Наби (искусство)
Наби nabis ( фр . les , Французское произношение: [le nabi] ) — группа молодых французских художников, действовавших в Париже с 1888 по 1900 год, сыгравших большую роль в переходе от импрессионизма и академического искусства к абстрактному искусству , символизму и другим ранним течениям модернизма . В ее состав входили Пьер Боннар , Морис Дени , Поль Рэнсон , Эдуард Вюйяр , Кер-Ксавье Руссель , Феликс Валлоттон , Поль Серюзье и Огюст Казалис. [1] Большинство из них были студентами Академии Жюлиана в Париже в конце 1880-х годов. Художники разделяли общее восхищение Полем Гогеном и Полем Сезаннам и решимость обновить искусство живописи, но сильно различались в своих индивидуальных стилях. Они считали, что произведение искусства — это не изображение природы, а синтез метафор и символов, созданных художником. [2] В 1900 году художники провели свою последнюю выставку и разошлись. [3]
Этимология
[ редактировать ]Наби взяли свое имя от еврейского термина, происходящего от слова небиим, что означает «пророки». [4] [5] [6] [а] Термин был придуман в 1888 году лингвистом Огюстом Казалисом. [7] который провел параллель между тем, как эти художники стремились оживить живопись (как «пророки современного искусства»), и тем, как древние пророки омолодили Израиль. [8]
Начало
[ редактировать ]Наби — группа молодых художников Академии Жюлиана в Париже, которые хотели изменить основы искусства. Один из художников, Поль Серюзье , побывал в Пон-Авене в октябре 1888 года, где под руководством Поля Гогена он написал на дереве небольшую картину с изображением портвейна, состоящую из ярких цветных пятен, собранных так, чтобы создать ощущение порта. . Студенты назвали эту первую картину Наби «Талисман» , и со временем она стала иконой искусства 20-го века. [3]
В 1889 году, в год Парижской международной выставки и открытия Эйфелевой башни , группа провела свою первую скромную выставку в Café des Arts, расположенном за пределами территории выставки. Он назывался «Группа импрессионистов и синтезаторов» и включал работы двух известных художников, Поля Гогена и Эмиля Бернара .
В августе 1890 года Морис Дени , которому тогда было девятнадцать лет, дал группе более конкретную философию. Под псевдонимом Пьер Луи он написал в журнале Art et Critique статью под названием «Определение неотрадиционализма» , которая стала манифестом движения. Знаменитой первой строкой эссе было: «Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-то анекдотом, по существу представляет собой плоскую поверхность, покрытую цветами, собранными в определенном порядке». Эта идея не была оригинальной для Дениса; эта идея была выдвинута незадолго до этого Ипполитом Тэном в «Философии искусства» , где Тэн писал: «Картина — это цветная поверхность, на которой различные тона и различные степени света помещены с определенным выбором; в этом ее суть. существование." Однако именно выражение Дениса привлекло внимание художников. Как пояснил Денис, он не имел в виду, что форма картины важнее сюжета. Он писал: «Глубина наших эмоций проистекает из достаточности этих линий и этих цветов, чтобы объяснить себя... все содержится в красоте работы». В своем эссе он назвал это новое движение «неотрадиционализмом», в противоположность «прогрессивизму» неоимпрессионистов, возглавляемых Сёра . [9]
В следующем, 1891 году, трое из Наби, Пьер Боннар , Эдуард Вюйар и Морис Дени, сняли студию на улице Пигаль, 28 в Париже. Его часто посещали другие ранние Наби, в том числе Кер-Ксавье Руссель и Поль Серюзье, а также журналисты и деятели театрального и литературного мира.
В 1892 году Наби занялись театральным миром и декоративным искусством. Поль Рансон, которому помогали Серюзье, Боннар и Вюйар, разработал декорации для театральной постановки « Бато ивр» поэта Артюра Рембо . Морис Дени изготовил костюмы и декорации для другой театральной постановки — « Трилогии об Антуане» в Театре Модерн, а также расписал потолок для резиденции коллекционера произведений искусства и художника Анри Леролля .
