Jump to content

Анри Руссо

Анри Руссо
Анри Руссо
Руссо в 1907 году;
фото Дорнака
Рожденный
Анри Жюльен Феликс Руссо

( 1844-05-21 ) 21 мая 1844 г.
Лаваль , Франция
Умер 2 сентября 1910 г. ) ( 1910-09-02 ) ( 66 лет
Париж , Франция
Национальность Французский
Образование Самоучка
Известный Рисование
Заметная работа «Спящий цыган» , «Тигр во время тропической бури» , «Голодный лев бросается на антилопу» , «Мальчик на камнях» .
Движение Постимпрессионизм , Наивное искусство , Примитивизм
Подпись

Анри Жюльен Феликс Руссо (англ. Французский: [ɑ̃ʁi ʒyljɛ̃ feliks ʁuso] ; 21 мая 1844 г. - 2 сентября 1910 г.) [1] французский художник -постимпрессионист, работавший в наивной или примитивной манере. [2] [3] Он был также известен как Ле Дуанье (таможенник), что является юмористическим описанием его профессии сборщика пошлин и налогов . [1] Он начал серьезно рисовать, когда ему было чуть за сорок; к 49 годам он ушел с работы, чтобы полностью посвятить себя искусству. [4]

Высмеиваемый при жизни критиками, он был признан гением-самоучкой, чьи работы отличаются высоким художественным качеством. [5] [6] Творчество Руссо оказало огромное влияние на несколько поколений художников -авангардистов . [4]

Биография [ править ]

Ранняя жизнь [ править ]

Руссо родился в Лавале, Майен , Франция, в 1844 году в семье жестянщика; будучи маленьким мальчиком, он был вынужден работать там. [7] Он учился в средней школе Лаваля на дневном отделении, а затем в качестве пансионера после того, как его отец стал должником, а его родителям пришлось покинуть город после конфискации их дома. Несмотря на посредственные результаты по некоторым школьным предметам, Руссо получал призы за рисование и музыку. [8]

После школы он работал юристом и изучал право, но «попытался дать небольшое лжесвидетельство и нашел убежище в армии». [9] Он служил четыре года, начиная с 1863 года. После смерти отца Руссо переехал в Париж в 1868 году, чтобы содержать свою овдовевшую мать в качестве государственного служащего. [ нужна ссылка ]

В 1868 году он женился на Клеманс Буатар, 15-летней дочери своего домовладельца, от которой у него было шестеро детей (выжил только один). В 1871 году он был назначен сборщиком октрой Парижа , собирающим налоги с товаров, ввозимых в Париж. Его жена умерла в 1888 году, и он женился на Жозефине Нури в 1898 году. [ нужна ссылка ]

Карьера [ править ]

«Тигр в тропическом шторме (Удивлен!)» (1891) был первой из многих сцен в джунглях, благодаря которым Руссо наиболее известен.

С 1886 года он регулярно выставлялся в Салоне Независимых , и, хотя его работы не занимали видное место, с годами они привлекали все больше поклонников. «Тигр в тропическом шторме» («Удивлен!») был выставлен в 1891 году, и свою первую серьезную рецензию Руссо получил, когда молодой художник Феликс Валлоттон написал: «Нельзя упускать из виду его тигра, удивляющего свою жертву; это альфа и омега живописи». Однако прошло более десяти лет, прежде чем Руссо вернулся к изображению своего видения джунглей. [4]

В 1893 году Руссо переехал в студию на Монпарнасе , где жил и работал до своей смерти в 1910 году. [10] В 1897 году он написал одну из своих самых известных картин «Богемская эндорми» ( «Спящая цыганка »).

В 1905 году большая сцена Руссо в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена ​​в Салоне Независимых рядом с работами молодых ведущих художников-авангардистов, таких как Анри Матисс , что сейчас считается первым показом «Фовистов» . Картина Руссо, возможно, даже повлияла на наименование фовистов. [4]

, Берта, графиня де Делоне, заказала ему В 1907 году мать художника Роберта Делоне картину «Заклинательница змей» . [ нужна ссылка ]

