Анри Руссо
Анри Руссо | |
---|---|
![]() Руссо в 1907 году; фото Дорнака | |
Рожденный | Анри Жюльен Феликс Руссо 21 мая 1844 г. Лаваль , Франция |
Умер | 2 сентября 1910 г. Париж , Франция | ( 66 лет
Национальность | Французский |
Образование | Самоучка |
Известный | Рисование |
Заметная работа | «Спящий цыган» , «Тигр во время тропической бури» , «Голодный лев бросается на антилопу» , «Мальчик на камнях» . |
Движение | Постимпрессионизм , Наивное искусство , Примитивизм |
Подпись | |
![]() |
Анри Жюльен Феликс Руссо (англ. Французский: [ɑ̃ʁi ʒyljɛ̃ feliks ʁuso] ; 21 мая 1844 г. - 2 сентября 1910 г.) [1] французский художник -постимпрессионист, работавший в наивной или примитивной манере. [2] [3] Он был также известен как Ле Дуанье (таможенник), что является юмористическим описанием его профессии сборщика пошлин и налогов . [1] Он начал серьезно рисовать, когда ему было чуть за сорок; к 49 годам он ушел с работы, чтобы полностью посвятить себя искусству. [4]
Высмеиваемый при жизни критиками, он был признан гением-самоучкой, чьи работы отличаются высоким художественным качеством. [5] [6] Творчество Руссо оказало огромное влияние на несколько поколений художников -авангардистов . [4]
Биография [ править ]
Ранняя жизнь [ править ]
Руссо родился в Лавале, Майен , Франция, в 1844 году в семье жестянщика; будучи маленьким мальчиком, он был вынужден работать там. [7] Он учился в средней школе Лаваля на дневном отделении, а затем в качестве пансионера после того, как его отец стал должником, а его родителям пришлось покинуть город после конфискации их дома. Несмотря на посредственные результаты по некоторым школьным предметам, Руссо получал призы за рисование и музыку. [8]
После школы он работал юристом и изучал право, но «попытался дать небольшое лжесвидетельство и нашел убежище в армии». [9] Он служил четыре года, начиная с 1863 года. После смерти отца Руссо переехал в Париж в 1868 году, чтобы содержать свою овдовевшую мать в качестве государственного служащего. [ нужна ссылка ]
В 1868 году он женился на Клеманс Буатар, 15-летней дочери своего домовладельца, от которой у него было шестеро детей (выжил только один). В 1871 году он был назначен сборщиком октрой Парижа , собирающим налоги с товаров, ввозимых в Париж. Его жена умерла в 1888 году, и он женился на Жозефине Нури в 1898 году. [ нужна ссылка ]
Карьера [ править ]

С 1886 года он регулярно выставлялся в Салоне Независимых , и, хотя его работы не занимали видное место, с годами они привлекали все больше поклонников. «Тигр в тропическом шторме» («Удивлен!») был выставлен в 1891 году, и свою первую серьезную рецензию Руссо получил, когда молодой художник Феликс Валлоттон написал: «Нельзя упускать из виду его тигра, удивляющего свою жертву; это альфа и омега живописи». Однако прошло более десяти лет, прежде чем Руссо вернулся к изображению своего видения джунглей. [4]
В 1893 году Руссо переехал в студию на Монпарнасе , где жил и работал до своей смерти в 1910 году. [10] В 1897 году он написал одну из своих самых известных картин «Богемская эндорми» ( «Спящая цыганка »).