В июне 1894 года «Наби» провели групповую выставку в Тулузе, а в следующем году представили свои работы в Maison de l’Art Nouveau Зигфрида Бинга , знаменитой галерее, давшей название движению ар-нуво . [3]
Набии на протяжении всего своего существования представляли собой своего рода полусерьезное полутайное общество, использовавшее юмористические прозвища и личный словарь. [10] Даже название группы было секретным до 1897 года. Студию называли «эргастериум». [10] и заканчивали свои письма инициалами ETPMV et MP , что означает En ta paume, mon verbe et ma pensée («В твоей ладони мое слово и мои мысли»). [11]
Японское влияние
[ редактировать ]Графическое искусство Японии, известное как японизм , особенно гравюры на дереве, оказало важное влияние на наби. Этот стиль был популяризирован во Франции арт-дилером Зигфридом Бингом, который путешествовал по Японии, чтобы собирать гравюры Хокусая и других японских художников, и в период с мая 1888 по апрель 1891 года публиковал ежемесячный художественный журнал Le Japon Artistique , в котором предлагались цветные иллюстрации. В 1900 году он организовал выставку из семисот гравюр в Школе изящных искусств . [12]
На Пьера Боннара особенно повлиял японский стиль; его прозвище среди наби было «Le plus japonard». Для одной серии из четырех картин, созданной в 1890–1891 годах, «Женщины в саду» , ныне находящейся в Музее Орсе , Боннар адаптировал японский формат под названием «какэмоно» с узким вертикальным холстом. Модели — его сестра Андре и двоюродная сестра Берта Шаедин. Четыре фигуры представлены в изогнутых змеевидных позах, как на японских гравюрах. Лица женщин отвернулись от художника; смелые узоры их костюмов и листва за ними доминируют на картинах. Первоначально он задумал работу как японскую ширму, но в конце концов решил разделить ее на четыре картины, а чтобы подчеркнуть декоративный аспект, добавил нарисованную окантовку вокруг полотен. [12]
Тема женщин в саду, стилистически адаптированная из японских гравюр, появлялась в творчестве других наби, в том числе Мориса Дени и Поля Серюзье. Тему женщин в садах Денис использовал в картинах и декоративных фресках. Серюзье адаптировал тот же формат в своей книге «Женщины у источника» (1898), стилистически изображая женщин, спускающихся с холма за водой из источника. [12]
- Морис Дени, Сентябрьский вечер (1891 г.)
- Платье с принтом Эдуарда Вюйяра (1891), Художественный музей Сан-Паулу.
Религия, символика, мифы и легенды
[ редактировать ]Наби находились под влиянием литературы, музыки и театра символистского движения , и среди некоторых наби было сильное течение мистицизма и эзотеризма . Их подход к своему ордену был отчасти юмористическим и причудливым; студию Рэнсона на бульваре дю Монпарнас, 25 называли их «храмом», мадам Рэнсон называли «Светом храма», а оригинальная картина Наби Серюзье выставлялась в студии как святыня и называлась «Талисман ». Серюзье причудливо изобразил Поля Рэнсона в чем-то вроде набичского одеяния, с посохом и текстом перед ним. Однако была у них и более серьезная сторона. Они отвергли материализм новой индустриальной эпохи и восхищались поэзией Бодлера , Малларме и Эдгара Аллана По . Они поставили себя в оппозицию течению натурализма, выраженному в картинах Курбе и Мане и литературе Эмиля Золя . [13]
Морис Дени и Поль Серюзье были наби, которые чаще всего писали религиозные сюжеты. На творчество Дени повлияли картины Фра Анджелико . Он часто рисовал сцены и темы, взятые из Библии, но с фигурами в современных костюмах, в упрощенных пейзажах и в окружении света, символа веры. В 1895 году он получил заказ на серию из семи больших картин под названием «Легенда о святом Губерте» для парижского дома барона Кочина. Они иллюстрировали историю святого Губерта, который охотился в лесу Аквитании , видел видение Христа и обращался в христианство. [13]
Поль Серюзье писал менее христианские и более мистические сцены, в частности «Видение про торрент» или «Свидание фей» (1897), изображающее группу женщин в бретонских костюмах, проходящих через лес и несущих букеты цветов на церемонию, и «Женщины в духе ля Источник , изображающий серию женщин, торжественно спускающихся через мистический лес к роднику. Это иллюстрирует легенду о Данаидах , которые в мифологии были приговорены наполнять и наполнять протекающие кувшины водой из источника. Он написал несколько работ женщин в бретонских костюмах, проводящих языческие церемонии в лесах Бретани. [13]
- Морис Дени , Le Calvaire (Восхождение на Голгофу) (1889), Музей Орсе
- Морис Дени, Финальная сцена легенды о святом Юбере (1897 г.), Ведомственный музей Мориса Дени, Сен-Жермен-ан-Ле (1897 г.)