Банкет Руссо

Когда Пабло Пикассо наткнулся на картину Руссо, продаваемую на улице как холст для закрашивания, младший художник мгновенно осознал гений Руссо и пошел к нему навстречу. наполовину серьезный, наполовину пародийный банкет В 1908 году Пикассо устроил в своей студии в Ле Бато-Лавуар в честь Руссо. [1] «Банкет Руссо» , «одно из самых заметных светских событий двадцатого века», писал американский поэт и литературный критик Джон Малкольм Бриннин , «не был ни оргиастическим событием, ни даже роскошным мероприятием. Его последующая известность выросла из того факта, что он был красочное событие внутри революционного художественного движения в момент его самого раннего успеха, а также из-за того факта, что в нем приняли участие люди, чье индивидуальное влияние излучалось, как спицы творческого света, через мир искусства на протяжении поколений». [11]

Среди гостей банкета Руссо были: Гийом Аполлинер , Жан Метцингер , Хуан Грис , Макс Жакоб , Мари Лорансен , Андре Сальмон , Морис Рейналь , Даниэль-Анри Канвейлер , Лео Стайн и Гертруда Стайн . [12]

Морис Рейналь, в Les Soirées de Paris , 15 января 1914 г., с. 69, написал о «Банете Руссо». [13] Спустя годы французский писатель Андре Сальмон вспоминал обстановку прославленного банкета:

Здесь прошли ночи Голубого периода... здесь расцвели дни Розового периода... здесь авиньонские девицы остановились в своем танце, чтобы перегруппироваться в соответствии с золотым числом и тайной четвертого измерения. ... здесь братались поэты, возведенные серьезной критикой в ​​школу на улице Равиньян... здесь, в этих темных коридорах, жили истинные поклонники огня... здесь однажды вечером 1908 года развернулось зрелище первого и последнего банкет, устроенный его поклонниками художнику Анри Руссо по имени Дуанье. [11] [12] [14]

и Выход на пенсию смерть

После выхода на пенсию в 1893 году Руссо дополнил свою небольшую пенсию подработкой и такой работой, как игра на скрипке на улице. Он также некоторое время работал в Le petit Journal , где сделал несколько обложек. [4]

Не менее известная работа Руссо, вошедшая в собрание Джона Хэя Уитни , — «Тропический лес с обезьянами» , написанная в последние месяцы его жизни. На нем изображен один из его фирменных экзотических пейзажей, пышный, тропический и девственный. Многие животные на изображениях Руссо имеют человеческие лица или атрибуты. Обезьяны в центре этой картины держат зеленые палки, с которых свисают веревки, намекая на удочки и досуг человека, тем самым подчеркивая квазичеловеческий опыт животных. В этом смысле антропоморфизированных приматов Руссо можно рассматривать не как настоящих диких зверей, а, скорее, как олицетворение побега из « джунглей » Парижа и повседневной рутины цивилизованной жизни. [15]

Руссо выставил свою последнюю картину «Сон » в марте 1910 года в Салоне Независимых .

Сон (1910), МоМА .

В том же месяце у Руссо случилась флегмона ноги, которую он проигнорировал. [16] В августе, когда его поместили в больницу Неккера. [17] в Париже , где умер его сын, у него обнаружили гангрену ноги. После операции он умер от тромба 2 сентября 1910 года.

На его похоронах у его могилы стояли семь друзей: художники Поль Синьяк и Мануэль Ортис де Сарате ; пара художников Робер Делоне и Соня Терк ; скульптор Константин Брынкуш ; Хозяин Руссо Арман Кеваль и Гийом Аполлинер , написавшие эпитафию Бранкузи, возложенную на надгробие:

Мы приветствуем вас, Нежный Руссо, вы нас слышите.
Делоне, его жена, месье Кеваль и я.
Пусть наш багаж пройдет беспошлинно через врата рая.
Мы привезем вам кисти, краски и холст.
Чтобы вы могли провести свой священный досуг в
свет и правда живописи.
Как вы когда-то сделали мой портрет лицом к звездам, льву и цыганке.

Артистизм [ править ]

Картины [ править ]

Голодный лев бросается на антилопу , 1905 год.

Руссо утверждал, что у него «нет другого учителя, кроме природы». [3] хотя он признал, что получил «некоторые советы» от двух известных академических художников , Феликса Огюста Клемана и Жан-Леона Жерома . [18] По сути, он был самоучкой и считается наивным или примитивным художником.

Его самые известные картины изображают сцены джунглей, хотя он никогда не покидал Францию ​​и не видел джунглей. Распространенные поклонниками истории о том, что его армейская служба включала участие во французском экспедиционном корпусе в Мексике, необоснованны. Его вдохновили иллюстрации в детских книгах. [19] и ботанические сады Парижа , а также картины таксидермии диких животных. Во время своей службы он также встречался с солдатами, пережившими французскую экспедицию в Мексику , и слушал их рассказы о субтропической стране, с которой они столкнулись. Критику Арсену Александру он описал свои частые посещения Сада растений : «Когда я захожу в стеклянные дома и вижу странные растения экзотических стран, мне кажется, что я вхожу в сон».

