Гюстав Курбе
Гюстав Курбе | |
---|---|
Рожденный | Жан Дезире Гюстав Курбе 10 июня 1819 г. Орнан , Ду, Франция |
Умер | 31 декабря 1877 г. Ла Тур-де-Пей , Швейцария | (58 лет)
Известный | Живопись , лепка |
Заметная работа | Камнеломы (1849) Похороны в Орнане (1849–1850) Студия художника (1855) Происхождение мира (1866) |
Движение | Реализм |
Награды | Обладатель золотой медали Салона 1848 г. Номинирован на получение французского Почетного легиона в 1870 году (отказался). |
Покровитель(и) | Альфред Брюяс |
Подпись | |
Жан Дезире Гюстав Курбе (англ. Великобритания : / ˈ k ʊər b eɪ / KOOR -bay , [1] США : / k ʊər ˈ b eɪ / kor -BAY , [2] Французский: [ɡystav kuʁbɛ] ; 10 июня 1819 г. - 31 декабря 1877 г.) [3] французский художник, возглавивший движение реализма во французской живописи XIX века . Стремясь рисовать только то, что он мог видеть, он отверг академические условности и романтизм предыдущего поколения художников. Его независимость стала примером, который был важен для более поздних художников, таких как импрессионисты и кубисты . Курбе занимает важное место во французской живописи XIX века как новатор и художник, готовый делать смелые социальные заявления посредством своих работ.
Картины Курбе конца 1840-х — начала 1850-х годов принесли ему первое признание. Они бросили вызов условностям, изображая неидеализированных крестьян и рабочих, часто в большом масштабе, традиционно предназначенном для картин на религиозные или исторические темы. Последующие картины Курбе носили в основном менее откровенно политический характер: пейзажи , морские пейзажи , сцены охоты , обнаженные тела и натюрморты . Курбе был заключен в тюрьму на шесть месяцев в 1871 году за участие в Парижской коммуне и жил в изгнании в Швейцарии с 1873 года до своей смерти четыре года спустя.
Биография
[ редактировать ]Гюстав Курбе родился в 1819 году в семье Режи и Сильви Удо Курбе в Орнане ( департамент Ду ). В хозяйстве преобладали антимонархические настроения. (Его дед по материнской линии участвовал во Французской революции .) Сестры Курбе, Зоэ, Зели и Жюльетта, были его первыми моделями рисования и живописи. После переезда в Париж он часто возвращался домой в Орнан, чтобы поохотиться, порыбачить и найти вдохновение. [4]
Курбе уехал в Париж в 1839 году и работал в мастерской Штойбена и Гессена. картины испанских, фламандских и французских мастеров Обладая независимым духом, он вскоре ушел, предпочтя развивать свой собственный стиль, изучая в Лувре и рисуя копии их работ. [5]
Первыми работами Курбе были « Одалиска», вдохновленная творчеством Виктора Гюго , и « Лелия» , иллюстрирующая Жорж Санд , но вскоре он отказался от литературных влияний, решив вместо этого основывать свои картины на наблюдаемой реальности. Среди его картин начала 1840-х годов есть несколько романтических по замыслу автопортретов , в которых художник изобразил себя в различных амплуа. К ним относятся «Автопортрет с черной собакой» ( ок. 1842–44 , принят к выставке в Парижском салоне 1844 года ), театральный «Автопортрет» , также известный как «Отчаянный человек» ( ок. 1843–45 ), «Влюбленные в деревне» (ок. 1844, Музей изящных искусств , Лион), «Скульптор» (1845), «Раненый» (1844–54, Музей Орсе , Париж), «Виолончелист», «Автопортрет» (1847, Национальный музей , Стокгольм, выставка 1848 года). Салон), «Человек с трубкой» (1848–49, Музей Фабра , Монпелье). [6]
Поездки в Нидерланды и Бельгию в 1846–47 укрепили уверенность Курбе в том, что художники должны изображать окружающую их жизнь, как это делали Рембрандт , Хальс и другие голландские мастера . К 1848 году он приобрел сторонников среди молодых критиков, неоромантиков и реалистов, особенно Шампфлери . [7]
Курбе добился своего первого успеха в Салоне в 1849 году с картиной « После ужина в Орнане» . Работа, напоминающая Шардена и Ленена , принесла Курбе золотую медаль и была куплена государством. [8] Золотая медаль означала, что его работам больше не потребуется одобрение жюри для выставки в Салоне. [9] - освобождение, которым Курбе пользовался до 1857 года (когда правило изменилось). [10]
В 1849–1850 годах Курбе написал картину «Камнеломы» (разрушенную во время бомбардировки Дрездена союзниками в 1945 году), которой Прудон восхищался как иконой крестьянской жизни; его назвали «первым из его великих произведений». [11] Картина была вдохновлена сценой, свидетелем которой Курбе стал на обочине дороги. Позже он объяснил Шампфлери и писателю Фрэнсису Вею: «Нечасто можно встретить столь полное выражение бедности, и поэтому прямо тогда у меня возникла идея картины. Я сказал им прийти в мою студию на следующий день. утро." [11]
Реализм
[ редактировать ]Творчество Курбе не принадлежало ни к преобладающим романтическим , ни к неоклассическим школам. Историческая живопись , которую Парижский Салон почитал как высшее призвание живописца, не интересовала его, поскольку он считал, что «художники одного века в принципе неспособны воспроизвести аспект века прошлого или будущего…» [12] Вместо этого он утверждал, что единственным возможным источником живого искусства является собственный опыт художника. [12] Он и Жан-Франсуа Милле черпали вдохновение, рисуя жизнь крестьян и рабочих. [13]
Курбе писал фигуративные композиции, пейзажи, морские пейзажи и натюрморты. Он вызывал споры, обращаясь к социальным проблемам в своих работах и рисуя предметы, которые считались вульгарными, такие как сельская буржуазия, крестьяне и условия труда бедняков. Его работы, наряду с работами Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле, стали известны как Реализм . Для Курбе реализм имел дело не с совершенством линии и формы, а влек за собой спонтанное и грубое обращение с краской, предполагающее прямое наблюдение художника при изображении неровностей природы . Он изобразил суровость жизни и тем самым бросил вызов современным академическим представлениям об искусстве. Одной из отличительных черт реализма Курбе была его пожизненная привязанность к родной провинции Франш-Конте и месту своего рождения Орнану.