В 1905 году большая сцена Руссо в джунглях «Голодный лев бросается на антилопу» была выставлена в Салоне Независимых рядом с работами молодых ведущих художников-авангардистов, таких как Анри Матисс , что сейчас считается первым показом «Фовистов» . Картина Руссо, возможно, даже повлияла на наименование фовистов. [4]
, Берта, графиня де Делоне, заказала ему В 1907 году мать художника Роберта Делоне картину «Заклинательница змей» . [ нужна ссылка ]
Банкет Руссо
Когда Пабло Пикассо наткнулся на картину Руссо, продаваемую на улице как холст для закрашивания, младший художник мгновенно осознал гений Руссо и пошел к нему навстречу. наполовину серьезный, наполовину пародийный банкет В 1908 году Пикассо устроил в своей студии в Ле Бато-Лавуар в честь Руссо. [1] «Банкет Руссо» , «одно из самых заметных светских событий двадцатого века», писал американский поэт и литературный критик Джон Малкольм Бриннин , «не был ни оргиастическим событием, ни даже роскошным мероприятием. Его последующая известность выросла из того факта, что он был красочное событие внутри революционного художественного движения в момент его самого раннего успеха, а также из-за того факта, что в нем приняли участие люди, чье индивидуальное влияние излучалось, как спицы творческого света, через мир искусства на протяжении поколений». [11]
Среди гостей банкета Руссо были: Гийом Аполлинер , Жан Метцингер , Хуан Грис , Макс Жакоб , Мари Лорансен , Андре Сальмон , Морис Рейналь , Даниэль-Анри Канвейлер , Лео Стайн и Гертруда Стайн . [12]
Морис Рейналь, в Les Soirées de Paris , 15 января 1914 г., с. 69, написал о «Банете Руссо». [13] Спустя годы французский писатель Андре Сальмон вспоминал обстановку прославленного банкета:
Здесь прошли ночи Голубого периода... здесь расцвели дни Розового периода... здесь авиньонские девицы остановились в своем танце, чтобы перегруппироваться в соответствии с золотым числом и тайной четвертого измерения. ... здесь братались поэты, возведенные серьезной критикой в школу на улице Равиньян... здесь, в этих темных коридорах, жили истинные поклонники огня... здесь однажды вечером 1908 года развернулось зрелище первого и последнего банкет, устроенный его поклонниками художнику Анри Руссо по имени Дуанье. [11] [12] [14]
и Выход на пенсию смерть
После выхода на пенсию в 1893 году Руссо дополнил свою небольшую пенсию подработкой и такой работой, как игра на скрипке на улице. Он также некоторое время работал в Le petit Journal , где сделал несколько обложек. [4]
Не менее известная работа Руссо, вошедшая в собрание Джона Хэя Уитни , — «Тропический лес с обезьянами» , написанная в последние месяцы его жизни. На нем изображен один из его фирменных экзотических пейзажей, пышный, тропический и девственный. Многие животные на изображениях Руссо имеют человеческие лица или атрибуты. Обезьяны в центре этой картины держат зеленые палки, с которых свисают веревки, намекая на удочки и досуг человека, тем самым подчеркивая квазичеловеческий опыт животных. В этом смысле антропоморфизированных приматов Руссо можно рассматривать не как настоящих диких зверей, а, скорее, как олицетворение побега из « джунглей » Парижа и повседневной рутины цивилизованной жизни. [15]
Руссо выставил свою последнюю картину «Сон » в марте 1910 года в Салоне Независимых .

В том же месяце у Руссо случилась флегмона ноги, которую он проигнорировал. [16] В августе, когда его поместили в больницу Неккера. [17] в Париже , где умер его сын, у него обнаружили гангрену ноги. После операции он умер от тромба 2 сентября 1910 года.
На его похоронах у его могилы стояли семь друзей: художники Поль Синьяк и Мануэль Ортис де Сарате ; пара художников Робер Делоне и Соня Терк ; скульптор Константин Брынкуш ; Хозяин Руссо Арман Кеваль и Гийом Аполлинер , написавшие эпитафию Бранкузи, возложенную на надгробие:
Мы приветствуем вас, Нежный Руссо, вы нас слышите.
Делоне, его жена, месье Кеваль и я.
Пусть наш багаж пройдет беспошлинно через врата рая.
Мы привезем вам кисти, краски и холст.
Чтобы вы могли провести свой священный досуг в
свет и правда живописи.
Как вы когда-то сделали мой портрет лицом к звездам, льву и цыганке.
