продвигать через журнал работы Сёра и Синьяка. Он организовал первую ретроспективу работ Сёра в 1900 году. [ 2 ] Сёра известен рядом работ, в первую очередь « Воскресным днем на острове Ла-Гранд-Жатт» ( французский : Un dimanche après-midi à l'Île de la Grande Jatte ). Хаджо Дюхтинг, автор книги Сёра «Мастер пуантилизма», отмечает, что «на самом деле он [Фенеон] был единственным критиком, который оказался способен сформулировать оценку картины Сёра и нового метода живописи, который она иллюстрировала, в словах, примечательных своей объективностью. тон». [ 4 ]
После провала La Revue Blanche Фенеон пошел работать в Le Matin , где анонимно составлял ежедневные новостные «наполнители», то, что французы называют «faits-divers» или «различные события», по три строки каждая. Его авторство не было раскрыто до 1940-х годов. [ 2 ] В этих наполнителях он уловил сложные тонкости французской повседневной жизни. Следующие примеры подчеркивают остроумие, типичное для этого критика мирского:
- Преступная девица , мадемуазель Тюль, была приговорена руанским судом к 10 годам каторжных работ, а ее любовник — к пяти.
- В кафе на улице Фонтен Вотур, Ленуар и Атанис обменялись несколькими пулями по поводу своих жен, которых там не было.
- «Если мой кандидат проиграет, я убью себя», — заявил г-н Беллавуан из Фрескиена, Нижней Сены. Он убил себя.
- Женщины, кормящие грудью своих младенцев, доводили дело рабочих до директора трамвая в Тулоне. Он был неподвижен. [ 5 ]
После своего поста в Le Matin Фенеон руководил галереей Bernheim-Jeune и все больше увлекался неоимпрессионизмом, особенно искусством Жоржа Сёра. [ 2 ] Он был директором галереи с 1906 по 1925 год. Сообщается, что перед уходом из галереи он сказал другу, что «готов к безделью», а затем внезапно ушел из галереи в возрасте 63 лет. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]- Импрессионисты в 1886 году.
- Работает ; предисловие Жана Полана , Париж, Галлимар, 1948 г.
- Работы более чем завершены , 1970 год.
- Романы в трех строках ( французский : Nouvelles en trois lignes ), перевод и предисловие Люси Санте , 2007 г. [ 2 ]
- Переписка Фанни и Феликса Фенеона с Максимилианом Люсом , 2001 г.
- Небольшое приложение к более чем полному собранию сочинений , 2 тома.
- Суд Тридцати , 2004 г.
- Переписка Стефана Малларме и Феликса Фенеона , Морис Имбер, редактор, 2007 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Смит, Роберта (28 августа 2020 г.). «Феликс Фенеон, коллекционер-анархист, который был первым защитником Сёра» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Санте, Люси (2007). Введение. Романы в трёх строках . Фенеон, Феликс. Перевод Санте, Люси. Нью-Йорк: Обзоры книг Нью-Йорка. ISBN 978-1-59017-230-8 . OCLC 123119788 .
- ^ Jump up to: а б с д Барнс, Джулиан (4 октября 2007 г.). «За газовой лампой» . стр. 9–11 – через London Review of Books.
- ^ Хаджо Дюхтинг. Жорж Сёра, 1859–1891: Мастер пуантилизма , Ташен, 2000, ISBN 3822858633
- ^ «Отрывок: Романы в трёх строках » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гальперин, Джоан Унгерсма (1988). Феликс Фенеон: эстет и анархист в Париже конца века . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-04300-6 .
- Мик, Rw Коллекционер снов, Книга I «Сабрина и Зигмунд Фрейд» Historium Press 2023, ISBN 978-1-962465-13-7 и Книга II Собирателя снов «Сабрина и Винсент Ван Гог» Historium Press 2024, ISBN 978-1 -962465-34-2. В двух исторических фантастических романах Ру Мика Феликс Фенеон - главный персонаж, показывающий свое влияние на продвижение поэта-авангарда Артюра Рембо и неоимпрессионистов Сёра, Синьяка и Камиля Писсарро.
- Рейли, Сэмюэл. «Тайный разделитель: Феликс Фенеон, не склонный к публичности критик, коллекционер и анархист, вращавшийся в авангардных кругах и бывший одним из первых поборников африканского искусства, прославляется серией выставок в Париже и Нью-Йорке», Аполлон ( июль-август 2019), с66+. онлайн
- Старр Фигура, Изабель Кан, Филипп Пельтье. Феликс Фенеон: Анархист и авангард — от Синьяка до Матисса и далее . Эксх. кот. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2020. ISBN 9781633451018
- Свитмен, Дэвид . Взрывные действия: Тулуз-Лотрек , Оскар Уайльд , Феликс Фенеон и искусство и анархия конца века . Саймон и Шустер, 1999. ISBN 0684811790
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информационный бюллетень галереи Ольги: Феликс Фенеон и пуантилизм
- Синьяк, 1863–1935 , полностью оцифрованный каталог выставки из библиотек Метрополитен-музея, который содержит материалы о Феликсе Фенеоне (см. Указатель).
- Страница онлайн-выставки Феликса Фенеона: Анархист и авангард — от Синьяка до Матисса и не только . Музей современного искусства, Нью-Йорк, 2020.