Купальщицы (Курбе)
Купальщицы | |
---|---|
![]() | |
Художник | Гюстав Курбе |
Год | 1853 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 227 см × 193 см (89 × 76 дюймов) |
Расположение | Музей Фабра, Монпелье |
«Купальщицы» — , написанная маслом на холсте картина французского художника Гюстава Курбе , впервые выставленная в Парижском салоне 1853 года, где она вызвала крупный скандал. Искусствоведы единогласно критиковали его за большую обнаженную женщину в центре и схематичный пейзажный фон, что противоречит официальным художественным канонам. Его купил за 3000 франков будущий друг Курбе Альфред Брюйас , коллекционер произведений искусства – это приобретение позволило художнику стать финансово и творчески независимым. Он подписан и датирован в правом нижнем углу на небольшом камне. С 1868 года он находится в музее Фабра в Монпелье . [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]
Художник уже добился своих первых успехов во Франции, Бельгии и Германии, где его работы покупали некоторые крупные деятели Второй Французской Республики . Он выиграл медаль и возобновил выставки в Парижском Салоне. Летом 1852 года он вернулся к женской обнаженной натуре, которую ранее трактовал в «Вакханке» (возможно, 1847) и «Спящей блондинке» (1849, частное собрание), последняя из которых включала фигуру, аналогичную центральной фигуре в «Купальщицах» .
Почти 34-летний Курбе написал родителям 13 мая 1853 года:
Мои картины в настоящее время принимаются жюри без каких-либо возражений. Общественность считает меня впущенным и не подлежащим осуждению. Они наконец-то возложили на меня ответственность за мои картины. Я аннексирую землю каждый день. Весь Париж ждет, чтобы увидеть их и услышать шум, который они поднимут. Что касается The Bathers , то это немного пугает, но с тех пор я добавил ткань на ягодицы. Пейзаж на этой картине в целом удачен.
Несмотря на его заверения, он также написал о своем желании большего успеха в письме своим родителям, датированном маем 1852 года. [ 4 ] - «Приложение» - это перевод военного термина «empiète». Как он и надеялся, работа вызвала скандал на следующем Салоне 15 мая 1853 года. Она занимала лучшее положение в подвешивании, на высоте глаз, в отличие от подвески «Борцы» . Изображение сильно отличалось от более принятого стиля, установленного Энгром , а обнаженная женская фигура не соответствовала тогдашним идеалам романтической и неоклассической живописи. Поэт и критик Теофиль Готье написал в «Ла Пресс» 21 июля, что в «Купальщицах » он видел «что-то вроде готтентотской Венеры, выходящей из воды и поворачивающей к зрителю чудовищный зад с мягкими ямочками внизу, которым не хватает только отметки». пассаментери » . Таким образом, Готье противопоставил цивилизованную классическую Венеру тому, что он считал нецивилизованной африканской дикостью образа Курбе. [ 5 ]
Дистанцируясь от Тициана и Рубенса , Курбе нарушил художественную иерархию жанров, объединив обнаженную обычную женщину с пейзажем Франш -Конте , чтобы создать сцену повседневной жизни. Такое сочетание впервые было предпринято в начале 17 века братьями Ленен , которые изображали позирующих крестьян, смотрящих на зрителя, а также художниками голландского и фламандского золотого века. Большой формат тогда обычно использовался для религиозных и мифологических картин и портретов князей. Рост городского населения Франции также вызвал у интеллектуалов желание как отвергнуть сельский мир, так и идеализировать его в псевдопантеистической манере . [ 6 ]
Искусствовед Жюль Шампфлери попытался спровоцировать Жорж Санд , адресовав ей полемическое письмо – оно было опубликовано в журнале L'Artiste 2 сентября 1855 года и включало отчет о его первой встрече с картиной, цитируя философа Пьера-Жозефа Прудона . 1853 г. «Философия прогресса» :
Образ порока, как и образ добродетели, является областью живописи и поэзии: следуя уроку, который хочет преподать художник, каждая фигура, красивая или безобразная, может выполнить цель искусства. [...] Пусть люди, осознавая свое несчастье, научатся краснеть своей трусости и ненавидеть тиранов; пусть аристократию, обнаженную в своей грязной и непристойной наготе, будут бить по всем мускулам за ее паразитическую природу, ее наглость и ее коррумпированность. [...] И пусть каждое поколение, изображающее на холсте или мраморе тайну своего гения, будет оставлено потомкам без обвинений и извинений за произведения своих художников.
Курбе и Прудон были родом из одного и того же региона Франции, но эта защита выдает непонимание творчества Курбе, который не хотел посвятить свою жизнь рисованию сельских жителей или нападкам на средний класс. [ 6 ] Работа была также карикатурно изображена Чамом в «Ле Шаривари» . [ 7 ]
рентген
[ редактировать ]
Центр исследований и реставрации музеев Франции просканировал холст, чтобы увидеть его рисунок. Это была самая ранняя композиция произведения, в которой обнаженная женщина смотрела на зрителя и указывала на фигуру, встающую справа, вероятно, мотив, заимствованный из картины « Персей, освобождающий Андромеду» , которую Курбе скопировал в музее. Эта композиция была покрыта хорошо законченной сценой, показывающей фигуру в натуральную величину в полосатом костюме, запустившую руку в волосы и, по-видимому, галлюцинирующую, когда он бросается с пропасти, а у подножия его ждет Персонификация Смерти в виде скелета. Эскиз этой работы сохранился — Курбе уже работал над ней в апреле 1845 года, но отказался от нее в январе 1846 года. Семь лет спустя он повторно использовал холст для «Купальщиц» . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «868.1.19: Купальщицы, Гюстав КУРБЕ (подробный файл)» (на французском языке).
- ^ де Карс и др. 2007 , с. 343.
- ^ (на французском языке) Документ BNF [Eo9 t 4], в: Courbet , exposition du Grand Palais, Париж, RMN, 2007.
- ↑ Переписка Курбе , под редакцией Петры Тен-Дэсшате Чу, Париж, Фламмарион, 1996.
- ^ (на французском языке) Теофиль Готье, «Салон 1852 года», La Presse , 11 мая 1852 года.
- ^ Jump up to: а б (на французском языке) Жан-Поль Бульон (редактор), La Critique d'art en France, 1850-1900: материалы конференции Клермон-Ферран, 25, 26 и 27 мая 1987 г. , Университет Сент-Этьена, 1989 г., п. 69-71.
- ^ (на французском языке) «Каталог» Элен Туссен, в: Гюстав Курбе (1819-1877) , каталог, Париж, RMN, 1977, стр. 118.
- ^ (на французском языке) «Работы сложного генезиса, Курбе под взглядом лаборатории» Бруно Моттена, в Гюставе Курбе , каталог, Париж, RMN, 2007, стр. 74.
Библиография
[ редактировать ]- де Карс, Лоуренс; из Фон-Реоля, Доминика; Тинтероу, Гэри; Илер, Мишель (2007). Гюстав Курбе: Выставка Париж, Нью-Йорк, Монпелье 2007-2008 (каталог выставки) (на французском языке). Встреча национальных музеев. ISBN 978-2-7118-5297-0 .
- (на французском языке) Брюно Фукар, Курбе , Париж, Фламмарион, колл. «Мастера современной живописи», 1977 (OCLC 602545091, уведомление БнФ № FRBNF34592962).
- (на французском языке) Джеймс Х. Рубин (перевод Ксавье Бернара), Курбе , Файдон, колл. «Искусство и идеи», 2003 ( ISBN 0-7148-9078-2 ).