Наряду с экзотическими сценами одновременно создавались более мелкие топографические изображения города и его пригородов.

Он утверждал, что изобрел новый жанр портретного пейзажа , которого он достиг, начав картину с определенного вида, например, с любимой части города, а затем изобразив человека на переднем плане, в первую очередь его ранний «Я», «Портрет». Пейзаж (1890).

и признание Критика

Плоский, на первый взгляд детский стиль Руссо вызвал пренебрежение многими критиками; люди часто были шокированы его работой или высмеивали ее. [6] [20] Его простодушие было крайним, и он всегда тщетно стремился к общепринятому признанию. Многие наблюдатели отмечали, что он рисовал как ребенок, но работы демонстрируют утонченность его особой техники. [3] [6]

Наследие [ править ]

Руссо в 1907 году

Работы Руссо оказали огромное влияние на несколько поколений художников-авангардистов, в том числе на Пабло Пикассо , Жана Гюго , Фернана Леже, Жана Метцингера , Макса Бекмана и сюрреалистов . По словам Роберты Смит, искусствоведа, пишущего в «Нью-Йорк Таймс» , «удивительные автопортреты Бекмана, например, происходят от резких, концентрированных форм портрета Руссо писателя Пьера Лоти ». [4] [21]

была показана ретроспективная выставка работ Руссо В 1911 году в Салоне Независимых . Его картины также были показаны на первой выставке «Синего всадника» . [ нужна ссылка ]

Критики отмечают влияние Руссо на Уоллеса Стивенса поэзию . См., например, « Цветочные украшения для бананов » Стивенса в сборнике «Гармониум » . [ нужна ссылка ]

Американская поэтесса Сильвия Плат была большой поклонницей Руссо, ссылаясь на его искусство, а также черпая вдохновение из его произведений в своей поэзии. Стихотворение «Ядвига на красном диване среди лилий» (1958) основано на его картине « Сон », а стихотворение «Заклинатель змей» (1957) основано на его картине «Заклинатель змей » . [22]

Песня «The Jungle Line» Джони Митчелл основана на картине Руссо. [23]

Художник андерграундного комикса Билл Гриффит нарисовал четырехстраничный биографический очерк Руссо «Диван на солнце» , который был включен в выпуск №2 Arcade антологии . [ нужна ссылка ]

Визуальный стиль анимационного фильма Мишеля Оселота 1998 года «Кирику и волшебница » частично вдохновлен Руссо, особенно изображением растительности джунглей. [24]

Картина Руссо послужила вдохновением для анимационного фильма 2005 года «Мадагаскар» . [25]

Картина Руссо 1908 года «Битва между тигром и буйволом» послужила источником вдохновения для серии рекламных объявлений 2021 года, касающихся ребрендинга Facebook в метавселенную компании Meta . [26]

Выставки [ править ]

Две крупные музейные выставки его работ состоялись в 1984–85 (в Париже, в Гран-Пале; и в Нью-Йорке, в Музее современного искусства ) и в 2001 (Тюбинген, Германия). «Эти усилия противостояли образу скромного, забывчивого наива, подробно описывая его уверенную целеустремленность и отслеживая огромное влияние, которое его работы оказали на несколько поколений художников-авангардистов», - написала критик Роберта Смит в обзоре более поздней выставки. [4]

Крупная выставка его работ «Анри Руссо: Джунгли в Париже» была показана в галерее Тейт Модерн с 3 ноября 2005 года по 5 февраля 2006 года, организованная Тейт и Музеем Орсе , где также прошла выставка. Выставка, включающая 48 его картин, демонстрировалась в Национальной галерее искусств в Вашингтоне с 16 июля по 15 октября 2006 года и в Гран-Пале в Париже с 15 марта по 19 июня 2006 года. [27] [28]