Каменные Разрушители
[ редактировать ]1849 года , считающаяся первой из великих работ Курбе, «Камнеломы» представляет собой образец соцреализма, вызвавший сенсацию, когда она была впервые выставлена в Парижском салоне в 1850 году. В основу работы легли двое мужчин, молодой и старый. Вдохновленный своим вдохновением, Курбе сказал своим друзьям и искусствоведам Фрэнсису Вею и Жюлю Шампфлери: «Это не часто можно встретить столь полное выражение бедности, и именно тогда у меня возникла идея картины». [14]
В то время как другие художники изображали тяжелое положение сельской бедноты, крестьяне Курбе не идеализируются, как в таких работах, как картина Бретона 1854 года «Собиратели урожая» . [15]
Во время Второй мировой войны, с 13 по 15 февраля 1945 года, союзники непрерывно бомбили город Дрезден, Германия . Немецкие войска спешно погрузили в грузовики произведения искусства из дрезденских галерей и музеев. «Камнеломы» были уничтожены вместе со 153 другими картинами, когда транспортное средство, перевозившее картины в крепость Кенигштайн , недалеко от Дрездена, было разбомблено союзными войсками. [16]
Похороны в Орнане
[ редактировать ]Салон 1850–1851 гг. [а] нашел его триумфатором с «Камнеломами» , « Крестьянами Флажи» и «Похоронами в Орнане» . «Похороны » , одно из самых важных произведений Курбе, описывает похороны его дедушки. [19] на котором он присутствовал в сентябре 1848 года. Натурщиками для картины были люди, присутствовавшие на похоронах. Раньше модели использовались в качестве действующих лиц в исторических повествованиях, но в «Погребении» Курбе сказал, что «нарисовал тех самых людей, которые присутствовали при погребении, всех горожан». Результатом является реалистичное представление их и жизни в Орнане.
Огромная картина размером 10 на 22 фута (3,0 на 6,7 метра) вызвала как похвалу, так и яростные осуждения со стороны критиков и публики, отчасти потому, что она нарушила общепринятые представления, изображая прозаический ритуал в масштабе, который раньше был предназначен для религиозный или королевский предмет.
По словам искусствоведа Сары Фонс, «в Париже « Похороны» оценивались как работа, которая вторглась в великую традицию исторической живописи, как выскочка в грязных ботинках, разбивающая благородную вечеринку, и с точки зрения этой традиции это было: конечно, нашелся лишним». [20] В картине отсутствует сентиментальная риторика, ожидаемая от жанрового произведения : провожающие Курбе не делают театральных жестов скорби, а их лица кажутся скорее карикатурными, чем облагороженными. Критики обвиняли Курбе в намеренном стремлении к уродству. [20]
В конце концов, общественность стала более заинтересована в новом реалистическом подходе, а роскошная декадентская фантазия романтизма потеряла популярность. Курбе хорошо понимал важность картины и сказал о ней: « Похороны в Орнане на самом деле были похоронами романтизма». [21]
Курбе стал знаменитостью, о нем говорили как о гении, «ужасном социалисте» и «дикаре». [22] Он активно поощрял восприятие общественностью его как необразованного крестьянина, а его амбиции, его смелые заявления перед журналистами и его настойчивость в изображении собственной жизни в своем искусстве создали ему репутацию безудержного тщеславия. [23]
Курбе связывал свои идеи реализма в искусстве с политическим анархизмом и, завоевав аудиторию, пропагандировал политические идеи, написав политически мотивированные эссе и диссертации. Его знакомое лицо часто подвергалось карикатурам в популярной французской прессе. [24]
В 1850 году Курбе писал другу:
...в нашем очень цивилизованном обществе мне приходится жить жизнью дикаря. Я должен быть свободен даже от правительств. Народ мне симпатичен, я должен обратиться к нему напрямую. [25]
В течение 1850-х годов Курбе написал множество фигуративных работ, используя в качестве сюжетов простых людей и друзей, таких как «Деревенские девицы» (1852), «Борцы» (1853), «Купальщики» (1853), «Спящая прядильщика» (1853) и «Просеиватели пшеницы» (1853 ). 1854).
Студия художника
[ редактировать ]В 1855 году Курбе представил четырнадцать картин на выставку на Всемирной выставке . Три были отклонены из-за нехватки места, в том числе «Похороны в Орнане» и другое его монументальное полотно «Мастерская художника» . [26] Не получив отказа, Курбе взял дело в свои руки. Он выставил сорок своих картин, в том числе «Студию художника» , в своей галерее под названием «Павильон реализма» (Pavillon du Réalisme), которая представляла собой временное сооружение, которое он построил по соседству с официальной Салон похожей на Всемирной выставкой, . [26]
Работа представляет собой аллегорию жизни Курбе как художника, рассматриваемую как героическое предприятие, в котором его окружают друзья и поклонники справа, а слева - вызовы и оппозиция. В число друзей справа входят искусствоведы Шампфлери и Шарль Бодлер , а также коллекционер произведений искусства Альфред Брюйас . Слева изображены фигуры (священник, проститутка, могильщик, купец и другие), которые представляют то, что Курбе описал в письме к Шампфлери как «другой мир тривиальной жизни, людей, нищеты, бедности, богатства, эксплуатируемых и эксплуататоры, люди, живущие за счет смерти». [27]
На переднем плане слева изображен человек с собаками, не упомянутый в письме Курбе к Шампфлёри. Рентгеновские снимки показывают, что он был написан позже, но его роль в картине важна: он представляет собой аллегорию тогдашнего французского императора Наполеона III , которого можно узнать по его знаменитым охотничьим собакам и культовым закрученным усам. Поместив его слева, Курбе публично демонстрирует свое презрение к императору и изображает его преступником, предполагая, что его «владение» Францией является незаконным. [28]
Хотя такие художники, как Эжен Делакруа, были горячими сторонниками его творчества, публика пришла на выставку в основном из любопытства и для того, чтобы высмеять его. Посещаемость и продажи разочаровали. [29] но статус Курбе как героя французского авангарда укрепился. Им восхищался американец Джеймс Эбботт Макнил Уистлер , и он стал источником вдохновения для молодого поколения французских художников, включая Эдуарда Мане и художников- импрессионистов . «Мастерская художника» была признана шедевром Делакруа, Бодлера и Шампфлери, если не публикой.
