Джоанна Хиффернан
Джоанна Хиффернан (1843–1886) или Джоанна Хеффернан была ирландских художников моделью и музой , которая была романтически связана с американским художником Джеймсом Эбботтом Макнилом Уистлером и французским художником Гюставом Курбе . Помимо того, что Хиффернан была моделью для художников, она также рисовала и писала картины, хотя маловероятно, что она когда-либо выставляла свои работы. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хиффернан был католиком и родился в Лимерике в Ирландии в 1843 году в семье Анны, урожденной Хики, и Патрика Хиффернан. [ 5 ] Она и ее семья, возможно, уехали из Ирландии в Лондон во время Великого голода 1845–1848 годов, поселившись на Ньюман-стрит, 69. Орфографические ошибки в ее сохранившихся письмах показывают, что она получила скромное образование. [ 3 ] Ее отец, Патрик Хиффернан, был описан друзьями Уистлера, Джозефом Пеннеллом и его женой Элизабет , как «капитан Костиган», пьяный ирландец из Теккерея « романа Пенденнис » . Пеннеллы также описали его как «учителя вежливой хирографии ( каллиграфии )», которые говорили об Уистлере как о «своем зяте». [ 6 ] Ее мать умерла в 1862 году в возрасте 44 лет. У Джоанны Хиффернан была сестра по имени Бриджит Агнес Хиффернан, позже Синглтон. Художник Уолтер Гривз , который начал обучение у Уистлера в 1863 году и хорошо знал Хиффернана, [ 7 ] сказала, что у нее есть сын по имени Гарри, но в официальных записях его следов не обнаружено.
Она эффектно оделась за счет Уистлера, а Жорж дю Морье презрительно прокомментировал, что «Джо пришла с [Уистлером] ко мне... встала, как герцогиня, без кринолина – простое пошива ее шляпки мадам кем-то в Париже стоимость 50 фр." [ 3 ]
Модель художника
[ редактировать ]Уистлер впервые встретил 17-летнюю Джо Хиффернан в 1860 году, когда она работала в студии на Рэтбоун-плейс. [ 8 ] и примерно в 1861 году начались с ней шестилетние отношения, в течение которых она позировала для некоторых из его самых известных картин. Физически поразительная личность Хиффернана была еще более впечатляющей. Биографы и друзья Уистлера, Пеннеллы, писали о ней:
Она была не только красива. Она была умна, сочувствовала. Она давала Уистлеру постоянное общение, без которого он не мог обойтись. [ 9 ]
Семья Уистлера не одобряла Хиффернана. Модели незамужних художников, особенно те, которые позировали обнаженными, считались в то время немногим лучше проституток. Однако Хиффернан, похоже, просто подражала друзьям, поэтому, возможно, возражения против нее со стороны семьи Уистлера были основаны больше на социальном классе, чем на личном характере Хиффермана. [ 10 ] Когда мать Уистлера приехала из Америки в 1864 году, пришлось найти альтернативное жилье для Хиффернана, который, похоже, также стал причиной ссоры Уистлера с Альфонсом Легро в 1863 году. [ 2 ]
Она была во Франции с Уистлером летом 1861 года, а в Париже зимой 1861–1862 годов она позировала для «Симфонии в белом», № I: «Белая девушка» в студии на бульваре Батиньоль, а в 1864–65 годах она позировала для «Симфонии в белом № 2: Маленькая белая девочка» . Возможно, именно тогда она встретила друга и коллегу-художника Уистлера Гюстава Курбе , у которого позже работала моделью. Хотя некоторые считают, что Хиффернан был образцом для «Происхождения мира» Курбе , [ 11 ] на котором изображена вульва обнаженной женщины; По мнению большинства экспертов, моделью была Констанс Кенио , танцовщица и куртизанка. [ 12 ]
Хиффернан присутствовал на сеансах с Уистлером в Данте Габриэля Россетти доме в Челси в 1863 году и провел лето и осень 1865 года в Трувиле с Уистлером. В 1866 году Уистлер выдал Хиффернану доверенность. [ 13 ] над его делами, пока он находился в Вальпараисо в течение семи месяцев, обеспечивая расходы на домашнее хозяйство и давая ей право действовать в качестве агента при продаже его работ. Она называла себя миссис Эббот, особенно когда продавала работы Уистлера арт-дилерам, чтобы собрать деньги.