- Поль Серюзье , Женщины у источника , Музей Орсе (1898)
- Поль Серюзье, Священный лес
Интерьеры
[ редактировать ]Наби Пьер Боннар , Феликс Валлоттон и Эдуар Вюйар создали особенно замечательные картины, изображающие интерьеры домов, где обитатели комнат почти полностью были поглощены интенсивным цветочным декором и мебелью. В некоторых картинах, таких как «Швея» и «Туалетный столик» Вюйяра (1895) или «Люди в интерьере — Музыка» , трудно даже найти и сосчитать лиц на картине. [14] [15]
- Эдуар Вюйар, Швея (1893), Художественный музей Индианаполиса
- Эдуар Вюйар, Женщина в полосатом платье (1895), Национальная художественная галерея
- Эдуард Вюйар, Люди в интерьере - Музыка (1896), Музей Пти-Пале, Париж
- Миссия за фортепиано (ок. 1898), Эдуард Вюйар, Метрополитен-музей
Женщины в саду
[ редактировать ]Одним из наиболее распространенных сюжетов Наби были женщины в идиллическом саду, обычно собирающие цветы или фрукты. Он появился на четырех панелях, изображающих времена жизни молодой женщины Мориса Дени (1890–1891), написанных для спальни молодой девушки, и на панно с изображением женщин в общественных парках Парижа Эдуарда Вюйара (1894), написанных для резиденции своего покровителя Александра Натансона; две картины Пьера Боннара (1894–1896), изображающие женщин и детей, собирающих яблоки в саду; и на гобелене Пола Рэнсона «Весна» , изображающем трех женщин, собирающих фрукты. Все изображения сильно стилизованы, часто с использованием одних и тех же змеевидных форм для изображения женщин, деревьев и листвы. Молодые женщины в серии Дениса показаны путешествующими по дороге, одетые в белое весталку на первой картине, а затем в разные цвета, когда они достигают зрелости на последней картине. [3]
- Поль Серюзье , Цветочный барьер (1889)
- «Апрель , или Дорога жизни» Мориса Дени , написанная для спальни молодой девушки. (1892)
- Женщины собирают цветы в саду, гобелен Пола Рэнсона (1895 г.)
- Семья Боннаров в саду, экран Пьера Боннара (1896)
Декоративное искусство
[ редактировать ]Одной из заявленных целей «Наби» было разрушение барьеров между искусством и повседневной жизнью, и в частности различие между искусством и украшением. Большая часть произведений искусства, которые они создавали, была предназначена специально для декоративных целей и для демонстрации в салонах и столовых. Они создавали ширмы, фрески, обои, гобелены, посуду, абажуры и орнамент для мебели, а также театральный декор и дизайн костюмов, графический дизайн рекламных плакатов. Поль Рэнсон , работая с архитектором в стиле модерн Генри Ван де Вельде, сделал фрески для украшения столовой владельца художественной галереи Зигфрида Бинга . После визита в Соединенные Штаты, где он увидел дизайн витражей Луи Комфорта Тиффани и его фирмы, Бинг предложил Наби представить свои собственные проекты стекла Тиффани. Руссель, Вюйар, Валлоттон, Рэнсон, Дени, Боннар и Ибельс — все они создали рисунки, которые Бинг выставил в своей галерее в Париже в апреле 1895 года вместе с работами не-наби, в том числе Тулуз-Лотрека. . В конце концов, окна так и не были сделаны, но Морис Дени продолжал создавать оконные конструкции на символистские темы, с смелым дизайном и яркими цветами. В 1895 году Вюйару было поручено разработать серию тарелок, на которых были изображены женщины в сильно стилизованных костюмах. [16] [15]
- Декоративная ширма, Общественные сады работы Эдуара Вюйяра (1895 г.)
- Витраж « Путь жизни » Мориса Дени (1895 г.)
- «Лестница в листве» Мориса Дени (1892), холст на деревянной панели, сделанный для потолка дома мецената Генри Леролля . Одна и та же женщина на лестнице видна с четырех точек зрения.
- Тарелка с изображением женщины в полосатой блузке работы Эдуара Вюйара (1895 г.)