Морские пейзажи
[ редактировать ]Хотя морские пейзажи Курбе, написанные во время его многочисленных визитов на северное побережье Франции в конце 1860-х годов, были явно менее спорными, чем его салонные работы, они способствовали его вкладу (вольно или нет) в реализм, подчеркивая как красоту, так и опасность природный мир. Существует отчетливый диапазон тонов этого периода: «Спокойное море» (1869 г.), изображающее безмятежность отступающего прилива, и «Парусник» (ок. 1869 г.), изображающий парусник, борющийся с сильными приливами. [30]
Реалистический манифест
[ редактировать ]Курбе написал реалистический манифест для введения в каталог этой независимой персональной выставки, отражающий тон политических манифестов того периода. В нем он утверждает, что его цель как художника — «передать обычаи, идеи, облик моей эпохи по моей собственной оценке». [31]
Звание реалиста было навязано мне так же, как звание романтика было навязано людям 1830 года. Звания никогда не давали истинного представления о вещах: если бы было иначе, произведения были бы ненужны.
Не вдаваясь в большую или меньшую точность названия, которое, как я надеюсь, никто не сможет понять, я ограничусь несколькими словами пояснения, чтобы сократить недоразумения.
Я изучал искусство древних и искусство современности, избегая любых предвзятых систем и без предрассудков. Я больше не хотел подражать одному, чем копировать другого; более того, в мои намерения не входило достижение тривиальной цели «искусства ради искусства». Нет! Я просто хотел извлечь из полного знакомства с традицией разумное и независимое сознание своей индивидуальности.
Знать, чтобы сделать, — вот моя идея. Быть в состоянии транслировать обычаи, идеи, внешний вид моего времени по моей собственной оценке; быть не только художником, но и человеком; Короче говоря, создавать живое искусство – это моя цель. (Гюстав Курбе, 1855 г.) [32]
Известность
[ редактировать ]В Салоне 1857 года Курбе показал шесть картин. В их число входили «Девушки на берегу Сены» («Лето») , изображающие двух проституток под деревом, [33] а также первую из многих сцен охоты, которые Курбе должен был нарисовать до конца своей жизни: «Хинд в заливе в снегу» и «Каменоломня» . [10]
«Молодые дамы на берегу Сены» , картина 1856 года. [34] спровоцировал скандал. Искусствоведы, привыкшие к традиционным, «вневременным» обнаженным женщинам в пейзажах, были шокированы изображением Курбе современных женщин, небрежно демонстрирующих свое нижнее белье. [35]
Выставляя сенсационные работы рядом со сценами охоты, подобные тем, которые принесли популярный успех английскому художнику Эдвину Ландсиру , Курбе гарантировал себе «и известность, и продажи». [36]
В течение 1860-х годов Курбе написал серию все более эротичных работ, таких как «Женщина в диване» , кульминацией которой стало «Происхождение мира» (L'Origine du monde) (1866), в котором изображены женские гениталии и который не выставлялся публично до 1988 года. [37] и «Сон» (1866 г.) с изображением двух женщин в постели. Последняя картина стала предметом полицейского протокола, когда в 1872 году ее выставил торговец картинами. [38]
Примерно до 1861 года режим Наполеона демонстрировал авторитарные характеристики, используя цензуру прессы для предотвращения распространения оппозиции, манипулируя выборами и лишая парламент права на свободные дебаты или любую реальную власть. Однако в 1860-х годах Наполеон III пошел на новые уступки, чтобы успокоить своих либеральных оппонентов. Это изменение началось с разрешения свободных дебатов в парламенте и публичных отчетов о парламентских дебатах. Цензура прессы также была смягчена и достигла кульминации в назначении либерала Эмиля Оливье , ранее лидера оппозиции режиму Наполеона, фактическим премьер -министром в 1870 году. В знак умиротворения либералов, восхищавшихся Курбе, Наполеон III номинировал его на орден Почетного легиона в 1870 году. Его отказ от креста Почетного легиона разозлил власть имущих, но сделал его чрезвычайно популярным среди тех, кто выступал против господствующего режима.
- Лежащая обнаженная женщина , 1862 год.
- Портрет Джо (La belle Irlandaise) , 1865–66, Метрополитен-музей , картина Джоанны Хиффернан , вероятная модель сна.
- Сон , 1866, Пти-Пале, Музей изящных искусств города Парижа.
- Молодой купальщица , 1866 год.
Курбе и Парижская Коммуна
[ редактировать ]4 сентября 1870 года, во время франко-прусской войны , Курбе сделал предложение, которое позже не давало ему покоя. Он написал письмо правительству национальной обороны, предлагая снести колонну на Вандомской площади , воздвигнутую Наполеоном I в честь побед французской армии. Он написал:
Поскольку Вандомская колонна является памятником, лишенным всякой художественной ценности и стремящимся своим выражением увековечить идеи войны и завоеваний прошлой императорской династии, порицаемые чувствами республиканской нации, гражданин Курбе выражает пожелание, чтобы Правительство национальной обороны разрешит ему разобрать эту колонну». [39]
Курбе предложил перенести Колонну в более подходящее место, например, в Дом Инвалидов , военный госпиталь. Он также написал открытое письмо, адресованное немецкой армии и немецким художникам, предлагая переплавить немецкие и французские пушки, увенчать их шапками свободы и превратить в новый памятник на Вандомской площади, посвященный федерации немецкой федерации. и французы. Правительство национальной обороны ничего не предприняло в ответ на его предложение снести колонну, но оно не было забыто. [40]
18 марта, после поражения Франции во франко-прусской войне революционное правительство под названием Парижская Коммуна , к власти в городе на короткое время пришло . Курбе принял активное участие и организовал Федерацию художников, которая провела свое первое заседание 5 апреля в Большом амфитеатре медицинской школы. На мероприятии присутствовало от трехсот до четырехсот художников, скульпторов, архитекторов и декораторов. В списке членов были некоторые известные имена, в том числе Андре Жиль , Оноре Домье , Жан-Батист-Камиль Коро , Эжен Потье , Жюль Далу и Эдуард Мане . Мане не был в Париже во время Коммуны и не присутствовал на нем, а Коро, которому было семьдесят пять лет, во время Коммуны оставался в загородном доме и своей мастерской, не принимая участия в политических событиях.