Во время отсутствия Уистлера Хиффернан поехала в Париж и позировала Курбе в «Спящих » или «Соммейле» , где изображены две обнаженные спящие женщины в постели. Вполне вероятно, что в это время у нее был роман с Курбе. [ 2 ] После разрыва отношений с Хиффернан Уистлер оставил завещание в ее пользу.
Спустя годы
[ редактировать ]После того, как она и Уистлер расстались, Хиффернан помогала воспитывать сына Уистлера, Чарльза Джеймса Уистлера Хэнсона (1870–1935). [ 14 ] результат романа с горничной Луизой Фанни Хэнсон. [ 2 ] Он жил с Хиффернаном по адресу Тистл-Гроув, 5 еще в 1880 году, когда Уистлер был в Венеции с Мод Франклин , его тогдашней любовницей. [ 2 ] Английская перепись 1881 года зафиксировала Хиффернан, ее сестру Бриджит Агнес Хиффернан (1845–1921) и Чарльза Хэнсона как посетителей бухгалтера Чарльза Синглтона (за которого Бриджит выйдет замуж в 1901 году) в доме 2 Thistle Grove. [ 15 ]
После 1880 года об Иффернане мало что известно. Женщина сообщила Жюльетте Курбе (1831–1915), сестре Гюстава Курбе, в письме от 18 декабря 1882 года, что «красивая ирландская девушка» находится в Ницце, где она продает антиквариат и несколько картин Курбе. Говорят, что Хиффернан вышла замуж за человека по имени Эббот где-то после 1881 года, возможно, на континенте. [ 2 ] но это может быть недоразумением, поскольку Хиффернан называет себя «миссис». Эббот», продавая картины Уистлера арт-дилерам, чтобы собрать средства во время их отношений. Джоанна умерла 3 июля 1886 года на Миллман-стрит, 2, Холборн. Наиболее вероятной причиной смерти стала дыхательная недостаточность. [ нужна ссылка ]
Коллекционер произведений искусства Чарльз Лэнг Фрир познакомился с Агнес Хиффернан, когда он носил гроб на похоронах Уистлера в 1903 году, когда она в тяжелом трауре вышла вперед , чтобы отдать дань уважения. [ 16 ] Думая, что он только что встретил Джоанну, Фрир сообщил об этом своей коллеге-меценату Луизине Хавемейер (1855–1929), которая позже записала инцидент так, как она его услышала:
«Когда она подняла вуаль, и я увидел... густые волнистые волосы, хотя и с проседью, я сразу понял, что это была Джоанна, Джоанна Этрета, «la belle Irlandaise», которую Курбе нарисовал с ее чудесными волосами. и зеркало в руке... Она долго стояла подле гроба, кажется, около часа... Я не мог не быть тронут тем чувством, которое она проявила к своему старому другу. «Приходила ли Мод [Франклин]?» [Хавмейер] спросил «Да», ответил г-н Фрир, «в тот же день. Она проделала весь путь из Парижа и была очень тронута, когда я открыл ей лицо Уистлера». ... [Можно было видеть, размышлял Фрир] «что настоящая драма жизни [Уистлера] была связана с любовь [этих] преданных женщин». [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Дю Морье, Дафна (ред.): Молодой Джордж дю Морье: избранные его письма, 1860–67 , Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей, 1952 (на английском языке)
- Геган, Стефан и Хаддад, Мишель: Азбука Курбе и реализма , Париж, Фламмарион, 1996 г. ISBN 978-2-08-012468-5 (на французском языке)
- Ионид, Лука: Воспоминания , 1925, Париж (на английском языке)