Графика
[ редактировать ]Члены «Наби» работали в различных средствах массовой информации, используя масло как на холсте, так и на картоне, а также темперу на холсте и настенной отделке, а также создавали плакаты, гравюры, книжные иллюстрации, текстиль и мебель. Считавшиеся на переднем крае современного искусства в ранний период, их тематика была репрезентативной (хотя часто символистской по вдохновению), но была ориентирована на дизайн в соответствии с японскими гравюрами, которыми они так восхищались, и ар-нуво . Однако художники круга Наби находились под сильным влиянием картин импрессионистов , и, таким образом, несмотря на то, что они разделяли плоскостность, компоновку страниц и негативное пространство модерна и других декоративных модусов, большая часть искусства Ле Наби имеет живописный, не -Реалистичный вид с цветовой палитрой, напоминающей Сезанна и Гогена. Плакаты и литографии Боннара более выражены в стиле модерн или Тулуз-Лотрека манере . На рубеже веков современное искусство двигалось в сторону фовизма , экспрессионизма , кубизма и Абстракционисты , Les Nabis считались консерваторами и действительно были одной из последних групп художников, которые придерживались корней и художественных амбиций импрессионистов, преследуя эти цели почти до середины 20-го века. В более поздние годы эти художники также в значительной степени отказались от своих прежних интересов в декоративно-прикладном искусстве.
- Пьер Боннар , Les Parisiennes 1893, литография
- Плакат Феликса Валлоттона для галереи Зигфрида Бинга (1893 г.)
- Феликс Валлоттон, La raison proante (Веская причина) , гравюра на дереве из серии Intimités (1898)
- Морис Дени, литография на фронтисписе из серии «Амур» (1899).
Расставаться
[ редактировать ]В 1897 году Наби не присутствовали на знаменитом Салоне Независимых , а вместо этого провели собственную экспозицию в Галерее Воллар, более авангардную, чем Салон. Их последняя групповая выставка состоялась в 1900 году в галерее Бернхайм с работами Боннара, Дени, Ибелса, Майоля, Русселя, Серюзье, Валлоттона и Вюйяра. После этого шоу каждый из артистов пошел своей дорогой. [3]
Вспоминая 1909 год, Денис описал достижения Наби. «Искусство — это уже не зрительное ощущение, которое мы собираем, как фотография природы. Нет, это творение нашего духа, для которого природа — лишь повод». [17]
В 1937 году Вюйар описал распад группы «Наби». «...Марш прогресса был настолько быстрым. Общество было готово приветствовать кубизм и сюрреализм еще до того, как мы достигли того, что считали своей целью. Мы оказались в каком-то смысле подвешенными в воздухе». [18]
Члены и партнеры
[ редактировать ]- Пьер Боннар (1867–1947), тот самый японский наби.
- Морис Дени (1870–1943), наби с красивыми иконами.
- Максим Детома (1869–1929)
- Мейер де Хаан (1852–1895), голландский наби.
- Рене Жорж Герман-Поль (1864–1940)
- Анри-Габриэль Ибельс (1867–1936), журналист Наби.
- Жорж Лакомб (1868–1916), скульптор Наби.
- Люнье-По (1869–1940)
- Аристид Майоль (1861–1944)
- Пол Рэнсон (1864–1909), наби более японский, чем японский наби.
- Йожеф Риппль-Ронаи (1861–1927), венгерский наби
- Кер-Ксавье Руссель (1867–1944)
- Поль Серюзье (1864–1927), наби с блестящей бородой.
- Маргарита Серюзье , жена Поля Серюзье; известный художник-декоратор
- Феликс Валлоттон (1865–1925), иностранный наби.
- Ян Веркаде (1868–1946), обелиск наби.
- Эдуар Вюйар (1868–1940), наби зуавов
- Морис Дени , восемнадцать лет, 1889 год.
- Эдуард Вюйар , Автопортрет , 1889 г.
- Пьер Боннар , Автопортрет , ок. 1889 г.
- Поль Рэнсон , Поль Серюзье и Мари-Франс Рэнсон в студии Поля Рэнсона, ок. 1900 г.
- Портрет Поля Рэнсона в костюме Наби работы Поля Серюзье.
Среди других членов группы были драматург Пьер Вебер, музыкант Пьер Эрман и лингвист Огюст Казалис. [19] по имени (Рэнсон) ле наби Бен Каллир . [20]
Галерея
[ редактировать ]- Вальс , Феликс Валлоттон , Музей современного искусства Гавра (1893)
- Феликс Валлоттон , «Хозяйка и служанка», 1896 г.
- Пол Рэнсон , Пейзаж Наби , 1890 г.
- Жорж Лакомб , Синий темно-синий, Эффект волны , 1893 г.