Курбе председательствовал на заседании и предложил, чтобы Лувр и Люксембургский музей , два крупнейших художественных музея Парижа, закрытые во время восстания, были вновь открыты как можно скорее и чтобы традиционная ежегодная выставка под названием Салон проводилась , как и в прошлые годы. но с радикальными различиями. Он предложил, чтобы Салон был свободен от какого-либо государственного вмешательства или вознаграждений предпочтительным художникам; никаких медалей или правительственных заказов вручаться не будет. Более того, он призывал к упразднению самых известных государственных учреждений французского искусства; Школу изящных искусств , Французскую академию в Риме , Французскую школу в Афинах и секцию изящных искусств Института Франции . [42]
12 апреля Исполнительный комитет Коммуны дал Курбе, хотя он еще официально не был членом Коммуны, задание открыть музеи и организовать Салон. На том же заседании они издали следующий указ: «Колонна Вандомской площади будет снесена». [43] 16 апреля были проведены внеочередные выборы для замены более умеренных членов Коммуны, отказавшихся от своих мест, и Курбе был избран делегатом от 6-го округа Парижа . Ему было присвоено звание делегата изящных искусств, а 21 апреля он также стал членом Комиссии по образованию. В протоколе заседания Комиссии 27 апреля сообщалось, что Курбе потребовал снести Вандомскую колонну и заменить ее аллегорической фигурой, изображающей приход к власти Коммуны 18 марта. [43]
Тем не менее Курбе был диссидентом по натуре и вскоре оказался в оппозиции к большинству членов Коммуны по некоторым ее мерам. Он был одним из меньшинства членов Коммуны, которые выступали против создания Комитета общественной безопасности по образцу одноименного комитета, который проводил период террора во время Французской революции . [44]
Курбе выступил против Коммуны по другому, более серьезному вопросу; арест его друга Гюстава Шоде, видного социалиста, магистрата и журналиста, чей портрет нарисовал Курбе. Популярная газета Коммуны Le Père Duchesne обвинила Шоде, когда он некоторое время был заместителем мэра 9-го округа до образования Коммуны, в том, что он приказал солдатам стрелять по толпе, окружившей ратушу де Виль. Противодействие Курбе было бесполезным; 23 мая 1871 года, в последние дни Коммуны, Шоди был застрелен расстрельной командой Коммуны. По некоторым данным, Курбе в знак протеста вышел из Коммуны. [45]
13 мая по предложению Курбе был снесен парижский дом Адольфа Тьера , главы французского правительства, а его коллекция произведений искусства конфискована. Курбе предложил передать конфискованные произведения искусства Лувру и другим музеям, но директор Лувра отказался его принять. [46] 16 мая, всего за девять дней до падения Коммуны, на большой церемонии с участием военных оркестров и фотографов Вандомская колонна была снесена и разбита на куски. Некоторые свидетели утверждали, что Курбе был там, другие отрицали это. На следующий день Федерация художников обсудила увольнение директоров Лувра и люксембургских музеев, подозреваемых некоторыми в Коммуне в тайных контактах с французским правительством, и назначила новых руководителей музеев.
Согласно одной из легенд, Курбе защищал Лувр и другие музеи от «грабящих толп», но записей о подобных нападениях на музеи нет. Единственная реальная угроза Лувру возникла во время «Кровавой недели», 21–28 мая 1871 года, когда отряд коммунаров во главе с генералом Коммуны Жюлем Бержере поджег дворец Тюильри , расположенный рядом с Лувром. [47] Огонь перекинулся на библиотеку Лувра, которая была уничтожена, но усилиями хранителей музея и пожарных удалось спасти картинную галерею. [48]
После окончательного подавления Коммуны французской армией 28 мая Курбе скрывался в квартирах разных друзей. Его арестовали 7 июня. На суде перед военным трибуналом 14 августа Курбе утверждал, что он присоединился к Коммуне только для того, чтобы умиротворить ее, и что он хотел переместить Вандомскую колонну, а не разрушить ее. Он сказал, что принадлежал к Коммуне лишь короткий период времени и редко присутствовал на ее собраниях. Он был осужден, но приговорен к более мягкому приговору, чем другие лидеры Коммуны; шесть месяцев тюрьмы и штраф в пятьсот франков. Отбывая часть наказания в тюрьме Сент-Пелажи в Париже, ему разрешили мольберт и краски, но он не мог позволить моделям позировать ему. Он написал знаменитую серию натюрмортов с цветами и фруктами. [49]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]Курбе отбыл свой тюремный срок 2 марта 1872 года, но его проблемы, вызванные разрушением Вандомской колонны, еще не закончились. В 1873 году новоизбранный президент Республики Патрис Мак-Маон объявил о планах восстановить колонну, расходы на которую должен оплатить Курбе. Не имея возможности заплатить, Курбе отправился в добровольное изгнание в Швейцарию, чтобы избежать банкротства. В последующие годы он участвовал в швейцарских региональных и национальных выставках. Находясь под наблюдением швейцарской разведки, он пользовался в маленьком швейцарском мире искусства репутацией главы «реалистической школы» и вдохновлял молодых художников, таких как Огюст Бови и Фердинанд Ходлер . [50]
Важные работы этого периода включают несколько картин с изображением форели , «подсеченной на крючок и истекающей кровью из жабр». [51] которые были интерпретированы как аллегорические автопортреты изгнанного художника. [51] В последние годы своей жизни Курбе писал пейзажи, в том числе несколько сцен воды, таинственно появляющейся из глубин земли в горах Юра на границе Франции и Швейцарии . [52] Курбе также работал над скульптурой во время ссылки. Ранее, в начале 1860-х годов, он создал несколько скульптур, одну из которых - « Рыбак из Шаво» (1862 г.) - он пожертвовал Орнану для общественного фонтана, но после ареста Курбе ее убрали. [53]
В мае 1877 года государство установило окончательную стоимость реконструкции Вандомской колонны в 323 000 франков, которую Курбе должен был погасить ежегодными платежами по 10 000 франков в течение следующих 33 лет. [54] 31 декабря 1877 года, за день до наступления срока выплаты первого взноса, [55] Курбе умер в возрасте 58 лет в Ла-Тур-де-Пейц , Швейцария, от заболевания печени, усугубленного злоупотреблением алкоголем.