Артистизм [ править ]
Картины [ править ]

Руссо утверждал, что у него «нет другого учителя, кроме природы». [3] хотя он признал, что получил «некоторые советы» от двух известных академических художников , Феликса Огюста Клемана и Жан-Леона Жерома . [18] По сути, он был самоучкой и считается наивным или примитивным художником.
Его самые известные картины изображают сцены джунглей, хотя он никогда не покидал Францию и не видел джунглей. Распространенные поклонниками истории о том, что его армейская служба включала участие во французском экспедиционном корпусе в Мексике, необоснованны. Его вдохновили иллюстрации в детских книгах. [19] и ботанические сады Парижа , а также картины таксидермии диких животных. Во время своей службы он также встречался с солдатами, пережившими французскую экспедицию в Мексику , и слушал их рассказы о субтропической стране, с которой они столкнулись. Критику Арсену Александру он описал свои частые посещения Сада растений : «Когда я захожу в стеклянные дома и вижу странные растения экзотических стран, мне кажется, что я вхожу в сон».
Наряду с экзотическими сценами одновременно создавались более мелкие топографические изображения города и его пригородов.
Он утверждал, что изобрел новый жанр портретного пейзажа , которого он достиг, начав картину с определенного вида, например, с любимой части города, а затем изобразив человека на переднем плане, в первую очередь его ранний «Я», «Портрет». Пейзаж (1890).
и признание Критика
Плоский, на первый взгляд детский стиль Руссо вызвал пренебрежение многими критиками; люди часто были шокированы его работой или высмеивали ее. [6] [20] Его простодушие было крайним, и он всегда тщетно стремился к общепринятому признанию. Многие наблюдатели отмечали, что он рисовал как ребенок, но работы демонстрируют утонченность его особой техники. [3] [6]
Наследие [ править ]

Работы Руссо оказали огромное влияние на несколько поколений художников-авангардистов, в том числе на Пабло Пикассо , Жана Гюго , Фернана Леже, Жана Метцингера , Макса Бекмана и сюрреалистов . По словам Роберты Смит, искусствоведа, пишущего в «Нью-Йорк Таймс» , «удивительные автопортреты Бекмана, например, происходят от резких, концентрированных форм портрета Руссо писателя Пьера Лоти ». [4] [21]
была показана ретроспективная выставка работ Руссо В 1911 году в Салоне Независимых . Его картины также были показаны на первой выставке «Синего всадника» . [ нужна ссылка ]
Критики отмечают влияние Руссо на Уоллеса Стивенса поэзию . См., например, « Цветочные украшения для бананов » Стивенса в сборнике «Гармониум » . [ нужна ссылка ]
Американская поэтесса Сильвия Плат была большой поклонницей Руссо, ссылаясь на его искусство, а также черпая вдохновение из его произведений в своей поэзии. Стихотворение «Ядвига на красном диване среди лилий» (1958) основано на его картине « Сон », а стихотворение «Заклинатель змей» (1957) основано на его картине «Заклинатель змей » . [22]
Песня «The Jungle Line» Джони Митчелл основана на картине Руссо. [23]
Художник андерграундного комикса Билл Гриффит нарисовал четырехстраничный биографический очерк Руссо «Диван на солнце» , который был включен в выпуск №2 Arcade антологии . [ нужна ссылка ]
Визуальный стиль анимационного фильма Мишеля Оселота 1998 года «Кирику и волшебница » частично вдохновлен Руссо, особенно изображением растительности джунглей. [24]
Картина Руссо послужила вдохновением для анимационного фильма 2005 года «Мадагаскар» . [25]
Картина Руссо 1908 года «Битва между тигром и буйволом» послужила источником вдохновения для серии рекламных объявлений 2021 года, касающихся ребрендинга Facebook в метавселенную компании Meta . [26]
Выставки [ править ]
Две крупные музейные выставки его работ состоялись в 1984–85 (в Париже, в Гран-Пале; и в Нью-Йорке, в Музее современного искусства ) и в 2001 (Тюбинген, Германия). «Эти усилия противостояли образу скромного, забывчивого наива, подробно описывая его уверенную целеустремленность и отслеживая огромное влияние, которое его работы оказали на несколько поколений художников-авангардистов», - написала критик Роберта Смит в обзоре более поздней выставки. [4]
Крупная выставка его работ «Анри Руссо: Джунгли в Париже» была показана в галерее Тейт Модерн с 3 ноября 2005 года по 5 февраля 2006 года, организованная Тейт и Музеем Орсе , где также прошла выставка. Выставка, включающая 48 его картин, демонстрировалась в Национальной галерее искусств в Вашингтоне с 16 июля по 15 октября 2006 года и в Гран-Пале в Париже с 15 марта по 19 июня 2006 года. [27] [28]
Галерея [ править ]
- Карнавальный вечер, 1886, Художественный музей Филадельфии , Филадельфия, Пенсильвания.