См. также
[ редактировать ]- Школа Понт-Авен
- Генри Леролль , покровитель
- Одилон Редон
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Французский термин «наби» (также используемый в английском языке), обозначающий человека, вдохновленного произнести слово Божье, явно связан с еврейским термином «пророк» — נביא ( нави ), часто упоминаемым в еврейской Библии, — и аналогичным арабским словом. نَبِيّ ( набийы ). Это слово встречается во многих языках, включая индонезийский.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теории символистского искусства: критическая антология под редакцией Анри Дорра , стр.352
- ^ Наби, французские художники в онлайн-издании Британской энциклопедии.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Бетар, Дафна, Революция Наби , в «Наби и декор» , Beaux-Arts Éditions, стр. 8-21
- ^ Интернет-издание Британской энциклопедии "Наби", получено 19 апреля 2020 г.
- ^ Пьер Боннар, графика , с. 7
- ^ Бурхан 1979, с. 231: «Фактически, есть все основания полагать, что название было выбрано этими молодыми художниками как отсылка к исламским традициям, поскольку, когда бы Серюзье ни подписывал холст «Наби»,… он писал это слово на арабское письмо». как цитирует Пьер Боннар, графика , примечания
- ^ Брукер, Питер (2013). Оксфордская критическая и культурная история модернистских журналов, Том 3, Часть 1 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . п. 91. ISBN 0199659583 .
- ^ Оксфордский словарь английского языка, главное слово наби
- ^ Бульон 2006 , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Жизнь и искусство Эдуара Вюйара» . Кристи. 7 февраля 2019 г. Архивировано из оригинала 21 марта 2021 г. Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «На ладони мои слова и мои мысли» . Музей современного искусства Кемпера. 2017. Архивировано из оригинала 11 января 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лакамбр, Женевьева, La déferlante japonaise , опубликовано в журнале Les Nabis et le Decor , Beaux Arts Editions (март 2019 г.), стр. 38–40
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рафали, Людовик, Ле Наби – Символистское движение? в Les Nabis et le Decor , L’Objet d’Art , март 2019 г., стр. 63, 64
- ^ Жолен, Камилла, Les Intéieurs de Vuillars-Entre Poésie Mystère , L'Objet d'Art , Les Nabis et Le Decor , март 2019 г., стр. 52-55
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Наби и декор – Люксембургский музей, Париж
- ^ Жолен, Камилла, Le Beau dans le quotidian , в Les Nabis et le Decor , стр. 29–41, L'Objet D'Art , март 2019 г.
- ^ Бульон 2006 , стр. 17–18.
- ^ Пьер Боннар и Ингид Рыбек, Chez Bonnard a Deauville , Konstrevy no. 4, Стокгольм (1937 г.), цитируется в «Объект искусства», Les Nabis et le Decor (март 2019 г.), стр. 65.
- ^ GL Groom, Эдуард Вюйар: Художник-декоратор: Покровители и проекты, 1892-1912 ( Yale University Press , 1993), стр. 10
- ^ Многие из приписываемых прозвищ цитируются в Виллиброрде (Ян) Веркаде, Беспокойство перед Богом: Воспоминания монаха-художника , 5-е издание (Herder & Co., Freiburg im Breisgau 1930), стр. 67–70.
Библиография
[ редактировать ]- Бульон, Жан-Поль (2006). Морис Дени - Духовное в искусстве (на французском языке). Париж: Галлимар. ISBN 978-2-07-031929-9 .
- Кожеваль, Гай (2015). Боннар . Париж: Хазан, Малакофф. (на французском языке) ISBN 978-2-7541-08-36-2 *
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойер, Патрисия Эккерт (1989). Наби и парижский авангард . Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0-8135-1380-5 .
- Шасс, Чарльз (1969). Наби и их период . Лондон: Лунд Хамфрис. АСИН B001387EYI .
- Клемент, Рассел Т. (1996). Четыре французских символиста: справочник по Пьеру Пюви де Шаванну, Гюставу Моро, Одилону Редону и Морису Дени . Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-29752-6 .
- Дориваль, Бернар (1957). Художники ХХ века; Наби, фовисты, кубисты (на французском языке). Париж: Издания Пьера Тиснэ. АСИН B000PT18NY .
- Фреш-Тори, Клэр; Террас, Антуан (2003). Наби: Боннар, Вюйар и их круг . Лондон: Фламмарион. ISBN 978-2-08-011076-3 .
- Костеневич, Альберт (2005). Боннар: и Наби . Лондон: Parkstone Press. ISBN 978-1-85995-015-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пророки Монмартра , статья Аламантры о Наби
- Пьер Боннар, Графика , каталог выставки из Метрополитен-музея, который содержит материалы о Боннаре и других участниках коллектива Наби.