Галерея
[ редактировать ]- Автопортрет с черной собакой , 1842 год.
- Автопортрет , 1842 год.
- Автопортрет (Отчаянный человек) , ок. 1843–1845 гг.
- Виолончелист, Автопортрет , 1847, Национальный музей , Стокгольм.
- Художник за мольбертом , ок. 1847–48, бумага, уголь.
- Портрет Поля Ансу , ок. 1842–43
- Портрет Х. Дж. ван Висселинга , 1846 г.
- Зели Курбе , 1847 г.
- Портрет Бодлера , 1848 год.
- Прудон и его дети , 1865 г.
- Испанка , 1854 год.
- Гюстав Матье , 1869, Коллекция Оскара Рейнхарта, Ам Рёмерхольц , Винтертур
- Скалы в Мутье , 1855 год.
- Скалы в Этрета, после бури , 1870 год.
- Волна , 1870 год.
- Морское побережье в Нормандии , 1867 год.
- Мост Амбруа , Лангедок , 1857 год.
- Ручей в горах Джура ( Поток ), 1872–1873 гг., Художественный музей Гонолулу.
- Эффект снега , гр. 1860-е годы
- Спокойное море , 1869, Метрополитен-музей.
- Грот Сарразин близ Нанс-су-Сент-Анн , ок. 1875 г.
- Шильонский замок , 1874 г.
- Обнаженная женщина с собакой ( Femme nue au chien )), ок. 1861–62 , Музей Орсе , Париж.
- Les Bas Blancs ( Женщина в белых чулках ), 1864, Фонд Барнса.
- Женщина с попугаем , 1866, Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Женщина в волнах , 1868, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Источник , 1868, Музей Орсе.
- Гамак , 1844 год.
- Скульптор , 1845 год.
- После ужина в Орнане , 1849 год.
- Камнеломки , 1849 год.
- Фермеры Флаги возвращаются с рынка , 1850, Художественный музей , Безансон.
- Борцы , 1853, Музей изящных искусств , Будапешт.
- Встреча («Здравствуйте, месье Курбе») , 1854, Музей Фабра , Монпелье
- Просеиватели пшеницы , 1854 год.
- Охотничий завтрак , 1858 год, Музей Вальрафа-Рихарца , Кельн.
- Лиса в снегу , 1860, Художественный музей Далласа.
- Решетка , 1862, Художественный музей Толедо , Толедо, Огайо.
- Девушка с чайками , 1865 год.
- Рыбацкая лодка , 1865, Метрополитен-музей.
- Борзые графа де Шуазеля , 1866 год.
- Убийство оленя , 1867, Художественный музей , Безансон.
Наследие
[ редактировать ]Курбе восхищались многими молодыми художниками. Клод Моне включил портрет Курбе в свою версию « Le Déjeuner sur l'herbe» 1865–1866 годов (Музей Орсе, Париж). Особый тип реализма Курбе повлиял на многих художников, которым они следовали, особенно на немецких художников кружка Лейбля , [56] Джеймс Макнил Уистлер и Поль Сезанн . Влияние Курбе можно также увидеть в работах Эдварда Хоппера , чьи «Мост в Париже» (1906) и «Приближение к городу» (1946) были описаны как фрейдистские отголоски «Источника Лу» и «Происхождение мира» Курбе . [57] Среди его учеников были Анри Фантен-Латур , Гектор Аното и Олаф Исааксен .
Курбе однажды написал это в письме:
Я всегда жил свободно; позволь мне закончить свою жизнь свободным; когда я умру, пусть обо мне скажут следующее: «Он не принадлежал ни к какой школе, ни к какой церкви, ни к одному учреждению, ни к какой академии, и менее всего к какому-либо режиму, кроме режима свободы». [58]
Курбе и кубизм
[ редактировать ]Два художника XIX века подготовили почву для возникновения кубизма в XX веке: Курбе и Сезанн . [60] Вклад Сезанна хорошо известен. [61] О важности Курбе заявил Гийом Аполлинер , поэт-представитель кубистов. В своей книге «Les Peintres Cubistes», «Méditations Esthétiques» (1913) он заявил: «Курбе — отец новых художников». [62] Жан Метцингер и Альберт Глейз часто изображали Курбе отцом всего современного искусства. [62]
Оба художника стремились выйти за рамки традиционных методов изображения природы; Сезанн диалектическим методом раскрывает процесс видения, Курбе своим материализмом. [63] Кубисты объединили эти два подхода в революции в искусстве. [64]
На формальном уровне Курбе хотел передать физические характеристики того, что он рисовал: его плотность, вес и текстуру. Искусствовед Джон Бергер сказал: «Ни один художник до Курбе не мог так бескомпромиссно подчеркнуть плотность и вес того, что он рисовал». [65] Этот акцент на материальной реальности наделил его подданных достоинством. [66] Бергер заметил, что художники-кубисты «прилагали большие усилия, чтобы установить физическое присутствие того, что они изображали. И в этом они являются наследниками Курбе». [67]
Искусство, украденное нацистами
[ редактировать ]Во время Третьего рейха (1933–1945) имущество еврейских коллекционеров произведений искусства по всей Европе было конфисковано в рамках Холокоста . Многие произведения искусства, созданные Курбе, были разграблены нацистами и их агентами в этот период и лишь недавно были возвращены семьям предыдущих владельцев.