- Автопортрет , 1890, Национальная галерея, Прага.
- Мельница , гр. 1896, Музей Майоля , Париж.
- Мальчик на скалах , 1895–1897, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
- «Спящий цыган» , 1897, МоМА , Нью-Йорк.
- Эйфелева башня, картина Анри Руссо , 1898 год, Хьюстонский музей изящных искусств , Хьюстон, Техас
- Автопортрет художника с лампой , 1903 год.
- Веселые шуты , 1906, Художественный музей Филадельфии, Филадельфия, Пенсильвания.
- Фламинго , 1907, Частное собрание.
- Заклинатель змей , 1907, Музей Орсе , Париж.
- Трапеза льва , около 1907 года, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Экзотический пейзаж , 1908, Частное собрание.
- Бой между тигром и буйволом , 1908, Художественный музей Кливленда , Кливленд, Огайо.
- Вид на Севрский мост и холмы Кламар, Сен-Клу и Бельвю с биплана, аэростата и дирижабля , 1908 год, ГМИИ им. Пушкина
- В тропическом лесу бой тигра и буйвола , 1908–1909, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Футболисты , 1908, Музей Соломона Р. Гуггенхайма , Нью-Йорк.
- Муза, вдохновляющая поэта (Портрет Гийома Аполлинера и Мари Лорансен ), 1909, Художественный музей Базеля , Швейцария
- Экваториальные джунгли , 1909, Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.
- Букет цветов , 1910, Галерея Тейт , Лондон.
- Пьер Лоти , 1910, Кунстхаус Цюрих , Швейцария.
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биография Анри Руссо. Архивировано 24 октября 2008 года в Wayback Machine в Музее Гуггенхайма.
- ^ Артиллеристы Руссо в музее Гуггенхайма
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Добро пожаловать на HenriRousseau.org – «Ле Дуанье»: Жизнь и творчество Анри Руссо» . Henrirousseau.org . Проверено 7 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Роберта Смит (14 июля 2006 г.) «Анри Руссо: В воображаемых джунглях скрывается ужасная красота» The New York Times . По состоянию на 14 июля 2006 г.
- ^ Руссо в Национальной галерее искусств.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Корнелия Стабенов (2001). Руссо . Сумки . стр. 7–8 . ISBN 978-3-8228-1364-5 .
- ↑ Биография Анри Руссо, Принстон. Архивировано 16 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Анри Руссо , (1979), Дора Валье
- ^ Карен Ли Сполдинг (ред.) Шедевры в Художественной галерее Олбрайт-Нокс (1999), впервые опубликовано как «125 шедевров из коллекции Художественной галереи Олбрайт-Нокс» (1987). Hudson Hills Press / Художественная галерея Олбрайт-Нокс. п. 72. ISBN 978-1555951696
- ^ Тейт Модерн | Прошедшие выставки | Анри Руссо | Художественный кружок. Архивировано 5 июня 2008 г. в Wayback Machine на сайте www.tate.org.uk.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Малкольм Бриннин, Третья роза, Гертруда Стайн и ее мир , Ежемесячная книга издательства Atlantic, Little, Brown and Company, Бостон, Торонто, 1959 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричард Р. Бреттелл; Чикаго. Коллекция Сары Ли; Натали Хендерсон Ли (1999). Моне Муру: Дар тысячелетия корпорации Сары Ли . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-08134-3 .