Галерея [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биография Анри Руссо. Архивировано 24 октября 2008 года в Wayback Machine в Музее Гуггенхайма.
  2. ^ Артиллеристы Руссо в музее Гуггенхайма
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Добро пожаловать на HenriRousseau.org – «Ле Дуанье»: Жизнь и творчество Анри Руссо» . Henrirousseau.org . Проверено 7 августа 2012 г.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Роберта Смит (14 июля 2006 г.) «Анри Руссо: В воображаемых джунглях скрывается ужасная красота» The New York Times . По состоянию на 14 июля 2006 г.
  5. ^ Руссо в Национальной галерее искусств.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Корнелия Стабенов (2001). Руссо . Сумки . стр. 7–8 . ISBN  978-3-8228-1364-5 .
  7. Биография Анри Руссо, Принстон. Архивировано 16 октября 2010 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Анри Руссо , (1979), Дора Валье
  9. ^ Карен Ли Сполдинг (ред.) Шедевры в Художественной галерее Олбрайт-Нокс (1999), впервые опубликовано как «125 шедевров из коллекции Художественной галереи Олбрайт-Нокс» (1987). Hudson Hills Press / Художественная галерея Олбрайт-Нокс. п. 72. ISBN   978-1555951696
  10. ^ Тейт Модерн | Прошедшие выставки | Анри Руссо | Художественный кружок. Архивировано 5 июня 2008 г. в Wayback Machine на сайте www.tate.org.uk.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Малкольм Бриннин, Третья роза, Гертруда Стайн и ее мир , Ежемесячная книга издательства Atlantic, Little, Brown and Company, Бостон, Торонто, 1959 г.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Р. Бреттелл; Чикаго. Коллекция Сары Ли; Натали Хендерсон Ли (1999). Моне Муру: Дар тысячелетия корпорации Сары Ли . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-08134-3 .
  13. ^ Энн Темкин (2012). Руссо: Мечта . Музей современного искусства. стр. 44–. ISBN  978-0-87070-830-5 .
  14. ^ Марк Антлифф, Патрисия Ди Лейтен (2008) Читатель кубизма: документы и критика, 1906–1914 , University of Chicago Press
  15. ^ Руссо, Анри (1910), Тропический лес с обезьянами , получено 21 мая 2024 г.
  16. ^ Янн Ле Пишон (1982) Мир Анри Руссо . Phaidon Press Ltd. Оксфорд. ISBN   0-7148-2256-6
  17. ^ Вернер Шмаленбах (2000). Анри Руссо: Сны о джунглях . Издательство Престель. п. 58. ИСБН  3-7913-2409-8 .
  18. ^ Корнелия Стабенов (2001). Руссо . Сумки. стр. 16 –. ISBN  978-3-8228-1364-5 .
  19. ^ Шеннон Портер (2015) История искусства . (Символика, кадр 57)
  20. ^ Анри Руссо, 1844–1910. Корнелия Стабенов, стр. 10.
  21. ^ Джоанн Мозер (1985) «Докубистские произведения, 1904–1909» в книге Жана Метцингера в ретроспективе . Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, Университет Вашингтона. стр. 34, 35. ISBN   978-0874140385
  22. ^ «Художественные влияния Сильвии Плат» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 28 марта 2013 г.
  23. ^ Линия джунглей . jonimitchell.com
  24. ^ Мишель Оцелот (25 августа 2008 г.). «Записки директора» . Кирику.нет . Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 25 августа 2008 г.
  25. ^ Лиза Розен (8 мая 2005 г.). «Классические корни джунглей: создание стиля «Мадагаскара» означало выход за рамки 50-х годов для художника Анри Руссо» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 апреля 2013 г.
  26. ^ «Классическая картина становится трехмерным музыкальным видео в видении метавселенной» . Муза от Clio . Проверено 27 июня 2022 г.
  27. ^ «Анри Руссо» . www.nga.gov . Проверено 21 мая 2024 г.
  28. ^ Руссо, Анри; Моррис, Фрэнсис; Грин, Кристофер; Айресон, Нэнси; Фреш-Тори, Клэр (2006). Анри Руссо: джунгли в Париже . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN  978-0-8109-5699-5 . OCLC   62741468 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Большая часть информации в этой статье была взята из брошюры Анри Руссо «Джунгли в Париже» в галерее Тейт , сопровождавшей выставку 2005 года. * «Годы банкетов » Роджера Шаттука (включает обширное эссе Руссо)
  • Анри Руссо , 1979, Дора Валье (общее иллюстрированное эссе)
  • Анри Руссо , 1984, Музей современного искусства, Нью-Йорк (эссе Роджера Шаттука, Анри Бехара, Мишеля Хуга, Кэролин Ланчнер и Уильяма Рубина ; включает превосходные цветные иллюстрации и анализ)

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7131ec2ab3e1461fbd342d1d2be62d2d__1716432720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/2d/7131ec2ab3e1461fbd342d1d2be62d2d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Henri Rousseau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)