Курбе «Фалез д'Этрета» принадлежал еврейскому коллекционеру Марку Вольфсону и его жене Эрне, которые оба были убиты в Освенциме . Исчезнув во время нацистской оккупации Франции , спустя годы он снова появился в музее Орсе . [68]
Великому венгерскому еврейскому коллекционеру барону Мор Липоту Херцогу принадлежало несколько произведений Курбе, в том числе «Шато де Блонэ (Неж)» ( ок. 1875 г. , «Замок Блонэ (Снег)», ныне находится в Будапештском музее изящных искусств), [69] и самая печально известная работа Курбе — «L'Origine du monde» («Происхождение мира»). Его коллекция из 2000–2500 произведений была разграблена нацистами, и многие из них до сих пор пропали без вести. [70]
Картины Густава Курбе «Деревенская девушка с козой» , «Отец » и «Пейзаж со камнями» были обнаружены в сокровищнице Гурлитта, спрятанной в Мюнхене. Неизвестно, кому они принадлежали. [71] [72]
Жозефина Вайнманн и ее семья, немецкие евреи, владели Le Grand Pont до того, как были вынуждены бежать. Нацистский боевик Герберт Шефер приобрел его и одолжил Художественной галерее Йельского университета , против которой Вайнманны подали иск. [73]
Во французской базе данных предметов искусства в Же-де-Пом (Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга) имеется 41 запись о Курбе. [74]
В марте 2023 года музей Кембриджского университета в Великобритании вернул картину Гюстава Курбе «La Ronde Enfantine» , украденную в 1941 году нацистами в Париже . Полотно принадлежало еврейскому участнику Сопротивления. Консультативная группа по вопросам хищений , орган, созданный в 2000 году британским правительством, 28 марта пришла к выводу, что «картина была украдена нацистскими оккупационными силами, потому что Роберт Бинг был евреем». [75]
См. также
[ редактировать ]- История живописи
- Леонс Бенедит
- Список художников-востоковедов
- Потерянные произведения искусства
- ориентализм
- Западная живопись
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Курбе, Гюстав» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года.
- ^ «Курбе» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Франц, Анри (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 318–319. . В
- ^ Берман, Avis (апрель 2008 г.). «Больше, чем жизнь» . Смитсоновский журнал . Архивировано из оригинала 2 июля 2009 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ Масанес 2006 , стр. 8–9
- ^ Франц 1911 .
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 83
- ^ Масанес 2006 , стр. 31–32
- ^ Масанес 2006 , с. 30
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масанес 2006 , с. 55
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масанес 2006 , с. 31
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаунс и Нохлин 1988 , с. 7
- ^ Хейн, Скотт (2000). История Франции (1-е изд.). Гринвуд Пресс. п. 112 . ISBN 0-313-30328-2 .
- ^ Бойме, Альберт (2008). Искусство в эпоху гражданской борьбы, 1848–1871 гг . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. п. 158. ИСБН 9780226063423 . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «Собиратели» . Национальная галерея Ирландии . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Коллинз, Майкл (2022). Утерянные шедевры . Лондон, Англия: Издательство DK. п. 160. ИСБН 9780744077933 . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «Похороны Гюстава Курбе в Орнане» . pbs.org . Архивировано из оригинала 12 ноября 2012 года . Проверено 29 августа 2017 г.
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 2
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 79
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фаунс и Нохлин 1988 , с. 4
- ^ Джеймс, Джейми (2016). Гламур странностей: художники и последний век экзотики . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. п. 99. ISBN 9780374711320 .
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 8
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , стр. 8–9
- ^ « 'Le Chef de l'école du Lay': Гюстав Курбе в карикатурах XIX века. Блог европейских исследований» . blogs.bl.uk . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 18 сентября 2017 г.
- ^ Курбе, Гюстав: artchive.com. Архивировано 30 декабря 2009 года в Wayback Machine со ссылкой на Перла, Джеда: Галерея Going: Four Seasons in the Art World , 1991, Harcourt, ISBN 978-0-15-134260-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Масанес 2006 , с. 52
- ^ Масанес 2006 , с. 48
- ^ Туссен, Элен (1978). Гюстав Курбе, 1819–1877: [выставка] в Королевской академии художеств, 19 января – 19 марта 1978: [каталог] . Лондон: Совет искусств Великобритании. [Выставочный орган. Реюньон национальных музеев. Орган. комитет: Алан Боунесс...] с. 265. ИСБН 0-7287-0152-9 .
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 84
- ^ «Гюстав Курбе | Спокойное море» . Метрополитен-музей . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ «Метрополитен-музей, Французский реализм девятнадцатого века , Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2018 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ « Выставка-продажа сорока картин и четырех рисунков Гюстава Курбе, Париж, 1855 год , говорит Курбе, Музей Орсе» . Архивировано из оригинала 1 августа 2016 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 133
- ^ «Гюстав Курбе – Девочки в Борде де ля Сена» . art.yodelout.com. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ «Девушки на берегу Сены, Национальные галереи» . www.nationalgallery.org. Архивировано из оригинала 29 января 2015 года . Проверено 5 июля 2014 г.
- ^ Швабский 2008 , с. 30
- ^ Швабский 2008 , с. 34
- ^ Фаунс и Нохлин 1988 , с. 176
- ^ « В то время как Вандомская колонна представляет собой памятник, лишенный какой-либо художественной ценности, имеющий тенденцию увековечивать посредством своего выражения идеи войны и завоеваний, которые были в императорской династии, но которые порицаются чувством республиканской нации, [гражданин Курбе] выражает пожелание, чтобы Правительство национальной обороны любезно разрешило ему развенчать эту колонку» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года. Проверено 14 декабря 2009 года .