- Лешен, Изабель Эно: Джеймс Уистлер, художник и полемист 1834–1903 гг ., Париж, ACR Édition, 1995 г. ISBN 2-86770-087-6 (на французском языке)
- Макдональд, Маргарет Ф. и др.: Уистлер, Женщины и мода , 2003, Нью-Хейвен и Лондон, издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-09906-5 (на английском языке)
- Орбан, Кристина ( фр .): Я была началом мира , Париж, Альбин Мишель, 2000 г. ISBN 978-2-226-11669-7 (на французском языке)
- Пеннелл, Элизабет Робинс и Пеннелл, Джозеф : Жизнь Джеймса Макнила Уистлера , 2 тома, 1908, Лондон и Филадельфия, Филадельфия: компания JB Lippincott; Лондон: В. Хайнеманн (на английском языке)
- Пеннелл, Элизабет Робинс и Пеннелл, Джозеф: The Whistler Journal , 1921, Филадельфия, JB Lippincott Company (на английском языке)
- Саватье, Тьерри: Происхождение мира, сюжет картины Гюстава Курбе , Париж, Бартилья, 2006 г. ISBN 2-84100-377-9 (на французском языке)
- Тейседр, Бернар ( фр .): Роман о происхождении , Париж, Галлимар, 1996. ISBN 978-2-07-078411-0 (на французском языке)
- Макдональд, Маргарет Ф. и др., Женщина в белом , Национальная галерея искусств, Вашингтон, Королевская академия художеств, Лондон, издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, ISBN 978-0-300-25450-1
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия» . Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 27 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Переписка Джеймса Макнила Уистлера» , Университета Глазго Архив Уистлера [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б с Джилл Берк Хименес (редактор) Словарь моделей художников , Routledge (2001) – Google Книги, стр. 275-278
- ^ https://www.dib.ie/biography/hiffernan-joanna-jo-a9605
- ^ Ирландия, Реестры католических приходов, 1655–1915 гг. для Джоанны Хиффернан, Кашела и Эмли, Баллибрикена и Боэрмора, 1841–1881: Ancestry.com (требуется подписка)
- ^ Пеннелл, Элизабет Робинс и Джозеф Пеннелл, Жизнь Джеймса Макнила Уистлера , 2 тома, Лондон и Филадельфия, (1908)
- ^ Краткая биография Уолтера Гривза
- ↑ Ионид, Люк, «Воспоминания», Париж, 1925 г.
- ^ Элизабет Робинс и Джозеф Пеннелл, The Whistler Journal (Липпинкотт, Филадельфия, 1921), стр. 121.
- ^ Викторианская обнаженная натура: сексуальность, мораль и искусство Элисон Смит, опубликованная Manchester University Press, 1996. ISBN 0-7190-4403-0 стр. 29
- ^ Джонс, Джонатан (25 сентября 2018 г.). «Кто позировал «Моне Лизе вагин»?» . Хранитель . Проверено 5 октября 2018 г.
- ^ Шорталл, Эйтне (30 сентября 2018 г.). «Джоанна Хиффернан исключена как источник картины Курбе «Происхождение мира»» . Санди Таймс .
- ^ Стенограмма документа «Доверенность» - Переписка Джеймса Макнила Уистлера - Университет Глазго
- ^ Патрисия де Монфор, «Белый муслин: Джоанна Хиффернан и 1860-е годы», в «Уистлер, женщины и мода» (Коллекция Фрика, Нью-Йорк, совместно с издательством Йельского университета, Нью-Хейвен, 2003), стр. 79.
- ^ Перепись 1881 года в Англии, Государственный архив
- ^ «Красивые женщины: Чарльз Лэнг Фрир и идеал женской красоты». «Журнал Antiques», ноябрь 2006 г., Сьюзен А. Хоббс.
- ^ Луизин В. Хавемейер, от шестнадцати до шестидесяти: Мемуары коллекционера (1961; переиздание Ursus Press, Нью-Йорк, 1993), стр. 212–213.