- ^ Энн Темкин (2012). Руссо: Мечта . Музей современного искусства. стр. 44–. ISBN 978-0-87070-830-5 .
- ^ Марк Антлифф, Патрисия Ди Лейтен (2008) Читатель кубизма: документы и критика, 1906–1914 , University of Chicago Press
- ^ Руссо, Анри (1910), Тропический лес с обезьянами , получено 21 мая 2024 г.
- ^ Янн Ле Пишон (1982) Мир Анри Руссо . Phaidon Press Ltd. Оксфорд. ISBN 0-7148-2256-6
- ^ Вернер Шмаленбах (2000). Анри Руссо: Сны о джунглях . Издательство Престель. п. 58. ИСБН 3-7913-2409-8 .
- ^ Корнелия Стабенов (2001). Руссо . Сумки. стр. 16 –. ISBN 978-3-8228-1364-5 .
- ^ Шеннон Портер (2015) История искусства . (Символика, кадр 57)
- ^ Анри Руссо, 1844–1910. Корнелия Стабенов, стр. 10.
- ^ Джоанн Мозер (1985) «Докубистские произведения, 1904–1909» в книге Жана Метцингера в ретроспективе . Художественный музей Университета Айовы, Фонд Дж. Пола Гетти, Университет Вашингтона. стр. 34, 35. ISBN 978-0874140385
- ^ «Художественные влияния Сильвии Плат» . Архивировано из оригинала 7 января 2014 года . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Линия джунглей . jonimitchell.com
- ^ Мишель Оцелот (25 августа 2008 г.). «Записки директора» . Кирику.нет . Архивировано из оригинала 9 января 2011 года . Проверено 25 августа 2008 г.
- ^ Лиза Розен (8 мая 2005 г.). «Классические корни джунглей: создание стиля «Мадагаскара» означало выход за рамки 50-х годов для художника Анри Руссо» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 17 апреля 2013 г.
- ^ «Классическая картина становится трехмерным музыкальным видео в видении метавселенной» . Муза от Clio . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «Анри Руссо» . www.nga.gov . Проверено 21 мая 2024 г.
- ^ Руссо, Анри; Моррис, Фрэнсис; Грин, Кристофер; Айресон, Нэнси; Фреш-Тори, Клэр (2006). Анри Руссо: джунгли в Париже . Нью-Йорк: Абрамс. ISBN 978-0-8109-5699-5 . OCLC 62741468 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Большая часть информации в этой статье была взята из брошюры Анри Руссо «Джунгли в Париже» в галерее Тейт , сопровождавшей выставку 2005 года. * «Годы банкетов » Роджера Шаттука (включает обширное эссе Руссо)
- Анри Руссо , 1979, Дора Валье (общее иллюстрированное эссе)
- Анри Руссо , 1984, Музей современного искусства, Нью-Йорк (эссе Роджера Шаттука, Анри Бехара, Мишеля Хуга, Кэролин Ланчнер и Уильяма Рубина ; включает превосходные цветные иллюстрации и анализ)
Внешние ссылки [ править ]

- Henrirousseau.org , 118 работ Анри Руссо
- Анри Руссо: Джунгли в Париже, в Национальной галерее искусств. Архивировано 2 сентября 2016 года в Wayback Machine.
- Текст Руссо, написанный для юных читателей Краткое введение в жизнь и искусство художника. Запись содержит ссылки на две большие репродукции картин Руссо в Национальной галерее искусств, урок для 4-го класса, посвященный экологии картин Руссо, а также практические занятия, подходящие для занятий в классе или дома.
- Десять снов Галереи
- Спящий цыган в онлайн-коллекции МоМА
- 1844 рождения
- 1910 смертей
- Люди из Лаваля, Майенн
- Французские художники XIX века.
- Французские художники-мужчины
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-постимпрессионисты
- Наивные художники
- Художники-самоучки
- Похороны на парижском кладбище Банье.
- Французские художники-мужчины XIX века
- Смертность от тромбоза
- Смертность от хирургических осложнений