- ^ Сплен 2009 , с. 294
- ^ Кларк, Ти Джей; Кларк, Тимоти Дж. (1 января 1999 г.). Образ народа: Гюстав Курбе и революция 1848 года . Ирвин, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 111. ИСБН 978-0-520-21745-4 . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Милза 2009 , стр. 296–297
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Риат 1906 , с. 295
- ^ Милза 2009 , стр. 294–295
- ^ См . статью о Курбе во французской Википедии .
- ^ Милза 2009 , стр. 294–296, 297
- ^ Милза 2009 , стр. 396–397
- ^ Эрон де Вильфосс, Рене (1959). История Парижа . Бернар Грассе.
- ^ Риат 1906 , стр. 120–122.
- ^ Фишер 2009 , стр. 57–80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Данто 1989 , с. 100
- ^ Фьюми, Жиль (2007). «Курбе, художник калькера» . Карстология (на французском языке). 50 : 49–51. дои : 10.3406/karst.2007.2611 . Архивировано из оригинала 8 июля 2019 года . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Пастушество 2023
- ^ Бенедит, Леонс (1912). «Гюстав Курбе: с биографическим и критическим исследованием» .
- ^ «Труды ... ежегодного собрания Западного общества французской истории» . 1989.
- ^ Форстер-Хан 2001 , с. 155
- ^ Уэллс, Уолтер, Тихий театр: Искусство Эдварда Хоппера , Лондон/Нью-Йорк: Phaidon, 2007.
- ^ Курбе, Гюстав: Письма Гюстава Курбе , 1992, University of Chicago Press, перевод Петры Тен-Дэсшате Чу, ISBN 0-226-11653-0 . ( Google Книги, архивировано 16 апреля 2016 г. в Wayback Machine )
- ^ Бергер 1965 , с. 52: «Вы можете увидеть это в том, как [Курбе] нарисовал яблоко или волну, или в том, как он нарисовал тяжелую томность и мятые платья двух девушек, лежащих у Сены».
- ^ Бергер 1965 , с. 51: «Подготовку революции кубизма начали в девятнадцатом веке два художника: Курбе и Сезанн». и п. 55: «Революционное наследие, которое девятнадцатый век завещал веку двадцатому: материализм Курбе и диалектика Сезанна».
- ^ Бергер 1965 , с. 51: «Важность Сезанна для кубистов подчеркивалась так часто, что это стало обычным явлением».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гийом Аполлинер, Les Peintres Cubistes (Художники-кубисты) , 1913 г. (перевод и анализ Питера Ф. Рида, University of California Press, 25 октября 2004 г., стр. 27, 137).
- ^ Бергер 1965 , стр. 51–52: «И Курбе, и Сезанн меняют акцент в подходе художника к природе: Курбе - своим материализмом, Сезанн - своим диалектическим взглядом на процесс рассмотрения природы».
- ^ Berger 1965 , стр. 55–56: «Задача заключалась в том, чтобы объединить эти две вещи. Если следовать по отдельности, каждая из них приведет к тупику: материализм Курбе станет механическим; сила гравитации, которая придавала такое достоинство его сюжеты становились бы гнетущими и буквальными. Диалектика Сезанна становилась бы все более бестелесной, и ее гармония была бы достигнута ценой физического безразличия. Сегодня оба примера рассматриваются отдельно». (курсив в оригинале).
- ^ Бергер 1965 , с. 52
- ^ Бергер 1965 , стр. 52–53: «Курбе, все еще используя краску на холсте, хотел выйти за рамки [изобразительных] условностей и найти эквивалент физического ощущения изображаемых материальных объектов: их веса, их температуры, их текстуры. ... То, что перспектива на горизонт значила для Пуссена , сила гравитации значила для Курбе». (курсив в оригинале).
- ^ Бергер 1965 , с. 58
- ^ «Украденные картины Франция может добиться большего» . www.lootedart.com . Парижский матч. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «После 75 лет и 15 претензий, попытка вернуть утраченное искусство продвигается вперед» . www.lootedart.com . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Счастливый конец украденной картины Курбе на выставке в Париже» . www.lootedart.com . Интернэшнл Геральд Трибьюн. Архивировано из оригинала 9 января 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ Киммельман, Майкл (6 ноября 2013 г.). «В вновь открытом сокровище искусства: триумф над волей нацистов (опубликовано в 2013 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Захваченный нацистами тайник в Мюнхене включает неизвестных Дикса и Шагала» . lootedart.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ РЕНОЛЬД, профессор Марк-Андре. «Трансграничные иски о реституции произведений искусства, награбленных в ходе вооруженных конфликтов и войн, и альтернативы судебным разбирательствам» (PDF) . Комитет Европейского парламента по правовым вопросам . Архивировано (PDF) из оригинала 31 августа 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Культурное ограбление айнзацштаба рейхсляйтера Розенберга: база данных предметов искусства в Jeu de Paume» . errproject.org/jeudepaume/ . Архивировано из оригинала 18 июня 2021 года.
- ^ «Английский музей спустя 82 года вернет украденную нацистами картину наследникам владельца» . Г1 . 29 марта 2023 г. Проверено 29 марта 2023 г.
- Цитируемые работы
- Бергер, Джон (1965). Успех и неудача Пикассо . Penguin Books, Ltd. ISBN 978-0-679-73725-4 .
- Данто, Артур (23 января 1989 г.). «Курбе». Нация . стр. 97–100.
- Фонс, Сара; Нохлин, Линда (1988). Пересмотр Курбе. Выпущено по случаю открытия выставки в Бруклинском музее с 4 ноября 1988 г. по 16 января 1989 г., Миннеаполисский институт. искусств февраль. 18 – 30 апреля 1989 г. Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. ISBN 0-300-04298-1 .
- Фишер, Матиас (2009). Молодой Ходлер. Карьера художника 1872–1897 . Веденсвиль: Нимбус. ISBN 978-3-907142-30-1 .
- Форстер-Хан, Франсуаза (2001). Дух эпохи: картины девятнадцатого века из Национальной галереи, Берлин . Лондон: Компания Национальной галереи. ISBN 1-85709-981-8 .
- Хердинг, Клаус (август 2023 г.). «Курбе, (Жан-Дезире-)Гюстав» . Гроув Арт онлайн . Издательство Оксфордского университета.
- Мильза, Пьер (2009). Страшный год – Коммуна (март–июнь 1871 г.) . Пэрис: Перрен. ISBN 978-2-262-03073-5 .
- Масанес, Фабрис (2006). Гюстав Курбе . Одеколон: Сумки. ISBN 3-8228-5683-5 .
- Риат, Жорж (1906). Гюстав Курбе – художник . Пэрис: Флаури. OCLC 902368834 .
- Швабский, Барри (24 марта 2008 г.). «Дерзкая непримиримость» . Нация . стр. 28–34. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
- свободном доступе : Франц, Анри (1911). « Курбе, Гюстав ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Монографии об искусстве и жизни Курбе написали Эстиньяр (Париж, 1874), Д'Идевиль (Париж, 1878), Сильвестр в «Французских артистах» (Париж, 1878), Ишам Ван Дайка в «Современных французских мастерах» (Нью-Йорк, 1896), Мейер-Грефе, Коро и Курбе (Лейпциг, 1905), Казье (Париж, 1906), Риат (Париж, 1906), Мютер (Берлин, 1906), Робин (Париж, 1909), Бенедит (Париж, 1911) и Лазар Бела (Париж, 1911 г.). См. также Мутер , «История современной живописи» , том II (Лондон, 1896, 1907); Пату, «Курбе» в «Знаменитых артистах» и «Верите сюр Курбе» (Париж, 1879); Ле Мен, Курбе (Нью-Йорк, 2008).
- Бонд, Энтони, «Воплощая реальность», Тело . Художественная галерея Нового Южного Уэльса (1997).
- Шампфлёри , Великие деятели вчерашнего и сегодняшнего дня (Париж, 1861 г.)
- Чу, Петра тен Досшате. Курбе в перспективе . (Прентис Холл, 1977) ISBN 9780131844322
- Чу, Петра тен Досшат и Гюстав Курбе. Письма Гюстава Курбе . (Чикаго: Univ Chicago Press, 1992) ISBN 0-226-11653-0
- Чу, Петра тен Досшате. Самый высокомерный человек во Франции: Гюстав Курбе и медиакультура девятнадцатого века . (Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 2007 г.) ISBN 0-691-12679-8
- Кларк, Тимоти Дж. , Образ народа: Гюстав Курбе и революция 1848 года ( Беркли : University of California Press , 1999); (Первоначально опубликовано в 1973 году. На основе его докторской диссертации вместе с книгой «Абсолютный буржуа: художники и политика во Франции, 1848–1851 »), 208 стр. ISBN 978-0-520-21745-4 . (Считается окончательной трактовкой политики и живописи Курбе в 1848 году и основополагающим текстом по истории марксистского искусства .)
- «Курбе, Гюстав (Жан-Дезире-Гюстав)». Словарь художников Бенезит . Издательство Оксфордского университета. Октябрь 2011 г. doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.B00043502 . ISBN 978-0-19-989991-3 .
- Фонс, Сара, «Феминистка вопреки себе», « Тело» . Художественная галерея Нового Южного Уэльса (1997).
- Гриффитс, Харриет и Алистер Милль, ранний отчет о выставках Курбе в Салоне , База данных салонных художников, 1827–1850 гг.
- Хоу, Джеффри (редактор), Курбе. Картографический реализм. Картины из Королевских музеев изящных искусств Бельгии и американских коллекций , каталог выставки, Художественный музей Макмаллена, Бостонский колледж, 1 сентября – 8 декабря 2013 г. [распространяется издательством Чикагского университета]
- Хатчинсон, Марк, «История происхождения мира » , литературное приложение Times , 8 августа 2007 г.
- Лемонье, К. Художники жизни (Париж, 1888).
- Линдси, Джек. Гюстав Курбе: его жизнь и искусство. Опубл. Jupiter Books (Лондон) Limited, 1977.
- Манц, «Ж. Курбе», Газ. изящных искусств (Париж, 1878 г.)
- Нохлин, Линда , Курбе (Лондон: Thames & Hudson, 2007) ISBN 978-0-500-28676-0
- Нохлин, Линда, Реализм: стиль и цивилизация (Нью-Йорк: Penguin, 1972).
- Роджерс, Дэвид (2001). «Курбе, Гюстав» . В Бригстоке, Хью (ред.). Оксфордский спутник западного искусства . Издательство Оксфордского университета. п. 159. ИСБН 978-0-19-866203-7 .
- Саватье, Тьерри, Происхождение мира. История картины Гюстава Курбе . TREA Editions (Хихон, 2009 г.). ISBN 978-84-9704-471-4
- Теннант Джексон, Дженни, «Трауэршпиль Курбе: проблемы с женщинами в мастерской художника». в Г. Поллоке (редактор), Визуальная политика психоанализа , Лондон: IBTauris, 2013. ISBN 978-1-78076-316-3
- Золя, Эмиль , Мес Хейнс (Париж, 1879)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 47 работ Гюстава Курбе или после него на Art UK сайте
- Документы Гюстава Курбе в библиотеках Университета Мэриленда
- Гюстав Курбе, работает в Музее Орсе, Париж. Архивировано 7 августа 2020 года в Wayback Machine.
- Мона Лиза, Портал коллекций французских музеев
- Список имен художников Союза, словари Getty. ULAN Отображение полной записи для Гюстава Курбе. Программа словарного запаса Гетти , Исследовательский институт Гетти. Лос-Анджелес, Калифорния
- Студия художника , онлайн, в увеличенной реальности, Музей Орсе.
- «Глава уродливой школы»: Гюстав Курбе в карикатурах XIX века. Блог европейских исследований, Британская библиотека .
- Дженнифер А. Томпсон, « Морской пехотинец Гюстава Курбе (кат. 948) », в коллекции Джона Дж. Джонсона: история и избранные произведения , бесплатное цифровое издание Художественного музея Филадельфии.